--PAGE_BREAK--последним относятся те предприятия, на которых отношения между работодателем и наемным работником (или между несколькими партнерами) не закреплены формально, т.е. каким-либо договором или другим юридическим документом; отмечается, что этот подсектор может иметь особо важное значение для развивающихся стран. В развитых странах эта часть теневой экономики обычно оценивается в 10-15 %, хотя разные методы дают большой разброс в величине этого параметра.
3) нелегальная экономическая деятельность, являющаяся незаконной и представляющая собой производство или сбыт продуктов и услуг, которые прямо запрещены законодательством (например, контрабанда, производство наркотиков), а также нелицензионная деятельность адвокатов, врачей, банков, образовательных учреждений и т.п. Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства [4].
Применительно к неформальной экономике стоит задача «ее вывода из тени» путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью.
Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь.
Таким образом, термином «теневая экономика» предпочтительнее обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами.
1.3. История теневой экономики в России
Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей «тонко» вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования советской системы. При необходимости они использовались властями в политических целях: в 30-е годы – в форме борьбы с неразоблаченным «кулаком»; в 60-70-е – с «частником», в 80-е – с «лицами, получающими нетрудовые доходы», в 90-е – с новыми предпринимателями – «кооператорами». Владельцы частных подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом, самообеспечение считалось неформальным отношением[5].
В условиях командно-административной системы распределения существование побочных способов получения доходов было ответом на жесткую централизацию государства. Позитивный аспект неформальных отношений на протяжении многих лет заключался в том, что такие формы и отношения как взаимопомощь, самоорганизация, самодеятельность являлись способом выживания значительной части населения и экономики страны в целом.
Доходы, которые контрагенты теневой экономики получали в системе административного распределения ресурсов, были весьма значительны: 31,8 млрд. руб. в 1975 г., 52,5 млрд. —в 1980; 74,3 млрд. —в 1985, 55,3 млрд. руб. —в первом полугодии 1989г [20].
К числу распространенных в советское время теневых видов деятельности относились бартер, несанкционированное совместительство, неплановое строительство, выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий, запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов, оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно, взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений, валютные операции и т.п.
В 1970-х — начале 1980-х гг. теневая деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт советского общества. В этом качестве она обладала относительно стабильной социальной структурой, в ее рамках люди имели определенный статус и играли конкретные социальные роли («толкачей», рыночных торговцев, квартирных маклеров и др.). В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 1970-1980-е гг. уже не могла нормально работать.
В эпоху перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика — это порождение присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку». Поэтому считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной — возрастать.
Произошло же все наоборот. За первые годы реформ (1992 — 1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП составляла примерно 9 — 10%, в 1995 г. 20%, в 1996 г. — 23%.
К 2002 г. доля теневой экономики составила уже 26,9% ВВП. При этом, 41 тыс. предприятий, половина банков и более 80% совместных предприятий могут иметь связи с организованными преступными сообществами. Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплелись, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга [1].
Можно выделить некоторые особенности проведения рыночных реформ, ставшие факторами мас-штабного распространения теневой деятельности в российской экономике.
Перваяособенность — резкое снижение уровня и действенности защиты государства легальных правомочий собственности и контрактов, связанное с разрушением партийно-государственных структур СССР. Речь идет как о возникновении и весьма медленном заполнении пробелов в законодательстве, так и о неисполнении имеющихся законов, указов, распоряжений. Низкую эффективность демонстрировала с началом реформ (и продолжает демонстрировать сегодня) судебная система разрешения конфликтов, особенно в части исполнения принятых судебных решений.
Следствием традиционной для России незащищенности правомочий (мелкой и средней) частной собственности от их размывания со стороны государства можно считать традиции противостояния граждан государству. В рамках этих традиций противоправное по отношению кгосударству поведение граждан, т.е. обман ими государства в той или иной форме, не является предметом морального осуждения со стороны общества.
Вторая особенность — фактическая приватизация функции государства отдельными группами чиновников, которые стали выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным коммерческим интересам. В результате предприниматель не обращается за защитой своих интересов к государству, а нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим работникам своей фирмы.
