--PAGE_BREAK--
На объем товарооборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера, которые можно сгруппировать следующим образом. Первая группа факторов — обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Вторая — обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования. Третья группа факторов — состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.
При обосновании товарооборота учитывают факторы повышения его объема. Важнейшими из них являются:
· изучение спроса потребителей;
· расширение ассортимента продукции собственного производства;
· проведение рекламных мероприятий;
· проведение маркетинговых исследований;
· увеличение продажи продукции собственного производства через палатки, киоски и другие виды мелкорозничной сети;
· организация дополнительных мест для обслуживания посетителей в летний период;
· полная и ритмичная обеспеченность сырьем, товарами;
· динамика запасов сырья и товаров;
· увеличение пропускной способности обеденных залов за счет прогрессивных форм обслуживания, совершенствования режима работы;
· обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;
· обеспеченность оборудованием и эффективное его использование;
· повышение культуры обслуживания;
· внедрение новых технологий приготовления продукции;
· внедрение индустриальных методов производства полуфабрикатов и повышение степени обеспеченности ими предприятий общественного питания и др.
Изучение динамики товарооборота проводят не только в сравнении с данными прошлого года, но и с показателями за ряд лет. Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации, то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота.
Выполнение плана и динамики розничного товарооборота производят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары
Исследование товарных ресурсов на предприятиях питания начинается с составления и изучения продуктового баланса. На товарооборот предприятия оказывают влияние объем поступления сырья и покупных товаров, состояние запасов, прочее выбытие. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного (продуктового) баланса:
Зн+П = Р + В + Зк, (4)
где Зн — товарные запасы на начало периода;
П — поступление сырья, полуфабрикатов, покупных товаров;
Р — реализация продукции собственного производства и покупных товаров;
В — прочее выбытие продуктов;
Зк — товарные запасы на конец периода.
Влияние показателей товарного баланса на развитие товарооборота можно определить так:
Р = Зн+П-В-Зк. (5)
Из формулы видно, что на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают увеличение товарных запасов на начало изучаемого периода и рост поступления сырья и товаров и отрицательное — увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и товаров на конец периода. Так как товарооборот отражается в продажных ценах, то и все другие показатели товарного баланса должны быть оценены аналогично. Прочие выбытие товаров включает товарные потери, бой, лом, порчу и уценку товаров, их недостачи, а также оптовую реализацию излишествующих товаров. В связи с этим увеличение по сравнению с планом и в динамике прочего выбытия товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.
Важным вопросом является изучение использования товарных ресурсов. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Э тов), который определяется по формуле:
Э тов =Р/(Зн+П-Зк) (6)
Этов показывает, сколько рублей приходится на каждый рубль товарных ресурсов.
Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования. Эта зависимость выражается формулой:
Р=Пр*Ч (7)
где Пр – производительность труда одного работника, руб;
Ч - среднесписочная численность работников, чел.
Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:
∆Р ч = П п * ∆Ч +(∆П * ∆Ч)/2, (8)
где ∆Р ч — изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;
Пп — производительность труда одного работника с предшествующим годом, чел.;
∆Ч - изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;
∆П – изменение производительности труда одного работника, руб.
∆Ри = Чи * ∆П +(∆Ч* ∆П)/2, (9)
где ∆Ри- изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.;
Чи — среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.
Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по формуле:
Р= S*К *Вs, (10)
где S — площадь торгового зала предприятия, м2;
К — количество магазинов, принадлежащих предприятию, шт.;
Вs — товарооборот на 1м2 площади торгового зала в смену, руб.
Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели, предшествующего года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.
В конце аналитическая работа по изучению розничного товарооборота завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.
Глава 2. Оценка розничного товарооборота предприятия ОАО «Инмарко»
2.1 Характеристика предприятия.
