Министерство науки иобразования Украины
Одесский государственныйэкономический университет
Кафедра общейэкономической теории
Курсовая работа
по теме:
«Роль и функциигосударства в современной рыночной экономике»
Одесса — 2007
План
Введение
1 Объективная необходимость государственногорегулирования
1.1 Чистый рынок и его недостатки
1.2 Поражение рынка
2 Эволюция взглядов на степень государственноговмешательства в экономику в разных теориях
2.1 Классическая
2.2 Кейнсианская
2.3 Монетаристская
3 Основные функции государства в экономике
4 Механизм реализации функций
4.1 Кредитно- денежная политика
4.2 Фискальная политика
4.3 Инвестиционная политика
4.4 Правовая база
5 Роль государства в переходной экономике Украины
Заключение
Введение
Тема моейкурсовой работы звучит «Роль и функции государства в рыночной экономике». Именноэту тему я выбрал неслучайно, мотив, побудивший меня к этому выбору,заключается в более детальном и глубоком исследовании субъективной возможностигосударственного вмешательства в экономику и объективной необходимости в этомвмешательстве. Давно известно, что экономика тесно переплетается с политикой,на мой взгляд, связь между этими сферами тесна настолько, насколько глубокогосударственное вмешательство, которое зачастую позволяет манипулироватьэкономическими процессами в часто политических целях, особенно в условияхотсутствия развитого гражданского общества и ответственности госчиновниковперед народом. Принимая во внимание, что исследование проводится в рамкахмакроэкономики- науки в основном теоретической, попытаюсь сконцентрироватьвнимание на следующих моментах, которые выделены в плане.
Так, для начала считаюнеобходимым обосновать на теоретическом уровне объективную необходимостьгосударственного регулирования рыночной системы, или чистого рынка,рассматривая основные её положения и регулирующие механизмы с последующимвыделением экономических ситуаций, которых рыночная система не в состоянииобеспечить ответ на пять фундаментальных вопросов, — так называемое фиаскорынка.
Естественноэкономические процессы нельзя рассматривать в статическом (застывшем) состоянии,они постоянно изменяются, так как изменяются условия деятельности, что влечётнеобходимость ретроспективного взгляда на историю вопроса, обозначенного кактема работы. Именно поэтому считаю необходимым кратко ознакомится с эволюциейвзглядов на проблему в различных теоретических школах, а также попытатьсявыделить наметившиеся тенденция в этом отношении. Затем попытаюсь выделитьосновные функции государства в экономике и связать их с соответствующими«звеньями» чистого рынка, то есть установить, какая функция сглаживает тот илииной недостаток. Разумеется, что для реализации функций необходимо обладатьрядом методов, рычагов, механизмов. Основополагающие из них и выделены в плане.Понимая, что теория без практики бессмысленна, в завершение работы перенесурассмотренные аспекты на реалии нашей украинской экономики. Здесь необходимовыделить специфику роли государства в течении происходящих трансформационныхпроцессов, дать разъяснения сущности экономических преобразований, а такжеобъяснить причины кризиса, в котором оказалась Украина в период реформ. И,наконец, сформулировать важнейшие направления государственного регулирования сцелью выхода из кризиса. Таков логический порядок изложения. Отмечу, что работане претендует на фундаментальность исследования, вследствие ограничений в объемеи широты материала.
1 Объективнаянеобходимость государственного регулирования экономики
1.1 Чистый рынок и егонедостатки
Основноеэкономическое преимущество чистого рынка заключается в его постоянномстимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуютпотребители, путём применения самой эффективной технологии, то есть рынокотвечает на пять фундаментальных вопросов. Рыночная система функционирует икорректируется автоматически в результате индивидуальных решений, предоставляя полнуюсвободу выбора субъектом. Конкуренция управляет корыстными мотивами предприятийи поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность общества вэффективном использовании редких ресурсов. Таковы аргументы за чистую рыночнуюсистему.
Аргументацияпротив рыночной системы сложнее. Критики утверждают, что капиталистическаяидеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизмаконкуренция, Указанные экономисты считают, что по мере сужения конкуренцияослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределенияресурсов. Производители и поставщики ресурсов становятся менее подчинённымиволе потребителей. Процесс отождествления «невидимой рукой» личных иобщественных интересов начинает терять силу. К тому же конкуренцияэкономической власти, которой сопровождается упадок конкуренции, позволяетносителям власти осуществлять меры принуждения.
