Реферат по предмету "Экономика"


Система управления регионом (на примере Краснодарского края)

Рефератна тему:
Системауправления регионом (на примере Краснодарского края)

 
Содержание
Введение
1.Региональная политика как объект государственного регулирования
1.1Финансовая и налоговая система РФ
1.2Регионы РФ: типы и критерии
2.Основные направления реализации региональной экономической политики
2.1Цели и принципы региональной экономической политики в Краснодарском крае
2.2Особенности бюджетной и налоговой политики в Краснодарском крае
Заключение
Литература
Введение
Эволюция региональной политики Россииимеет свою историю и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизмсущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточночасто можно наблюдать близость, как времени, так и миссии или конечного предназначенияреализуемых программ управления региональным развитием.
На сегодня в развитии российскойрегиональной политики можно выделить пять этапов. Их последовательность и содержаниеобусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменениемлогики общественных условий развития страны.
Первый этап (1920-1932 гг.). В этотпериод был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов,территориальной организации общества, а именно:
необходимость создания общегосударственнойсистемы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политикив территориальном разрезе;
создание экономически эффективнойтерриториальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формированиеэкономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.
Второй этап (1933-1956 гг.) характеризуетсяполным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-команднуюмодель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усилениеотносительной экономической обособленности районов, а, следовательно, их самостоятельности.Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятиемвсестороннее развитие.
Третий этап (1957-1964 гг.) — этоочень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управленияпутем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились,предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторыхуправленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевамина территории, но часто противостояли местным органам власти.
Четвертый этап (1965-1985 гг.) характеризуетсявозрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритетведомственно-отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы,и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формыорганизации хозяйства.
Следующий период (с 1986 г. по настоящиймомент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностьюв плане социального целеполагания и экономического механизма управления.
Вступление России в трансформационныйпериод послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающихэкономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практическиодновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектовсобственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация властии управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально-экономическихпроцессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъективномбалансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальнойэффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственнойдифференциации темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требуетразработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблемсогласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевыхструктур.
/>1. Региональная политикакак объект государственного регулирования
 1.1 Финансовая и налоговая система РФ
Бюджетное устройство РФ определяетсязаконом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как организация бюджетной системыи принципы ее построения.
Бюджетная система РФ представляетсобой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых),местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов. Т.е., бюджетная система состоит из трех уровней:
первый уровень — федеральный бюджети бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень — бюджеты субъектовРФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень — местные бюджеты;
Цели бюджетов каждого уровня закрепляютсярасходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом:
Федеральный бюджет финансирует государственныерасходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то: содержание вооруженныхсил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственногодолга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества(здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура,искусство и другое;
Бюджет субъекта РФ финансирует расходыпо выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона(поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйстваи рыболовства, образование, социальная политики и другое);
Местные бюджеты финансируют расходыпо регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местнойсоциально — производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения(ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образованиякультуры и других).
Отношения между бюджетами различногоуровня основываются на положениях главы 16 Бюджетного кодекса, которая закрепляетследующие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации:
распределения и закрепления расходовбюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления) на постояннойоснове и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетнойсистемы Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектовРоссийской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальнойбюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов РоссийскойФедерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетовво взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Федеральный бюджет и бюджеты государственныхвнебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов,бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондовразрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываютсяи утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправлениялибо в порядке установленными уставами муниципальных образований.
Годовой бюджет составляется на одинфинансовый год, который соответствует календарному году.
Доходы бюджетов формируются в соответствиис бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Доходы бюджетов образуются за счетналоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренныеналоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местныеналоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
¾доходы от использования имущества, находящегосяв государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов,предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
¾доходы от платных услуг, оказываемых бюджетнымиучреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательствомо налогах и сборах;
¾средства, полученные в результате применениямер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числештрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальнымобразованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
¾доходы в виде финансовой помощи, полученнойот бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключениембюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
¾иные неналоговые доходы.
В ст.5 Бюджетного кодекса РФ раскрываетсяпонятие бюджетного процесса. Бюджетный процесс — регламентируемая нормами правадеятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участниковбюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В Российской Федерации вся совокупностьналогов и сборов подразделяется на три группы (вида):
¾федеральные;
¾налоги и сборы субъектов РФ — республик,краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
¾местные.
Федеральными признаются налоги исборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территорииРоссийской Федерации.
Региональными признаются налоги исборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации,вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерациии обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.При установлении регионального налога законодательными (представительными) органамисубъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:налоговые ставки в пределах, установленных Налоговом Кодексом, порядок и сроки уплатыналога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементыналогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом. При установлении региональногоналога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерациимогут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы,устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительныхорганов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НалоговымКодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправленияи обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налогапредставительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актахопределяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленныхНалоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данномуместному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом.При установлении местного налога представительными органами местного самоуправлениямогут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком.
Не могут устанавливаться региональныеили местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физическихлиц;
6) взносы в государственные социальныевнебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенныесборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевойбазы;
11) налог на дополнительный доходот добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектамиживотного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог на игорный бизнес;
6) региональные лицензионные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физическихлиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Перераспределение налоговых и неналоговыхпоступлений в бюджеты различных уровней в РФ осуществляется в форме дотаций, субвенций,субсидий или трансфертов.
