Реферат по предмету "Экономика"


Себестоимость, прибыль и рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮРФ
ИРКУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
Курсоваяработа
подисциплине: «Экономика организации»
на тему: «Себестоимость,прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективностидеятельности предприятия»
 выполнила:
студентка 1курса,
группы Эзу — 06 — 2
заочно-ускоренногоотд-я
Артемова Е.Г.
Научныйруководитель:
ИгнатьеваИ.В.
Работа защищена
«___»_____________ 2007 г.
оценка__________________
________________________
подписьпреподавателя
ИРКУТСК — 2007

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________ 3
1Себестоимость, прибыль и рентабельность — основные качественные показателидеятельности предприятия.   5
1.1.Экономическая сущностьсебестоимости продукции.____________ 5
1.2 Структура себестоимости иклассификация затрат._____________ 6
1.3. Экономическая сущность прибыли,её источники и функции.___ 13
1.4. Рентабельность предприятия, еёзначение и сущность._________ 18
2Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности на ОАО «Швейная Фабрика» г.Красноярска___________________ 22
2.1 Общая характеристика предприятияОАО «Швейная фабрика» г. Красноярска____________________________________________________________ 22
2.2 Анализ затрат на производствопродукции___________________ 22
2.2.1 Задачи и источники анализасебестоимости продукции__________ 22
2.2.2 Расчет материальных затрат иметодика калькулирования одного изделия на примере ОАО «Швейная фабрика» г.Красноярска._________________ 25
2.2.3 Анализ общей суммы затрат напроизводство продукции________ 27
2.2.4 Анализ затрат на один рубльтоварной продукции._____________ 28
2.3 Факторный анализ прибыли_______________________________ 30
2.4 Анализ рентабельностипредприятия.________________________ 33
3Мероприятия и рекомендации качественного использования показателейэффективности деятельности предприятия.       35
3.1 Резервы снижения себестоимости.____________________________ 35
3.2 Пути увеличения прибыли ирентабельности продукции._______ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________ 39
Списоклитературы.____________________________________ 41
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика в РоссийскойФедерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренциякак основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономическихусловиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметомвнимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных врезультатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемостьпредприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо,прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия,так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определениифинансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественноманализе финансово-хозяйственной деятельности.
В настоящее время появляется всёбольше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить какможно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльностисвоего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуациюна рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели — максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманномпланировании деятельности торгового предприятия.
Результат деятельности фирмыоценивается системой качественных показателей, основными из которых являются:себестоимость, прибыль и рентабельность.
Для функционирования предприятиянеобходимо не только его ресурсное обеспечение, но и соответствующее с нимхозяйствование. Результативность этого хозяйствования находит свое отражение вдостижении соответствующей себестоимости производства и реализации продукции, атакже в получении дохода и прибыли. Они по сути дела являются конечнымипоказателями работы предприятия. Каждый из них характеризуется своимспецифическим содержанием и ролью в оценке результативности работы предприятия,а также методами своего исчисления.
Главной задачей предприятия вусловиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностейнародного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокимипотребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличениевклада в ускорение социально-экономического развития страны.
1Себестоимость, прибыль и рентабельность — основные качественные показателидеятельности предприятия. 1.1.Экономическаясущность себестоимости продукции.
Каждое предприятие или производственноезвено должны знать, во что обходится ему произ­водство продукции (работ,услуг). Данный фактор особенно ва­жен в условиях рыночных отношений, так какуровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность пред­приятия,его экономику.
Для того чтобы знать, во чтообходится изготовление продук­та, предприятие должно производить стоимостнуюоценку затрат по вещественному и количественному составу (средства и пред­метытруда), а также по качеству и количеству затрат труда, тре­буемых для егоизготовления.
В системе показателей,характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих местпринадлежит себестоимости продукции.
Как экономическая категориясебестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
1.        учет и контроль всех затрат навыпуск и реализацию продукции;
2.        база для формирования оптовой ценына продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
3.        экономическое обоснованиецелесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническоеперевооружение и расширение действующего предприятия;
4.        определение оптимальных размеровпредприятия;
5.        экономическое обоснование ипринятие любых управленческих решений и др.
Различают следующие видысебестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховая себестоимость представляетсобой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимостьпомимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает всезатраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственнойсебестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару, упаковку,транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают индивидуальную исреднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимостьобусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другоепредприятие.
Среднеотраслевая себестоимостьопределяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты наединицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественнонеобходимым затратам труда.1.2Структура себестоимости и классификация затрат.
Под структурой себестоимостипонимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:
1)специфика (особенности)предприятия. Исходя из этого, различают: трудоемкие предприятия (большая долязаработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доляматериальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие(большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);
2)ускорение научно-техническогопрогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Ноосновное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доляживого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимостипродукции увеличивается;
3)уровень концентрации,специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;
4)географическое местонахождение предприятия;
5)инфляция и изменение процентнойставки банковского кредита.
Структуру себестоимости продукциихарактеризуют следующие показатели: соотношение между живым и овеществленнымтрудом; доля отдельного элемента или статьи в полных затратах; соотношениемежду постоянными и переменными затратами, между основными и накладнымирасходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными)расходами, между прямыми и косвенными и др.
Структура затрат позволяет выявитьосновные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по ихреализации на предприятии.
Структура затрат на каждомпредприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейномразрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью ихминимизации.
Основным документом, которымнеобходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции напредприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализациипродукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов,учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлениемПравительства РФ от 5 августа. 1992 г. № 552 и последующими дополнениями иизменениями.
