Реферат по предмету "Экономика"


Рынок: сущность, функции и условия формирования

Введение
Известно, что каждый способпроизводства, каждая экономическая система представляют собой единствопроизводства, распределения, обмена и потребления. Общественный  продукт,созданный в процессе производства, проходит объективно обусловленные фазыраспределения, обмена и завершает свой путь в потреблении. Поэтому все фазыорганически соединены, выступают как единство общественного производства, какчасти целого. С появлением и развитием товарного производства прямойпродуктообмен уступил место товарообмену, а обмен товаров, реализация товаровстали играть существенно важную роль не только в судьбе товара: будет ли онпризнан как общественная потребительная стоимость, т. е. как продукт, нужныйобществу, удовлетворяющий его потребности, будет ли он признан как стоимость,т. е. воплощенный в нем общественно необходимый труд, или обществу он не нужени поэтому товар не реализуется, а значит, затраты, произведенныетоваропроизводителем, полностью или частично пропадают. Рынок—это конкретнаяформа проявления и товарного обмена, и товарного обращения, совокупностьэкономических отношений между продавцами и покупателями в процессекупли-продажи товаров и услуг.
Задачи и цели моей курсовой работызаключаются в определении сущности рыночных отношений, функций рынка, условийего формирования. Также к целям и задачам относятся определение критериев,которые тем или иным образом влияют на состояние рынка, изучение чистой инесовершенной конкуренции.

                   Глава 1. Значениерыночной экономики на современном этапе развития общества.
 
1.1 Сущность рынка.
Рыночные отношения неявляются раз и навсегда данными, неизменными. Следует различать простой обмен,куплю-продажу и торговлю. В первом случае обмен товаров происходит в одно и тоже время и в одном месте. Во втором
случае происходитразделение купли и продажи и во времени, и в пространстве, т. е. сегодня можнопродать в одном месте, а через какое-то время купить необходимую вещь в другомместе. И, наконец, в третьем случае обособление производителей ипотребителей достигает высшей ступени, когда купля и продажа осуществляются припосредничестве третьих лиц, т. е. когда существует торговля как обособленная,самостоятельная отрасль товарного хозяйства. Если до этого товаропроизводительи потребитель вступали в отношения непосредственно, то теперь наряду спроизводителями и потребителями выступают работники торговли как субъектырыночных отношений. Это значительно ускоряет процесс реализации товаров,способствует расширенному воспроизводству экономики. Вместе с тем появлениепосредника между производителями и потребителями усложняет отношения вобществе. Для того чтобы возмещать затраты, связанные с обращением товаров,работники сферы обращения используют ту часть стоимости, которую они создают,выполняя те операции, которые являются продолжением процесса производства всфере обращения (транспортировка, сохранение, расфасовка и т. п.). При этом ониприсваивают часть стоимости, которую производители передают им за реализацию ихтоваров. Уменьшая издержки обращения, они получают возможность для улучшенияматериально-технической базы торговли, усиления стимулов ее работникам и т. п.
          Таким образом,обособление товарного обращения и рынка как самостоятельной подсистемытоварного производства, которое произошло вследствие углубления общественногоразделения труда, имеет огромное значение для ускорения оборота товаров,экономии материальных и трудовых ресурсов. С древних времен рынок определялсякак место торговли товарами (рыночная площадь). Он и сейчас существует в нашейстране в виде колхозных рынков, где реализуются, главным образом, продуктыпитания. Есть и вещевые рынки, где продаются товары народного потребления, ноих удельный вес в общем объеме товарооборота сравнительно небольшой. Суглублением общественного разделения труда, развитием товарного производствапонятие «рынок» наполняется новым содержанием. В структуре общественногопроизводства образуется сфера обращения. Она, по существу, и является рынком,т. е. сферой обращения и реализации товаров.
         Современныйрынок — это один из главных элементов сложной системы хозяйствования, в которойтесно взаимодействуют рыночный механизм и многочисленные, прежде всегогосударственные, регулирующие институты. Он включает также состояниеобщественного сознания (культура, право-сознание, идеология).
Рыночныймеханизм проявляется прежде всего во взаимодействии спроса и предложения. Спрос— это форма выражения потребностей общества. Однако это не все потребности, алишь те, которые обеспечены деньгами, т. е. это платежеспособный спрос.Предложение тоже не тождественно производству, ибо это лишь те товары, которыелибо уже есть на рынке, либо могут быть туда доставлены. Итак, спрос ипредложение — это специфические категории, которые выражают взаимодействиепроизводства и потребления в условиях рыночной экономики. Соотношение спроса ипредложения характеризует конъюнктуру рынка, а оптимальное соотношение междуними означает равновесие спроса и предложения. Рыночное равновесие, в своюочередь, свидетельствует о сбалансированности, пропорциональности развитиянародного хозяйства.
Еслицены на товары растут (при прочих равных условиях), то спрос уменьшается. Еслипредложение товаров увеличивается (опять же при нормальном, а не дефицитномрынке), то они могут быть реализованы по сравнительно низким ценам. К тому женадо иметь в виду, что не только цены определяют количество купленных товаров.Существуют еще такие факторы, как средний доход покупателей, размеры рынка,цены и полезность других товаров, которые могут заменить данный товар, а такжесубъективные вкусы и привязанности. Равновесие рыночных цен устанавливается натаком уровне соотношения спроса и предложения, когда они сбалансированы, т. е.когда количество товаров, которые хотят купить потребители (покупатели),соответствует количеству товаров, которые хотят продать производители(продавцы). Цена равновесия — это цена такого уровня, при котором предложениесоответствует спросу.