Третья особенность — чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора, которому требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленныечиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, вчрезмерном и практически бесконтрольном вмешательство государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции, например создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др. Функционирование компаний подобного типа — источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.
Четвертая особенность — сохранение характерных для советской системы форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль над работойсекторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля над золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, сотни килограммов в год.
Еще один источник монополизма — деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и им подобные — негосударственные структуры, они сохранили прежниесвязи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственных ведомств. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, — от газет и телекомпаний до частях армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общест-венного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных еевидов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валют-ной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.
Шестая особенность — асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, сбережений, понизили уровень жизни. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отсбора не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах многие годы действуют неэффективные предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и заработной платой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать теневой деятельностью. Государственные и приватизированные предприятия «обросли» множеством так называемых коммерческих структур, возникло огромное число независимых фирм, через которые люди пытаются заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации [1].
Таким образом, теневая экономика была настолько «железно» сформировавшимся экономическим институтом советского общества, что она не могла в одночасье исчезнуть даже при самых благоприятных условиях.
2.Социально-экономические последствия теневой экономики
2.1. Налоговая и бюджетная сфера
Одна из наиболее распространенных форм проявления теневой экономики — уход от налогов. Она занимает около 7% от общего количества экономических преступлений[19].
Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в России стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, «двойная бухгалтерия», когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду — все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы. Неиссякаемый источник теневых денег — ведение финансово-хозяйственной деятельности без регистрации в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления отчетных балансов в государственную налоговую инспекцию [6].
Большую подпитку теневой бизнес получает, например, от производства фальсифицированной алкогольной продукции. Ежегодные проверки торговых предприятий показывают, что рынок буквально наводнен фальсифицированными водочными изделиями. Их реализация даже по заниженным ценам обеспечивает производителям очень высокую прибыль, направляемую на укрепление теневой экономики. Одним из источников появления фальсифицированной водки является ее подпольное производство из спирта, произведенного из непищевого сырья, имеющего соответственно меньшую себестоимость. Многие предприятия, торгующие ликероводочной продукцией, либо вообще не регистрируют свою деятельность, либо не отчитываются в государственной налоговой инспекции [15].
Ежегодно налоговая полиция выявляет сотни юридических лиц, незарегистрированных в налоговых органах. Денежный оборот некоторых из них достигает миллиардных сумм. Фактически каждый рубль, поступающий в казну в результате мер, предпринимаемых налоговой полицией, изымается в принудительном порядке.
В то же время, несмотря на общественно опасный характер налоговых преступлений, имеющиеся на сегодняшний день уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство не обеспечивают реализацию принципа неотвратимости наказания за сокрытие доходов от налогообложения. В нынешних условиях устанавливается щадящий режим ответственности к крупным мошенникам и расхитителям. С точки зрения угрозы жизненно важным экономическим интересам государства такой подход законодателей к правовому обеспечению экономической безопасности вызывает недоумение. Во всех развитых странах уклонение от уплаты налогов наказывается с особой суровостью. Тем более жестко должно наказываться это преступление у нас, когда в стране продолжается вывоз капитала за границу в огромных размерах[4].
Сокрытие экономической деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недо-финансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся странах и странах с переходной экономкой сокращение средств, предназначенных для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.
В России резкое сокращение государственных расходов обострило структурный кризис, поставив в тяжелое экономическое положение предприятия военно-промышленного комплекса, отраслей обрабатывающей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал.
2.2.Теневая экономика и налоговая преступность
Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем уголовная. Если уголовная затрагивает интересы лишь личности или, в крайнем случае, группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Общественная опасность налоговых преступлений состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, торпедируется бюджетная и налоговая политика страны, правительство и субъекты Российской Федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой — денежных средств. Недостаток их в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность [6].
Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений. Существуют несколько основных способов, не зависящих от вида налога (причем схема уклонения от других обязательных платежей, как правило, идентична способам уклонения от налога):
— сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм; неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.
— занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания.
— сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги и др.
