Реферат по предмету "Экономика"


Совокупный экономический потенциал

Содержание
1. Понятие совокупного экономическогопотенциала страны. Демографический потенциал и демографическая политика
2. На основании статистических данныхпроанализировать динамику численности населения Республики Беларусь с 1991 г.,выделить в его составе городское и сельское население. Рассчитать их удельныйвес в общей численности населения. Сделать выводы
Практическое задание
Список литературы

1 Понятие совокупногоэкономического потенциала страны. Демографический потенциал и демографическаяполитика
Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применительно к экономикеозначает источники, возможности, средства, запасы, которые могут бытьиспользованы для достижения целей социально-экономического развития. Намакроуровне под совокупным экономическим потенциалом понимается максимальновозможная способность национальной экономики производить товары и услуги всоответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.
Экономический потенциал может рассматриваться такжекак обобщенная характеристика уровня развития экономики. В понятиеэкономического потенциала, таким образом, входят экономические ресурсы иэкономические результаты.
Экономические ресурсы страны составляют всенакопленные ею и располагающиеся как на своей территории, так и за рубежомматериальные ценности, научные, интеллектуальные, информационные и трудовыересурсы, включая предпринимательские способности, а также природные ресурсы.Они характеризуются общим объемом, структурой и качеством.
Экономичесике результаты отражаются в объеме,структуре, качестве и техническом уровне производимых товаров и услуг.Обобщенной характеристикой экономических результатов выступают ВВП, ВНП,национальный доход и их структура. Кроме того, в качестве показателейэкономических результатов могут выступать физические объемы производстваотдельных видов товаров, признаваемых на данном историческом этапе важнейшими.
Основными факторами, определяющими экономическийпотенциал, являются производственные мощности промышленности, сельскогохозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная иэкологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированныекадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать егореализацию в сфере производства и потребления.
Важнейшими составляющими совокупного экономическогопотенциала Беларуси являются:
— природно-ресурсный потенциал;
— демографический и трудовой потенциалы;
— научный, научно-технический и инновационный потенциалы;
— производственный потенциал;
— инвестиционный потенциал национальной экономики;
— внешнеэкономический потенциал;
— экологический потенциал.
Для общей оценки совокупного экономического потенциалаиспользуются следующие показатели-индикаторы:
— численность населения, его половозрастная структура, естественное имеханическое движение населения;
— трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой иквалифицированными кадрами в соответствии с требованиями научно-техническогопрогресса (НТП) и рыночной экономики;
— индекс развития человеческого потенциала;
— стоимость и структура основных производственных фондов, показатели ихвоспроизводства (коэффициенты обновления, выбытия, степень износа);
— валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, в том числе надушу населения в сравнении с экономически развитыми странами;
— возможные объемы роста выпуска промышленной, сельскохозяйственнойпродукции, продукции строительства, перевозок грузов и пассажиров;
— уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научнообоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;
— наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических,лесных, водных, земельных ресурсов;
— экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды(по основным ее компонентам).
Экономический потенциал зависит не только отабсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени ихиспользования. Высокий уровень совокупного экономического потенциала имеютстраны с развитыми производительными силами и рыночной экономикой.
Проблема эффективности использования экономическогопотенциала является одной из основных проблем экономической теории. Суть этойпроблемы состоит в определении путей и способов достижения наибольшегоудовлетворения безграничных общественных потребностей в условиях редкости,ограниченности ресурсов. Проблема эффективности общественного производстваимеет два аспекта – целевой (удовлетворение потребностей) и ресурсный(использование ограниченных ресурсов).
Целевая эффективность представляет собой качественнуюхарактеристику общественного производства с точки зрения уровня развития истепени удовлетворения потребностей общества.
Ресурсная эффективность отражает рациональность организацииобщественного производства, комбинации факторов производства, примененияимеющихся ресурсов.
Целевой и ресурсный аспекты эффективности тесновзаимосвязаны. Целевая эффективность изменяется прямо пропорционально ресурснойэффективности, а также объему и качеству используемых ресурсов. При повышениицелевой эффективности на основе роста эффективности использования каждойединицы имеющихся ресурсов говорят об интенсивный форме функционированияэкономического потенциала общества. Повышение целевой эффективности за счетвовлечения в общественное производство дополнительных ресурсов называютэкстенсивной формой функционирования потенциала.