         Подразумевая приупотреблении понятия «спрос» требуемое количество и помня, что оно не являетсятвердо установленным и обычно меняется в зависимости от стоимости, допустим,что в какой-то известный момент спрос превышает предложение, т. е., что естьлица, готовые по рыночной цене купить большее количество товара, чемпредлагается для продажи. При этом конкуренция имеет место на сторонепокупателей.  Стоимость растет пропорционально дефициту, как могут предположитьнекоторые, а именно: если спрос превышает предложение на 1/3, стоимостьповышается на 1/3. Но это отнюдь не так, поскольку, когда стоимость вырастет на1/3, спрос может все еще превышать предложение; даже при этой более высокойстоимости может потребоваться больше товара, чем можно получить, и конкуренциямежду покупателями будет по-прежнему продолжаться. Если товар являетсяпредметом жизненно необходимым, за который люди готовы скорее заплатить любуюцену, чем отказаться от него, дефицит в 1/3 может поднять цену в 2, 3, 4 раза.Или, напротив, конкуренция может прекратиться до того, как стоимость вырастетхотя бы пропорционально дефициту. Из-за роста цен, при котором они не возрослина 1/3, приобретение всего количества товара может оказаться за пределамивозможностей или склонностей покупателей. Рост остановится в точке, какой быона ни была, в которой уравниваются спрос и предложение; по цене, устраняющейлишнюю треть спроса или выдвигающей дополнительных продавцов, достаточных дляего удовлетворения. Когда благодаря одному из этих способов или их комбинацииспрос станет равен, и не более чем равен, предложению, рост стоимостиостановится.  Вместо предположения о превышении спросом предложения  допустим,что предложение превышает спрос. Теперь конкуренция будет со стороны продавцов:лишнее количество товара может найти сбыт, только вызывая дополнительный равныйсебе спрос. Это осуществляется путем удешевления товара: стоимость падает иделает предмет доступным для более многочисленных покупателей или побуждаеттех, кто уже был его потребителем, покупать больше. Падение стоимостинеобходимо для восстановления равенства спроса и предложения, в разных случаяхразлично. Виды вещей, у которых оно обычно оказывается максимальным, находятсяна двух полюсах шкалы потребления: это или предметы жизненно необходимые, илите особые предметы роскоши, склонность к которым ограничивается узким кругомлиц. Что касается пищи, то поскольку те люди, которые уже имеют ее вдостаточном количестве, не потребуют больше вследствие того, что пищаподешевела, а предпочтут потратить на другие вещи то, что они сберегли на еде,вызванный подешевлением рост потребления, как показывает опыт, покроет толькомалую часть дополнительного предложения, порожденного обильным урожаем, ипадение стоимости практически останавливается только потому, что фермерыизымают свое зерно с рынка и придерживают его в надежде на более высокую цену,или вследствие операций спекулянтов, которые скупают зерно, когда оно дешево, инакапливают его, чтобы выбросить на рынок в момент более острой потребности внем. Уравниваются ли спрос и предложение благодаря увеличению спроса на товар врезультате его удешевления или благодаря изъятию с рынка части предложения, нестоль важно. Важнее другое, а именно: что они уравниваются в любом случае.Спрос и предложение, требуемое количество и предложенное количество обязательноуравниваются. Если в какой-то момент они неравны, конкуренция уравнивает их, иделается это посредством регулирования стоимости. Если спрос увеличивается,стоимость растет, если спрос уменьшается, стоимость падает, с другой стороны,если предложение падает, стоимость возрастает, и, наоборот, она уменьшается,если предложение увеличивается. Рост или падение продолжается до тех пор, покаспрос и предложение не станут вновь равны друг другу, и  стоимость, с которойтовар появляется на любом рынке, не что иное, как стоимость, которая вызываетна этом рынке спрос, как раз достаточный для поглощения существующего илиожидаемого предложения. В таком случае это закон стоимости, относящийся ковсем  товарам, количество которых не поддается увеличению по желанию. Такиетовары, несомненно, являются исключением. Для того гораздо более обширногокласса вещей, которые допускают неограниченное увеличение, действителен другойзакон. Но не менее необходимо отчетливо понимать и твердо придерживаться теорииэтого исключительного случая. Во-первых, он окажется весьма полезен, помогаяпонять более общий случай. А во-вторых, исключение простирается шире иохватывает больше ситуаций, чем можно было бы вначале предположить. Имеетсянезначительное число товаров, предложение которых естественно и неизбежноограничено. Но предложение любого товара может быть ограничено искусственно.