Критики-специалисты утверждают, что рынок позволяет наиболее способным или ловкимпредпринимателем накапливать огромное количество материальных ресурсов, причёмправо наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления,который порождает чрезвычайно неравномерное распределение денежных доходов. Врезультате семьи резко различаются между собой по возможности реализации своихпотребностей на рынке, так как богатые имеют больше «долларовых голосов». Тоесть рынок выделяет ресурсы на производство предметов роскоши за счет предметовпервой необходимости. Имеется в виду, что претензия на «эффективность»распределения ресурсов- это пустой звук, если распределение дохода не отвечаетразумным критериям честности и справедливости.
Наконец,многие экономисты считают, что рынок представляет собой несовершенный механизмобеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.
1.2 Поражение рынка
Поражение рынкапредставляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координироватьпроцессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использованиересурсов. Одним типов фиаско является неспособность рынка обеспечить передачуинформации о редкости в форме цен. Это явление связано с переливами ресурсовили побочными эффектами. Когда производство или потребление товара порождаетнекомпенсируемые издержки, у какой- либо третьей стороны, то возникают издержкиперелива. Наиболее очевидные издержки перелива связанны с загрязнениемокружающей среды. Когда химическое предприятие спускает свои промышленные стокив озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки, — всеони несут издержки перелива. Когда производители переносят часть своих издержекна население, издержки их производства оказываются ниже, чем если бы они их непереносили.
Другимисловами, кривая предложения не «захватывает» все издержки, которые с полным основаниеммогут ассоциироваться с данным производством. Отсюда следует, что криваяпредложения производителя – S, занимает общий объем издержек производства. Загрязняяокружающую среду, фирма несёт меньшие издержки производства. В результате, как показанона рисунке, равновесный объём продукта Qe, больше оптимального Qo. Иначе говоря, ресурсыпоступают в чрезмерном количестве.
Товарыиндивидуального потребления делимы, то есть они выступают в виде достаточномалых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме этого,они подвержены действию принципа исключения, который гласит, что те, кто желаети в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те кто не всостоянии исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых даннымпродуктом. Однако существуют так называемые государственные или общественныеблага, — которые рынок вообще не намерен производить в силу их особенностей.Общественные блага неделимы и на них не распространяется принцип исключения, тоесть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования ихвыгодами, как только эти блага возникают.
Классическимпримером общественного блага служит маяк, предостерегающий корабли от коварногоморского побережья. Строительство маяка может оказаться экономическиобоснованным, если выгоды превысят затраты. Однако выгода, приходящаяся на долюкаждого пользователя маяком, не может окупить приобретение такого крупного инеделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию егосигнальный свет служит ориентирном для всех судов. Практически нет способаисключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами от маяка.Поэтому, зачем какому-нибудь судовладельцу добровольно оплачивать такие выгоды?Экономисты называют это явление проблемой «фрирайдера», или проблемой«безбилетных пассажиров». Так как в данном случае принцип исключениянеприменим, то не существует никаких стимулов для частного предприятияпредлагать рынку маяки. Короче, здесь мы имеем дело с услугой, которая приноситсущественную выгоду, но на производство, которой рынок в силу объективныхпричин не станет выделять ресурсы. Следовательно, чтобы общество моглопользоваться такими благами, обеспечить их должен государственный сектор, афинансировать их производство следует с помощью принудительных взысканий.
Такимобразом, всё вышесказанное, хотя, в общем, и не опровергает рынок как ответ папять фундаментальных вопросов, скорее даже наоборот, однако находит ряд случаев,когда рыночные механизмы «пасуют» и тем самым подтверждает объективнуюнеобходимость вмешательства.
2 Эволюция взглядов настепень государственного вмешательства в экономику в разных теориях
2.1 Классическая
Для пониманияи оценки позиции классиков по этому вопросу необходимо, на мой взгляд, обратитьвнимание на то обстоятельство, что основоположником этой школы (теории) былА.Смит, а позже, Д Риккардо, которые исследовали развитие капитализма наначальной стадии, когда рыночный механизм основывался на совершеннойконкуренции. Исходя из этого экономисты- классики отстаивают принцип государственногоневмешательства в экономику (Laissez-faire). Они полагали, что рынок способен обеспечитьполное использование ресурсов в экономике. Признавалось, что иногда могутвозникать ненормальные обстоятельства, как война, политические перевороты,засуха, биржевые крахи, золотая лихорадка, которые уводят экономику с путиполной занятости. Но при этом утверждалось, что присущая рынку способность кавтоматическому саморегулированию вскоре восстанавливает в экономике уровеньпроизводства при полной занятости автоматически. В основе классической теориизанятости — два главных понятия.
