--PAGE_BREAK--
Пьянов, Н. А.
Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его
механизм».
Тема «Правовое регулирование и его механизм»в учебном курсе теории государства иправа относится к числу основных и достаточно сложных. В то же время в учебниках по
теории государства и права этой теме не всегда уделяется должное внимание, вследствие
чего отдельные вопросы правового регулирования и его механизма не получают
надлежащего освещения. Более того, в некоторых учебниках эта тема вообще не
излагается.
Рассматривая данную тему, представляется целесообразным остановиться на следующих
вопросах: 1. Понятие правового регулирования; 2. Формы правового регулирования; 3.
Предмет, сфера и пределы правового регулирования; 4. Действие норм права во времени,
в пространстве и по кругу лиц: 5. Методы, способы и типы правового регулирования; 6.
Стадии правового регулирования; 7. Механизм правового регулирования.
1. Понятие правового регулирования. В самом общем виде правовое регулирование
можно определить как регулирование, осуществляемое правом. Вместе с тем такое
определение не раскрывает существа вопроса, поскольку, во-первых, не, о каком
праве идет речь и, во-вторых, не отражает хотя бы основных признаков исследуемого
явления. Право, как известно, может рассматриваться в широком (общесоциальном) и
узком (юридическом) смыслах.[1] Отсюда и правовое регулирование может трактоваться
в широком и узком смыслах: как регулирование, осуществляемое естественным правом, и
как регулирование, осуществляемое позитивным правом.
Сразу оговоримся, что в рамках рассматриваемой темы речь пойдет только о том
правовом регулировании, которое осуществляется позитивным правом, поскольку
правовое регулирование, осуществляемое естественным правом, не относится к предмету
юридической науки. Сделав подобную оговорку, попытаемся теперь выяснить, что же
представляет собой правовое регулирование, осуществляемое позитивным правом.
В юридической литературе, как научной, так и учебной, встречаются разные определения
правового регулирования (регулирования, осуществляемого позитивным правом). Однако
принципиальных различий между этими определениями, думается, нет. Все они
акцентируют внимание на том, что правовое регулирование – это определенное
воздействие на общественные отношения, которое осуществляется при помощи правовых
(юридических) средств и имеет своей целью упорядочение данных отношений. В этой
связи правовому регулированию можно дать следующее определение. Правовое
регулирование – это осуществляемое при помощи норм позитивного права и других
правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Отталкиваясь от этого определения, представляется возможным выделить пять основных
признаков правового регулирования.
Во-первых, правовое регулирование – это один из видов социального регулирования, т.е.
регулирования, существующего в обществе и связанного с упорядочением общественных
отношений. Социальное регулирование осуществляется разными регуляторами, среди
[1] Подробнее об этом см. Сибирский юридический вестник. 2000. № 1. С. 6.
которых первостепенную роль играют социальные нормы – право, мораль, обычаи и т.д.
Право – один из важнейших социальных регуляторов в условиях государственно
организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование – один из
важнейших видов социального регулирования.
Во-вторых, правовое регулирование – это в основе своей государственное регулирование,
поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и,
следовательно, является государственным регулятором общественных отношений. Тот
факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться
негосударственными органами и организациями или непосредственно народом, не меняет
существа дела, так как негосударственные органы и организации, а также народ
устанавливают нормы позитивного права с согласия или прямого разрешения (санкции)
государства.
В-третьих, правовое регулирование – это определенное воздействие на общественные
отношения. Право, регулируя общественные отношения, известным образом воздействует
на них, в связи с чем правовое регулирование рассматривается в юридической науке
обычно в качестве одной из форм воздействия права на общественные отношения.
В-четвертых, правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения,
осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств. Нормы
права и другие правовые средства в совокупности составляют механизм правового
регулирования, о котором более подробно мы поговорим при освещении последнего
вопроса темы.
В-пятых, правовое регулирование – это такое воздействие на общественные отношения,
которое имеет своей целью их упорядочение. Регулировать – значит упорядочивать,
приводить в систему. Вследствие этого правовое регулирование есть не что иное, как
целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате которого они
приводятся в систему и в обществе создается определенный порядок.