Любой товар может стать предметом монополии, как, например, чай в Англии до1834 г., табак во Франции, опиум в Британской Индии в настоящее время (1848г.). Цена монополизированного товара предполагается обычно произвольной,зависящей от воли монополиста и ограниченной только предельной оценкойпокупателя ценности этого товара для него. В определенном смысле это верно, нотем не менее данный случай не составляет исключения в том, что касаетсязависимости стоимости от спроса и предложения. Монополист может по своемуусмотрению назначить любую высокую цену, лишь бы она не превышала той, которуюпотребитель не сможет или не захочет уплатить: но сделать это он может, толькоограничив предложение. Голландская Ост-Индская компания получала монопольнуюцену за пряности, выращиваемые на островах, но для этого она была вынуждена вудачные сезоны уничтожать часть урожая. Если бы она упорствовала в том, чтобыпродать все, что произвела, она должна была оказывать давление на рынок,понижая цену столь низко, что, возможно, получила бы за большее количествоменьшую общую выручку; по крайней мере, она показывала, что придерживаласьтакого мнения, когда уничтожала излишки. Следовательно, монопольная стоимостьопределяется не каким-то особенным принципом, а является всего лишьразновидностью обычного случая взаимодействия спроса и предложения. Кроме того,хотя существует лишь немного товаров, предложение которых никогда не подлежитувеличению, любой товар может временно оказаться таковым, а с некоторымитоварами так обыкновенно и случается. Например, количество сельскохозяйственнойпродукции не может быть увеличено до следующего урожая; количество зерна, ужесуществующего в мире,— это все, что можно получить иногда в течение ближайшегогода. В этот промежуток времени зерно практически уподобляется вещам,количество которых не может быть увеличено. Что касается большинства товаров,то для
увеличения их количестватребуется определенное время, и если спрос увеличивается, то до тех пор, покане появится соответствующее предложение (т. е. пока предложение не сможетприспособиться к спросу), стоимость будет повышаться настолько, чтобыприспосабливать спрос к предложению.   Существует и другой случай, представляющийпрямую противоположность только что рассмотренному. Имеются другие товары,предложение которых может неограниченно увеличиваться, но не может быть быстроуменьшено. Встречаются вещи, которые столь долговечны, что имеющееся количествоих всегда очень велико по сравнению с годовым производством. Золото и болеедолговечные металлы — вещи подобного рода; к ним относятся также и дома.Предложение таких вещей могло бы быть сразу же уменьшено посредством ихуничтожения, но в том, чтобы сделать это, мог бы быть заинтересован только ихвладелец, если бы он располагал монополией на  предмет и мог возместить егочастичное уничтожение увеличением стоимости остатка. Следовательно, стоимостьтаких вещей может долго оставаться из-за избытка их предложения или сокращенияспроса настолько низкой, чтобы вызывать полное прекращение их дальнейшегопроизводства; но так как уменьшение предложений вследствие износа являетсястоль медленным процессом, даже при полной приостановке производства требуетсядолгое время для восстановления начальной стоимости. В течение этого интерваластоимость будет регулироваться исключительно спросом и предложением и станетвозрастать понемногу по мере износа существующего запаса, пока не окажетсявыгодной для производителя, после чего производство возобновится. Наконец, естьтовары, у которых, хотя их количество может быть увеличено или уменьшено вбольшой и даже в неограниченной степени, стоимость не зависит ни от чего, кромеспроса и предложения. Это в первую очередь касается такого товара, как «труд».
Рынокобеспечивает окончательное признание общественной стоимости продукта, егопотребительной стоимости и труда, воплощенного в товаре. Лишь реализация товарасвидетельствует о том, что данная потребительная стоимость нужна людям,обществу, а труд, затраченный на производство данного товара, являетсяобщественно-необходимым. Это означает, что именно рынок обеспечиваётматериально-вещественную сбалансированность (т. е. производство различныхпотребительных стоимостей соответствует структуре спроса) и финансовую,денежную сбалансированность (т. е. соответствие суммы стоимостей, а значит, центоваров и платежеспособного спроса).
Рынок—этоконкуренция между самостоятельными предприятиями — товаропроизводителями,которая вынуждает снижать индивидуальные затраты производства ниже общественнонеобходимых, т. е. рынок — это сфера проявления действия закона стоимости.Чтобы обеспечить конкурентоспособность не только сегодня, но и в будущем,товаропроизводители не могут использовать всю получаемую прибыль дляпотребления. Рынок, конкуренция диктуют необходимость все большую ее частьвкладывать в производство, в его техническое и организационноесовершенствование. В этом огромную роль играет акционерная форма    организациипроизводства. В соответствии со стоимостью основного капитала выпускаютсяакции, которые приносят их собственникам доход в форме дивиденда. Размердивиденда колеблется в зависимости от эффективности производства и реализациипродукции. Чем выше эффективность, тем больше дивиденд, тем выше курс акции.Минимальный его размер определяется процентом, выплачиваемым банком на капитал.Если дивиденд уменьшается до уровня банковского процента, собственнику акций,как правило, не выгодно их сохранять. Ведь он может положить деньги в банк и,не рискуя, получить такой же доход. Падение курса акций — это сигнал к тому,что нужно принимать действенные меры по модернизации производства, егореконструкцию или даже перепрофилированию. Как видим, рыночный механизм оченьчувствителен к изменениям эффективности производства и хозяйствования, он сразуже сигнализирует о техническом или организационном отставании производства. Этоозначает, что его механизм органически связан с научно-техническим прогрессом,служит важным стимулом совершенствования техники и организации производства иуправления.
 
1.2 Условия формирования рыночнойсистемы.
Для формирования рыночной системынеобходим ряд условий и институтов:
1.      Преобразование в системеэкономических отношений и образование новой системы.  Взятие курса на плюрализмформ собственности.
