Реферат по предмету "Экономика"


Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности промышленной продукции

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедраэкономика производства
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплинеэкономика фирмы
Тема:Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности промышленной продукции
Автор курсовой работы
Егорова К.С.

Содержание
Введение
1. Сущность, виды, цели и принципысертификации
2. Этапы проведения сертификациипродукции и их содержание
3. Сертификация как фактор повышенияконкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО
Заключение
Список литературы

Введение
Качествопродукции в настоящее время заняло значимое место в торгово-экономической,предпринимательской и даже политической деятельности современного мира.Правительства многих стран считают, что неотъемлемым элементом взаимовыгодноймеждународной торговли и экономического сотрудничества является сертификацияпродукции.
Своимпроисхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм — потребителейодинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукциипоставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных донациональных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролюза качеством продукции.
Если основуорганизационно-экономического механизма управления качеством продукциисоставляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, тосертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностьюсоответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов,технических условий. Слово «сертификат» в переводе с латинского означает«сделано правильно». В России распространено следующее определениесертификации: сертификация — процедура, путем проведения которой третья сторона,то есть орган, не зависящий не от поставщиков (первая сторона), ни отпокупателей (вторая сторона), как, например, испытательная лаборатория,сертификационный центр, представляет письменную гарантию в том, чтосертифицируемая продукция, процесс или услуга соответствуют заданнымтребованиям.
В даннойкурсовой работе определены основные принципы, цели и виды сертификации, этапыеё проведения и влияния на конкурентоспособность промышленной продукции иэкономики и вступления России в ВТО.

1. Сущность, виды, цели ипринципы сертификации
В условиях рыночных отношений,когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельноговыхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества инадежности своей продукции.
Международный опыт свидетельствуето том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качествапродукции требованиям нормативно-технической документации НТД являетсясертификация.
Сертификация – это документальноеподтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретнымстандартам или техническим условиям.
Многие зарубежные фирмы расходуютбольшие средства и время, чтобы доказать потребителю, что их продукция обладаетвысоким качеством. Так, например, по зарубежным источникам величина издержек наэти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.
Иногда эти затраты даже сопоставимыс затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так каксертификация является очень эффективным средством развитияторгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия навнешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительныйпериод времени. Все это и предопределило широкое распространение сертификации.
Сертификация появилась всвязи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной киспользованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей средызаставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливатьответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод вобращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливатьобязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристикпродукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты,как например, Закон «О защите прав потребителей», принятый в России,или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах ЕвропейскогоСообщества.
Основными целямисертификации являются:
создание необходимых условийдля деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РоссийскойФедерации и для участия в международном экономическом и научно-техническомсотрудничестве и международной торговле;
содействие потребителям вкомпетентном выборе продукции;
защиты потребителя отнедобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
контроль безопасностипродукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
подтверждение показателейкачества продукции, заявленных изготовителем.
содействие экспорту иповышение конкурентной способности продукции.
Принципы сертификации:
·       обеспечениеобщественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции идостоверности информации об ее качестве;
·       добровольностьили обязательность;
·       объективность (независимостьот изготовителя и потребителя);
·       достоверность, (использованиепрофессиональной испытательной базы);
·       исключениедискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежныхизготовителей;
·       предоставлениеизготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;
·       разнообразие форми методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характерапроизводства и потребления;
 Виды сертификации.
Сертификация можетосуществляться как в законодательно регулируемой сфере (обязательнаясертификация), так и в нерегулируемой сфере хозяйствования (добровольнаясертификация).
Обязательная сертификация является методом государственногоконтроля за безопасностью продукции. Она осуществляется на основании законов изаконодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия продукции,процесса или услуги требованиям технических регламентов, обязательнымтребованиям стандартов. Основным аспектом обязательной сертификации являетсябезопасность и экологичность, поскольку обязательные требования нормативныхдокументов относятся к безопасности, охране здоровья людей и охране окружающейсреды. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается нагосударственном уровне управления. Объекты обязательной сертификации из числатоваров народного потребления, работ и услуг, оказываемых гражданам,определяются в порядке, установленном Законом РФ от 05.12.95 «О защитеправ потребителей» (ст. 7, п. 4).
Организация и проведениеработ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этойоснове сформулирована обязательная система сертификации – Система сертификацииГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ иуслуг, подлежащих обязательной сертификации.
