Организация и технология завоза товаров вторговые предприятия розничной торговли
Реферат по предмету: «Основытехнологии торговли»
1. Торгово-технологический процесс врозничной торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых/коммерческих/ и технологических операций и является завершающей стадией всеготоргово-технологического процесса товародвижения.
Структураторгово-технологического процесса, последовательность выполнения различныхопераций зависят от степени хозяйственной самостоятельноcти торговогопредприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина идругих факторов.
Большуюроль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Ихсвоевременность и качество выполнения влияют на широту ассортиментапредлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживанияпокупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей,составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента,организацию рекламы и информации.
Такимобразом, торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на триосновные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операциинепосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции пообслуживанию покупателей.
Болеечеткое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговыхпредприятий от выполнения их основных Функциональных обязанностей.Прирационально организованной централизованной доставке товаров эффективнееиспользуется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Кважнейшим преимуществам централизованной доставки относят возможность комплексноймеханизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение простоя автомашин подпогрузкой-разгрузкой, возможность оптимального построения маршрута, наиболееэффективно используется специализированный транспорт, широкое применениенаходит тара-оборудование. Товары завозятся ритмично по графикам, благодарячему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряетесяоборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
Прицентрализованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть можетосуществляться собственным транспортом поста: щика или транспортом общегопользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общегопользования, то наряду с договором поставки, который заключается междупоставщиком и поку пателем, поставщик заключает договор с автотранспортнымпредприятием на перевозку грузов.
Оптовыепредприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров,проводят следующие подготовительные мероприятия:
— анализируют расположение торговой сети,группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;
— рассчитывают грузооборот, оптимальныеразмеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствахи многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;
— осуществляют подготовку механизмов,транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятийрозничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкойтоваров;
— устанавливают систему материальнойответственности сторон на выполнение условий централизованной доставки;
Анализируядислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на данные: наименование,типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот,площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численностьработников, режим работы магазина, расстояние от магазина до оптовой базы илидругого поставщика.
Частотуи оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобыобеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента приминимальных размерах товарных запасов.
Приопределении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойстватоваров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размерыустановленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.
Количествозаказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента ибесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключатьобразование излишних запасов. При определении этого количества учитываютчастоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы иостатки товаров на день завоза.
Еслисоставляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента /готовое платье,обувь и др./, то количество изделий по размерам, расцветкам и т.д, заказывают сучетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.
Товары-новинки,которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которыхнеизвестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.
Централизованнаядоставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам,представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины.
Присоставлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимыхтоваров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемоготранспорта.
Централизованнаядоставка может осуществляться двумя видами маршрутов — маятниковыми икольцевыми. При использовании маятниковых или линейных маршрутов автомашина закаждый pej доставляет товары в одно торговоерозничное предприятие. Эффективность в этом случае достигается при загрузкеавтомашины до ее максимальной грузоподъемности.
Прикольцевых маршрутах полногрузная автомашина доставляет за один рейс товары в несколькопредприятий, находящихся на пути ее движения.
Маршрутыдоставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сетирозничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещенияобслуживаемых розничных торговых предприятий и по ней определяют возможныетранспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которыхрасположены предприятия розничной торговли. Сначала составляют линейныемаршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспеченияоптимальных показат
Воснове расчетов потребности в транспортных средствах лежат данные об объемахзаявок розничных торговых предприятий, грузоподъемности транспортных средств исреднем количестве рейсов.
Всистеме мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организациицентрализованного товароснабжения розничной торговой сети, важная рольпринадлежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных наприменении взаимоувязанных транспортных систем. Схемы с использованиемтары-оборудования предусматривают выполнение следующих основных операций:комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их вконтейнер; зачехление и пломбирование контейнера; доставка и передачаопломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовойбазы; группировка контейнеров по принятым маршрутам; оформление передачизагруженных контейнеров водителям транспортных средств; погрузка и креплениеконтейнеров в кузове транспортного средства; доставка контейнеров с товарами нарозничное торговое предприятие выгрузка контейнеров и перемещение их в зонуприемки, хранения или в торговый зал магазина; оформление сдачи-приемкиконтейнеров с товарами; прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.
Маршруты,в которые включены магазины, снабжаемые по технологической схеме сиспользованием тары-оборудования, должны обслуживаться автомобилями,оснащенными борт-подъемниками. Соответствующим образом должны быть оборудованыместа для приемки грузов в магазинах.
Использованиеконтейнерной доставки товаров в магазины позволяет существенно сократитьчисленность работников, занятых переноской и перемещением товаров, упрощаеторганизацию това-роснабжения магазинов и облегчает внутримагазинное перемещениетоваров, создает условия для более элективной эксплуатации автотранспорта иторговой площади магазинов.
Нарядус тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сетьиспользуется специальная многооборотная ящичная и текстильная тара.
Дляупрощения управления процессом товароснабжения могут использоватьсятехнологические карты, которые являются детальной разработкой важнейшихсоставных элементов централизованной достаг ки товаров в розничные предприятияторговли. В них указывается день, время доставки товаров в магазин, номеравтомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партии товара идругие данные.
Оперативноеуправление доставкой товаров в розничные предприятия осуществляетсядиспетчерскими службами.
Онисобирают и обобщают информацию, поступающую от магазинов, и оперативно передаютее коммерческим службам предприятий. для принятия необходимого решения о завозетоваров.
Выводы
Завозтоваров должен осуществляться в соответствии со спросом населения иустановленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем.
Основныепринципы технологического процесса завоза товаров в розничные торговыепредприятия: планомерность, ритмичность, экономичность, оперативность,централизация.
Наиболееэффективной для розничных торговых предприятий является централизованнаядоставка товаров, которая ведет к снижению издержек обращения.
Рациональноеиспользование транспортных средств снижает расходы на перевозки, которыесоставляют значительную часть издержек обращения.
Необходимовнедрять современные средства автоматизации и механизации, чтобы сокращать доминимума потери товаров в процессе доставки.
Широкоеприменение тары-оборудования и многооборотной тары. Четкое функционированиедиспетчерских служб.
Список литературы
1. Ф.Г.Панкратов; В.К.Памбухчиянц«Коммерция и технология торговл] Москва. 1994г.
2. В. Г. Бурмистров „Основы торговлинепродовольственными товарами“ Москва. Экономика. 1989г.