  Этапы:
а) ваучерная приватизация
б) денежная приватизация
2.      Обеспечение полнойнезависимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих нарынке в сочетании с их экономической ответственностью.
3.      Установление экономическойсистемы,  базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправнымипартнерами.
4.      Введение свободных  или мягко  регулируемых  цен.  Существует диспропорция в соотношении розничных цен.Существует три вида цен:
а) устанавливаемые государством
б) регулируемые государством
в) цены свободного рынка
5.      Формирование механизмаэффективно действующей конкуренции. Для этого требуется  использование вопределенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.
Экономические предпосылки.
На рынке каждого вида товаров должнобыть достаточное  количество продавцов и покупателей.  Число производителейдолжно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным,  если 4 фирмыконтролируют 80%  отрасли.
Технические предпосылки.
Необходим определенный уровеньспециализации и концентрации  производства, обеспечение техническогопревосходства изделий, их качества.
Социальные предпосылки.
Предполагают предоставлениеразнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числекредитных).
6.      Формирование устойчивойфинансово-кредитной системы.
Необходимо проведение следующих мер:
а) увеличение доходной части бюджета
б) укрепление национальной валюты
в) сокращение расходов на управление
г) ужесточение контроля заиспользованием бюджетных средств
7.      Создание высокоразвитойрыночной инфраструктуры:
а) создание сильного рыночногозаконодательства;
б) формирование банковской, страховойи биржевой системы.
8.      Обеспечение открытостиэкономики,  ее интеграция в систему мирохозяйственных связей. Реализация этого условия  предполагает предоставление права любой экономической организацииосуществлять  внешнеэкономические операции с  инофирмами,  в  соответствии сзаконодательством,  на равных условиях с остальными производителями действоватьна внутреннем рынке.
9.      Необходимо решитьсоциально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.
 
1.3 Функции рынка.
Основными функциями рынка являются:
1) Распределение общего объемапродукции.
В разрешении проблемыраспределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль.Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями наоснове их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.Если цена единицы продукта Х составляет 1 дол., те покупатели, которые всостоянии и хотят заплатить эту цену, приобретут единицу этого продукта, а те,кто не в состоянии и не желают платить эту цену, продукт не купят. Размер егоденежного дохода определяет способность потребителя заплатить равновесную ценуза продукт Х и другие имеющиеся продукты. В свою очередь, денежный доходзависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемыхполучателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут бытьпроданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую рольв формировании размера дохода, который каждое домохозяйство может предложить вобмен на часть общественного продукта. В пределах денежного дохода потребителяготовность последнего заплатить равновесную цену за продукт Х и решает,поступит ли в распоряжение этого потребителя часть указанного продукта или непоступит. А такая готовность купить продукт Х зависит от того, отдает липотребитель предпочтение продуктуX, когда он сравнивает его с другимиимеющимися близкими заменителями Х и относительными ценами на них.Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль вформирований структуры расходов потребителей. Необходимо подчеркнуть, чторыночной системе как механизму распределения общественного продукта несвойственны какие-либо этические принципы. Те домохозяйства, которым удаетсянакопить большое количество материальных ресурсов по наследству, в результатетяжелого труда и бережливости, путем использования особой деловой сметки илипосредством обмана, получают крупные доходы и, таким образом, распоряжаютсябольшими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынокнеквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обменна низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственномаленькие доли национального продукта. Индустриальные общества динамичны:меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структурапоставляемых ресурсов. Это, естественно, подразумевает, что та специфическаясистема распределения ресурсов, которая в настоящее время наиболее эффективна исоответствует даннойструктуре потребительских вкусов, данному составуальтернативных технологий и данной структуре предложения ресурсов, можетпревратиться в устаревшую и неэффективную по мере того, как с течением временименяются потребительские предпочтения, создаются новые технологии производстваи перестраивается состав предлагаемых ресурсов.

2) Ориентирующаяфункция.
Предположим, чтопроисходит изменение потребительских вкусов. Вследствие возросшего осознаниянеобходимости заботиться о своем здоровье потребители решили, что станут меньшекурить сигареты и больше ездить на велосипедах, тогда как экономика в настоящеевремя не обеспечивает производство необходимого количества велосипедов.Предположенное изменение во вкусах потребителей будет доведено до сведенияпроизводителей в результате увеличения спроса на велосипеды и снижения спросана сигареты. Это означает, что цены на велосипеды повысятся, а цены на сигаретыупадут. Если предположить, что до этих изменений в потребительском спросе обеотрасли получали строго нормальную прибыль, то теперь более высокие цены навелосипеды создают экономическую прибыль для производителей велосипедов, аболее низкие цены на сигареты влекут за собой убытки для табачной индустрии.Личная выгода побуждает новых конкурентов вступать в процветающую отрасльпроизводителей велосипедов. А убытки со временем заставят фирмы покинутьпопавшую в кризисное положение табачную промышленность. Однако, как мы ужезнаем, эти корректировки носят само- ограничительный характер для обеихотраслей. Расширение производства велосипедов будет продолжаться лишь до тогомомента, когда возникший рост рыночного предложения велосипедов приведет кобратному процессу, к снижению цен на них до уровня, при котором снова станетправилом нормальная прибыль. Равным образом и сокращение производства сигаретбудет продолжаться лишь до тех пор, пока возникшее снижение их предложенияснова не поднимет цены на сигареты до уровня, при котором фирмы смогут получатьнормальную прибыль. Или, в самом крайнем случае, фирмы, производящие сигареты,перестанут существовать. Решающим здесь является то обстоятельство, что этипроцессы корректировки в частном секторе полностью соответствуют предположеннымизменениям вкусов потребителей. Общество (то есть потребители) требует большевелосипедов меньше сигарет, и именно это его требование удовлетворяется путемрасширения производства велосипедов и сокращения производства сигарет. Кстати,эти корректировочные
процессы показывают наделе правильность концепции суверенитета потребителя.
