Содержание
Введение
1. Структура службызанятости
2. Государственноефинансирование служб занятости
3. Основныенаправления деятельности службы занятости
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Управляющеевоздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство(прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели(предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная службазанятости (прежде всего ее местные органы).
Государствореализует стратегическое управление занятостью, т. е. формирует общую политику занятости,под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическоеразвитие общества и каждого его члена. Существует два основных варианта выбора средствполитики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости — это совокупностьправовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью сниженияуровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением,профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучениеи повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест;финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивнаяполитика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставлениеуслуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Государствоосуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.
Работодателикак второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышениюуровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формированиеспроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынкетруда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.
Служба занятости,действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулированиезанятости населения.
Федеральнаяслужба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятостинаселения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службойна территории РФ11.
Территориальныеорганы службы занятости являются структурными подразделениями соответствующих органовисполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В августе1996 г. на базе трех социальных ведомств — Министерства труда РФ, Министерства социальнойзащиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерствотруда и социального развития РФ.
1. Структура службызанятости
Таблица1 — В РФ административная структура занятости населения имеет три уровня.Виды службы занятости Управленческий уровень Министерство труда и социального развития Общегосударственный Региональные службы занятости Административно-территориальные единицы, республики, края, Москва, Санкт- Петербург Районные службы занятости Административно-территориальные единицы нижнего уровня
Органы занятости совместно с органамигосударственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляютгосударственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу поее реализации.
Министерствотруда и социального развития отвечает за общее руководство, выработку политики занятости иуправление национальной системой служб занятости, действуя в основном через ее региональныеотделения. В его функции наряду с другими входят разработка и финансирование государственныхпрограмм, постановка задач и разработка стандартов совместно с региональными отделениями,разработка процедур и контроль за работой системы служб занятости.
Программасодействия занятости населения нацелена на защиту граждан от безработицы и охватываетпрежде всего две группы населения — работающих, но находящихся под угрозой увольненияграждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службызанятости.
Например,основной целью Программы содействия занятости населения Московской области на 1998— 1999 гг. являлось снижение напряженности на рынке труда, связанной с потерей людьмиработы, содействие обеспечению эффективной занятости граждан, потерявших работуи активно ищущих ее.
Региональныеслужбы занятости населенияруководят реализацией программ и работой местных служб занятости, находящихся подих юрисдикцией, включая планирование, финансирование, инструктирование и предоставлениеэкспертной помощи местным службам, а также контроль за их деятельностью.
Местныеслужбы занятости реализуютмеры, предусмотренные в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации»,в ст. 15, непосредственно работая с населением. На этом уровне производится повседневнаяработа службы занятости.
Целью деятельностислужбы занятости населения является обеспечение реализации государственной политикизанятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иногорегиона.,!
Исходя изцели, задачи СЗН включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций иинформации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание ряда другихуслуг, включая осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособияпо безработице, стипендии в период обучения по направлению СЗН, оказание психологической,материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимсяна их содержании.
Можно выделитьчетыре важнейшие задачи СЗН:
облегчениеадекватного трудоустройства;
предоставлениесоциальной защиты;
развитиечеловеческих ресурсов через профессиональное обучение;
предоставлениеинформации о рынке труда.
Для решенияэтих задач СЗН применяет различные мероприятия по реализации политики занятости,которые можно объединить в пять основных блоков.
Регулированиерынка труда, трудовое посредничество и содействие занятости безработных. Службазанятости информирует обращающихся граждан о возможностях занятий и трудоустройства(получение работы), а работодателей — о состоянии конъюнктуры рынка труда, о возможностяхобеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобреститу или иную профессию. Предоставляет гражданам возможность широкого выбора различныхвидов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей.Проводит ярмарки вакансий для рабочих профессий и специалистов.