В Системе сертификации ГОСТ РФ обязательной сертификации подлежат: — товарыдля личных (бытовых) нужд граждан; — продукция производственно-техническогоназначения; — строительная продукция; — выполняемые работы и оказываемыеуслуги.
Сегодня номенклатура постояннопополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательнойсертификации в соответствии с законодательными актами. Среди них законы: оборужии; об информации, информатизации и защите информации; об охране труда; окосмической технике; о связи; о пожарной безопасности; о безопасности дорожногодвижения; о ветеринарии; о санитарно-эпидемиологическом благополучии; огосударственном регулировании производства и оборота этилового спирта иалкогольной продукции; о железнодорожном транспорте; обэнергоресурсосбережении; о государственном регулировании в области добычи ииспользовании угля; о государственном регулировании в области генно-инженернойдеятельности; о погребении и похоронном деле.
В настоящее время предусмотрено,что в целях осуществления государственного регулирования сертификации в странеобщий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаетсяПравительством Российской Федерации.
Добровольная сертификация способствует повышениюконкурентоспособности продукции. Эта сертификация проводится по инициативеюридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем иорганом по сертификации в системах добровольной сертификации. Этот видсертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органовпо добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации, и знакисоответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификациив пределах области своей аккредитации. Добровольная сертификация касается видовпродукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемыхзаявителем (либо в договорных отношениях). Как правило, развитие этого видасертификации поддерживается государством. К сожалению, добровольная сертификация не сможет заменитьобязательную сертификацию для товаров и услуг, подлежащих последней.Добровольная сертификация не является популярной из-за высоких расценок насертификаты и значительные затраты времени на их получение.
2. Этапы проведениясертификации продукции и их содержание
Этапы проведения сертификации
Чтобы ввести в обращение продукцию,которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальноеподтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательствомтребованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификацияпродукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель,вторая – потребитель).
В случае получения положительногорезультата, в процессе сертификации выдается документ, называемый«сертификат соответствия», который подтверждает соответствиепродукции всем минимальным требованиям, установленным национальнымзаконодательством. Данный документ является своеобразным пропуском на рынок взаконодательно регулируемой области.
Продукция в законодательно нерегулируемой области может перемещаться внутри рынка без всяких препятствий, ипри этом, к ней официально не предъявлены требования по установлениюсоответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель можетпотребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определеннымтребованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группестандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самимпотребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае,сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждениевыполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия установленнымпотребителем требованиям.
Поставщик в законодательно нерегулируемой области может проводить сертификацию своей продукции пособственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствиясвоей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик можетзапросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам,определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламногоматериала на изделие и т. д.
Общепринятые схемы сертификации вРФ приведены в приложении, которые отличаются объемом и способами проводимыхорганом сертификации работ, а также устанавливаемого инспекционного контроля.Причем, от этих параметров схем сертификации зависит степень доказательностирезультатов сертификации, уверенности органа по сертификации в надежностивыданных сертификатов. При наличии нескольких органов по сертификации заявительвправе направить заявку в любой из них. Если заявитель не располагаетинформацией о таких органах и порядке сертификации интересующей его продукции,то эту информацию он может получить в территориальном органе ГосстандартаРоссии. Наличие заявки и содержащаяся в ней информация являются формойдоказательства уверенности руководства предприятия-заявителя о выпуске(поставке) продукции, соответствующей по обязательным требованиям действующимстандартам и нормативным документам. Заявитель может дополнительно представитьв орган по сертификации документы о соответствии продукции установленнымтребованиям, выданные соответствующими органами государственного управления впределах своей компетенции, а также протоколы испытаний, проведенных приразработке продукции и постановке ее на производство. По результатам рассмотрениязаявки орган по сертификации принимает решение, и котором содержатся всеосновные условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимыхтехнических документов, перечень испытательных лабораторий, проводившихиспытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификациюпроизводств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации).Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган посертификации систем качества (производств).1. Подача заявки на сертификацию З 2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы ОС 3. Отбор, идентификация образцов и их испытания
ОС
ИЛ 4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) ОС 5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия ОС 6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия ОС 7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией ОС 8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия З 9. Информация о результатах сертификации ОС
З – заявитель;
ОС – орган по сертификации;
ИЛ – испытательная лаборатория.
Рис. 1.1.Последовательность процедурсертификации продукции.