Сделаем оценку розничного товарооборота на примере предприятия ОАО «Инмарко». Данная фирма является товариществом с ограниченной ответственностью и представляет собой торговое предприятие, которое занимается оптовой и розничной реализацией готовой продукции и полуфабрикатов. Основную долю в товарообороте данной компании занимает мороженое, которое продается под торговой маркой «Магнат». Своего производства данная фирма не имеет, выполняя лишь торгово-посреднические операции. Предприятие ОАО«Инмарко» достаточно молодое предприятие, существующее около пяти лет, тем не менее, это среднее предприятие, имеющее достаточно стабильное положение на рынке и занимающее определенную нишу. Она имеет сеть торговых киосков в городе Омске и Омской области, которых насчитывается около 40.
Данная компания работает с крупными фирмами, компаниями и частными лицами. Среди ее поставщиков такие компании как: Концерн «Русский холодЪ», ООО «Алтай-холод», ОАО «Новосибхолод» и другие.
В городе Омске предприятие ОАО«Инмарко» не единственная фирма, занимающаяся реализацией мороженого. Среди ее конкурентов такие известные в городе компании как: «Русский размах», «Сиб-Холод» и другие.
Торговые посредники данной компании, как правило, мелкие магазины.
Данная компания также пользуется услугами фирм-специалистов по организации товародвижения, которые доставляют товары от мест производства.
Оценить деятельность данного предприятия, его масштабы и эффективность работы можно по основным технико-экономическим показателям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ОАО «Инмарко»
№
Показатели
2007г.
2008г.
Темп роста
план
Факт
% выполнения плана
план
Факт
% выполнения плана
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Роз. товарообор., тыс. руб.
в действующих ценах
44550
44600
100,1
83200
84624
101,7
190
2
Фонд оплаты труда, тыс. руб.:
-рабочих
-работающих
3672
5436
3227
5148
87,9
94,7
5906
11412
5892
11300
99,8
99,0
183
220
3
Средняя заработная плата в год 1 раб., руб.:
-рабочих
-работающих
20400
27180
20160
26400
98,8
97,1
25680
43896
25620
43800
99,8
99,8
127
166
4
Средняя заработная плата в месяц 1 раб., руб.:
-рабочих
-работающих
1700
2265
1680
2200
98,8
97,1
2140
3658
2135
3650
99,8
99,8
127
166
5
Численность персонала предприятия, чел. в т.ч.: торгово-оперативного
200
180
200
180
200
180
200
180
200
180
200
180
200
180
6
Выработка на одного
-рабочего, тыс. руб.
-работающего, тыс. руб.
248
223
279
229
112,5
102,7
362
320
368
328
101,7
102,5
132
143
продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализируя данные таблицу 1 можно сказать, что за последние два года численность работников в целом по предприятию увеличилась на 32%, торгово-оперативных работников на 44% от общей их численности. При этом для последних двух лет характерна практически полная укомплектованность работников в соответствии с планом. Численность расчет в большей степени за счет увеличения числа торгово-оперативных работников, т.к. предприятие увеличивает рынки сбыта, открывая новые киоски.
Из таблицы также видно, что основную массу в общей численности составляют торгово-оперативные работники, которых более 80%. Большое их количество можно объяснить тем, что работа в киосках осуществляется посменно.
Фонд оплаты труда за последние два года увеличился в два раза, при этом такое увеличение связано не только с ростом оплаты труда, но и увеличением численности работников за счет расширения предприятия, увеличения числа киосков, разработки новых направлений, требующих дополнительных специалистов. Как видно из 3,4 строчек таблицы, в целом уровень средней заработной платы на предприятии увеличился всего на 66%, а торгово-оперативных работников на 27%.
Следует отметить невысокий уровень оплаты труда, что вызвано желанием предпринимателя закрепиться на рынке (т.к. данное предприятие, как было сказано выше молодое), благодаря низкой цене товара. Таким образом, стремясь к максимизации прибыли, предприятие экономит на всем, в том числе и на оплате труда работников. Тем не менее, уровень оплаты труда имеет тенденцию к повышению.
