Реферат по предмету "Экономика"


Современное состояние и перспективы развития ТЭК России

МосковскийГосударственный институт (Университет)
международныхотношений МИД России
 
Факультетдополнительного профессионального образования
Программа«МВА: Международный нефтегазовый бизнес»
 ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
 
Cовременноесостояние и перспективы развития ТЭК России
 
      
  Слушатель
Мягков И. Б.
  Научный руководитель
                       
         К.э.н., доцент
Кулакова Т. П.
  
  Рецензент
  Директор
  ООО «Компания РУДПРОМ»
Петрухин Р.П.                         
 
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»
 
                      Декан ФДПО,
к.э.н., проф. ПоляноваТ.Н.
                                                    Москва
2007

Содержание:
Введение. 3
Глава1. Теории международной конкурентоспособности и позиции российского ТЭК   6
1.1Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности. 6
1.2Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК… 23
1.3Особенности развития современного топливно-энергетического комплекса России  31
Глава2. Внешнеэкономическая деятельность российских ТЭК… 37
2.1Основные направления и динамика участия России на мировом рынкетопливно-энергетических ресурсов. 37
2.2Оценка роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ… 40
2.3Газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ… 48
Глава3. Перспективы роста роли ТЭК на мировых рынках энергоресурсов. 56
3.1Конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке. Государственнаяподдержка отрасли. 56
3.2Потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономическойдеятельности российского ТЭК… 61
3.3Перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС… 67
Заключение. 80
Библиография: 83
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

/>/>/>/>/>Введение
Объективныетенденции глобализации современных экономических отношений предполагают нетолько усиление международной экономической интеграции России в энергетическойсфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны вмировой торговле энергоресурсами.
Вэтом контексте формирующийся мировой рынок энергоресурсов уже не может бытьразделен национальными границами. От правильного понимания и учета вовнутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многомбудет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, небудет ли нарушен геостратегический баланс сил.
Важноотметить, что топливно-энергетический комплекс имеет огромное значение дляРоссии не только с точки зрения внешнеэкономической деятельности, но и с точкизрения внутренних энергетических потребностей страны и энергетическойбезопасности Российской Федерации в целом. Этот факт делает важной теснуювзаимосвязь внешнеэкономических связей ТЭК с эффективным внутренним развитиемотрасли.
Актуальновыявление тенденций мировой и российской энергетики, оценки роли ТЭК вРоссийской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменениероли и места ТЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.
Опытпоследнего десятилетия в становлении сложившейся структуры национальнойэкономики России, включая топливно-энергетический комплекс, показывает, что визменяющихся условиях (явно выраженное лидерство ряда стран в использованиипреимуществ глобализации экономики, усиление их конкурентных позиций на мировыхрынках даже на основе применения жестких мер внешнеполитического воздействия,закрепление влияния на мировых рынках энергоносителей, повышение эффективностииспользования энергоресурсов) возрастает актуальность переоценки роли топливно-энергетическогокомплекса во внешнеэкономических связях России. Речь идет не о кардинальномизменении позиций ТЭК в структуре ВЭС Российской Федерации, а о качественномпреобразовании, интенсивном развитии и диверсификации данной сферы.
Перспективыэкономического роста России в огромной степени зависят от более эффективногоиспользования энергоресурсов. Без принятия срочных мер на государственномуровне в этой области энергетика России может стать тормозом для общегоэкономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение несколькихважнейших принципов — сохранения высокого качества окружающей среды,устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельностии обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурныхразличий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциалагосударственного регулирования ТЭК в данной области является крайне важным.
Очевидно,что особую актуальность приобретает сегодня исследование роли ТЭКво внешнеэкономических связях Российской Федерации. Именно подобноеисследование и станет целью данной работы.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
— Оценить природно-ресурсный потенциал, как основу функционирования ТЭК РФ;
— Выявить современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК;
— Определить особенности развития современного топливно-энергетического комплексаРоссии;
— Выделить основные направления и динамика участия России на мировом рынкетопливно-энергетических ресурсов;
— Провести оценку роли нефтяной отрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ;
— Охарактеризовать газовый вектор внешнеэкономической деятельности ТЭК РФ;
— Проанализировать конкурентные преимущества российского ТЭК на мировом рынке;
— Оценить потенциальные возможности и направления расширения внешнеэкономическойдеятельности российского ТЭК;
— Исследовать перспективы привлечения иностранных инвестиций как форма ВЭС.
/>Глава 1. Теории международнойконкурентоспособности и позиции российского ТЭК/>1.1 Теоретический аспект проблемы конкурентоспособности
В1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter)опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием«Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработансовершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из пред­посылокэтого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, ане страны. Необходимо понять, как фир­ма создает и удерживает конкурентноепреимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе»[1]. Успех на внешнем рынке зависит отправильно выбранной конкурентной стратегии.
Стратегияконкурентного преимущества
Основнойединицей конкуренции no M. Портеру является отрасль, т. е.группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги инепосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты сосходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслямивсегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасливлияют два главных момента.
1.Структура отрасли, в которой действует фирма, т. е. особен­ности конкуренции.На конкуренцию в отрасли оказывают воздейст­вие пять факторов (или сил по М.Портеру):
1) появление новых конкурентов;
2) появление товаров или услуг-заменителей;
3) способность поставщиков торговаться;
4) способность покупателей торговаться;
5) соперничество уже имеющихся конкурентов между собой. Эти пять факторовопределяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемыефирмами, их расходы, капи­таловложения и др.
Споявлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли,так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятсязаполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителейограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар… Поставщикии покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к снижениюприбыли фирмы.
Платойза конкурентоспособность при соперничестве с другими фирмами являются либодополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате — сокращениеприбыли.
Значениекаждого из пяти факторов определяется его основными техническими иэкономическими характеристиками. Например, спо­собность покупателей торговатьсязависит от того, сколько у фирмы покупателей, какая часть сбыта приходится наодного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходовпоку­пателя, а угроза появления новых конкурентов — от того, насколько трудноновому конкуренту «внедриться» в отрасль.
Каждаяотрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редкопоявляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовомфакторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены неотпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказы­вают.Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуетсязначительное время.
2.Позиция, которую занимает фирма в отрасли.
Позицияфирмы в отрасли определяется прежде всего конкурент­ным преимуществом. Фирмаопережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:
1) более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать,выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов.Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирмав этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпус­кающиесталь и полупроводниковые приборы с низкими издержка­ми, используютнизкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу в сочетании ссовременной технологией и оборудова­нием, закупленными за рубежом илиизготовленными по лицензиям;
2)дифференциация товаров, т. е. способность фирмы удовлетво­рять потребностипокупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особымипотребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажногообслуживания. Так, немецкие станкостроители используют стратегиюдифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, на­дежностии быстром техническом обслуживании, что позволяет им диктовать высокие цены ипри равных с конкурентами издержках получать большую прибыль.