Испытания проводятся на образцах,конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же,как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов,порядок их отбора, правила идентификации и хранения определяются правиламисистемы сертификации однородной продукции с учетом нормативных документов,устанавливающих требования и методы испытаний данного вида продукции. Какправило, отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации, илипо его поручению – испытательная лаборатория, или другая компетентнаяорганизация. В целях обеспечения доказательности результатов проведеннойсертификации образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока годностипродукции или срока действия сертификата. Типовой порядок обращения с образцами,используемыми при проведении обязательной сертификации продукции, определенГОСТ Р 40.002-96.
На основе анализа протоколовиспытаний, результатов оценки производств, сертификации систем качества илипроизводств, анализа документов о соответствии других компетентных органовгосударственного управления орган по сертификации осуществляет оценкусоответствия продукции установленным требованиям, оформляет и регистрируетсертификат. Форма сертификата соответствия в Системе сертификации ГОСТ РФприведена в приложении.
Срок действия сертификатаустанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативныхдокументов на продукцию, а также срока, в пределах которого сертифицированыпроизводство или система качества. В любом случае срок действия сертификата непревышает трех лет. Если изделие имеет срок службы (срок годности), то действиесертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие. Привнесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию еепроизводства заявитель заранее должен известить орган по сертификации, которыйпринимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценкисостояния производства этой продукции.
Сведения о сертифицированнойпродукции предприятие-заявитель приводит в сопроводительной техническойдокументации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Правомаркирования продукции знаком соответствия изготовитель получает на основаниилицензии, выдаваемой органом по сертификации. Правила выдачи лицензий напроведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствияопределены ГОСТ Р 40.003-96. Маркирование серийно выпускаемой продукцииосуществляет изготовитель, и он несет ответственность за соответствие продукциинормативным документам и сертифицированным (испытанным) образцам. Как правило,знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сертифицированнойпродукции и на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарнымзнаком изготовителя, Маркирование изделия осуществляется общеизвестнымиспособами – гравирование, травление, литье, печатание и др. При невозможностинанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (для газообразных,жидких и сыпучих материалов и веществ) его наносят на тару или упаковку.Возможно также использование специальных технических средств, таких как ярлыки,ленты, выполненные в виде встроенной части продукции (для канатов, кабелей и т.п.). В любом случае правила нанесения знаков соответствия на конкретнуюпродукцию устанавливаются правилами сертификации в системах сертификацииоднородной продукции.
Инспекционный контроль засертифицированной продукцией организует орган по сертификации в течение всегосрока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в год.Инспекционный контроль осуществляется в виде периодических и внеплановыхпроверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок,необходимых для подтверждения, что реализуемая продукция продолжаетсоответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации.
Критериями для определенияпериодичности и объема инспекционного контроля служат степень потенциальнойопасности продукции, стабильность ее производства, объем выпуска, наличиесистемы качества и т. д. Объем, содержание и порядок проведения инспекционногоконтроля в зависимости от схем сертификации устанавливаются правилами системсертификации однородной продукции.
По результатам инспекционногоконтроля орган по сертификации может приостановить или отменить действиесертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия. Этопроисходит в тех случаях, когда установлено несоответствие продукциитребованиям нормативных документов, внесены изменения в нормативный документ напродукцию или метод испытаний, в конструкцию (состав), в комплектностьпродукции или технологию ее производства. Решение о приостановлении действиясертификата и лицензии на право применения знака соответствия принимают вслучаях, если заявитель в состоянии устранить обнаруженные причинынесоответствия путем согласованных с органом корректирующих мероприятий иобеспечить (подтвердить) соответствие продукции без повторных испытаний ваккредитованной лаборатории. В противном случае действие сертификатаотменяется, а лицензия на право применения знака соответствия аннулируется.
На уровне европейских стран,взаимоотношения субъектов сертификации регулируются серией европейскихстандартов EN 45000. Многие органы по сертификации и испытательныелаборатории, осуществляющие испытания в целях сертификации, проходятаккредитацию, т. е. получают официальное признание того, что они могутпроводить определенные виды деятельности. В частности, аккредитация можетзаключаться в том, что орган по аккредитации, руководствуясь стандартами EN45002 или EN 45010, проверяет выполнение испытательной лабораторией или органомпо сертификации стандартов EN 45001 или EN 45011, соответственно.