В себестоимостьпродукции согласно инструкции включаются:
—   затраты наподготовку и освоение производства;
—   затраты, связанные непосредственно с производством продукции, обусловленные технологиейи организацией производства;
—   затраты на оплату труда;
—   затраты, связанные сиспользованием природного сырья;
—   затраты некапитального характера,связанные с совершен­ствованием технологии и организации производства, а такжес улучшением качества продукции;
—   расходы, связанные сизобретательством, техническим усовершенствованием и рационализаторскимипредложениями;
—   затраты по обслуживанию производственногопроцесса (текущий, средний и капитальный ремонт);
—   затраты по обеспечению нормальныхусловий труда и техники безопасности;
—   расходы, связанные с наборомрабочей силы;
—   текущие расходы, связанные ссодержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного значения;
—   расходы, связанные с управлениемпроизводством;
—   затраты на подготовку ипереподготовку кадров;
—   расходы по транспортировке работпиков к месту работы и обратно, отчисления на государственное социальноеСтрахование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости отзатрат на оплату труда работников, занятых в производстве соответствующейпродукции;
—   отчисления по обязательномумедицинскому страхованию;
—   платежи по страхованию имуществапредприятия;
—   затраты на оплату процентов пократкосрочным ссудам банков, оплата услуг банков;
—   затраты по гарантийномуобслуживанию;
—   расходы, связанные со сбытомпродукции (упаковка, хранение, транспортировка);
—   затраты на воспроизводствоосновных производственных фондов (амортизация на полное восстановление);
—   износ (амортизация) понематериальным активам;
—   потери от брака;
—   потери от простоев повнутрипроизводственным причинам.
Величина этих затрат зависит отцен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии ихиспользования.
Цена, по которой приобретаютсяпроизводственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Онаопределяется спросом и предложением на ресурсы. Отсюда для предприятиячрезвычайно важен технологический аспект формирования издержек производства,обусловливающий, с одной стороны, количество привлекаемых производственныхресурсов, а с другой — качество их использования, причем предприятие должноиспользовать такие методы производства, которые были бы эффективными как стехнологической, так и экономической точки зрения.
Каждое предприятие стремитсявыбрать такой технически эффективный процесс, который обеспечивал бы наименьшиеиздержки производства. В решении этой задачи используется производственнаяфункция Кобба — Дугласа, которая задает выпуск продукции (Y)как функцию (/) затрат капитала (К) и труда (L):
Y= f(AKaLb),
где А, а и b— положительные константы.
Издержки производства формируютсянепосредственно на предприятии и поэтому отражают индивидуальные затраты иусловия производства, существующие на нем.
Отсюда издержки производства(себестоимость) на разных предприятиях неодинаковы. Поскольку рыночные цены напродукцию складываются на основе общественных среднеотраслевых издержек, токаждое предприятие стремится сделать их ниже общественных или равными им, стем, чтобы получить прибыль.
В соответствии с назначениемвышеназванные затраты группируются по экономическим элементам, калькуляционнымстатьям, по способу отнесения на себестоимость продукта и по отношению к объемупроизводства. В первом случае это отражает их распределение по экономическомусодержанию независимо от формы использования в производстве того или иного видапродукции и места осуществления затрат и применяется при составлении сметызатрат на производство всей выпускаемой продукции. Она составляется наопределенный период времени (год, квартал, месяц) и отражает издержкипроизводства по экономическим элементам
Смета необходима не только дляснижения затрат по их элементам, но и для составления материальных балансов, нормированияоборотных средств, разработки финансовых планов и др. Для предприятий всехотраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура затратна производство по экономическим элементам:
—   материальные затраты (за вычетомстоимости возвратных отходов);
—   затраты на оплату труда (все видыоплаты труда и другие выплаты);
—   отчисления на социальные нужды;
—   амортизация основных фондов;
—   прочие денежные затраты.
По экономическим элементам ведетсябухгалтерский учет и составляется денежный отчет по общей сумме расходов напроизводство продукции. Классификация затрат по экономическим элементам даетвозможность знать структуру себестоимости и позволяет проводитьцеленаправленную политику по улучшению экономики предприятия на основе экономиизатрат.
При разработке сметы затрат напроизводство используются следующие методы:
* Сметный метод основан на расчетевсех затрат предприятия в целом и обеспечивает взаимоувязку разделов плана, таккак сумма затрат по экономическим элементам определяется даннымисоответствующего раздела «Плана технико-экономического раз­вития предприятия».
* Сводный метод предусматриваетсвод в единую систему общих затрат по всем цехам основного, вспомогательногопроизводства и обслуживающих хозяйски. В цеховую смету затрат включаются:прямые издержки данного цеха (материальные затраты и покупные комплектующиеизделия и полуфабрикаты, основная и дополнительная заработная платапроизводственных рабочих, начисления на их заработную плату, прочие прямыеденежные расходы).
Группировка затрат покалькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости отнаправления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) иместа возникновения (основное производство, вспомогательные службы,обслуживание хозяйства и др.).
Распределение затрат дляпроизводства продукции может быть прямым или косвенным. При прямомраспределении существуй очевидная взаимосвязь между количеством затраченногоресурса; и количеством выпущенной продукции. При косвенном распределениивзаимосвязь между затраченными ресурсами и количеством: продукцииустанавливается аналитическим путем.
Калькуляция бывает: плановой —составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда исредств производства; отчетной — вычисляется на основе данных учета ихарактеризует фактический уровень затрат; нормативной — в ее основе лежаттекущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат.
Калькуляции составляются по видампродукции. В калькуляции основные виды затрат исчисляются в зависимости от ихназначения (выделяются расходы, связанные непосредственно с технологическимпроцессом изготовления конкретных видов продукции): на сырье и материалы,топливо и энергию, на технологические цели; на заработную платупроизводственных рабочих и отчисления на социальное страхование; на подготовкуи освоение производства; на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числеего амортизацию, текущий ремонт и т.д.; общецеховые, общезаводские и другиерасходы.
