Реферат по предмету "Социология"


Конфликты в повседневной жизни

Ульяновский государственный университет факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Выполнила:
Данюкина Марина
студентка группы С-21
отделения социологии
Преподаватель:
Ефимова О.И.
г. Ульяновск
- 1999 - Тема исследования: «Конфликты между людьми в повседневной жизни».
Цель исследования: исследовать мотивы возникновения и результаты конфликтов между людьми в повседневной жизни.
Методика: Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, которые содержат истинную причину конфликта. Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт – открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация +Инцидент = Конфликт
Испытуемые: В опросе принимали участие 13 человек (7 женщин в возрасте от 18 до 60 лет; 6 мужчин в возрасте от 18 до 60), опрос проводился в дневное время в здании Ульяновского государственного университета, а также в вечернее время на улицах Нового города.
Основные характеристики анкеты: В анкете содержится 4 закрытых вопроса и 3 полузакрытых вопроса («другое»).
Процедура эксперимента: Анкетирование состоит из одной стадии.
Инструкция для испытуемых: Добрый день! Меня зовут Марина. Я провожу исследование по теме: Конфликты между людьми в повседневной жизни. Мне нужна ваша помощь, для этого вам необходимо ответить вопросы анкеты. Заранее благодарна за ваше участие в опросе.
Экспериментальный материал: 1. Если вас оскорбили словом или действием, то вы: а) ответите обидой на обиду, при этом ответ не слабее, а гораздо сильнее, то есть «делается с запасом», чтобы проучить обидчика; б) прощаете обиду, независимо от того, как вас оскорбили; в) сдерживаете себя, но если вслед за одним оскорблением следует еще одно
(несколько), то вы все-таки идете на конфликт, чтобы защитить свое достоинство от возможных посягательств.
2. Во время конфликта вы ведете себя следующим образом: а) капризничаете, ваше поведение очень напоминает поведение ребенка; б) стараетесь быть похожим на своих родителей или людей старшего поколения, ведете себя покровительственно, чувствуете некоторое превосходство; в) можете объективно оценить сложившуюся обстановку и «держать себя в руках».
3. В процессе конфликта вы обращаете внимание на мимику, жесты, интонации партнера? а) да, ему (партнеру) сложно в этот момент скрывать свои эмоции и поэтому я узнаю гораздо больше, чем говорит он сам; б) нет, мне все равно о чем он думает и что чувствует, я полностью поглощен(а) своими эмоциями и переживаниями; в) для нас обоих это просто игра и чувствам мы не придаем значения.
4. Лично вам конфликт дает: а) возможность эмоционально разрядиться, то есть выплеснуть накопившиеся негативные эмоции; б) материальное вознаграждение; в) раздражение и агрессию по отношению к окружающим; г) ничего не дает; д) другое.
5. Анализируя конфликт, причины его возникновения вы видите в следующем: а) стрессовых ситуациях; б) неустроенности жизни, не высоком уровне социальной защищенности; в) агрессивности и раздражении по отношению к вам; г) другое (что именно?).
6. В процессе конфликта или после его окончания решаются ли проблемы, ради которых она была затеяна? а) да; б) почти всегда; в) нет; г) другое (что именно?).
7. Стараетесь ли вы прекратить, уладить конфликт, не дав ему разгореться в полную силу? а) да, и у меня получается; б) нет, в какой-то мере от конфликтов я получаю удовольствие; в) пытаюсь прекратить, но получается не так часто, как хотелось бы.
Спасибо за внимание!