Содействиеи обеспечение занятости — это подбор подходящей работы, в том числе работа временногохарактера, соответствующей профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональнойподготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественныхработ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Это также информированиеи консультирование о возможностях службы занятости содействовать временному трудоустройству,профессиональному обучению, самозанятости, переезду к новому месту жительства иработы; организация и проведение временных общественных работ с целью трудовой исоциальной адаптации безработных, испытывающих сложности в поиске постоянной работы.
Меры активнойполитики занятости. Служба занятости населения организует профессиональнуюориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовкуи повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебныхзаведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обученияи переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовкиграждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии. Устанавливаетим на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономическойподдержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях,перепрофилирование и создание новых рабочих мест.
Социальныегарантии зарегистрированным безработным. Служба занятости населения осуществляетрегистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособие по безработицес учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройствав установленном порядке; предоставляет материальную помощь безработным и членамих семей.
Социальныемеры, проекты и программы обеспечения занятости и адаптации к рынку труда. Службазанятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения.Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов,неквалифицированной молодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социальноне защищенных граждан; временное трудоустройство подростков и учащейся молодежи,выпускников учебных заведений. Проводит мероприятия по расширению возможности трудоустройстваи социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время.
В рамкахПрограммы содействия занятости населения Московской области на 1998 —1999 гг. быласоздана подпрограмма «Развитие форм занятости», которая включает в себя: содействиезанятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите от безработицы (инвалидов,молодежи в возрасте до 18 лет, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и др.).
Финансово-организационноеобеспечение и сопровождение проводимых мер политики занятости включает:
— организациюработы региональных фондов занятости по регистрации и сбору платежей работодателей;
— планированиестатей расходов фондов занятости в соответствии с разработанными и утвержденнымипрограммами содействия занятости и специальными проектами развития службы занятостии исполнения соответствующих смет расходов;
— развитиеи совершенствование организационных структур, обеспечивающих реализацию мер политикизанятости;
— кадровоеобеспечение организации работы по основным направлениям политики занятости;
— привлечениедополнительных источников и ресурсов к реализации мер политики занятости.
Реализациялюбых направлений деятельности службы занятости требует затрат информационных, материальныхи трудовых ресурсов.
2. Государственноефинансирование служб занятости
Расходы государствана занятость условно можно сгруппировать по четырем направлениям.
1. Средства,расходуемые на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплатудосрочных пенсий. Это принято называть пассивной политикой.
Осуществляютсяследующие выплаты:
пособие побезработице;
компенсацияматериальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местностьпо направлению службы занятости;
оплата периодавременной нетрудоспособности, стипендии при направлении службой занятости на профессиональнуюподготовку, переподготовку, повышение квалификации.
2. Средства,идущие на переподготовку и общественные работы, т.е. на осуществление активной политикив соответствии с действующим Законом о занятости и обязательные для Государственнойслужбы занятости (ст. 23, 24).
3. Средства,направленные на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы.Эти формы не гарантированы законом. При этом расходы на статью «финансовая поддержка»принято относить к активным формам политики занятости.
4. Средства,предназначенные для развития службы занятости (их содержание, капиталовложения,реклама).
Однако финансовоесостояние районных (городских) СЗН ухудшается, усиливается конкуренция за перераспределениесредств фонда занятости. Помочь в решении этих задач может внедрение в практикуСЗН эффективных бюджетных технологий (процедур, правил).
Итак, какразрабатывается бюджет СЗН?
Бюджет— это развернутый планпоступлений в фонд занятости и СЗН на определенный период. Выделяется несколькотипов бюджетов: по временному признаку — месячные, квартальные, годовые; по характерупредставления данных — нарастающим итогом с начала года, на определенную дату; посценарию (прогнозу).
Бюджет СЗНразрабатывается исходя из реальных условий, сложившихся на рынке труда в районеили городе, социально-экономической обстановки в районе. Его главная цель — определениеоптимального способа расходования ресурсов, имеющихся в распоряжении СЗН и предназначенныхдля выполнения программ занятости.
