Какиебы инструменты власти ни применялись правящей элитой или отдельными людьми,сила, богатство и знание остаются основными рычагами, образующими триадувласти. Власть использует их, чтобы заставить людей действовать определеннымобразом.
Ультрамариновоенебо. Горы вдалеке. Цокот копыт. Приближается одинокий всадник, солнечные бликииграют на его шпорах...
Любойсидящий в кинозале и восхищенный фильмом о ковбоях, как ребенок, полагает, чтовласть появляется из дула шестизарядного револьвера. В кинематографе (началосьэто с голливудских фильмов) из ниоткуда в никуда едет одинокий ковбой. Онсражается в поединках со злодеями, прячет револьвер обратно в кобуру и вновьуезжает в подернутую дымкой даль. Власть, это мы выучили еще детьми, рождаетсянасилием.
Фигуравторого плана во многих таких лентах — хорошо одетый персонаж с брюшком,сидящий за большим деревянным рабочим столом. Как правило, его изображалислабым и жадным, но этот человек также влиял на власть. Именно он финансировалстроительство железной дороги или скотоводов, захватывающих земли, или другиесилы зла. И если герой ковбоя представляет власть насилия, этот персонаж —обычно банкир — символизирует господство денег.
Вомногих вестернах присутствовало также третье важное действующее лицо: борющийсяредактор газеты, учитель, священник или образованная женщина с«Востока». В мире грубых мужчин, которые сперва стреляют, а уж послезадают вопросы, этот персонаж представлял не просто Добро в схватке со Злом, нои власть культуры и утонченных знаний об окружающем мире. И хотя данный геройчасто в конце праздновал победу, случалось это, как правило, потому, что онвступал в союз с вооруженным пистолетом персонажем или благодаря нежданнойудаче — он находил в реке золото или получал наследство.
Знание,как сообщил нам Ф. Бэкон, — сила. Но для того чтобы одержать верх, знание ввестернах обычно должно было соединиться с насилием или деньгами.
Конечноже, наличные, культура и насилие — не единственные источники власти вповседневной жизни, и власть ни хороша, ни плоха. Она — мерило всехчеловеческих взаимоотношений. Власть — величина обратная желанию. С тех самыхпор, как человеческие желания стали разниться, все, что может их удовлетворить,превратилось в потенциальный источник владычества. Распространитель наркотиков,который может отказать в продаже «дозы», имеет власть над наркоманом.Если политик хочет получить голоса избирателей, то те, кто может этообеспечить, получат власть.
Всеже среди бесчисленных возможностей три источника власти, символизируемые ввестернах, — насилие, богатство и знание — оказываются наиболее значимыми.Каждый из них принимает множество различных форм в игре под названием«власть». Насилие, например, не нужно применять; нередко достаточноугрозы, чтобы добиться уступки или согласия. Угроза насилия может такжескрываться за законом.
Нетолько в современном кинематографе, но и в древних мифах поддерживается точказрения, что насилие, богатство и знание — первичные источники социальнойвласти. Так, японская легенда рассказывает о сэншу-но янджи — трех священныхпредметах, данных великой богине солнца Аматэрасу-омиками, которые по сей деньявляются символами императорской власти. Это — меч, драгоценный камень изеркало.
Смыслпричастности к власти меча и драгоценного камня достаточно ясен, зеркала —меньше. Зеркало, в котором Аматэрасу-омиками видела выражение своегособственного лица и приобретала знания о себе, также отражает власть. Онопоявилось, чтобы символизировать ее божественность, но небезосновательносчитать его и символом воображения, сознания и знания.
Болеетого, меч или сила, драгоценный камень или деньги и зеркало или разум вместеобразуют одну интерактивную систему. При определенных условиях каждый элементможет быть конвертирован в другой. Оружие может добыть вам деньги или вырватьсекретную информацию из уст жертвы. Деньги могут купить вам информацию илиоружие. Информация может быть использована как для увеличения количествадоступных вам денег, так и для усиления ваших войск (поэтому-то Клаус Фукс ивыкрал ядерные секреты). И более того, все три могут использоваться почти навсех этажах жизни общества — от родного дома до политической арены.
