МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Оренбургский филиал
Специальность: финансы и кредит
Шифр: Ф09-143С
Курс: I(заочное обучение – ускоренное)
Контрольная работа
По дисциплине: Ценообразование
Вариант: №3
Выполнила:
Сумкина Елена Владимировна
Проверил:
Оренбург 2009-2010
1.Розничные цены напотребительском рынке
Рынок потребительских товарови услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением.Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу.Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров являетсяцель их использования покупателем.
Розничныецены — это ценыпродажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сетииндивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам,организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкимиупаковками (партиями).Продажа товаров относится к розничной торговле, если этитовары предназначены для лично, домашнего или иного использования, несвязанного с предпринимательской деятельностью.
Всистеме цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная ценазанимаетособое место, что определяется ее социально-экономической природой.Характеризуя пропорции обмена потребительских товаров и услуг на денежныедоходы населения, розничные ценыоказывают значительное влияние на сферураспределения и обвинения потребительских товаров, формирование пропорций,складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупательную способностьрубля и уровень жизни населения.
Розничныецены являются денежным выражением ценности товаров, поступающих в потреблениенаселения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но иизменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).
Розничныецены служат важным инструментом для экономического роста. Они функционируют вовзаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.)и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, котораяобеспечивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этомрозничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданногообщественного продукта, которая по своей натуральной форме может быть использованатолько в виде предметов личного потребления. Она образует практически фондпотребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национальногодохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потребления.
Пропорцииобмена отдельных потребительских товаров на денежные доходы населения получаютсвое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся наотдельных товарных рынках.
Вденежной форме фонд потребления в его основной части (за вычетом внерыночногофонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетомналогов и прироста денежных сбережений), образующих платежеспособный спроснаселения. Поэтому сумма потребительских товаров в розничных ценах равнавеличине платежеспособного спроса населения. Поэтому розничные цены выступаюткак цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие отоптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен в конечном счетеопределяется соотношением спроса и предложения. А это соотношение учитываетмножество различных факторов, воздействующих на решения, как производителей,так и потребителей.
Вусловиях переходного периода к рыночным отношениям политика российскогогосударства в области розничных цен направлена на обеспечение нормальногофункционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допускаяего монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государствоможет вмешиваться в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, какправило, в интересах потребителей. Так, по льготным тарифам значительная частьнаселения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспортеи др. Определенная часть товаров и услуг реализуется населению бесплатно(здравоохранение, просвещение и др.).
Следуетзаметить, что современный рынок, особенно в России, характеризуетсяпреобладанием продавца над покупателем. Одна из задач государства в связи сэтим — способствовать созданию объединений потребителей, которые могли быреально отстаивать их интересы, и том числе и при определении уровня розничныхцен.
Современныйроссийский рынок товаров и услуг для населения в определенной мере унаследовалчерты той системы удовлетворения потребностей населения, которая сложилась присоциализме. Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике советскогогосударства, привели к материально-вещественной и стоимостной диспропорции вразвитии экономики, товарно-денежной несбалансированности поставок на рынкепотребительских товаров и услуг и к определенному несоответствию в уровне идинамике розничных цен и денежных походов населения.
Вдореформенный период в последние двадцать с лишним лет существования СССРмасштаб перераспределения дохода потребителям через систему розничных ценпретерпел серьезные изменения (вырос), о чем свидетельствует увеличение размерадотаций и рост объема бесплатных услуг, предоставляемых населению изобщественных фондов потребления. При увеличении объема розничного товарооборота(включая общепит и платные услуги) в 1965—1987 гг. примерно в 3,5 раза общаясумма бесплатно предоставляемых населению услуг и дотаций на товары иплатные услуги выросла примерно в 4,6 раза. Если в 1965 г. общая сумма бесплатных услуг и дотаций в розничных ценах составляла 30% к общему объемурозничного товарооборота, то в 1987 г. — 40%.
Такойгромадный объем льгот не соответствовал реальным экономическим возможностям государства,поэтому с переходом к рыночной экономике после распада СССР уровень жизнинаселения существеннопонизился. Но поднять этот уровень можно только засчет развития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения.За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблемурешить невозможно.
На изменение уровнярозничных цен оказывает влияние изменение издержек обращения в торговле. Однакоследует помнить, что издержки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение,доставка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы поведению денежного хозяйства торговых предприятий и г.д.), фактическиувеличивают общие затраты и в этом смысле влияют на уровень цен, так же, как ипроизводственные затраты
Для покрытияиздержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяютсяторговые надбавки, или торговые наценки. Использование наценок, или надбавок, вконечной цене зависит от конкретных отношений производителя и продавца.Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок-наценокему безразличен. Следует, правда, сказать, что в современной России чрезмерноеразвитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышениюконечных цен. Здесь, возможно, было бы уместно какое-то вмешательствогосударства.
