Рынок труда и занятости, отечественный и зарубежный опыт.Правовой и экономический аспекты
/>Содержание
Первая часть
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Вторая часть
Активная позиция занятости:отечественный и зарубежный опыт
Введение
1. Понятие трудовой занятости и ееобеспечение
2. Активная позиция занятости:отечественный и зарубежный опыт
Заключение
Список литературы
Введение
При смене политической иэкономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимостьрегулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости ибезработицы. Именно это заставило законодателя в 1991году принять первый вистории России Закон о занятости населения – попытка каким–то образом защититькатегорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992 году онпретерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует вполной мере требованиям практики. Такое положение объяснимо. Во-первых, втеории советского трудового права правовой статус безработного не подвергалсяисследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательнойзанятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, нынедействующий закон о занятости, хотя и построен на общих международно-правовыхпринципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальныетрадиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней, чем где быто ни было, проявляются исторические традиции каждого народа, каждой страны.Но, тем не менее, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с учетомвсех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.
Проводимые в Россиипреобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночнойэкономики. Одним из важных факторов, обеспечивающих достижение этой цели,является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этоготребуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает егогосударственное регулирование), системы социальных гарантий занятости иразвитого сектора социальных и правовых услуг. Политика занятости должна, посуществу, обрести новые направления и приоритеты. Необходимо сохранить и доизвестных пределов повысить уровень занятости населения, одновременно не блокируявысвобождение лишней рабочей силы. Речь идет о задаче законодателя посохранению имеющихся и созданию новых рабочих
мест, придерживаясь,прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывая возможностигосударственных инвестиций.
Основы такого рынка ужезаложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы,расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формыорганизации и оплаты труда и т.д.
Но и очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическимспадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятийи т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий поусловиям и оплате труда, противодействие росту безработицы – характерные чертыорганизации цивилизованного рынка труда. Государство должно бытьзаинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способносвоими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересоввсех участников рынка труда.
В связи с этим особоинтересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан, какособой категории граждан, не сумевших противостоять сложившейся ситуации, либопо каким то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении.
Целью данной работыявляется осмысление понятий «трудовая занятость», «обеспечение трудовойзанятости», используемых в законодательстве Российской Федерации и специальнойучебной литературе; а также рассмотреть отечественный и зарубежный опытактивной позиции занятости населения.
1. Понятиетрудовой занятости и ее обеспечение
Среди крупныхсоциально-экономических и правовых проблем в России, требующих новогоосмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовойзанятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сихпор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», многосомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда насуть этих вопросов.
Содержащееся в пункте 1статьи 1 Закона от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РоссийскойФедерации»[1] определение занятости какдеятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации иприносящей им, как правило, заработок, трудовой доход, все же не совсемконкретно. В частности, из него следует, что речь идет о легальных видахзанятости, но (и самое главное) не ясно, о каких именно – трудовой, учебной илииной.
Тем более что абзаце 8статьи 2 указанного нормативного правового акта, законодатель относит к занятымтрудоспособных граждан, проходящих очный курс обучения в общеобразовательныхучреждениях, учреждениях профессионального образования и иных соответствующихобразовательных учреждениях. Другими словами, здесь уже однозначно имеется ввиду учебная занятость, в то время как в других абзацах статьи 2 перечисляютсяформы трудовой занятости, занятость на военной службе, в органах внутренних дели т. д.
Приведенный пример лишнийраз свидетельствует, что законодатель в силу каких-то причин четко неотграничил основные виды занятости. Высказываются и другие претензииотносительно легального определения занятости и занятых граждан[2].
Не останавливаясь наанализе имеющихся в науке (прежде всего экономической, ведь «занятость» — этоэкономическая категория) суждений по теоретическим аспектам занятости вообще иполной занятости в частности[3], постараемся сразусделать некоторые выводы.
Занятость – этоестественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делатьчто-то», «занятие» и т. д.
В отношениях междугражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется)в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные инелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев классификацииони могут быть подразделены на самостоятельные различные формы (виды), а те, всвою очередь, на дробные формы и виды.
Вновь вернемся к статье 1и 2 Закона о занятости. На наш взгляд, в статье 2 перечислены виды и формызанятости общественно полезной деятельностью, но далеко не все, а только те,охват граждан которыми не дает им права на получение пособия по безработице. Вчастности, отсутствуют такие важные формы занятости, как воспитание детей, уходза нетрудоспособными, занятость в домашнем хозяйстве и др. Иными словами, встатье 1 сформулировано такое понятие занятости общественно полезнойдеятельностью, которое в совокупности с содержанием статьи 2 позволяет лишьустановить, когда граждан нельзя признать безработными и назначить им пособие побезработице.