В отчетной калькуляции выделяютсянепроизводительные расходы (потери от брака). Калькуляционные расходы ведутсяна специальных бланках, в которых отражены данные о плановых и фактическихрасходах по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск товарной продукции заотчетный период. Документ, в который заносятся эти расходы, называетсякалькуляцией, а система расчетов для определения себестоимости продукции —калькулированием. В отличие от группировки по экономическим элементамкалькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производствомконкретного вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так ирасходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного видапродукции. На основе калькуляционных расчетов определяется ее цеховая,производственная и полная себестоимость.
При составлении сводной сметызатрат по предприятию необходимо учесть кроме цеховых затратобщепроизводственные и общехозяйственные расходы по предприятию в целом, длячего составляются соответствующие сметы по этим расходам.
Группировка затрат покалькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости отнаправления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) иместа возникновения (основное производство, вспомогательные службы,обслуживание хозяйства и др.).
Для расчета калькуляций поизделиям необходимо дополнительно составлять сметы затрат по комплекснымстатьям калькуляции:
—   общепроизводственные расходы (поцехам и предприятию в целом);
—   общехозяйственные расходы (поцехам и предприятию в целом);
—   коммерческие расходы.
Сумма затрат по комплекснымстатьям распределяется затем по изделиям одного из общепринятых методов:
а)      общепроизводственные,общехозяйственные расходы определяются в процентах к основной заработной платепроизводственных рабочих;
б)      коммерческие расходыраспределяются пропорционально производственной себестоимости продукции.
По способу отнесения затрат насебестоимость продукции, при ее калькулировании, затраты подразделяются на:
—   прямые, непосредственно связанныес изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам илизаказам;
—   косвенные, связанные с работойцеха или предприятия в целом.
Последние относятся ксебестоимости отдельных видов продукции в порядке распределения (т.е. косвеннымобразом) по какому-либо установленному признаку (пропорционально объемупроизводства или затратам и т.п.).
По отношению к объему производствазатраты и расходы подразделяются на:
— постоянные расходы, которые остаются неизменными приизменении объема производства: амортизация, аренда помещений, налог наимущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхованиеадминистративно-хозяйственного аппарата и др.;
— переменные расходы, изменяющиеся пропорциональнообъему производства продукции (сдельная зарплата, сырье и материалы,технологическое топливо, электроэнергия, налоги и отчисления от сдельнойзарплаты, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования исключаяамортизацию) и др.1.3.Экономическая сущность прибыли, её источники и функции.
Прибыль — один из основныхфинансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий.За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий понаучно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличениефонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечениявнутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большеезначение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительныхфондов.
Прибыль — это денежное выражениеосновной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формысобственности. Как экономическая категория она характеризует финансовыйрезультат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль являетсяпоказателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем икачество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие наукрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой формесобственности.
Прибыль как конечный финансовыйрезультат деятельности предприятий представляет собой разницу между общейсуммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетомубытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируетсяв результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так иотрицательным знаком.
Основными источниками полученияприбыли являются:
•первый источник образуется засчет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции илиуникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянноеобновление продукта;
•второй источник связан спроизводственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность егоиспользования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптироватьразвитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибылизависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпускупродукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); отсоздания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг(цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание ит. д.); от объемов произ­водства (чем больше объем производства, тем больше массаприбыли); от структуры снижения издержек производства;
•третий источник проистекает изинновационной деятельности предприятия. Его использование предполагаетпостоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции,обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличениемассы прибыли.
Размеры прибыли и возможности еероста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которыхследующие:
—   объем реализации;
—   структура товарооборота;
—   величина других доходов ирасходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходыот участия в других организациях, прочие операционные и внереализационныедоходы и расходы);
—   уровень налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль можноразделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
—   политическая стабильность;
—   состояние экономики;
—   демографическая ситуация;
—   конъюнктура рынка, в том числерынка потребительских товаров;
—   темпы инфляции;
—   ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся:
—   объем валового дохода (и,соответственно, факторы, его определяющие);
—   производительность труда работников;
—   скорость оборачиваемости товаров;
—   наличие собственных оборотныхсредств;
—   эффективность использования основныхфондов.
Вместе с тем прибыль напредприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видовдеятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории ина практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говоритсамо за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка отреализации продукции без косвенных налогов, минус затраты на производство иреализацию продукции), плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам,от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества варенду и т.п.), минус внереализационные расходы (затраты на производство, недавшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей,убытки от списания долгов и т.д.) Кроме того, выделяется валовая прибыль,которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансовогорезультата от операций с основными фондами, нематериальными активами и инымимуществом. Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена поформуле:
Пб=Пр+Пи+Пв.о., где
Пр – прибыль (убыток) отреализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
Пи – прибыль (убыток) отреализации имущества предприятия;
Пв.о. – доходы (убытки) отвнереализационных операций.
Как правило, основной элементбалансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работили оказания услуг.
Прибыль облагается налогом,поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняяпредставляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды,доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений накапиталовложения. В результате на предприятии, как это принято называть втеории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величинеона представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Изчистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальныевыплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, илиубыток, непокрытый деньгами.
От прибыли зависит нормальнаядеятельность любого предприятия, т.к.:
—    прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство(капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
—    прибыль необходима для развития НИОКР(научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;
—    за счет прибыли финансируются затраты на социальныенужды;
—    прибыль необходима для выплаты дивидендов, аследовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того, прибыль предприятияимеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль,являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
Как правило, выделяют две основныефункции прибыли — измеритель (мера) эффективности общественного производства истимулирующая функция.
Функция прибыли как мерыэффективности производства заключается в том, что именно прибыль ирентабельность являются основными показателями успешной деятельностипредприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новыерынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функция прибылипредопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доходакционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможностидля наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства,роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новыерынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличениюналоговых поступлений в бюджет.1.4.Рентабельность предприятия, её значение и сущность.
При рыночной экономики результатыдеятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным изкоторых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношениеприбыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Привычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показателирентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торговогопредприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.