Бюджет СЗНобычно составляется на один год. Годовой бюджет разбивается по кварталам, а первыйквартал — даже по месяцам. По отдельным группам статей (например, расходы на содержаниеСЗН) планирование и учет ведутся по декадам и неделям. В течение года в связи споявлением новой информации бюджеты могут пересматриваться и корректироваться.
Доходныестатьи бюджета СЗН отражают источники поступления средств в фонд занятости, расходные— направления деятельности, в рамках которых эти средства используются. В качествепримера можно привести структуру бюджета СЗН Московской области, где во вступительномразделе (1) обычно даются общая характеристика занятости и уровень безработицы.Два других раздела содержат расшифровку показателей доходов и расходов.
1. Уровеньбезработицы.
2. Доходыфонда занятости (всего). В том числе:
— переходящийостаток средств фонда занятости за предыдущий период без учета возвратных средств(кредитов и депозитов);
— поступлениястраховых взносов;
-дотациина покрытие дефицита региональных бюджетов за счет централизованных средств;
— иные поступления,в том числе от кредитных вложений и банковских депозитов.
3. Расходыфонда занятости. В том числе:
— отчисленияв областную СЗН для образования централизованных средств фонда занятости;
— программыактивной политики занятости (всего). В том числе:
профобучение,выплата стипендий, профориентация и консультирование, содержание учебных центров;
созданиеи сохранение рабочих мест и оплата переезда безработных в другую местность;
компенсационныевыплаты и субсидии работающим неполный рабочий день (неделю) и находящимся в вынужденныхотпусках без сохранения содержания;
организацияобщественной работы и временной занятости;
организациясоциальной адаптации: программы «Клуб ищущих работу» и др.;
— программыматериальной поддержки безработных (всего). В том числе:
выплаты пособийи материальной помощи; досрочные пенсии; образование страхового резерва;
— информационноеобеспечение программ занятости (всего). В том числе:
АИС «Занятость»(компьютеризация СЗН);
проведениеНИР и проектных работ;
рекламно-издательскаяи информационная деятельность;
обучениеи стажировка персонала СЗН;
международнаядеятельность;
содержаниеСЗН.
Формированиебюджета является неотъемлемой частью общего процесса планирования деятельности СЗН,в котором выделяются пять этапов.
1. Сбор ианализ информации позволяют получить представление о внешних (о процессах, происходящихв регионе) и внутренних (о возможностях самого СЗН) факторах, оценить проблемы,стоящие перед отдельными подразделениями и СЗН в целом, выяснить степень возможноговлияния различных факторов на результаты деятельности СЗН в случае решения этихпроблем или отказа от их решения. Например, необходимо ответить на вопросы: чтопроизойдет, если в течение шести месяцев служба занятости не изменит систему поискавакансий? Как отразится на работе сотрудников увеличение на 50 % потока клиентов?
2. Выработкацелей должна дать в итоге четкую систему показателей, наблюдаемых и измеримых, атакже определить время, необходимое для их достижения. Например, в качестве целимогут рассматриваться создание и запуск системы управления поиском вакансий, позволяющейпредоставить каждому обратившемуся в СЗН клиенту не менее трех вакансий, соответствующихего профилю. Для каждой цели разрабатываются критерии, с помощью которых в дальнейшемотслеживается степень ее достижения.
3. Определениеполитики занятости означает, что согласно поставленным целям намечаются направлениядеятельности СЗН, объекты (безработные, слабозащищенные категории населения, социальнаяинфраструктура и др.), порядок взаимодействия, механизмы выделения и распределенияресурсов, формы контроля.
4. Формированиемероприятий Программы занятости населения позволяет конкретизировать политику занятости,включая назначение ответственных исполнителей, выделение необходимых ресурсов, установлениесроков начала и окончания этих мероприятий. Определяются меры активной и пассивнойполитики занятости.