В практике социально-экономического прогнозирования истратегического планирования для количественной оценки эффективностииспользования экономического потенциала общества применяется системапоказателей, состоящая из двух подсистем – подсистемы показателей целевойэффективности и подсистемы показателей ресурсной эффективности. К первойподсистеме относятся показатели экономических результатов общественногопроизводства в сопоставлении с численностью населения -–ВВП, ВНП, национальныйдоход на душу населения, а также показатели объема накопленных материальныхценностей в расчете на душу населения.
В подсистему показателей ресурсной эффективности входятсоотношения между величиной полученных результатов и массой ресурсов(производительность труда, фондоотдача и др.).
Эффективность общественного производства на уровненациональной экономики прогнозируется в процессе разработки баланса народногохозяйства и межотраслевого баланса. Полученные прогнозные оценки эффективностинаходят затем применение при составлении прогнозов экономического роста иструктурных сдвигов в народном хозяйстве.
При разработке социально-экономических прогнозов насреднесрочную перспективу и подготовке комплексных целевых программ по решениюотдельных проблем эффективность рассчитывается также по отдельным отраслямэкономики и территориальным единицам.
В практике мировых экономических сопоставлений для оценкинациональных экономических потенциалов используются следующие показатели:показатель ВВП; объемы природных ресурсов; количество и качество трудовыхресурсов; уровень развития базовых и инфраструктурных отраслей; показатели,характеризующие состояние научно-техническго потенциала и др.
Важной составной частью экономического потенциаластраны являются демографический и трудовой потенциалы.
Численность населения определяется по итогам переписей итекущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся наосновании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количествородившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это количестволет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколенияродившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровеньсмертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени.Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших вданном возрасте в течение календарного года к среднегодовой численности лицданного возраста.
Распределение населения на городское и сельское производится по меступроживания. В Республике Беларусь к городским поселениям относятся города ипоселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население страны,проживающее на остальной территории, является сельским.
Динамика численности населения страны определяетсяестественным и механическим приростом (убылью) населения. Естественный приростравен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост,или сальдо миграции, населения определяется разностью между числом прибывших встрану и выбывших в другие государства на постоянное место жительства.
В Беларуси сохраняется значительный уровень миграциижителей внутри страны, главным образом из сельских мест в города и из малыхгородских поселений в крупные промышленные центры. При этом происходитконцентрация населения в крупных и больших городах с численностью жителей свыше100 тыс. чел. в каждом.
Демографический потенциал во многом определяетсяпродолжительностью жизни людей. По ожидаемой продолжительности жизни при рожденииБеларусь занимает только 89-е место в мире.
За последние годы усилились диспропорции впродолжительности жизни мужчин и женщин, что отрицательно сказывается надемографическом и трудовом потенциалах населения в целом. Уменьшениепродолжительности жизни и увеличение ее разницы у мужчин и женщин объясняютсярядом социально-экономических, экологических, психологических, бытовых причин.В Беларуси, как и во многих странах, женщин больше, чем мужчин.
Мужчины больше, чем женщины, заняты на работах стяжелыми и вредными условиями труда. Они чаще злоупотребляют алкоголем,курением, что ведет к увеличению смертности от целого ряда заболеваний.Отрицательное влияние на здоровье людей и в конечном счете на продолжительностьжизни оказывают характерные для современного развития общества усложнениеусловий труда, ухудшение бытовых условий и экологической среды, увеличениенапряженности ритма жизни, информационные и транспортные перегрузки,недостаточная физическая активность, недооценка здорового образа жизни.
Обеспечить демографическую устойчивость страны можно, решивдвуединую задачу: сохранив позитивные тенденции в развитии народонаселения исоздав условия для последующего демографического роста. Для этого нужно решитькомплекс задач, которые условно делятся на три блока: первый — в областиукрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, второй — вобласти стимулирования рождаемости и укрепления семьи, третий — в областимиграции.
В последние годы для характеристики демографического итрудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развитиячеловеческого потенциала» и «человеческий капитал».
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческогоразвития, разработан специалистами Программы развития ООН (ПРООН) для сравненияотдельных стран по уровню развития человеческих ресурсов, а именно, насколькоусловия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучияотдельного человека и всей нации — возможности жить долго, получить образованиеи иметь достойный уровень материального благосостояния. В показателеучитывается значимость как экономических, так и социальных факторов для жизнилюдей.
ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трехважнейших индикаторов уровня жизни — индекса ожидаемой продолжительности жизнипри рождении, индекса уровня образования населения и индекса реальногосреднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности(ППС). Индекс может изменяться от 0 до 1 (чем ближе он к 1, тем выше уровень развитиячеловеческого потенциала). При значении ИРЧП, равном или больше 0,800,государство относится к категории стран с высоким уровнем развитиячеловеческого потенциала; от 0,500 до 0,799 — со средним уровнем; менее 0,500 —низким уровнем развития человеческого потенциала.