Цель предпринимательскойдеятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокойрентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателяприбыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степеньдоходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльностиотносительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки отреализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство иреализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности измеряютдоходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии синтересами участников экономического процесса. Они являются важнымихарактеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. Поэтой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа иоценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показателирентабельности используются как инструмент инвестиционной политики иценообразования.
Существует великое множествопоказателей рентабельности, главным из которых является показатель общейэкономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:
Р = П / Т * 100,
где: Р — общая экономическаярентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия;
П — сумма прибыли (валовой иличистой);
Т — объем товарооборота ( безНДС).
Следующим показателем являетсяпоказатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала.Он называется показателем рентабельности собственного капитала, которыйвычисляется по формуле:
Р = П / К *100,
где П — сумма прибыли торговогопредприятия,
К — средняя величина собственногокапитала.
Этот показатель имеет важноезначение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценкиуровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже.Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложениясредств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показательрентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли навеличину всего капитала.
Показатель рентабельности основныхпроизводственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующейформуле:
Р = П / ОФ *100,
где П — сумма прибыли;
ОФ — средняя стоимость основныхфондов;
Аналогично высчитываетсяпоказатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместопоказателя средней стоимости основных фондов применяется показатель среднейстоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют ивычисляют один показатель рентабельности основных фондов:
Р = (П / (ОФ + МС) * 100),
где МС — средняя стоимостьматериальных оборотных средств.
Если торговое предприятие арендуетпомещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондовцелесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основныхсредств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путёмвычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондовстоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с основными показателямирентабельности используется большое количество частных показателей, таких как:рентабельность эффективности текущих затрат (отношение п Наряду с основнымипоказателями рентабельности используется большое количество частныхпоказателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношениеприбыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношениеприбыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношениеприбыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективностииспользования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых напредприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговыхплощадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д…Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использованияотдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является однимиз важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия,поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется ихдинамика.
Показатели рентабельности(доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовыйрезультат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях иубытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можнорассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, азначит как объекты технико-экономического анализа, основная цель котороговыявить количественную зависимость конечных финансовых результатовпроизводственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономическихфакторов.
2Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности на ОАО «Швейная Фабрика» г.Красноярска2.1 Общая характеристикапредприятия ОАО «Швейная фабрика» г. Красноярска
ОАО «Швейная фабрика» начала своюдеятельность в 1957 году. На фабрике было 5 швейных цехов: раскройный,подготовительный, экспериментальный, ватный, склад готовой продукции, а такжемеханические мастерские.
Основной вид деятельности:производство и реализация.
Основные виды продукции,выпускаемые фабрикой:
—   пальто женское зимнее;
—   пальто демисезонное;
—   пальто мужское;
—   куртку;
—   плащи;
—   костюмы;
—   спец. одежда.
При швейной фабрике работаетателье с выполнением заказов клиента, на любой вкус.2.2Анализ затрат на производство продукции 2.2.1 Задачи и источники анализасебестоимости продукции
Анализ себестоимости продукцииимеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выявитьтенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню,определить влияние факторов на изменение себестоимости и выявить резервы поснижению себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимостипродукции являются:
—   сумма затрат на производство;
—   себестоимость товарной иреализованной продукции;
—   затраты на 1 руб. товарнойпродукции;
—   снижение затрат на руб. товарнойпродукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом;
—   экономия от снижения себестоимоститоварной продукции;
—   затраты на 1 руб. товарнойпродукции по отдельным калькулируемым группам.
В зависимости от цели проведенияанализа себестоимости продукции следует различать ретроспективный, оперативныйи перспективный анализ.
Ретроспективный анализсебестоимости продукции производится с целью получения информации о динамикезатрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, установленияфакторов, влияющих положительно и отрицательно на сумму затрат. Результатыретроспективного анализа необходимы для составления бизнес-плана, формированияценовой политики и принятия управленческих решений, направленных на повышениеконкурентоспособности продукции, а также принятии решения в области учетнойполитики для целей налогообложения, например, изменения режима налогообложения.
Оперативный анализ себестоимостипродукции проводится ежедневно или по данным учета за 5—10 дней. В процессеоперативного анализа ежедневно изучаются те краткосрочные изменения, которыепроисходят в затратах на производ­ство, Оперативный анализ позволяет проводитьповседневный контроль за ходом выполнения бизнес-плана по затратам напроизводство как в целом по предприятию, так и в отдельных его подразделениях.Именно оперативный анализ позволяет своевременно выявить отклонения отбизнес-плана по нормам расхода трудовых и материальных ресурсов и установитьконкретные причины отклоне­ний в затратах от плановых заданий, норм ипараметров. Оперативный анализ своевременно обеспечивает систему управленияхозяйствующим субъектом информацией, позволяющей менеджменту предприятияпринимать оптимальные управленческие решения на всех уровнях управления.
Перспективный (прогнозный) анализсебестоимости продукции производится с целью оценки возможного увеличения илиснижения себестоимости продукции в связи с прогнозируемыми изменениями как нарынке ресурсов, так и в налогообложении. Для определения изменений в общихзатратах на перспективу используется метод анализа состояния «издержки —объем — прибыль». Именно перспективный анализ позволит руководствупредприятия принять правильное решение относительно изменения режиманалогообложения или освобождения от обязанностей плательщика НДС в тех случаях,когда выполняются необходимые положения НК РФ, при которых это возможно.Например, в связи с тем, что c l января 2006 года до 2 млн.руб.увеличиваются показатели выручки за три последовательных календарных месяца,при которых организация или индивидуальный предприниматель могут перейти идалее осуществлять свою деятельность без обязанности уплаты НДС (ст. 145 НКРФ), а также предельные показатели выручки за 9 месяцев (15 млн.руб.), прикоторых возможен переход на УСН в случае выполнения прочих требований, и прикоторых возможно функционирование в рамках этого режима до конца календарногогода (20 млн.руб.) (ст. 346П НКРФ).