Правовое регулирование как определенное воздействие права на общественные
отношения не следует отождествлять с правовым воздействием. На этой точке зрения
стоит большинство российских исследователей. Правовое воздействие принято
определять как понятие, охватывающее все направления и формы влияния права на
общественную жизнь, сознание и поведение людей. В связи с этим правовое
регулирование считается понятием более узким, чем правовое воздействие, и
рассматривается в качестве одной из форм правового воздействия.
Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым
регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в
общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений,
хотя это является главным.
Помимо регулятивной позитивное право, как и другие социальные нормы, выполняет
информационную, оценочную, воспитательную и трансляционную функции. А отсюда
можно заключить, что кроме регулятивного существуют и другие формы воздействия
права на общественные отношения.
В настоящее время среди этих других форм воздействия права на общественные
отношения чаще всего выделяют информационное и ценностно-ориентационное
воздействие.
Информационное воздействие права выражается в том, что право, являясь источником
информации, «сообщает»людям, какие общественные отношения и как регулируются
действующим позитивным правом, как государство оценивает те или иные поступки
людей, какие из них дозволяет, какие запрещает, какие предписывает. Ценностно-
ориентационное воздействие права проявляется в идеологическом, воспитательном
воздействии. Позитивное право способно формировать в сознании людей определенный
образ поведения, ориентировать их на совершение одних поступков и не совершение
других.
Надо заметить, что информационное и ценностно-ориентационное воздействие права
может осуществляться как одновременно с его регулирующим воздействием, так и
предшествовать ему, а информационное воздействие может иметь место даже тогда, когда
регулирующее воздействие права уже прекратилось. Когда нормативный правовой акт
действует, то содержащиеся в нем нормы оказывают и регулирующее, и информационное,
и ценностно-ориентационное воздействие. Когда нормативный правовой акт принят и
официально опубликован, но в силу еще не вступил, содержащиеся в нем нормы
оказывают только информационное и ценностно-ориентационное воздействие. Когда же
нормативный правовой акт утратил силу и перестал регулировать соответствующие
общественные отношения, то содержащиеся в нем нормы способны оказывать лишь
информационное воздействие.
Правовое воздействие как понятие более широкое, чем правовое регулирование, не
сводится в то же время только к регулирующему, информационному и ценностно-
ориентационному воздействию. Существуют, как представляется, и другие формы
правового воздействия. Например, право способно оказывать воздействие на отношения,
которые не то что не регулируются правом, а объективно не могут им регулироваться.
Так, право способно оказывать определенное воздействие на происходящие в стране
демографические процессы. Отношения, прямо связанные с этими процессами, право
регулировать не может, так как они объективно не поддаются правовому регулированию.
Однако регулируя семейные, жилищные и некоторые другие общественные отношения,
право так или иначе способно влиять на демографическую ситуацию в стране.
Таким образом, правовое регулирование и правовое воздействие – понятия не
идентичные. Правовое регулирование – понятие более узкое, чем правовое воздействие.
Правовое регулирование является лишь одной из форм правового воздействия. Вместе с
тем правовое регулирование – это главная форма правового воздействия, потому что
право создается именно для регулирования общественных отношений.
2. Формы правового регулирования. Формы правового регулирования – это определенные
его разновидности. Поскольку правовое регулирование общественных отношений может
осуществляться различными правовыми средствами, различными субъектами, в
различных масштабах и на различных уровнях, оно способно приобретать различные
формы, иметь те или иные разновидности.
Вопрос о формах или видах правового регулирования почти не рассматривается в
учебниках по теории государства и права. Между тем изучение этого вопроса имеет
достаточно серьезное значение, так как позволяет расширить наши представления о
правовом регулировании, дает возможность узнать, каким оно бывает или может быть в
реальной действительности.
Чтобы выделить те или другие формы правового регулирования, необходимо дать
классификацию, выбрав для этого соответствующие основания. Такими основаниями,
полагаю, могут быть средства, при помощи которых осуществляется правовое
регулирование, субъекты, осуществляющие правовое регулирование, степень
централизованности правового регулирования, сфера его распространения и некоторые
другие.
Исходя из средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, можно
выделить нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Нормативное
правовое регулирование – это регулирование, осуществляемое нормами позитивного
права. В сравнении с индивидуальным оно носит первичный характер и является
определяющим. Это обусловлено тем, что правовое регулирование общественных
отношений по общему правилу начинается с выработки и установления правовых норм,
которые определяют единый режим правового регулирования для общественных
отношений определенного вида. В этой связи нормативное правовое регулирование, как и
нормы права, является общим, поскольку распространяется не на единичные
общественные отношения, а на все общественные отношения определенного вида.
