РОЛЬ МАЛЫХ ГОРОДОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Курсовая работа по дисциплине
«Территориальная Организация Населения»
2008
Содержание
Введение
1Малые города России. Общие сведения
1.1 Кистории возникновения и развития малых городов
1.2 Понятиеи научное определение малого города
1.3Классификация малых городов
1.4Значение малых городов для России
2Социально-экономическое положение малых городов
2.1Особенности социально-экономического развития малых городов на современномэтапе
2.2Экономические особенности монопрофильных малых городов
2.3Проблемы малых городов
2.3.1Развитие экономической базы
2.3.2Финансовые ресурсы
2.3.3Городское хозяйство
2.3.4Проблемы городского управления
2.4Обобщенные проблемы малых городов России
2.4.1.Традиционализми новации
3.Будущеемалых городов
3.1Экономический аспект малых городов
3.2 Основные направленияразвития малых городов России
3.3 Перспективы развития малых городов
Заключение
Список использованныхисточников
Введение
Среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаютсяпроблемы развития — развития личности человека и человеческих общностей,территории, сельской или городской, страны и мира. В России важнейшей проблемойразвития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего,становится проблема развития малых городов — каждого города в отдельности ивсех вместе. Малый город именно из-за скромных размеров является достаточнокомфортной средой обитания людей. В нём всё близко, всё расположено в пределахпешеходной доступности, поэтому, как правило, нет надобности в городскомтранспорте. Малый город не отделён от окружающей его природы и частораскрывается своими улицами прямо на луга, поля и леса. Здесь спокойный ритмжизни, отсутствуют спешка и суета, есть возможность непосредственно икаждодневно ощущать природу, чувствовать себя её частью. Малый город неподавляет ни природу, ни человека громадными сооружениями, как это происходит вгородах-гигантах, а органически вписывается в окружающий ландшафт [1].Но умалых городов России много нерешенных проблем.В сложный период перехода странык жизни в новых экономических и социальных условиях именно малые городаоказались практически беззащитными. Их жители более, чем кто-либо, ощутили спадпроизводства, закрытие подчас единственного в городе завода, задержки выплатзаработанной платы и т.д. В то же время малые и средние города особенно значимыв политической, социально-экономической и культурной жизни России. Из 15 000действующих муниципальных образований малые и средние города составляютподавляющее большинство. В России насчитывается около 750 малых городов счисленностью населения до 50 тысяч жителей. Это три четверти всех городовстраны[5].Для решения проблем малых городов уже не раз разрабатывались ипринимались федеральные целевые программы. Однако ни одна из них не далазаметных результатов. Население малых городов ищет пути выживаниясамостоятельно. Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельскихрайонов и даже целых регионов. Они — своего рода средоточие жизни,«опорные точки» своих территорий, место расположения промышленныхпредприятий, транспортно- распределительные узлы, научные центры и зачастуюединственные очаги культуры и образования. Преобладающая часть малых городовРоссии является исторической основой российской государственности, национальнойкультуры и народных традиций[1].
1 Малые города России. Общиесведения/>
1.1 Кистории возникновения и развития малых городов
Малые города всегда играли большую роль в становлении иразвитии Российского государства. Прообразы будущих малых городов соборонительными укреплениями, жилыми и хозяйственными постройками угадываются воблике древних поселений славян 7-9 вв. К 10-12 вв. в Древней Руси быласформирована сравнительно обширная сеть малых городов. На территории Северо-ВосточнойРуси наиболее древними являлись Ростов (862 г.), Муром (862 г.), Суздаль (1024г.), Ярославль (1010-1071 гг.), Владимир (1108 г.), Торжок (1139 г.),Переяславль Залесский (1175-1176 гг.), Кострома (12 в.), Тверь (12 в.), Кашин(1238 г.), Галич (с 13 в.) и др. В Центральной России к древнейшим городамотносятся Кашира (городище 7-4 вв. до н.э., город с 13 -14 вв.), Переяславль(1095 г., с 13 в. — столица Рязанского княжества, в 1778 г. переименован в г.Рязань), Тула (1146 г.), Москва (1147 г.). Елец (1148 г.), Серпухов (12 в.).,Венев (1400 г.) и др.
Впроцессе развития все будущие большие города, включая Киев (860 г.), проходилистадию малого города. И эта стадия определялась совсем не численностьюнаселения города, как некоторые авторы полагают до сих пор, не опираясь наисторические факты. По показателю численности (5 -20, редко 50 -100, до 200тыс.ч.) все без исключения крупные города, центры земель России, длительноевремя, до пяти, а некоторые до десяти столетий так бы формально и оставалисьмалыми городами, что противоречило бы самой сущности крупного города, егофункции в системе государственного устройства.
Вдействительности же многие «малые — будущие крупные города России» образовывалисложную взаимосвязанную историко-динамическую систему, переходили из однойкатегории в другую и обратно, менялись местами, вовсе сходили с историческойарены и вновь возрождались.
В16-18 вв. завершился процесс формирования большинства крупных и малых городовРоссийской империи. Возникают новые города-крепости на южных рубежах страны иторговые центры на Севере: Орел (1566 г.), Тамбов (1636 г.), Козлов (1636 г.),Иваново (1561 г.), Шуя (1539 г.), Липецк (1777 г.), Мценск (1778 г.), Михайлови многие другие. Все они начинались как малые города, но в процессе историческогоразвития в силу разных причин произошло расслоение на малые и крупные города.Но в отличие от предшествующих веков метаморфозы «большого — малого»в структуре российских городов стали чрезвычайной редкостью, и малые городаРоссии получили строго определенные «права гражданства».
Понятиемалого города исторически тесно связано с понятиями волости и уезда. Волость — древнейшая единица административно-территориального деления. В 1861 г. волостьутверждается сословной единицей крестьянского управления, и в этом качестве подначалом уездов волости сохранились до советской реформыадминистративно-территориального деления 1923 — 1929 гг.
Уезды.Переходившие друг в друга крупные и малые города Руси и России нередко силойвынуждены были доказывать свое право владения землей и сельскими угодьями. Итолько к концу 17 — началу 18 вв., с образованием губерний, произошлоразмежевание полномочий: уездные — малые — города были включены в составгуберний. Но потребовалось еще полстолетия, чтобы утвердить основную правовуюфункцию уездов.
В1755 г. уезд становится низшей административной, судебной и финансовой единицейадминистративно-территориального деления России. Административные и полицейскиефункции осуществлялись исправником, распорядительные — уездным земскимсобранием (уездными гласными). Каждый уезд объединял в управлении нескольковолостей. Реформа 1923 — 1929 гг. упразднила понятия уезда и волости, образоваввместо них районы, но по существу малые города сохранили свою прежнюю функцию,подготовленную столетиями своего предшествующего развития. Они стали центрамирайонов, с входящими в район окружающими сельскими землями.
1.2 Понятие и научное определение малогогорода
Малый город — это районный центр областного, краевого или республиканскогоподчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или (очень редко)поселок городского типа.
Вуказанной формулировке малый город имеет четкое положение в структуретерриториальных образований — это город третьего уровня, но первый в томобширном пространстве сельских населенных пунктов, к которому стягиваются нитидуховно-образовательной культуры всего района.