5. Разработкабюджета включает шесть этапов:
1) формированиебюджетной команды из специалистов СЗН, на которых возлагается ответственность заразработку, а в дальнейшем — и за исполнение бюджета. Численность группы — от 2до 7 человек в зависимости от общей численности сотрудников СЗН;
2) сбор ианализ финансово-экономической информации позволяют получить обоснованные расчетыпоказателей бюджета и, в частности, достаточно точно спрогнозировать ожидаемые поступленияв фонд занятости и т.д.;
3) расчетпланируемых поступлений и затрат делается как раз на основе полученной на предыдущемэтапе информации по каждой статье бюджета;
4) формированиеи анализ проекта бюджета включают оценку всех возможных изменений внешних и внутреннихусловий, а также различных вариантов управленческих решений, в том числе качественныйи количественный анализ бюджетных рисков. Вырабатывается комплекс мер, позволяющийснизить или уменьшить связанные с ним и неблагоприятные последствия и финансовыепотери;
5) корректировкапроекта бюджета — практически неизбежна. Чаще всего она осуществляется тогда, когдамероприятия программы занятости не соответствуют бюджетным возможностям. В этомслучае они должны быть изменены;
6) утверждениебюджета. Проект бюджета подписывается директором и главным бухгалтером СЗН и передаетсядля рассмотрения в вышестоящий орган, а также в местные органы власти и управления.Если возникают замечания, то проект дорабатывается и повторно вносится на рассмотрение.После утверждения вышестоящим органом и местными органами власти и управления бюджетСЗН принимается к исполнению. После утверждения бюджета начинается его реализация,или исполнение, где первоначальную роль играет механизм контроля.
Необходимостьконтроля обусловлена тем, что заранее практически невозможно точно спрогнозировать,какие факторы и в какой степени будут влиять на рынок труда, а значит, и нельзяточно определить перечень будущих мероприятий СЗН, величину необходимых ресурсов.Поэтому в процессе выполнения программы занятости осуществляются постоянный мониторинги корректировка бюджета. Фактические поступления в фонд занятости и затраты СЗНсравниваются с бюджетом регулярно — по заранее установленным контрольным точкам:неделям, декадам, месяцам, кварталам.
Деятельностьлюбого СЗН подвержена различным рискам политического, экономического, технологическогои социального характера.
Многие причинывнезапных и существенных изменений находятся вне контроля СЗН. Среди них:
изменениезаконодательства в сфере труда и занятости;
уменьшениепроцента обязательных отчислений в фонд занятости;
увеличениеотчислений в фонды занятости области для создания централизованных средств;
переход надругую работу ключевых сотрудников СЗН;
сокращениештатных единиц в СЗН и т.д.
Бюджетныйриск означает то, что фактические затраты СЗН на реализацию политики занятости будутсущественно отличаться от запланированных. Отклонения могут оцениваться как положительныеили отрицательные и требовать соответствующих мероприятий в зависимости от характераи масштабов перемен.
При этомобычно на первом этапе планируют расходы для решения задач пассивной политики занятости(выплат пособий по безработице, материальной помощи и других мероприятий, закрепленныхв нормативно-правовых документах), а также расходы, минимально необходимые для функционированияСЗН.
Формированиебюджета позволяет лучше определять приоритеты в политике занятости региона и соответственноперераспределять имеющиеся ресурсы.
Таким образом,управленческое воздействие на процессы занятости населения, осуществляемое в рамкахосновных направлений деятельности службы занятости, определяется двумя стратегиями.Первая основывается на выборе приоритетного направления деятельности и опираетсяна финансовые ресурсы. Вторая определяется глубиной разработанности того или иногонаправления деятельности СЗН и опирается на свои собственные организационные и финансовыересурсы.
Однако управленческоевоздействие СЗН на ситуацию с занятостью индивидов и населения данной территорииопределяют не только указанные выше факторы (стратегии). Управляемость рынка труда,активность поиска подходящей работы зависят от «технологичности» работы самой службызанятости, т. е. от четкости, организованности исполнения всех ее функций, от строгогособлюдения действующего законодательства и от психологической подготовленности кадровогосостава и разнообразия форм и методов социально-психологического воздействия СЗНна безработного, а также от эффективности этой работы.