Индивидуальное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется
индивидуальными правовыми средствами. К ним относятся индивидуальные правовые
договоры (гражданские, трудовые и т.д.), акты применения права и некоторые другие
правовые средства. В отличие от нормативного индивидуальное правовое регулирование
не носит общего характера, поскольку связано с упорядочением конкретных, т.е.
единичных общественных отношений. В этой связи индивидуальное правовое
регулирование иногда называют казуальным правовым регулированием (от слова «казус»
– случай). Как правило, индивидуальное правовое регулирование следует за нормативным
и дополняет его, конкретизируя предписания правовых норм применительно к отдельным,
единичным случаям. Однако из этого правила есть исключения. В частности, если
конкретный случай, входящий в сферу правового регулирования, не урегулирован
нормами позитивного права, т.е. имеет место пробел в законодательстве, то этот случай
может быть урегулирован индивидуальными правовыми средствами (актом применения
права). Здесь при отсутствии прямого нормативного регулирования соответствующих
общественных отношений определяющую роль будет играть индивидуальное правовое
регулирование.
Индивидуальное правовое регулирование, поскольку оно может осуществляться разными
правовыми средствами, имеет такие основные разновидности, как координационное и
субординационное правовое регулирование. Координационное правовое регулирование
осуществляется самими участниками общественных отношений без какого-нибудь
вмешательства государственных либо иных компетентных органов. Участники
конкретных общественных отношений сами упорядочивают свои отношения путем
заключения индивидуальных договоров или совершения иных правомерных действий
(например, использования права). Такой вид индивидуального правового регулирования
часто называют саморегулированием.
Субординационное правовое регулирование в отличие от координационного
осуществляется уже не самими участниками общественных отношений, а
государственными или иными компетентными органами. В отдельных случаях участники
конкретных общественных отношений не могут самостоятельно урегулировать свои
отношения доступными им правовыми средствами, в связи с чем вынуждены обращаться
за помощью к компетентным государственным или негосударственным органам.
Последние, применяя соответствующие нормы позитивного права, помогают
урегулировать данные общественные отношения (назначить пенсию, отвести земельный
участок, взыскать долг и т.д.). В других случаях компетентные органы сами, по своей
инициативе применяют нормы права, упорядочивая тем самым определенные конкретные
отношения (например, в случаях совершения преступлений и некоторых иных
правонарушений).
Деление правового регулирования на нормативное и индивидуальное является основным,
но не единственным. Правовое регулирование можно подразделять на виды также в
зависимости от субъектов, осуществляющих правовое регулирование. С учетом данного
основания могут быть выделены собственно государственное и негосударственное
правовое регулирование, хотя правовое регулирование в сущности является, как уже
отмечалось, государственным регулированием.
Собственно государственное правовое регулирование – это регулирование, которое
осуществляют органы государства, государственные организации и государственные
должностные лица. Данный вид правового регулирования является основным,
определяющим, поскольку нормы позитивного права, с которых начинается правовое
регулирование общественных отношений, устанавливаются преимущественно этой
категорией субъектов. Кроме того, названные субъекты в основном и применяют
правовые нормы.
Негосударственное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется
либо непосредственно народом, либо негосударственными органами и организациями,
либо самими участниками общественных отношений. Народ может осуществлять
правовое регулирование путем принятия нормативных правовых актов, что в условиях
государственно организованного общества имеет, однако, не столь широкое
распространение. Негосударственные органы и организации могут осуществлять правовое
регулирование тех или иных общественных отношений путем принятия как нормативных
правовых актов, так и актов применения права. Сами участники общественных отношений
могут осуществлять правовое регулирование путем упорядочения собственных
отношений, например, с помощью индивидуальных правовых договоров.
В зависимости от степени централизованности следует различать централизованное и
децентрализованное правовое регулирование. Централизованное правовое регулирование
– это регулирование, которое осуществляется из единого центра в масштабах всей страны.