Полагаем, что условно всевиды занятости общественно полезной деятельностью в зависимости от рядакритериев, в том числе от целевой направленности, можно отнести к трем основнымвидам: учебная; на военной службе и службе в органах внутренних дел; трудовая.При этом, естественно, принималось во внимание и содержание статей 1 и 2 Законао занятости.
Трудовая занятость – этозанятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащихзаконодательству формах и как направленная на получение заработка (трудовогодохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.
Из приведенногоопределения видно, что нужно различать, в свою очередь, как минимум два вида(подвида) трудовой занятости (в зависимости от ее цели). Каждый из них имеетсвои формы. Так, основными формами второго вида являются: воспитание детей,уход за больным членом семьи, благотворительная деятельность, ведение домашнегохозяйства и другое.
Трудовая занятостьпервого вида – это и есть занятость людей в сфере производства или вэкономическом значении[4]. Под ней следует пониматьудовлетворение потребности трудоспособного населения в сфере общественного иличного труда в не противоречащих законодательству формах и направленную наполучение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.
Формы трудовой занятостив экономическом значении – это установленные законом (или, во всяком случае, непротиворечащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как гражданереализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму ворганизациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования;предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах(артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции подоговорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.
Приведенное определениетрудовой занятости в сфере производства или в экономическом значении в принципеодновременно является и понятием полной трудовой занятости. Полагаем, чтоосновное отличие между ними состоит лишь в степени удовлетворения потребноститрудоспособного населения в сфере общественного и личного труда и т. д. Еслипотребность удовлетворена полностью, то налицо и полная занятость.
Термин «обеспечение занятости»встречается достаточно часто в действующем законодательстве. Употребляется он ив литературе, однако практически почти нигде не расшифровывается.
На первый взгляд, можноприйти к выводу, что обеспечение занятости сводится к гарантиям права на труд.Да и само слово «гарантия» означает обеспечение, ручательство. Гарантировать –значит, обеспечивать, поручаться, устанавливать гарантии[5].
Может быть, этообстоятельство позволило В. Н. Толкуновой[6] дать определениеобеспечения занятости, прежде всего как комплекса социально-экономических,юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей,реализации всеми желающими своего права на труд и тому подобное.
С экономической точкизрения структура занятости складывается из трех элементов: привлечение трудовыхресурсов; собственно занятость, или непосредственная занятость, то естьиспользование рабочей силы; высвобождение трудовых ресурсов. Данные элементыпредставлены одновременно в занятости и отражают реальные процессы переходатрудовых ресурсов из одного состояния занятости в другое. Привлечение трудовыхресурсов и высвобождение трудовых ресурсов – непрерывные процессы, которые идутодновременно и без которых невозможно понять собственно занятость[7].
Причем доминирующеезначение принадлежит собственно занятости, или непосредственной занятости.Именно на достижение собственно занятости (включение работника в совокупнуюрабочую силу и соединение со средствами производства) направлены два другихэлемента – привлечение и высвобождение трудовых ресурсов.
Вот почему, на нашвзгляд, если под обеспечением занятости понимать все то, что направлено на еедостижение, то применительно к приведенной структуре занятости в обеспечениеможно включить, прежде всего, привлечение трудовых ресурсов, а также ихвысвобождение.
Теперь постараемсявыделить границы обеспечения занятости в воспроизводственном процессе рабочейсилы. Он, как известно, характеризуется единством его фаз – производства,обмена, распределения и использования. При этом производство и распределение сэкономической точки зрения расширенного воспроизводства рабочей силы всовокупности представляют собой формирование рабочей силы. А вот с позициймеханизма государственно-правового воздействия на процесс формирования рабочейсилы в его содержание следует включить третью фазу воспроизводства(распределение) и отчасти первую (ее третий момент – только производствоквалифицированной рабочей силы). Этот момент мы именуем подготовкой рабочейсилы. Тем самым процесс формирования рабочей силы с точки зрениягосударственно-правового воздействия на него состоит из двух стадий: подготовкии распределения.
Занятость не являетсяособой или самостоятельной фазой процесса воспроизводства рабочей силы.