Обработка результатов
Женщины в возрасте от 18 до 60 лет: Вопрос номер 1: 71,4% женщин ответили, что они могут сдержать обиду, но только до определенного момента времени и 28,6% ответили, что вслед за обидой немедленно последует ответная реакция. Вопрос 2: никто из опрошенных женщин не считает, что во время конфликта она ведет себя как ребенок, 42,8% опрошенных стараются во всем быть похожим на своих родителей, и 57,2% считают, что могут объективно оценивать обстановку на момент конфликта. Вопрос 3: из всех опрошенных около 14,2% считают, что конфликт это не больше чем игра и эмоциям в ней отводится не значительная роль, 28,6% не интересуются чувствами и переживаниями партнера, для них важны только собственные эмоции, и для 57,2% важна мимика, жесты, эмоции, в которых, по мнению испытуемых, содержится большое количество информации. Вопрос 4: ни одна из опрошенных не считает, что в результате конфликта можно получить подарок или материальное вознаграждение; 42,8% считают, что конфликт это возможность выплеснуть негативные эмоции, чуть меньше, а именно 28,6% женщин пришла к выводу, что конфликт им ничего не дает, ни положительных, ни отрицательных эмоций, ни вознаграждения. 14,3% женщин испытывают агрессивность по отношению к окружающим, и еще такой же процент опрошенных не выбрал ни один из предложенных вариантов ответов, они дали свой ответ, по их мнению конфликт сопровождается огорчением, которое обычно остается внутри самого человека и наружу не выплескивается. Вопрос 5: предпочтение было отдано следующим причинам большинства конфликтов: стрессовые ситуации и агрессия по отношению к испытуемым (соответственно по 37,5%). 12,5% опрошенных заявили, что в конфликтах виновата неустроенность жизни и социальная незащищенность, а еще 12,5% не выбрали ни один из предложенных вариантов, и по их мнению, основной причиной конфликта является недовольство, которое накапливается в течение долгого времени и может быть вызвано бытом и неприятностями на работе. Вопрос 6: большинство женщин считают, что в результате конфликта проблемы отнюдь не решаются (42,8%), а еще столько же женщин считают, что решаются частично (42,8%), и лишь 14,4% опрошенных сказали, что все зависит от причины инцендента. Вопрос 7: лишь у немногих получается погасить конфликт, не дав ему разгореться (14,3%), около 71,4% пытаются уладить все мирно, но это не всегда получается, а 14,3% нравится быть участником конфликта, они получают от этого удовольствие.
| |а |б |в |г |д | |1 |2 | |5 | | | |2 | |3 |4 | | | |3 |4 |2 |1 | | | |4 |3 | |1 |2 |1 | |5 |3 |1 |3 |1 | | |6 | |3 |3 |1 | | |7 |1 |1 |5 | | |
Рис. 1 Распределение ответов женщин на вопросы анкеты.
Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет
Вопрос 1: преобладающее большинство мужчин сдерживают свои эмоции и лишь при повторном оскорблении идут на конфликт (83,3%), и 16,7% опрошенных решают проучить обидчика сразу, не ожидая повторного оскорбления. Вопрос 2: 50% опрошенных считают, что в момент конфликта они вполне отвечают за свои действия и слова, то есть могут «держать себя в руках». 33,3% стараются быть похожими на родителей и поступать так, как делают они. 16,7% признались, что во время конфликта они капризничают и ведут себя как дети. Вопрос 3: ни один из опрошенных мужчин не считает, что конфликт это своеобразная игра без глубоких чувств, 83,3% обращают внимание на мимику и жесты партнера, 16,7% уделяют внимание только своим переживаниям. Вопрос 4: в основном мужчинам конфликт дает возможность эмоциональной разрядки (33,3%), 16,7% испытывали раздражение по отношению к окружающим, еще 16,7% ничего не получали от инцендента. Однако 33,3% мужчин не выбрали ни один из предложенных вариантов, а дали свои ответы, среди которых: «конфликт предоставляет мне возможность защитить себя от посягательств со стороны других людей, и возможность указать окружающим на их ошибки». Вопрос 5: в неустроенности жизни, низком уровне социальной защищенности и в агрессии со стороны окружающих видят основные причины конфликтов соответственно по 33,3% опрошенных. Для 16,7% причины скрыты в стрессовых ситуациях, и 16,7% считают, что предложенные вопросы не раскрывают причины возникновения конфликтов в их жизни и предлагают свой вариант: «конфликты возникают из-за неурядиц в семье и на работе, из-за проблем с детьми». Вопрос 6: среди опрошенных мужчин 33,3% согласны с тем, что почти всегда в процессе конфликта решается большинство проблем, ради которых он был затеян. У 16,7% решаются все проблемы, у такого же количества респондентов проблемы в процессе конфликта не решаются совсем, а 33,3% высказали мнение, что сами они никогда не начинали конфликта, и становились лишь невольными участниками инцендента, в котором решались не их проблемы, а окружающих. | |А |б |в |г |д | |1 |1 | |5 | | | |2 |1 |2 |3 | | | |3 |5 |1 | | | | |4 |2 | |1 |1 |2 | |5 |1 |2 |2 |1 | | |6 |1 |2 |1 |2 | | |7 |3 | |3 | | |
Рис.2 Распределение ответов мужчин на вопросы анкеты.