Такое регулирование осуществляется центральными органами государственной власти
преимущественно с помощью нормативных правовых актов (хотя не исключается
использование и индивидуальных правовых актов – о переносе дней отдыха, о переходе
на летнее время и др.). Основным достоинством данного вида правового регулирования
является то, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений на
всей территории страны и позволяет с минимальными для государства затратами добиться
в обществе того порядка, к которому государство стремится. Вместе с тем чрезмерная
централизация приводит к зарегулированности общественных отношений, к мелочной
опеке и ограничению свободы участников этих отношений.
Децентрализованное правовое регулирование – это регулирование, которое
осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться
субъектами федерации, местными органами государственной власти, органами местного
самоуправления, администрацией учреждений, предприятий, организаций, трудовыми
коллективами, самими участниками конкретных общественных отношений. В качестве
средств правового регулирования здесь используются как нормативные, так и
индивидуальные правовые акты. Децентрализованное правовое регулирование дает
соответствующим субъектам возможность самостоятельно урегулировать те или иные
общественные отношения с учетом интересов регионов, административно-террито-
риальных образований, организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан и т.д.
Оно свидетельствует о демократизме государственного управления, степени
самостоятельности и свободе участников общественных отношений. Вместе с тем
децентрализованное правовое регулирование не может осуществляться вопреки
централизованному, а должно ему соответствовать и дополнять его.
По сфере распространения (сфере действия права) правовое регулирование можно
подразделить на общее, ведомственное, местное и локальное. Общее правовое
регулирование имеет самую широкую сферу распространения: оно распространяется на
всю территорию страны и охватывает поведение всех субъектов. Такое регулирование
осуществляется прежде всего законами государства и подзаконными нормативными
актами общего действия. Ведомственное правовое регулирование осуществляется в
рамках той или иной области государственного управления: промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, образования и т.д. Основными средствами правового
регулирования здесь выступают ведомственные нормативные акты, действие которых
распространяется на работников соответствующих ведомств. Местное правовое
регулирование осуществляется в пределах административно-территориальных
образований нормативными и индивидуальными правовыми актами местных органов
государственной власти и органов местного самоуправления. Наконец, локальное продолжение
--PAGE_BREAK--
правовое регулирование осуществляется в рамках учреждений, предприятий, организаций
нормативными и индивидуальными правовыми актами самих учреждений, предприятий и
организаций.
Формы (или виды) правового регулирования могут быть выделены и по некоторым
другим основаниям. Так, например, учитывая, что правовое регулирование
осуществляется и законами, и подзаконными нормативными актами можно выделить законодательное и подзаконное регулирование. В федеративных государствах ввиду
наличия там федеральной и региональной систем законодательства допустимо выделение
федерального и регионального правового регулирования и т.д.
3. Предмет, сфера и пределы правового регулирования. Вопросы предмета, сферы и
пределов правового регулирования тесно связаны между собой, вследствие чего их
необходимо рассматривать в единстве. Предмет правового регулирования – это то, что
регулируется правом. Правом, как известно, регулируются общественные отношения.
Право не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие
естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам, не
зависящим от воли и сознания человека. Право способно упорядочивать только
общественные отношения, которые проявляются в поведении, действиях, деятельности
людей. Вместе с тем не все общественные отношения составляют предмет правового
регулирования, поскольку не все общественные отношения регулируются и могут
регулироваться правом. Правом могут (и должны) регулироваться только те
общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.
Сферу правового регулирования можно определить как круг тех общественных
отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Причём сферу правового
регулирования составляют как те общественные отношения, которые уже урегулированы
правом, так и те, которые правом ещё не урегулированы, но могут и должны быть им
урегулированы. Какие же общественные отношения составляют сферу правового
регулирования, т.е. могут и должны регулироваться правом?
Во-первых, это волевые общественные отношения, т.е. отношения, которые возникают,
складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Право, регулируя
общественные отношения, первоначально воздействует на поведение людей. Не случайно
в связи с этим поведение людей рассматривается в качестве непосредственного предмета
правового регулирования. Но если поведение человека не носит волевого характера, не
контролируется его сознанием, оно не может регулироваться правом. Например, право не
может регулировать поведение психически больного человека, поведение человека,
находящегося в состоянии гипноза и т.д. Право способно регулировать только волевое
поведение, а через него волевые общественные отношения.