Особоеместо занимают малые города федерального подчинения, «города безистории», не являющиеся районными центрами и существующие лишь в границахгорода. Это исключительно новообразования советского периода, имеющие оборонноезначение. Большая их часть переходит в категорию наукоградов. В настоящее времязначительная их часть открыта, и занята поисками своего места на рынке труда иуслуг. Те же «социалистические города», связанные с обороннойпромышленностью, которые сравнительно давно, несколько десятков лет тому назад,вышли из закрытой зоны и стали районными центрами, ныне успешно развиваются (малыегорода Подмосковья, особенно г. Ступино). В них создаются благоприятныепредпосылки и перспективы полноценного развития образовательного комплекса,включая высшее образование.
Естьеще одна категория административных образований, которую ошибочно относят кмалым городам. Это поселки городского типа (п.г.т.) численностью до 10 — 12 тысчел. Собственно городом в России по определению п.г.т не является. Для переходав категорию города поселку городского типа требуется, кроме численности,выполнить ряд серьезных условий, связанных с качеством формируемой им городскойсреды. Значительная часть п.г.т. своим формированием обязана каким-либо местнымфабричным или заводским производствам.Таким образом, основой многочисленнойкатегории малых городов являются на территории современной России районныецентры. Именно на их базе и должна развертываться программа образования в малыхгородах.
Впроцессе развития системы образования в малых городах возникает немаловажныйвопрос о месте образовательного комплекса среди других системообразующих иуправленческих сфер города. Систематизирующая роль предполагает, хотя бычастично, и градообразующую, если речь идет о научном административномкомплексе — университетском городке внутри малого города.
Анализразвития малых городов показывает, что системообразующая роль научногоинститута или вуза, как будто заметная вначале, быстро сходит на нет, хотя и неисчезает совсем. Даже такие крупные по значимости «университетские» малыегорода как Дубна, Арзамас, Снежинок, Пущино, Черноголовка и мн. другиенаукограды вынуждены развивать собственные градообразующие факторы в формепромышленных и/или оборонных предприятий, иначе они обречены на умирание [3].
1.3 Классификация малых городов.
Современные малые города можно разделить на три основныегруппы.
Города — местные центры. Это своего рода мини-столицы. Они возглавляютадминистративный район или его часть, а иногда группу административных районов.Города — местные центры составляют наиболее многочисленную группу малыхгородов. Среди них и бывшие уездные центры, и недавние сёла, получившие статусгорода в советское время. Город живёт за счёт использования ресурсов окружающейтерритории и обслуживания её потребностей. Естественное положение города-центра- в узле дорог, охватывающих «подшефную» территорию. С окрестными поселениямигород связан регулярными автобусными маршрутами, перевозки по которым заметновозрастают в воскресные дни. Характерная черта планировки таких городов состоитв том, что главные улицы служат продолжением сходящихся к городу дорог и ведутпрямо к центру, наиболее представительной части города. Центр отмечен зданиямиразных эпох — от городского собора, являвшегося сердцем города в XVIII-XIX вв.,до здания бывшего райкома партии, игравшего такую же роль в советское время. Уодних городов функции административного центра являются основными. Другиевыполняют их «по совместительству», в дополнение к основнойдеятельности. Город Курчатов в Курской области прежде всего центр атомнойэнергетики, Ковдор на Кольском полуострове — центр добычи и обогащения железнойруды, Бологое — крупный железнодорожный узел на трассе Москва — Санкт-Петербург, но все эти три города также и районные центры [2].Экономические районы доля малых городов райцентров(%)
Северный 72,4
Северо-Западный 64,4
Центральный 74,1
Волго-Вятский 95,5
Центрально-Черноземный 88,9
Поволжский 88,3
Северо-Кавказский 78,0
Уральский 59,3
Запвдно-Сибирский 57,0
Восточно-Сибирский 60,4
Дальневосточный 66,2
ВСЕГО 71,0
Таблица 1 Доля малых городов – райцентров в общейсовокупности малых городов экономических районов России[4].
Города-спутники.Это «брызги» большого города, отскочившие от него кусочки. Ониотносятся к числу самых молодых городов, стремительно выросших особенно впослевоенное время.
Города-спутники очень разнообразны. В ряде случаев онивозникают на базе филиала завода или института, находящихся в городе-центре.Среди городов-спутников часто встречаются города науки, которые располагаются,как правило, в окружении крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга,Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска.
Академии наук. Он создан на основе группы институтов — биологии и физиологии микроорганизмов, белка, агрохимии и почвове дения,биологической физики, конструкторского бюро биологического приборостроения.Наука тесно связана с высшим образованием: в городе находится Пущинскийгосударственный университет.
Статус города Пущино приобрело в 1966 г. Но и став лидером всвоих областях науки, постоянным местом проведения международных иобщероссийских конференций, Пущино удерживается в рамках малого города (в 1999г. численность населения составляла 21 тыс. человек). Вместе с Дубной,Обнинском, Протвином город входит в группу дальних научных спутников столицы.Пущино находится всего в 13 км от города Серпухов, но по роду своейдеятельности и интересам жителей гораздо сильнее связано с Москвой, до которойоколо 120 км. Удалённость от Москвы создаёт некоторые неудобства, но положениена Оке, на открытом высоком месте, с которого открывается широкая панорамаречных и лесных далей, живительный контакт с природой — благо, которое высокоценится жителями Пущина..
Города — специализированные центры. Они также весьма многочисленны и разнообразны, как правило,ориентированы на какую-либо одну отрасль экономики. Таковы города — центрыдобычи полезных ископаемых на Севере; суровость природных условий не позволяетим совмещать несколько «профессий». В других случаях намонофункциональность малый город обречён секретностью производства; егозакрытый характер заставляет город быть обособленным. Наконец, у многих городовузкая специализация связана с молодостью: город только недавно начал своёсуществование и не успел привлечь иные виды деятельности.
Среди специализированных городов преобладают промышленныецентры разных отраслей индустрии. Очень распространены ресурсные города, занятыедобычей полезных ископаемых, города-энергетики с расположенными тамэлектростанциями и др.
В числе одноотраслевых центров обрабатывающей промышленностимного текстильных городков, сложившихся возле крупного предприятия. Подобныхгородков, живущих одной фабрикой, особенно много в Московской, Ивановской,Владимирской областях. Отдельные их аналоги встречаются и вне ЦентральнойРоссии, например Красавино в Вологодской области или Сурск в Пензенской.Планировка такого города предельно проста: одна промышленная зона, один центр,обычно расположенный рядом с проходной предприятия-кормильца[2].
По характеру экономической базы малые города можно разделитьна три основные группы:
В первую входят города с относительно развитой экономическойбазой(53% малых городов России).
Вторую группу составляют города с относительно небольшойэкономической базой.На их долю приходится около 40% всех малых городовРоссии.Среди них — города :
- с относительно развитыми промышленными,промышленно-транспортными функциями(3%)
- с преобладанием функций по социально-культурному обслуживаниюприлегающих территорий(30%)
- с выраженными сельско-хозяйственными функциями(5%)
- с выраженными рекреационными функциями(2%)
В третью группу объединены города всех других функциональныхтипов, составляющие около 7% всех малых городов России.Этогорода-новостройки, центры науки и т.д.
По характеру динамики социально-экономического развития малыегорода подразделяются на быстро развивающиеся, умеренно развивающиеся, слаборазвивающиеся, стагнирующие и умирающие[4].
1.4 Значение малых городов для России
В России насчитывается свыше 750 малых городов счисленностью населения до 50 тыс. жителей. Они составляют 3/4 всех российскихгородов или 1/4 всех городских поселений, включая поселки городского типа. Такимобразом, именно малые города формируют “низовую” сеть территориальной структурыхозяйства России, осуществляя экономическую и социокультурную взаимосвязьсельской местности с крупными городами.