Экономическаяприбыль, которая сразу же возникает в результате повышения спроса навелосипеды, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но иобеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов,необходимых для ее роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмамэтой отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекатьресурсы из других сфер, где их применение не столь настоятельно требуется.Сигнал о готовности и способности использовать
больше ресурсов впроизводстве велосипедов поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спросана ресурсы. Практически противоположный процесс возникает в переживающем спадпроизводстве сигарет. Убытки, которые влечет за собой сокращениепотребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли наресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемогопроизводства сигарет, могут теперь найти себе применение в расширяющемсяпроизводстве велосипедов. К тому же увеличение спроса на ресурсы дляпроизводства велосипедов означает более высокие цены на ресурсы для этойотрасли по сравнению с теми, какие существуют на ресурсы для табачнойпромышленности, где снижение спроса на
ресурсы снизило цены наних. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсовстимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов изпроизводства сигарет в производство велосипедов. А это, разумеется, именно тосамое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширениепроизводства велосипедов и сокращение производства сигарет. Способностьрыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, какпотребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий ипоставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен.Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусахдиктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировкиреализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляютбольший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос.Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсыиз сокращающихся в расширяющиеся отрасли. При отсутствии  рыночной системынекоему административному ведомству, вероятно правительственному плановомуоргану, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов иресурсов в конкретные виды производства. Такой же анализ, какой мы только чтопредприняли, показывает, что рыночная система соответственно приспосабливаетсяк аналогичным фундаментальным изменениям, например к изменениям в технологии ик изменениям в структуре предложения разных ресурсов.  Важный постскриптум: нашанализ того, как рыночная система направляет ресурсы из менее важных в болееважные сферы применения, объясняет, почему большинство экономистов возражаетпротив длительного замораживания цен на продукты и ресурсы путемзаконодательных акций. Хотя замораживание цен представляет собой весьмазаманчивое средство обуздания инфляции, которое правительство времяотвремени пыталось применять в нашей экономике, подобное замораживание подрываетнаправляющую функцию цен и эвентуально препятствует осуществлению эффективногораспределения.
3) Инициированиепрогресса.
Одно делоприспосабливаться к уже происходящим изменениям и совсем другое дело —инициировать изменения, особенно желательные.  Конкурентная  рыночная система,очевидно, содержит стимулы для технического прогресса. Пионерное применениетехнологии, снижающей издержки производства, обеспечивает инновационную фирмувременным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение издержек производстваозначает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Передаваяпотребителю часть экономии от снижения издержек в форме опасения ценыпродукта,     инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбытаи высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм. Более того,конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующуюбыстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примерусамой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет кара в видеубытков, а в перспективе и в виде банкротства. Необходимо отметить, чтоснижение цены на продукт, которое технический прогресс делает возможным,обусловливает расширение инновационной отрасли. Такое расширение может бытьследствием увеличения объема производства существующих фирм или вступлений вотрасль новых фирм, соблазненных перспективой получения экономической прибыли,первоначально созданной техническим прогрессом. Это расширение отрасли, то естьпереключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивныепроизводства, есть вполне закономерный результат. Постоянное повышениеэффективности использования редких ресурсов требует такого же постоянногоперераспределения ресурсов из отраслей, где технология производстваотносительно менее эффективна, в отрасли, где она относительно болееэффективна.
4)Накопление капитала.
Однако техническийпрогресс, как правило, влечет за собой увеличение количества средствпроизводства. Предприниматель может  получить через посредство рыночной системыв свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования,от которых зависит технический прогресс. Если общество «голосует долларами» засредства производства, рынок продуктов и ресурсный рынок среагируют на такое «голосование»производством средств производства. Иными словами, рыночная система            принимает результаты «голосования долларами» в пользу как потребителей, так исредств производства. Но прежде всего предприниматель  учитывает «голоса» засредства производства, который в качестве получателя дохода в виде прибылиможет быть склонен выделить часть этого дохода на накопление средствпроизводства. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще большийдоход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными. Более того,предприниматели, уплачивая процент, могут заимствовать часть доходовдомохозяйств и использовать эти заемные средства для мобилизации «долларовыхголосов» в пользу производства все большего количества средств производства.
1.4 Критерии состояния рынка.