Дотация — бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основахдля покрытия текущих расходов.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмезднойи безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
В отличие от дотации субвенция предоставляетсяна финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случаенеиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возвратупредоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использованиясубвенций их выделение прекращается.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемыебюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу наусловиях долевого финансирования целевых расходов.
Трансферт — наряду с традиционнымиметодами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается переводсредств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориальногоуровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающихв вышестоящий бюджет доходов.
 1.2 Регионы РФ: типы и критерии
Министерство экономического развитияи торговли РФ по значениям комплексной социально-экономической оценке регионов условновыделяет пять групп.
Группу регионов с относительно высокимуровнем развития и уровнем развития выше среднего составляют субъекты РоссийскойФедерации в основном с ресурсодобывающей и экспортоориентированной направленностью,в первую очередь, нефте- и газодобычей, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономныеокруга, Астраханская, Оренбургская области, основные финансово-экономические центрыстраны — города Москва, Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская,Свердловская, Московская, Белгородская, Челябинская области, Республика Татарстани некоторые другие (всего 22 региона). Для регионов этой группы характерны высокиепоказатели душевого ВРП и объема инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности,вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательнойспособности населения и, следовательно, значительно более низкой, чем в среднемпо России, доли бедного населения.
Довольно многочисленной остаетсягруппа регионов со средним уровнем развития. Сюда входят 20 субъектов РоссийскойФедерации (Нижегородская, Кемеровская, Ленинградская области и т.д.). Значения индикаторовтерриториального развития для регионов данной группы будут близки к средним российскимпоказателям.
Группу регионов с уровнем развитияниже среднего образуют 17 субъектов (Новосибирская, Ростовская, Архангельская областии т.д.). Регионы этой группы характеризуются более низкими по сравнению со среднимироссийскими основными макроэкономическими показателями на душу населения, низкимизначениями финансовой обеспеченности, покупательной способности населения и уровнемпотребления товаров и услуг.
В группе с низким уровнем развитиянаходятся 23 субъекта федерации: Республика Мордовия, Чувашская республика, Кировскаяобласть и т.д.). Душевые показатели объема производства ВРП, объема инвестиций восновной капитал, объема внешнеторгового оборота и финансовой обеспеченности здесьв 2-3 раза ниже средних российских показателей. Для большей их части также характернаболее высокая доля бедного населения (в 1,5-2 раза) по отношению к средним российскимпоказателям.
Группу с крайне низким уровнем развитиясоставляют слаборазвитые регионы: республики Ингушетия, Тува, Коми-Пермяцкий, Корякский,Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа. Данные регионыв 2-3 раза уступают по величине основных макроэкономических показателей среднимзначениям.

/> 2. Основные направления реализации региональной экономической политики
 2.1 Целии принципы региональной экономической политики Краснодарского края
Чрезвычайно выгодное территориальноеположение на Юге России, способствовало динамичному развитию Краснодарского края.Развитию экономики края способствовали также и наличие богатых природных ресурсов.
Основупроизводительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный,топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий,а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный,санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономическогоразвития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.
Многие предприятия области имеютобщероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельныхвидов продукции в стране.
Динамичное развитие агропромышленногокомплекса (далее также — АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственнуюбезопасность страны:
край обладает богатейшими ресурсамисельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировыхзапасов);
край занимает первое место средисубъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодови ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда;
край занимает второе место средисубъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живомвесе), третье место — по производству молока.
АПК Краснодарского края в 2006 годупроизвел 6,8 процента валовой сельскохозяйственной продукции России:
в 2006 году в Краснодарском краесобрано 10,5 процента валового объема зерна, производимого в России, 19,3 процентасахарной свеклы, 17 процентов семян подсолнечника, 82 процента риса, более половинывинограда, 42,8 процента кукурузы, осуществляется треть заготовок томатов, собираетсявесь объем российского чая, субтропических и цитрусовых культур и много другой продукции;произведено 6,2 процента мяса, 4,3 процента молока, 4,6 процента яиц от объема производствав целом по России;
в 2006 году в крае произведено 33,4процента общероссийского объема сахара‑песка, 25,4 процента растительных масел,30,2 процента виноградных вин, 6,9 процента консервов.
Транспортный комплекс обеспечиваетреализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморскогои средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад вповышение «связности» территории страны.
Морские порты края обеспечивают прямойвыход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатываютболее 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портовРоссии, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта.
По территории края проходят важнейшиежелезнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторонуморских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей.
Трубопроводный транспорт представленмеждународным нефтепроводом «Тенгиз—Новороссийск» и газопроводом «Россия—Турция»(«Голубой поток»).
Воздушный транспорт Краснодарскогокрая представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар,Сочи).
Уникальные для России природно-климатическиеусловия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, историческихдостопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособноготуристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивныйимидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населенияв услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом:
климат в крае — один из наиболееблагоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край— самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлоевремя суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часовв год;
благодаря сочетанию благоприятныхклиматических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязейКраснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом Россиии фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационнымцентром;
в период максимального развертыванияежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тысяч мест;
потенциал санаторно-курортного итуристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особойэкономической зоны туристско-рекреационного типа.
Краснодарский край является однимиз основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционнойактивности и стабильно занимает первое место в Южном федеральном округе и пятое— в России.