В целом деятельность предприятия достаточно стабильна, об этом можно судить по данным характеризующим его работу, судя по которым предприятие стремится к росту и расширению своего поля деятельности, в частности на данном предприятии руководством поставлена задача: открыть свою производственную линию и расширять производство.
Данные розничного товарооборота, будут оценены в параграфе 2.2
2.2 Оценка розничного товарооборота предприятия ОАО «Инмарко»в динамике.
Сделаем оценку розничного товарооборота предприятия ОАО «Инмарко» в динамике за несколько лет, приведем цены в сопоставимый вид. Средний индекс розничных цен в отчетном году к прошлому году составил 1,26 раза. Математически и экономически правильнее пересчитывать в сопоставимые цены фактический товарооборот отчетного года в цены прошлого года, разделив его на индекс цен. Это позволяет точнее измерить влияние ценового фактора на объем розничного товарооборота и изучить темпы изменения физического объема розничного товарооборота. Таким образом, стоимостные показатели хозяйственной деятельности предприятия должны изучаться в ценах базисного года. Итак, приведем данные розничного товарооборота в сопоставимый вид.
Таблица 2
Приведение показателей розничного товарооборота в сопоставимый вид
Показатель
2007г.
2008г.
Темп роста
план
факт
% выполнения плана
План
факт
% выполнения плана
1
2
3
4
5
6
7
8
Роз. товарообор., тыс. руб.
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
44550
-
44600
44600
100,1
-
83200
-
84624
67162
101,7
190
151
Как видно из таблицы 2, фактический розничный товарооборот предприятия ОАО «Инмарко» за отчетный год в сопоставимых ценах составил 67162 тыс. руб. Следовательно, за счет ценового фактора товарооборот торгового предприятия увеличился на 17462 тыс. руб. (84624-67162), что составляет 39% к фактическому товарообороту прошлого года (17462/44600*100). Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 151% (67162/44600*100). Физический объем товарооборота (в сопоставимых ценах) в динамике вырос на 22562 тыс. руб. (67162-44600).
Оценку выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени, что помогает установить, как равномерно развивается розничная реализация и удовлетворяется спрос на товары. Изучим развитие товарооборота предприятия ОАО «Инмарко», составив таблицу 3.
Таблица 3
Развитие розничного товарооборота предприятия ОАО «Инмарко» в действующих ценах, тыс. руб.
Месяцы и кварталы
Факт
2007г.
2008г.
Отклонение
В % к прошлому году
план
Факт
% вып
плана
от плана
от 2007г
1
2
3
4
5
6
7
8
Январь
Февраль
Март
2250
2495
3905
4650
4830
5520
4690
4850
5660
100,8
100,4
102,5
+40
+20
+140
+2440
+2355
+140
208,4
194,4
144,9
Итого за 1 кварт.
8650
15000
15200
101,3
+200
+6550
175,7
Апрель
Май
Июнь
4150
5700
5750
6980
10500
10570
7020
10890
10840
100,6
103,7
102,6
+40
+390
+270
+2870
+5190
+5090
169,2
191,1
188,5
Итого за 2 кварт.
15600
28050
28750
102,5
+700
+13150
184,3
Итого за 1полугод.
24250
43050
43950
102,1
+900
+19700
181,2
Июль
Август
Сентябрь
5760
5575
3665
10820
10627
8833
10978
10720
8952
101,5
100,9
101,4
+158
+93
+119
+158
+5145
+5287
190,6
192,3
244,3
Итого за 3 кварт.
15000
30280
30650
101,2
+370
+15650
204,3
Итого за 9 месяцев
39250
73330
74600
101,7
+1270
+35350
190,1
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2600
1750
1000
5130
3220
1520
5280
3244
1500
102,9
100,7
98,7
+150
+24
-20
+2680
+1494
+500
203,1
185,4
150,0
Итого за 4 кварт.