В литературе принятосчитать, что отношения занятости охватывают все фазы, а эффективность последнейиз них, на которой происходит использование трудовых ресурсов, зависит отцеленаправленной деятельности общества на предшествующих этапахвоспроизводства.
При этом категорию«занятость» не отождествляют с понятием «использование трудовых ресурсов».
Хотя параллельноеупотребление этих понятий имеет определенные основания: занятость не можетосуществляться без использования трудоспособного населения в процессе труда. Вто же время есть качественные и количественные отличия[8].
Таким образом, с позициивоспроизводства рабочей силы обеспечение занятости охватывает фазыпроизводства, обмена и распределения. Именно они направлены на достижениезанятости или использования трудовых ресурсов. А в совокупности все фазывоспроизводства выражают занятость.
Конечно, отнесение ккатегории «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости(привлечение и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фазвоспроизводства рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе неозначает, что отношения по обеспечению занятости не возникают в собственнозанятости и на фазе использования рабочей силы. Здесь также необходимы меры,направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой занятостив процессе использования трудовых ресурсов.
Вот почему представляетсяболее правильным рассматривать обеспечение занятости одновременно в двухаспектах: широком и узком (собственном) значениях. В первом значении подобеспечением занятости следует понимать совокупность экономических, социальных,организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижениюудовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного иличного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную наполучение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, а такжесохранению и поддержанию уже достигнутой занятости. Другими словами, этопонятие касается обеспечения занятости на всех фазах воспроизводства рабочейсилы и всех составных элементов структуры занятости.
Обеспечение занятости вовтором аспекте, т.е. в собственном значении этого слова – это совокупностьэкономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий,способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населенияв сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательствуформах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иноговознаграждения. Именно это значение нас интересует в дальнейшем.
Для более полнойхарактеристики понятия «обеспечение занятости» целесообразно краткоостановиться на его организационно-правовых формах.
Под ними следует пониматьустановленные государством организационные и правовые приемы и средства,которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть«охваченными» определенной формой занятости) в избранной сфере деятельностисогласно призванию, способностям, образованию или иную работу на периодвременной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку дляэтого.
К основным организационно-правовымформам можно, например, отнести трудоустройство через органы федеральнойгосударственной службы занятости, перевод в другую организацию либо в другуюместность, организованный набор рабочей силы, сельскохозяйственное переселениеи другие формы распределения трудовых ресурсов или виды трудоустройства,профессиональную ориентацию, подготовку кадров[9] и так далее.
Таким образом, еслипонятие «форма занятости» означает, где и как гражданин реализует право натруд, то понятие «форма обеспечения занятости» имеет несколько другое значение– каким образом он это сделает (при помощи каких дополнительных механизмов) иликакими иными установленными способами и средствами, направленными на оказаниепомощи в правильном выборе области профессиональной деятельности или формызанятости воспользуется (имеется в виду профессиональная ориентация, подготовкакадров и другое).
Что же касается неполногорабочего времени, многосменного режима работы, работы на условиях сокращенногорабочего времени, бригадной организации труда и некоторых других категорий,которые нередко именуют формами (или видами) занятости или обеспечениязанятости[10], то здесь правильнееговорить о формах организации труда на предприятии и его режиме или оборганизационных формах занятости.
2. Активная позиция занятости: отечественный изарубежный опыт
Переход России крыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейсянеотъемлемой чертой рыночной экономики[11].
В этих условиях мы должныизучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы исмягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершеннонеобходимым является позиция активной занятости, основная цель которойзаключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному трудупутем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительноесодействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда,организация общественных работ и временной занятости, развитиепредпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение иконсультирование.
Внимание, уделяемоезарубежными странами активным программам на рынке труда, и перераспределениезначительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4 процента ВВП в СШАи Канаде до 2 процентов в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых,активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, ктопотерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина,направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимостьот поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затратыгосударственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связаннуюс тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения имидостаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличиваетпроизводительность труда в целом и, в частности, способствует структурнойперестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовыхресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахожденииработником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, тоесть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать егоумственным и физическим способностям.
Исходя из вышесказанного,полезным представляется обзор тех мероприятий активной позиции занятости нарынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также краткий анализтого, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.
Начать рассмотрениехотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективныхмер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированнойобщенациональной службой. Ее основная задача — сокращение времени поискавакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшениенесоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятостиспособствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих ихтребованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или болеевысокой заработной платой.