В 2001—2007 годах общий объем инвестицийсоставил 803,4 миллиарда рублей, в том числе в 2007 году — 225 миллиардов рублейс темпом роста к уровню 2006 года 126 процентов. Это самый значительный приростза последние семь лет.
По привлечению инвестиций ведущимиотраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристскийкомплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.
Рейтинг Краснодарского края в мировомбизнес-сообществе весьма высок: агентством «Standard & Poor's» регионуприсвоен международный инвестиционный рейтинг на уровне «BB» (прогноз«позитивный»). Кроме того, край входит в семерку российских регионов снаименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российскихрегионов по законодательной активности в сфере инвестиций.
 2.2 Особенности бюджетной и налоговой политики вКраснодарском крае
Не так давно значительно вырослароль бюджета как инструмента государственной экономической политики в крае.
Экономический рост, создание условийэкономического благоприятствования, стабилизация и совершенствование бюджетногопроцесса позволили достигнуть положительную динамику достигнута всем основным секторамэкономики – промышленным производствам, сельскому хозяйству, строительству, грузоперевозкам,связи, оптовой, розничной торговле, общественному питанию, платным услугам населению,где приросты объемов относительно первого полугодия 2009 года составили от 0,2%до 23,9%.
Такжево всех перечисленных секторах в июне получен прирост объемов продукции (работ иуслуг) относительно предыдущего месяца (от 5,2% по связи до 21,5% в сельском хозяйстве)и относительно аналогичного месяца прошлого года (от 0,2% в оптовой торговле до11% в промышленных производствах).
Индекспромышленного производства в 1 полугодии текущего года составил 104,1% (против 86,1%в аналогичном периоде 2009 года) за счет роста на 5,6% выпуска продукции обрабатывающихпроизводств и на 0,9% – производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Виюне прирост промышленного производства составил 14% к маю текущего года и 11% –к июню 2009 года.
Вобрабатывающих производствах рост объемов составил 5,6% (в январе-июне прошлогогода выпуск продукции был снижен на 14,8%). Улучшению индекса способствовала положительнаядинамика в 11 из 14 основных секторов.
Значительновозросло производство химической продукции (в 1,9 раза), кожи, изделий из кожи иобуви (в 1,4 раза), мебели (в 1,4 раза), электрооборудования (на 38,9%), транспортныхсредств (на 25,4%), металлургической продукции (на 18,9%).
Крометого, еще в 5 видах деятельности получены приросты выпуска товаров от 3% до 17%(в производствестроительных материалов, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовыхизделий, целлюлозно-бумажной и полиграфической продукции, текстильном и швейномпроизводстве).
Отставание от уровня 6 месяцев прошлогогода отмечено:
¾в производстве пищевых продуктов – на1,1% (по сравнению с первым кварталом отставание сокращено на 1,5 процентных пункта)за счет уменьшения переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов, производстварастительных масел, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, напитков, преждевсего пива и водки, а также табачных изделий;
¾в обработке древесины и производстве изделийиз дерева – на 1,3% (относительно первого квартала темпы падения замедлились на8,6 п.п.) в связи со снижением выпуска древесностружечных плит, паркета и деревяннойтары;
¾в производстве машин и оборудования –на 24,9% (глубина падения уменьшена по сравнению с первым кварталом на 7,8 п.п.)в результате сокращения спроса на зерноуборочные комбайны, тракторы, металлорежущиестанки, воздушные компрессоры.
Месячная динамика (июнь к маю текущегогода) положительна в 8 направлениях деятельности, за исключением кожевенного, целлюлозно-бумажногои полиграфического производства, нефтепереработки, химического, металлургического,мебельного производства.
Относительно июня 2009 года ростобъемов производства зафиксирован в 12 секторах, за исключением производств химическойпродукции, резиновых и пластмассовых изделий.
Впроизводстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс производства составил100,9% (год назад – 95,8%).
Выработкаэлектроэнергии возросла на 2,9%, теплоэнергии – также на 2,9% по сравнению с 1 полугодием2009 года.
Виюне индекс промышленного производства к маю текущего года составил 111,4%, к июнюпрошлого года – 98,5%.
Отрицательнаядинамика допущена в добыче полезных ископаемых – 97,9% к январю-июню 2009 года (годназад – 87,7%).
Виюне индекс промышленного производства составил 101,3% к маю текущего года и 101,8%относительно июня прошлого года. Положительная месячная динамика, начиная с марта,позволила сократить темпы падения по сравнению с 1 кварталом текущего года на 2,2п.п.
Добычатопливно-энергетических ресурсов снижена на 8,1%, в том числе нефти – на 7,5%, газаприродного – на 11,1%. Причина: отрицательные результаты поискового бурения и недостатокфинансирования геологоразведочных работ в 2009 году. В текущем году планируетсяувеличение в 3,7 раза объема инвестиций в геологоразведку на море, до 4,7 млрд.рублей. Финансирование геологоразведки на суше составит 1,2 млрд. рублей или 96%к уровню 2009 года.
Добыча прочих полезных ископаемыхвозросла в 1,4 раза за счет увеличения потребностив нерудных строительных материалахв связи с ростом объемов работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.
Строительство.