5350
9870
10024
101,6
+154
+4674
187,4
Итого за 2 полугод.
20350
40150
40674
101,3
+524
+20324
199,8
Всего за год
44600
83200
84624
101,7
+1424
+40024
190,7
По данным таблицы можно сказать, что предприятие успешно выполнило план розничного товарооборота во всех месяцах, кроме декабря. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана составили 20 тыс. руб. План розничной реализации мороженого в целом за год выполнен успешно, перевыполнение плана составило 1424 тыс. руб. Основной причиной недовыполнения плана является недостатки в снабжении товарами. Из таблицы также видно, что розничный товарооборот компании «Инмарко» в течение года изменяется неравномерно, т.е. для летних и более теплых месяцев товарооборот имеет существенно более высокие показатели, чем в остальных месяцах. Это объясняется тем, что на реализуемый фирмой товар действует такой показатель как сезонность.
Таблица 4
Динамика розничного товарооборота предприятия ОАО «Инмарко»за 2007-2008 годы в сопоставимых ценах, тыс. руб.
Годы
Розничный товарооборот
Абсолютный прирост
Темп роста,
%
Темп прироста, %
Абсолютное значение 1% прироста
С пред.г.
С 2007г.
С пред.г.
С 2007г.
С пред.г.
С 2007г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2007
44600
5950
5950
115,39
115,39
15,39
15,39
386,5
2008
67162
22562
28512
150,59
173,77
50,59
73,77
446,0
Итого
150412
28512
-
-
-
-
-
-
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таким образом, розничный товарооборот предприятия ОАО «Инмарко» за последние три года в общей сумме составил 150412 тыс. руб. Среднее значение абсолютного прироста товарооборота составило 14256 тыс. руб. Средний темп роста составил 131,82%, прироста 31,82%.
Итак, мы провели анализ розничного товарооборота в динамике, выявив основные его характеристики и просмотрев его изменение в течение прошлого года. Причины изменения, а также факторы, повлиявшие на него, будут рассмотрены в следующем параграфе.
2.3 Факторы, влияющие на розничный товарооборот предприятия ОАО «Инмарко».
Проанализируем товарооборот предприятия ОАО «Инмарко» и определим факторы, повлиявшие на него, используя формулы и опираясь на теорию изложенные в первой главе.
Основной фактор, влияющий на товарооборот предприятий, обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Изучение товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения торгового баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс включаются все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза) Рассчитаем зависимость розничного товарооборота от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов по формулам 4 и 5. Рассчитанные данные о движении товаров компании «Инмарко» приведены в таблице 5.
Таблица 5
Торговый баланс предприятия ОАО «Инмарко» в действующих ценах, тыс. руб.
Показатель
Факт
2007г
2008год
Отклонение
Повлияли на
план
факт
От плана
От прошлого года
Выполнение плана тов. об.
Динамику товарооб.
1
2
3
4
5
6
7
8
Товарные запасы на начала года
45800
92500
94540
+2040
+48470
+2040
+48470
1
2
3
4
5
6
7
8
Поступление товаров
28210
41200
43013
+1813
+14803
+1813
+14803
Товарные запасы на конец года
19970
52860
52850
+10
+32880
-10
-32880
Прочее выбытие товаров
70
70
79
+9
+9
-9
-9
Розничная реализация
44600
83200
84624
+1424
+40024
+1424
+40024
Розничный товарооборот по сравнению с планом вырос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года на 2040 тыс. руб. и перевыполнение плана поступления товаров на 1813 тыс. руб. Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров и завышенными товарными запасами на конец года, что с отрицательной стороны характеризует предприятие и его торговую деятельность. По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышения товарных запасов на начало года на 48470 тыс. руб., роста поступления товаров на 14803 тыс. руб. Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года на 32880 тыс. руб.