Во-первых,утверждалось, что ситуация, при которой уровень расходов будет недостаточен длязакупки продукции, произведённой при полной занятости, вряд ли возможна. Во-вторых,даже если бы уровень общих расходов и оказался недостаточным, довольно быстровключаются такие рычаги регулирования как цена и заработная плата, в результатечего снижение общих расходов не повлечёт за собой сокращение реального объёмапроизводства, занятости и реальных доходов. Отрицание классической теориейвозможности недостаточного уровня расходов частично основывается на законе Сея,в котором говорится, что предложение порождает свой собственный спрос. Такие жеусложняющие факторы как сбережения и инвестиции уравновешиваются на «денежном»рынке с помощью процентной ставки. Как представлялось экономистам- классикам,экономика подобна гигантской ванне, в которой объём воды соответствует выпускупродукции и занятости. Любая утечка через сливную трубу сбережений возвращаетсяв ванну через кран инвестиций. Таким должен быть процесс, поскольку ставка процентасоединяет сливную трубу и кран.
Такимобразом, с точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, какколебания ставки процента, с одной стороны. И эластичность соотношения цен изаработной платы — с другой, способы поддерживать полную занятость в капиталистической экономике.Они полагали, что, действуя совместно, эти два механизма регулированияпревратили полную занятость в неизбежность. Они стали воспринимать капитализмкак саморегулирующуюся экономику, в которой полная занятость считается нормой.Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, болеетого вредной. Логика классиков подводила к заключению о том, что наиболееприемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
2.2 Кейнсианская
Положениямклассической теории занятости упорно противоречил один существующий факт — повторяющиеся периоды длительной безработицы и инфляции. Если можно былообъяснить незначительный спад, такой, как кратковременное падение производствав 1924- 1927гг., войнами и аналогичными внешними обстоятельствами, то глубокиеи продолжительные спады, каковой была «Великая репрессия» 30-х годов неподдавались какому- либо разумному объяснению.
В 1936 годуизвестный английский экономист Джон Мейнард Кейнс выдвинул новое объяснениеуровня занятости в капиталистической экономике. В своей работе «Общая теориязанятости, процента и денег» Кейнс обрушился на основы классической мысли помакроэкономическим вопросам. Он является родоначальником современной теориизанятости.
Кейнсианскаятеория занятости резко отличается от классического подхода. Жёсткий вывод этойтеории состоит в том, что при капитализме просто не существует никакогомеханизма, гарантирующего полную занятость. Утверждается, что экономика может ибыть сбалансированной, то есть может достичь равновесия совокупного объёмапроизводства- при значительном уровне безработицы и инфляции. Полная занятостьскорее случайна, чем закономерна. Капитализм не является саморегулирующейсясистемой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, чтокапитализм «развивается сам по себе». Более того, нельзя связыватьэкономические колебания (колебания экономической коньюктуры) исключительно лишьс внешними факторами. Наоборот, причины безработицы и инфляции кроются взначительной мере в отсутствии полной синхронности в принятии некоторыхосновных экономических решений, в частности- о сбережениях и инвестициях. Крометого, цены на продукцию и заработную плату устойчивы к понижению их (эффект«храповика»)- значительному снижению их предшествуют, таким образом, внутренниефакторы, которые в дополнение к внешним вносят свой вклад в нестабильностьэкономики. Кейнсианская теория отвергает закон Сэя; несоответствие междупланируемыми инвестициями и сбережениями действительно существует и вызываетколебания деловой активности, выражающиеся в периодической инфляции и (или)безработице. В частности многие рынки не являются конкурентными, что ведёт кнегибкости в плане понижения цен и ставок зарплаты. Следовательно, колебаниясовокупных расходов воздействуют в первую очередь на уровень производства изанятости, а не на цены. Поэтому государство может и должно играть определённуюактивную роль в стабилизации экономики; дискретная, фискальная и денежно-кредитная политика необходимы для смягчения резких экономических подъёмов испадов.