Конкурентноепреимущество дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов.
Другимважным фактором, влияющим на позицию фирмы в от­расли, является сфераконкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своейотрасли. Фирма должна ре­шить для себя, сколько разновидностей товароввыпускать, какими
Конкурентное преимущество Меньшие издержки Дифференциация Сфера конкуренции Широкая цель Лидерство за счет экономии на издержках Дифференциация Узкая цель Сосредоточение внимания на издержках Сфокусированная дифференциация
Схема 1. Типовые стратегии
каналамисбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мирапродавать свою продукцию и в каких родст­венных отраслях конкурировать.
Отраслисегментированы, поэтому при выборе сферы конкурен­ции фирма должна решить,конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один секторрынка.
На Схеме.1. представлены основные типовые стратегии, приме­няемые при определениипозиции фирмы в отрасли[2]. Концепция типовых стратегийзаключается в том, что каждая стратегия базиру­ется на конкурентномпреимуществе и фирма должна выбрать свою стратегию в зависимости от имеющегосяпреимущества.
Конкурентноепреимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняетотдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаютсяопределенные ценности для покупате­лей. Конечная ценность зависит от того,сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой.Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходи­муюдеятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преиму­щества, необходимолибо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и уконкурентов, но производить его с мень­шими издержками (стратегия меньшихиздержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за которыйможно полу­чить большую цену (стратегия дифференциации).
Видыдеятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все онивносят свой вклад в потребительную стоимость.
Ихможно условно подразделить на две категории:
первичнаядеятельность (производство, сбыт, доставка и обслу­живание товара);
вторичнаядеятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскимиресурсами и т. д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другойдеятельности, т. е. поддер­живающая деятельность).
Взависимости от выбранной конкурентной стратегии определя­ются способ, которымфирма выполняет отдельные виды деятель­ности, и вся цепочка ценностей. В разныхотраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достиженияконку­рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро­ениябольшое значение имеют развитие технологии, качество сбор­ки и послепродажноеобслуживание, а для производства моющих средств — реклама.
Цепочкаценностей фирмы — это система видов деятельности, между которыми существуютсвязи, возникающие, когда способ осущест­вления какого-либо вида деятельностивлияет на стоимость или эф­фективность других видов деятельности. Управлениеэтими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.
Фирмыдобиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции всвоей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Поднововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии,способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться визменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу,новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.
Наиболеетипичными причинами новаций, позволяющими до­стичь конкурентного преимущества,являются:
•  новые технологии (производство рентгеновской аппаратуры в Германии);
•  новые или изменившиеся запросы покупателей (американские
компаниибыстрого питания);
•  появление нового сегмента отрасли (производство малогаба­ритных многоцелевыхавтопогрузчиков в Японии);
•  изменение стоимости или компонентов производства (изме­нение соотношениястоимости рабочей силы в странах);
•  регулирование на уровне правительства (стандарты, охрана ок­ружающей среды,торговые ограничения и др.).
Фирмы,которые первыми отреагировали на изменение структу­ры отрасли, получаютпреимущество, позволяющее им использовать эффект масштаба, снижать издержки,создавать фирменный имидж и налаживать отношения с клиентами в то время, когдажесткой конкуренции еще нет, а также выбирать каналы распространения, выгодныеисточники сырья и др.
Самонововведение конкуренты могут скопировать, но преиму­щества, полученныеблагодаря быстрой реакции на изменение струк­туры отрасли, часто остаются зафирмой-новатором.
Впроцессе обновления большую роль играет информация, кото­рая конкурентов неинтересует или которая им недоступна либо доступна всем, но обработанапо-новому.
Продолжительностьудержания конкурентного преимущества за­висит:
•  от источников конкурентного преимущества. Преимущества низкого уровня, такие,как дешевая рабочая сила или сырье, довольно легко могут получить и конкуренты(производ­ство бытовой электроники в Юго-Восточной Азии). Этого же уровняпреимущество основано на использовании эффекта масштаба от применениятехнологий или оборудования и т. д. При появлении но­вой технологии такойэффект масштаба быстро исчезает.
Преимуществаболее высокого уровня (патентованная техноло­гия, уникальные товары или услуги,репутация фирмы, тесные связи с клиентами) можно удерживать более длительноевремя. Достижение таких преимуществ возможно при условии долговременных и ин­тенсивныхкапиталовложений;
•  от количества имеющихся у фирм явных источников конку­рентного преимущества;
•  от постоянной модернизации производства и других видов деятельности.
Дляудержания позиций фирмам иногда приходится отказываться от имеющихсяпреимуществ, чтобы добиться новых. Например, внедрение новых технологийкорейскими судостроителями позво­лило снизить затраты на рабочую силу, хотя уКореи еще было пре­имущество в этом отношении.
2.Особенности международной конкуренции
Все,что говорилось выше о конкуренции и конкурентной страте­гии, в одинаковойстепени может относиться как к внешнему, так и внутреннему рынку. В то же времямеждународная конкуренция имеет некоторые особенности.
М.Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особен­ностей конкуренции:
• множественно-национальные(multidomestic) отрасли, для ко­торых характерното, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному, т. е. в международноммасштабе такая отрасль пред­ставляет собой совокупность национальных отраслей.Проводить единую стратегию в таких отраслях невозможно. Примером такой отраслимогут служить сберегательные банки; • глобальные отрасли, которые имеют единоеполе конкуренции по всему миру. В таких отраслях получение конкурентного пре­имуществаприобретает особо важное значение в связи с возмож­ностью его всемирногоиспользования. Именно в таких отраслях необходимо разрабатывать не простоконкурентную стратегию, а глобальную, т. е. вырабатывать и внедрять единыйподход к про­даже продукции во многих странах. Сам факт функционированиямногонациональных компаний (МНК) еще не означает наличия глобальной стратегии,поскольку в множественно-национальных отраслях филиалы МНК действуют автономно.М. Портер выделяет два способа достижения и использования кон­курентногопреимущества при глобальной стратегии.
1. Конфигурация деятельности, т. е. размещение различных видов деятельности вразных странах для того, чтобы использовать их осо­бенности.
Присосредоточении различных видов деятельности производство осуществляется в однойстране, а выход на внешний рынок — путем экспорта товаров, при ихрассредоточении производство осущест­вляется в разных странах, а выход навнешний рынок — посредством прямых зарубежных инвестиций.