Таким образом, главнойобязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей ипродавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку вагентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее.Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет правопопросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист.Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросыи регистрационные листы. Работодатель не обязан нанимать найденную емукандидатуру; безработный также может отказаться от предложенного ему места.Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройствубесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система сбора иобработки данных построена на единых для всей страны принципах, а информацияносит закрытый характер и недоступна даже полиции.
Интересен опыт Франции,где агентства занятости организуют специальные кружки для безработных,проводящие 2-3 раза в неделю занятия на тему «Как искать работу», на которыхобсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другиевопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии. Деятельность этихкружков достаточно результативна: они помогают 40 процентам их посещающихподобрать себе удачное место.
Несмотря на то, чтоэффективность государственной службы по трудоустройству высока, тольконебольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественнорабочие места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35 процентовищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции черезгосударственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15процентов всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5 процентов лицполучают работу через службу содействия найму.
Дело в том, что целый рядпричин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющиевыгодные вакансии, и хорошие работники редко пользуются их услугами,предпочитая искать то, что им нужно, через родственников и знакомых или спомощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что большинство трудящихся(56 процентов) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных.Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытиякоммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательнообязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест»в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочихне просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многихслучаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными.Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение дляпоиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюролюдей, как худшую часть рабочей силы.
Еще одна широкораспространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынкетруда — это публикация данных о будущем спросе на различные профессии, чтоособенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.
Однако эти публикациисодержат массу возможностей для ошибок: даются средние цифры по стране, тогдакак тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться;технологические сдвиги, меняющие спрос на труд, почти не предсказуемы; а вомногих расчетах не учитывается, что этот спрос зависит и от заработной платы.
Что касается основныхпринципов работы российской службы занятости, то они соответствуютмеждународной практике.
Так, по Закону озанятости населения государство гарантирует гражданам бесплатное содействие вподборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органовзанятости (ст.12 п.1).
Как и бюро потрудоустройству в зарубежных странах, российские органы службы занятостиобеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов опредложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.
Мероприятия, проводимыенашими агентствами по трудоустройству, несомненно, полезны для многих лиц,оставшихся без работы или стремящихся найти новое рабочее[12].Вместе с тем, к сложностям, испытываемым службами занятости зарубежных стран, скоторыми неизбежно сталкиваются и бюро по трудоустройству в России,прибавляются и такие специфические для нашей страны трудности, как отсутствиенадежных информационных систем, включая необходимую технику, программноеобеспечение, устойчивые контакты с работодателями и трудящимися. В этихусловиях необходимо существенно увеличить сферу трудового посредничества припомощи таких, например, средств, как многофункциональные биржи рабочей силы,имеющие дело с различными профессиональными группами трудящихся от рабочихшироких специальностей до работников интеллектуального труда; разнообразныеярмарки вакансий по территориально-отраслевому, социально-профессиональному,производственно-сезонному и другим признакам в зависимости от ситуации на рынкерабочей силы; специализированные биржи, рассчитанные на конкретные категориинаселения. В настоящее время значительную роль могут сыграть также средствамассовой информации пресса, радио, телевидение: нужен выпуск специальныхбюллетеней о вакансиях, газет для тех, кто подыскивает себе работу, буклетов,помогающих правильно ответить на тесты, анкеты, заполнение которых обычносопутствует процедуре трудоустройства, и памяток для тех, кто опасаетсяпотерять или уже потерял свое место, содержащих правила поведения на рынке рабочейсилы.
Программыпрофессиональной подготовки и переподготовки, как признают многие ученые, — этоглавное направление активной позиции занятости на рынке труда, посколькуперспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жесткоувязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификациянадежно предохраняют трудящихся от безработицы.
Так, доля временнолишившихся работы в США среди занятых преимущественно умственным трудом в 2-3раза ниже, чем у работников физического труда, а у обладающих высшейквалификацией норма безработицы меньше по сравнению с остальными в 4-7 раз.Аналогичную картину можно наблюдать и в странах Восточной Европы: хотяпервоначально безработица была сконцентрирована на квалифицированныхработниках, сейчас самые высокие уровни безработицы имеют место срединеквалифицированных трудящихся.
Данные программыразрабатываются и принимаются на уровне законодательных органов илиосуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей ворганизации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Ониориентированы, в первую очередь, на лиц, потерявших работу в связи с тем, чтоих прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своейспециальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимогопрофессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться нарынок рабочей силы.