Во многих регионах малые города играют заметную рольв экономике. В них расположены предприятия по переработке сельскохозяйственнойпродукции, небольшие горнодобывающие предприятия, предприятия тяжелойпромышленности, машиностроения. Малые города зачастую функционально дополняютэкономическую базу региональных центров, развиваясь кактранспортно-распределительные центры, специализированные центры науки инаучного обслуживания, в них размещены филиалы или подразделения предприятийкрупных центров.
В малых городах проживает около 16 млн. человек. Вбольшинстве своем они являются районными центрами, в зонах влияния которыхпроживает еще около 10 млн. человек. Поэтому малые города являются не толькоэкономическими, но и, прежде всего, основными социокультурными центрами для 1/5населения страны. Несмотря на значительную дифференциацию по многим параметрам,многие малые города — это “корни нации”, имеющие давние и во многомсохранившиеся историко-культурные традиции. Не случайно, более половины малыхгородов имеют государственный статус “исторических”[6].
Доля городов с населением, тыс. чел. Доля малых
Городов в общем
Экономический район до 20 20-50 числе городов
Северный 38,3 35,0 73,3
Северо-Западный 41,6 33,3 75,0
Центральный 38,3 31,7 70,0
Волго_Вятский 49,2 25,4 74,6
Центрально_Черноземный 26,5 46,9 73,5
Поволжский 43,7 40,8 84,5
Северо-Кавказский 9,9 48,5 58,4
Уральский 19,1 56,7 75,8
Западно-Сибирский 13,9 48,1 62,0
Восточно-Сибирский 36,1 30,6 66,7
Дальневосточный 48,9 25,0 73,9
ВСЕГО 46,1 53,9 72,0
Таблица 2. Распределение малых городов России по регионам (впроцентах)[4].
2 Социально-экономическое положениемалых городов
2.1 Особенностисоциально-экономического развития малых городов на современном этапе
Муниципальное образование является элементом национальнойэкономики, поэтому тенденции его развития, с одной стороны, отражают, а сдругой, определяют тенденции развития более общей социально-экономическойсистемы, в которой оно функционирует. В меняющихся экономических условиях,когда кризис охватил целый ряд отраслей экономики, в тяжелое положение попалигорода, насыщенные оборонными, текстильными, угледобывающими предприятиями. Вособо тяжелой ситуации оказались так называемые монопрофильные города,градообразующая база которых представлена одним предприятием или несколькимипредприятиями аналогичного профиля. К числу таких городов относится большинство«малых» городов России. Одной из важнейших особенностей России является резкаяполяризация возможностей развития – на одном полюсе находятся большие города(на 31 наиболее крупный город приходится 1% всех городских поселений и 34%городского населения), а на другом — малые, средние города и поселки городскоготипа (соответственно почти 95% всех городских поселений и 38%населения).Крупные города и городские агломерации представляют собоймногофункциональные хозяйственные комплексы с высокой концентрацией производства.В них сосредоточена основная часть крупнейших предприятий-монополистов, и всилу своей специфичности именно они обеспечивают высокую прибыльность вложенныхсредств, концентрируют высококвалифицированные кадры и достижениянаучно-технического прогресса. В больших городах сконцентрировались финансовыесредства и более активно идет структурная перестройка, что являетсяпритягательным фактором для всех категорий инвесторов. Поэтому в настоящеевремя в структуру программ регионального развития вписываются лишь крупныегорода. Причины этого – в изначально сложившихся глубоких отличиях и серьезномотставании малых городов от больших. Малые города в результате проводившейсяэкономической политики в дореформенный период были преимущественно интегрированыв общероссийскую отраслевую, а не территориальную экономику. В силу высокойстепени такой интегрированности они в настоящее время в подавляющем своембольшинстве не способны к автономному развитию. При разгосударствлении средствпроизводства организующие начала, объединяющие хозяйственные звенья в единуюэкономическую систему, были утеряны, и в процессе реформ малые города полностьювыпали из сферы интересов как федеральной, так и региональных властей. Такимобразом, малые города и их экономика практически мгновенно оказались, с однойстороны, вне единой государственной системы управления экономическим развитием,но, с другой стороны, никакой альтернативы этой прежней системе, никакогорешения, позволяющего предприятиям малых городов постепенно перейти в новуюсистему рыночных отношений, реформаторами предложено не было. Одновременно всеболее отягощающим стало то обстоятельство, что большинство малых городов слаборазвиты в социально-экономическом отношении. В Челябинской области яркимпримером малых моногородов являются города Карабаш, Юрюзань, Миньяр, гдедействует одно градообразующее предприятие. Выделяются также города, где однопредприятие является лидером по объему производства, численности занятых и поплатежам в бюджет, а остальные по экономической значимости стоят существеннониже – это города Чебаркуль, Нязепетровск, Сатка, Аша.
Проблемы этих городов связаны в первую очередь с состояниемградообразующих предприятий. Общей проблемой является то, что большинствоинженерных сетей находится в собственности расположенных на их территориипредприятий. Это ставит в зависимость от них городские власти и город в целом,что характерно, например, для г. Чебаркуля. Здесь на территории завода«Уральская кузница», одного из ведущих предприятий города, находится котельная,которая не только вырабатывает технологическое тепло для завода, но иобогревает весь город. Сатка – город, имеющий два крупных предприятия-металлургический завод и комбинат «Магнезит», отапливается за счет сгоранияотходов промышленного производства. В 1997г. из-за резкого сокращения объемовпроизводства магнезита город остался без тепла, что привело к обострениюсоциальных противоречий. Важнейшая социальная проблема малых городов –безработица, в том числе скрытая и застойная. Ограниченная емкость рынка труда,отсутствие или крайняя ограниченность предложения труда в иных сферах всочетании с неразвитостью рынка жилья и возможностью смены места жительстваусугубляют ситуацию с получением места работы. Ярким примером служит г. Сим, вкотором проживает 19 тыс. чел. На Симском агрегатном заводе работает 9 тыс.чел—, то есть большая часть трудоспособного населения. В г. Юрюзани АО«Юрюзанский механический завод» обеспечивает рабочими местами 3100 чел. из 16тыс.жителей и обеспечивает средствами существования примерно 8640 чел.
Переход к рыночной экономике открытого типа, устранениегосударства от решения экономических проблем промышленных предприятий привели костановке целого ряда производств ВПК, машиностроения, легкой, пищевой,сельскохозяйственной, перерабатывающей промышленности, то есть отраслей,которые составляют градообразующую основу малых городов. В малых «угольных»городах был осуществлен только первый этап реструктуризации отрасли: закрытобольшинство шахт городов Еманжелинска, Копейска, Коркино. На проведениеструктурной перестройки их экономики и создание альтернативных предприятийотсутствуют финансовые средства. Разрушается материальная база развитиясоциальной сферы малых городов. Предприятия не в состоянии содержатьпринадлежащие им объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальнойинфраструктуры. Они передают их на баланс городу, который, в свою очередь, неимеет возможности надлежаще обеспечить функционирование этих объектов. Такимобразом, следует констатировать, что в силу специфики малых городов общиенегативные для страны процессы здесь проявляются наиболее остро. Между тем,если большие города вместе с агломерациями представляют собой рассеянные потерритории урбанизированные ядра и их влияние распространяется лишь на 0,7% территорииРоссии, то небольшие городские поселения являются преобладающей формойгородского расселения во всех регионах России и под их влиянием находятсяпрактически все населенные пункты (более 150 тысяч).В целом же в результатепроведенных преобразований существовавший ранее разрыв в уровнях развития междубольшими городами (областными и краевыми центрами) и малыми в последний периодувеличился до катастрофических размеров. До настоящего времени не созданмеханизм, способствующий сокращению этого разрыва. Более того, необходимымеханизмы осторожного, плавного перевода экономики малых городов на новуюсистему экономических отношений.