— неправомерное использование льгот: введение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в основной штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др [8].
Преступные нарушения налогового законодательства обладают высокой латентностью. По прогнозам аналитиков Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации основная часть преступлений пока не выявляется, а количество возбуждаемых по фактам нарушения налогового законодательства уголовных дел, может возрасти до 15-20 тыс. в год.
Наиболее крупные сокрытия доходов установлены на операциях: с автомобилями (28% начислений), нефтью и нефтепродуктами (26%), цветными металлами (8%), товарами народного потребления (7%), древесиной, денежными средствами и ценными бумагами (по 6%), спиртом и ликероводочными изделиями (3%), электроэнергией (1,5%), сельхозпродукцией (1%) [2].
Распространены налоговые преступления и во внешнеэкономической деятельности. Наибольшее количество правонарушений выявлено на экспортных операциях с продукцией черной и цветной металлургии, лесозаготовках и деревообработкой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, горнорудной промышленности, экспорте природного газа [20].
Со сферой налогообложения связана «львиная доля» крупнейших налоговых преступлений в виде незаконного возмещения из бюджета сумм якобы уплаченного НДС. Так, с одной стороны, — происходит разворовывание средств из госбюджета. С другой — ущерб наносится честному бизнесу, страдающему от фактической невозможности вовремя получить подлежащие возмещению суммы НДС и потому вынужденному отвлекать дополнительные, собственные средства от ведения дела. Кроме того, правительство также беспокоит не самое лучшее администрирование налога на добавленную стоимость. По разным оценкам, НДС собирается лишь на 60— 80%. Доведение собираемости этого налога до более высоких показателей принесло бы дополнительные поступления в бюджеты всех уровней [18].
2.3. Денежно-кредитная сфера
В финансовой и банковской сфере развитию теневой экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно — правового характера. К числу основных можно отнести следующие факторы:
1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента.
2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
- за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
— за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
- за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
3. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.
4. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
5. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
7. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.
8. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри финансово-промышленных групп [8].
Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей — продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.
Влияние теневой экономики на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
Криминальная экономическая деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок из-за массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюту и вывоза ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.
Одна из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений — деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений частным инвесторам был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн неденомини-рованных рублей. Один из результатов этих злоупотреблений — резкое падение доверия к кредитным учреждениям [9].
Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России нарушений валютного законодательства являются следствием неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий) Банка России [6].
Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию теневой экономики в финансовой и банковской сфере.
Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций.
Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда законодательных актов, препятствующих развитию теневой экономики в финансовой и банковской сфере.
2.4. Сфера занятости населения
Кроме предпринимателей в теневую экономику вовлечены и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) часть теневой деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В условиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников. При этом теневая активность играет роль социального стабилизатора, сглаживающего противоречия между «верхами» и «низами» и облегчающего людям тяготы переходного периода. Данные социологического опроса руководителей предприятий ВПК свидетельствуют, что около половины опрошенных не видят ничего страшного в использовании работниками материальной базы их предприятий в личных интересах, считая это меньшим злом на фоне идущих в стране процессов криминализации.
Последствия работы на подпольных предприятиях негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Система подпольной работы позволяет бесконтрольно эксплуатировать рабочую силу методами, характерными для периода становления капитализма XIX в.
В случае распространения подобных методов организации труда и производства можно ожидать наступления на социальные свободы граждан, широкого использования в промышленно развитых странах рабочей силы, характерного для развивающихся стран, высокого производственного травматизма, плохих условий труда, наносящих ущерб здоровью, отсутствия социальных гарантий, возможностей роста квалификации и т.п.
Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует cистему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологи. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга [5].
3. Борьба с теневой экономикой
3.1 Подходы к высветлению теневой экономики
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики [15].
Первый — радикально-либеральный. У некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.
Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».
В законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную. Поэтому в эффективности этой попытки борьбы с теневой экономикой можно сомневаться.
Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов. Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших жертвами губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.
Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Все актуальнее становится проблема внедрения новых механизмов осуществления платежей и расчетов, все большее значение приобретает четкое определение новой экономической категории — электронных денег (е-monеу)и их места в системе безналичных расчетов [17].