Вприватной сфере родитель может шлепнуть ребенка (использует силу), урезатьсумму, выдаваемую на карманные расходы, подкупить долларом (использует деньгиили их заменитель) или, что эффективнее всего, сформировать детские ценноститак, что ребенок будет хотеть повиноваться. В политике государство можетзаключить в тюрьму или подвергнуть пыткам диссидента, финансово наказать тех,кто его критикует, и оплатить поддержку, оно может манипулировать правдой,чтобы создать согласие.
Подобностанкам (которые могут создать еще больше станков), сила, богатство и знание,примененные должным образом, могут дать одной команде чрезвычайно многодополнительных, более разнообразных источников власти. Следовательно, какие быинструменты власти ни эксплуатировались правящей элитой или отдельными людьми вих частных взаимоотношениях, сила, богатство и знание остаются ее основнымирычагами. Они образуют триаду власти.
Истинното, что не все изменения и смещения власти — результат использования этихинструментов. Власть переходит из рук в руки в результате множества естественныхсобытий. Черная Смерть, прошедшая по Европе в XIV в., косила и власть имущих,создавая большое количество вакансий в правящем классе выживших сообществ.
Шанстоже влияет на распределение власти в обществе. Но раз уж мы фокусируемвнимание на целенаправленных человеческих действиях и спрашиваем, что жезаставляет людей и целые общества уступать пожеланиям «властьимущих», мы вновь оказываемся перед триадой — сила, богатство и знание.
Всвоем самом неприкрытом виде власть использует насилие, богатство и знание (всамом широком смысле), чтобы заставить людей действовать определенным образом.
Взявза «точку отсчета» эту триаду, мы сможем проанализировать власть всовершенно чистом виде и яснее понять, как власть контролирует наше поведениеот рождения до смерти. Только поняв это, мы сможем идентифицировать итрансформировать устаревшие структуры власти, которые угрожают нашему будущему.
Высококачественная власть
Самыераспространенные предположения, касающиеся власти, по крайней мере в западнойкультуре, подразумевают, что она — вопрос количества. Но хотя некоторые из нас,это очевидно, обладают меньшей властью, чем другие, этот подход игнорирует то,что сейчас может быть важнейшим фактором из всех, — ее качество.
Властьбывает разного ранга и у некоторых ее видов, несомненно, низкая детонация. Вгорячих битвах, которые вскоре пронесутся по нашим школам, больницам, деловомумиру, профсоюзам и правительствам, те, кто поймет «качество», получатстратегическое преимущество.
Главнаяслабость грубой силы кроется в ее абсолютной негибкости. Насилие может бытьиспользовано лишь для наказания. Если быть кратким, оно — низкокачественнаявласть.
Богатство— более удобный инструмент власти. Сила толстого бумажника значительномногостороннее. Вместо просто запугивания или наказания он может предложитьпревосходно градуированные награды — выплаты и вознаграждения деньгами иличем-то подобным. Богатство может использоваться как в позитивном, так и внегативном плане. Оно, следовательно, значительно гибче силы. Богатство — властьсреднего качества.
Однакосамую высококачественную власть дает применение знаний. Актер Шон Коннери вкинофильме, действие которого разворачивается на Кубе в период диктатурыБатисты, играет британского наемника. В одной незабываемой сцене военачальниктирана говорит: «Майор, назовите ваше любимое оружие, и я вам егопредоставлю». На что Коннери отвечает: «Мозги».
Властьвысокого качества — это не просто возможность дать затрещину. Не простовозможность сделать по-своему, принудить других делать то, что хочется вам,даже если они предпочитают иное. Высококачественная власть предполагаетзначительно большее. Она предполагает эффективность — достижение цели сминимальными источниками власти. Знания часто могут использоваться для того,чтобы заставить другую сторону полюбить вашу последовательность операций привыполнении действия. Они могут даже убедить человека в том, что он сам придумалэту последовательность.