Объем выполненных работ достиг 90,8млрд. рублей или 123,9% к январю-июню прошлого года (год назад – 95,8%). В июнеобъем выполненных работ увеличен относительно мая текущего года – на 18,2%, по сравнениюс июнем 2009 года – на 8,7%.
При этом объемы дорожного строительствавозросли относительно 1 полугодия 2009 года в 1,8 раза, объемы строительно-монтажныхработ по возведению зданий и сооружений – на 16,7%.
Введено в эксплуатацию 7020 зданийжилого и 36 зданий нежилого назначения (11 промышленных, 14 коммерческих, 5 здравоохранения,одно учебное).
Среди основных введенных объектов:
— мощности по добыче нерудных материаловна 700 тыс. куб. метров, по производству рулонных кровельных материалов на 2 млн.кв. метров, по производству сухих смесей на 38,2 тыс. тонн;
— одна нефтяная скважина;
— перегрузочный комплекс в морскомпорту мощностью 2 млн. тонн грузов в год;
— 3 антенно-мачтовых сооружения,подвижная радиотелефонная связь на 2,5 тыс. номеров;
— торгово-развлекательный центрплощадью 789 кв. метров, торговые предприятия площадью 4,8 тыс. кв. метров, общетоварныесклады площадью 4,3 тыс. кв. метров;
— больничные учреждения на 35 коек,санатории на 148 коек, дома отдыха на 72 места, дошкольные образовательные учрежденияна 40 мест;
— физкультурно-оздоровительныйкомплекс, плавательный бассейн, плоскостные спортивные сооружения площадью 1 тыс.кв. метров.
Проложено 40,5 км газопроводов,в том числе 40,1 км в сельской местности, 202 км радиорелейных линий связи.
Продолжалось строительство и реконструкция крупных объектов:
— первой очереди горнолыжного комплекса «Роза Хутор», гостинично-оздоровительногокомплекса «Си-Плаза», олимпийских объектов в районе Имеритинской низменности и совмещеннойавтомобильно-железной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»;
— системы базирования Черноморскогофлота;
— перегрузочного комплексанефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.
Улучшена динамика в жилищном строительстве.За 6 месяцев введено 1806,3 тыс. кв. метров жилых домов, что на 25,8% превосходитрезультаты первого полугодия 2009 года (в аналогичном периоде прошлого года вводжилья был снижен на 12,9%).
Это связано с увеличением вводадомов массовой застройки – в 2,5 раза по сравнению с 1 полугодием 2009 года. Строительнымиорганизациями введено 791,4 тыс. кв. метров жилья или 43,8% от общего объема.
Наибольшая доля (56,2% или 1014,9тыс. кв. метров) жилья введена индивидуальными застройщиками со снижением к аналогичномупериоду прошлого года на 9,3%.
Краевой целевой программой «Жилище»в текущем году предусмотрено финансирование следующих мероприятий:
— на цели предоставления гражданам(в том числе молодым семьям) социальных выплат, направленных на оплату первоначальноговзноса при получении ипотечного жилищного кредита, – 350 млн. рублей средств краевогобюджета (по состоянию на 1 июня освоено 134,3 млн. рублей, социальные выплаты получили330 кубанских семей из 1106-ти, планируемых на год);
— на мероприятия по обеспечению земельныхучастков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства – 130 млн. рублей(в 1 квартале состоялся конкурсный отбор инвестиционных проектов, который прошли13 проектов из 10 муниципальных образований, в настоящее время ведутся согласовательныепроцедуры по распределению средств краевого бюджета между победителями конкурсногоотбора);
— на обеспечение земельных участковкоммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства – 20 млн. рублей средствкраевого бюджета (в настоящее время в Краснодарском крае отсутствуют проекты, полностьюотвечающие условиям участия в конкурсном отборе в 2010 году, в связи с чем заявкав Министерство регионального развития РФ не направлялась).
Сельскоехозяйство
Валоваяпродукция сельского хозяйства составила 78,7 млрд. рублей, что на 5,2% превышаетпоказатель 1 полугодия 2009 года (год назад наблюдалась отрицательная динамика –99,4%). По сравнению с 1 кварталом текущего года темпы роста увеличены на 1,2 п.п.в результате роста сельскохозяйственного производства в июне на 21,5% относительнопредыдущего месяца и на 7,5% – по сравнению с июнем 2009 года.
Растениеводство
Посевные площади сельскохозяйственныхкультур в хозяйствах всех категорий в 2010 году составили 3632,2 тыс. гектаров или99,5% к прошлому году. В структуре посевных площадей сократилась доля зерновых культур(с 60,2% в 2009 году до 59,1% в 2010 году, при этом посевы пшеницы и риса возросли,а кукурузы и ячменя снизились), кормовых культур (с 14% до 13,1%) при увеличениидоли технических культур (с 22,2% до 24% за счет роста посевов сахарной свеклы исои), картофеля и овощебахчевых (с 3,6% до 3,8%).
В крае полным ходом идет уборочнаякампания. Сельскохозяйственными организациями к 1 июля текущего года зерновые культурыубраны на площади 157,5 тыс. гектаров (это составляет 10,4% от площади посевов),в том числе пшеница – на 15,8 тыс. гектаров (1,6% посевов), масличные культуры –на 4,8 тыс. гектаров (1,1%), овощи – на 4,0 тыс. гектаров (22% от площади посевов).При этом за счет увеличения площади убранных посевов и урожайности культур относительно6 месяцев прошлого года в 1,5 раза возросли валовые сборы пшеницы, в 2,4 раза –масличных культур, в 1,6 раза – овощей.