Приразмещении видов деятельности страна выбирается по сле­дующим критериям:
минимальнаястоимость факторов;
наличиенеобходимых условий для проведения НИОКР;
возможностьполучения доступа к специализированным навыкам;
степеньразвития отношений с клиентами и др.
2. Координация деятельности филиалов, которая включает: обмен информацией;
распределениеответственности;
согласованиеусилий.
Координациясама может быть конкурентным преимуществом, поскольку способствует накоплениюзнаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляетсявозможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.
3.Детерминанты конкурентного преимущества
Подконкуренцией подразумеваются не равновесие, а постоян­ные перемены. Каждаяотрасль постоянно совершенствуется и об­новляется. Причем важную роль встимулировании этого процесса играет страна базирования. Страна базирования —это страна, где разрабатываются стратегия, основная продукция и технология игде имеется рабочая сила с необходимыми навыками.
М.Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие сре­ду, в которойконкурируют местные фирмы, и влияющие на ее меж­дународный успех (Схема 2.)[3].
/>
Схема.2. Детерминанты конкурентного преимущества страны
Этидетерминанты, каждый в отдельности и все вместе как сис­тема, создают среду, вкоторой рождаются и действуют фирмы дан­ной страны.
Страныдобиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этихстранах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами сложныезадачи, заставляет их лучше использовать имеющиеся конкурентные преимущества иискать новые. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или ихсегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются, т. е.каждый детерминант влияет на все остальные.
Преимуществопо каждому детерминанту не является предпосыл­кой для конкурентногопреимущества в отрасли. Именно взаимо­действие преимуществ по всемдетерминантам обеспечивает само­усиливающиеся выигрышные моменты, которыеиностранным конкурентам недоступны.
Параметрыфакторов
Каждаястрана в той или иной степени обладает факторами про­изводства, необходимымидля деятельности фирм в любой отрасли. Теория сравнительных преимуществ вмодели Хекшера—Олина посвящена сравнению имеющихся факторов. Странаэкспортирует товары, при производстве которых интенсивно используются различ­ныефакторы. Однако факторы, как правило, не только достаются по наследству, но исоздаются, поэтому для получения и развития конкурентных преимуществ важен нестолько запас факторов на данный момент, сколько скорость их создания. Крометого, изоби­лие факторов может подорвать конкурентное преимущество, а ихнехватка — побудить к обновлению, что может привести к долговре­менному конкурентномупреимуществу. В то же время наделенность факторами имеет достаточно важноезначение, поэтому это первый параметр данной составляющей «ромба».
1. Наделенностьфакторами
Традиционнов экономической литературе выделяют три фактора: труд, земля и капитал. Ноболее полно их влияние в настоящее время отражает несколько иная классификация:
•  людские ресурсы, которые характеризуются количеством, ква­лификацией истоимостью рабочей силы, а также продолжитель­ностью нормального рабочеговремени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленныекатегории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкрет­ныхкатегорий работников;
•  физическиересурсы, которые определяются количеством, ка­чеством, доступностью истоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов,источников электроэнер­гии и др. К ним также можно отнести климатическиеусловия, географическое положение и даже часовой пояс;
•  ресурс знаний, т. е. совокупность научной, технической и ком­мерческойинформации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен вуниверситетах, исследовательских органи­зациях, банках данных, литературе ит.д.;
•  денежныересурсы, характеризующиеся количеством и стои­мостью капитала, который можетбыть направлен на финансиро­вание промышленности;
•инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовыеуслуги, перевод платежей между банками, систему здравоохранения и др.
Совокупностьприменяемых факторов в разных отраслях разли­чается. Фирмы достигаютконкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые иливысококачественные факторы, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли.Так, расположение Сингапура на важном торговом пути между Японией и БлижнимВостоком сделало его центром судоремонтной индустрии. Однако получениеконкурентного преимущества на основе факторов зависит не столько от их наличия,сколько от их эффективного использования, поскольку МНК могут обеспечитьнедостающие факторы путем закупок или размещения деятельности за рубежом, амногие факторы относительно просто перемещаются из страны в страну.
2. Иерархияфакторов
Факторыподразделяются на основные и развитые, общие и спе­циализированные.
Косновным факторам относятся природные ресурсы, климати­ческие условия,географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т. п. Их получаетстрана по наследству либо при не­значительных капиталовложениях. Они не имеютособого значения для конкурентного преимущества страны либо создаваемое ими пре­имуществонеустойчиво. Роль основных факторов снижается из-за сокращения потребности вних или из-за их возросшей доступности (в том числе в результате переводадеятельности или закупок за ру­бежом). Эти факторы имеют важное значение вдобывающих отрас­лях и в отраслях, связанных с сельским хозяйством.
Кразвитым факторам относятся современная инфраструктура, высококвалифицированнаярабочая сила и т. п. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, так какпозволяют достичь конкурент­ного преимущества более высокого уровня.
Постепени специализации факторы подразделяются на общие, которые можно применятьво многих отраслях, и специализирован­ные. Специализированные факторы образуютболее солидную и долговременную основу для конкурентного преимущества, чемобщие. Критерии подразделения факторов на основные и развитые, об­щие испециализированные необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временемони изменяются. Например, выпускник вуза 60-х гг. при прочих равных условияхсовсем не соответствует уровню выпускника того же вуза 90-х гг.
3.Создание факторов
Факторыразличаются в зависимости от того, возникли ли они естественным способом илисозданы искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентныхпреимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваютсяуспеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается со­здавать исовершенствовать необходимые факторы.
Условия(параметры) спроса
Вторымдетерминантом национального конкурентного преиму­щества является спрос навнутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя наэффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скоростьвнедрения нова­ций. Он характеризуется:
структурой;
объемоми характером роста;
интернационализацией.
Фирмымогут достичь конкурентного преимущества при следую­щих основныххарактеристиках структуры спроса:
значительнаядоля внутреннего спроса приходится на глобальные сегменты рынка;
покупатели(включая посредников) разборчивы и предъявляют повышенные требования, чтовынуждает фирмы повышать стандарты качества изготовления продукции,обслуживания и потребительских свойств товаров;
потребностьв стране базирования возникает раньше, чем в других странах.
Объеми характер роста внутреннего спроса позволяют фирмам получать конкурентноепреимущество если:
зарубежом имеется спрос на товар, обладающий большим спро­сом на внутреннемрынке;
имеетсябольшое количество независимых покупателей, что со­здает более благоприятнуюобстановку для обновления;
внутреннийспрос быстро растет, что стимулирует интенсификацию капиталовложений и скоростьобновления;
внутреннийрынок быстро насыщается, в результате ужесточается конкуренция, при которойвыживает сильнейший, что вынуждает выходить на внешний, рынок.