Доапреля 1991 г. в стране действовали стабильные неизмененные (с 1954 г.) розничные цены на основные товары народного потребления. С 1 января 1991 г. были введены новые оптовые цены на продукцию промышленности, строительства, закупочные ценына сельхоз-продукцию. Они возросли в два раза по сравнению с ранее действовавшими.Розничные же цены в первом квартале 1991 г. оставили неизменными, что привело к огромным дотациям. И, наконец, в апреле 1991 г. была осуществлена реформа розничных цен, вследствие которой розничные цены увеличились болеечем в два раза. При этом вводились три вида розничных цен: фиксированные(прейскурантные), регулируемые и свободные (рыночные) цены. На долю свободных рыночныхцен (товары престижного ассортимента, деликатесная продукция) приходилось 40%,а на долю фиксированных (товары первой необходимости) и регулируемых (товарымассового потреблении) приходилось соответственно 60%.
Взависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные(рыночные) ирегулируемые.
Принципсвободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночныхотношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги.Эти цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняютфункцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширенииили сокращении платежеспособности спроса. В настоящее время розничные цены напотребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами.
2.Государственное регулирование ценна рынке транспортных услуг
Транспорт, наряду сэнергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условияжизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных,экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.
Транспортнаясистема Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушныйморской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементамитранспортной системы являются также промышленный и городской общественныйтранспорт. Транспорт обеспечивает получение 8% ВВП. На транспорте занято свыше3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
Правильная тарификацияработ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная,заслуживающая комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какимидолжны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как частьсистемы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферуценообразования, которая формируется под воздействием ценообразующих факторов ив первую очередь — издержек производства. Все ценообразующие факторы можноразделить на две основные группы.
Общеэкономические:
• изменения в налоговой иамортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений иплатежей в бюджет;
• изменение общей конъюнктурыфинансового рынка;
• обеспечение более благоприятныхусловий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;
• изменения нормативных правовых актов,регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены напотребляемую транспортом продукцию;
• общийуровень инфляции.
Отраслевые:
• изменения в объемах и в структуреперевозок и других видах рано г транспорта;
• резервыснижения собственных затрат транспорта;
• изменения в номенклатуре расходов ираспределении затрат по иидам работ и услуг;
• результаты структурногореформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.
Необходимым элементом современной тарифной политики являетсягосударственное участие в прямом и косвенном регулировании тарифов на основныхвидах грузовых перевозок. Экономические методы регулирования должныспособствовать формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг.
Основнойцелью государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий натранспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективнуюработу транспортных отраслей обеспечивающей баланс интересов транспорта ипотребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местнымиорганами исполнительной власти, на которые возложены функции погосударственному регулированию цен (тарифов).
Прирегулировании цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспортерегулирующие органы реализуют следующие функции:
• на федеральном уровне — осуществляют созданиенормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики,соответствующей современным условиям; устанавливают цены и тарифы, регулируемыена федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен тарифов в отрасляхестественных монополий на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) сучетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, вотношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль;
• на уровне субъектов РоссийскойФедерации —осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональнойнормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов в отрасляхестественных монополий на транспорте; определяют перечни видов услугестественных монополий на транспорте, которые устанавливаются и регулируются нарегиональном уровне; проводят мониторинг
цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям-монополистамтранспортных услуг.
Государственноерегулирование цен (тарифов) в отраслях естественных монополий на транспортедолжно способствовать: оптимизации экономических связей; пропорциональномуразмещению производительных сил и повышению конкурентоспособности отечественнойпродукции на внутреннем и внешнем рынках; созданию условий для развитияконкуренции на рынке транспортных услуг; обеспечению равного доступа потребителейк инфраструктуре; эффективности процесса ценообразования на услуги естественныхмонополий на транспорте.
Системацен (тарифов) должна способствовать повышению качества транспортных услуг ивнедрению прогрессивных технологий. Государственное регулирование цен (тарифов)на транспорте включает определение (установление) тарифов и сборов или ихпредельного уровня, в том числе посредством внесения изменений и дополнений вдействующие руководства; разработку и введение в действие новых базовых тарифови определение принципов их изменения; определение правил ценового регулированияи контроля за установлением тарифов и сборов и правил их применения.
Прирегулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий на транспортеприменяются следующие методы ценового регулирования:
— установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих (прибыли,рентабельности);
— методытекущей корректировки тарифов;
— совершенствованиетарифных систем и др.