В хозяйствах края одновременно суборкой продолжаются уходные работы на пропашно-технических культурах и рисе. Напосевах кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника проведена двукратная междуряднаяобработка и внесены гербициды. На посевах сои проведена междурядная обработка, напосевах риса – обработка гербицидами.
Животноводство.
Вхозяйствах всех категорий производство мяса увеличено на 7,1% до 245,7 тыс. тонн,яиц – на 7,8% до 929,3 млн. штук. Результат обусловлен ростом поголовья птицы на6,3% (до 25,3 млн. голов), а также увеличением продуктивности свиней (привесы свинейна выращивании, откорме и нагуле возросли на 6% и достигли 413 граммов в сутки)и птицы (средняя яйценоскость увеличена на 0,7% и составила 149 яиц от одной курицы-несушки).
Несмотряна увеличение надоев молока от одной коровы (на 1,8% до 2728 кг) валовое производствомолока снизилось на 1,4% до 711,4 тыс. тонн. Это связано с сокращением численностикоров на 3,2% (до 261,1 тыс. голов) относительно 1 июля 2009 года, а также снижениемзакупочных цен на молоко-сырье – на 3,7% в июне и на 2,9% в мае текущего года.
Такжесохраняется отставание от уровня прошлого года поголовья крупного рогатого скота(666,5 тыс. голов по состоянию на 1 июля 2010 года) и свиней (1085,1 тыс. голов)– 3% и 4,9%, соответственно. За второй квартал глубина падения численности КРС увеличилосьна 0,5 п.п., свиней – на 1,5 п.п.
Помимоэтого среди негативных моментов развития отрасли – снижение среднесуточных привесовкрупного рогатого скота на выращивании, откорме и нагуле. По сравнению с 1 полугодиемпрошлого года показатель уменьшен на 1% и составляет 613 граммов.
В животноводстве сохраняется неблагоприятнаяобстановка. В результате интенсивной выбраковки низкопродуктивных животных, которыхв краевом стаде около 30%, а также снижения рентабельности производства молока наблюдаетсяснижение численности крупного рогатого скота.
Снижение поголовья свиней обусловленорядом факторов (заболевание африканской чумой), возникших в предыдущие годы, в результатекоторых произошел сброс поголовья. Сложившаяся ситуация на мировом финансовом рынкеповлекла за собой возникновение ряда дополнительных проблем для организаций АПК.В результате не было завершено в назначенный срок строительство двух свинокомплексов,рассчитанных на производство 60 тыс. голов в год, сокращен завоз импортного скота(в настоящее время в крае сложился дефицит поголовья свиноматок, который составляет7,5 тыс. голов).
Транспорт и связь
Состояние транспортного комплексазначительной степени зависит от экономической ситуации, складывающейся в ведущихсегментах экономики края. Рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства,строительных работ и оптово-розничных продаж, нарастание динамики освоения инвестиций,оказали положительное влияние на формирование физических показателей работы грузовоготранспорта
Перевозки грузов возросли на 6,3%в результате роста показателя в железнодорожном (на 20,7%), автомобильном (на 1,4%,в том числе в специализированном – на 4,4%) и трубопроводном (на 5,9%) транспорте.Вместе с тем, сокращены объемы грузов перевезенных морским и речным транспортом,соответственно, на 26,2% и 57,7%.
Грузооборот транспорта увеличен на2,4%, в том числе автомобильного – на 19,3% (специализированных предприятий – на29,6%), железнодорожного – на 7,9%, трубопроводного транспорта – на 0,2%. В морскоми внутреннем водном транспорте грузооборот снижен на 21,5% и 35,9%, соответственно.
В тоже время, показатели пассажирскихперевозок снижены как в целом по краю – на 4,8%, так и по всем видам транспорта– в железнодорожном на 2,1%, автомобильном на 2,7%, воздушном на 3,2%, городскомэлектрическом на 8,3%. Сокращение пассажиропотока связано с уменьшением мобильностинаселения вследствие снижения его покупательной способности.
Пассажирооборот транспорта сокращенна 1%, в том числе железнодорожного – на 0,7%, воздушного – на 3,1%, городскогоэлектрического – на 8,3%. Рост пассажирооборота отмечен в автомобильном (на 0,1%)и внутреннем водном (на 15,1%) транспорте в результате увеличения дальности пассажирскихперевозок.
Объем услуг связи (по крупным и средниморганизациям) возрос относительно 1 полугодия 2009 года на 1,1% и составил 17,9млрд. рублей.
Потребительский рынок
На рынках товаров и услуг положительныерезультаты сложились во всех видах деятельности.
Розничные продажи выросли на 3,9%(в 1 полугодии прошлого года отмечалось снижение на 0,7%). При этом на покупки пищевыхпродуктов, включая напитки, было потрачено на 12,5% больше, чем год назад. Объемыпродаж непродовольственных товаров сократились на 2,4%. В июне оборот розничнойторговли составил 109% к уровню мая текущего года и 108,1% к июню 2009 года.
Оборот общественного питания увеличилсяна 2,1% (в 1 полугодии прошлого года – снижение на 0,1%). В июне оборот общепитавырос по сравнению с маем на 9,3%, относительно июня прошлого года – на 4,3%.