В силу специфики экономики малых городов общие негативные длястраны процессы здесь проявляются наиболее остро. В этой ситуации значительновозрастает роль местной администрации в управлении социально-экономическимразвитием малого города[8].
2.2 Экономические особенностимонопрофильных малых городов
Малые города в подавляющем своем большинстве представляютсобой монопрофильные поселения (МПП). Специфика монопрофильных городов,традиционно проявлявшаяся в характере занятости населения(например,преобладание женской занятости в текстильных поселках, мужской – вгорнодобывающих), и соответствующие диспропорции по полу населения в кризисныйпериод усугубились дополнительными изменениями по возрастному составунаселения, вследствие закрытия либо приостановки работы значительной частиградообразующих предприятий и оттока населения в трудоспособном возрасте, в т.ч. молодежи. Узкая сфера занятости, застойная безработица, снижение уровняжизни, свертывание социальной инфраструктуры, сокращение доходов бюджета, износсетей коммунального хозяйства – все это проблемы МПП, затронутых кризисом.Процесс банкротства предприятий в МПП стал вопросом селекции самих населенныхпунктов, часть из которых уже перестала существовать, а ряд других потерялистатус городских поселений.
Монопрофильность определяется как доминирование какой-либоотрасли промышленности в специализации экономической базы города. Понятиемонопрофильности в научной литературе, как правило, применялось к городам ипгт, в которых 1–2 крупных градообразующих предприятия относились к однойотрасли промышленности, с этими же предприятиями были связаны основнаязанятость и доходы местных бюджетов. Количественными критериями выступалиследующие: на предприятиях доминирующей отрасли – либо производится >50%объема всей продукции, либо работают >25% занятых., дополнительно кмонопрофильным отнесены поселения, имеющие статус сельских населенных пунктов(снп) лесопромышленной специализации, а также часть поселений непромышленнойспециализации, основными функциями которых являются обслуживаниежелезнодорожного транспорта исправительных учреждений, воинских частей,рекреационные услуги, а также города -наукограды и закрытые территориальныеобразования (ЗАТО).
Профиль и размещение большинства МПП совпадает соспециализацией регионов, многие из которых относительно узкоспециализированы.
Размещение МПП, связанных с добычей топливно-минеральных ресурсов,предопределено геологическим строением территории, величиной месторождений.Так, в восточной части страны на локальных месторождениях цветных металловсформировался ряд одиноко расположенных пгт, на базе более крупныхместорождений (как Норильское) – группы МПП; для всех характерно очаговоеразмещение вне основной полосы расселения, плохая транспортная доступность. Набассейновых месторождениях угля и газа сформировались ареальные системырасселения: в районах нового освоения – состоящие из МПП (Ямало-Ненецкий авт.округ), в районах старого освоения – из полипрофильных городов и МПП (Кузбасс,Восточный Донбасс).
С таежной зоной связано размещение МПП лесной специализации.Здесь сформировалась сеть лесозаготовительных поселков, связанных смоногородами деревообрабатывающей специализации и полипрофильными центрами скрупными ЦБК. МПП пищевой специализации, перерабатывающие сельскохозяйственнуюпродукцию, размещены в степной зоне. Такие города одновременно выполняютцентральные функции по отношению к сельской местности.
МПП рыбозаготовительной подотрасли размещены в приморскихрегионах (Калининградская, Камчатская, Сахалинская обл., Приморскийкрай).
Оборонный фактор предопределил специфику размещения городовВПК и ЗАТО.Они характеризуются относительно уединенным местоположением, частьиз них расположена в глубинных местах страны, часть –в приморских регионах,отдельные ЗАТО размещены в агломерациях.
Города-наукограды размещены в поле тяготения крупнейшихцентров.
Повышенная концентрация МПП легкой промышленности всеверо-восточной части ЦЭР исторически унаследована от эпохи раннегокапитализма в России, на их размещение повлияли дешевая рабочая сила и емкийпотребительский рынок.
Наличие большого количества МПП металлургической имашиностроительной специализации на Урале также является следствием раннихэтапов размещения производительных сил. Размещение машиностроительных МПП вЦентральных районах связано со специализацией этой территории и с высокойконцентрацией населения и поселений.
Монопрофильные города можно разделить на:
а) возникшие как монопрофильные и продолжающие ими быть:
– исторические города, выросшие из заводских поселков ифабричных сел и не изжившие свою монопрофильность;
– города периода индустриализации страны, возникшие какпромышленные и оставшиеся узкоспециализированными
(загрязняющее производство, невыгодное ЭГП, суровыеклиматические условия и др.);
– молодые города с крупными предприятиями обрабатывающейпромышленности, возникшие как на базе пгт, так и размещенные в «чистом поле»;
– молодые «ресурсные» города и пгт, расположенные в районах сэкстремальными природными условиями;
– наукограды, ЗАТО – особый тип МПП, где одновременно получалиразвитие наука и производство, связанные с ВПК;
б) ставшие монопрофильными в процессе развития:
– города, возникшие в связи с выполнением
различных непромышленных функций
(оборонных, административных, торговотранспортных), в которыхв советский период было размещено относительно крупное промышленноепредприятие;
– малые города, ранее бывшие полипрофильными, но ставшиемонопрофильными за последние 10 лет: появление лидирующего
по объемам продукции предприятия вызвано падениемпроизводства на других;
в) потерявшие монопрофильность из-за сужения экономическойбазы:
– города и пгт, формально переставшие быть монопрофильными: всвязи с ликвидацией основного градообразующего предприятия, в которых не решенапроблема занятости высвободившегося населения.
В литературе часто высказывается мнение, что монопрофильностьсвязана с просчетами в планировании, недостатком инвестиционных ресурсов и др.Но причина воспроизведения монопрофильности кроется не столько в характереэкономической базы, сколько в возможностях роста города, его положения вгрупповой системе населенных мест. Монопрофильность присуща большей части малыхгородов, подобно тому как в иерархической системе поселений все не могут статьбольшими и крупными городами, также все поселения не могут бытьполипрофильными. Существование МПП в стране на протяжении длительного периодасвидетельствует об объективности явления, обусловлено особенностямихозяйственного и пространственного освоения территории[9].
2.3 Проблемы малых городов
Задачаактивизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов ипоселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малыхгородов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупнойпромышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими исырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод ит.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах,- их трудовые ресурсы, — несомненно, имеет важное значение и должен бытьиспользован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупноепромышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсыотносительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстроисчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малыхгородах экономически неэффективно. Очень важной для малых городов являетсяпроблема низкого качества городскойсреды
Вмалых городах наблюдается процесс депопуляции — за 6 лет численность населениямалых городов, несмотря на увеличение их количества на 16, сократилась на 438.9тыс. чел. Средняя численность малых городов снизилась с 22574 чел. до 21557чел. — т.е. города потеряли в среднем более, чем по тысяче жителей.
Депопуляциясвидетельствует о ряде нерешенных проблем. Наиболее ярко депопуляцияпроявляется в городах с наиболее ярко выраженными проблемами — в малых городахсеверных регионов.