Во-вторых, сферу правового регулирования составляют только конкретные волевые
отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. В этой
связи право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы
(миграционные, демографические и др.), поскольку они протекают по объективным
общественным законам. Как уже отмечалось, право может так или иначе воздействовать
на эти процессы, но регулировать их не может.
В-третьих, в сферу правового регулирования входят не все конкретные волевые
отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю. Право – это внешний
регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на
поведение человека извне независимо от того, положительно или отрицательно относится
человек к праву, принимает он его или отвергает. Воздействуя на поведение человека
извне, право может регулировать только те его поступки, которые поддаются правовой
регламентации и которые можно проконтролировать извне. Так, например, право не
может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование
досуга, отдельные внутрисемейные отношения и некоторые другие. Они объективно не
допускают формально – юридической регламентации и регулируются иными
социальными нормами (обычаями, моралью и т.д.).
Наконец, в-четвертых, сферу правового регулирования составляют не все конкретные
волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь наиболее значимые для
государства, общества и отдельной личности. Право должно регулировать не любое, а
только социально значимое поведение, поведение которое затрагивает интересы других
людей, общества в целом, государства. В противном случае право превратится в
мелочного опекуна, контролирующего каждый шаг человека. Ничего, кроме вреда, такое
правовое регулирование принести не способно.
Итак, в самом общем виде мы определили сферу правового регулирования. Ее составляют
наиболее значимые для государства, общества и отдельной личности конкретные волевые
общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю.
В юридической литературе, в том числе и в учебниках, кроме общего определения сферы
правового регулирования, предпринимаются попытки более детально определить круг тех
общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Чаще всего в
сфере правового регулирования выделяют три группы общественных отношений. Это
отношения людей по обмену материальными и нематериальными ценностями,
управленческие отношения и отношения, связанные с обеспечением правопорядка.
Первая группа общественных отношений составляет экономическую основу общества.
Здесь определяющая роль принадлежит имущественным отношениям (отношениям
производства, обмена, распределения и др.), которые нередко именуются товарно-
денежными отношениями. Именно эти отношения в первую очередь нуждаются в
правовом регулировании и именно они, как принято считать, вызвали к жизни право и
правовое регулирование. Вторая группа общественных отношений составляет основу
политических отношений. Здесь определяющая роль принадлежит отношениям,
возникающим в связи с государственным управлением обществом. Третью группу
образуют общественные отношения, возникающие в связи с нарушениями порядка,
установленного в первых двух группах общественных отношений.
По мнению многих исследователей общественные отношения, входящие в сферу
правового регулирования, и составляют предмет правового регулирования. То есть между
этими понятиями практически никакого различия не проводится. Думается, однако, что
это не так. Предмет правового регулирования, как представляется, составляют те
общественные отношения, которые уже регулируются правом, а сферу правового
регулирования – те, которые могут и должны регулироваться правом. При идеальном
соотношении сфера правового регулирования должна быть шире предмета правового
регулирования, поскольку сферой правового регулирования охватываются отношения,
которые могут быть, должны быть и урегулированы правом, а также отношения, которые
могут быть, должны быть, но еще не урегулированы правом. Предметом же правового
регулирования должны охватываться только те отношения, которые могут быть, должны
быть и урегулированы правом. Вместе с тем на практике этого идеального соотношения,
как правило, не наблюдается. Это вызвано тем, что право по тем или иным причинам
иногда выходит за пределы сферы правового регулирования и пытается регулировать
отношения, которые не только не должны, но даже не могут регулироваться правом. В
результате в предмет правового регулирования втягиваются отношения, которые лежат за
пределами сферы правового регулирования. Разумеется, в этом случае предмет правового
регулирования не становится шире сферы правового регулирования, поскольку предметом
правового регулирования никогда не охватываются все общественные отношения,
входящие в сферу правового регулирования.
С предметом и сферой правового регулирования тесно связан вопрос о пределах
правового регулирования. Пределы правового регулирования – это границы
регулирующего действия права, границы, в рамках которых осуществляется правовое
регулирование общественных отношений.
Вопрос о пределах правового регулирования еще не получил должной разработки в
отечественной юриспруденции, в связи с чем можно встретить различные его трактовки.