В сфере платных услуг населению приростсоставил 2,5% к уровню 1 полугодия прошлого года (год назад – 2%). В июне относительномая текущего года объемы платных услуг возросли на 13,2%, относительно июня прошлогогода – на 5,4%. Наиболее высокими темпами (свыше 10%) развивалась сфера бытовых,санаторно-оздоровительных, туристских услуг, услуг физической культуры и спорта.
В структуре платных услуг преобладаликоммунальные услуги (25% от общего объема), услуги транспорта (15,7%), связи (18%),бытовые услуги (12,6%), гостиниц и аналогичных средств размещения (8%).
Санаторно-курортный и туристскийкомплекс
Объем платных услуг населению, оказанныхкурортно-туристским комплексом, составил 8,9 млрд. рублей с темпом роста 100,7%относительно 1 полугодия 2009 года. На долю гостиниц и аналогичных средств размещенияприходится 6,4 млрд. рублей (94,9% к аналогичному уровню прошлого года), санаторно-оздоровительныхучреждений – 1,8 млрд. рублей (112,6%), туристских организаций – 787,7 млн. рублей(136,2%).
С начала года на курортах края отдохнуло4,2 млн. человек, что на 9,6% превышает прошлогодний показатель. Организованныйсектор принял 1,8 млн. отдыхающих (рост на 5,9%), неорганизованный – 2,4 млн. туристов(рост на 12,2%).
Количество функционирующих (осуществляющихприем туристов) организаций составило 1334 единиц общей емкостью более 203,5 тыс.мест. Единовременная вместимость снизилась на 11% относительно 1 полугодия 2009года.
Средняя загрузка санаторно-курортныхи гостиничных предприятий Краснодарского края за июнь 2010 года составила 57%, поосновным курортным территориям 89%. Уровень загрузки предприятий снизился по отношениюк аналогичному периоду 2009 года по основным курортным территориям на 5%, в целомпо краю – на 7%.
Снижение уровня заполняемости здравницсвязано с поздним проведением конкурсных торгов на поставку путёвок и уменьшениемобъемов контрактов с региональными фондами социального страхования регионов РФ наоздоровление льготных категорий граждан.
Еще одна причина – передача с 1 января2010 года субъектам РФ полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровлениядетей. Изменение законодательства повлекло за собой несвоевременную подготовку детскойоздоровительной компании регионами РФ, так как отсутствовал механизм реализацииданной программы на местах. С целью экономии денежных средств, большинство субъектовРФ приняли решение оздоравливать детей в лагерях, расположенных на своих территориях.Это привело к резкому сокращению потока детей в Краснодарский край из других регионов(фактически, первая оздоровительная смена в детских лагерях была реализована на50%) и уменьшению числа функционирующих детских здравниц в 2010 году (первую сменуприняли 150учреждений отдыха вместо 179-ти, планировавших осуществлять этудеятельность в текущем году).
Финансы
Государственные финансы
В 1 полугодии 2010 года доходы консолидированногобюджета края (с учётом безвозмездных поступлений) достигли 72,1 млрд. рублей или113,9% к аналогичному периоду 2009 года.
Поступление налоговых и неналоговыхдоходов в консолидированный бюджет края увеличилось на 15,3% и превысило 57 млрд.рублей.
Расходы консолидированного бюджетакрая профинансированы в сумме 65,8 млрд. рублей, что составляет 108,6% к объемам1 полугодия 2009 года. Годовые бюджетные назначения исполнены на 38,9%.
Социально-культурная сфера, по-прежнему,остается приоритетным направлением расходования средств, на эти цели из бюджетакрая направлено 40,1 млрд. рублей, или 61% расходов. Затраты на образование увеличилисьна 9,6% и составили 17 млрд. рублей, на социальную политику – на 6,2% до 10,9 млрд.рублей, здравоохранение, физическую культуру и спорт – на 21% до 9,9 млрд. рублей,культуру – на 9% до 2,3 млрд. рублей.
По состоянию на 1 июля текущего годаисполнение по национальному проекту «Здоровье» и «Образование»составило, соответственно, 763,4 млн. рублей и 263,3 млн. рублей. На реализациюнационального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», трансформированногов краевую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае»,выделено 1256,4 млн. рублей. На развитие жилищного кредитования, предоставлениесоциальных выплат молодым семьям и обеспечение жильем ветеранов, инвалидов в рамкахнационального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»направлено 651,6 млн. рублей.
Уровень жизни населения
Среднедушевые денежные доходы населенияв январе-июне 2010 года (по оценке) достигли 13,3 тыс. рублей, номинальный рост– 14,1%. В реальном выражении их уровень вырос на 7% (в январе-июне прошлого года– на 6,1%).
Номинальная заработная плата (пооценке) составила 15,7 тыс. рублей, рост к аналогичному периоду 2009 года – 10,4%.Положителен результат, характеризующий изменение ее реального уровня – 103,1% к1 полугодию 2009 года (год назад – 100,2%).
Сумма просроченной задолженностипо заработной плате за месяц сокращена на 2,6 млн. рублей и по состоянию на 1 июля2010 года составила 8,1 млн. рублей. Относительно аналогичной даты прошлого годасумма долгов снижена на 39,7%.