Обычно кандидатов дляпрохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она жеустраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка можетпроходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения напредприятии. В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессиейширокого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применениеминдивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося,модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованиеммастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаютсяведущие специалисты университетов и промышленных фирм. Оплатапреподавательского состава проводится на уровне, который существует дляработников их класса в частном секторе. Общая продолжительность обученияварьируется от нескольких недель до 3 лет в зависимости от степени сложностипрофессии и индивидуальной подготовки и возможностей ученика. Такие центрымогут быть как государственными, так и частными.
Сейчас всемерностимулируется участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся.Так, законодательством Франции предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 иболее наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фондазаработной платы. Аналогичные меры действуют и в других странах(Великобритания, Италия, Швеция). «Закон о совместной профессиональнойподготовке», принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частнымикомпаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советыдля управления программой и выделения специфических профессий, необходимых длякаждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, внаибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективнымподходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, котораявключает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме сгарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс. Главноепреимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же времяпри обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников,а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периодыблагоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тожеиногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройствев них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками местабудущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализацияучеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, еслиобразовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.
Кроме того, государствопытается стимулировать обучение и переобучение безработных через выплату импособий в форме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую онивыберут; через снятие налогов на деньги предприятий, идущие на обучениеперсонала.
Аналогичные мерыпредусмотрены и российским законодательством: безработные граждане имеют такжеправо на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку,переподготовку по направлению службы занятости.
Но претворение этих мер вжизнь затруднено по целому ряду причин. Во-первых, существующая сеть обучения ипереобучения кадров ориентирована, главным образом, на массовые профессии вцелях смягчения их дефицита, а не на потребности рынка рабочей силы,предполагающего гибкость реагирования на изменения ситуации в области спроса ипредложения труда. Кроме того, она традиционно рассчитана на первичнуюподготовку молодежи и повышение квалификации в пределах специальности, но не напрофессиональную переподготовку взрослого населения, оставшегося без работы изаработка. Наконец, у государственной службы занятости еще нет собственнойучебно-курсовой сети, эффективных методик обучения и опытного персоналаинструкторов и преподавателей. Осложняют выполнение программ попрофессиональной подготовке и переподготовке также недостаток информации о том,какие специальности требуются и в каком количестве; отсутствие просьб от лиц,потерявших работу, о переобучении (все еще ожидающих, когда на них появитсяспрос на рынке труда, чего, возможно, никогда не случится); финансовыеограничения. Последний фактор следует подчеркнуть: особое внимание должно бытьуделено тщательному отбору кандидатов для прохождения профессиональнойподготовки и самих обучающих программ.
Опыт зарубежных странпоказывает, что только кооперация университетов, технических училищ ипромышленных компаний позволяет решить задачу подготовки современных кадров.Она включает открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий,организацию и осуществление целевых научных программ, совместную разработкуучебных курсов, создание системы непрерывного обучения и переобучения нарабочем месте. Установление тесных связей между вузами, техникумами и ПТУ, содной стороны, и производством, с другой, что ключ к выводу из кризиса всейсистемы профессиональной подготовки и переподготовки в нашей стране.Сотрудничество в области разработки и освоения новых технологий на основеконтрактов, создание совместных внедренческих фирм, взаимные услуги вобеспечении учебных мастерских современным оборудованием, в организациипрактики учащихся, в развитии постоянно действующей системы обучения ипереобучения персонала все это позволит повысить качество трудовых ресурсов иодновременно облегчить проблему трудоустройства выпускников, уменьшая какмолодежную, так и структурную безработицу.
Следует сказать ипрограммах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-н годы ХХ века),общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали всебя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всюстрану, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами илипериодами времени (межсезонье, спад деловой активности).
Программы общественныхработ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены намобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовойинфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведениялесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров,строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц,библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых,существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемыемуниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми,больными.
Чаще всего общественныеработы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своеговремени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянногоместа. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату,позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положениябезработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современныхэкономических условиях эти программы являются одним из немногих способовсоздания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средствасуществования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояниезанятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий побезработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецкихспециалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут квозникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях.