Общие для страны тенденции депопуляции проявились вмалых городах наиболее остро. Смертность в них превышает рождаемость в среднемв два раза. Бюджеты малых городов глубоко дотационны, муниципальные исоциальные стандарты существенно ниже, чем в других категориях городов.Градообразующая база, как правило, разрушена, компенсирующие производства несозданы. Отсюда безработица и низкий уровень доходов населения. И то, чтомалые города смогли в тяжелейших условиях сохранить население, свидетельствует,что само их существование — объективная необходимость, связанная сособенностями процесса урбанизации на территории России. Эти города еще оченьдолго могут находиться в состоянии так называемой агрессивной стабилизации,порождая социальные проблемы, а страна будет и дальше терять значительную частьэкономического и трудового потенциала[12].
Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды.Оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населениястраны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы,уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурногооблика, неразвитость городской культуры — всё это характерно не только для подавляющегобольшинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров снаселением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последниедесятилетия [11].
Внастоящее время происходит процесс трансформации социально-экономическихфункций малых городов.Но важнейшие, все-таки, продолжают выполняться:58% ихвыполняют агропромышленную функцию,75% — промышленную,70%- транспортную,32% — рекреационную,21% малых городов обслуживают крупные города.
На протяжении всего времени, предшествующегопереходу к рыночным отношениям в России, функции, выполняемые этимипоселениями, достаточно органично вписывались в систему хозяйствования страны,помогая решению целого ряда важнейших задач, связанных с проблемой сдерживанияроста крупных городов за счет размещения в малых городах филиалов промышленныхпредприятий; обеспечения функционирования энергетических объектов — поселки приГЭС; развития текстильной, лесной и добывающей промышленности и отраслейоборонной промышленности — города ВПК; социально-культурного и хозяйственногообслуживания сельскохозяйственных территорий — районные центры. К сожалению,переход к рыночной экономике в России осуществлялся без учета сложившейсясистемы расселения и ее взаимосвязи с производством. В результате наряду сотдельными городами, выигравшими от притока торгово-финансового капитала,размещения новых совместных предприятий, появилось большое количестводепрессивных городов, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесссокращения производства.
Малые города становятся все менее перспективными дляразмещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешаетразвитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочереднымрасходам.Эти города не способны существовать в условиях замкнутого,обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенныефункции в системе разделения труда, специализации и кооперации.
Сегодня малые города играют роль своеобразных столицсельских районов и даже целых регионов. Они – своего рода средоточие жизни,«опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий,транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственныеочаги культуры и образования.
Преобладающая часть малых городов России являетсяисторической основой российской государственности, национальной культуры инародных традиций. Но в новых экономических условиях малые города оказалисьпрактически беззащитными. Почти 60 процентов населения — больше, чем где бы тони было по стране, — за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентовмалых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надодать достойно умереть.
Действительно, проблемы малых городов действительноогромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальныепротиворечия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70%производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий.Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целогогорода. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даженаращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономикуместной власти.
2. 3.1 Развитие экономической базы
Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российскиегорода в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структурыгородов. С изменением системы производственно-экономических связей,информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши нарынке при весьма ограниченных ресурсах.
Спектр социальных ролей города с небольшим населением, какправило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и походу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направленииразвития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однакоузкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравныестартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезнуюпроблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующихотраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяютсяколебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономическихсубъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и темменьше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайнодиверсификация экономической базы – это главный лозунг стратегического развитиябольшинства малых городов.
Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономическогоразвития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в областиэнергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошиевозможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразияэкономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качествоинфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционныйклимат.
2. 3.2 Финансовые ресурсы
Создание местного самоуправления в России не сопровождалосьреальным предоставлением городам финансовой автономии. Хотя органы местногосамоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимостьиллюзорна. в большинстве регионов львиная доля расходов консолидированногобюджета возложена на местный уровень (28% консолидированного бюджета РФ, 53%субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых иненалоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городскихбюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходитсяпокрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующихналогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет нетолько к финансовой, но и политической зависимости городов от региональныхвластей.
Другим и более серьезным негативным последствием является то,что местные власти практически не несут ответственности за формирование иисполнение бюджета, а в конечном счете – и за качество и количествопредоставляемых населению бюджетных услуг. Ведь нормативы отчислений отрегулирующих налогов меняются из года в год, и местные власти не имеютвозможности прогнозировать свои бюджетные доходы, что делает бессмысленным весьбюджетный процесс.
2. 3.3 Городское хозяйство
Проблемы данной сферы настолько глубоки и актуальны, что речьидет не просто об улучшении состояния отрасли, а о сохранении инфраструктурыгородского жизнеобеспечения. Для большинства малых российских городов состояниежилищно-коммунального хозяйства – критический фактор их развития. Часто расходына жилищно-коммунальное хозяйство являются основной статьей городских бюджетныхрасходов. Начиная с середины 90-х годов проблематика жилищно-коммунальной сферыстановится главной темой в политической жизни десятков малых и средних городов,главным политическим лозунгом во время местных предвыборных кампаний.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплексаобусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью,высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек,связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентнойсреды. Как следствие, для ЖКХ в целом характерна неэффективная работапредприятий, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергии,воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виденепосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетнойсферы.
2. 3.4 Проблемы городскогоуправления
Большинство проблем управления городом возникает из-заотсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город – этосложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики,особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управлениягородом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскимиресурсами, выбирать основные инструменты управления, формироватьсоциально-экономическую политику города.
Переход российских городов к местному самоуправлению оставилоткрытыми множество вопросов, связанных с городским управлением.Неясно в чемсостоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективностиее работы, по каким критериям измеряется качество управления территорией.Отсутствуют четкие и однозначные ответы на данные вопросы, создаются серьезныепрепятствия на пути качественного муниципального управления и позволяетгородским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые невсегда адекватны интересам города.
Один из критических факторов, определяющих эффективностьгородского управления в российских городах, — квалификация муниципальногоменеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно.Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа вбольшом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районногоцентра. Для многих из них участие в местных выборах – это не самоцель, а всеголишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящихгосударственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческихресурсов из малых городов.
Полномочия местного самоуправления позволяют городскимвластям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города,используя при этом разнообразные управленческие технологии. Двумя приоритетныминаправлениями деятельности городских администраций являются, во-первых,развитие новых, внутригородских источников пополнения доходной базы бюджета, аво-вторых, эффективное использование уже имеющихся финансовых и другихресурсов[12].
2.4 Обобщенные проблемы малыхгородов России
Практически для всех малых городов характерныследующие общие социально-экономические проблемы:
n недостаточная социальная ориентацияэкономической базы преобладающей части городов;
n низкий технический уровень основноймассы производственных объектов;
n слабое использование местных ресурсови возможностей (более 30% малых городов располагают значительнымирекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%);
n утрата традиционных производственно-трудовыхнавыков населения, исчезновение самобытных производств, основанных на широкомвовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и другихресурсов;
n рост числа лиц, нуждающихся втрудоустройстве: молодежи, лиц предпенсионного возраста, кадров, освобождаемые всвязи с сокращением объемов производства; закрытием предприятий, связанных сдобычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов;
n диспропорции в развитии производственнойи непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунальногохозяйства, невысокое качество городской среды.
В крайнеострую проблему превращаются вопросы использования городских территорий, атакже земель, прилегающих к городам. Это требует скорейшего принятия мер порегулированию земельных отношений, регламентации землепользования с учетоминтересов перспективного развития городов.