Для испытательной лабораториирезультатом аккредитации является признание ее технической компетенции спроведением определенных видов испытаний, в то время как орган по сертификациидолжен быть признан как компетентный и достойный доверия при функционировании вопределенной системе сертификации продукции. Цель аккредитации обычноформулируется следующим образом:
повышение качества ипрофессиональной компетенции испытательных лабораторий и органов посертификации;
признание результатовиспытаний и сертификатов на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечениеконкурентоспособности и признание продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Однако, многие испытательные лабораториии органы по сертификации не проводят у себя аккредитацию, не без основаниясчитая, что доверия и признания компетенции можно достичь с меньшими затратамии что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеетсяслишком много свободных средств.
В действительности международныеакты, в том числе европейские стандарты, не требуют проведения аккредитации длявыполнения работ с целью сертификации. Исключение составляют некоторыезаконодательные акты, принятые на уровне отдельных стран и ужесточающиепроцедуру проведения сертификации. В частности, в Германии регламентируетсянеобходимость аккредитации всех организаций, проводящих сертификацию в областиэлектромагнитной совместимости; в России должны быть аккредитованы все органыпо сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие деятельность вцелях сертификации.
Еще одним способомподтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, вкоторой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, чтоконкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другомунормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этомпоставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределахи контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Еслипоставщик действительно способен стабильно выполнять и контролироватьвыполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылаетсяв декларации о соответствии, то возможно, данный способ установлениясоответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным.Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщикможет разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации,запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной.
3. Сертификация какфактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления Россиив ВТО
Одним из условийповышения конкурентоспособности продукции и реализации товаров на мировом рынкеявляется их соответствие требованиям международных норм, правил и законов,действующих в той или иной стране. Следовательно, содержанием сертификацииявляется система мер и действий, подтверждающих соответствие фактическиххарактеристик продукции требованиям международных стандартов, рекомендаций идругих документов, действующих на мировом рынке или в стране – импортере даннойпродукции
Таким образом, одним изважнейших путей повышения качества продукции на предприятиях являетсястандартизация и сертификация. Сертификация, в свою очередь, относится к числунаиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности продукции ипредприятия в целом.
Экономическиепреимущества сертифицированной продукции:
1)   если предприятие обладаетсертификатом, свидетельствующим о безопасности своей продукции для окружающейсреды, жизни и имущества, то это может рассматриваться потребителями каксвидетельство высокого качества и конкурентоспособности данной продукции; внастоящее время наличие данного сертификата является нормативным условиемобеспечения качества и конкурентоспособности продукции;
2)   если предприятие имеет сертификат напродукцию и (или) систему качества, то это во многих случаях можетрассматриваться как необходимое условие заключение сделки и подписанияконтракта с иностранными партнерами, для которых наличие такого сертификата упартнера является нормой;
3)   если предприятие имеет сертификаткачества на продукцию и (или) систему качества, это может положительно отражатьсяна контрактной цене продукции или услуг (способствует обоснованности завышенияуровня цены);
4)        если предприятиеимеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества предприятия, тоэто создает относительно более благоприятные условия для страхования, полученияразличных кредитов и способствует обеспечению определенных гарантий страховымкомпаниям и банкам.
Применение предприятиями в Россиисертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующиепреимущества:
обеспечивает довериевнутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
облегчает и упрощает выборнеобходимой продукции потребителям;
обеспечивает потребителюполучение объективной информации о качестве продукции;
способствует болеедлительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированнойпродукции;
уменьшает импорт в странуаналогичной продукции;
предотвращает поступление встрану импортной продукции не соответствующего уровня качества;
стимулирует улучшениекачества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;
способствует повышениюорганизационно-технического уровня производства;
стимулирует ускорение НТП.
Одной из наиболее обсуждаемых, а,следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение Россииво Всемирную торговую организацию. Очевидно, что этот шаг позволит нашей странедостигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики,направленным на цивилизованные отношения на рынке. Одновременно с этим, отРоссии потребуется проведение существенных преобразований в уже существующейсфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам,действующим в ВТО, в числе которых сертификация производимой продукции.
Опрактическом значении для национальной и мировой экономики эффективной системыгосударственных, международных стандартов, технических регламентов можно судитьпо уже существующему в этой области мировому опыту. Так, в Германии одна третьэкономического роста в период с 1960 по 1990 гг. была обеспечена за счетприменения эффективных стандартов. В рамках организации Азиатско-Тихоокеанскогоэкономического сотрудничества (АТЭС) эффективное использование техническогонетарифного регулирования отношений между ее членами позволяет, по оценкамАТЭС, увеличивать долю прибыли в их ВВП в среднем на 0,26%.