Вместе с тем нельзя несогласиться, что главной отрицательной чертой государственных программобщественных работ является то, что 90 процентов всех затрат на них в периодспада дает отдачу через 2,5 года и более после прохождения низшей точкикризиса. Для преодоления этого недостатка в США, например, требуют, чтобыобщественные работы начинались не позднее, чем через 90 дней после утвержденияпланов. Кроме того, предпочтение отдается небольшим проектам, поскольку на ихвыполнение идет меньше времени, что облегчает свертывание программы приулучшении экономической конъюнктуры. Наконец, к недостаткам существующихобщественных работ следует отнести также то, что они практически не создаютусловий для профессиональной ориентации и подготовки участвующих в нихработников, не способствуя, таким образом, их дальнейшей занятости.
Но, несмотря на всесказанное, проведение общественных работ в России в настоящее время может бытьдостаточно эффективным[13], поскольку превышениеспроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворитьэтот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числавакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах иотраслях экономики, где безработица особенно велика. Кроме того, сокращаябезработицу, программы общественных работ могут предоставить трудовые ресурсыдля охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, снизить социальноенапряжение и удержать работников от ухода с рынка труда.
Разрабатывая различныеварианты сокращения безработицы, государственные органы пытаются не толькоуменьшить расходы, заботясь о рациональном использовании налоговых поступлений,но снять даже оттенок благотворительности с государственной деятельности в этойобласти. Именно поэтому все более широкое распространение получают такиенаправления политики занятости, которые призваны подтолкнуть безработных кболее активному поиску. Речь в первую очередь идет о действующих сейчас уже в17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим работы, всейсуммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия имисобственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление снеобходимыми обоснованиями в агентство по трудоустройству, где егорассматривают специалисты и готовят свое заключение. Около 60 процентов такихпросьб удовлетворяется. При этом стартовый капитал нового предприятия можетбыть обеспечен за счет его владельца лишь на 10 процентов, до 70 процентовгосударственные субсидии и около 20 процентов кредиты. Фирма, не приносящаяприбыли, освобождается на определенный срок от уплаты налогов. Как показываетопыт, именно развитие подобных предприятий позволяет создать значительную частьновых рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм запоследние 4 года финансировалась за счет средств государственного страхованияпо безработице.
Поддержка государства,которая, кроме денежной помощи, включает предоставление консультационных и иныхуслуг, определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, вВеликобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалосьпоступление государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65процентов самостоятельных хозяев.
В России мелкоепроизводство в разнообразных формах имеет большие перспективы. Известно, чтотолько 3-5 процентов людей имеет склонности и способности к открытию своегодела. Исходя из этого функцией службы занятости является отбор из числаобратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь ввыявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает методтестирования, позволяющий рекомендовать или нет гражданину заниматься бизнесом,а также решить вопрос о предоставлении ему кредита.
Приоритетным направлениемактивной позиции занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодыхлюдей[14], ибо они вдвое чаще, чемвзрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социальновзрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме нагосударственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, вВеликобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессиональногообучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работуна производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 до 21 года,бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсациинедостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективночередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.
Помимо возможностиучастия в различных программах профессиональной подготовки молодые людиобладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места.Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работумолодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по еестрахованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты нарабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично, в Испании предприниматели,нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальноестрахование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднегообразования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действоватьпрограммы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемыеиз государственных источников (общественные работы).
Уровень материальногообеспечения молодежи, охваченной программами профессиональной подготовки изанятости, различается по странам, но везде определяется, исходя из следующихпринципов: выплаты должны быть адекватны разумному уровню жизни; они должны привлекатьлюдей к программе, но не быть столь высоки, чтобы не было необходимости искатьдругую работу; выплаты должны формировать правильное представление о потенциалетрудящихся, чтобы они не хотели слишком многого в будущем.
Высокий уровеньбезработицы среди молодых людей 16-24 лет может быть вызван не только их слабойподготовкой или отсутствием рабочих мест, но и самим процессом поиска работы сперспективой. Увольнение же работников в возрасте 55 и выше ставит болеесерьезные проблемы, а трудоустройство решается намного сложнее из-за слабойадаптации пожилых людей к растущим требованиям современного производства.Государство старается стимулировать их найм с помощью субсидий предприятиям,как это делается, например, в ФРГ для привлечения трудящихся старше 50 лет.
Практически полностьюзависят от государственного финансирования и длительно безработные. Этакатегория имеет свои специфические трудности: они потеряли привычку работать ине представляют поэтому интереса для нанимателей. Как правило, их образовательныйи квалификационный уровень невысок.