Уровень инфляции в июне составил100,4% к маю текущего года (в июне прошлого года – 100,7%). Сильнее всего подорожалиуслуги – на 0,7% (более чем на 16% выросли цены на санаторно-оздоровительные услуги).
Относительно декабря 2009 годаиндекс потребительских цен составил 104,2% (год назад – 108,2%), в том числе поплатным услугам – 106,8%, продовольственным товарам – 105,6%, непродовольственным– 101,3%.
Самый высокий рост цен с началагода отмечен на молоко (106,6%), сливочное масло (106,3%), творог (107,9%), сыр(109,7%), крупу и бобовые (109,7%), пиво (117,2%), плодоовощную продукцию (133,1%),а также тарифов на санаторно-оздоровительные услуги (133,2%), услуги в сфере туризма(113,3%), услуги физической культуры и спорта (113%), медицинские (111,7%), жилищно-коммунальные(108,8%) и посреднические (118,2%) услуги.
Демография. Рынок труда
Постоянное население края на 1июня 2010 года, по расчетным данным, составило 5166,3 тыс. человек и увеличилосьна 5,6 тыс. человек или на 0,1% по сравнению с началом года.
Определяющие факторы роста численностинаселения: сокращение умерших на 3,8% и миграционный прирост, который в 2,1 разапревышает естественные потери населения.
По итогам выборочных обследованийнаселения по проблемам занятости, проведенных Федеральной службы государственнойстатистики, численность экономически активного населения края в среднем в марте-мае2010 года составляла 2570,9 тыс. человек. Из них 2381,4 тыс. человек были занятыв экономике, 189,4 тыс. человек не имели занятия и в соответствии с методологиейМОТ классифицировались как безработные. Уровень общей безработицы составил 7,4%.
В текущем году в центры занятостинаселения обратилось 434,6 тыс. граждан (на 1,6% меньше, чем в 1 полугодии 2009года), из них за содействием в поиске подходящей работы – 105,7 тыс. человек. Статусбезработного получили 28,5 тыс. человек, что на 7,7 тыс. человек или 21% меньше,чем за январь-июнь 2009 года.
По состоянию на 1 июля 2010 годачисленность зарегистрированных безработных составила 23,2 тыс. человек (на 4% меньше,чем на аналогичную дату 2009 года). Уровень регистрируемой безработицы, как и годназад, находится на уровне 0,9% от численности экономически активного населения.
Количество вакансий, которыми располагалиорганы службы занятости населения, на 1 июля 2010 года составило 47 тысяч (ростна 13,3% по сравнению с аналогичной датой 2009 года), из них 77% рабочих профессий.В среднем на одного обратившегося в службу занятости приходится 1,3 вакансии.
В 1 полугодии 2010 года при содействиислужбы занятости трудоустроено на вакантные места60,1 тыс. граждан (на 1,8% больше,чем за 6 месяцев прошлого года). На общественные работы временно трудоустроено 25,3тыс.человек (рост на 21,8%).
На профессиональное обучение направлено3,8 тыс. человек. Профориентационные услуги получили 151,8 тыс. человек. В программахсоциальной адаптации («Клубы ищущих работу», «Новый старт») приняли участие 6,7тыс. безработных граждан. Проведено 504 ярмарки вакансий, в которых приняли участие80,9 тыс. человек. Мобильные центры занятости населения выполнили 906 рабочих поездок,на их базе государственные услуги получили 38,3 тыс. человек.
В службу занятости населения, начинаяс 1 октября 2008 года (период проведения еженедельного мониторинга ситуации с высвобождениеми неполной занятостью работников предприятий края), 332 организации заявили о предстоящемвысвобождении 17,5 тыс. человек, из которых уволено 15,2 тыс. человек. Из общегочисла уволенных: трудоустроено 4,5 тыс. человек, оформили трудовую пенсию по старости1,3 тыс. человек, поставлено на учет в качестве ищущих работу 7,1 тыс. человек,из которых признано безработными 4,2 тыс. человек.
Постановлением главы администрации(губернатора) Краснодарского края от 20 января 2010 года № 18 утверждена целеваяпрограмма «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженностина рынке труда Краснодарского края» с объемом софинансирования 268,3 млн. рублей,из них 254,9 млн. рублей – средства федерального бюджета, 13,4 млн. рублей – средствакраевого бюджета.
В рамках программы предусматриваетсяорганизация общественных работ преимущественно для работников, находящихся под рискомувольнения. Планируемая численность участников – не менее 5900 человек. За 6 месяцев2010 года создано 5064 рабочих мест, трудоустроено 4982 человека (84,4% от численностиучастников программы).
Планируется предоставить субсидию1800 безработным гражданам на развитие собственного дела, которые создадут не менее100 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. За январь-июнь2010 года на рассмотрение представлено 870 бизнес-планов, заключено 814 договоровна предоставление субсидии на развитие собственного дела, 754 человека уже получилисубсидию на общую сумму 44,3 млн. рублей, в том числе 41 инвалид. За этот периодсоздано 52 дополнительных рабочих места.