ИРЧП стран мира публикуются ПРООН в ежегодных«Докладах о развитии человека». В 2002 г. Беларусь по индексу развития человеческого потенциала (0,790) занимала 62-е место среди 177 стран и относилась кгруппе государств со средним уровнем человеческого развития, опередив всестраны СНГ, кроме России (Российская Федерация занимает 57-е место, Украина —70-е, Казахстан — 78-е, Армения — 82-е, а Таджикистан — только 116-е место).
Категория человеческий капитал появилась в мировойэкономической науке во второй половине XX столетия. Разработчики теориисчитали, что человеческий капитал как экономическая категория во многомсовпадает с активной частью основного капитала — машинами и оборудованием. Онтакже изнашивается, требует текущего и капитального ремонтов, модернизации и замены,переносит на производимую продукцию часть своей стоимости.
Человеческий капитал включает врожденные способности италант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации,информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства,всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков,знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас.Общепризнаны два основных подхода к оценке накопленного человеческого капитала:затратный и доходный (рентный). Затратный подход основан на суммированиисовокупных расходов на образование, профессиональную подготовку специалистов,поддержание здоровья и другие затраты общества, относимые обычно к инвестициямв человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяетсянакоплением чистых инвестиций в развитие человека как будущего работника навсех стадиях его жизненного цикла. Доходный принцип основан на оценке получаемыхработниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные всоответствующий образовательный и квалификационный уровень.
Всемирный банк и Международный валютный фондразработали расширенную концепцию национального богатства, включив в неечеловеческий и природный капиталы.
В настоящее время национальное богатство РеспубликиБеларусь по официальной статистике включает только совокупность накопленныхматериальных благ, созданных трудом людей, которыми общество располагает вданный момент времени.
В соответствии с экономическимназначением элементы национального богатства делятся на основные фонды,материальные оборотные средства, а также домашнее имущество населения.
Человеческий и природный капиталы в составенационального богатства страны статистическими органами Беларуси до сих пор неучитываются, хотя они играют, если исходить из аналогии с другимигосударствами, доминирующую роль. По имеющимся оценкам, доля человеческогокапитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55 %, что выше, чемв какой-либо другой стране СНГ.
Демографическая политика — целенаправленная деятельностьгосударственных органов и иных социальных институтов в сфере регулированияпроцессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменитьтенденции динамики его численности и структуру.
В широком смысле демографическая политика — это политика вобласти народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельныхеё районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цельдемографической политики государства достижение демографического оптимума.
Демографическая политика обычно основывается на комплексеразличных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных ипропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулированиерождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождениидетей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и составасемьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищныельготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимуществадля малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательныеакты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортами применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случаераспада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные ипропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм истандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным идругим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планированиясемьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию иобразованию молодежи и др.
Демографическая политика должна быть направлена на обеспечениережима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам,характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью,снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Особоговнимания требует проблема создания благоприятных условий для жизнедеятельностисемьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей,постепенного перехода от мало- к среднедетности.
Важнейшей задачей миграционной политики является оптимизациямежгосударственных перемещений населения на основе сочетания государственных иличных интересов граждан: повышение эффективности воздействия на процессывнутренней миграции с учетом потребностей социально-экономического развитияотдельных регионов страны, необходимости сохранения демографического потенциаласельской местности. В области внешней миграции политика государства должна бытьнаправлена на совершенствование миграционного законодательства и выполнениемеждународных договоров и соглашений.
В Республике Беларусь за годы государственногосуверенитета проделана большая работа по проведению активной демографическойполитики, созданию соответствующей нормативно-правовой базы. К числу важнейшихдокументов государственной политики в области народонаселения следует отнести:Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в действие с 01.01.1999г., Трудовой кодекс — с 01.01.2000 г.; законы Республики Беларусь «Одемографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости» (1999 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.), «О гражданстве» (2002 г.), «О беженцах» (1999 г.), «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «О радиоционной безопасности населения» (1998 г.), «О социальной защите граждан,пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.). Разработаны национальный план действий по охране прав ребенка на 1995—2000 гг.,президентская программа «Дети Беларуси», государственная программа «Здоровьенации», республиканские программы «Женщины Республики Беларусь» и др.