Источниками информации дляпроведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство являются:
— бизнес-план и расчеты к нему,сметы затрат, расчеты цен и т.п.;
— бухгалтерская отчетность, аименно — форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5«Приложение к балансу», материалы пояснительной записки к годовомуотчету;
— статистическая отчетность, т.е.форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции(работ, услуг) предприятия (организации)», форма №П-4 «Сведения очисленности, заработной плате и движении работников» и др. (отметим, чтосубъекты малого предпринимательства, а также организации, перешедшие на УСН, непредоставляют статистическую отчетность по форме 5-з);
— данные бухгалтерского учета, аименно — информация аналитического учета по счетам производственных затрат (20,23, 25, 26, 28, 29), по счету 90 «Про­дажи», а также регистры ипервичные документы бухгалтерского учета, в том исле материалы инвентаризации;
— калькуляции себестоимости всоответствии с принятой системой калькулироваиия;
— внеучетная информация, вчастности, приказ по учетной политике для целей бухгалтерского учета иналогообложения, договора с заказчиками и постав­щиками товарно-материальныхценностей;
— нормы и нормативы, установленныезаконодательством;
— статистические данные и данныемаркетинговых исследований о ценах и прогнозах на их изменение на потребляемыересурсы, ценах конкурентов и пр. 2.2.2 Расчет материальных затрат иметодика калькулирования одного изделия на примере ОАО «Швейная фабрика» г.Красноярска.
Предприятие приняло заказ наизготовление жакетов для одного из ведущих клубов города. Необходимо составитькалькуляцию одного изделия.
Таблица 1 — Расчет материальныхзатрат на один жакет
№ п/п
Перечень статей
Ед. изм.-
Норма расхода
Цена за единицу, (руб.)
Сумма, (руб.) 1
Основные материалы: - - - - 1.1 Ткани: - - - - 1.1.1 Ткань верха
м2 1,8 133,33 239,99 1.1.2 Подкладная ткань
м2 1,54 57,14 88 1.1.3 Клеевая ткань
м2 0,2 63,64 12,73 1.2
Фурнитура: - - - - 1.2.1 Нитки, за 100м м 120 4,5 5,4 1.2.2 Пуговицы шт. 5 10 50 1.2.3 Ярлыки шт. 1 3 3 1.3
Уценка маломерных остатков % 1 - 3,99
ИТОГО основных материалов
 
 
 
395,13
Расчет:
Нам потребуется: ткань длиной1,20м. и шириной 1,5м., ценой 200руб; подклад длиной 1,10м. и шириной 1,40м.,ценой 80руб.; клеевая ткань, цена которой 70руб. за 1м и ширина 1,10м.
1) Рассчитываем норму расходаткани по формуле:
НР=L*Ш,
где: НР — норма расхода ткани (м2);
L — длина ткани (м);
Ш — ширина ткани (м).
НР ткани верха = 1,20*1,50 = 1,8 м2
НР подкладной ткани = 1,10*1,40 =1,54 м2
2) Рассчитываем цену за 1 м2 поформуле:
Ц м2 = N/Ш,
где: Ц м2 — цена тканиза 1 м2;
N — цена погонного метра.
Ц м2 ткани верха =200/1,5 = 133,33 руб.
Ц м2 подкладной ткани =80/1,4 = 57,14 руб.
Ц м2 клеевой ткани =70/1,1 = 63,64 руб.
Таблица 2 — Калькуляциясебестоимости одного жакета
Nп/п
Статьи затрат
%
Сумма (руб.) 1 Материальные затраты: - - 1.1 Основные материалы - 395,13 1.2 ТЗР 3 11,85
 
ИТОГО материальные затраты
406,98 2 Стоимость обработки: - - 2.1 Основная заработная плата - 76,61 2.1.1 Расценка - 36,48 2.1.2 Премия 40 14,59 2.1.3 Районный коэффициент 50 25,54 2.2 Дополнительная заработная плата 15 11,49 2.3 Социальные налоги: - - 2.3.1 Пенсионный фонд 28 24,67 2.3.2 Медицинское страхование 3,6 3,17 2.3.3 Социальное страхование 4 3,52 2.4 Освоение новых изделий 10,4 7,97 2.5 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 66,7 51,10 2.6 Цеховые расходы 83,3 63,82 2.7 Общехозяйственные расходы 129,2 98,98 2.8 Прочие 18,8 14,4
ИТОГО себестоимость обработки
432,34 3 Производственная себестоимость
839,32 4 Коммерческие расходы 3,5 29,38
ИТОГО полная себестоимость
868,7
Решение:
Трудоемкость изделия (Т) 4-горазряда = 2,4 (часа)
Часовая тарифная ставка (ЧТС) 4-горазряда = 15,20 (руб.)
1) Товарно-заготовительные расходынаходятся в процентах от основных материалов.
2) Основная заработная плата (ОЗ)рассчитывается:
ОЗ = Р + Пр + РК где,
Р — расценка = Т*ЧТС;
Пр — премия = Р * %премии / 100%;
РК — районный коэффициент = (Р +Пр) * %РК / 100%.
3) Дополнительная заработная плата(ДЗ) рассчитывается в процентах от ОЗ.
4) Социальные налоги вычисляются впроцентах от суммы ОЗ и ДЗ.
5) Расходы на освоение новыхизделий, на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, общехозяйственныеи прочие расходы рассчитываются в процентах от ОЗ.
6) Коммерческие расходывычисляются в процентах от производственной себестоимости. 2.2.3 Анализ общей суммы затрат напроизводство продукции
Анализ начинают с изучения полнойсебестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат.
Таблица 3 — Анализ затрат и структурасебестоимости продукции.
N
п/п
Виды затрат
Сумма затрат, тыс.руб.