Во-первых, одно из основных преимуществ безналичных расчетов заключается в прозрачности денежных потоков. Более того, российская экономика значительной степени ориентирована на наличность, поскольку в России 50% денежной массы в узком смысле — это наличные деньги, находящиеся обращении.
Многочисленные исследования, проведенные в разных регионах мира, позволяют сделать вывод о том, что рост объемов электронных платежей обеспечивает странам ощутимые экономические выгоды. Это обусловлено главным образом тем, что в большом масштабе электронные платежи намного эффективнее наличных расчетов с точки зрения затрат. Общие издержки, связанные с использованием системы наличных платежей, составляют от 5 до 7% ВВП. Результаты исследований позволяют также заключить, что более высокая по сравнению с наличными расчетами эффективность электронных платежей способна обеспечить странам экономию в размере 1% ВВП, что в случае с Россией соответствовало бы 215,98 млрд рублей. Развитые безналичные платежи повысили бы прозрачность проводимых в России финансовых операций, позволив правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики [12].
Безналичные платежи дают и другие преимущества. Так, благодаря широкому применению различных схем выплаты заработной платы на банковские карты значительно уменьшается часть населения, не охваченная банковскими услугами, а стимулируемое ими увеличение вкладов физических лиц и повышение скорости обращения денег помогают повысить качество финансового посредничества, что способствует экономическому росту.
Увеличение масштаба безналичных расчетов будет способствовать и социальному развитию регионов России. Эффективное функционирование механизмов электронных платежей и расчетов положительно скажется на работе региональных экономик, облегчит торговлю между российскими регионами и поможет стимулировать развитие региональных хозяйств [11].
Итак, в России должен существовать эффективный механизм перевода денежных средств, который будет служить государству, бизнесу и гражданам надежным средством обмена товаров и услуг на деньги. Этот механизм должен быть защищенным, обеспечивать снижение уровня мошенничества и операционных издержек, которые несут банки и платежные схемы, и способствовать повышению уровня доверия к системе.
Электронные платежи повысили бы прозрачность проводимых в России финансовых операций, позволив правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики.
Неслучайно в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 г. было отмечено, что серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов [4].
Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Банк России активно борется с незаконными операциями банков в 2008 году — незаконным обналичиванием денег и выводом средств за рубеж в рамках оплаты «серого» импорта. В 2008 году произошло сокращение подозрительных операций на 8%, до 1 трлн руб., и снижение по сравнению с уровнем 2007 года в 2,5 раза вывоза средств по схемам приобретения у нерезидентов ценных бумаг [17].
Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.
В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к таким предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина.
3.2.Современное состояние законодательной базы по борьбе с криминализацией экономики
Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется возвращением российской экономики на путь рыночного развития, которое продолжает сопровождаться ростом масштабов теневой экономической деятельности и экономических преступлений. В России постепенно складывается система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. определил ответственность за преступления всфере экономикивразделе VIII, состоящем из трех глав: 21 –23 [20].
Глава 21 «Преступления противсобственности» обеспечивает равную уголовно-правовую охрану всех форм собственности, существующих вРФ. Она отражает реальную криминогенную ситуацию встране, сложившуюся всвязи спосягательствамина собственность. Вэтой праве законодатель указал на 11составов преступления (ст. 158-168) против собственности. Такиепреступления, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст.160),вымогательство (ст. 163) ипричинение имущественного ущерба путем обманаили злоупотребления доверием (ст. 165), как показывает практика, по способу совершения ииным признакам имеют большоесходство сдругой группой экономических преступлений, указанных вгл. 22 УК РФ.
Глава 22 УК РФ имеет особое значение для охраны складывающихся экономических отношений иописывает преступления всфере экономической деятельности. Она заменила главу «Хозяйственные преступления» ранее действовавшегоУК РСФСР. Всего гл. 22 предусматривает 34 состава преступления, многие из которых ранее были неизвестны российскому законодательству.