Беларусь стала пионером на постсоветском пространстве поразработке и реализации законодательных актов в сфере демографии. Так, принятыйв 2002 году закон «О демографической безопасности РеспубликиБеларусь» не имел на то время аналогов в СНГ, как и Национальная программадембезопасности на 2007-2010 годы. Однако такое первенство нашей страны отнюдьне означает, что она, в отличие от других, оказалась на пороге демографическойкатастрофы, ведь депопуляция — диагноз многих государств мира. Но Беларусьдействительно раньше других среагировала и начала принимать меры по минимизациидемографических угроз. И уже добилась в этом ощутимых результатов. Впрочем,демографические процессы — долгоиграющие, они довольно инертны и не терпятсуеты: ситуация вызревает десятилетиями и решается не за один год…Министерство труда и социальной защиты в настоящее время совместно сзаинтересованными ведомствами разрабатывает проект концепции Национальнойпрограммы демографической безопасности на 2011-2015 годы.
Для координации политики в области народонаселения идемографической безопасности и выработки согласованных действий республиканскихорганов государственного управления, иных государственных организаций,подчиненных правительству Республики Беларусь, местных исполнительных ираспорядительных органов, направленных на обеспечение выполнения положенийЗакона Республики Беларусь «О демографической безопасности РеспубликиБеларусь», создан Национальный комитет по народонаселению при Совете МинистровРеспублики Беларусь, который является постоянно действующим органом.

2. На основании статистических данных проанализировать динамику численностинаселения Республики Беларусь с 1991 г., выделить в его составе городское исельское население. Рассчитать их удельный вес в общей численности населения.Сделать выводы
Таблица 1 Распределение населения Республики Беларусь нагородское и сельскоеГод Численность населения всего, тыс.чел. Численность городского населения, тыс.чел. Численность сельского населения, тыс.чел. Доля городского населения, % Доля сельского населения, % 1991 10189,8 6805,1 3384,7 66,8 33,2 1992 10198,3 6856,3 3342 67,2 32,8 1993 10234,6 6899,3 3335,3 67,4 32,6 1994 10243,5 6927 3316,5 67,6 32,4 1995 10210,4 6932,2 3278,2 67,9 32,1 1996 10177,3 6934,7 3242,6 68,1 31,9 1997 10141,9 6938 3203,9 68,4 31,6 1998 10093 6946,1 3146,9 68,8 31,2 1999 10045,2 6961,5 3083,7 69,3 30,7 2000 10019,5 6985,4 3034,1 69,7 30,3 2001 9990,4 7013,6 2976,8 70,2 29,8 2002 9950,9 7031,1 2919,8 70,7 29,3 2003 9898,6 7036,4 2862,2 71,7 28,9 2004 9849,1 7045,5 2803,6 71,5 28,5 2005 9800,1 7055,9 2744,2 72 28 2006 9750,5 7059 2691,5 72,4 27,6 2007 9714,5 7074,8 2639,7 72,8 27,2 2008 9689,8 7108,1 2581,7 73,4 26,6
На основании полученных данных можно сделать следующиевыводы. На протяжении всего периода анализа доля городского населения в общейчисленности населения Республики растет примерно одинаковыми темпами, заисключением 2004 года, когда наблюдалось снижение доли численности городскогонаселения. При этом в этот же год не наблюдалось увеличения доли сельскогонаселения, а напротив его снижение численности продолжалось. Данные расчетыхарактеризуют внутреннюю миграцию населения, которая в нашей стране как правилопроисходит из сельской местности в более крупные промышленные центры.
Изменение во времени сальдо миграции населения в село и городпредставлены на рис. 5. В начале 90-х резко сократился отток населения из села,причем сальдо миграции в 1992 и 1993 годах становится даже положительным. Этоуникальный случай, так как во всей послевоенной истории белорусской деревнивпервые поток внешних мигрантов в село превысил число выезжающих из него. В этовремя в качестве иммигрантов в сельскую местность прибывали не только жителистран ближнего зарубежья, но и горожане, которых коснулись развал производстваи безработица.
Для городского населения временная зависимость сальдомиграции имеет более сложный характер. В начале 90-х годов положительное сальдомиграции уменьшается до чрезвычайно низких значений. Здесь, очевидно,сказывается экономический спад и закрытие многих производств. Город уже не всостоянии в той мере, как это он делал раньше, привлекать извне трудовыересурсы, и в первую очередь из села. Минимум сальдо миграции для городадостигается в 1994 году и составляет -7,1 тысячи человек. После 1994 годаначинается медленный рост сальдо миграции населения в город, и уже в 1999-2000годах преобладание внешней миграции составляет около 20 тысяч человек в год.Именно на эти годы приходится пик сальдо миграции в Республику Беларусь. Помере сокращения миграционного потока в республику (после 2000 года) уменьшаетсяи миграционный поток в город. На этой стадии главной питательной средой длягорода становится уже сельское население республики, а не мигранты из другихгосударств.