Таким образом, на выполнение плана и динамику товарооборота оказывают положительное влияние завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Рассчитаем изменение розничного товарооборота за счет обеспеченности торгового предприятия трудовыми ресурсами, используя формулы 8 и 9, если производительность труда одного работника равна 340 тыс. руб. в 2008 году и 230 тыс. руб. в 2007 г., численность работников увеличилась на 63 человека, среднесписочная численность работников в предшествующем году 195 человек.
1. Изменение розничного товарооборота за счет увеличения численности работников.
Т изм.ч.= 1,47*63+(63*110)/2=92,61+3465=3557,61 тыс. руб.
2. Изменение объема розничного товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника.
Т произв =195*110+(63*110)/2=21450+3465=24915 тыс. руб.
Рассчитаем эффективность использования товарных ресурсов по формуле
3. Э тов 2006= 44600/(45800+28210-19970)=44600/54040=0,8253руб.
Э тов 2007= 84624/(94540+43013-52850)=84624/84703=0,9991руб.
Таким образом, на каждый рубль товарных ресурсов приходилось около 0,83 и 1руб. товарооборота соответственно в 2007 и 2008 годах. Эффективность использования товарных ресурсов увеличилась за последние два года, что характеризует работу предприятия с положительной стороны.
Влияние природной среды на предприятие ОАО «Инмарко»прослеживается в товарообороте, т.к. на деятельность этой фирмы оказывает влияние такой фактор как сезонность. Объемы реализуемой продукции в теплое время года, особенно в летний период, значительно выше, чем в зимний. По данным таблицы 3 можно проследить отклонение показателей розничного товарооборота в каждом месяце года от среднемесячного значения, эти показатели равны 3716 и 7052 тыс.руб. На основе таблицы 3 составим таблицу, наглядно показывающую сезонные колебания товарооборота.
Таблица 6
Сезонные колебания розничного товарооборота, тыс. руб.
Месяц
2007г
Отклонение от среднего в 2007 г
2008г
Отклонение от среднего в 2008 г
1
2
3
4
5
Январь
Февраль
Март
2250
2495
3905
-1466
-1221
+189
4690
4850
5660
-2362
-2202
-1392
Апрель
Май
Июнь
4150
5700
5750
+434
+1984
+2034
7020
10890
10840
-32
+3838
3788
Июль
Август
Сентябрь
5760
5575
3665
+2044
+1859
-51
10978
10720
8952
+3926
+3668
+1900
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2600
1750
1000
-1116
-1966
-2716
5280
3244
1500
-1772
-3808
-5552
Всего за год
44600
84624
Как видно из таблицы, наибольший объем розничного товарооборота приходится на периоды с марта по август в 2007 году и с мая по сентябрь 2008 года. Влияние сезонности на розничный товарооборот предприятия ОАО «Инмарко» объясняется спецификой реализуемой ей продукции.
Чтобы сгладить влияние сезонности на работу компания осуществляет специальные предложения, например, два товара по цене одного; проводит рекламные акции; делает скидки покупателям, которые берут товар на крупную сумму, и обновляет предлагаемый ассортимент, добавляя его товарами в меньшей степени подверженными сезонности.
Поскольку рассматриваемая мной компания занимается торговлей, т.е. непосредственно работает с людьми, то на результат ее деятельности культурный фактор оказывает значительное влияние. Культурное обслуживание потребителей – одна из составляющих успеха деятельности торгового предприятия. Торговый работник – лицо магазина, от терпения, такта, понимания и культуры его поведения зависит, с каким настроением уйдет клиент и вернется ли он снова в этот магазин за покупкой. Грубое отношение к покупателям отрицательно воздействует на спрос, а также сводит к нулю различные усилия компании, направленные на привлечение потребителя к своей фирме и предлагаемой продукции. Этот фактор может повлиять на различных экономических показателях данного предприятия, т.о. влияет и на уровень прибыли предприятия.