Фирмыдостигают конкурентного преимущества благодаря интер­национализации спроса навнутреннем рынке, т. е. когда отдается предпочтение зарубежным потребителям приусловии, если:
существуютмобильные и многонациональные внутренние покупа­тели, которые способствуютразвитию спроса за рубежом (туристы, филиалы МНК и т. д.);
имеетсявозможность влиять на запросы зарубежных покупате­лей (передача потребностей),например зарубежные ученые стремятся перенять практику (оборудование, методы идр.) своих коллег из тех стран, которые считаются лидерами в данной областинауки («эф­фект демонстрации»).
Влияниепараметров спроса на конкурентоспособность зависит и от других частей «ромба».Так, без сильной конкуренции широкий внутренний рынок или его быстрый рост невсегда стимулируют инвестиции. Без поддержки соответствующих отраслей фирмы неспособны удовлетворять потребности взыскательных покупателей и т. д.
Родственныеи поддерживающие отрасли
Третьимдетерминантом, определяющим национальное конкурент­ное преимущество, являетсяприсутствие в стране отраслей-постав­щиков или смежных отраслей, которыеконкурентоспособны на мировом рынке.
Приналичии конкурентоспособных отраслей-поставщиков воз­можны:
эффективныйи быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам, например к оборудованию иликвалифицированной рабочей силе и др.;
координацияпоставщиков на внутреннем рынке;
оказаниесодействия процессу нововведений. Национальные фирмы получают наибольшуювыгоду, если их поставщики конку­рентоспособны на мировом рынке.
Наличиев стране конкурентоспособных родственных отраслей часто ведет к возникновениюновых высоко развитых видов произ­водства. Родственными называются такиеотрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой впроцессе форми­рования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаи­модополняющимипродуктами, например компьютерами и програм­мным обеспечением. Взаимодействиеможет происходить в сфере раз­вития технологий, производства, маркетинга,сервиса. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способныхконкури­ровать на мировом рынке, открывается доступ к обмену информацией итехническому взаимодействию. Географическая, близость и куль­турное родствообусловливают более активный взаимообмен, чем с иностранными фирмами.
Успехна мировом рынке одной отрасли может повлечь за собой развитие производствадополнительных товаров и услуг. Например, продажа американских компьютеров заграницей привела к повыше­нию спроса на американские периферийные устройства,программное обеспечение и к развитию американских служб, работающих с базамиданных.
Однакоуспех отраслей-поставщиков и родственных отраслей может повлиять на успехнациональных фирм только при условии позитивного воздействия остальныхсоставляющих «ромба».
Стратегия,структура и соперничество фирм
Четвертымважным детерминантом, определяющим конкуренто­способность отрасли, является тотфакт, что фирмы создаются, ор­ганизуются и управляются в зависимости отхарактера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различныестратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и наформу конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно действующие намировом рынке, являются малыми или средними (по размеру) семейнымипредприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархическойсистемой управле­ния. Кроме того, можно вспомнить об американской и японскойсистемах управления. Эти национальные особенности в значительной степени влияютна позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию.
Особоезначение для достижения высокой конкурентоспособности в отрасли имеет сильноесоперничество на внутреннем рынке, что объясняется следующими причинами:
сильнаявнутренняя конкуренция дает более мощный импульс к совершенствованию;
внутренняяконкуренция не только укрепляет позиции фирм на внутреннем рынке, но изаставляет их выходить на мировой уровень с целью дальнейшего роста;
болеесильные местные фирмы, закаленные внутренней конку­ренцией, способны добитьсяуспеха и за границей;
приконкуренции на внутреннем рынке создаются также преиму­щества для национальнойотрасли в целом, а не только для отдель­ных фирм. Конкуренты заимствуют друг удруга прогрессивные идеи;
иразвивают их, поскольку в пределах одной нации идеи распрост­раняются быстрее,чем между разными нациями.
Этипреимущества усиливаются при концентрации конкурентов в одной географическойместности.
Рольслучая
Случай— это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и накоторое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. Помнению М. Портера, к ним отно­сятся[4]:
изобретательство;
крупныетехнологические достижения (биотехнология, микро­электроника и др.);
резкиеизменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);
значительныеизменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов;
резкоеповышение мирового или местного спроса;
политическиерешения зарубежных правительств;
войны.
Случайныесобытия важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результатеэтих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и созданпотенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспо­собностив новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиватьсяпосле того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции изГонконга и Японии.
В товремя как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности вотрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеетэтот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второймировой войне стран — Германии, Японии и Италии).
Рольправительства
Рольправительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, чтооно оказывает влияния на все четыре детер­минанта:
напараметры факторов — через субсидии, политику в отноше­нии рынка капитала идр.;
напараметры спроса — путем установления различных стандар­тов и осуществлениягосударственных закупок;
наусловия развития родственных отраслей и отраслей-поставщи­ков — посредствомконтроля над средствами рекламы или регулиро­вания развития инфраструктуры;
настратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую политику,антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельностирынка ценных бумаг и т.д.
Всечетыре детерминанта могут оказывать и обратное воздейст­вие на правительство.Роль правительства может быть положитель­ной и отрицательной.
Детерминантынациональной конкурентоспособности представ­ляют собой комплексную систему,которая находится в постоянном развитии. Одни детерминанты регулярновоздействуют на другие. Действие системы детерминантов ведет к тому, чтоконкурентоспо­собные национальные отрасли распределены не равномерно по всейэкономике, а связаны в пучки, или «кластеры», состоящие из отрас­лей, зависящихдруг от друга. Например, 40% итальянского экс­порта приходится на отрасли,связанные с производством продуктов питания, одежды и благоустройством жилья. Вэтом случае также важен и географический (региональный) аспект, о котором ужегово­рилось.
Послерассмотрения теорий международной торговли возникает вопрос, заменяла ли каждаяпоследующая теория предыдущую и какая теория объясняет развитие международнойторговли в конце XX в. В настоящеевремя нельзя говорить о специализации страны в целом в соответствии скакой-либо одной теорией. Речь может идти о специализации отдельных отраслей иотдельных фирм в данной стране. Причем ни одна из теорий не утратилаактуальности: одни в большей, а другие в меньшей степени объясняют тенденцииразвития современной мировой торговли.1.2Современные проблемы воспроизводства сырьевой базы ТЭК
Нефтегазовый комплексРоссии оказывает мощное положительное влияние на развитие ее экономики.Несмотря на экономический кризис последнего десятилетия, Россия сохранилаведущее место в мире среди нефтегазодобывающих стран-экспортеров. Такоеотносительно благополучное положение во многом определяется сформировавшейся вэпоху советского периода сырьевой базой углеводородов (УВ), неравномернососредоточенной в основных нефтегазоносных провинциях (рис. 1).[5]
/>
Начиная с 1994 г.ситуация с воспроизводством сырьевой базы УВ стала ухудшаться. Из-занедостаточного финансирования резко снизились объемы геолого-разведочных работ(ГРР), соответственно сократилось число открытых новых месторождений.