Некоторыеиз этих проблем имманентно присущи малым городам и являются их специфическимичертами. Например, для малых городов характерна “усеченность” образовательногокомплекса, отсутствие, за редким исключением, ВУЗов, что приводит к почтибезвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города.Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный набор местприложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие. Поэтомузначительная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается вблизлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России являетсятранспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от основныхцентров социально-экономической активности. 75% малых городов расположены нарасстоянии свыше 80 км от областных центров, в том числе 10% — свыше 500 км;более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянныхвыходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеютобеспеченность телефонами, близкую к нормативной; в зоне неуверенного приемателевидения до сих пор находится 5% городов.
Длямалых городов характерен относительно низкий уровень развития городской среды.Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования, как правило,не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность всемивидами благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердоепокрытие имеют лишь половина улиц и дорог.
Малыегорода значительно отстают от городов других категорий по уровню развития сферыобслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.
Взначительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическаяситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структурынаселения.
Заредким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии, ценноеисторико-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества ужепотеряны, а города лишаются своего индивидуального архитектурного облика исвоеобразия. По сравнению с большими и средними городами малые города, особеннорасположенные в «глубинке», как правило, менее готовы к внедрениюинноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми,достаточно консервативными психологическими установками. Вместе с тем болеетесная связь жителей таких городов с сельской местностью, высокая доля лиц,имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физическоговыживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные всоставе крупных городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлыимеют более благоприятные условия для развития и трансформации.
Впоследние годы появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без тогонелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах.
Преждевсего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, чтоприводит к разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных связейс крупными центрами. Особенно это ощутимо для городов, в которых расположеныфилиалы предприятий и объединений с головными производствами в крупных городах,зачастую, других регионов.
Второйфактор, препятствующий развитию малых городов, — это концентрация капитала,инвестиций, в том числе иностранных, преимущественно в Москве иСанкт-Петербурге. Степень этой концентрации настолько высока, что по мнениюрегиональных бизнесменов и властей, это препятствует развитию даже региональныхцентров, не говоря уже о малых городах.
Третьимнеблагоприятным фактором развития для малых городов запада Европейской частиРоссии, Поволжья, юга Урала и Западной Сибири стало их новое приграничноеположение. Десятки малых городов неожиданно очутились на периферии, в новых«медвежьих углах» страны.
2.4.1 Традиционализм и новации
И всеже коренная причина плачевного состояния малых городов, — это порочностьостающихся основополагающими принципов государственного строительства. Покароссийское государство, будет построено на недемократических принципах,«сверху вниз», никогда местного самоуправления в стране не будет ипроблемы малых городов так до конца и не будут решены.
Провозглашенноев Конституции РФ местное самоуправление, только декларировано, но не имеетнеобходимой базы для саморазвития. Действующая практика исходит во многом изустаревших принципов организации власти на местах, сохраняет многие основныечерты и недостатки многоуровневой административно-командной структурыуправления, существенно ограничивает полномочия местных представительных иисполнительных органов, неудовлетворительно решает вопросы распределениякомпетенции между городским уровней, уровнями управления субъектов федерации ифедеральным уровнем, препятствует самостоятельности городских органов власти вформировании местного бюджета и превращении его в основу финансовых ресурсов города,в закреплении за городом муниципальной собственности, в активном влиянии напроцесс приватизации. Негативное влияние на социально-экономическое развитиеоказывает сохранение за преобладающей группой небольших городов статуса«города районного подчинения».
Подлиннодемократическое государство и открытое гражданское общество может бытьпостроено только от интересов человека, его профессиональных, конфессиональных,культурных и иных объединений по интересам, и в первую очередь, оттерриториальных общин — первичных ячеек местного самоуправления. Поэтому в процессетрансформации экономики и общественной жизни малые города должны сыграть особуюроль “модельную” роль в организации социума, его взаимодействия с бизнесом ивластью.
По-новомувидятся функции малых городов и в системе народного хозяйства страны и своего региона.Власти каждого малого города, помимо решения текущих задач, должны иметьпредставление и о том, что же должен представлять их город в новойсоциально-экономической ситуации, каковы его новые функции, в чем будет егопривлекательность, которая поможет привлечь сюда деньги и создать устойчивуюфинансовую и экономическую базу[10].
3 Будущее малых городов
3.1 Экономический аспект малых городов
Выживание малых городов в современных условиях не можетисходить из традиционной ориентации только на уже имеющиеся предприятия присохранении их специализации. Во-первых, потому что в таком случае перспективнаяориентация экономики города уже оказывается заданной, он целиком и полностьюзависит от развития существующих отраслей и предприятий. Во-вторых, ориентацияна имеющиеся предприятия предполагает скорее зависимость от отраслевогоуправления, чем надежды на комплексное использование всех факторов, в том числеи регионально-территориальных. Использование, наряду с отраслевым ипроизводственным, территориального потенциала малого города по-новому ставитвопрос о материальных основах и перспективах его развития.
В настоящее время ситуация во многих малых городахопределяется ориентацией на конкретную отрасль или даже отдельное предприятие.От них зависит занятость населения, они диктуют масштаб и качествопроизводственной и социальной инфраструктуры, состояние жилья и т.п. Ониопределяют и менталитет населения, которое длительное время отдавало приоритетв организации производственной сферы государству, а себе оставляло лишьпотребительские ориентиры.
Постепенно происходит адаптация населения к новымреалиям, меняются его представления о ценностях. При переходе к рынку у людейпоявляются стремления реализовать производственные интересы, основанные насобственном хозяйстве. Меняется выбор предпочтений в использовании личныхдоходов. Они начинают направляться на развитие производства, выкуппроизводственных ресурсов, недвижимости, имущества. В экономике происходитпереориентация населения на негосударственные хозяйственные формы, участие вприватизации, предпринимательстве. Возможности и значение негосударственногосектора возрастают. Однако его развитие в малом городе возможно только приподдержке местной властью, функции которой существенно расширяются.К настоящемувремени определилась многовариантность направлений деятельности местной властив малых городах.
Во-первых, если в городе удачно найдена специализацияосновного предприятия, то только сочетание усилий его руководства и местнойвласти может защитить интересы населения, поскольку действующая системаналогообложения и формирования местного бюджета практически не оставляет средствна развитие территории и производства. Город (и предприятие) автоматическистановятся «донорами» для других территорий без каких-либо легитимныхсредств на собственное воспроизводство.
Во-вторых, местные органы власти многофункционального малогогорода с разнообразными формами собственности на объекты производства,социального и коммунального хозяйства нередко создают корпорацию, главные целикоторой — аккумуляция крупных инвестиций на развитие производственной исоциальной инфраструктуры, организацию транспорта, а также на другие масштабныепроекты (развитие производства, строительство жилья, рекреационное освоениетерриторий, создание экологической защиты и т.п.).
В-третьих, для определенной группы малых городов достаточнотипична пространственная организация хозяйства города, базирующаяся намаксимальном использовании возможностей каждого домашнего хозяйства (на базеусадебной застройки и прилегающих к ней участков Земли. Однако реализация вполной мере названных и иных направлений развития малого города возможна толькопри условии организации местной власти на основах самоуправления. В такомслучае принципиальной позицией власти малого города становится не сама по себеактивная хозяйственная деятельность муниципалитета, направленная на создание предприятий,приносящих прибыль (хотя согласно новому законодательству, это не тольковозможно, но и необходимо), а укрепление бюджета путем стимулированияхозяйственной деятельности на своей территории, разумной местной налоговойполитики, операций с недвижимостью, использования муниципальной собственности.
