Министерство образования республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный техническийуниверситет им. П.О. Сухого»
Кафедра «Экономика»
Курсовая работа
На тему:
Рынок труда Республики Беларусь: оценка современного состояния иперспективы развития
Выполнилстудент гр. ЗЭУ-11
МеньковА.Н.
Проверилпреподаватель
ВеретилоА.Е.
Гомель 2010
Содержание
Введение
1. Причиныбезработицы. Кривая Филипса
2. Естественнаябезработица. Формы безработицы
3. Особенностирынка труда Республики Беларусь
4. Состояниерынка труда Республики Беларусь
5. Мерыподдержки работников находящихся в вынужденных отпусках
6. Государственнаясоциальная поддержка семьи
7. Демографическаяситуация в Республике Беларусь
8. Положениеженщин в Республике Беларусь
9. Мерыпо стимулированию рынка труда Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Введение
НаЗемле проживает около 6 млрд. человек. Доля Беларуси — 0,15 %. Как правило,прирост населения ниже в странах с высоким удельным весом городского населения.По этому показателю Беларусь находиться в числе индустриально развитыхгосударств (68,9 %). Заметную роль среди факторов, определяющих темпыувеличения населения, играет религия — в странах с преобладанием мусульманрождаемость выше, чем в христианском мире. Низкий демографический прирост чащевсего компенсируется качеством рабочей силы: профессиональным мастерством,высоким образовательным уровнем. Плохо, если сокращение численности населениявызвано социально-политическими или экологическими потрясениями.
Свидетельствомболезни общества становится заметное снижение коэффициента рождаемости ипадения средней продолжительности жизни. Для того чтобы определить, когосчитать безработным, следует обратиться к рынку труда. Размеры предложениязависят здесь от общей численности населения, доли его экономически активнойчасти, продолжительности его рабочей недели, уровня квалификации работников.Безработица определяется обычно в виде удельного веса незанятых в общейчисленности желающих работать.
1.Причины безработицы. Кривая Филипса
Классическоеобъяснение безработицы можно сегодня назвать примитивным: оно исходит извзаимности между ценой труда и спросом на труд. Снижение зарплаты стимулируетспрос на труд и, стало быть, занятостью; рост зарплаты увеличивает предложениетруда, но задерживает спрос. Артур Пигу, автор «Теории безработицы»(1903), так трактовал стихийное регулирование занятости. «Во времядепрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженнаяв корзине товаров, которые можно купить, падает медленнее, чем цены, или дажесохраняется на прежнем уровне». В условиях современного, повсеместногороста цен это рассуждение звучит архаично, однако мы можем приблизить анализ ксегодняшнему дню, если вспомним, что цены растут неравномерно и порой,действительно, номинальная зарплата может повышаться несколько заметнее, чемрост товарных цен. «Эффект Пигу»: если реальные доходы не снижаютсяили даже слегка возрастают, то это значит, что потребительский спрос, несмотряна депрессию, сохраняется. Если же есть спрос на предметы потребления, тозначит, он имеется и на средства производства. Добавим к этому относительнонизкий ссудный процент, характерный для периода депрессии. Мы получаемситуацию, предопределяющую переход к оживлению и росту занятости. Иначе говоря,согласно Пигу, является факт относительного роста реальной зарплаты посравнению с инвестициями. Если же зарплата увеличивается за пределы«чистого продукта труда», то есть замещает и часть вознаграждения закапитал, то это вызывает сокращение производства и спроса на рабочую силу.
ОппонентомА. Пигу выступил Дж. М. Кейнс. Достижение полной занятости у Кейнса совсем непредполагает абсолютную занятость всего трудоспособного населения. Речь идет отрудоустройстве всех желающих получить работу.
ПоКейнсу, уровень занятости — функция эффективного спроса, включающего ожидаемыерасходы на потребление плюс инвестиции и определяющего экономическое поведениепредпринимателя.
Ростспроса на потребительские товары и инвестиционные блага увеличивает эффективныйспрос общества и тем самым форсирует занятость. Кейнс выдвигает задачуорганизации государством общественных работ (строительство дорог, другойинфраструктуры), продуктивно показавших себя во времена великой депрессии 30-хгодов. Во имя достижения полной занятости он предлагал даже «строитьпирамиды».
Вразвернутом виде функция занятости включает: * общие данные об уровнеквалификации и количестве труда, степени его тяжести, количестве и качествеоборудования, технологии, состоянии социального контроля; * независимыепеременные: склонность к потреблению, эффективность капиталовложений, нормапроцента, количество денег в обращении; * результирующие переменные: уровеньзанятости и национальный доход на душу населения.
Уравниваниеспроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит ипри сохранении избытка на рынке труда. В отличие от классиков, Кейнс полагал,что рассасывание трудового резерва путем снижения зарплаты ограничено рамкамиэффективного спроса.
ПоследователиКейнса рассуждали о безработице, отталкиваясь от «кривой Филипса». А.Филипс обнаружил обратно пропорциональную зависимость между нормой безработицыи ставками зарплаты и сделал вывод, нарушающий концепцию классиков.
Показателибезработицы высоки при низких темпах роста номинальной зарплаты и понижаются помере возрастания зарплаты. Но здесь не принимаются в расчет факторынеравномерности инфляционного процесса или роста производительности труда.
Вусловиях незначительной инфляции, когда рост зарплаты покрывает издержки отроста цен, кривая Филипса как будто отражает действительность. Задача состоит внахождении оптимальной точки пересечения между линиями, идущими от оси зарплатыи от оси безработицы. Предположим, что это — точка, где безработица составляет4%, а прирост зарплаты (инфляция) — 6% в год. Если инфляция будетраскручиваться дальше, безработица понизится до 3 и менее процентов.
Кейнсианскаясхема зависимости между инфляцией и безработицей была положена в основуполитики «быстрого реагирования», предполагавшей, что меры постимулированию занятости должны осуществляться за счет дефицитногофинансирования, налоговой либерализации и т. д., а преодоление инфляционныхвзлетов не получится без сокращения занятости.
Ивсе же взаимосвязь цен и безработицы стала ахиллесовой пятой кейнсианского учения.
Монетаристыкритиковали кейнсианскую модель.
1.Они отвергали толкование инфляции как «платы» за занятость. Укейнсианцев предприниматели и экономические агенты ориентируются на денежные(номинальные) доходы, довольствуются их сегодняшним состоянием. Но по мереврастания инфляции в практику люди все чаще начинают соотносить доходы и цены,т. е. учитывать изменение реальных доходов. И, при надлежащем предвидении ростацен, роль инфляции как фактора повышения занятости сводится к нулю.
Помере исчезновения у хозяйственных агентов денежных иллюзий эффект инфляционногостимулирования исчезает. В таком случае кривая Филипса постепенно принимает видвертикали.
2.Создание рабочих мест посредством инфляции является фактором кратковременноговоздействия. Эффект дефицитного финансирования вообще быстротечен,правительство вынуждается к повторным инфляционным шоком, более значительным«накачиваниям спроса», при ослабляющемся результате. Монетаристысчитают подобную практику бессмысленной.
В70-х годах в странах Запада обнаружилось явление «стагфляция»,которое сочетало безработицу с инфляцией. Рост происходил в обоих направлениях.Цены продолжали повышаться даже в условиях заметного спада производства.
Непредвиденнымподобное развитие событий считать трудно. В развивающихся странах, гдебезработицу стимулировал демографический взрыв, а государственное управлениефинансами оставляло желать лучшего, параллельное нарастание инфляции ибезработицы обнаружилось значительно раньше.
Здесь,по-видимому, следует учитывать национально-психологические особенности,«фактор предпочтения», т. е. реакцию населения страны на инфляцию ибезработицу, а также степень социальной защищенности. При рассмотрениисреднегодового темпа колебаний по этим показателям видно, что для Швеции или Италииориентиром выступает занятость, отчасти в ущерб антиинфляционной коррекции. ДляГермании же последняя является ключевой. Англосаксонский регион такжеобнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса.
Опытгосударственного регулирования безработицы различен во времени и пространстве,эффективность социальной политики часто довольно низка. Универсальных рецептовв этой области не существует, поскольку социальная жизнь напрямую связана систорическими традициями, склонностями населения, его привычками, политическойактивностью и т. д.
Специалистызаняты нахождением так называемого «инфляционно — нейтрального»уровня занятости.
2.Естественная безработица. Формы безработицы
Представителисовременной неоклассики не отрицают наличия связи между инфляцией ибезработицей, но они задаются вопросом: возможна ли вообще полная занятостьтрудоспособного населения? При самой благоприятной конъюнктуре возникает (врезультате структурных изменений в экономике) потребность в переквалификациичасти работников, поскольку отдельные профессии попросту отмирают. Люди поразным причинам вынуждены менять место жительства. Сложности, связанные свременным выбывание из производственного процесса и последующей адаптацией кизменившимся условиям труда, испытывают женщины при рождении ребенка, молодыелюди, вернувшиеся из армии, и т. д.
Врезультате, резерв на рынке труда создает возможность сравнительно быстроувеличить занятость в условиях подъема, полнее использовать производственныемощности, оперативно увеличить товарное предложение. Эксперты считают, чтобезработицу в пределах 4 — 5% можно считать экономически приемлемой,«естественной», и ее социальное обеспечение не составляет проблемы.Естественная безработица жестко определена спросом на рабочую силу. Если же политикипытаются повысить занятость выше ее естественных в данных конкретных условияхпределов, то первым ответом становится рост цен.
Специфическоеотношение неоклассиков к невзгодам, связанным с безработицей, можно объяснитьдвумя позициями.
1.Они отрицают вынужденный характер безработицы, обусловленной, по кейнсианскоймодели, недостаточностью платежеспособного спроса. Безработица, по их мнению,носит чаще всего добровольный характер. Она возникает как результат«свободного выбора»: уволенные люди не хотят менять профессию, местожительства, не соглашаются на пониженную оплату труда.
2.Они не приемлют программ борьбы с бедностью. Смысл критики состоит здесь в том,что финансирование государством жилищного строительства и продовольственнойпомощи для бедных не достигает цели. Рациональнее гарантироватьмалообеспеченным дополнительный доход с тем, чтобы они самостоятельно решалисвои проблемы.
Предлагаетсяв этой связи ввести «отрицательные» налоги, поднять ту планку, вышекоторой начинается процесс в налогообложении, в то же время предлагаетсяпонизить гарантированный государством минимум зарплаты, поскольку тем самымувеличится занятость.
Какранее было отмечено, обратной стороной высокой занятости часто являетсябюджетный дефицит и инфляция, что почти каждая из рассмотренных концепций имеетслабости, что международные сопоставления свидетельствуют о различиях вчисленности, формах и последствиях безработицы. Между тем, по мнению Лондонскойшколы экономики, в мире существуют некие универсальные связи, которые следуетиметь в виду при выработке государственной социальной политики.
Вдинамике занятости имеются спады и подъемы, связанные с фазами цикла,техническими переворотами и структурными ломками.
Исследователиобычно выделяют следующие формы безработицы:
Структурнаябезработица — связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рыноктоваров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которыевытесняют старые, не пользующиеся спросом; в этой связи предприятияпересматривают структуру своих ресурсов, и в частности ресурсов труда. Какправило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочейсилы, либо к переобучению персонала.
Фрикционная(текучая, временная) безработица — это безработица из-за необходимости дляуволенного работника найти свободное место по своей специальности, даже еслиесть такие места на рынке труда, их поиск и переход в новую организацию требуютвремени.
Циклическаябезработица — это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженныхэкономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказываетсяменьше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможностиприобрести новую, требуемую рынком, специальность либо перебраться нажительство в районы, где шансы на трудоустройство выше.
Скрытаябезработица — характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что вусловиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическимкризисом, предприятие не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенныйрежим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либоотправляют в вынужденные неоплаченные отпуска; формально таких работниковнельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Добровольнаябезработица — это безработица связана с нежеланием работать в условияхпониженной заработанной платы.
Естественныйуровень безработицы — это сложившийся в данной стране как средний за многиегоды суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.
Оказатьсябез работы еще не означает стать безработным. Нужно зарегистрироваться на биржетруда и получить статус безработного. Безработным может стать человек,достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовыйприступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поискаподходящей работы.
Уровеньбезработицы — это процент безработной части трудоспособного населения. Несмотряна объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которыеона порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров иуслуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых,снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), которыйоблагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, таккак пособие по безработице меньше, чем зарплата. В-четвертых, ухудшаетсяпсихологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье.
Вэтой связи одной из функций государства становится регулирование занятости,устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе илирайоне созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведутпереобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказываетсяи психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство можетоказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовоеувольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее,государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которыепринимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетныематери, «чернобыльцы», «афганцы»).
Оцениваябезработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать:хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, этоможет оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики, данноеявление — объективная необходимость. Но государство должно «амортизировать»ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной итрудовой мобильности ради получения работы.
3.Особенности рынка труда Беларуси
Становлениерыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики — занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятостинаселения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшиешестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязанылибо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядкенаправлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись«тунеядцами»). Иными словами, все трудоспособное население страныбыло крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессиидолжен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметьльготы.
Отличительнойособенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельнопринимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставитьего трудиться, что закреплено в Законе «О занятости населения РеспубликиБеларусь».
Стремлениеобеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения вущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многихпредприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результатеэтого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствиибезработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: частьработников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовуюдеятельность.
Реформированиеэкономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка трудакак одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многиепредприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая»форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в странепоявились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночнаяэкономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показательбезработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не являетсянапряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то жевремя работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данногоуровня на рынке труда складывается зеркальна ситуация: теперь безработномутрудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбиратьтех, кто им больше всего подходит.
Вэтой ситуации одной из основных экономических функций государства являетсяпроведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в странезанятость на уровне экономически эффективном (то есть таком, при которомуровень безработицы не превышал 5%).
За1996 год численность безработных, зарегистрированных в службе занятостиБеларуси, увеличилась в 1,4 раза и составила на конец года 182,5 тыс. человек,или 3,9 % экономически активного населения. Скрытая же безработица,определенная путем пересчета неотработанных человеко-часов, близка к 9 %экономически активного населения.
Натекущий момент занятое население составляет примерно 92% от экономическиактивного. В отраслевом разрезе оно распределяется таким образом:промышленность — 28%; сельское хозяйство — 18%; образование — 11%; торговля,общепит, материально-техническое снабжение и заготовки — 11%; транспорт и связь- 8%; строительство — 8%; культура и искусство — 2%; лесное хозяйство — 1%;кредитование и страхование — 1%; прочие — 12%.
Отом, что предложение на рынке труда Беларуси превышает спрос, свидетельствуетбезработица, появившаяся после распада Союза. Если в 1994 г. безработныесоставляли только 101,2 тыс. человек, то в 1998 г. число зарегистрированных вГосударственной службе занятости составило 214,8 тыс. человек, или 2,3% отэкономически активного населения, т.е. выросло на 4% по сравнению с 1997 г. Втом числе более 40% — уволенные по собственному желанию, 16% — длительно неработающие и 10% — выпускники школ и других учебных заведений.
Статистическийпортрет белорусского безработного таков: это преимущественно женщины, хотя ихдоля в общем числе снизилась с 80% в 1991 г. до примерно 64%; молодежь — 62% незанятых со средним или высшим образованием, 73% безработных мужчин и 77% женщинв возрасте от 18 до 40 лет.
/>
Рисунок1. Состав безработных по уровню образования на 1 июля 2010 года
безработица труд отпуск демографический
/>
Рисунок2. Состав безработных по категориям на 01.07.2010 года
Сегодняв Беларуси право на пособие имеют безработные, не получающие иных доходов. Оновыплачивается со дня обращения в службу занятости до трудоустройства. За первые13 календарных недель от 100 до 70%, за последующий такой же срок — от 70 до50% средней зарплаты на последнем месте работы, но не ниже ее минимальногоуровня и не выше ее 2-кратной величины.
С1.07.2006г. вступил в силу Закон «О занятости населения РеспубликиБеларусь».
Закондополнен рядом новых статей: о праве граждан на выбор профессии;профессиональную подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство запределами Республики Беларусь; на обжалование решений, действий (бездействия)органов государственной службы занятости населения.
Вперечень категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государствопредоставляет дополнительные гарантии занятости, включены дети-сироты,оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа (совершеннолетние).
Всоответствии с Законом срок нахождения в органах государственной службызанятости населения в качестве безработного ограничен тремя годами.
ВЗаконе предусмотрено обеспечение трудоустройства родителей, обязанных возмещатьрасходы государства на содержание их детей, находящихся на государственномобеспечении, и направленных по решению суда в органы государственной службызанятости.
Измененпорядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначаетсяпособие по безработице сроком на один год (при стаже работы у мужчин 38 и болеелет, у женщин 33 года и более) и за два года — при ликвидации организации.Право решения о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органамгосударственной службы занятости и осуществляется только в случаях отсутствиявозможностей их трудоустройства и с их согласия. При этом выплата пенсий (донаступления пенсионного возраста) будет производиться не из средств Фондасоциальной защиты населения, а из средств государственного фонда содействиязанятости.
Вперечень причин увольнения работников, по которым им не назначается пособие прирегистрации их в качестве безработных, дополнительно включено расторжениетрудового договора по соглашению сторон.
Иеще одно важное дополнение. Статья 16 «Участие профсоюзов в содействиизанятости населения» дополнена пунктом, предоставляющим право местнымисполнительным и распорядительным органам по предложению службы занятостиприостанавливать на срок до шести месяцев решение о массовом высвобожденииработников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения втечение одного года с финансированием данных мероприятий за счет местныхбюджетов и средств государственного фонда содействия занятости.
Становлениюрынка труда в Беларуси препятствует ряд причин:
1.Рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большоечисло вакантных рабочих мест, с другой стороны, значительное число безработных,чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствуеттребованиям работодателей.
2.По-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграциюрабочей силы (институт прописки).
3.Отсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживаеттерриториальное перераспределение трудовых ресурсов.
4.Экономика все еще остается высоко монополизованной, что позволяет работодателямдиктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.
Безработицапагубно сказывается на всей жизни общества. Она, прежде всего, снижает уровеньреального фактического выпуска национального продукта. В западноймакроэкономической теории и практике исчисление потенциальных потерь продукциии услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе законаОукена:
В%= А% (U% — FEU%),
гдеВ% — процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении снациональным продуктом при полной занятости; А% — коэффициент Оукена,показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) национальныйпродукт при изменении фактического уровня безработицы на определеннуюпроцентную величину; U%- процентное изменение уровня фактической безработицы по сравнению с процентнымизменением ее уровня полной занятости (FEU%).
Оукенвычислил, что эмпирическое значение введенного им в анализ коэффициента дляпостиндустриальных западных экономик колеблется в значении А = 2.5. Этоозначает, что превышение фактического уровня безработицы на один процент надвеличиной (FEU%) приводит куменьшению валового национального продукта на 2.5% по сравнению с потенциальновозможным уровнем ВНП. FEUтакже называют «естественной нормой безработицы». Считается, что приестественной норме безработицы не происходит возрастания общего уровня цен, тоесть инфляции.
Дляпоследней четверти ХХ века характерна возросшая гибкость рынка труда. Повсеместноераспространение получает надомничество. Иным становится его экономическоесодержание. Теперь это не просто частично безработные или женщины, обремененныесемьей, но квалифицированные рабочие, располагающие персональными компьютерами,терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронногонадомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателейрасходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги вструктуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастаютсамостоятельность и ответственность работника — наряду с возможными тяготамисамоизоляции и более низкой профсоюзной организованностью.
Тенденциик гибкости затронули и рабочее время. Предприниматели стремятся закрепить вколлективных договорах схему гибкости трудового года, то есть право изменятьпродолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса. Двепротивоположные позиции: безработица — вынужденное явление, причиной которогоявляется недостаток совокупного спроса (Кейнс), и зависимость предложения трудаот уровня зарплаты, неповышение которой снижает инфляцию и благотворно влияетна условия производства и занятость, — продолжают сосуществовать в теориизанятости. В сложных условиях переходной экономики проблема безработицывыглядит неразрешимой. С одной стороны, никак не хотелось бы допускать развитиямассовой безработицы, но с другой — не следует препятствовать высвобождениюработников, связанному со структурной перестройкой.
4.Состояние рынка труда Республики Беларусь
Вянваре-июне 2010 года в органы по труду, занятости и социальной защите засодействием в трудоустройстве обратилось 166,8 тыс. человек (99,9 процента ксоответствующему периоду 2009 года), из них признаны безработными 108,2 тыс.человек (101,4 процента). Включая граждан, состоявших на учете на начало года,в трудоустройстве в январе-июне 2010 года нуждалось 227,3 тыс. человек (102,3процента от уровня 2009 года), в том числе 148,5 тыс. безработных (103,1процента от уровня 2009 года).
Врамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственнойпрограммы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годыв январе-июне 2010 г. достигнуты следующие результаты:
республиканскимии местными органами государственного управления обеспечено создание новыхрабочих мест, на которые трудоустроено 84,3 тыс. человек, в том числе 1,1 тыс.безработных — на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;
насозданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу96,4 тыс. человек, из них 66,8 тыс. — безработных;
направленона профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,7безработных, трудоустроено 1074 безработных из числа выпускников высших учебныхзаведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического,среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучениепо направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временныерабочие места в рамках «Молодежной практики»;
организованаадаптация к трудовой деятельности 304 инвалидов;
оказанафинансовая поддержка в организации собственного дела 1664 безработным;
нановое место жительства и работы переселено 241 семья безработных;
воплачиваемых общественных работах приняли участие 42,8 тыс. человек, в томчисле 27,7 тыс. безработных.
Засчет всех источников финансирования на селе создано 11 тыс. рабочих мест, в томчисле 450 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 265 созданонанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
Заянварь – июнь 2010 года в сельской местности трудоустроено 14,9 тыс.безработных, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 298безработным, направлено на профессиональное обучение 2,7 тыс. безработных, воплачиваемых общественных работах приняли участие 25,5 тыс. человек, в томчисле 12 тыс. – безработных.
Особоевнимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах.За январь-июнь 2010 года в них создано 16056 рабочих места. Из общего количестварабочих мест 674 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
В25 малых городах с устойчиво высоким уровнем безработицы, включенных вГосударственную программу, создано 3804 рабочих места.
Таблица1. Реализация активных мер политики занятости
/>
Посостоянию на 1 июля 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальнойзащите состояло 38,9 тыс. безработных (93,3 процента к уровню 2009 года).
Количествовакансий в сравнении с январем текущего года увеличилось и составило на 1 июля2010 г. − 54,4 тыс. (119,6 процента к уровню 2009 года). Напряженность нарынке труда в сравнении со вторым кварталом 2009 года снизилась и составила вцелом по республике 1 безработный на одно рабочее место.
Таблица2. Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике БеларусьРынок труда наиболее массовых профессий в Республике Беларусь на 01.06.2010 г. Наименование профессий и специальностей Количество свободных рабочих мест (вакансий) Численность безработных 1. Городская местность 1.1 рабочие Водитель 1 498 918 Дорожный рабочий 419 205 Каменщик 2 005 459 Контролер-кассир (контролер) 450 269 Кровельщик по металлическим кровлям 513 120 Маляр 671 432 Машинист бульдозера, экскаватора 451 40 Машинист крана (крановщик) 241 61 Монтажник строительных конструкций 152 60 Облицовщик-плиточник 430 179 Плотник 931 480 Продавец 1 871 1940 Повар 479 329 Слесарь механосборочных работ 381 187 Слесарь по ремонту автомобилей 333 259 Слесарь-сантехник 530 218 Слесарь (прочие) 1 187 710 Столяр 261 211 Токарь 384 160 Тракторист 519 156 Швея 789 462 Штукатур 1 518 445 Электрогазосварщик 567 337 Электромеханик 134 22 Электромонтер 641 183 1.2 специалисты и служащие Бухгалтер 199 603 Воспитатель 252 224 Врач 1 099 27 Инженер-программист 76 13 Инженер (другие ) 625 383 Учитель 36 136 Мастер 380 161 Медицинская сестра 869 82 Фельдшер 262 12 Экономист 124 360 Юрист 51 200 2. Сельская местность 2.1 рабочие Водитель 412 200 Каменщик 114 115 Животновод 282 193 Оператор машинного доения 463 140 Слесарь 296 246 Тракторист 938 233 Электромонтер 111 32 2.2 специалисты и другие служащие Агроном 107 35 Бухгалтер 58 108 Ветеринарный врач 253 18 Врач 82 2 Зоотехник 214 31 Инженер (прочие) 284 61 Медицинская сестра 58 21 Экономист 27 68 />
Уровеньбезработицы удерживается в социально допустимых пределах — на 1 июля 2010 г. онсоставлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (заданиеПрограммы — 1,2-1,5 процента).
ВБрестской области уровень безработицы составил 1,0 процента при прогнозе 1,6;
вВитебской — 1,1 при прогнозе 1,6;
вГомельской – 1,0 при прогнозе 1,4;
вГродненской – 1,0 при прогнозе 1,4;
вМинской – 0,8 при прогнозе 1,2;
вМогилевской – 1,0 при прогнозе 1,5;
вг. Минске – 0,4 процента при прогнозе 0,6 процента.
Из118 районов и 12 городов областного подчинения в 77 регионах республики уровеньбезработицы 1 процент и ниже, в 46 регионах уровень безработицы составил от 1,1до 1,5 процента, в 7 регионах — от 1,6 до 2,0 процентов.
/>
Рисунок3. Динамика уровня безработицы в 2009 – 2010 гг.
5.Меры поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках
Какпоказывает мировой опыт, в условиях финансово-экономического кризиса одним изнаправлений противодействия безработице является сокращение режимов рабочеговремени, использование практики административных отпусков при усилении мерсоциальной поддержки вынужденно незанятых работников. Такая политика проводитсяи Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала ипредотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятостьвыступает как инструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателямв условиях кризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят УказГлавы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерахсоциальной защиты населения».
Наиболеереальной и действенной формой материальной поддержки работников, находящихся ввынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставлениеим возможности участия в оплачиваемых общественных работах с соответствующейоплатой труда.
Вкаждом регионе республики создана база вакансий, которая ежедневно обновляется.Она размещается на информационных табло и стендах в управлениях (отделах) потруду, занятости и социальной защите. В ней также содержатся сведения о видахработ для работников, находящихся в вынужденных отпусках. Дополнительно здесьуказаны способы доставки работников к месту работы. С помощью поисковой системыв автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банквакансий» (раздел «Дополнительные критерии») на сайтеМинистерства труда и социальной защиты можно найти временную, оплачиваемуюобщественную или сезонную работу. Этой информацией могут воспользоваться какнаниматели, отправляющие своих работников в такие отпуска, так и самиработники.
Всвязи с предстоящей ликвидацией (или реструктуризацией) производства,сокращением численности или штата работников, прекращением деятельностипредпринимателя, органы по труду, занятости и социальной защите могуткомпенсировать затраты нанимателям на опережающее обучение высвобождаемыхработников, а также на обучение лиц, принятых на работу из числа высвобожденныхдругим нанимателем или никогда не работавших ранее. Условия и порядоккомпенсации таких затрат нанимателям регулируются Инструкцией о порядке иусловиях компенсации органами государственной службы занятости населения затратнанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовыхпрофилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь напрофессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденнойпостановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от30.11.2006г. № 155.
6.Государственная социальная поддержка семьи
Приоритетныминаправлениями государственной поддержки семьи в Республике Беларусь являются:установление и реализация государственных минимальных социальных стандартовосновных показателей качества жизни семей; обеспечение экономическойсамостоятельности и стабильного материального положения семей; созданиеработникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовойдеятельности с выполнением семейных обязанностей; развитие инфраструктурысистемы социального обслуживания семей; обеспечение материальной и социальнойподдержки семей.
Семьи,воспитывающие детей, имеют право на следующие виды государственной помощи:
гарантированныеденежные выплаты на детей в связи с их рождением и воспитанием (системагосударственных пособий семьям, воспитывающим детей);
обеспечениебесплатным питанием детей до двух лет жизни в малообеспеченных семьях всоответствии с возрастными физиологическими нормами;
оказаниеадресной социальной помощи в случае малообеспеченности либо иной труднойжизненной ситуации;
трудовые,налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям;
льготыв сфере пенсионного обеспечения;
социальноеобслуживание семьи.
Системасоциальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в РеспубликиБеларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ.Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в целях усиления социальнойзащиты семей с детьми.
С1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 летувеличен до 100 процентов бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ). В целяхстимулирования рождения второго ребенка размер единовременного пособия в связис рождением ребенка дифференцирован в зависимости от очередности рождения детейв семье: на первого ребенка — 5 БПМ в среднем на душу населения, на второго ипоследующих — 7 БПМ.
Всегосистемой пособий в 2009 году охвачено свыше 440,0 тыс. детей, что составляет 25процентов от их общего количества, в том числе по уходу за ребенком в возрастедо 3 лет — 99 процентов. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 летназначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет –с учетом совокупного дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающимребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека илибольного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупногодохода на члена семьи.
Существеннойформой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечениебесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Право на данный вид помощиимеют семьи, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает 100 процентовбюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Количествополучателей данного вида социальной поддержки в 2009 году составило более 56,0тыс. человек (26,7 % от общего количества детей данного возраста).
Семьямпри рождении тройни и более детей бесплатное питание для детей первых двух летжизни предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи такжеимеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.
Прирождении двоих и более детей оказывается государственная социальная поддержка ввиде единовременной выплаты на приобретение детских вещей первой необходимостив размере 2 БПМ на каждого ребенка.
Таблица3. Данные о размерах ежемесячных государственных пособий семьям, воспитывающимдетейВиды пособий
С 01.01.2010
по 31.01.2010
постановление Минтруда и соцзащиты
от 30 декабря 2009 г.
№ 157
С 01.02.2010
по 30.04.2010
постановление Минтруда и соцзащиты
от 2 февраля 2010 г.
№ 14
С 01.05.2010 по 31.07.2010
постановление Минтруда и соцзащиты
от 11 мая 2010
№ 64
С 01.08.2010 по 31.10.2010
Постановление Минтруда и соцзащиты
от 30 июля 2010 № 116
Пособие в связи с рождением ребенка (единовременное)
при рождении первого ребенка
при рождении второго и последующих детей
1250350
1750490
1276100
1786540
1331150
1863610
1372550
1921570 Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) 250070 255220 266230 274510 Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) 250070 255220 266230 274510 с надбавкой 75% 437620 446640 465900 480390 с надбавкой 40% 350100 357310 372720 384310 Пособие на детей старше 3 лет (ежемесячное) 75020 76570 79870 82350 с надбавкой 40% 105030 107190 111820 115290 Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) 162550 165890 173050 178430 Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) 112530 114850 119800 123530
Достигнутыуспехи в решении жилищных проблем многодетных, а также молодых семей путемпредоставления финансовой поддержки государства в погашении задолженности покредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.
Вцелях снижения налоговой нагрузки при воспитании детей многодетным родителям,имеющим троих и более детей в возрасте до восемнадцати лет или родителям,воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, предоставляетсястандартный налоговый вычет в размере 150,0 тыс. рублей на каждого ребенка вмесяц (Налоговый кодекс Республики Беларусь).
Трудовоезаконодательство совершенствуется с учетом безусловного сохранения общественнойзначимости репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравниваниявозможностей работающих по полу и семейному положению.
Трудовымкодексом Республики Беларусь регулируются следующие отношения, касающиесятрудовых прав женщин:
работы,на которых запрещается применение труда женщин;
запрещениеи ограничение ночных, сверхурочных работ, работ в государственные праздники,праздничные и выходные дни и направления в командировку беременных женщин иженщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
привлечениек ночным сверхурочным работам, к работам в государственные праздники,праздничные и выходные дни и направления в командировку женщин, имеющих детей ввозрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет),только с их согласия;
переводна более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте дополутора лет;
предоставлениеотпуска по беременности и родам с выплатой за этот период пособия по государственномусоциальному страхованию;
предоставлениеотпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с выплатой за этот периодгосударственного пособия;
перерывыдля кормления ребенка.
Трудовымкодексом также предусмотрены нормы, направленные на предоставление возможностиучастия в воспитании детей отцу наравне с матерью. В частности, право матери,воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет или ребенка-инвалида ввозрасте до 18 лет, на дополнительный свободный от работы день в неделю соплатой в размере среднего дневного заработка статьей 265 Трудового кодексараспространено на отца, опекуна, попечителя, а также предусмотрена возможностьразделения данных дней между родителями.
Отпускпо уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию семьи вместо материпредоставляется отцу либо другому родственнику, осуществляющему уход заребенком.
Работникам,жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, предоставляется правоиспользовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам,предоставляемого жене.
Вцелях усиления социальной защищенности матерей, работающих по контрактнойформе, установлено, что с матерью, приступившей к работе до или после окончанияотпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, с ее согласиянаниматель обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем додостижения ребенком возраста пяти лет.
Обэффективности социально-экономических мер в отношении белорусских семейсвидетельствует тенденция увеличения рождаемости, которая наблюдается вреспублике с 2004 года. А в 2007 году — впервые после 1995 года — Беларусьперешагнула 100-тысячный рубеж (на свет появилось 103 тыс. 626 детей).
В2009 году тенденция увеличения рождаемости сохраняется. Так, число родившихся вянваре-декабре 2009 года по данным текущей статистики составило 109813человека, что на 1903 человека или 1,8 процента больше, чем в аналогичномпериоде 2008 года.
Вянваре-декабре 2009 года как в целом по республике, так и в областях наблюдалсярост общего коэффициента рождаемости. Так, в целом по республике общийкоэффициент рождаемости составил 11,6 (в аналогичном периоде 2008 года – 11,1).Самый высокий коэффициент рождаемости отмечен в Брестской области (12,3 на 1000населения), самый низкий – в Витебской (10,3 на 1000 населения).
Общаязадача социальной политики в отношении семьи – способствовать укреплению еепотенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целяхполноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается этазадача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, отстепени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессыобщественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковывозможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц ссемейными обязанностями.
7.Демографическая ситуация в Республике Беларусь
Посостоянию на 1 июля 2010 года численность населения Республики Беларусьсоставила 9469,2 тыс. человек, что на 14,5 тыс. меньше, чем на 1 июля 2009 года.Естественная убыль населения за январь-июнь 2010 года составила 3,3 на 1000населения, за аналогичный период 2009 года – 3,4 на 1000 населения.
Числородившихся в январе-июне 2010 года по данным текущей статистики составило 52901человек, что на 678 человек или 1,3 процента меньше, чем в аналогичном периоде2009 года. В целом по республике отмечено снижение числа родившихся как средигородского (99,9 процента), так и сельского (95,2 процента) населения. В первомполугодии 2010 года в целом по республике общий коэффициент рождаемостисоставил 11,3 на 1000 населения (в аналогичном периоде 2009 года – 11,3 на 1000населения).
Вянваре-июне 2010 года число заключенных браков по сравнению с аналогичнымпериодом 2009 года уменьшилось на 6,4 процента, число разводов осталось напрежнем уровне. В целом по республике коэффициент брачности составил 6,1 на1000 населения, коэффициент разводимости – 3,6 (в аналогичном периоде 2009 годасоответственно 6,5 и 3,6).
Вянваре-июне 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года числоумерших в Республике Беларусь уменьшилось на 0,8 процента и составило 68647человек. Снижение смертности отмечено в сельской местности (98,1 процента), вгородских поселениях число умерших сохранилось на уровне аналогичного периода прошлогогода.
Общийкоэффициент смертности в январе-июне 2010 года по сравнению с аналогичнымпериодом 2009 года уменьшился с 14,7 до 14,6 на 1000 населения.
/>
Рисунок4. Общий коэффициент рождаемости и смертности в 2009 году
Основнымипричинами смертности населения Республики Беларусь в январе-июне 2010 годаявлялись болезни системы кровообращения, новообразования и внешние причины.Рост числа умерших по сравнению с аналогичным периодом 2009 года произошел отнекоторых инфекционных заболеваний (103,5 процента) и от новообразований (103,4процента).
/>
Рисунок5. Структура причин смертности населения Республики Беларусь
Впервом полугодии 2010 года коэффициент младенческой смертности составил 4,2 (вянваре-июне 2009 года – 4,6).
/>
Рисунок6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
/>
Рисунок7. Международная миграция населения
8. Положениеженщин в Республике Беларусь
По состоянию на 1 января 2010 года (с учетом предварительныхитогов переписи населения 2009 года) численность женщин составила 5063,3 тысячичеловек, или 53,4% от общей численности населения, при этом в городах игородских поселениях проживает 74,7% женщин и 25,3% – в сельских населенныхпунктах.
На 1000 мужчин в республике приходится 1146 женщин. Структуранаселения по полу в городской и сельской местности существенно отличается. Еслив городской местности на 1000 мужчин приходится 1155 женщин, то в сельской –1120.
В городском населении численность мужчин в основном превышаетчисленность женщин в возрастных группах до 30 лет, в сельской местностипреобладание численности мужчин наблюдается в возрастных группах до 57 лет.Прежде всего, это связано с отъездом молодых женщин из сельской местности вгородскую для продолжения образования и трудоустройства, а также более высокимуровнем смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.
Наибольшая гендерная диспропорция наблюдается в пожилыхвозрастах. Число женщин в возрасте 60-69 лет на 1000 мужчин составляет в городскихпоселениях 1491 человек, в сельской местности – 1509 человек, а в возрасте 70лет и старше число женщин превышает число мужчин в городской местности в 2,3раза, в сельской – в 2,4 раза.
На половозрастную структуру населения большое влияние оказываетожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин. В республике сохраняетсязначительная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин, составившая в2008 году почти 12 лет (мужчины – 64,7, женщины – 76,5), в то время как пооценке ПРООН «естественной» разницей принято считать 5 лет.
Изменение уровня рождаемости является одним из основныхфакторов, влияющих на изменение численности населения. В последние годы вреспублике наметилась и сохраняется тенденция увеличения числа родившихся. В2009 году родилось 109,8 тысячи детей, что на 1,9 тысячи больше, чем в 2008году. Уровень рождаемости составил 11,6 на 1000 человек населения инезначительно превысил уровень рождаемости 1993 года (11,5 на 1000 человекнаселения), когда в стране впервые стала наблюдаться естественная убыльнаселения.
Для республики, как и для многих европейских государств,характерна тенденция увеличения среднего возраста женщин, как при вступлении впервый брак, так и при рождении первого ребенка. Если в 2000 году впервыевступали в брак женщины в возрасте 22,8 года, мужчины – 25 лет, то в 2009 годусредний возраст вступивших в первый брак женщин составил 24,2 года, мужчин –26,4 года. Средний возраст матери при рождении первого ребенка увеличился с23,3 года в 2000 году до 24,6 года в 2009 году, в том числе у городских женщин– с 23,6 до 25 лет, у сельских – с 22,2 до 23,1 года.
Рождаемость, сложившаяся в республике в последние годы,формировалась, в основном, за счет рождения первенцев, которые составляют болееполовины всех новорожденных.
Начиная с 2005 года, отмечен рост числа повторных рождений,который продолжился и в 2009 году, когда на долю первых рождений приходилось54,1%, вторых и третьих – 42,9% (в 2005 году соответственно 58,2% и 38,5%).
В последние годы в республике увеличивается доля детей,рождаемых женщинами, состоящими в зарегистрированном браке, что свидетельствуето повышении престижа семьи и укреплении брачно-семейных отношений. В 2009 году80% детей родилось у женщин, состоящих в зарегистрированном браке, и 20% у женщин,не состоящих в зарегистрированном браке, в то время как в 2005 году доля детей,рожденных вне брака, составляла 24,2%.
Реализация комплекса мер Национальной программыдемографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг. будетспособствовать дальнейшему улучшению демографической ситуации в республике.
/>
Рисунок 6. Национальная программа демографическойбезопасности РБ
Формирование и развитие образовательной системы в РеспубликеБеларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями игарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении,единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Всоответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «Обобразовании» женщинам гарантируется предоставление равных с мужчинамивозможностей в получении образования и профессиональной подготовки,непрерывного образования и самообразования.
По-прежнему,численность обучающихся женщин преобладает над численностью обучающихся мужчинза счет среднего специального и высшего образования. Так, на начало 2009/10учебного года численность обучающихся женщин в республике составила 879 тысяч(51,1% от общей численности обучающихся), численность обучающихся мужчин – 840тысяч (48,9%).
В учреждениях, обеспечивающих получение общего среднегообразования, на начало 2009/10 учебного года обучалось 1,7 миллиона девочек имальчиков, среди них – 49,2% девочек.
В профессионально-технических учебных заведениях девушки составляли32,9% учащихся. Доля девушек среди учащихся средних специальных учебныхзаведений была больше половины (53,8%). Стабильно высоким остается удельный весдевушек среди студентов высших учебных заведений – 59%.
Преимущественно«женскими» являются гуманитарно-социальные профили образования(девушки составляют 81,7% всех обучающихся в сфере гуманитарных наук; около78,9% – педагогики, здравоохранения; 75,2% – экономики, коммуникаций, права иуправления).
В2009 году в аспирантуре обучалась 2671 женщина (58,4% от общей численности), вдокторантуре – 46 (41,8%).
В республике образовательный уровень женщин в целом выше, чему мужчин, и сохраняется таковым на протяжении длительного периода. Средиработающих женщин 54,6% имеют высшее и среднее специальное образование, средимужчин – 37,1% (в 2000 году соответственно 48,7% и 32,8%).
В общей численности рабочих преобладают мужчины (56,3%), вобщей численности служащих – женщины (68,1%).
В основном «женскими» являются коллективыорганизаций торговли и общественного питания, учреждений культуры, финансов,кредита и страхования, образования и здравоохранения. Удельный вес женщин вэтих отраслях составляет от 73,9% до 85,7%.
Преподавателямишкол традиционно работают преимущественно женщины. На начало 2009/10 учебногогода их доля в общей численности учителей составила 85,3%, из числа директорови их заместителей женщины составляют 82,6%.
Средипреподавателей учреждений, обеспечивающих получение среднего специальногообразования, также преобладают женщины, общее число которых составляет 7,7тысячи человек (72% от общего числа преподавателей). Из них имеют ученуюстепень кандидата наук 32 человека. В учреждениях, обеспечивающих получениевысшего образования, на преподавательской работе трудятся свыше 13 тысяч женщин(55,4%), среди них 235 докторов наук, около 4 тысяч кандидатов наук, 223профессора и 2,9 тысячи доцентов.
Среди государственных служащих всех уровней управления 67,4%составляют женщины, как правило, занимающие должности главных, ведущих и другихспециалистов. Среди руководителей (первых лиц) республиканских органовгосударственного управления и их заместителей женщин 19,6%.
Поскольку «мужские» профессии пользуются повышеннымспросом, женщины испытывают более серьезные проблемы с трудоустройством, чеммужчины. В общей численности безработных, состоящих на учете в органах потруду, занятости и социальной защите, женщины составляют 57%.
9.Меры по стимулированию рынка труда Республики Беларусь
Первыйзаместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь ПетрПетрович Грушник провел 19 мая 2010 года пресс-конференцию: «Меры постимулированию рынка труда Республики Беларусь» в Национальномпресс-центре Беларуси.
Основнойтемой прошедшей пресс-конференции стали вопросы реализации мероприятийГосударственной и региональных программ содействия занятости населения(разрабатываемых ежегодно) по созданию рабочих мест, улучшению ситуации в сферезанятости населения малых городов, по обеспечению занятости граждан, особонуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурироватьна рынке труда: молодежи до 21 года, инвалидов, женщин, граждан, освободившихсяиз учреждений уголовно-исполнительной системы МВД и других социально уязвимыхкатегорий.
Былиосвещены такие направления политики обеспечения занятости населения, каксохранение трудовых коллективов и создание новых рабочих мест, содействиеразвитию предпринимательства и самостоятельной занятости граждан, созданиеновых производств, снижение безработицы, профобучение безработных. Былоотмечено, что молодежь выступает стратегическим ресурсом динамичного развитияэкономики. Государство уделяет особое внимание молодежи, прежде всего вшкольной среде, в части совершенствования системы профессиональной ориентациинаправленной на повышение престижа рабочих профессий.
Былоотмечено, что в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусьготовятся предложения по либерализации предпринимательской деятельности, атакже по поддержке граждан, обеспечивающих самозанятость в виде ведения личныхподсобных хозяйств.
Взавершении П.П. Грушник озвучил основные приоритеты в области реализацииполитики занятости в Республике Беларусь:
формированиеэффективной структуры занятости населения;
стимулированиесоздания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отрасляхэкономики, в сфере услуг, повышение качества создаваемых рабочих мест;
содействиеразвитию малого бизнеса и предпринимательства, ремесленничества,агроэкотуризма;
достижениесбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качестварабочей силы на основе создания системы непрерывного профессиональногообучения, в том числе путем внедрения эффективных программ профориентациимолодежи и системы стимулов для повышения квалификации персоналанепосредственно на производстве;
созданиеблагоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах за счетстимулирования трудовой активности населения;
повышениетерриториальной мобильности рабочей силы на основе оптимизации процессов трудовоймиграции и разработки комплекса мер по привлечению и закреплению кадров всельской местности;
обеспечениезанятости граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;ресоциализация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, инвалидов, длительнонеработающих граждан;
повышениеэкономической активности незанятого населения.
«Всеэто позволит обеспечить равные возможности для реализации своего потенциалакаждому гражданину Республики Беларусь, желающему трудиться», — выразилуверенность Петр Петрович в завершении пресс-конференции.
Заключение
Какизвестно, текущая безработица отражает процесс структурных изменений вэкономике. Там где такие изменения происходят (а это почти все страны Европы),уровень безработицы может быть довольно высокий. Но это совершенно нормальноеявление. Низкий уровень безработицы сигнализирует об отсутствии структурныхизменений, а, значит, и динамического развития, совершенствования экономики, вкоторой малоэффективные производства не закрываются, а высокоэффективные несоздаются. Есть мнение, что отсутствие безработицы фактически свидетельствует озастойных явлениях в белорусской экономике.
Внастоящее Время регистрация в качестве безработного в Беларуси не приноситничего, кроме неприятностей, а именно – минимальный размер пособия, обязанностьявляться в службу занятости, общественные работы. В результате в нашей странебольшая скрытая безработица.
Втех странах, где созданы эффективные страховые механизмы от безработицы, размерпособия достигает 70% среднего заработка. В Беларуси средний размер пособия побезработице составляет 25% бюджета прожиточного минимума. Безработные лишенымотивации обращаться за поддержкой в службу занятости, отсюда и благостная, ноочень далёкая от реальности картина состояния безработицы.
Увеличениепособия по безработице до бюджета прожиточного минимума может привести к тому,что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий.Исходя из этого в нынешних условиях такой подход вотношении пособия по безработице оправдан.
Таковасегодня обстановка на рынке труда в Беларуси. И чтобы нормализовать ее, встране должны предприниматься необходимые меры, включающие помощь предприятиямв создании новых рабочих мест, организацию переобучения безработных.Освобождение предприятий от излишних кадров должно предваряться созданиемнадежных социальных амортизаторов, поглощающих высвобождаемую рабочую силу,структурной перестройкой экономики, межотраслевым перераспределением рабочейсилы, изменением системы подготовки и переподготовки кадров с учетомпотребностей рынка труда.
Всемсубъектам социальной политики надо, наконец, понять, что экономические реформыне только не принесут должного результата, но и вовсе не начнутся до тех пор,пока будут существовать скрытые внутрипроизводственные резервы рабочей силы.
Чтоже касается роста трудовых ресурсов, то ожидать его раньше, чем нормализуетсядемографическая ситуация, по крайней мере, неразумно. Все это придет само собойсо стабилизацией и подъемом экономики. Другое дело, как ускорить этот процесс.Однозначного мнения на этот счет пока нет.
Списоклитературы
1. Закон РБ «Озанятости населения Республики Беларусь» № 828-XIIот 30.05.91г. с дополнениями и изменениями.
2. Золотогоров В.Г.Энциклопедический словарь по экономике. — Мн., Полымя, 1997.
3. Иохин В.Я.Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ. Учебник. — М.: 1997.
4. Камаев В.Д. и колл.авторов. Экономическая теория: учебник — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.
5. Космаревский В. идр. Социальная сфера промышленных предприятий. — Экономист, 1996,№3.
6. Курс экономики:учебник. / Под редакцией Райзберга Б.А. — М., 1997.
7. Макконелл К.Р., БрюС.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — М.: Республика, 1992.
8. Общая экономическаятеория (политэкономия). Учебник./Под общей редакцией Видяпина В.И., Журавлевой Г.П.- М.: «Промо-Медиа», 1995.
9. Тропин А. Рыноктруда: предложение превышает спрос. // Белорусская деловая газета. № 556,01.03.99г.
10. Черкасова В.Безработица: подводная часть айсберга. // Белорусская деловая газета. № 422,23.11.97г.
11. Сайт Министерстватруда и социальной защиты РБ // mintrud.gov.by/