Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

--PAGE_BREAK--
Глава 2. Особенности регулирования монополий  в России 2.1 Возникновение монополии в России
 Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“ Союз рельсовых фабрикантов “ – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.). Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности.

Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в имперализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат “ Продамет “ – “ Общество для продажи изделий русских металлургических заводов “ в 1902-м году, а также синдикаты “ Трубопродажа “ в 1902-м году, “ Гвоздь “ в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество “ Медь “, в угольной промышленности синдикат “ Продуголь “, который контролировал до 70 % сбыта угля, в нефтяной промышленности – картель “ Нобельмазут “, контролировавший в 1905-1906 годах до 80 % общероссийской продажи керосина. В машиностроении действовали объединения паровозных (“ Продпаровоз “ в 1901-м году), вагонных (“ Продвагон “ – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “ Союз рафинеров ” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчато-бумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.
2.2 Антимонопольное регулирование в России
Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демо­нополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами кон­центрации на рынках, пресечение монополистических действий и не­добросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию рав­ных условий для всех участников рынка и формированию обществен­ного сознания в пользу развития рыночных сил.

Рассматривая содержательную сущность антимонопольной полити­ки любого государства, функционирующего в рыночной экономике, в том числе Российской Федерации, следует иметь в виду два уровня понимания этой политики.

В узком смысле антимонопольную политику принято сводить к ме­роприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов, относящихся к системе конкурент­ного права.

В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие эко­номики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг нацио­нальных производителей, обеспечение эффективной занятости. В этом смысле политика антимонопольного регулирования предопределяет ши­рокое участие антимонопольных органов в выработке экономической по­литики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, ко­торые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рын­ка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов.

Государство обязано выполнять важные экономические, организаци­онные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития част­ного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохра­нении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонополь­ной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыноч­ной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества эконо­мических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Достижение этих целей предполагает:

·        организацию наблюдения за основными экономическими тенден­циями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;

·        обеспечение единства экономического пространства страны по­средством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;

·        проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;

·        обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих кон­центрацию активов и рыночной власти;

·        снижение барьеров входа на рынки новых экономических струк­тур и обеспечение эффективного контроля за поведением доми­нирующих хозяйствующих субъектов;

·        активизацию работы по профилактике и пресечению недобросо­вестной конкуренции на товарных рынках;

·        упорядочение оказания государственной помощи;

·        организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;

·        пропаганду основных требований и норм антимонопольного за­конодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной поли­тики можно обозначить следующие положения.

I. Содействие формированию рыночных отношений на основе раз­вития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

II. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

III. Принцип разумного подхода при применении норм антимоно­польного законодательства, направленных на эффективное функциони­рование товарных рынков и конкуренции.

IV. Законность, гласность и публичность в действиях антимонополь­ных органов.

Нормативно-правовое и экономическое наполнение каждого из обо­значенных принципов изложено в Приложении 1.

Последовательное проведение государством антимонопольной поли­тики — важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач конкурентной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

·        антимонопольное сопровождение реформ естественных монопо­лий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных от­раслей;

·        модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;

·        контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

·        содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирую­щих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

·        защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рын­ке услуг по инженерной подготовке земельных участков под заст­ройку;

·        расширение инструментария политики защиты и развития кон­куренции на товарных и финансовых рынках;

·        интегрирование российского антимонопольного законодатель­ства в европейское;

·        разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;

·        усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении цено­вой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуни­каций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальной целью государственной антимонопольной поли­тики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому эко­номическому развитию.

Политика антимонопольного регулирования является одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспе­чения социально-экономической стабильности интересов участников де­ловых отношений. Ее проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением за­конов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в феде­ральном центре и регионах. В октябре 1990 г. впервые был законодатель­но оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и под­держке новых экономических структур (ГКАП России).

В 1995 г. в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в РФ был создан Государственный ко­митет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпри­нимательства. В 1996 г. для реализации Федерального закона «О есте­ственных монополиях» были созданы Федеральная служба РФ по регу­лированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.1998 № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» существо­вавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и об­разовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддер­жке предпринимательства, которому были переданы функции упразд­ненных органов (МАП России).