Огромное влияние на рынококазывает в каждой конкретной стране уровень ее развития. Характер рынка и егосоциально-экономические последствия в странах, которые находятся напостиндустриальной стадии, совсем другие, чем
в развивающихся странах.Большое значение имеют мотивация труда, критерии эффективности, уровеньразвития рыночной инфраструктуры, в том числе банковско-кредитной системы,хозяйственные пропорции, производственные и
организационно-управленческиеструктуры и т. д. В развитых странах созданы общественные институты и правовыенормы, которые обеспечивают полноценное функционирование рыночных отношений иустраняют их негативные социальные последствия (антитрестовскоезаконодательство, охрана здоровья, сокращение рабочего времени, минимальныезаработки и т.д.).

Глава2.Формы рынков.
2.1 РЫНОК  ЧИСТОЙКОНКУРЕНЦИИ
Любая попытка исследоватькаждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей.Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основныхрыночных структур, или моделей.
Экономисты различаютчетыре довольно несхожие рыночные ситуации:
1)  чистуюконкуренцию,
2)   чистуюмонополию,
3)   монополистическуюконкуренцию 
4)   олигополию.
 
Этичетыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того,является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легкоили трудно новым фирмам войти в отрасль. Опираясь на таблицу 1, я краткоохарактеризую основные черты этих четырех моделей, учитывая, что болееподробные разъяснения последуют ниже.
                                                                                                                                 Таблица1
                                   Характерные черты основных моделей рынкаХарактерная черта Модель рынка Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна Тип труда
Стандартизи-
рованный Дифференцирован-ный Стандартизирован-ный или дифференцирован-ный Уникальный; нет близких заменителей Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным обра-зом реклама, связи фирмы с общественнос-тью Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйствен-ного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования
 В условиях чистойконкуренции существует очень большое число фирм, производящихстандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могутлегко войти в отрасль. На другом полюсе—чистая монополия, под которойподразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продуктаили услуги (местная электрическая компания). Проникновение в отрасльдополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всюотрасль. Поскольку существует только один
продукт, очевидно, чтоотсутствует дифференциация продукции. Монополистическая конкуренция характеризуетсясравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированныепродукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой длясоздания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение вотрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополияотличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, чторешения  об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми.Каждая фирма испытывает на себе
влияние решений,принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственномповедении в области ценообразования и определения объема производства. Продуктымогут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы(автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистическиеотрасли —дело очень сложное. Полезно время от времени проводить различие междухарактерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основныхмоделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.Для облегчения таких сравнений как правило используется термин «несовершеннаяконкуренция» как общее название для обозначения всех тех рыночных структур,которые отклоняются от чисто конкурентной модели рынка.
1.  Оченьбольшое число.
Основнойчертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимодействующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию навысокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров,фондовая биржа и рынок иностранных валют.
2.  Стандартизированнаяпродукция.
Конкурирующиефирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При даннойцене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентномрынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем какточные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукцииотсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базеразличий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.
3.  Согласие сценой.
Начисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контрольнад ценой продукции. Это свойство вытекает из пред-
шествующих двух. Вусловиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую частьот общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска небудет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно,цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм,каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общийобъем предложения, таким
образом,— 1 млн. единиц. Теперьпредположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50единиц. Но это не скажется  на цене. И причина ясна: сокращение выпуска однойфирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение — точнее, общеепредложенное количество уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это, очевидно,недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиятьна цену продукции. Короче говоря,  отдельный конкурирующий производительсоглашается сценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, номожет только приспосабливаться к ней.  Иначе говоря, отдельный конкурирующийпроизводитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, накоторую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самуюцену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объемепроизводства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена,было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 дол.,если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точныйзаменитель, по 2 дол. за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А можетпродать столько, сколько она считает необходимым, по 2 дол. за штуку, нетпричины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 дол. Всамом деле, поступи она так, это вызвало бы уменьшение ее прибылей.
4. Свободное вступлениеи выход из отрасли.
Новыефирмы могут свободно входить, а существующие фирмы — свободно покидать чистоконкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий— законодательных, технологических, финансовых и других,— которые могли быпомешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
Уместность.
Чистаяконкуренция на практике довольно редка. Это не означает, однако, что анализфункционирования конкурентного рынка — неуместное логическое упражнение.
1. Существуетнесколько отраслей, которые, более похожи на конкурентную модель, чем на любуюдругую рыночную структуру. Например, многое становится понятней в американскомсельском хозяйстве, если известно, как функционируют конкурентные рынки.
2.Более того, чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, вкоторой следует использовать понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренцияявляется ясным и значительным отправным пунктом для любой дискуссии обопределении цены и объема производства.
3. Наконец, функционирование конкурентной экономики часто дает нам образец, или стандарт, скоторым может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективностьреальной экономики.
Короче,чистая конкуренция — это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое инекоторое практическое значение.
Посколькудоля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна,отдельная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену, котораяустанавливается на основе совокупного спроса и предложения. Конкурентная фирмане имеет ценовой политики, то есть способности регулировать цену. Фирма можеттолько приспосабливаться к рыночной цене, которую она должна рассматривать какданную величину, определяемую рынком. Как уже указывалось, конкурентный продавец,скорее, является тем, кто соглашается с ценой, нежели тем, кто диктует цену.