Новые экономические отношения потребовали по-новому регламентировать уголовную ответственность лиц, занимающих управленческие должности вкоммерческих организациях, поскольку они не являются должностными лицамигосударственных учреждений иобщественных организаций. ВУК РФ проблемам ответственности такого рода посвящена гл. 23 «Преступления против интересов службы вкоммерческих ииных организациях» раздела VIII. В этой главе содержится 4состава таких преступленийвсфере экономики:
-злоупотребление полномочиями (ст. 201);
-злоупотребление полномочиями частныминотариусами иаудиторами
(ст. 202);
-превышение полномочий служащими частных охранных или детективныхслужб (ст. 203);
-коммерческий подкуп (ст. 204).
Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов [15].
К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:
· ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);
· выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;
· привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за «фоновые» преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).
Лицензирование различных видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.).
Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» полномочия по регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3 ст. 78).
Важнейшими государственными органами, осуществляющими торговый контроль, являются: Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), Госторгинспекции МВЭС России, Государственный санитарный надзор России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод России), Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В обеспечении контрольных функций принимают участие также и другие органы и организации — Министерство здравоохранения РФ, МВД РФ, Государственная ветеринарная служба и ряд других.
Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую деятельность [4].
При разработке такого комплекса мер, не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.
Заключение
Итак, в России параллельно легальной экономике возникла сопоставимая с ней по масштабам теневая экономика – явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения и являющееся предметом интереса исследователей с 30-х годов XXвека.
Логичнее всего обозначить термином «теневая экономика» всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства), «теневая» составляющая экономики — это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.
Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.
Общество должно осознать особую опасность и разрушительные социально-экономические последствия, которые несёт в себе криминальная экономическая деятельность, по масштабам и глубине достигшая критической массы». Органы государственной власти должны не только обратить внимание на проблемы борьбы с теневой экономикой и экономической преступностью, но и принять самое активное, инициирующее участие в этой борьбе, задействовав все имеющиеся рычаги, обратив особое внимание на общественный консенсус, учёт реакции населения.
Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет «теневые» механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.
Список используемых источников информации
1) Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики. // Вопросы статистики. – 2006. – № 5. – С. 14-23.
2) Буров В. Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий // «ЭКО» – 2008. – № 4. – С. 67-74.
3) Глинкина С.П. Теневая экономика: мифы и реальность// Безопасность Евразии. – 2007. — №2. – С.232-252.
4) Голованов Н. М., Перекислов В. Е. Теневая экономика и легализация преступных доходов. — СПб: Издательство «Питер», 2003.
5) Дробижева А. Социальные аспекты теневой экономики// Безопасность Евразии. – 2005. — №2. – С.309-315.
6) Елисеева И. Измерение теневой экономической деятельности в России// Безопасность Евразии. – 2007. — №2. – С.260-282.
7) Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности?//Вопросы экономики. – 2007. — №12. – С.4-26.
8) Завельский М.Г. Теневая экономика и трансформационные процессы // Социс.– 2003.– №1. – С.124-127.
9) Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика// Экономическая наука современной России. – 2003. — №4. – С. 34-47.
10)Исправников В. «Теневые» параметры реформируемой экономики и антикризисный потенциал среднего класса // Российский экономический журнал. – 2007. — №3. – С.3-11.
11)КравченкоП. Радужные перспективы платежного баланса России //Финансовый менеджмент. – 2008. – №1. – С.46-54.
12)Пряжникова Ю.А. Новые способы осуществления безналичных расчётов как основополагающий фактор снижения «теневой» экономики в России//Финансовый менеджмент. – 2007. – №2. – С.105-115.
13)Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России// Проблемы теории и практики управления. – 2007. — №2. – С.20-21.
14)Теневая экономика и коррупция: происхождение и противодействие//Финансы и кредит. – 2007. — № 35
15)Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005.
16)Экономическая газета// № 28 (9190) за 13.07.2007.
17)Экономическая газета // №69(1287) за 11.09.2009
18)http://www.expert.ru/«Эксперт Online» – 28.09.2009.
19)http://www.gks.ru/Федеральная служба государственной статистики.
20)www.anti-corr.ru/ Коррупция в России и в мире.
] продолжение
--PAGE_BREAK--