Общественные работы хотяи облегчают положение длительно безработных, но все же дают им лишь временнуюпередышку: срок трудоустройства ограничен 1 годом и только в редких случаяхможет быть продлен еще на 6 месяцев (ФРГ, Великобритания). Предпринимателям,привлекающим безработных, не имевших работы в течение долгого периода, даютсягосударственные субсидии для доплат к их заработной плате, которая обычнонаходится ниже нормальной величины, а также на профессиональную подготовкудлительно безработных.
В тщательном внимании нарынке труда нуждаются инвалиды и хронические больные, для которых могутоткрываться особые мастерские, как в Швеции, или квотироваться рабочие места,как во Франции.
Какова же теоретическаяоценка программ, субсидирующих трудоустройство отдельных групп рабочей силы?Известная в США Программа целевых налоговых льгот на повышение занятости(1979г.) была создана для помощи молодым рабочим и охватывала фирмы,привлекающие молодежь в возрасте 18-24 лет. Работодатели получали налоговыескидки на 2 года, что, по мнению государственных деятелей, способствовалопреодолению первоначального сопротивления при найме молодых работников и давалоим возможность приобрести трудовой опыт за 2 года субсидированной занятости.Данная программа просуществовала до 1985г., а затем была отменена из-завызванных ею негативных последствий, общих для всех аналогичных программ. Делов том, что в краткосрочном периоде снижение налогов сдвигало кривую спроса натруд вправо, увеличивая этим равновесные значения заработной платы и занятостидля данной группы рабочих. В длительной же перспективе субсидии вели к заменекапитала, несубсидируемого низкооплачиваемого труда и квалифицированного трудасубсидируемым трудом. Таким образом, рост занятости рабочих определеннойкатегории не приводил к общему снижению безработицы. Кроме того, посколькусубсидии и налоговые льготы распространяются только на малоквалифицированныхработников, предприниматели начинают уменьшать обучение своего персонала, что вконечном итоге ведет к расширению группы рабочих, сильно подверженныхвоздействию безработицы.
В России риск безработицынаиболее высок для молодых людей и лиц, испытывающих потребность в социальнойреабилитации. Ясно, что в сложившихся условиях, когда закрытие нерентабельныхпроизводств и высвобождение трудящихся неизбежны, столь же неизбежно осложнениенахождения рабочего места для тех, кто не имеет объективных возможностей наравных конкурировать на рынке труда. Все это не оставляет сомнений в том, чтоспециальные программы по поддержанию занятости в нашей стране простонеобходимы, даже несмотря на их негативные стороны, о которых говорилось ранее.Что же может предложить российская служба занятости? Разумеется, это те меры,которые используются для сокращения безработицы вообще, но могут быть применимыи по отношению к отдельным группам безработных, особо нуждающихся в социальнойзащите и испытывающих трудности в поиске работы.
Большое вниманиеуделяется молодежи, для улучшения положения на рынке труда которойпредусматриваются самые разнообразные мероприятия: компенсация работодателямрасходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в томчисле на создание специальных ученических рабочих мест; открытие специализированныхмолодежных центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптациивыпускников учебных заведений; широкое информирование выпускников учебныхзаведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности) длянахождения работы; организация временной занятости молодых людей; реализацияпроектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости, созданиеобучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела;совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебныхзаведений.
Для трудовой реабилитацииинвалидов предполагается организация модельных центров, разработка специальныхметодик и программ профессиональной подготовки, способствующих повышению ихконкурентоспособности на рынке труда, а также поддержание занятости напредприятиях, применяющих труд лиц с ограниченной трудоспособностью.
Заключение
Процесс становления рынкатруда в переходной экономике России и формирования новых социально-трудовых отношенийпронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения,призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с темведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чреватосоциальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночныхотношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежнойсоциальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения.Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается вобеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых являетсяпроведение активной политики занятости. Такая политика предусматриваетопределяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочихмест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации испециальных форм работы с незанятым населением.
В условиях развивающейсяэкономики России особенно важным представляется опыт активной позиции занятостизарубежных стран на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий порегулированию рынка труда, таких как помощь в трудоустройстве, программыпрофессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ,содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Анализ зарубежного опытаможет представлять интерес и сам по себе, и как предмет изучения, наскольковозможно применение аналогичных мер на рынке труда России.
Важная роль в проведенииактивной позиции занятости на рынке труда принадлежит службе занятости, ролькоторой в настоящее время качественно изменилась. Из простого посредника потрудоустройству она превращается в активный элемент регулирования рынка труда.Она должна выполнять многопрофильные функции. Ее деятельность должнабазироваться на осуществлении превентивных мер с тем, чтобы влиять на процессы,происходящие в области занятости, а не устранять их негативные последствия.