Структура затрат, %
план
факт
отклонение
план
факт
отклонение 1 Материальные затраты: 35000 45600 +10600 53,85 55,94 +2,09 1.1 Сырье и материалы 25200 31500 +6300 38,77 38,65 -0,12 1.2 Топливо 5600 7524 +1924 8,62 9,23 +0,61 1.3 Электроэнергия 4200 6576 +2376 6,46 8,07 +1,61 2 Оплата труда 9830 11900 +2070 15,12 14,59 -0,53 3 Отчисления в фонды 3440 4165 +725 5,29 5,11 -0,18 4 Амортизация 5600 7500 +1900 8,62 9,2 +0,58 5 Прочие 11130 12345 +1215 17,12 15,15 -1,97 ИТОГО полная себестоимость 65000 81510 +16510 100 100 в т.ч. постоянные затраты 16730 19845 +3115 25,74 24,35 -1,39 переменные затраты 48270 61665 +13395 74,26 75,65 +1,39
Решение:
1) Отклонения суммы затратрассчитывается как разность затрат от фактического периода показателейпредыдущего периода (планового).
2) Структура по видам затратрассчитывается отношением суммы затрат каждого вида к сумме полнойсебестоимости, измеряется в процентах.
3) Постоянные затраты равны суммематериальных затрат, оплаты труда и отчислений в фонды. Остальные изперечисленных являются переменными затратами.
Общая сумма затрат изменяется подвоздействием следующих факторов:
—   Объема производства и структурыпродукции;
—   Уровня переменных затрат наединицу продукцию;
—   Уровня постоянных расходов. 2.2.4 Анализ затрат на один рубльтоварной продукции.
Важным обобщающим показателемсебестоимости продукции является показатель затрат на 1 руб. товарной продукции.Данный показатель отражает связь между себестоимостью и прибылью, чем вышезатраты, тем прибыль ниже. На показатель оказывают влияние:
—   объем производства продукции;
—   структура произведенной продукции;
—   уровень переменных и постоянныхзатрат;
—   цены на продукцию.
Таблица 4 — Данные для анализазатрат на 1 руб. выпущенной продукции.
Показатели
Обозначение
Ед. изм.
Прошлый год
Отчетный год Выручка от реализации (за минусом НДС, акциза, налогов) ВРП тыс.руб. 46800 53900 Себестоимость продукции С тыс.руб. 33300 38500 Затраты на 1 руб. товарной продукции 31р коп. 71,15 71,43 Изменение цен на материалы и тарифы (по данным аналитического учета) СИ тыс.руб. - 790
Расчет:
З1р = С/ВРП * 100%
З1р = 33300/46800*100% = 71,15коп.
З1р = 38500/53900*100% = 71,43коп.
Для проведения факторного анализанеобходимо выручку от реализации продукции и себестоимость отчетного годапересчитать в ценах прошлого года:
ВРПпересч. = Сотч/З1рпр.пер.*100коп. = 38500/71,15*100 = 54111 тыс.руб
Спересч. = 31р пр.пер.*ВРПотч./100= 71,15*53900/100 = 38350 тыс.руб.
Затраты пересчитанные:
З1р пересч. =Спересч./ВРПпересч.*100 = 38350/54111*100 = 70,87 коп.
Затраты на 1 рубль продукции вценах и себестоимости прошлого года составили 70,87 копеек.
Затраты на 1 рубль продукции сучетом изменения цен и тарифов:
З1р = (С отч. — СИ)/ВРПпересч.*100коп. = (38500-790)/54111*100 = 69,69 коп.
1)Влияние изменения структуры иассортимента продукции:
ΔЗ1р = З1р пересч. — З1рпр.пер. = 70,87 — 71,15 = -0,28 коп.
Затраты на 1 рубль за счетизменения структуры и ассортимента снизились на 0,28 копеек, что позволилоснизить себестоимость продукции.
ΔС = ΔЗ1р * ВРПотч. =-0,28 * 53900 = -150,92 тыс.руб.
Это обеспечило снижениесебестоимости на 150,92 тыс. руб.
2)Влияние изменения цен наматериалы и тарифы:
ΔЗ1р = 71,15 — 69,69 = +1,46коп.
Затраты выросли на 1,46 коп.
Увеличение себестоимости в связи сувеличением затрат составит:
ΔС = 1,46*53900/100 = 786,94тыс.руб.
3)Изменение цен на продукцию:
ΔЗ1р = 71,43 — 71,15 = +0,28
Себестоимость увеличилась:
Δ С = 0,28*53900/100 = 150,92тыс.руб.
4)Влияние изменения себестоимостиотдельных видов продукции:
ΔЗ1р = 69,69 — 70,87 = -1,18коп.
Снижение затрат позволило снизитьсебестоимость:
ΔС = -1,18*53900/100 =-636,02 тыс.руб.
5)Влияние всех факторов насебестоимость:
∑ΔС = -150,92 + 786,92+ 150,92 — 636,02 = +150,90 тыс.руб.
∑ΔЗ1р = 1,46 — 0,28 +0,28 — 1,18 = +0,28 коп.
Из анализа следует, чтосебестоимость и затраты на 1 рубль товарной продукции возросли за счетсубъективных факторов, т.е. не достаточной эффективности работы предприятия.  2.3Факторный анализ прибыли
Анализ формирования прибыли напредприятии складывается из изучения финансовых результатов и анализа факторов,влияющих на величину и структуру изменений прибыли.
Основными задачами анализа прибылиявляются:
—   Оценка достигнутого объемаприбыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденцийизменения прибыли.
—   Изучение структуры прибыли.
—   Определение и изменение факторовформирования прибыли.
—   Выявление резервов увеличенияприбыли.
—   Разработка прогнозных показателейприбыли.
§  Влияние наприбыль оказывают следующие факторы:
—   Объем реализованной продукции;
—   Структура реализованной продукции;
—   Себестоимость продукции;
—   Цены на продукцию.