Следовательно,именно знание — самое многостороннее из трех основных источников управления в обществе— производит то, что высшие военные чины в Пентагоне любят называть «самымглавным оружием рядового». Оно может быть применено для наказания,вознаграждения, убеждения и даже изменения. Оно может превратить врага всоюзника. Лучше всего то, что, обладая верными знаниями, можно, в первуюочередь, обойти нежелательные ситуации, а также избежать излишних трат сил исредств.
Знаниетакже служит для приумножения богатства и силы. Оно может использоваться дляроста имеющихся в распоряжении сил и богатства или, наоборот, снизить их, еслиэто необходимо для достижения данной цели. В любом случае оно увеличиваетэффективность, позволяя, если проводить аналогию с картами, тратить меньше«фишек» власти, открывая карты во время игры.
Конечно,максимальная власть доступна тем, кто в должном месте способен применить всетри инструмента, искусно сочетая их друг с другом, чередуя угрозу наказания иобещание награды с убеждением и быстрым пониманием. По-настоящемуквалифицированные игроки во власть интуитивно (иногда они хорошо обучены этому)знают, как использовать и соотносить ресурсы власти.
Следовательно,чтобы оценить соперников в конфликте, связанном с властью, — будь то переговорыили война — полезно вычислить, кто имеет доступ к инструментам власти и к какимименно.
Знание,насилие, богатство и взаимоотношения между ними определяют власть в обществе.Ф. Бэкон ставил знак равенства между знанием и властью, но он не акцентировалвнимания на его качестве или на решающих связях с другими основными источникамисоциального господства. До сих пор никто не мог предвидеть современныхреволюционных изменений во взаимоотношениях этих трех источников власти.
Один миллион предположений
Революцияохватывает современный постбэконовский мир. Ни один гений прошлого — ни Сан-цу,ни Макиавелли, ни сам Бэкон — не мог представить сегодняшней глубочайшейметаморфозы власти: и сила, и богатство стали поразительно зависеть от знания.
Донедавнего времени боевая мощь полагалась на силу кулака. Сегодня военная мощьпрактически полностью полагается на «концентрированный разум» —знания, воплощенные в оружии и технологиях наблюдения. Современные вооружения —от спутников до подводных лодок — создаются из информационно насыщенныхэлектронных компонентов. Истребитель в наши дни — это летающий компьютер. Даже«глупые» виды оружия производятся сейчас при помощи суперумныхкомпьютеров и электронных чипов.
Военные,выберем лишь один пример, применяют компьютерные знания — «системыобнаружения» — в противоракетной обороне. С тех пор как дозвуковые ракетыразвивают скорость около 300 метров в секунду, эффективные защитные системыдолжны реагировать, скажем, через одну стотысячную долю секунды. Но экспертныесистемы в состоянии принять от 10 тыс. до 100 тыс. шаблонов, заложенныхкомпьютерщиками. Машина должна просканировать, взвесить и соотнести эти шаблоныи затем решить, как реагировать на угрозу.
Практическиделовым клише стало высказывание: богатство все больше зависит от научныхкадров. Развитая экономика не продержалась бы и 30 секунд без компьютеров,новых сложных производств, интеграции множества разнообразных (и постоянноменяющихся) технологий, без демассификации рынков, которая продолжает идтисемимильными шагами, без того количества и качества информации, которыенеобходимы, чтобы система производила материальные ценности. К тому же мынаходимся лишь в начале процесса «информатизации». Наши лучшиекомпьютеры и системы автоматизированного проектирования и автоматизированногопроизводства все еще сравнимы по примитивности с каменными топорами.
Знаниясами по себе, следовательно, оказываются не только источником самойвысококачественной власти, но также важнейшим компонентом силы и богатства.Другими словами, знание перестало быть приложением к власти денег и властисилы, знание стало их сущностью. Оно, по сути, их предельный усилитель. Это —ключ к пониманию грядущих метаморфоз власти, и это объясняет, почему битва законтроль над знаниями и средствами коммуникации разгорается на всем мировомпространстве.
Демократическое различие
Крометого, что знание обладает огромной гибкостью, у него есть и другие важныехарактеристики, которые делают его фундаментально отличным от менее значимыхисточников власти в завтрашнем мире.