Вместе с тем прогнозыпоказывают, что по крайней мере в течение всей первой половины XXI в. основнымиэнергоносителями в мире и России останутся нефть и газ. Из этого неизбежноследует необходимость развития сырьевой базы УВ – основы нефтегазовогокомплекса страны.
Сырьевая база жидких УВ(нефть и газовый конденсат). Начальные суммарные ресурсы (НСР) нефти России,включающие накопленную добычу, запасы категорий А+В+С1+С2, перспективные(категория С3) и прогнозные (категории Д1+Д2) ресурсы, распределенынеравномерно и составляют на суше 87,6%, на шельфе – 12,4%.
Из общего объема НСРнакопленная добыча нефти составляет 16 %, разведанные запасы категорий А+В+С1 –17 %, предварительно оцененные запасы категории С2 – 8 %, перспективные ипрогнозные ресурсы – 58 % (рис. 2).[6]
/>
Наибольший объем НСРсосредоточен в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции (рис. 3).
/>
Структура НСР нефти понефте- газоносным провинциям (НГП) России приведена на рис. 4.
/>
Всего на территорииРоссии открыто 2407 нефтесодержащих месторождений, в том числе 1958 – нефтяных,193 – газонефтяных, 32 – нефтегазовых и 224 – нефтегазоконденсатных. Из общегочисла открытых месторождений 1253 вовлечены в разработку, в которыхсосредоточено 53,3 % общероссийских запасов нефти.[7]
По крупности запасовместорождения распределяются следующим образом: 10 уникальных (запасы каждогоместорождения больше 300 млн т); 139 крупных (30-300 млн т); 219 средних(10-30 млн т); остальные – мелкие (менее 10 млн т). При этом на месторождения сизвлекаемыми запасами более 30 млн т приходится 73 % общероссийских запасов иоколо 76 % добычи нефти. К уникальным месторождениям относятся Ромашкинское вРеспублике Татарстан; Самотлорское, Федоровское, Салымское, Приобское,Тевлинско-Русскинское, Красноленинское, Ватьеганское в Ханты-Мансийском АО;Русское в Ямало-Ненецком АО и Юрубчено-Тохомское в Эвенкийском АО. Следуетотметить, что месторождение Русское не разрабатывается, а годовая добыча поПриобскому, Юрубчено-Тохомскому и Салымскому месторождениям составляет менее 3% разведанных запасов каждого.
Большая часть разведанныхзапасов нефти (91 %) уже передана недропользователям.
На долювертикально-интегрированных нефтяных компаний (ОАО «ТНК», ОАО«НК»ЮКОС", ОАО «НК „ЛУКойл“, ОАО»Сургутнефтегаз", ОАО «НК „Роснефть“, ОАО»Татнефть", ОАО «Сибнефть», ОАО «СИДАНКО», ОАО«НГК „Славнефть“, АНК „Башнефть“) приходится около 77% запасов нефти[8]
Запасы конденсатаучитываются на 327 газоконденсатных месторождениях и составляют 2 млрд т.Основные запасы конденсата сосредоточены в Ямало-Ненецком АО (60%) иАстраханской области (21 %). Доля запасов конденсата распределенного фондасоставляет 90 %.
В целом, если полагатьсятолько на „сухие цифры“, можно было бы охарактеризовать состояниесырьевой базы нефтяного комплекса России как благополучное: разведанные запасынефти составляют 12 % мировых (второе место в мире), обеспеченность добычиразведанными запасами – около 50 лет.
Однако запасы и ресурсынефти в основном сосредоточены в отдаленных труднодоступных и недостаточнообжитых районах, характеризуются сложными горно-геологическими условиями, сравнительнонизким качеством нефти. Рентабельность разработки таких запасов в условияхрыночной экономики находится в сильной зависимости от мировых цен на нефть.
В настоящее времявозникает необходимость в проведении переоценки ресурсов и запасов нефти насовершенно новой методологической и классификационной основе, в том числе сучетом изменившихся экономических условий, но уже сейчас очевидно, чтоимеющиеся результаты оценки состояния сырьевой базы несколько преувеличены.
В общем числе разведанныхместорождений 82 % составляют мелкие. Выработанность запасов в целом по Россиидостигла 50 %, особенно высокая степень выработанности характерна дляместорождений Урало-Поволжья и Северного Кавказа. Доля запасов свыработанностью более 80 % превышает 1/4 разрабатываемых запасов, свыше 1/3составляют запасы с обводненностью более 70 %.
Из текущих запасов нефти19 % находятся в подгазовых зонах нефтегазовых залежей, 14 % представленытяжелыми и высоковязкими нефтями. Снижаются текущие дебиты эксплуатационныхскважин./>/>/>Большое значение имеет проблемавоспроизводства сырьевой базы нефтегазового комплекса России
В соответствии сразрабатываемой „Энергетической стратегией России на период до 2020года“ задача прогнозирования развития сырьевой базы нефтегазовогокомплекса имеет концептуальное и вариантные решения, учитывающие величину,размещение и структуру запасов и ресурсов нефти и газа, а также комплекс экономических,технико-технологических, экологических и социально-политических факторов,определяющих объемы добычи и потребления, транспортные и другие издержки.
Прогноз добычи УВ.Согласно проекту „Энергетической стратегии…“ добыча УВ-сырья будетразвиваться во всех существующих нефтегазодобывающих районах России, а также вновых районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на шельфе. Преобладающаячасть добывающих мощностей будет размещаться в Западной Сибири, гдесосредоточены наибольшие запасы и ресурсы. Вместе с тем, сколь оптимистично ниоценивался бы потенциал этого региона, снижение его возможностей в отношениидобычи неизбежно уже в обозримом будущем. Прежде всего прогнозируется снижениедобычи в добывающих районах европейской части России и на о-ве Сахалин.
В соответствии с проектом»Энергетической стратегии..." и предложениями по ее уточнению добычанефти (с газовым конденсатом) достигнет 340-405 млн т в 2020 г. (среднийсценарий – 360 млн т). Добыча по стране в целом обеспечена запасами распределенногофонда открытых месторождений вплоть до 2010 г., после чего предлагаетсявозрастающий дефицит добычи: около 30 млн т в 2015 г. и 60 млн т в 2020 г.(рис. 10).