На данный момент в Россиисохраняется тенденция нарастания интенсивности предложения рабочей силы прирезком падении спроса на нее, что отражает ухудшение ситуации на рынке труда.Исходя из этого, представляется необходимым оценить современное состояниесистемы вакантных рабочих мест и текущего движения рабочей силы,проанализировать на их основе изменение отраслевой потребности в работниках, атакже установить зависимость между этим изменением и динамикой основныхпоказателей социально-экономического развития страны и на основе выясненныхзакономерностей определить, как будет меняться спрос на рабочую силу поотраслям на перспективу. Сделать это можно, используя данные сводной отчетностипо труду Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости России, а также центраэкономической конъюнктуры при Правительстве РФ.
В условиях перехода крыночной экономике Россия поставлена перед необходимостью разработатьсобственную политику профессионального образования, соответствующую ее особымусловиям и новым принципам хозяйствования.
Главной целью политики вобласти труда является повышение его эффективности на основе качественногосовершенствования всех организационно-экономических параметров трудовойдеятельности для обеспечения роста благосостояния населения.
Однако, проведениемногомасштабной государственной политики в этом смысле наталкивается наресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода.Поэтому объективно неизбежен для достижения поставленной цели выборприоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования всфере труда. К ним в первую очередь относится реформирование системы оплатытруда и развитие социального партнерства как инструмента формирования новогомеханизма трудовых отношений в России. Развитие социального партнерствапроисходит неравномерно и не лишено недостатков.
В целом, необходимуглубленный экспертный анализ бедности в стране, включающий социологическиеисследования и учитывающий показатели абсолютной, относительной и субъективнойбедности. При анализе причин бедности следует учитывать каксоциально-демографические факторы, так и экономические факторы. Такой анализдает возможность установить целевые показатели сокращения уровня бедности,специфические для каждой конкретной страны. Политика сокращение уровня бедностидолжна разрабатываться с учетом страновых особенностей, в частностидемографического положения, страновых традиций в организации семьи идомохозяйств, с учетом общего уровня развития страны.
Эффективная политикасокращения бедности требует программно-целевых подходов. Это касается не толькопрямого расходования общественных (бюджетных) средств на помощь малоимущим,пенсионное обеспечение, страхование по безработице, медицинское обслуживание,образование, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Не меньший вклад всокращение бедности могут внести программы по стимулированию занятости,повышения уровня оплаты труда, в том числе, и в рыночном секторе экономики.Поддержка малого и среднего бизнеса, включающая снижение административныхбарьеров при открытии новых предприятий, предотвращение коррупции, установлениеразумных уровней и форм налогообложения малого и среднего бизнеса, забота облагоприятном инвестиционном климате, является одним из важных инструментовснижения уровня бедности. Активная позиция занятости, включающая содействиесозданию новых рабочих мест, обучение и переподготовку безработных, организациюобщественных работ играет особенно существенную роль в странах с переходнойэкономикой.
Списоклитературы
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации. М., 2004.
2. Закон РоссийскойФедерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991г. // Российская газета. 6 мая 1996 г.
Специальная литература
1. Абрамова О.В.,Гаврилина А.К. Правовое регулирование трудоустройства // М., 1997 г.
2. Гаврилина А. К.Права и обязанности безработного гражданина // Трудовое право. 1998. № 3.
3. Катульский Е.Основные направления государственной политики на российском рынке труда //Человек и труд. 1998. № 1.
4. Комментарий кТрудовому кодексу Российской Федерации. М., 2002.
5. Котляр С.Общественные работы. Способы снизить «температуру» на рынке труда // Человек итруд. 1998. № 3.
6. Лушникова М. В.Признание гражданина безработным по закону Российской Федерации «О занятостинаселения в РФ» (Проблемы применения) // Российский экономический журнал. 1996.№ 1.
7. Никитин Е.Условия и порядок признания гражданина безработным // Российская Юстиция. 1996.№ 2.
8. Никитин Е.Уровень социальной защиты безработных повышен // Российская Юстиция. 1996. № 7.
9. Прокопов Ф.Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 1998. № 3.
10. Пушкина Т.Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов: реализациязаконодательства РФ // Человек и труд. 1998. № 6.
11. Словарь терминов,применяемых в деятельности служб занятости. М., 1997.