Малый город является социально-территориальнойобщностью, масштабы которой соответствуют именно развитию самоуправления,организации его многообразных форм, отвечающих местным условиям и интересамнаселения[7].
3.2 Основные направления развития малых городов России
Стратегическиминаправлениями развития малых городов могут стать: усиление их роли как центровтяготеющих районов, в том числе сельскохозяйственных, рекреационных,лесопромышленных; перепрофилирование в тех случаях, когда сложившаясяспециализация неэффективна в новых рыночных условиях; усиление их роли какструктурных центров в агломерациях крупнейших городов (транспортных узлов, местразмещения промышленных предприятий, выводимых из главного города иливзаимосвязанных с предприятиями главного города — центра агломерации,рекреационных и других обслуживающих центров либо дополняющих хозяйственныйкомплекс агломераций и т.д.); развитие функций, опирающихся на сложившийсяпотенциал города, в особенности квалифицированные кадры; развитие прежде всегои исторических городах и городах, обладающих особенно благоприятными для этихцелей природными условиями и памятниками истории и культуры. Важнымимеханизмами роста малых и городов являются всемерное развитие малого бизнеса,привлечение инвестиций в результате продуманной системы маркетинга и умелогопроведения мероприятий по всестороннему улучшению имиджа города, широкоеиспользование органами субъектов Федерации и местными властями налоговых льготи других мер поддержки предприятий и направлений бизнеса, наиболееперспективных в условиях данного города. Цели Задачи Целевые аудитории
Благосостояние жителей
Высокое качество
городской среды
Активное экономическое
развитие
Конкурентоспособность
города на рынках труда,
капиталов, идей
Хороший имидж города Привлекательность жизни в городе Потенциальные жители Благоприятный инвестиционный климат Потенциальные инвесторы Привлечение туристов Туристы, туристические компании Стимулирование продаж местных производителей Потенциальные рынки сбыта Укрепление репутации города Вышестоящие уровни власти, соседи, зарубежные партнеры, ассоциации МО.
Задача активизации развития малых городов не требует, чтобытысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленныхцентров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками дляразмещения крупной промышленности: удобными строительными площадками,топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения,отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитиюпромышленности в этих городах, — их трудовые ресурсы, — несомненно, имеетважное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяетосуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городетрудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятийоказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочейсилы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленныхпредприятий в малых городах экономически неэффективно[11].
Малыегорода следует развивать как:
1местные центры, занимающие более скромное, но чрезвычайно важное место виерархии населенных мест и возглавляющие развитие тяготеющих сельскохозяйственныхтерриторий с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностьюместного значения;
2места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупныхпредприятий больших городов, легко «вписывающихся» в системы коммунальногооборудования этих городов (не требующих специальных ТЭЦ, промышленныхводозаборов и очистных станции и т.п.). Этот весьма перспективный путь«дисперсного» размещения промышленности получил в последнее время развитие внаиболее крупных агломерациях (например, сооружение филиалов в городахПодмосковья крупными московскими предприятиями машиностроения и легкойпромышленности). Он сильно облегчается тенденцией к узкой специализации рядапроизводств, позволяющей упростить и облегчить подготовку для них кадров вмалых городах;
3 центры отдыха итуризма, что будет иметь в будущем весьма важное значение[11].
Узкоспециализированные города при необходимых условиях должныполучить возможность освоить, как минимум, еще одну сферу деятельности ипостепенно трансформироваться в многофункциональный центр. В особую группумогут быть выделены города –центры добывающей промышленности. Для каждого изних необходима концепция перепрофилирования, так как месторождение полезныхископаемых, служащее основой существования города, когда-нибудь будет полностьювыработано. В отношении малых городов должны использоваться различные способыактивизации их развития: создание новых промышленных предприятий илипостепенное превращение их в центры отдыха и туризма, усиление значения этихгородов как «столиц» низовых районов.В случае использования промышленности вкачестве рычага подъема малых городов обязателен учет всех выполняемых имифункций, чтобы не произошло их подавления. Наоборот, развитие промышленностидолжно способствовать укреплению других, свойственных малому городу,особенностей, быть связанной с нуждами региона, ориентироваться на переработкуместного сырья или на обслуживание местных потребностей. Желательноруководствоваться рекомендациями по подбору предприятий, которые по профилю иразмерам соответствуют росту малого города и его положению в системерасселения.Типологические и региональные особенности городов, место каждого изних в расселении и территориальном устройстве страны и региона, сущность городакак особого вида территориальной концентрации населения и его деятельности –все это необходимо учитывать при разработке концепции развития города, котораядолжна быть создана для каждого города в соответствии с его индивидуальностью.Разрешать споры и вести поиск оптимального решения для развития городатребуется на основе научных данных[8].
К эффективным управленческим технологиям по развитию малыхгородов относятся внешние условия федерального уровня.
Их всего пять: оптимизация взаимодействия государственной властии местного самоуправления, включая организацию многоуровневой системыэкономического и градостроительного прогнозирования (от федерального уровня догородского); обеспечение пропорционального развития малых и больших городов сформированием инвестиционного фонда развития малых городов; изменение тарифнойполитики (без стабилизации и снижения тарифов малые города не спасти); отказот прямолинейной реализации принципа выравнивания душевых доходов населения вмежбюджетных отношениях; изменение отношения к Стабилизационному фонду ирезервам Центрального Банка, т.к. «черный день» уже наступил.
Внешних условий регионального уровня четыре: определение роликаждого города в территориальной организации производства и расселениясоответствующего субъекта Российской Федерации и приоритетных направленийразвития каждого города (сам город их установить не может); территориальнаядифференциация всех платежей в регионе в соответствии с приоритетами,установленными субъектом Федерации, и оптимизация межмуниципальных бюджетныхотношений; координация межмуниципальных отношений с точки зрения интересовсубъекта Федерации как единого социо-, эколого-экономического образования, вкотором все должны быть ориентированы на единый конечный результат; развитиемежгородской социальной, инженерной, транспортной и институциональной инфраструктуры.
Внутренними условиями развития малых городов являются: обеспечениебезусловного доверия населения и бизнеса к местной власти на основеформирования благоприятного инвестиционного климата; созданиепрогнозно-аналитической службы стратегического планирования длязаблаговременной подготовки требуемой проектной документации изаблаговременного оповещения бизнеса о грядущих изменениях экономическойситуации; систематическое проведение теториального маркетинга длясвоевременного информирования о своем городе потенциальных инвесторов;проведение оптимальной земельной, жилищно-коммунальной, социокультурной,молодежной и кадровой политики; всемерное повышение социальной активности всехслоев и территориальных групп населения с одновременной настройкой этойактивности на формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе и наборьбу с личным, групповым, корпоративным эгоизмом.
Программа ускоренного развития малых городов будетдействовать, только если каждый город будут иметь свою программу развития.Схема может быть такова: имеющийся потенциал; наиболее эффективные для странынаправления его использования; ущерб для страны от его недоиспользования;первый пусковой комплекс мер для развития города и потребности в инвестициях;инвестиции, которые может обеспечить сам город; расчет срока окупаемостирегиональных и федеральных средств и примерный график их возврата. Аналогичнаядокументация должна быть в каждом субъекте Федерации.