3. Основныенаправления деятельности служб занятости
Занятость— это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей,не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило,им заработок, трудовой доход.
Для регулированияи организации занятости населения на территории Российской Федерации создана Федеральнаягосударственная служба занятости населения, деятельность которой направленана:
оценку состоянияи прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработкуи реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских)и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения,а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудностис поиском работы;
содействиегражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
организациюпри необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовкии повышения квалификации безработных граждан.
Эту работувозглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти— Департамент федеральной государственной службы занятости населения, который дляосуществления своих полномочий создает территориальные органы. Его деятельностьосуществляется в соответствии с положением о Департаменте федеральной государственнойслужбы занятости населения
В соответствиис данным положением основными направлениями его деятельности являются:
анализ ситуациина территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращениюнегативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;
организацияработы по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействияв трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице,стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказанию материальнойи иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержаниии снятию их с регистрационного учета;
обеспечениегосударственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организацияпрофессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;
организацияработы городских управлений и районных отделов занятости населения по выполнениюфедеральных, межрегиональных, территориальных программ содействия занятости населения;
заключениедоговоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработныхграждан;
содействиев развитии малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельнойзанятости граждан;
созданиетерриториальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободныхучебных мест по необходимым профессиям и специальностям;
осуществлениеспециальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихсяв социальной защите.
В структуруДепартамента на правах филиалов входят городские и районные управления и отделызанятости населения, расположенные на территории субъекта РФ.
Работа территориальныхорганов государственной службы занятости проводится в соответствии с Федеральнойцелевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 1998—2000гг. и региональными программами содействия занятости.
В настоящеевремя во всех республиках, краях и областях реализуются региональные программы содействиязанятости населения.
Основнойцелью территориальных программ занятости населения является смягчение социальнойнапряженности в субъектах РФ. Данная задача обеспечивается на основе развития гибкогорынка труда, переориентации экономически активного населения на новые формы трудовыхотношений, повышения стимулов к активному поиску работы безработными гражданами,сбалансированности количества предложений рабочей силы и числа рабочих мест, предупреждениямассовой безработицы, мобильности трудовых ресурсов и, как следствие, увеличенияуровня занятости населения.
В условияхсохраняющегося в большинстве регионов дефицита средств фонда занятости населенияэффективность работы территориальных органов службы занятости по трудоустройствунаселения достигается в большинстве случаев за счет совершенствования основных направленийих деятельности, отработки и внедрения более эффективных методов, новых форм работы.Наиболее важными из них являются следующие:
1. Совершенствованиеинформационного обслуживания населения.
2. Подборподходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий редких профессий и специальностейвысокой квалификации, составленных на основе заявок работодателей.
Например,в ряде районов Владимирской области созданы банки данных работников («банк резюмеклиентов») для оказания помощи в трудоустройстве высококвалифицированным специалистампо редким либо мало востребованным на рынке труда специальностям, что дает возможностьоперативно заполнять сложные вакансии, расширять круг поиска работы, включая организациюсобственного дела.
3. Ведениеметодов интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращенияграждан в службу занятости с применением плана поиска работы до признания их безработными.
Использованиеуказанных элементов в технологии работы с гражданами дает возможность сократитьчисленность признанных безработными. Например, в Ярославской области в результатепроведения интенсивной работы с гражданами, ищущими работу, в первоначальный десятидневныйпериод число трудоустроенных в этот срок составило более 69% от числа обратившихсяв целях поиска работы, что позволило почти в два раза снизить уровень безработицы.
4. Организацияприема граждан, ищущих работу, по отраслевому принципу.
Такая формаработы службы занятости способствует снижению нагрузки на специалистов, не увеличиваяих общей численности, высвобождению времени для более глубокой индивидуальной работыс гражданами.