Рынкис чистой конкуренцией не всегда означают использование наиболее эффективнойпроизводственной техники и разработку более совершенной техники. Существуют истатический («прямо сейчас») аспект, и динамический («со временем») аспект этойобщей критики. Статический аспект включает в себя проблему естественноймонополии. В определенных сферах производства существующая технологияобусловливает большой размер фирмы, для того чтобы получать самые низкиеиздержки производства на единицу продукции. При данном потребительском спросеэто предполагает наличие относительно небольшого количества эффективныхкрупномасштабных производителей для организации эффективного производства. Другимисловами, существующая экономил в условиях массового производства могла бы бытьпотеряна, если бы такая отрасль состояла из большого количества мелкихпроизводителей, как этого требуют условия чистой конкуренции. Динамическийаспект этой критики касается желания и способности чисто конкурентных фирмосуществлять технический прогресс. Прогрессивность чистой конкуренции являетсяпредметом спора среди экономистов. В настоящих целях мы просто обращаемвнимание на утверждение некоторых авторитетных специалистов, что чистоконкурентная экономика не благоприятствовала бы очень быстрому темпутехнического прогресса. Они доказывают, во-первых, что стимул к техническомупрогрессу может быть слабым в условиях чистой конкуренции, потому что прибыль,выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающегозатраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходесоревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новуютехнику. Во-вторых, небольшой размер типичной конкурентной фирмы и тот факт,что она склонна к «безубыточности» в долговременном периоде, вызывают рядвопросов относительно способности таких производителей финансироватьзначительные программы научных исследований. Экономика в условиях чистой конкуренцииможет и не обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора илиразработки новых продуктов. Это критическое замечание, как и предыдущее, имеети статический, и динамический аспекты. Чистая конкуренция, утверждает оно,приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры —например, монополистическая конкуренция и (часто) олигополия — порождаютширокий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта. Такаядифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей иодновременно позволяет наиболее полно удовлетворить предпочтения покупателя.Критики чистой конкуренции также указывают, что, поскольку, очевидно,конкуренция не является прогрессивной в отношении развития новойпроизводственной техники, постольку эта рыночная структура не благоприятствуетсовершенствованию имеющихся продуктов и созданию новых.2.2 РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
         Чтобы понять, каково экономическое  поведение  предприятий в условиях  несовершенной конкуренции,надо прежде всего понять, что такое несовершенная   конкуренция.  Рынки, накоторых либо  покупатели,  либо  продавцы  принимают  в расчет своюспособность  воздействовать  на  рыночную  цену  являются  несовершенноконкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальнойфотографии, услуг  телефонной  связи  являются несовершенно конкурентными.
Какие существуют типынесовершенной конкуренции и какие они создают условия для фирм ?
         Основные типы несовершеннойконкуренции:
         1. Монополистическаяконкуренция.
         2. Олигополия.
         3. Монополия.
   Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции являетсямонополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавцаконкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в негодругих фирм. В качестве примера можно привести   монополию компании «Полароид»  на моментальную  фотографию, «Газпром» (вРоссии) на поставки  газа, услуги    местного  кабельного  телевидения,  похоронные бюро, единственный бакалейный магазинчик в маленьком уединенном городке.Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электро-,  тепло-, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта,  почтовую, телефонную и другие виды связи в России и других странахбывшего Советского Союза,  местной  телефонной  связи  в  крупных  городахзападных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных  услуг регулируетсягосударственной властью. Но в реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемыхсоперников.
         Поскольку монополистявляется единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которуюон получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на егопродукцию.
     Например,  поскольку  рыночная кривая  спроса на алмазы является убывающей, компания  «Де Бирс»,контролировавшая до начала восьмидесятых  годов,  знает,  что чем большеалмазов она продаст  тем  ниже  будет  цена на ее продукцию. Значит, сокращаяколичество  продаваемого  товара  она  может влиять на цену своей продукции.Продавец, обладая монополией (властью  над  рынком), может повышать цену насвой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладатьмонопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется  быть  монополистом, даже  маленькие магазинчики имеют какой-то  контроль  над  ценами, которые ониназначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоитлишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своейпродукции, чем крупная монополия.
         На несовершенно конкурентныхрынках, где преобладает монополия проявляется тенденция, не дающая возможностипроникновения  на  рынок  любого нового продавца. Именно, поэтому монополияможет иметь значительный прирост прибыли.
Теперь перейдем квопросу: Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условияхследующего основного типа несовершенной конкуренции -  монополистическойконкуренции. Здесь, как подразумевает само   название, монополистической конкуренции,  свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции.Как и в условиях монополии, каждая фирма  производит продукцию, которуюпокупатели полагают отличной от  продукции  всех  других  продавцов. Однако, вданных условиях имеет  место  и  конкуренция поскольку множество другихпродавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары.
         По существу,монополистическая конкуренция -  это  совершенная конкуренция плюсдифференциация продукции,  дающая  каждому монополистическому  конкуренту  некоторую власть над рынком, так как  каждый  конкурент,  может слегка повышать цену, нетеряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольнаявласть   уменьшается   пропорционально   количеству  конкурентов, предлагающихподобные товары и услуги.
         Возможность  дифференциации продукции  ставит новые и трудные проблемы  эффективности,  продавцы  должнычетко решать, какие из продуктов  производить и какие  технологии использоватьпри их производстве,  как  проводить  рекламу для повышения спроса на свойтовар.