Национальнаясертификация, в частности, в России, во многих случаях (по многим товарам)превратилась в серьезное препятствие для выхода этих товаров на мировые рынки.
Техническиебарьеры, возникающие в международной торговле из-за различий системнациональной сертификации, обусловили создание международных организаций посертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции.
До 80%мировой торговли (на сумму около 4 трлн.долл.США в год) осуществляется наоснове международных (и соответствующих им национальных) стандартов итехнических регламентов1.
Анализпоказывает, что одной из причин невысокой конкурентоспособности многих отраслейроссийской экономики является именно сохранение устаревших государственныхстандартов (ГОСТов), уже не способствующих достижению современных требований ккачеству товаров и услуг, технической и технологической модернизациипроизводства. При существующей в РФ системе государственной стандартизациипроизводитель (предприниматель) фактически исключен из процесса принятиярешений об обновлении стандартов, определяющих качество, технический уровень и,в конечном счете, конкурентоспособность. При низком международном рейтингеконкурентоспособности российской экономики возникла настоятельная потребность вреформировании существующей у нас системы стандартизации и сертификации, основыкоторой сложились еще в советское время в условиях неразвитых рыночныхотношений
Реформасистемы стандартизации и сертификации в соответствии с мировой практикой рыночнойконкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность закачество, безопасность произведенного товара с государства, государственныхведомств на производителя и продавца.
С этойцелью предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификациипродукции на соответствие требованиям государственных стандартов к болеелиберальной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, — декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, атакже продавцом.
Соответственновместо государственного контроля за качеством и безопасностью продукции,осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системесертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, прикоторой контроль за качеством и безопасностью становится важнейшей обязанностьюсамих производителей товаров. Сертификатом производителя становится декларация.Декларирование — специальная форма подтверждения соответствия, при которойпроизводитель подтверждает, что его продукция безопасна и качественна. Оноособенно активно используется при производстве товаров массового спроса восновном известных брендов.
В 2010 г. — в год завершения реформы планируется, что 60% продукции, поступающей на внутренний рынок,будет декларироваться, 30% выпускаться без обязательного соответствиятребованиям государственной сертификации и лишь 10% -по-прежнемусертифицироваться.2
Системагосударственной сертификации и стандартизации перестраивается кардинально.
Вплотьдо недавнего времени требования к стандартному качеству в РФ определяли свыше20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи,не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли около 1млрд.долл. в год. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции немогла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью.Около 70% продукции в той или иной степени фальсифицировано, несмотря на то,что более 90% ее имеет сертификат соответствия. К тому же приобрести сертификатнеофициально будет менее затратным, чем при официальном его оформлении ворганах сертификации.
Существующиемеры государственного контроля за безопасностью продукции на российском рынкесводились лишь к контролю за наличием и содержанием копий разрешительныхдокументов (сертификатов соответствия, гигиенических заключений, пожарныхсертификатов, решений о ввозе продукции, содержащей озоноразрушающие вещества ит. д.). Подобный формальный подход наряду с высокозатратными процедурамиполучения разрешительной документации создавал предпосылки для возникновениякоррупционных отношений между представителями торговых организаций иконтролирующих органов. В случае выявления нарушений размер штрафных санкцийбыл существенно ниже потенциального ущерба, который может причинить обществуопасная продукция. Штрафы налагались, как правило, на торгующую организацию, вто время как изготовитель или его официальный представитель не подвергалисьсанкциям напрямую. Отсутствие точной процедуры обязательного отзываизготовителем или уполномоченном им поставщиком опасной продукции в случаевыявления в ней дефектов, создавало опасность для людей, окружающей среды илиимущества.
Испытательныелаборатории, органы по сертификации не несли ответственности за ущерб,причиненный опасной продукцией, прошедшей сертификацию. Ответственность органовпо сертификации и лабораторий находилась фактически лишь в пределах ихгосударственной аккредитации. В настоящее время накоплена значительная судебнаяпрактика гражданских исков потребителей к изготовителям и продавцам, котораяпозволяет судить о работоспособности Закона о защите прав потребителей в рамкахсуществующей судебной системы.
Теперьэту сложную, неэффективную и затратную систему поэтапно заменяет система техническихрегламентов, содержащая перечисленный в законе минимум обязательных требованийк продукции (который не может быть произвольно увеличен — существует «закрытыйсписок» требований) в отношении ее безопасности для здоровья и жизни граждан,охраны окружающей среды, безопасности имущества, а также мероприятий, вводящихпотребителей в заблуждение.