Рис. 5. Динамика добычи нефти (с конденсатом)   />
Таким образом, дляподдержания требуемого уровня добычи нефти на период после 2010 г. необходимыоткрытие новых месторождений и ввод их в разработку, потребность в которых вовремени неизбежно будет возрастать.
Геолого-экономическийанализ сырьевой базы нефтедобычи Западной Сибири указывает на возможность еевыхода к 2010-2011 гг. на максимальный уровень добычи в 211-217 млн т приусловии вовлечения в разработку подготовленных и разведываемых нефтяныхместорождений. При этом прогнозируется его снижение до 175 млн т в 2020 г. и145 млн т в 2030 г.
ГРР на нефть и газ. Дляобеспечения разведанными запасами стабильной добычи УВ-сырья в объемах,предусмотренных проектом «Энергетической стратегии России…»,планируется проведение комплекса ГРР, направленного на:
разведку и доразведкуоткрытых месторождений и перевод предварительно оцененных запасов категории С2в более высокие категории;
поиски, разведку иподготовку к разработке новых месторождений в обустроенных нефтегазодобывающихрайонах для поддержания уровней добычи;
региональное изучение ипоиски месторождений в новых менее изученных районах для формирования сырьевойбазы на перспективу, в том числе с целью создания новых объектовнефтегазодобычи.
Конкретные направления,виды и объемы планируемых ГРР определялись ежегодными программамигеологического изучения недр, которые в последующем корректировались взависимости от полученных результатов выполненных работ. В настоящее времяпринято решение перейти к разработке и реализации государственных программгеологического изучения недр нефтегазоносных и перспективных провинций Россиина период до 2010 г., что позволит более обоснованно прогнозировать направленияи объемы работ в каждой провинции и в целом по территории России с целью наращиванияразведанных запасов УВ-сырья.
Проведенные расчетытребуемых объемов глубокого бурения как основного наиболее дорогостоящего видаработ на нефть и газ по основным нефтегазоносным регионам России показывают,что для адекватного восполнения планируемых уровней добычи приростамиразведанных запасов до 2020 г. необходимо пробурить не менее 50 млн мпоисковых, разведочных и параметрических скважин, или в среднем 2,5 млн м вгод.
 Для сравнения следуетуказать, что в 1991-2000 гг. среднегодовой объем глубокого бурения составил 2млн м при диапазоне изменения по годам от 4,2 до 1,27 млн м.
По прогнозным расчетамсуммарные затраты на все виды ГРР до 2020 г. должны составить около 1 трлн р.,или в среднем 50 млрд р. в год.
В связи с отменой с 2002г. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) основныезатраты по финансированию ГРР на нефть и газ должны обеспечиваться за счетсредств недропользователей (до 80 % прогнозируемых годовых затрат). Из средствфедерального бюджета в основном предусматривается финансировать региональные,научно-исследовательские, опытно-конструкторские и тематические работы, а такжеинформационно-методическое обеспечение.
Вместе с тем в связи свводом в действие Налогового кодекса большая часть недропользователей весьма настороженноотносится к формированию планов работ по геологическому изучению участков недрза счет собственных средств.
Уже сейчас очевидно, чтонеобходимо выработать такие экономические механизмы, которые позволятзаинтересовать недропользователей финансировать ГРР за счет собственныхсредств, а также обеспечить более эффективное освоение участков недр,предоставленных в пользование./>1.3 Особенности развития современноготопливно-энергетического комплекса России
ВРоссии значение ТЭК особенно велико. Во-первых, из-за огромного ресурсногопотенциала, который был детально проанализирован выше. Во-вторых, она обладаетуникальным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом. Втретьих, важное место ТЭК определяется климатическими условиями, при которыхобеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является жизненноважным фактором существования целых регионов.
Вто же время в конце XX века место России в мировой экономике изменилось.Стагнация последних лет существования Советского Союза сменилась глубокимструктурным кризисом, небывалым в мирное время спадом производства и ухудшениемпрактически всех показателей жизни населения. ВВП России за период 1990–2000гг. сократился на 34%. Если бывший СССР (где Россия играла главную роль)относился к числу экономических сверхдержав, то в 2001 г. наша страна по объемуВВП на душу населения заняла лишь 30-е место в мире (18% от уровня США). Загоды реформ Россия утратила многие свои прежние позиции. ВВП в 1990–2000 гг.сократился на 34%. В США он вырос за это время на 36%, в Норвегии – на 38%,Великобритании – на 22%, Турции и Мексике – на 41%, Польше – на 43%, в Китае –более чем в 2,5 раза[9].
Структураэкономики России в 90-е гг. менялась в противоположном мировым тенденциямнаправлении. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе энергоресурсов, вструктуре мирового ВВП постоянно снижается. В развитых странах прирост ВВПприходится главным образом на обрабатывающую промышленность (особенно насовременные наукоемкие производства) и сферу услуг.
Сейчасна долю ТЭК в России приходится около 30% объема промышленного производства,32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около45% валютных поступлений. За последние 10 лет в структуре промышленногопроизводства доля отраслей с высокой добавленной стоимостью снизилась.
СейчасРоссия занимает ведущее место лишь по ресурсному потенциалу и производствупервичных энергоресурсов: 1-е место по добыче газа, 2-е – по нефти, 4-е – поэлектроэнергии, 6-е – по добыче угля.
Попотреблению же первичных энергоресурсов на душу населения, несмотря на высокуюэнергоемкость экономики, Россия все сильнее отстает от развитых стран. Если ещев 1995 г. по общему объему энергопотребления США и Китай превосходили Россию,соответственно, в 3,5 и 1,4 раза, то уже в 2000 г., соответственно, в 3,8 и 2раза.
Послекризиса 1999–2000 гг. в развитии ТЭК появились положительные тенденции – ростпроизводства во всех его отраслях. Но запас прочности ТЭК, созданный напротяжении десятилетий, практически исчерпан.
Учитываяопределяющую роль ТЭК в экономике страны, восстановление комплекса, в том числеего позиций на мировом рынке, становится первоочередной государственнойзадачей.
Назаседании правительства РФ 22 мая 2003 г. была одобрена Энергетическаястратегия России на период до 2020 г. (далее – Стратегия). Этот документподтверждает приоритетную важность развития ТЭК России.
Стратегияпредусматривает существенное наращивание производства всех видов энергоресурсовдля удовлетворения в первую очередь внутреннего спроса. Остальная продукциябудет поступать на внешний рынок.
Впредстоящем двадцатилетии внутреннее потребление первичных энергоресурсовувеличится до 1145–1270 млн т у.т. Внешний спрос на российские энергоресурсытакже вырастет и составит к 2020 г. до 855 млн т у.т., в том числе на нефть –до 309 млн т, на газ – до 245 млрд м3.