обеспечить устойчивый ежегодный прироствалового регионального продукта;
увеличить собственные доходы бюджетаобласти в 1,4 раза в сопоставимых ценах, посчитанных с учетом произошедшей инфляции.Это достигнуто в условиях отмены проведения взаимозачетов и наполняемости бюджетатолько «живыми деньгами»;
сократить плановый дефицит бюджетадо уровня, значительно ниже установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации- менее 4 процентов. Бюджеты области с 2000 года исполняются с профицитом;
исполнять областной бюджет без привлечениякредитных ресурсов банков, полностью рассчитаться по выпущенным ценным бумагам.В настоящее время государственный долг области значительно ниже установленных законодательствомпредельных норм;
своевременно обеспечивать финансированиеосновных социально значимых расходов, в том числе заработной платы работникам бюджетнойсферы;
повысить среднедушевой расход нажителя области в 2,4 раза.
Заключение
Выход из социально-экономическогокризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности страны и федеративныхоснов российского государства предполагают формирование и осуществление со стороныфедерального центра активной экономической политики по отношению к регионам с различнымуровнем социально-экономического развития. Эта политика должна быть результатомобсуждения и согласования со всеми субъектами Федерации стратегических и даже тактическихнаправлений оказания помощи и поддержки и «сильным», и «проблемным»регионам. Она должна быть реальной, исключать декларации о «выравнивании регионов»,возможность принятия односторонних решений о повышении благосостояния населенияв одних регионах за счет других.
К проблемным регионам можно отнестиотстающие в развитии регионы, а также регионы, имеющие в своем составе кризисные,депрессивные, приграничные территории и районы Крайнего Севера.
Для отстающих регионов характерныслабость собственной экономической базы, низкие душевые доходы населения, неразвитыйпроизводственный и финансовый потенциал. Кризисные и депрессивные территории, имевшиетакой потенциал ранее, оказались в тяжелом социально-экономическомположении в силу происходивших в последние годы процессов.
Для проблемных регионов активнаяэкономическая политика государства будет включать в себя участие Центра в программахпо структурной перестройке экономики регионов, испытывающих трудности, формированиеусловий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительныхрабочих мест с минимальными затратами, разработку исогласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированныхгосударством социальных стандартов жизни населения и т.д.
Для «сильных» регионовтакая политика должна означать поддержку Центром всех хозяйственных начинаний, выводящихэкономику регионов и страны в целом на качественно новый уровень, создание системыстимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемойбазы и т.д.
Центральное место в решении проблемыуправления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепленияфинансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на основе принципов бюджетногофедерализма, которые предполагают:
усиление роли территориальных бюджетовв системе государственных финансов страны;
наделение каждого уровня власти дляреализации полномочий необходимыми финансовыми ресурсами;
обеспечение единства финансово-бюджетнойи налоговой системы Российской Федерации при заключении соглашений по взаимоотношениямфедеральных органов власти с субъектами Российской Федерации;
установление механизма регулированиятерриториальных бюджетов, перераспределяющего виды доходов между звеньями бюджетнойсистемы таким образом, чтобы закрепленные доходы в каждом территориальном бюджетебыли преобладающими. При этом нормативы закрепленных доходов должны быть долговременными(утверждаться на 3-5 лет);
оказание финансовой помощи отдельнымрегионам путем трансфертных передач в целях обеспечения гарантированных государствомсоциальных стандартов жизни населения на всей территории страны. При этом следуетшире использовать возможности территориальной системы федерального казначействадля ускорения платежей, исключения встречных финансовых потоков и организации действенногоконтроля за целевым использованием средств.
Все эти направления проведения активнойэкономической политики должны получить правовое оформление, не зависящее от сиюминутныхинтересов и проблем, исключающее предоставление льгот и иных послаблений эксклюзивногохарактера, противоречащих принципам и нормам, заложенным в Конституции Российскогогосударства.
Для этого необходимо в ближайшиедва года четко разграничить компетенцию и ответственность между органами исполнительнойвласти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправленияпо принятию управленческих решений, прежде всего в области использования природныхресурсов, собственности, внешнеэкономической деятельности и межбюджетных отношений.
Литература
1. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2000.
2. Джамурзаев Ю.Д. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях становлениябюджетного федерализма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы. М.: Мысль, 2003.
4. Кузнецова О. Законодательное обеспечение региональной экономической политики.// КПВО. 1999-№4.
5. Курляндская Г.В., Николаенко Е.И. Региональные различия и межбюджетные отношенияв РФ // Центр фискальной политики, 2003.
6. Лавров А. и др. Бюджетный федерализм в РФ: проблемы, варианты реформы. //Материалы международной конференции «Инвестиционный климат и перспективы экономическогороста в России». М.: 2003.
7.  Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государствои регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития.М.: УРСС, 2000.
8. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Мысль, 2002.
9. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление. М.: 2003.
10. http://www.krasnodar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Герменевтичний аналіз п’єси І.П. Котляревського "Наталка Полтавка"
Реферат Історія хвороби Цукровий діабет
Реферат Теория государства и права (Контрольная)
Реферат Индивидуальный жилой дом в г. Омске
Реферат Сокровенная религиозная философия Индии
Реферат Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки глины в детском саду
Реферат Место культурологии в системе социальных наук
Реферат Метод АВИ в математической теории переноса вредных веществ в гетерогенных средах
Реферат Деятельность российского Красного Креста
Реферат Melting Pot Soldier Essay Research Paper email
Реферат Город Ломоносов
Реферат Змаевич, Матвей Христофорович
Реферат Цінності в житті людини та суспільства
Реферат Понятие, принципы и источники избирательного права РФ
Реферат Влияние физических нагрузок на организм