Не вдаваясь в анализ взглядов тех или иных авторов по данному вопросу, отмечу, что
целесообразнее всего различать объективные и субъективные пределы правового
регулирования. Объективные пределы – это границы, которые определяются самими
общественными отношениями. Говоря о сфере правового регулирования, мы убедились,
что не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Одни
общественные отношения объективно не поддаются правовому регулированию и,
следовательно, не могут регулироваться правом. Другие общественные отношения
правовому регулированию поддаются, но объективно в нем не нуждаются, и потому не
должны регулироваться правом. То есть сами общественные отношения как бы говорят,
какие из них могут и должны регулироваться правом, а какие нет. А поскольку сферу
правового регулирования составляют общественные отношения, которые могут и должны
регулироваться правом, то объективные пределы правового регулирования совпадают с
границами сферы правового регулирования.
Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов –
это границы, которые определяются уже не общественными отношениями, а
правотворческими органами – органами, создающими и устанавливающими нормы
позитивного права. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют,
какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регулирования – это прежде всего предметные пределы, т.е. границы предмета правового регулирования, или сферы урегулированных нормами
права общественных отношений. Кроме того, субъективные пределы правового
регулирования могут проявляться в степени урегулированности тех или иных
общественных отношений и некоторых других показателях.
§ 2. Предмет правового регулирования
Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену цейностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.
Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.
§ 2. Предмет правового регулирования
Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену цейностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.
Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.
§ 2. Предмет правового регулирования
Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену цейностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.
продолжение
--PAGE_BREAK--Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения
§ 1. Понятие правового регулирования
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).
В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении •своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы — как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма— хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы Должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.
Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исходя из этих задач, можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.
Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.
Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.
Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.
Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.
Дворяк А.И. Правовое регулирование реализации права. Лекция
Издательство: Изд-во МЮИ МВД России
Место издания: Москва
Количество страниц: 21
Год издания: 1999 г.
§ 2. Предмет правового регулирования
Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену цейностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.
Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.
§ 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
Сравнение выделенных в § 2 групп общественных отношений достаточно очевидно свидетельствует о различиях между отношениями первой и отношениями второй и третьей группы. Если в первую группу входят отношения мезеду равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во вторую и третью Группы — отношения между властвующим и подвластным. Это характерно и для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, в частности, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.
В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений уп-равомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ — запрет, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Второй и третий способы имеют определенное сходство—и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный характер, то в другом — пассивный. Все три способа предопределены функциями права.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуяедения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности (юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание), а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).
Со способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.
В юридической литературе и в практике существует две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.
Вторая формула правового регулирования звучит иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право «вкраплены» элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.
В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режимы. Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.
Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.
Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования имеет наряду с теоретической большую практическую значимость.
Выбор той или иной формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также от ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества.
Русский правовед Е. Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора; с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой — идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.
С методами, способами, типами правового регулирования связана наметившаяся дифференциация юридической деятельности на публично-правовую и частноправовую, а значит, и определенные ориентации в профессиональной подготовке, в юридическом образовании и обучении.
У юристов публично-правовой ориентации, как правило, в профессиональном правосознании интересы общесоциальные превалируют над интересами частными, личностными. Их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку. Юристы частноправовой ориентации мыслят и действуют в интересах суверенного индивида, свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государственной и иной власти.
Указанная дифференциация юридической деятельности должна учитываться уже при подготовке будущих юристов.
§ 4. Стадии правового регулирования
Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.
Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций. В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписаниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматривающим право продавца и покупателя самим определять цену товара. В условиях тоталитарного политического режима люди, несмотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.
Эти и другие примеры свидетельствуют о регулятивное роли права до его фиксации в виде формально определенных норм, принятых и гарантированных государственной властью.
Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эффективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.
Правовой статус гражданина определяется преяоде всего конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми актами. Правовое положение организаций опосредуется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества ооратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.
На первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.
Кроме того, на первой стадии реализуются информативные возможности права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования.
На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни «наделяются» способами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, т. е осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.
На этой, второй, стадии у конкретного человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у судебного органа появляется обязанность принять исковое заявление к рассмотрению.
Вторая стадия — стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.
Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).
Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.
Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный временной период, например, в длящихся правоотношениях (состояние в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т. е. реализуется. правообеспечительная, правоохранительная функции права.
продолжение
--PAGE_BREAK--