Внутреннийспрос и прогнозируемые объемы экспорта должны обеспечиваться ростомпроизводства. Стратегией предусмотрено увеличение производства первичныхэнергоресурсов к 2020 г. до 2040 млн т у.т. (рост к 2001 г. до 40%).
Вближайшие годы экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором развитиянациональной экономики. Закрепление за Россией достойного места на мировыхэнергетических рынках является важнейшей задачей Стратегии. Причем не столькокак экспортера дешевого сырья, но и как крупного поставщика продукции болеевысоких стадий обработки. Но это – задача на отдаленную перспективу.
Одновременно,нефтеперерабатывающая отрасль переживает глубокий спад. В 1993–2003 гг.переработка нефти на НПЗ упала с 218 до 180 млн т/г.[10] Занимая в начале 90-хгг. 2-е место в мире по производству нефтепродуктов на душу населения (послеСША), Россия переместилась на 4-е – после Японии и Китая.
За10 лет глубина переработки не выросла. Она составляет 69–70% (в развитыхстранах – 85–90%). В 2003 г. загрузка мощностей НПЗ составила 68%, износпроизводственных фондов – около 80%.[11]
РеконструкцияНПЗ и создание мощностей по углублению переработки, повышению качестванефтепродуктов и производству катализаторов практически не осуществляется. Инвестициив нефтепереработку ниже, чем в нефтедобычу, объемы переработки растутзначительно медленнее добычи. Внутренние цены сопоставимы с ценами в Европе иСША, но наши компании не заинтересованы в развитии нефтепереработки. Этосвязано с высокими инвестиционными рисками, низким качеством отечественныхнефтепродуктов (автобензин и дизтопливо) и высокими транспортными расходами.Экспортные ресурсы других видов нефтепродуктов (прямогонный бензин) сокращаютсяиз-за опережающего роста внутреннего спроса. Поэтому экспорт нефтепродуктовбудет снижаться. К 2020 г. он составит лишь 30–50 млн т (в 2002 г. 75 млн т).
Эффективнаясистема государственного регулирования отрасли пока не сформирована. Поэтомуона вошла в кризисное состояние и при снижении мировых цен на нефть перестаетбыть источником устойчивых поступлений в бюджет. Единственная возможностьизменить ситуацию – создание конкурентного рынка. Для этого необходимы мерыструктурной политики, и в первую очередь, поддержка малого предпринимательства.При реализации этих целей к 2020 г. объем переработки возрастет до 215 млн т/гс увеличением ее глубины до 85%.
Важнаязадача – обеспечение сырьем нефтехимической промышленности, стоимость продукциикоторой на порядок выше стоимости продукции самой нефтепереработки.
Вотличие от нефтеперерабатывающей промышленности переработка газа имеетзначительный экспортный потенциал. Стратегией предусмотрено увеличениепереработки газа более чем в два раза, рост производства моторного топлива,полиэтилена, полипропилена, метанола и др.
Будетобеспечена специальная поддержка инвестиций в газопереработку и газохимию.Развитию нефтехимии будет способствовать рост добычи газа, богатого высшимиуглеводородами (этан, пропан, бутан и др.). На базе комплексной разработкиуникальных ресурсов газового конденсата и гелия предстоит создать рядпринципиально новых производств.
Вперспективе возможен выход на мировой рынок сжиженного газа и экспортсинтетического моторного топлива.
Расширитсяпроизводство импортозамещающей продукции. Доля импортных машин составит к 2020г. лишь 5–10%, будет освоено до 98% видов изделий для ТЭК.
Ускоренноеразвитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью даст толчокразвитию «новой экономики», по цепочке оживит смежные производства,приведет к увеличению занятости населения и расширению спроса, и в итоге будетспособствовать общему подъему экономики.
Вцелом же, внешнеэкономические связи ТЭК РФ остаются сегодня приоритетнойсферой, дающей возможность интенсивно развивать нефтегазовую отрасль страны вцелом. В последующих главах работы будет проведен подробный анализ проблем иперспектив в области внешнеэкономических связей ТЭК России.
/>Глава 2. Внешнеэкономическаядеятельность российских ТЭК/>2.1 Основные направления и динамика участия России намировом рынке топливно-энергетических ресурсов
Интеграция России смировой экономикой, перспективы вступления страны во Всемирную торговуюорганизацию, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие навнешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетическихкомпаний, но и государства в целом.
Ужесточение конкуренциина традиционных рынках сбыта продукции российских энергетических компаний неповлечет за собой потерю рынков только в случае повышения качества продукции,роста эффективности этих компаний, оптимизации структуры производства, сниженияиздержек. Приведение российских стандартов в соответствие с международнымистандартами позволит существенно улучшить качество российской энергетическойпродукции, в первую очередь в нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.
В рассматриваемойперспективе Россия по-прежнему останется крупнейшим поставщиком энергоресурсовна мировой рынок (См.: Табл.1. Рис. 6).[12]
Таблица 1. Экспорт энергетических ресурсов из России Показатели Год 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020
Всего, млн т у.т.
из него: 706 480 554 530-575 530-600 550-600 565-585 — нефть и нефтепродукты, млн т 286 162 188 160-175 155-180 155-170 150-165
– природный газ, млрд м 3 213 191 217 245-260 245-275 260-280 275-270 –уголь, млн т у.т. 30 22 25 14-18 15-20 15-21 18-20 электроэнергия, млрд кВт.ч 37 19 13 22-25 30-35 35-55 40-75 /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/>/>
             — нефть и нефтепродукты, млн т
/>                – уголь, млн т у.т.
/>            — природный газ, млрд м 3
/>              — электроэнергия, млрдкВт.ч
Рис. 6. Экспорттопливно-энергетических ресурсов из России
В целях поддержанияэнергетической и экономической безопасности необходимо стремитьсядиверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного,восточного и южного направлений экспортных потоков российских энергоносителей ипоследующим увеличением их доли в географической структуре экспортаэнергоресурсов. Получит развитие конструктивный диалог в области энергетики состранами Европы, остающимися на сегодняшний день основными потребителямироссийских топливно-энергетических ресурсов. Формы сотрудничества севропейскими партнерами будут включать реализацию совместных инвестиционныхпроектов, в первую очередь энерготранспортных, широкое вовлечение европейскихинвесторов в проекты развития нефтегазодобычи на территории России (в том числереализуемые на условиях соглашений о разделе продукции и концессий),взаимодействие в сфере энергосбережения.
После 2010 года возможенвыход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также началоэкспорта синтетического моторного топлива.