Глава 3. Пути улучшения показателей розничного товарооборота компании «Инмарко».
3.1 Мероприятия по улучшению показателей розничного товарооборота компании «Инмарко».
На основе проведенного исследования розничного товарооборота, изложенного в предыдущих параграфах, можно предложить следующие мероприятия для увеличения его качественных характеристик.
Укомплектовать штат работников компании в соответствии с планом. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами недостаточна, растет нагрузка на действующий персонал компании из-за нехватки работников, что приводит к снижению производительности их труда, а следовательно работники будут обслуживать меньше покупателей, что отрицательно скажется на показателях розничного товарооборота компании.
Поставить перед сотрудниками компании цель по снижению этого показателя, так как в компании этот показатель имеет тенденцию к увеличению, а он крайне неблагоприятно влияет на розничный товарооборот и предприятие теряет значительную часть денежных средств.
Назначить ответственных лиц за контроль над уровнем товарных запасов, так как в данной компании очень высокие показатели товарных запасов на конец года, что не является необходимым для компании и отрицательно влияет на товарооборот предприятия.
Разработать комплекс мероприятий по снижению влияния сезонности на компанию, который должен быть основан на предварительном маркетинговом исследовании рынка, на котором представлена данная компания.
Повысить уровень квалификации торгово-оперативных работников, что повысит их уровень знаний, умений и навыков. Это в свою очередь позволит экономить время на обслуживание покупателя, что в конечном итоге благоприятно отразится на производительности их труда, а, следовательно, и на товарообороте компании.
Проводить инструктаж и стажировку торгово-оперативных работников, тем самым, отбирая лучших. Также это позволит новым работникам познакомиться и изучить ассортимент предлагаемых товаров. Знание ассортимента позволит быстрее ориентироваться в товаре, а при отсутствии необходимого для клиента товара предложить ему альтернативу.
Проводить беседы с торгово-оперативным персоналом о важности взаимоотношений с покупателями, ведь их грубость, нетерпеливость и бестактность может сформировать у покупателя и групп покупателей негативное отношение и к продавцу, и к товару, и к фирме.
3.2 Расчет экономической эффективности повышения квалификации торгово-оперативных работников компании «Инмарко»
Рассчитаем, насколько экономически будет выгодно повышение квалификации торгово-оперативных работников, необходимые данные для расчета приведены в таблице 7.
Таблица 7
Исходные данные для расчета
№ п/п
Показатели
Значение показателя
1
Число торгово-оперативных работников, повышающих квалификацию, чел
10
2
Экономия времени после повышения квалификации работников, мин
1
3
Годовой фонд времени 1 работника,
дни,
ч
261
2088
4
Среднесписочная численность работников, чел
258
5
Фонд оплаты труда одного работника, руб.
25620
6
Отчисления во внебюджетные фонды, %
35,8
7
Нормативный коэффициент экономической эффективности
0,15
8
Единовременные затраты
10000
В среднем за смену торгово-оперативный работник обслуживает 60 клиентов и на обслуживание одного клиента он тратит в среднем 3 минуты. После совершенствования квалификации работник будет четче и быстрее выполнять необходимые действия, в результате чего время на обслуживание клиента сократится до 2 минут. Таким образом, сэкономленное время равно 60 минут (3-2)*60).
Экономия времени рассчитывается по формуле:
Эвр=(t*Чохв*Фг.вр.)/60, (11)
где t– сокращение времени после внедрения мероприятия, мин;
Чохв – численность работников, охваченных мероприятием, чел.;
Фг.вр — годовой фонд времени, дни.
Экономия численности рассчитывается по формуле:
Эчисл=Эвр/Фг.вр, (12)
где Фг.вр.- годовой фонд времени, ч.
Прирост производительности труда работников охваченных мероприятием и в целом по отделению рассчитывается соответственно по следующим формулам:
Птр. охв.= (Эчисл*100)/(Ч продолжение
--PAGE_BREAK--