Вопрос 7: по этому вопросу мнения разделились поровну (по 50%), одна половина считает, что у них всегда получается прекратить конфликт в начальной стадии развития, а другая часть пытается это сделать, но не всегда получается. Но ни для одного опрошенного конфликт не является источником удовольствия.
Выводы: 1. В нашей жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто.
Игнорирование скрытых и явных противоречий приводит к конфликтам. 2. Данные исследования показали, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаются» на наиболее возмущающих их моментах, которые видны невооруженным взглядом и являются следствием более глубоких причин. 3. Большинство конфликтов возникает помимо желания его участников, главную роль в возникновении конфликтов играют слова или действия, способные спровоцировать конфликт. Кроме того, в ответах респондентов наблюдается тенденция к оценке политической и социальной ситуации в стране в целом, недовольство которой также порождает конфликты. 4. Опасность конфликтных ситуаций заключается в том, что люди гораздо чувствительнее к словам других, нежели к тому, что говорят сами. Эта особая чувствительность относительно обращенных к ним слов происходит от желания защитить себя свое достоинство от посягательств со стороны других людей. Многие из опрошенных женщин высказали мнение, что в современной жизни они менее защищены, чем мужчины. Вероятно, поэтому процент женщин мгновенно реагирующих на агрессивные слова и поступки окружающих выше, чем у представителей мужского пола. 5. На негативные действия или слова окружающих большинство опрошенных часто старается ответить максимально негативным действием или словом. На мой взгляд, это объясняется тем, что у человека всегда существовала потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство, эта потребность в настоящее время только усилилась (в связи с тем, что власть, государство, не способны обеспечить спокойствие и безопасность для каждого из нас). И лишь небольшой процент опрошенных не соглашается с принципом: «Лучший способ защиты – нападение». А желающих простить обиду на данном этапе времени нет совсем. Хотя именно к этому призывают все религии и этические учения. 6. Негативные слова или действия представляют собой проявления, которые направлены на решение психологических проблем или на достижение каких- либо целей (психологических или прагматических). 7. Однако по результатам исследования можно выделить важный позитивный момент. Большинство опрошенных, как мужчин, так и женщин, стараются предотвратить конфликт, не давая ему продолжится.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философия войны
Реферат The Most Of It Essay Research Paper
Реферат Охрана труда и защита от чрезвычайных ситуаций на объектах АПК
Реферат Вооружение и тактика восточных и западных монголов в эпоху позднего средневековья (XVII в.).
Реферат Freud Essay Research Paper COMUNICACIN Y PEDAGOGABARCELONAn
Реферат Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения
Реферат Моральні норми у соціальній роботі
Реферат Использование программирования в математике
Реферат Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО Константин и К
Реферат «Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы»
Реферат Шифросистемы с открытым ключом. Их возможности и применение.
Реферат История сетевого маркетинга
Реферат «Философия» федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин гсэ гос впо второго поколения для подготовки бакалавров по направлениям 080100. 62 «Экономика» и080500. 62 «Менеджмент» Казань 2011
Реферат Анализ стихотворения Бальмонта "В безбрежности"
Реферат Методы обучения математике