Россия заинтересована вдолгосрочном и масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический балансуглеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских странСодружества Независимых Государств. Это не только позволит экономить ресурсы северныхгазовых месторождений России для будущих поколений и избежать необходимостифорсированных капиталовложений в их разработку, но и даст возможность уменьшитьдавление на рынки, которые представляют стратегический интерес для самойРоссии.
В интересах Россииучастие национальных компаний в проектах по расширению инфраструктурытранспорта энергоресурсов по территории стран Содружества НезависимыхГосударств. Основными направлениями сотрудничества будут восстановление идальнейшее развитие единой электроэнергетической системы, укреплениеминерально-сырьевой базы, участие в разработке и эксплуатации месторожденийнефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов в странахСодружества Независимых Государств. К числу стратегических приоритетов относитсяи решение комплекса проблем на Каспии, включая подготовку конвенции по правовомустатусу Каспийского моря.
В качестве одного изключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиятьна установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы,справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителейэнергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматриватьвозможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениямиситуации на мировом рынке.
Государству важноподдерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежныхинвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственнойэнергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности инадёжности энергообеспечения отечественных потребителей.
Теперь рассмотримнепосредственно особенности развития внешнеэкономических связей российского ТЭКв сфере торговли нефтью и газом./>2.2 Оценка роли нефтянойотрасли как наиболее значимой в ВЭС РФ
Экспорт нефти являетсядля России важнейшим элементом внешнеэкономических связей. В то же время, ростэкспорта нефти происходит без соответствующего прироста ее добычи. Поставкироссийской нефти за рубеж выросли в 2004 г. на 17% и достигли 175.3 млн т.Иными словами, темпы роста экспорта вдвое превысили темпы роста добычи нефти.Как следствие доля нефти, идущей на экспорт, в общем объёме добытой нефтивозросла с 33.1% в 2003 г. до 36.4% в 2004 г.[13]
Свыше половины нефти(52.7%) вывезено морем. На нефтепровод «Дружба» приходится 42.5%, нажелезнодорожные перевозки — 4.8%. Загрузка нефтепровода «Дружба» выросла на0.7%.
Долявертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в экспорте нефти составила95.1%, или 166.8 млн т (в 2003 г. она равнялась 93.1%, т.е. 139.55 млн т).Среди ВИНК ведущие места заняли ЮКОС — 18% (в 2003 г. — 19.2%), «ЛУКОЙЛ» — 17.8% (18.5%), ТНК-ВР — 17.5% (15.8%), «Сургутнефтегаз» — 12.4% (13.1%). Долягосударственной НК «Роснефть» в экспорте нефти составила 4% (в 2003 г. — 5%).[14]
Валютныепоступления от экспорта российских углеводородов (нефти, нефтепродуктов иприродного газа) длительное время являются ключевым фактором финансированияэкономического роста и формирования бюджета России. Их доля в общей валютнойвыручке страны колеблется в неизменных пределах: от трети (38,4%, 1995 г.) дополовины (52%, 2002 г.). Это позволяет сделать вывод, что стабильностьсовременной российской экономики прямо зависит от конъюнктуры мировых цен науглеводороды, в первую очередь на нефть.
Непредсказуемостьэтих цен из-за их высокой волатильности привела в ряде стран мира к созданиюстабилизационных фондов для демпфирования рисков неисполнения расходной частигосударственных бюджетов[15].В России с 1 января 2004 г. также начал функционировать стабилизационный фондфедерального бюджета[16].Уже в марте он составил 122,4 млрд. руб. К 1 января 2005 г. накопления фондадостигли 500 млрд. руб., а к началу 2006 г. цифра была значительно выше.[17].
Условияи периодичность пополнений стабилизационного фонда во многом будут определятьсяособенностями формирования экспортной выручки от реализации углеводородов намировом рынке. В первую очередь это европейский рынок — главная торговаяплощадка для российской нефтегазовой продукции. Основа реализации углеводородов- экспортная нефть Urals, котораяпредставляет собой смесь нефтей разного качества. Она образуется в результатеперекачки нефтей из разных месторождений по единой в стране системенефтепроводов.
Уровеньцены нефти Urals, складывающийся на нефтяном рынкеЕвропы, во многом формирует величину выручки от экспорта углеводородов. Онпрямо связан с уровнем цены нефти Brent, которая добывается в великобританском секторе Северного моря и являетсямаркерной ценой для всех нефтей, реализуемых на европейском рынке.
Динамикасреднегодовых цен нефти Uralsза 1982-1991 гг. и ее среднемесячных значений с января 1992 по январь 2004 г.(включительно) (рис. 7)[18]показывает, что они тесно связаны с ценой нефти Brent, но систематически ниже ее уровня. В то же времядинамика цены нефти Urals и характерее колеблемости заметно изменились после введения ОПЕК коридора цен в марте2000 г., установленного в пределах 22-28 долл./барр. для цены так называемойкорзины нефтей ОПЕК[19].
/>
Рис. 7. Динамика цены российской нефти сорта Urals:
/>-*-(---) цена российской нефти сорта Urals;          превышениецены нефти Brent над ценойнефти Urals
В2005 году цена на нефть значительно выросла, но нефть сорта Urals, все равно стоит дешевле на мировомрынке.
Регулированиецены предусматривается путем изменения квот добычи нефти странами ОПЕК ипоставок на рынок, если цена корзины опустится за нижнюю границу коридора втечение десяти торговых дней подряд. Аналогичные действия должны бытьпредприняты при превышении верхней границы после двадцати торговых дней.
ВведениеОПЕК коридора цен существенно повлияло на величину средней цены российскойнефти: она возросла с 17,41 до 25,07 долл./барр. и находится на уровне среднейцены коридора (табл. 3, см. также рис. 14). Другим значимым фактором сталаменьшая колеблемость цены как в абсолютных, так и в относительных показателях.Но при этом сравнительно плавные изменения цены сменились ее крутыми подъемамии спадами, в основном в границах «коридора» цен. Но при этом восстановлениеспадов цены нефти Urals происходитотносительно быстро, и даже заметные снижения цены не достигают уровней,критичных для российской экономики.
Среднемесячнаяцена нефти Urals после введения коридора цен триждыдо января 2004 г. (включительно) превышала 30 долл./барр. — рекордный уровень,который ранее был достигнут в 1982 г. (более 20 лет назад). В настоящее время онаеще более поднялась в цене и продолжает оставаться на очень высоком уровне.Таким образом, введение коридора цен ОПЕК, направленное на регулирование ценнефти, в целом положительно повлияло на динамику цены российской нефти. С 2005года эти цены позволяют российской экономике получать «сверхприбыль» ипополнять в беспрецедентных объемах стабилизационный фонд.
В целом, об объемахэкспорта российской нефти в 2004 году можно судить из таблицы 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.