         В  условияхмонополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, несуществует барьеров вхождения в рынок новых  фирм.  Открыть  новый  ресторан, аптеку,  автозаправочную станцию  или  магазин в большинстве крупных городов несоставляет труда.  Но  отсутствие  барьеров  вхождения  порождает отсутствиегарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.
Следующий основной типнесовершенной  конкуренции  -  это олигополия, подразумевающая  наличиенескольких   продавцов.
Олигополистический рынок,на котором большая часть выпускаемой продукции  производится  горсткой  крупныхфирм, каждая из которых достаточно  велика,  чтобы оказывать влияние на весьрынок своими собственными     действиями. Автомобильная, сталелитейнаяпромышленность,   грузовой  и  пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями.  Отдельные олигополисты могут сами влиять на  цену,  как  и примонополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми   всеми   продавцами,  как  и  при  совершенной конкуренции.  Это обусловливает большую сложностьрешения проблем олигополистов  по  сравнению с решениями фирм при других типах конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические
действия между спросом покупателей иответной  реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболееважной степени  будет влиять на прибыль фирмы. Например, если корпорация «Дженерал  Моторз» преднамеренна повысить цену на свои автомобили,она  должна  предвидеть  ответные  шаги Форда, Крайслера и прочих соперников, с  те,  чтобы рассчитать итоговые изменения в объеме своих продаж.
         При олигополистической конкуренции продукция  может  быть дифференцированной   (например,   автомобильная отрасль) и  почти идентичной,   как   в   случаях   со  сталью  и  алюминием. Если дифференциация  продукции возможна, то фирмы должны позаботиться орекламе,  дизайне  своего  товара  (здесь,  большую  роль  играют
маркетинговые исследования,проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия   изменения   этих  переменных,  как  и  последствия изменения  цены,  олигополист  долженпредвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников.
         Олигополистический рынокзанимает  промежуточное  положение между  монополистическим рынком и совершенноконкурентным рынком.
         В условиях совершенно конкурентного  рынка барьеры вхождения в него  отсутствуют, а монополистическийрынок не оставляет никакой возможности  для проникновения других фирм. Наолигополистических рынках  обычно существуют барьеры вхождения, но в то жевремя они не стали они не столь непреодолимы,   как в условияхмонополистического рынка, что предоставляет   возможность проникновения других  фирм  на  данный рынок. Причем, чем слабее барьеры  вхождения,  темвыше вероятность, что в отрасли (рынке), где   олигополист получает  большие  прибыли, будет пытаться прорваться  множество  других фирм. Это в свою очередьможет привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.
           В условиях  несовершеннойконкуренции существуют еще и редко встречающиеся  рынки, рынки с крупнымипокупателями, где основные условия  экономического  поведения,  на  которыедолжны равняться предприятия  создает крупный покупатель. В данном случаепонятиям монополии и олигополии,  представляющим  сторону продавцов на рынке, соответствуют  понятия  монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторонупокупателей.
         В  качестве монопсониста(крупного и единственного покупателя данного товара)  часто   выступает  США на  рынке  сложных  и дорогостоящих  видов  вооружений,  таких, как авианосцы иядерные боеголовки.
Олигопсония — рынок, на котором большая часть  продаж уходит нескольким  покупателям.  Рассматривать  экономическое  поведениепредприятий  в  условиях двух вышеуказанных типов  несовершенного рынкапредставляется слишком  сложным, тем более, что олигопсония и монопсониявстречаются крайне редко.                                               
                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, рынок—это могущественноесредство, движущая сила научно-технического совершенствования производства,ускорения его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни,когда вместо административного управления и распределения создаются возможностисвободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, ипроизводственного назначения. Создать рынок — это значит глубоко соединитьпроцесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики,использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускоренияразвития экономики и улучшения благосостояния народа.
Функции рынка заключаются втом, что рынок распределяет общий объем продукции, то есть любой данный продуктраспределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатитьза него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, чтозначит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы длятехнического прогресса и способствует накоплению капитала.
         Существует две формы рынков:рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Рынок чистойконкуренции характеризуется неограниченным числом участников конкуренции,наличием у каждого участника полной информации о состоянии дел конкретногорынка, полной однородностью одноименных товаров и отсутствием давления однимиучастниками конкуренции на других. Есть 3 основных типа рынков несовершеннойконкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самым яркими показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, котораяхарактеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товараили услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм.
Список использованныхисточников:
1.Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. — М.;
Л, 1985 г.
2.Милль Дж. С. Основы политической экономии: Пер. с англ. М.:
Прогресс, 1986 г.
3.Маршалл А. Принципы политической экономии: Пер. с англ. М.:
Прогресс, 1984 г.
4.Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М.: 1992 г.
5.Самуэльсон П. Экономикс. М.: Экономика, 1964 г.
6.Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М.: Прогресс,
1976г.
7.Стиглиц Дж. Е. Кредитные рынки и контроль над капиталом// Мировая
экономикаи международные отношения. 1989 г. № 6.
8.Кэмпбелл Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс. Принципы,
проблемыи политика: Пер. с англ. М., 1992 г.
9. «Экономика»; под редакцией А. И.Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. Москва, 1998 год.
10. «Экономика»; под редакцией А. С.Булатова. Москва, 1997 год.
11. «Экономика переходного периода»;под редакцией В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. Москва, 1995 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.