Для выявленияэтих факторов необходимо провести подготовку данных:
-          Пересчет показателя объема выручкиот реализованной продукции отчетного года по ценам базисного периода;
-          Затраты на производство фактическиреализованной продукции пересчитать по себестоимости базисного периода путемотношения затрат на производство к сумме выручке от реализации продукции вбазисном периоде.
Таблица 5 — Данные для факторногоанализа прибыли на ОАО «Швейная фабрика» г.Красноярска
Показатели
Обозначение
Ед. изм.
Прошлый год
Факт в ценах прошлого года
Факт за отчетный год в действующих ценах Выручка от реализации продукции (без налогов) ВРП тыс.руб. 39000 45092 44917 Полная себестоимость С тыс.руб 33300 38350 38500 Прибыль от реализации продукции П тыс.руб 5700 6742 6417 Изменение прибыли отчетного периода к прошлому ΔП тыс.руб - - - Затраты на 1 рубль ВРП З1р коп. 85,38 85,04 85,71
Расчет:
1. Пересчитываем ВРП и С отчетногогода в ценах прошлого года:
З1р = С/ВРП*100коп
ВРПпересч. = 38500/85,38*100 =45092 тыс.руб.
Спересч. = 44917*85,38/100 = 38350тыс.руб.
2. Прирост прибыли = 6417 — 5700 =717 тыс.руб.
Анализ факторов:
1) Влияние объема ВРП на изменениевеличины прибыли:
ΔП = Δh*Пбаз./100%,где
Δh =ВРПотч./ВРПпр.пер.*100% — 100% = 45092/39000*100 — 100 = 15,17%
ΔП = 15,17%*5700/100% = 864,8тыс.руб.
За счет увеличения объема ВРПприбыль возросла на 864,8 тыс.руб.
2)Влияние себестоимости наизменение величины прибыли:
ΔП = Спересч. — Сотч. = 38350- 38500 = -150 тыс.руб.
В связи с увеличениемсебестоимости прибыль снизилась на 150 тыс.руб.
3) Влияние цены на изменениеприбыли:
ΔП = ВРПфакт. — ВРПпересч.вц.пр.пер. = 45917 — 45092 = -175 тыс.руб.
За счет снижения цен прибыльснизилась на 175 тыс.руб.
4) Влияние структуры реализованнойпродукции на прибыль:
ΔП = Пфакт.в баз.ц. — (Пбаз.пер. — ΔПотВРП ) = 6742 — (5700 — 864,8) = 177,31тыс.руб.
За счет увеличения реализацииболее рентабельной продукции прибыль возросла на 177,31 тыс.руб.
5) Влияние всех факторов:
∑ ΔП = 864,8 — 150 — 175+ 177,31 = 717,11 тыс.руб.
В результате влияния всех факторовприбыль возросла на 717,11 тыс.руб. На это повлияли резервы предприятия поснижению себестоимости; повышение производительности труда; сокращениеадминистративно-управленческого персонала; снижение потерь от брака.
В заключение анализа прибыли напредприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономиисредств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.
2.4Анализ рентабельности предприятия.
На уровень и динамику показателейрентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно –хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления;структура капитала и его источников; степень использования производственныхресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство исебестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ееиспользования.
Методология факторного анализапоказателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчетапоказателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификациипроизводства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Факторы, влияющие нарентабельность:
—   Выручка от реализации продукции;
—   Себестоимость продукции;
—   Внереализационные доходы;
—   Величина налогов, выплачиваемая изприбыли.
В ходе анализа рентабельности (Р)продукции нужно рассчитать влияние каждого фактора на изменение рентабельностипродукции по системе методом цепных подстановок:
Р = (ВРП — Налог — С)/С*100%
В ходе анализа прибыльности ирентабельности важно выявить основные резервы предприятия повышения прибыли ирентабельности, и наметить иероприятия по использованию резервов.
Таблица 6 — Данные для факторногоанализа рентабельности на ОАО «Швейная фабрика» г. Красноярска
Показатели
Обозначения
Ед. изм.
Прошлый год
Отчетный год
Отклонения Выручка от реализации продукции ВРП тыс.руб 46800 53900 +7100 Налоги Н тыс.руб 7800 8983 +1183 Прибыль от реализации продукции (за вычетом налогов) П тыс.руб 5700 6417 +717 Полная себестоимость С тыс.руб 33300 38500 +5200 Рентабельность продукции Р % 17,12 16,67 -0,45
Решение:
Р = (ВРП — Налог — С)/С*100%
1. П = ВРП — С- Н
Ппр.пер. =46800 — 33300 — 7800 = 5700 тыс.руб.
Потч.пер. =53900 — 38500 — 8983 = 6417 тыс.руб.
2. Рпр.пер. =5700/33300*100% = 17,12%
Ротч.пер. =6417/38500*100% = 16,67%
3. 1)Факторвыручки от реализации продукции:
Р = (53900 — 33300 — 7800)/33300*100% = 38,44%
ΔР = 38,44- 17,12 = 21,32 %
2) Фактор — налоги:
Р = (53900 — 33300 — 8993)/33300*100% = 34,89%
ΔР = 34,89- 38,44 = -3,55%
3) Фактор — затраты на производство и реализацию продукции:
Р = 16,67%
ΔР = 16,67- 34,89 = -18,22%
4) Влияние всехфакторов:
∑ ΔР= 21,32 — 3,55 — 18,22 = -0,45%
В целом по предприятию ОАО«Швейная фабрика» рентабельность уменьшилась на 0,45% — это негативный фактор.На это повлияло: увеличение объема выручки от реализации продукции, увеличениеразмера налога, повышение себестоимости продукции.
3 Мероприятия и рекомендациикачественного использования показателей эффективности деятельности предприятия. 3.1Резервы снижения себестоимости.