В начале марта 2004 г. в контексте реализуемой в России админист­ративной реформы началась реорганизация МАП России в соответствии с Указом Президента РФ от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре фе­деральных органов исполнительной власти», в связи с этим Постановлением Правительства были выделены базовые положения функциони­рования Федеральной антимонопольной службы. Руководителем Федеральной антимонопольной службы является Артемьев И.Ю.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюде­нием законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защи­ты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов ес­тественных монополий (в части установленных законодательством полно­мочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Руководство ее деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

— вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

— на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает некоторые нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

— на основании федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

— — -  осуществляет контроль и надзор:

·        за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе;

·        за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

·        за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;

·        за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;

·        за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках;

·        за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;

·        за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии;

·        за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций;

·        за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами;

— — — выдает:

·        заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке РФ специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

·        заключения о наличии или отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;

·        предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;

— — — осуществляет согласование:

·        создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;

·        приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

·        проектов решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам предоставления льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам;

— — — ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

— — — определяет наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках;

— — — проводит в установленном порядке проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями, получает от них необходимые документы, информацию, объяснения в письменной и устной формах;

— — — проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

— обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, проводит анализ состояния товарных рынков;

— осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

-  обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

-  организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

-  взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

-  осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

-  осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральную антимонопольную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В ведении Федеральной антимонопольной службы России находит­ся 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою дея­тельность в 88 субъектах РФ, за исключением Республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 г. Деятельность их на­правлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации. Некоторые территориальные управления функ­ционируют на территории нескольких субъектов РФ.

Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

Территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Место территориальных органов в системе антимонопольных орга­нов (АМО), их функции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2004 № 135 «Об утверждении Положения «О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»». В соответствии с ним основными функциями территориальных органов являются:

·        осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финан­совых рынках;

·        осуществление в соответствии с законодательством о естествен­ных монополиях контроля и надзора за деятельностью субъектов естественных монополий, работающих на региональных рынках;

·        контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти;

·        осуществление контроля и надзора за соблюдением требований недискриминационного доступа на рынки;

·        осуществление контроля за соблюдением установленного норма­тивными правовыми актами порядка ценообразования;

·        анализ и прогноз экономической ситуации, складывающейся на территории региона в процессе реализации мер государственно­го регулирования.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепят­ственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, орга­ны исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправ­ления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необ­ходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимоно­польного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществ­ления антимонопольным органом его законной деятельности. При этом сведения, составляющие коммерческую или служебную и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, состав­ляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подле­жат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ
Эффективным институтом современной экономики признается кон­курентный рынок. Однако функционирование ряда рынков на конку­рентной основе невозможно или неэффективно, и для них становится естественной высокая степень монополизации. Это — естественные монополии, существующие тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.

Монопольная организация этих рынков вызвана технологическими особенностями. Отличительная черта естественных монополий — на­личие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропе­редач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает воз­можность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на еди­ницу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единст­венного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вслед­ствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, вопло­щенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных ли­ниях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Про­дать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выруч­ка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержек.

Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. В соответствии с ним: «Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

·        ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

Эта мера является наиболее важной, потому что «Состояние экономики пореформенной России сопровождается рядом проблем, связанных с ослаблением регулирования деятельности монополисти­ческих структур, выступающих в качестве основного субъекта в ряде секторов общественного производства. И едва ли не самой актуальной является проблема регулирования их тарифов. Именно ей уделяется большое внимание специалис­тов, общественности, законодательной и исполнительной власти. Суть проблемы сводится к тому, что повышение тарифов монополиями, и в первую очередь тарифов топливно-энергетического комплекса, приводит к росту цен в самых различных сферах и напрямую отражается на уровне жизни населения страны.

Действительно, ценообразование на монополистическом рынке имеет свои особенности, которые, как известно, сводятся к сокращению объема выпуска продукции и повышению товарных цен в условиях наличия свободы действий, т. е. отсутствия внешних ограничительных факторов. Рост монопольно устанав­ливаемых цен позволяет производителю достигать монопольно высокой прибыли, т. е. с максимальной рентабельностью с точки зрения неоклассичес­кой доктрины, распоряжаться ограниченными дефицитными ресурсами. В этих условиях только социальные издержки, вызываемые действиями монополий, могут привести к известному противодействию со стороны государства — в том числе в виде установления тарифов на их продукцию или услуги».[1]

·        определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:

— любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

— инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

— продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

Для совершения этих действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

·        текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

·        проекты планов капитальных вложений.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Монопольные органы также регулируют некоторые международные аспекты. «Внешнеэкономическая деятельность, между­народная торговля, инвестиции и прочие опера­ции с участием зарубежных компаний становятся предметом воздействия всех положений нацио­нального антимонопольного законодательства, направленных на регулирование деятельности частных компаний (в противоположность положе­ниям, пресекающим монополистическую деятель­ность органов государственной власти различных уровней). В юрисдикциях с развитым антимоно­польным законодательством и его правоприме­нением при рассмотрении антимонопольных дел нет дискриминации между национальными и за­рубежными компаниями при условии, что страны базирования иностранных компаний применяют нормы, которые отвечают доктринам принимаю щей страны в области государственной поддерж­ки бизнеса и государственного вмешательства в коммерческую деятельность.

К числу вопросов поведенческого характера, получивших наибольшее распространение и вы­звавших активную реакцию со стороны нацио­нальных антимонопольных органов разных стран, относятся: соотношение проблем международ­ной торговли и поддержания конкуренции; про­тиводействие международным картельным со­глашениям на национальном и международном уровне.

Международные аспекты структурного регу­лирования хозяйственных отношений, развиваю­щиеся на конкурентом поле, включают вопросы слияний и поглощений с участием национальных и иностранных компаний горизонтального и вер­тикального характера.»[2]

Примером естественных монополистов в России можно уверенно считать прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России
Административный порядок возбуждения и рассмотрения дел ан­тимонопольными органами существенно отличается от судебного по­рядка рассмотрения дел.

Дела могут возбуждаться по следующим основаниям.

1.         На основе заявлений, поданных в федеральный антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельству­ющих о нарушении антимонопольного законодательства:

·        от коммерческих и некоммерческих организаций;

·        от федеральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

·        от представительных органов власти;

·        от физических лиц.

2.         По собственной инициативе федерального антимонопольного органа или территориального управления.

Заявление подается в антимонопольный орган в письменной фор­ме с приложением документов (в подлиннике или заверенных копиях), свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законода­тельства. Документы на иностранных языках представляются с прило­жением заверенного перевода на русский язык.

Антимонопольный орган (АМО) рассматривает поступившее заявле­ние в месячный срок со дня его поступления.

В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяю­щих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков наруше­ния антимонопольного законодательства, АМО для сбора и анализа до­полнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заяв­ления до трех месяцев с момента его поступления. О продлении срока АМО обязан в письменной форме уведомить заявителя.

При отсутствии признаков нарушения антимонопольного законода­тельства АМО в письменной форме уведомляет об этом заявителя.

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматри­ваются соответствующими территориальными управлениями по место­нахождению (месту жительства) лица, совершившего правонарушение, либо по месту его совершения, за исключением случаев, когда дело при­нимается к рассмотрению федеральным антимонопольным органом.

При наличии признаков нарушения антимонопольного законода­тельства руководитель антимонопольного органа издает приказ о созда­нии Комиссии по рассмотрению конкретного дела. Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех человек. Комиссия, рас­сматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимая по ним решения, выступает от имени АМО.

Председатель Комиссии в пятидневный срок со дня издания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения ан­тимонопольного законодательства, которое направляется сторонам по делу заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их доверенным представителям под расписку. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении определения, приобщают­ся к материалам дела. Сторонами по делу являются заявители и лица, совершившие нарушение антимонопольного законодательства.

В ходе подготовки к рассмотрению дела Комиссия АМО вправе зап­рашивать необходимые документы для ознакомления, отбирать объяс­нения сторон по фактам, послужившим поводом для рассмотрения дела, в том числе у их руководителей (должностных лиц), привлекать к учас­тию в деле иных лиц по усмотрению АМО. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к уча­стию в рассмотрении дела экспертов и специалистов, которые для дачи заключения могут знакомиться с материалами дела.

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматри­ваются Комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения опреде­ления о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольно­го законодательства. В отдельных случаях указанный срок рассмотре­ния дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев с момента истечения установленного срока.

Рассмотрение дела на заседании Комиссии ведется председателем та­ким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний ана­лиз и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нару­шений антимонопольного законодательства, соблюдение прав и закон­ных интересов лиц, участвующих в нем.

На заседании Комиссии заслушиваются стороны по делу, а также лица, участвующие в нем по решению АМО.