5. Групповыеформы работы с гражданами, объединенными по возрасту (молодежь, лица предпенсионноговозраста), профессии и другим признакам.
В Московской,Ульяновской, Новгородской областях и других регионах в практику работы службы занятостивведено проведение групповых консультаций для впервые обратившихся в службу занятости.Групповые формы работы помогают существенно активизировать самостоятельный поискработы гражданами, обратившимися в службу занятости.
Практикапрежних лет показала, что ни одно из множества направлений работы службы занятостиневозможно осуществить без сотрудничества с работодателями. В основу такого сотрудничествазаложены меры по выявлению, формированию и удовлетворению потребностей клиента,а именно работодателя и человека, ищущего работу. С этой целью в регионах в практикуработы центров занятости внедряется комплекс мероприятий, предусматривающих анализ,планирование, организационные меры работы по этому направлению. Так, в РеспубликеКоми за прошедший период разработана концепция работы Центра по взаимодействию сработодателями, подготовлены и растиражированы материалы в помощь специалистам поработе с закрепленными предприятиями и информационные материалы для работодателейоб услугах центра.
В целях оказаниягражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, усиления взаимодействияс работодателями и расширения банка вакансий органами службы занятости проводятсяярмарки вакансий.
Ярмарки вакансийпозволяют ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобратьсебе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить вариантыи условия своего трудоустройства. Во многих регионах широкое распространение получилимини-ярмарки, специализированные ярмарки вакансий для молодежи, женщин, желающихтрудоустроиться на временную работу. С целью расширения возможностей трудоустройстваграждан, а также поддержания деловых контактов и возможности регулирования взаимоотношенийв области трудоустройства служба занятости привлекает на проводимые ярмарки вакансийнегосударственные организации.
Анализ деятельностинегосударственных организаций по трудоустройству населения и подбор кадров с цельюоценки ее эффективности затрудняются отсутствием законодательных и нормативных актов,определяющих взаимоотношение альтернативных органов занятости и государственнойслужбы занятости в части обмена информацией и контроля со стороны последней. Практическиво всех регионах РФ достигнута договоренность с органами внутренних дел об оказанииими содействия органам службы занятости в выявлении лиц, скрывающих свою занятость,и проведении проверок подлинности представляемых безработными гражданами документов.Проводятся совместные рейды с работниками внутренних дел и налоговой службы по выявлениюлиц, скрывающих свою занятость. Регулярно работники органов службы занятости осуществляютсверку сведений о гражданах, зарегистрированных в качестве предпринимателей в регистрационныхпалатах и администрациях районов, со списками лиц, признанных безработными и получающихпособие по безработице.
Органы службызанятости деятельность по организации общественных работ строят в соответствии срегиональными программами содействия занятости населения. В большинстве территорийразрабатываются специальные программы организации и проведения общественных работ.
Социальнойадаптации безработных граждан, состоящих на учете более одного года, способствуетреализация специальных, программ «Клуб ищущих работу» и «Новый старт». Основнымиучастниками программ являются женщины и молодежь. Участие безработных в данных программахпозволяет им преодолеть негативные последствия безработицы, восстановить мотивациюк трудовой деятельности, получить навыки самостоятельного поиска работы.
Одним изнаправлений работы по оказанию содействия в поиске работы выпускникам учебных заведенийявляется реализация программы «Молодежная практика». Данная программа связана струдоустройством выпускников, зарегистрированных в качестве безработных, на временныерабочие места, позволяющие приобрести профессиональные знания, умения и навыки дляполучения постоянного рабочего места.
Проводитсяработа по созданию дополнительных и сохранению ранее созданных рабочих мест дляинвалидов. Для смягчения ситуации на рынке труда инвалидов органы службы занятостипринимали меры привлечения инвалидов в сферу предпринимательства и самозанятости.