Выявление резервов снижениясебестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализработы предприятия: изучение технического и организационного уровняпроизводства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырьяи материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Определение резервов снижениясебестоимости — это конечная цель анализа. При этом резервы делятся на двегруппы:
ü   Непроизводительные расходы — потери от брака, потериот простоев, недостача и порча материалов, увеличение расходов запасных частей,деталей;
ü   Неоправданные перерасходы по статьям затрат: по оплатетруда; по материальным затратам, по комплексным статьям.
Проведение мероприятий,направленных на снижение себестоимости продукции, товаров, работ, услугцелесообразно только после всестороннего анализа себестои­мости, выявлениесложных связей между себестоимостью, определяемой для целей бухгалтерскогоучета, и расходами, учитываемыми для целей налогообложения в соответствии с темрежимом налогообложения, в котором работает хозяйствующий субъект.
В традиционном представленииважнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов,потребляемых в производстве: трудовых и материальных.
Так, значительную долю в структуреиздержек производства занимает оплата труда (в промышленности России 13—14%,развитых стран — 20—25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкостивыпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численностиадминистративно-обслуживающего персонала.
Снижения трудоемкости продукции,роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболееэффективные из них — механизация и автоматизация производства, разработка иприменение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена имодернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия посовершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи безулучшения организации производства и труда. Нередко предприятия приобретают илиберут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к егоиспользованию. В результате коэффициент использования такого оборудования оченьнизок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.
Важное значение для повышенияпроизводительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочегоместа, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.
Материальные ресурсы занимают до3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значениеэкономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесьвыступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажнои повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля закачеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделийи полуфабрикатов.
Сокращения расходов по амортизацииосновных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этихфондов, максимальной их загрузки.
Известно, что чем больше партиязакупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса ибольше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов(арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери,связанные с инфляцией, и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материаловкрупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещениемзаказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем запрохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определенияоптимальной величины закупаемых сырья и материалов.
В сочетании с традиционными путямиснижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят вкомплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня. 3.2Пути увеличения прибыли и рентабельности продукции.
В ходе анализа прибыльности ирентабельности важно выявить основные резервы предприятия, повышение прибыли ирентабельности, и наметить мероприятия по использованию резервов.
На каждом предприятии должныпредусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане этимероприятия могут быть следующего характера:
—   увеличение выпуска продукции;
—   улучшение качества продукции;
—   продажа излишнего оборудования идругого имущества или сдача его в аренду;
—   снижение себестоимости продукцииза счет более рационального использования материальных ресурсов,производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
—   диверсификация производства;
—   расширение рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятийвытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии,направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции ииспользование факторов производства.
В процессе разработки планов поприбыли важно учесть все факторы, влияющие на величину прибыли, а также,рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающиймаксимальную прибыль.
Мероприятия по увеличениюрентабельности:
—   снижение себестоимости продукции;
—   повышение производительноститруда;
—   сокращение непроизводственныхзатрат;
—   снижение потерь от брака;
—   сокращение административно-управленческогоперсонала и др.
В условиях рыночных отношенийпредприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но ик рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Этопозволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичноеразвитие его производства в условиях конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе былирассмотрены три качественных показателя предприятия, которые составляют системуего эффективности, а также были проведены расчеты по анализу этих показателейна примере конкретной организации и сделаны определенные выводы с цельюулучшения эффективной деятельности предприятия.
Правильное использование методовучета затрат и методов расчета себестоимости дает фирме преимущества в анализе,определении своих целей, закономерностей развития фирмы и ее особенностей.Себестоимость напрямую связана с прибылью фирмы, поэтому фирма постоянно должнаанализировать ее изменения, стремиться снизить себестоимость, используя приэтом только правильные механизмы, так чтобы снижение себестоимости не пошло вущерб качеству продукции. Фирма должна выбирать метод расчета себестоимости всоответствии со спецификой производимых товаров или предоставляемых услуг,иначе она не сможет правильно оценить и анализировать ситуацию.
Показатель рентабельностипроизводства имеет особо-важное значение в современных, рыночных условиях,когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарныхрешений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивостипредприятия (фирмы).
Как показали практические расчёты,показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания, чтоявляется следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. Науровень отпускных цен оказывает, прежде всего, количество и качество товарнойпродукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными(убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономическогокризиса в стране.
Итак, из всего вышеизложенногоможно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности торговогопредприятия не может обойтись без анализа таких качественных показателей как себестоимость,прибыль и рентабельность. Эти показатели в полной мере отражают эффективностьработы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшембудущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем кстабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращениюиздержек обращения и увеличению темпов развития.
Список литературы.
1.        Грузинов В.П. Экономикапредприятия (предпринимательская): «Юнити» — М. 2002г;
2.        Зайцев Н.Л. Экономика организации:«Экзамен» — М. 2006г.;
3.        Себестоимость продукции:планирование, анализ, резервы снижения.: Российская газета — В №3 2006г.;
4.        Оганесян А. Экономика предприятия(конспект лекций): «Издательство ПРИОР» — М.2000г.;
5.        Горфинкель В.Я., Купряков Е.М.,Швандар В.А. Экономика предприятия. Учебник для вузов. Третье издание.:«ЮНИТИ-ДАНА» — М 2001г.;
6.        Сергеев И.В. Экономикапредприятия. Учебное пособие. Второе издание: «Финансы и статистика» — М2002г.;
7.        Подобед М.А. Состав и учет затрат,включаемых в себестоимость: «ПРИОР» — М 2001г.;
8.        Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия. Учебник: «Инфра-М» — М 2001г.;
9.        Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д.Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие: «ПРИОР» — М. 2000г;
10.      Кравченко Л.И. Анализхозяйственной деятельности в торговле. Учебник: «Вышейшая школа» — М 2000г.;
11.      Миляков Н.В. Налоги иналогообложение: Курс лекций: «ИНФРА» – М 2000г.;
12.      Раицкий К.А. Экономика предприятия:ИВЦ «Маркетинг» — М 2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :