Реферат по предмету "Экономика"


Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
УО «Белорусский государственныйэкономический университет»
Кафедра экономической теории и историиэкономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Рынок труда и особенности егофункционирования в Республике Беларусь»
Выполнила студентка
IIкурса группы РММ-2
О.А. Пачковская
Руководитель, докторант кафедры
И.В. Корнеевец
МИНСК – 2010

Содержание
Реферат
Введение
Глава 1. Рыноктруда: теоретические аспекты
1.1Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2Занятость населения: виды и формы
1.3Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2.Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современномэтапе
2.1Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Приложение

Реферат
Работа включает в себя 2 главы.Первая глава раскрывает основные теоретические вопросы, связанные срегулированием и функционированием рынка труда. Во второй главе отраженыосновные особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь насовременном этапе.
Курсовая работа содержит: 41 страницу,20 источников, 1 таблицу, 1 график, 4 приложения с графиками и таблицами.
Ключевые слова: рынок труда,безработица, заработная плата, рабочая сила, занятость населения.
ТЕМА: «Рынок труда и особенности егофункционирования в Республике Беларусь».
Цель работы: изучить и проанализироватьсостояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционированияв Республике Беларусь.
Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формызанятости населения, особенности функционирования рынка труда в РеспубликеБеларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда вРеспублике Беларусь.
Для более полного и углубленного изучения были проработаны статьи изжурналов, основные законы Республики Беларусь.

Введение
Становление рыночной системыхозяйствования неизбежно связано с обострением проблем размещения ииспользования трудовых ресурсов, поэтому изучение рынка труда является одной изактуальнейших задач современной науки.
Особенностью рынка труда является то,что рабочая сила здесь становится объектом купли-продажи.
Пока еще на отечественном рынке трудане работают многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах.Практика показывает, что без разработки мер государственного воздействия нарынок труда невозможно обеспечить повышение эффективности экономики. Во всехстранах с развитой рыночной экономикой рынок рабочей силы являетсярегулируемым. Государство не только определяет величину налогов на доходпредприятий, минимальную заработную плату, но и порядок индексации зарплаты всоответствии с темпами инфляции. Регулирующая роль государства приобретает ещёбольшую значимость в период формирования полноценных рыночных механизмов, когдагосударство должно стать главным регулятором занятости в сфере трудовыхотношений.
Выбранная нами тема курсовой работывесьма актуальна для любого гражданина страны, т.к. рынок труда являетсянеобходимым и неотъемлемым элементом экономики любого развитого государства, аквалифицированные кадры играют огромную роль в развитии предприятий и государства,что сейчас, в условиях кризиса, особенно важно.
Целью данной курсовой работы являетсяизучение рынка труда, его состояние и перспективы развития, особенностифункционирования в Республике Беларусь.
Задачи:
изучить современные модели рынкатруда, определить возможность их использования в белорусской политикезанятости;
раскрыть механизм и содержаниепроцессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции илогики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческогопотенциала на белорусском рынке труда;
исследовать современный рынок труда сучётом особенностей расширенного воспроизводства рабочей силы в РеспубликеБеларусь и реализации технологий социальной поддержки населения;
выявить устойчивые тенденции и закономерностиразвитии регионального рынка труда в Беларуси, степень влияния различныхфакторов на его становление и развитие.
Объектом исследования является белорусский рынок труда.
Предметом исследования выступаютсоциальные механизмы регулирования современного регионального рынка труда.
В первой главе будут рассмотрены теоретическиеосновы рынка труда, дано определение понятия занятости населения, виды и формызанятости, рассмотрено понятие безработицы, причины, формы, измерениебезработицы. Во второй главе будут приведены основные направлениягосударственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь, что даствозможность более полно изучить картину рынка труда непосредственно нашегогосударства.

Глава 1. Рынок труда: теоретическиеаспекты 1.1Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
К настоящему времени общество созрелодо понимания того, что существующий неэластичный и игнорирующий личностьмеханизм управления трудом должен быть заменен другим, более гибким и тонким,чутко улавливающим появление негативных явлений в области труда и дающимвозможности быстрого реагирования на них. Таким механизмом является рыноктруда.
Рынок — это не географическое место, апроцесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основеопределения их цен и количества товара (спроса и предложения). Он представляет собойинструмент стихийного распределения экономических ресурсов — рабочей силы исредств производства между различными сферами их применения, осуществляемого всоответствии с волей потребителя.
Общественное воспроизводство в условияхрыночных отношений обслуживается системой рынков, а именно рынками товаров и услуг,рабочей силы и др.
К определению, что такое рынок труда,возможны два подхода.
Первый, получающий в настоящее время всеболее широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тотили иной момент свободными от занятости, от работы — безработными, ищущими другоеместо работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятостипосле перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативногорешения проблем занятости (кто в настоящее время занят, тот занят и в настоящиймомент проблемы с занятостью не создает).
В то же время этот подход сужаетпроблему занятости, выводит из рынка труда другие, кроме поиска рабочего места,ее аспекты, такие, как стабильность рабочего места, достижение максимальногосоответствия работы и работника, вопросы вознаграждения труда, его прямогоучастия не только в создании, но и в распределении национального дохода и другие.Не учитывается, что рабочая сила, занятая в настоящий момент, не может считатьсяпотребленной раз и навсегда и вышедшей с рынка. В процессе производства непрерывноменяются условия самой занятости, возникают вопросы территориального илипрофессионального движения работника, оплаты труда, профессиональной карьеры ипрочие. В стабильных условиях западных экономик рынок труда есть непрерывная борьбамежду предпринимателями и работником, по поводу соглашений и компромиссов,определяющих их отношения. Ограничение масштабов рынка труда только лицами, в данныймомент свободными от работы, резко сужает круг активных действий социальных партнеровна рынке труда, в частности профсоюзов и т.д.
Целесообразнее поэтому альтернативныйподход — рассматривать рынок труда шире, как совокупное общественное отношение“работник- работодатель”, которое включает в себя взаимодействие между ними на всехстадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях, возникающих вэкономической системе (в том числе в ситуации безработицы, спада производства,закрытия предприятия).
Суть этого общественного отношения втом, что способность к труду (то есть совокупность определенных характеристик работника)осознается, как ценность, которая может быть эквивалентно обменена на другие, материальныеи духовные ценности. При этом ценность труда субъективно определяетсяличностными характеристиками работника (уровнем общей и профессиональнойподготовки, профессией, состоянием здоровья, возрастом и др.), объективно-общественнымипотребностями в труде с определенными качественными характеристиками. Для тогочтобы оценка общественной ценности труда была максимально объективной,необходим ряд условий, одним из которых является развитость рынка труда.
Существует несколько концептуальных моделей рынкатруда, по-разному трактующих особенности его регулирования — неокейсианская,неоклассическая, монетаристская, школа институционалистов и т.д. Модельбелорусского рынка труда не может полностью копировать ни одну из этих моделей,получивших распространение в развитых странах. Но, их опыт регулированиязанятости может и должен быть использован в создании действенных механизмоврегулирования белорусского рынка труда.
Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполнения работ, а предложение- наличие незанятой рабочей силы или желание изменить место работы. Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с одной стороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, а с другой стороны между работодателями за привлечение нужной рабочей силы, как по своему количественному, так и качественному составу. Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого ряда условий. Прежде всего, мобильность рабочей силы, рациональное размещение производительных сил.
Начнем анализ механизма рынка труда с классической концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под классической теорией в немарксистской экономической литературе подразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов, базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу, Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке теории общего экономического равновесия.
Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям совершенной конкуренции. Эти сложные функции получаются путем агрегирования функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функции предложения отдельных работников. Субъектами на рынке труда выступает бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства.
На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями — реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (закон убывающей доходности). Привлечение дополнительной единицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продукта сравняется с величиной заработной платы.
Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает.
Совокупное предложения труда в обществе, по мнению П. Самуэльсона[4], определяется как минимум четырьмя показателями:
1. общей численностью населения;
2. той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей;
3. средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года;
4. качеством, количеством и квалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.
Рассмотрим еще одно важное экономическое явление, характеризующее предложение труда. Вернее, два явления, получивших название эффект замещения и эффект дохода.
Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразятся на предложении труда определенной группы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы. На первый взгляд, предложение труда должно вырасти. Однако есть влияние эффекта дохода и эффект замещения.
Одна и та же причина — увеличение заработной платы приводит и к росту и к сокращению предложения труда. Это происходит, поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода.
Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее — отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую зарплату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения.
Когда спрос на труд превышает его предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышению расширяется круг работников, готовых при более высокой заработной плате предложить свой труд.
Как и в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.
Колебания спроса на труд и предложения труда позволяют в общем, виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низка заработная плата.
Для экономиста Д. Рикардо и его времени наиболее существеннойпроблемой рынка труда было определение “естественной цены труда” (“естественнойценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существоватьи продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа”). “Естественнаяцена труда” по Рикардо, лежит в основе заработной платы, уровень которойопределяли два фактора — “ первый — предложение и спрос на рабочие руки; второй- цена товара на которые расходуется заработная плата”[1]. Наиболеезначительную роль в динамике первого фактора играет движение капитала и его состав.Возражая Мальтусу, Рикардо отмечает: “С моей точки зрения способность покупатьтруд может возрастать, хотя стоимость капитала страны может уменьшаться. Это зависитот количества капитала или той части капитала, которая дает занятие рабочим[2].
Уточняя это определение стоимости рабочейсилы (“стоимость рабочей силы определяется стоимостью привычно необходимых средствсреднего рабочего”), К. Маркс вводит в него ряд дополнительных факторов: “Еще двафактора входят в определение стоимости рабочей силы. С одной стороны издержкина ее развитие, меняющиеся с изменением способа производства, с другой стороны,- естественные различия между трудом мужским и женским, трудом взрослых рабочихи подростков”. “Введение и анализ рынка труда, издержек на развитие рабочих силособенно важен в свете сегодняшних проблем рынка труда. Наряду с экономическимифакторами определяющими “цену рабочей силы”, К. Маркс упоминает и политический фактор- “давление капитала, с одной стороны, сопротивление рабочих с другой”.[3]
В современный период категория рынка труда привлекаетк себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно-техническогопрогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требованийк работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы — социальные,демографические и т.д. В числе проблем рынка труда, — массовая безработицатрудящихся в развитых рыночных экономиках. 1.2Занятость населения: виды и формы
 
Рабочая сила, будучи товаром, реализует себя на рынке труда, представляющем собой социально-экономические отношения по поводу найма рабочей силы и ее использования между работодателем и рабочей силой.
Величина рынка труда определяется как трудовыми ресурсами, так и масштабами развития производительных сил. Для любого товарного рынка присущи свои характерные особенности. Характерной чертой рынка труда, отличающей его от любого товарного рынка, является то, что наем и использование рабочей силы, с одной стороны, происходит на основе добровольности, как работника, так и работодателя, и, с другой стороны, — обеспечения социальных гарантий со стороны государства.
На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости.
Занятость представляет собой деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов. [7]
Учет населения по видам занятости позволяет различатьследующие виды занятости:
1) продуктивная занятость — имеетместо в сферах общественного материального производства; приносит работникамтрудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничегоне производящих (такие лица формируют на производствах излишнюю численностьработников, занимающих формальные, неэкономические рабочие места и попадающиепод процедуру высвобождения в связи с сокращением либо реструктуризациейпроизводства);
2) полезная занятость, котораяраспространяется на все социально-значимые виды занятости, включая очную учебу,службу в Армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобногохозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами,общественную и религиозную деятельность трудоспособных граждан;
3) рациональная занятость, котораяотражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятостиили пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферамобщественно-полезной деятельности, включая пропорции распределения трудовогопотенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
4) полная занятость, при которой всежелающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработнойплаты имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, еслиудовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономическойцелесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человекуполная занятость — это работа в течение нормальной продолжительности рабочегодня (недели), установленной законодательно (в РБ нормальная продолжительностьрабочего дня составляет 8 часов в день или 40 часов в неделю). Таким образом,если спрос на экономически целесообразные рабочие места будет удовлетворятьсясоответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложениемрабочей силы, это и будет означать полную занятость. Без постоянногосовершенствования рабочих мест, создания новых, отвечающих современнымтребованиям, и вывода из производственного процесса старых, не отвечающихэкономической целесообразности мест нельзя добиться социального прогресса, реализацииинтересов общества и каждой личности. Достижение полной занятости невозможнообеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянноерегулирование этого процесса со стороны государства и общества, в первуюочередь, в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической инациональной безопасности, функционирования так называемых естественныхмонополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
5) эффективная занятость — это занятость населения,обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессиональногоуровня трудоспособных граждан на основе роста общественной производительноститруда, и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке, эффективная занятость- это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональнаязанятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающеезначение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых,определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень икачество жизни населения; в-третьих, является важнейшей составляющей полной иэффективной занятости — ключевой задачи социально-экономической политикигосударства. [8]
Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу и образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и государство будут нести экономические и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество — недополучать денежные ресурсы в бюджет и социальные фонды.
Государственная политика в области занятости населения направлена на:
— обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;
— соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;
— обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.
Государственная служба занятости Республики Беларусь сформирована в 1991 году после принятия Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII «О занятости населения Республики Беларусь». [9] Правовыми актами, регулирующими основную деятельность государственной службы занятости, являются Закон “О занятости населения”, “Положение о Государственном фонде занятости населения”, указы президента.
Основные задачи — учитывать свободные рабочие места и граждан нуждающихся в трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых работников работодателями, сохранять и организовывать новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования, организовывать общественные работы, организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий, регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие виды материальной помощи, оформлять досрочный выход на пенсию, разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Важным принципом обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость [18].
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависит непосредственно от человека.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма регулирования, динамичное равновесие спроса и предложения, рабочей силы на рынке труда.
Выделяются два блока проблем.
— Оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличение потребности предприятий и организаций в рабочей силе.
— Совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивидендов от ценных бумаг, процентов по вкладам), развитие системы социальных пособий, дотаций, льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. С позиции занятости населения намечаемое правительством ужесточение кредитно- финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Необходимо также усилить роль источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать приток децентрализации средств. Процессы банкротства и санации несостоятельных предприятий в настоящее время весьма противоречивы [19].
С одной стороны, в условиях существующего дефицита государственного бюджета назрела потребность в ликвидации и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств в целях ускорения структурной перестройки экономики.
С другой — учитывая наличие в стране значительного количества монопольных предприятий и организаций, проведение мероприятий по ликвидации убыточных производств должно тесно увязываться с решением сложных социальных проблем, связанных с высвобождением и перераспределением работников, определением правовых условий смены собственника на том или ином убыточном предприятии, нахождением финансовых средств для обеспечения минимума социальных гарантий высвобождаемым работникам.
Касаясь второго направления — достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономики активного населения и их возможности воздействия на рынок труда показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений особое внимание необходимо уделять вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально- демографических групп населения.
В частности, государственная политика на рынке труда в отношении женщин должна предполагать тесную увязку программы женской занятости со всей социальной политикой. Например: если повысить пособие на детей это сможет увести с рынка труда большую часть женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы занятости — каждая пятая женщина хотела бы завести свое собственное дело.
Для снижения давления на рынок труда молодежи важно расширить ее подготовку в дневных учебных заведениях при сокращении заочного и вечернего обучения.
Для лиц пенсионного и предпенсионного возраста актуальна возможность досрочного ухода на пенсию, временная работа по контракту. В случае повышения размеров пенсий и улучшения пенсионного обеспечения давление на рынок труда со стороны пенсионеров будет уменьшено[20].
Существенное влияние на ситуацию на областном и региональном рынках труда оказывает современное решение проблем подготовки и переподготовки кадров.
 1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
 
Из определения сущности категории занятости следует, что она является естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема категория полной занятости по следующим причинам:
Во-первых, значительная часть работников в течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом до его поступления на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени, в течение которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.
Во-вторых, научно-технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в «новых» отраслях. Это структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления государству и частным фирмам необходимо создавать центры по переподготовке кадров.
В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут лишь «сгладить» экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.
В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.
В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной экономики.
Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень. Сумма структурной и фрикционной безработицы равна естественной безработице. Эти формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны для динамично развивающегося хозяйства [13].
Таким образом, полной занятости не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность соответствующей переквалификации.
Борьба с инфляцией, снижающей реальный доход населения, ведет к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных за счет увеличения количества рабочих мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и при попытках смягчения безработицы через систему пособий безработным.
Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области эффективной занятости.
Рыночные отношения предполагают существование ифункционирование множества рынков, охватывающих разнообразные областичеловеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов; товаров, работ,услуг, ценных бумаг, жилья и др. Но среди всех этих рынков свое особое местозанимает рынок труда.
Ключевыми теоретическими понятиямирынка труда являются понятия рабочей силы, занятости населения и безработицы.
Фундаментальную основу рынка трудасоставляют человеческие ресурсы.
Таким образом, можно сделать вывод,что рынок труда можно рассматривать как неотъемлемую часть рыночной экономики,представляющую собой систему социально-экономических и трудовых отношений ссогласованными интересами работодателей, наемных работников и государства поповоду купли-продажи специфического товара.
 

Глава 2. Особенности функционированиярынка труда в Республике Беларусь на современном этапе 2.1Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречияпереходного периода,сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений,сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до началапереходного периода характеризуется некоторыми особенностями.
1) Гарантированная занятость и отсутствие у занятых внародном хозяйстве конкуренции со стороны безработных приводило к снижениюпроизводительности и мотивации труда, потере стимулов к повышению квалификациии качества работы.
2) Государство, являясь собственником подавляющей частисредств производства, было практически единственным работодателем и монопольноустанавливало цену труда,
Ставки заработной платы определялись централизованно, вадминистративном порядке.
3) Не предусматривалась дифференциация ставок заработнойплаты в зависимости от результатов, вызванных процессом инвестирования вчеловеческий капитал.
4) Высокий уровень монополизации экономики в сочетании сотсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другиегорода (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников напредприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильностирабочей силы.
5) Социалистическая экономика характеризуется деформированнойструктурой занятости — в промышленности и сельском хозяйстве занято избыточноеколичество рабочей силы. Этому способствует медленный рост производительноститруда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленностии сельского хозяйства.
6) Существующие механизмы разрешения социальных конфликтовбыли неэффективны. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуругосударства или партийного аппарата и не представляли интересы рабочих.
7) Крайне ограничены возможности миграции за пределы страны.Как известно, излишек рабочей силы в одной стране может быть продуктивноиспользован в другой на рабочих местах, которые местное население занимаетнеохотно.
8) В течение ряда лет применялись массовые формыпринудительного труда.
9) Избыточный спрос на рабочую силу со стороныгосударственных предприятий и так называемый дефицит рабочей силы, вопрекиэкономическим законам, искусственно создавался административными методами [11].
Неизбежным результатом приватизации, структурныхпреобразований и сокращения численности работников, бывших государственныхпредприятий стала безработица, которая буквально за несколько лет превратиласьв одну из самых острых проблем в странах с переходной экономикой. Численностьзарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и ВосточнойЕвропы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, вкоторых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страныэто связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а такженизкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широкимраспространением практики придерживания рабочей силы государственнымипредприятиями.
Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20% от общей численности занятых оказывает негативное воздействие на многиестороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработнойплаты и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работникови т.д.
Еще одна тенденция — значительный рост числа уволившихся пособственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.).Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все большеприобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость,постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы)являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников спредприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормальногозаработка.
Рынок труда представляет собой такую сферу рыночнойэкономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие кдисбалансам и необходимости государственного регулирования. Стихийный рыноквытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группынаселения (молодежь, не имеющую профессионального образования и стажа работы,лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных значительную частьвремени и сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельныепрофессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли исоответственно невостребованными рыночной экономикой.
Цель регулирования рынка труда в переходной экономикезаключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложениярабочей силы, с тем чтобы: развить трудовые ресурсы и приспособить их кструктурным изменениям для улучшения возможностей экономического роста;содействовать социальному равенству путем улучшения как способности кзанятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социальнонезащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономическогоспада.
Во всех странах политика, проводимая на рынке труда,подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынкатруда включает следующие меры:
* регистрацию ищущих работу;
* определение размера пособий по безработице и организациюсистемы их выплат;
* осуществление неденежных форм поддержки безработных ичленов их семей и т.п.
Одной из самых распространенных форм пассивной политикизанятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые встранах с переходной экономикой.
Сокращение безработицы и достижение более полной занятости впереходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда.Основная ее цель — ускорение процесса структурной реорганизации, а такжепредотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.
Активная политика на рынке труда нацелена на повышениеконкурентоспособности работника в борьбе за рабочее место путем обучения,переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности,т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения.Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальныхгосударственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышениемобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие болеебыстрому возвращению безработных к активному труду,
Одним из эффективных направлений активной политики на рынкетруда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего институтарынка труда — службы занятости. Основная ее задача состоит в повышенииэффективности функционирования рынка труда путем распространения информации,позволяющей сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями;способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиямработодателей; позволяющей работникам найти место с подходящими условиями трудаи уровнем заработной платы.
Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих мести временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезенеобходима своевременная и соответствующая потребностям производствапрофессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников,находящихся под угрозой увольнения.
В условиях характерного для стран с переходной экономикойвысокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствиистабильного роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитиесамостоятельной занятости.
В Республике Беларусь, согласно Положению «О содействииГосударственной службой занятости безработным в организации самостоятельнойзанятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет правона обучение основам предпринимательства, получение субсидии в размере 25минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фондасодействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в Положении,размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого видапредпринимательской деятельности, содержанием технико-экономическогообоснования, наличием средств фонда занятости на эти цели и не может превышать150 минимальных заработных плат [10].
В условиях растущей безработицы особое место занимаеторганизация общественных работ. Данные программы представляют безработнымобщественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Онипризваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, атакже морально поддерживать их во время переходного периода, пока не появятсяновые рабочие места.
Основные документы, соответственнокоторым осуществляется регулирование рынка труда в Беларуси, являются: КонституцияРеспублики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовойкодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правилавнутреннего трудового распорядка, трудовые договоры [10].
Республика Беларусь признаётприоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечиваетсоответствие им законодательств о труде.
В документы и нормативные акты,регулирующие функционирование рынка труда, вносятся своевременные изменения идополнения в соответствии с проводимой государственной политикой, такие какЗакон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополненийв Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 15 июля2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РеспубликиБеларусь по вопросам государственной службы».
 2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Среди важнейших проблем развития рынка труда в РБ следуетназвать
1) определение масштаба массовых увольнений и разработкуполитики, призванной снизить их негативное воздействие.
2) перемещение работников из государственного сектора вчастный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения исоздания рабочих мест в обоих секторах.
3) Несмотря на быстрый рост, частному сектору до сих порпринадлежала относительно незаметная роль в поглощении безработицы.
4) низкая степень информированности безработных о вакансиях вчастном секторе и препятствия для территориальной и профессиональноймобильности труда.
5) Практически во всех отраслях экономики преобладающимявляется государственный сектор, доля которого в структуре спроса на рабочую силусоставляет 66 % рынка свободных рабочих мест и вакансий.
6) Характерной особенностью безработицы в странах спереходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкиепоказатели поступления и выбытия из состава безработных.
Одним из проявлений данной тенденции является увеличениесредней продолжительности нахождения без работы и формирование крупнойпрослойки хронически безработных — более 40 % от их общей численности.
7) Таким образом, продолжительность безработицы в РБ быстроувеличивается, что порождает порочный цикл: чем выше доля хроническибезработных, тем ниже выбытие из состава безработных при данных уровняхбезработицы и вакансий.
8) Относительно высокая доля среди безработных лицквалифицированного труда и значительное несоответствие спрофессионально-квалификационной точки зрения предложения рабочей силы и спросана нее.
10) Уровень безработицы среди молодежи во всех странах спереходной экономикой очень высок. Иногда он в 3-4 раза превышает уровеньбезработицы в целом по стране.
11) Рынок труда в переходной экономике носит открытыйхарактер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраиваетсясамостоятельно.
Так, в Беларуси в 2007 г, при содействии государственныхслужб занятости на предприятия и организации различных отраслей экономикитрудоустроено только 23,5% лиц, принятых на работу на крупные и средниепредприятия.
12) Существующая система трудоустройства не соответствуетсовременным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемыхфункций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровойобеспеченности государственных служб занятости.
13) Развитие рынка труда в переходной экономике такжесдерживается низкой территориальной мобильностью рабочей силы.
14) Рынок труда в переходной экономике формируется вопределенной мере стихийно и характеризуется наличием значительной по масштабамнеформальной занятости. К неформально занятым относятся лица, незарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическуюдеятельность и не уплачивающие налоги.
15) Характерной особенностью рынка труда в условияхпереходной экономики является искажение такого важного фактора в формированииего конъюнктуры, как цена рабочей силы.
Заработная плата и распределительные отношения сегодня невыполняют роли регулятора пропорций занятости.
16) Проблема экономически необоснованной цены труда,существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводстварабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышениипроизводительности и качества работы, не стимулирует профессиональноесовершенствование.
Реализация активных мер политикизанятости Республики прослеживается в таблице 1.
Таблица 1
/>Реализация активных мер политики занятости /> 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Обратилось в органы по труду, занятости и социальной защите (тыс. человек) 232 300 271 309 284 299 308 332 321 289 298 309 328 322 335 из них зарегистрировано безработными (тыс. человек) 192 256 207 215 215 212 216 237 242 208 206 203 201 200 213 Трудоустроено — всего (тыс. человек) 119 150 208 241 223 224 222 213 208 192 187 188 201 199 196 в т.ч. трудоустроено безработных (тыс. человек) 81,5 111 147 159 161 148 139 129 140 152 144 134 130 131 130 Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации (тыс. человек) 15,6 20,6 26,8 27,1 28,8 27,5 27,6 28,8 29,6 28,2 27,7 26,5 23,8 22,9 25,0 Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателям 920 1132 5234 8160 5865 4955 5723 4625 3517 4289 4400 3332 3258 3529 3217 Оказано содействие безработным в организации предпринимательской деятельности (человек) 211 332 1226 1575 761 1572 1793 1861 1907 2247 2446 2823 2837 2685 2736 Направлено на оплачиваемые общественные работы (тыс. человек) 57,7 74,6 132 148 125 121 117 123 131 123 113 110 101 97,5 94,8 Переселено семей безработных 38 103 182 283 277 279 287 248 187 248 318 380 332 346 408 Напряженость на рынке труда (число безработных на одну вакансию) 12 12 4 4 2,5 3 3 5 4 2 2 1 1 1 1,2 Уровень безработицы к численности экономически активного населения, (%) 2,9 4,0 2,8 2,3 2,1 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,2 1,0 0,8 0,9
Проанализировав данные таблицы, можносказать, что государством осуществляются все возможные меры по снижению уровнябезработицы (с 4% в 1996 г. она снизилась до 0,9% в 2009 г.)
Однако 2009 год внёс коррективы всостояние рынка труда в Беларуси, как и во многих других странах по причинемирового финансового кризиса. Это отразилось в повышении напряжённости на рынкетруда на 0,2% по сравнению с 2008 г. и снижением количества созданных новыхрабочих мест на 312 в сравнении с прошлым годом.
Как показывает мировой опыт, вусловиях финансово-экономического кризиса одним из направлений противодействиябезработице является сокращение режимов рабочего времени, использованиепрактики административных отпусков при усилении мер социальной поддержкивынужденно незанятых работников. Такая политика проводится и ПравительствомРеспублики Беларусь с целью сохранения трудового потенциала и предотвращениямассовой безработицы в стране. Вынужденная неполная занятость выступает какинструмент поддержания занятости населения, позволяет нанимателям в условияхкризиса сохранить свои трудовые коллективы. В этих целях принят Указ Главы государстваот 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах социальной защиты населения».[14]
Наиболее реальной и действеннойформой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпускахбез сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участияв оплачиваемых общественных работах с соответствующей оплатой труда.
В каждом регионе Республики создана базавакансий, которая ежедневно обновляется. Она размещается на информационныхтабло и стендах в управлениях (отделах) по труду, занятости и социальнойзащите. В ней также содержатся сведения о видах работ для работников,находящихся в вынужденных отпусках. Дополнительно здесь указаны способыдоставки работников к месту работы. С помощью поисковой системы вавтоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банквакансий» (раздел «Дополнительные критерии») на сайте Министерства труда исоциальной защиты можно найти временную, оплачиваемую общественную или сезоннуюработу. Этой информацией могут воспользоваться как наниматели, отправляющиесвоих работников в такие отпуска, так и сами работники.
В связи с предстоящей ликвидацией(или реструктуризацией) производства, сокращением численности или штата работников,прекращением деятельности предпринимателя, органы по труду, занятости и социальнойзащите могут компенсировать затраты нанимателям на опережающее обучениевысвобождаемых работников, а также на обучение лиц, принятых на работу из числавысвобожденных другим нанимателем или никогда не работавших ранее. Условия и порядоккомпенсации таких затрат нанимателям регулируются Инструкцией о порядке иусловиях компенсации органами государственной службы занятости населения затратнанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовыхпрофилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь напрофессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденнойпостановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от30.11.2006г. № 155.
За первое полугодие 2009 г. органы потруду, занятости и социальной защите компенсировали расходы 17 нанимателям запрофессиональное обучение 52 работников.
Для получения компенсации нанимателюпосле завершения работником профессионального обучения (не позднее одногомесяца) необходимо обратиться в органы по труду, занятости и социальной защитепо месту регистрации с письменным заявлением.
МинСтатом Республики Беларусьпроанализирован рынок труда наиболее массовых профессий в Республике Беларусь(Приложение 1). Рассмотрены наиболее востребованные профессии как в городах,так и в сельской местности. К примеру, по состоянию на 01.12.2009 г. вгородской местности наиболее востребованными являются следующие специальности:водитель автомобиля, каменщик, кровельщик по металлическим кровлям, машинист бульдозера,экскаватора, машинист крана (крановщик), монтажник строительных конструкций,повар, слесарь, электрогазосварщик, электромеханик, электромонтер, врач,медицинская сестра, фельдшер; в сельской местности: механизатор, оператормашинного доения, ветеринарный врач, зоотехник, врач, электромонтер,тракторист, инженер, медицинская сестра.
Проанализировав количествобезработных по категориям (Приложение 2) выявлено, что наибольшие группыбезработных представляют люди, уволенные по соглашению сторон и категориядлительно неработающих.
Статистика количества безработных по уровнюобразования показывает, что наибольшую группу представляют лица, имеющие общеесреднее образование (Приложение 3).
Рассчитано также и то, как меняласьсредняя зарплата в Беларуси на протяжении семи лет — какв номинальном выражении в белорусских рублях, так и в пересчетена доллары США. За исследуемый период своего максимумав долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре2008 года.
Из всех стран СНГ тольков России, Украине и Беларуси средняя зарплата в январе 2009-гоупала по сравнению с январем 2008-го. В России она снизиласьс 615 до 517 долларов (16%), в Украине —с 301 до 216 долларов (29%), в Беларуси —с 352 до 347 долларов (1%). (График 1)
График 1.
/>
В остальных странах СНГзарплаты, напротив, выросли. Во всех трех странах, где наблюдаетсяснижение зарплат, произошло падение национальных валют по отношениюк доллару, что, несомненно, повлияло и на функционирование рынкатруда[14].
В январе 2010 года средняя зарплата врублевом выражении в Беларуси возросла на 8,6% к январю 2009-го года. Вдолларовом эквиваленте средняя зарплата увеличилась на 1% (Приложение 4).
Итак, в современный период категория рынка труда привлекает ксебе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно — техническогопрогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразиетребований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы:социальные, демографические и т.д.
Резкое ухудшение социально-экономического положения иобострение движения населения негативно сказывается на эффективностииспользования накопленного производственного потенциала, сбалансированномобеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствуетвозникновению локальных очагов безработицы.
В условиях мобильности рабочей силы между локальными рынкамитруда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только отспроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (исоответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда,с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы.
В целом на рынке труда Республики Беларусь отмечаютсяположительные изменения — приостановлен, к примеру, рост численностибезработных. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службузанятости населения.

Заключение
 
При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты белорусской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе.
Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее.
Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.
Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.
Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.
Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда.
Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица — не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли-продажи рабочей силы.
Переход от одной экономической системы к другой — от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно-принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда — неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы.
Бороться с безработицей — это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица — результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат.
Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать.
Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.
Рыночной экономике соответствует рынок труда, где уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда.
Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда.
В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.

Литература
1.  Ананьев, А.В. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А.В. Ананьев // Вопросы экономики. – 1995 № 5. – с. 12-14.
2. Базылева, М.Н.,Бондарь А.В. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, А.В. Бондарь// Вестник БГЭУ. – 2001. — № 1. – с. 9.
3. Ванкевич, Е.В. Принципырегулирования занятости в Беларуси/ Е.В. Ванкевич // Вестник БГЭУ. – 2000. — №2. – с. 11-12.
4. Ванкевич, Е.В.,Коробова, Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструментпредупреждения длительной безработицы в Беларуси/ Е.В. Ванкевич, Е.Н. Коробова// Бел.эк.журнал. – 2007. — № 1. – с. 3-5.
5. Бушмарин, И.В.Рынок труда в современной экономике/ И.В. Бушмарин // Общество и экономика. №1., 1999.
6. Головачев, А.С.Экономика и рынок труда. Уч. пособие/ А.С. Головачёв – Мн: Выш. школа. 1994.
7.  Государственная служба занятости: основные сведения // Человек и труд. – 1995 № 12. – с. 7-9.
8.  Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство / В.П. Грузинов – М.: Софист, 1994.
9. Закон РБ 1991 г. № 828-ХП «О занятости населения РБ» // Ведомости Верх.Совета Бел.ССР, 1991. — № 19. С.273.
10. Закон РБ от 15июня 2006 г. № 125-3 (с изм.от 29.12.2006) «О занятости населения РБ» //Национальный реестр правовых актов РБ, 2006. — № 94, 2\1222.
11.  Заславский, И.Е Труд, занятость безработица / И.Е. Заславский — М.: Наука,1992.
12.  Кошанов, А.Н., Ибрагимова, И.С. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики / А.Н. Кошанов, И.С. Ибрагимова// Вопросы экономики. – 1992 № 7. – с. 32-34
13.  Кузьмин, С.А. Рыночная экономика и труд / С.А. Кузьмин — М.: Наука, 1993.
14. Министерствотруда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. 2009 –Режим доступа: www.mintrud.gov.by/ru/new_url_024690364
15.  Павлов, В.В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию / В.В. Павлов // Российский экономический журнал. – 1992 № 4. – с. 12-14
16. Пачинина, Л.И. Оценкаотносительной важности целей развития рынка труда крупного города / Л.И. Пачина// Экономика управления. – 2006, № 3. – с. 16-19
17. Программасоциально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг.
18.  Ракитский, А.В. Конкретно- исторические особенности становления рынка труда в СССР/ А.В. Ракитский // Вопросы экономики. – 1991 №9. – с. 24-25
19.  Рикардо, Д. Начала политэкономии, налоговое обложение Соч т.1. /Д. Рикардо — М.: Госполитиздат, 1955г. – стр. 85,88, 196
20. Слезингер, Г.Э. Трудв условиях рыночной экономики: Учебное пособие / Г.Э. Слэзингер – М., 2000.

Приложение 1
 Рынок труда наиболее массовых профессий в Республике Беларусь на 01.12.2009 г. Наименование профессий и специальностей Количество свободных рабочих мест (вакансий) Численность безработных
1. Городская местность 1.1 рабочие Водитель автомобиля 1 113 737 Дорожный рабочий 107 203 Каменщик 1 379 394 Контролер-кассир (контролер) 218 85 Кровельщик по металлическим кровлям 248 94 Маляр 380 381 Машинист бульдозера, экскаватора 299 26 Машинист крана (крановщик) 189 54 Монтажник строительных конструкций 121 36 Облицовщик-плиточник 215 142 Плотник 383 414 Продавец 1 320 1904 Повар 419 299 Слесарь механосборочных работ 176 222 Слесарь по ремонту автомобилей 144 181 Слесарь-сантехник 417 220 Слесарь (прочие) 912 561 Столяр 300 226 Токарь 260 149 Тракторист 259 159 Швея 603 522 Штукатур 558 331 Электрогазосварщик 410 242 Электромеханик 126 63 Электромонтер 975 318 1.2 специалисты и служащие Бухгалтер 191 603 Воспитатель 331 227 Врач 1 060 39 Инженер-программист 79 31 Инженер (другие ) 797 646 Учитель 87 68 Производитель работ 106 13 Мастер 307 238 Медицинская сестра 805 99 Фельдшер 140 14 Экономист 134 487 Юрист 54 218
2. Сельская местность 2.1 рабочие Водитель автомобиля 285 193 Каменщик 131 108 Механизатор 124 6 Животновод 306 180 Оператор машинного доения 477 94 Слесарь 248 223 Тракторист 762 195 Электромонтер 113 45 2.2 специалисты и другие служащие Агроном 75 37 Бухгалтер 45 115 Ветеринарный врач 217 22 Врач 141 4 Зоотехник 245 31 Инженер (прочие) 266 48 Медицинская сестра 144 11 Экономист 22 63

Приложение 2
/>

Приложение 3
/>

Приложение 4
 
Динамика изменения средней зарплатыв 2004-2010 гг. в белорусских рублях и долларах США
/>
Динамика изменения средней зарплаты в2009 г. в белорусских рублях и долларах США
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.