Таблица2 Анализ динамики численности населения Республики Беларусь Год Численность населения всего, тыс.чел. Абсолютный прирост, тыс.чел. Темп роста, % Темп прироста, % 1991 10189,8 - - - 1992 10198,3 8,5 100,08 0,08 1993 10234,6 36,3 100,36 0,36 1994 10243,5 8,9 100,09 0,09 1995 10210,4 -33,1 99,68 -0,32 1996 10177,3 -33,1 99,68 -0,32 1997 10141,9 -35,4 99,65 -0,35 1998 10093 -48,9 99,52 -0,48 1999 10045,2 -47,8 99,53 -0,47 2000 10019,5 -25,7 99,74 -0,26 2001 9990,4 -29,1 99,71 -0,29 2002 9950,9 -39,5 99,6 -0,4 2003 9898,6 -52,3 99,47 -0,53 2004 9849,1 -49,5 99,5 -0,5 2005 9800,1 -49 99,5 -0,5 2006 9750,5 -49,6 99,49 -0,51 2007 9714,5 -36 99,63 -0,37 2008 9689,8 -24,7 99,75 -0,25
Каквидно из табличных данных население республики давало положительный прирост до1995 года. Начиная с 1995 года началось постепенное уменьшение численностинаселения. Причем с каждым годом темпы уменьшения набирали силу, но к 2007 годусокращение населения страны стало замедляться.
Впослевоенный период до 1993 года происходило постепенное увеличение численностинаселения республики, при этом к 1972 году число жителей Беларуси превысило довоенныйуровень. Но с 1995 года положительная динамика численности сменяется напротивоположную — наступает устойчивый спад. На этом фоне ход изменениячисленностей городских и сельских жителей существенно отличается.
Величинаабсолютного прироста численности населения складывается из двух составляющих:естественного прироста населения и миграционного прироста или сальдо миграции.
Естественныйприрост населения Беларуси — разность между числом рождений и смертей — в годы,предшествующие распаду Советского Союза, превышал абсолютную величину сальдомиграции, и поэтому в целом общий прирост населения оставался положительным. В1990 году на фоне естественного прироста населения Беларуси в 32,6 тысячичеловек отрицательное сальдо миграции составляло 31,7 тысячи человек. После1993 года уровень смертности в Беларуси впервые превысил уровень рождаемости,т.е. естественный прирост населения стал отрицательным. До настоящего времениразличие между уровнями смертности и рождаемости продолжает нарастать, и в 2004году естественный прирост населения республики составил -49,5 тысячи человек.

Практическое задание
Задание 2
Предположим, что национальноепроизводства включает два товара Х(потребительский товар) и У (средствопроизводства). В текущем году было произведено 500 ед. товара Х (цена за 1 ед.– 2 у.е.) и 20 ед. товара У (цена за 1 ед. – 10 у.е.). К концу текущего года 5используемых машин (товар У) должны быть заменены новыми.
Рассчитайте:
А) величину ВНП
Б) величину ЧНП
В) объем потребления и объем валовых инвестиций;
Г) объем потребления и объем чистыхинвестиций.
Решение
А) Определим величину ВНП: стоимостьвсех произведенный конечных товаров в стране за данный период:ВНП=500*2+20*10=1200 у.е.
Б) Определим величину ЧНП:ЧНП=ВНП-амортизация=1200 5*10=1150 у. е.
В) Определим объем потребления и объемваловых инвестиций:
Объем потребления составит: 500*2=1000у. е
Объем валовых инвестиций в текущем годусоставит: 20*10=200 у. е.
Г) объем чистых инвестиций в текущемгоду составит: ЧИ=ВИ-амортизация=200-50=150 у. е.
Ответ: ВНП=1200 у. е.
          ЧНП=1150 у. е.
          Объем потребления=1000 у. е.
          ВИ=200 у.е.
          ЧИ=150 у.е.

Списоклитературы
1Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы.Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие / Подобщ.ред.В.Н.Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 431 с.
2Национальный статистический комитет Республики Беларусь – 12 марта 2010. –Режим доступа: www.belstat.gov.by
3Информационный портал – 12 марта 2010г. – Режим доступа: www.belta.by


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.