В отсутствие сторон (их представителей) дело может быть рас­смотрено лишь в случаях, когда имеются данные об их своевремен­ном извещении о месте и времени рассмотрения и если от них не по­ступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения дела по существу Комиссия принимает решение, в котором излагаются установленные обстоятельства дела и выводы, к которым она пришла. Решение принимается Комиссией про­стым большинством голосов открытым голосованием в отсутствие лиц, участвующих в деле. Председатель и члены Комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. При голосовании председатель Комис­сии подает свой голос последним.

При равенстве количества голосов, отданных «за» и «против» реше­ния, голос председателя Комиссии является определяющим. Принятое решение объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. При этом в заседании может быть оглашена только его резолютивная часть.

Решение вступает в силу с момента его оглашения.

В 2006 году Федеральная антимонопольная служба проверила возникший на рынке дефицит соли на предмет адекватности и обоснованности роста цен.

«Федеральная антимонопольная служба провела проверку по фактам резкого роста цен на соль, которые наблюдались в феврале этого года во многих регионах страны. И не обнаружила никаких нарушений антимонопольного законодательства.

Ажиотажный спрос не был спровоцирован ни производителями, ни продавцами, сообщает пресс-служба ФАС. «Признаков согласованных действий, в том числе в области ценовой политики, между производителями пищевой соли нет», — говорится в итоговом документе. По данным ФАС, отпускные цены крупнейших российских производителей в течение 2005-го и начале 2006 года существенно не повышались. Зарубежные поставщики, украинские и белорусские, также существенно не изменяли объемы поставок в Россию и уровень цен.

Что касается оптово-розничной торговли, то нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в действиях только одного предприятия — тюменского ООО «Соляная компания».

«Основной причиной повышения цен послужил ажиотажный спрос населения на пищевую соль, вызванный распространением недостоверной информации о недостаче данного продукта на российском рынке, — говорится в записке ФАС. — В результате некоторых регионах… наблюдалась массовая скупка пищевой соли населением, что повлекло за собой дефицит данного товара в розничной сети». Отсюда и рост цен в рознице. Но когда цены растут не по причине сговора игроков рынка, а в результате ажиотажа, это, по мнению антимонопольщиков, не является нарушением антимонопольного законодательства.»[3]

Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнить действия, пре­дусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленный в нем срок.

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица органов власти, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуаль­ные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Антимонопольный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2, ст. 14.9, части 2, ст. 19.5, 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушени­ях. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

·        руководитель федерального АМО, его заместители;

·        руководитель территориального АМО, его заместители.

Штрафные санкции, предусмотренные в связи с нарушением зако­нодательства о конкуренции или других нормативных актов, регулиру­ющих конкурентные отношения в России, подробно изложены в Кодексе РФ об административных правонарушени­ях и представлены в виде таблицы в Приложении 2.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Если эти деяния совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой, то наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного за­конодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установлен­ном порядке признаны монополистической деятельностью или недо­бросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующе­го предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Представители антимонопольного органа имеют право участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с при­менением и нарушением антимонопольного законодательства.

В случае неисполнения предписания об отмене или изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства, о вос­становлении положения, существовавшего до его нарушения, антимо­нопольный орган вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о призна­нии недействительными полностью или частично:

·        противоречащих антимонопольному законодательству актов, со­глашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуп­равления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций;

·        договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольно­му законодательству;

·        требований об обязательном заключении договора с хозяйствую­щим субъектом;

·        требований о ликвидации коммерческих организаций и неком­мерческих организаций.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Украинский флот 1917 1919
Реферат Комическое и трагическое в комедии «Недоросль» (мини-рецензия)
Реферат Дружба в жизни человека на литературном материале лирике Александра Пушкина
Реферат Карл Валуа
Реферат Билеты по истории развития науки и техники за весенний семестр 2001 года
Реферат Редуцированные полукольца
Реферат Иностранные предприятия как субъекты налогообложения
Реферат Оценка достоверности передачи данных
Реферат Стихотворение ИБунина Одиночество
Реферат 1. Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Китае
Реферат Портрет итальянского Ренессанса
Реферат Мораль и политика возможен ли компромисс
Реферат Прогноз развития Российской экономики
Реферат Iii методологічна функція формальної логіки метод І методологія
Реферат Основные тенденции развития военно-политической обстановки в мире до 2015 г.