1. Рычаги государственного воздействия на развитие экономики: инструменты прямого и косвенного воздействия государства на объекты рыночной экономики
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные (прямые) и экономические (косвенные).
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования:
— фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;
— денежная политика;
— политика регулирования доходов;
— социальная политика;
— государственное регулирование ценообразования;
— внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства-это: — регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); — установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; — операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.
В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора-это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно используется ГС как средство ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.
Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.
Государственное экономическое программирование
Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное использование в глобальных целях всех элементов ГРЭ. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований.
Механизм государственного регулирования политики цен
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого права, уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.
Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “издержки подпирают цену “, то есть расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.на акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — ценовые-предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Этапы развития ГРЭ. Границы его эффективности
2. Задачи и функции НБ РК
В банковской системе Казахстана НБ РК определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно — кредитной системы страны. Национальный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны НБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Основными задачами НБ РК являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности НБ РК.
НБ РК выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Республики Казахстан разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости нац.валюты;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РК;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РК все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач НБ РК;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РК и организует составление платежного баланса РК;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РК в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные; Для реализации возложенных на него функций НБ РК участвует в разработке экономической политики Правительства Республики
НБ РК и Правительство РК информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
НБ РК консультирует Министерство финансов РК по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Эмиссия банкнот.
За НБ РК как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РК.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РК на НБ возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.
Проведение денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика НБ РК представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная политика НБ РК направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция.
НБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия; по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные) .
Основными инструментами денежно-кредитной политики НБ РК являются:
— изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в НБ РК;
— регулирование официальной учетной ставки;
— проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Проведение валютной политики.
НБ РК представляет интересы Республики Казахстан во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
НБ РК является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле» и республиканскими законами.
От имени правительства НБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. НБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Рефинансирование коммерческих банков.
Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, НБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления; целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Регулирование деятельности кредитных институтов.
НБ РК является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций — это система мер, посредством которых государство через НБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков НБ РК:
— устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;
— регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций НБ РК может устанавливать им обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; 2) предельный размер не денежной части уставного капитала; 3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 4) максимальный размер крупных кредитных рисков; 5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 6) нормативы ликвидности кредитной организации; 7) нормативы достаточности капитала; 8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; 9) размеры валютного, процентного и иных рисков; 10) минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы; 11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц; 12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования НБ РК проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
Функция финансового агента правительства.
Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, НБ РК осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль НБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента правительства, НБ осуществляет кассовое исполнение бюджета прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в РК, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, НБ выступает кассиром правительства.
Задача 3
n = 11
Показатели
ВВП
150000+100*n=150000+100*11=151100
Импорт
18000+100*n = 18000+100*11 = 19100
Экспорт
9000+100*n = 10100
Налоги
30000+100*n = 31100
Субсидии
15000+100*n = 16100
Аморт.отч-я
11000+100*n = 12100
ВНП= 151100-(19100-10100) = 142100
ВВД= 151100-31100+16100 = 136100
ВНД= 142100-31100+16100 = 127100
ЧВП= 151100-12100 = 139000
ЧВД= 136100-12100 = 124000
ЧНП = 142100-12100 = 130000
ЧНД = 127100-12100 = 115000