Одним изнаправлений деятельности региональных служб занятости по социальной защите инвалидовстала организация выставок «Трудовой потенциал инвалидов», «Ярмарки вакансий», организуютсяДни инвалидов. В целях социальной адаптации инвалидов, приобретения навыков активногопоиска работы специалисты региональных служб занятости привлекают их к участию впрограммах «Клуб ищущих работу», «Новый старт» и других специальных программах.
Итак, основными направлениямидеятельности Федеральной государственной службы занятости населения являются: подборподходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантовзанятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегосябезработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствованиеинформационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным служба занятостиосуществляет работу по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказанияим содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплатепособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданами членам их семей; организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышениеквалификации безработных граждан; осуществляет специальные мероприятия, способствующиеобеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, такие какразработка региональных программ содействия занятости инвалидов, молодежи и женщин,организация общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест дляинвалидов и молодежи.
Заключение
Эффективностьполитики занятости должна основываться на учете использования средств для развитиязанятости населения. К сожалению, следует констатировать, что больше половины средствразвития занятости расходуется на нужды безработных, а также на содержание органовслужб занятости, оказывающих помощь безработным, т.е. на пассивную политику.
По имеющимсяданным, на пассивную политику идет более 50 % средств государственного фонда занятости.В плане финансирования активной политики занятости приоритетными направлениями являютсяне те, что определены законом о занятости, а те, что не обязательны, т.е. вложенияв ценные бумаги, финансовая поддержка и прочие расходы.
В структурерасходов службы занятости должны преобладать затраты на сохранение и создание дополнительныхрабочих мест, предоставление субсидий для организации собственного дела, затратына профориентацию, профессиональное обучение и переподготовку.
Таким образом,критериями эффективности работы органов службы занятости должны быть следующие показатели:
— роль службзанятости в организации рынков труда;
— степеньудовлетворения спроса как со стороны незанятых трудовой деятельностью граждан, таки со стороны работодателей;
— удельныйвес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению службы занятостив общей численности принятых на работу в городе или районе;
— удельныйвес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению службы занятостив общей численности незанятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся в центрзанятости по вопросу трудоустройства;
— удельныйвес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных надосрочную пенсию в общей численности снятых с учета безработных;
— удельныйвес безработных, не работающих в течение более чем 6 месяцев;
— уровеньпредотвращения безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненныхи созданных рабочих мест к экономически активному населению.
В связи сэтим перед службой занятости стоят следующие задачи:
1. Формироватьу своих клиентов качественно новую трудовую психологию. Для этого необходимо организоватьработу таким образом, чтобы оказывать в первую очередь помощь тем, кто стремитсяк труду, ведь пособие по безработице выплачивается не для того, чтобы человек могсидеть дома сложа руки, а для того, чтобы создать материальные предпосылки для поискарабочего места.
2. Повышатьуровень трудоустройства клиентов.
3. Создаватьусловия для быстрого трудоустройства безработных граждан.
4. Повышатьконкурентоспособность граждан на рынке труда, оказывая им содействие в приобретенииновой профессии, востребованной на рынке труда.
5. Совершенствоватьмеханизм финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места,осуществляющих переподготовку персонала.
6. Разработатьсистему мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве безработным, особо нуждающимсяв социальной защите.
7. Способствоватьрасширению самозанятости и предпринимательской инициативе и т.д.
8. Проводитьактивную политику по организации рабочих мест.
9. Содействоватьзанятости длительно неработавших граждан.
10. Оказыватьматериальную поддержку безработным гражданам.
служба занятостьфинансирование безработный
Списокиспользуемой литературы
1. Котляр А. Э., КирпаИ. Н. Занятость населения и рынок труда России в условиях перехода к рыночной экономике.– М., 1998.
2. Никифорова А.А. Рыноктруда, занятость и безработица. – М., 1991.
3. Рынок труда и доходынаселения./ Под ред. Н.А.Волгина-М.,1999.
4. Управление социальнойсферой./Под ред. В.Э.Гордина-СПб.,1998.
5. Рынок труда в России:проблемы формирования и регулирования. /Под ред. К.И.Микульского — М., 1995.