Для этого на федеральном уровне необходимо:
• признать, чтовопросом местного значения для муниципальных образований является формированиесреды жизнедеятельности (градостроительной, экономической, социально-политическойи так далее) своего населения, а главной задачей местного самоуправленияявляется настройка поведения всех хозяйствующих субъектов на своей территории(независимо от форм собственности) на ускоренное повышение своего вклада всоциально-экономическое развитие страны; отказаться: 1) от приватизациимуниципальной собственности как якобы избыточной, ибо она всегда меньшенеобходимой для формирования среды жизнедеятельности; 2) от сведения природныхресурсов к рукотворным вещам (к недвижимости); 3) от разделения земель, подобноимуществу, на федеральные, субъекта Федерации, муниципальные и частные(правильно говорить о публичных и частных землях с соответствующим механизмомвзаимодействия государства и местного самоуправления в сфере земельных иимущественных отношений);
• ввести порядокобязательной разработки муниципальных концепций управления имуществом (своимимуществом муниципалитет управляет; политику в сфере использования имеющегосяимущества другими собственниками регулирует с точки зрения оптимальныхнаправлений вклада своей территории в закономерности системной организацииРоссийской Федерации);
• для нейтрализациимуниципального и регионального эгоизма ввести обязательное перечисление попрогрессивной шкале штрафов с инвестиционно привлекательных городов в бюджетсубъектов России за каждое дополнительное (по сравнению с расчетным уровнем рабочееместо и за каждого дополнительного жителя (иначе не прекратить процессопустынивания территорий с низкой рыночной ценой земли и рабочей силы со всеминежелательным из этого последствиями).
Реализация всех указанных требований, необходимых для развитиямалых городов, возможна только на основе четкой технологии взаимодействиягородских, региональных и федеральных структур
В первую очередь необходима своего рода инвентаризация имеющихсяпредприятий на предмет выявления «узких мест», расшивка которыхпозволит восстановить в два-три года дореформенный уровень экономическойактивности. Сегодня нет информации для того, чтобы определить, сколько тому илииному городу требуется средств, чтобы увеличить число реально функционирующихрабочих мест. Очень важно руководству каждого города четко представлять, впроизводстве каких товаров и услуг этот город имеет конкурентные преимуществаперед другими. Это позволит наладить четко ориентированный территориальныймаркетинг своего города по отношению к потенциальным инвесторам.
Особенно перспективно использовать малейшие возможности дляпроведения в городе фестивалей, выставок, ярмарок, спортивных соревнований,дней памяти выдающихся земляков — всего того, что может привлечь в городлюдей, готовых оставить здесь свои деньги. Всего того, что может привлечь сюдаталантливых людей и сыграть побудительную роль в выборе места приложениякапитала того или иного инвестора.
Но все это будет мало результативным, если в комплексе работпо оживлению своей экономики будет упущена технология повышения социальнойактивности населения, снижения социальной напряженности и повышения доверия квласти. Важно понимать, что социальная напряженность, снижающая инвестиционнуюпривлекательность города, мало связана с тяготами жизни. Если люди убеждены втом, что любое другое решение приведет к еще большим тяготам, то ониобъединяются вокруг такой власти. Технология обеспечения безусловного довериянаселения к власти требует специального рассмотрения. Здесь же важноподчеркнуть необходимость создания для этого в каждом городе математическихмодели комплексной оценки последствий принимаемых решений. С одной стороны,они защищают власть от ее собственных просчетов, а с другой — от разного родадемагогов. Такие модели особенно важны в предвыборное время в тех городах,руководители которых действительно работают во благо своих избирателей. Именнопротив этих руководителей применяются самые грязные приемы, и нет у местнойвласти другой защиты, кроме как показать с помощью названных моделей, во чтообойдется горожанам отказ от проводимой линии.
Наконец, особое внимание должно быть уделено повышению социальнойактивности населения, в том числе на выборах. Это и проведение общегородских имикрорайонных праздников, сплачивающих людей, и всемерное стимулированиеразвития территориального общественного самоуправления на основе принципаэквивалентности. Повышаешь свой вклад в развитие города— получаешь моральное ив той или иной форме материальное вознаграждение. Игнорируешь интересы города— все наоборот.
Однако при всей активности и при всем доверии населения кместной власти малый город обречен на опустошение, если в нем отсутствуютместа приложения труда и проведения досуга молодежи. А без прямой (через бюджетразвития малых городов) и косвенной (через экономический механизмпропорционального развития крупных, средних и малых городов) поддержки малыхгородов со стороны государства, этих мест приложения труда не создать[13].
3.3 Перспективыразвития малых городов
Малыегорода — ключ к природным богатствам России, которые потенциально оцениваются в350 трлн. $. Текущая рыночная стоимость крупнейших компаний России — 1 трлн. $.Чтобы эти богатства обрели свою рыночную стоимость, необходимо обеспечить ихдоступность и вовлечение в мировой хозяйственный оборот. Перспективы развитиямалых городов России связаны с развитием инфраструктуры.
Информационная революция и Интернет создали базу дляинформационного обеспечения развития. Правительство Российской Федерациизначительные средства выделяет на развитие дорог[11].
Роль малых городов как фундамента развития промышленной сферыдеятельности возрастает ежегодно. Организация качественных изменений, состоящихв переводе производственных мощностей из больших городов в малые, позволитувеличить производственный потенциал последних и создать благоприятныйинвестиционный климат. Пройдя долгий путь исторического развития, малые городаутратили свою значимость, свой статус культурного и промышленного центрарайона. Развитие промышленности и инфраструктуры городов позволит достичьповышения жизненного уровня населения, выйти из критического положения малымгородам и вновь приобрести статус культурного и промышленного центра района. Крометого, имеющееся историческое наследие, напоминающее о традициях и обычаях малыхгородов в период становления и развития Российского государства, не может бытьпотеряно, а наоборот, возрождение к нему интереса привлечет внимание людей избольших городов, что также повлияет на возрождение и дальнейшее развитие малыхгородов. Переход на принципы саморазвития: самоуправления и самофинансирования- главные составляющие системы сохранения и восстановления малых городов нашейстраны[9].
Заключение
У каждого малого города свой неповторимый уклад жизни, свойоблик, свой силуэт, оригинальная мысль и память. Население малых городов нестоль равнодушно по отношению к месту, где живет, как в крупных мегаполисах.Люди искренне гордятся своей «малой родиной».Малые города России уникальны. Ихисторический силуэт, памятники культуры, местный колорит составляют пока еще непонятый российской экономикой мощный ресурс развития. Энергии с мест должнаприйти на помощь государственная экономическая политика по возрождению малыхгородов. Тогда многое получится.
Список использованных источников
1 Журнал “Правда Севера”,11.02.04, Иванов А.
2 russia.clow.ru
3 А.Г.Назаров, Институт открытого общественного мнения
4 Программа ”Возрождение и развитие малых городов России”1998
5 www.econom.nsc.ru/eco
6 Программа “Малые города России” 2003
7 Музыченко Л.М.Использование экономических методов вмуниципальном управлении при переходе к рынку., М,1999
8 Анимица Е.Г. Малые и средние города: научно- теоретическиеаспекты исследования. Екатеринбург,2003
9 Журнал “Региональные исследования”№1(3),2004
10 Концепция программы “Малые города”2003
11 Газета “Вольное экономическое общество Москвы”,09.08.07,”Малые города: проблемы и перспективы развития ”
12 Журнал “Сообщение”Д.Визглав,20.06.04
13 Конференция представителей малых городов. ДокладА.Эпштейна.2005г.