Планируетсяиспользовать, прежде всего, следующие межотраслевые технические регламенты: «Обезопасной эксплуатации зданий и сооружений», «О гигиенической и санитарно-эпидемиологическойбезопасности», «Об экологической безопасности», «О безопасной эксплуатациимашин и оборудования», «О пожарной безопасности» и 75 специальных регламентовдля разных сфер деятельности и отраслей. Прежние законы «О стандартизации» и «Осертификации продукции и услуг» утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысячведомственных нормативов реформа предусматривает не более 1 тысячи нормативов,принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов. Взаконной силе останутся лишь некоторые ГОСТы, но в другой форме — национальныхи корпоративных стандартов, к тому же применяемых на добровольной основе (за некоторымиисключениями: оборонно-промышленный комплекс, социальная сфера и т.п.)
РоссийскаяФедерация выполнила уже большинство требований ВТО, приведя многие своиправовые нормы в соответствие с ними. В 2000-2003 гг. правительствоморганизовано свыше 500 встреч с представителями российского бизнеса — собъединениями производителей, экспортеров и импортеров для уточнения позиций напереговорах с ВТО. Проведено свыше 90 региональных конференций по теме «Россия,ВТО и интересы российского бизнеса». Подготовлено более 10 коллективныхисследований с оценкой социально-экономических последствий присоединения к этоймеждународной организации.
Госстандарти Еврокомиссия договорились согласовать 7 проектов общих техническихрегламентов, совместимых с директивами ЕС. Эти регламенты
касаютсябезопасности оборудования, промышленной безопасности,
безопасностиэксплуатации зданий и установок, противопожарной безопасности, безопасностиокружающей среды, а также санитарно-эпидемиологической безопасности. Крометого, планируется согласовать, проекты специальных технических регламентов,совместимых с директивами ЕС — по безопасности низковольтного оборудования,электробезопасности во взрывоопасных средах, тары и упаковки, а также игрушек.
Госстандарти представители программы TACISнамерены разработать рекомендации по гармонизации законодательства поалкогольным напиткам с 10 директивами ЕС, а также по законопроектам в сферебезопасности продукции для потребителя.
Однако,дальнейшее движение в этом направлении может принести ожидаемые результатытолько при условии достаточной эффективности предусматриваемых организационныхи структурных изменений в экономике и экономических реформ, одной из которых иявляется реформа системы государственной стандартизации и сертификации.

Заключение
Сертификация продукции — один из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.
Сертификация выделяетсяиз процедур подтверждения соответствия тем, что выполняется третьей стороной,не зависимой от изготовителей (поставщиков) и потребителей, что гарантируетобъективность ее результатов. Поэтому в условиях, когда конкуренция на рынкепереместилась из ценовой сферы в сферу качества продукции, сертификация сталанепременной частью эффективно функционирующей рыночной экономики.
В настоящее время вРоссии постепенно вводится подтверждение соответствия в форме декларации осоответствии, которая представляется изготовителем от своего имени и под своюответственность.
Сертификация как средствонезависимой оценки соответствия товара надлежащему качеству характеризуетсяубедительностью и принципиальной простотой. Универсальность сертификациипозволяет вовлекать в нее большое число разнообразных объектов. Этим объясняетсяширокий размах сертификации в зарубежных странах, а также во внешнеторговыхотношениях между ними. Для потребителя сертификация – это гарантия заявленногосоответствия, а для изготовителя – фактор повышения конкурентоспособностипродукции, а значит и гарантия успеха.

Список литературы:
1) Закон РФ от 05.12.95 «О защитеправ потребителей» (ст. 7, п. 4).
2) Закон РФ «О стандартизации»
3) Закон РФ «О сертификации продукциии услуг»
4) Система сертификации ГОСТ РФ
5) Чуева Л.Н. «Экономика фирмы»Москва,2007, стр.102
6) проф. Пелих А.С. «Экономикапредприятия(фирмы) » Москва-Ростов на Дону издательский центр «Март», 2004, стр225-282
7) Жиделеева В.В. «Экономикапредприятия», Москва «ИНФРА-М»,2005, стр 129-130
8) Волков О.И. «Экономикапредприятия(фирмы)», Москва «ИНФРА-М»,2006, стр 601
9) Ерасова Е.А. «Реформа системыгосударственной сертификации», Москва,2007, стр 1-5
10) Новости международной стандартизации.Стандарты и качество.2002. №5. С.55.
11)www.zr.press.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.