Так,сила ограничена во всем, что касается практического применения. Существуетпредел приложения сил, если мы не хотим разрушить то, что должны заставитькапитулировать или защитить. Это же верно и для богатства. Не все можно купитьза деньги, и в определенный момент даже самый толстый кошелек истощается.
Знанияже, напротив, — нет. Мы можем накопить их еще больше.
Греческийфилософ Зенон Илийский указывал, что если путешественник каждый день будетпроходить полпути до места назначения, то он никогда не достигнет конечногопункта, поскольку всегда будет оставаться другая половина пути. Рассуждая такимобразом, мы не в состоянии достичь конечного знания о чем-либо, но мы всегдаможем приблизиться еще на один шаг к полному пониманию любого явления. Знание,по крайней мере в принципе, может бесконечно расширяться.
Знаниеизначально отличается и от силы, и от денег, потому что, как правило, если яиспользую пистолет, вы не можете применить его одновременно со мной. Если вытратите доллар, я не могу потратить тот же доллар в тот же самый моментвремени.
Однакомы можем использовать одно знание как «за», так и «против»друг друга, — и этот процесс может расширить знание. В отличие от пуль ибюджетов знание не может быть израсходовано. Одно это говорит нам о том, чтоправила игры за власть, связанную со знаниями, разительно отличаются от правил,на которые полагаются те, кто применяет силу и богатство для осуществлениясвоей воли.
Наконец,решающее различие между насилием, богатством и знанием, раз уж мы наперегонкимчимся в то, что было названо информационным веком, в том, что и сила, и богатство,по определению, являются собственностью могущественных и состоятельных.Поистине революционная характеристика знания заключается в том, что им могутобладать также слабые и бедные.
Знание — самый демократичный источниквласти.
Этоделает его постоянной угрозой власть имущим, даже если они используют его дляукрепления собственного могущества. Это также объясняет, почему каждыйобладающий властью — от семейного патриарха до президента компании илипремьер-министра страны — хочет контролировать количество, качество ираспределение знаний внутри своего владения.
Понятиетриады власти ведет к удивительному парадоксу.
Покрайней мере последние 300 лет основная политическая борьба внутри всехиндустриализованных стран разворачивалась вокруг богатства. Кто что получит?Термины «левые» и «правые», «капиталист» и«социалист» опирались на этот фундаментальный вопрос.
Какоказалось, несмотря на значительную неравномерность распределения жизненныхблаг в мире, с кровью поделенных между богатыми и бедными, эта неравномерностьбыла и остается наименьшей по сравнению с другими источниками земной власти.Какая бы пропасть ни разделяла миллионера и нищего, значительно более глубокаяпропасть лежит между вооруженным и безоружным и невеждой и образованнымчеловеком.
Сегодняв быстро меняющихся богатых странах, несмотря на несправедливое распределениедоходов и благ, грядущая борьба за доминирование будет все больше и большепревращаться в сражение за распределение и доступ к знаниям. Пока мы не поймем,как и к кому уплывают знания, мы не сможем ни защититься от злоупотребленийвластью, ни создать лучшее, более демократичное общество, которое сулят намтехнологии дня завтрашнего.
Контрольнад знаниями — вот суть будущей всемирной битвы за власть во всех институтахчеловечества.
Вследующих главах мы посмотрим, как эти изменения в самой природе властиреволюционизируют отношения в мире бизнеса. Мы проследим новую траекториювласти от трансформации капитала до роста конфликтов между«наукоемкими» и «не требующими образования» направлениямикоммерции, от электронного супермаркета до подъема семейного бизнеса ипоявления потрясающих новых организационных форм. Параллельно кардинальнымтрансформациям в деловом мире и экономике идут поразительные изменения вполитике, средствах массовой информации и мировой индустрии шпионажа. В концеконцов, мы увидим, как современные громадные, ломающие все на своем путисмещения во власти повлияют на нации, влачащие убогое существование, нагосударства, сохраняющие социалистический строй, на будущее Соединенных Штатов,Европы и Японии. Происходящие в настоящий момент метаморфозы властитрансформируют их всех.
Список литературы
ЭлвинТоффлер (Alvin Toffler). Сила, деньги и разум.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.km.ru/admin/subscribe/letters/