2.3 Монетаристская
Монетаристскийподход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что системарыночной конкуренции и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокуюстепень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят вклассическую экономическую теорию. Таким образом, рыночная система, если она неподвергается государственному вмешательству в функционирование экономики,обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Проблема, с точкизрения монетаристов, в том, что закон о минимальной ставке заработной платы,законодательная деятельность в интересах профсоюзов, поддержание цен насельхозпродукцию, законодательство о монополиях в интересах бизнеса и другиемероприятия государства поощряют и усиливают негибкость в понижении цен изарплаты. Кроме того, монетаристы считают, что государство своими неуклюжими инепродуманными попытками стабилизирует экономику с помощью дискретной политики,тем самым усиливает циклические колебания. Монетаристы видят в денежномпредложении единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства,занятости и цен. Напротив опровергают экспансионное влияние бюджетногодефицита. Поэтому экономист Милтон Фридман заявляет: «На мой взгляд, состояниебюджета само по себе не оказывает существенного воздействия на динамикуноминального (денежного) дохода, инфляцию, дефляцию или циклические колебания».
С точкизрения монетаристов, экономическая нестабильность порождает скорее неправильнымденежно- кредитным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Вчастности Фридман выступает за законодательное установление монетарногоправила, согласно которому денежное предложение расширяется ежегодно в том жетемпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП, то естьденежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год.
Учитываясказанное, неудивительно, что монетаристы являются ярыми сторонниками laissez-faire, или свободного рынка.Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным, вреднымдля индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которыедестабилизируют экономику. Кроме прочего, централизованное государственноеуправление неизбежно подавляет свободу человека. Государственное вмешательстводолжно быть как можно меньше. Таким образом, взгляд кейнсианцев и монетаристовна частный и государственный сектор практически диаметрально противоположны.
Кромевышерассмотренных основных теоретических школ, существуют ещё и производныетечения такие как институционализм, корни которого уходят в кейнсианство, школанеоклассиков, основой концепции которой является теория рациональных ожиданий,а также неокейнсианство. Отношение к роли государства в этих направленияхсущественно не отличается от основных.
3 Основные функциигосударства в экономике
Известно, чтороль государства в экономике определяется его функциями. Поэтому рассмотримважнейшие из них.
1).Законодательная.Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил,регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.
Созданиезаконодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов,юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться всвоих действиях все экономические агенты- производители, потребители самогосударство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативныеакты, защищающие права частной собственности и определяющие формыпредпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий. Ихвзаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются напроблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношенийпрофсоюзов и администрации.
2).Контролирующая.Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции,государство использует меры государственного регулирования на основеантимонопольного законодательства, устанавливая контроль над ценами ипоступление налогов, прибегает к разделению монополий, препятствуя их слиянию.Государство может в судебном порядке изымать незаконно полученную прибыль.Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится крегулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.
Важнейшимусловием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации оситуации на рынке и состоянии экономики в целом.
3).Стабилизирующаяфункция- третье не менее важное направление деятельности государства вусловиях рыночной экономики. Её можно определить как деятельностьправительства, направленную наповышение экономического роста, полнойзанятости и стабильного уровня цен. Равновесие экономической системе, котороеустанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, можетсопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Посколькунаиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономическихкризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можноопределить как деятельность правительства по сглаживанию экономических циклов.
4).Распределительнаяфункция.
Наряду смакроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия является имикроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системыявляется эффективное распределение ресурсов. Но в определённых ситуациях, такихкак внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, возникаетпроблема нерационального распределения ресурсов. Тут необходимо государственноевмешательство для социально справедливого и рационального решения этойпроблемы.
5). Не менееважной является и функция перераспределения доходов.
Рыночнаясистема представляет собой беспристрастный механизм, который обеспечиваетбольшие доходы лишь тем, кто более способен, физически крепок, имеет лучшееоборудование. Эта часть общества в такой системе чувствует себя комфортно и еёжизненный уровень достаточно высок. Но есть и другие члены общества, обладающиеменьшими способностями, получившие скромное образование и квалификацию, неунаследовавшие никаких материальных средств. Их доходы очень незначительны.Кроме того, в обществе всегда есть люди престарелые, с умственными ифизическими недостатками, одинокие женщины, на содержании которых имеются дети,безработные (лица, которые по объективным причинам не могут участвовать впроизводстве и за счёт него обеспечивать своё существование).
6).В условияхнеравномерного распределения доходов, порождающих социальное расслоение ибедность, государство берёт на себя функцию защиты малоимущих и социальнонезащищённых граждан. Её целью есть обеспечение социальной стабильности, защищенности разных слоёвнаселения. Система социальной защиты государства в первую очередь предусматриваетстимулирования высокой трудовой и деловой активности трудоспособной частинаселения, обеспечения её рабочими местами, создавая условия для отдыха иоздоровления.
К социальной функциигосударства относятся также вопросы правового регулирования отношений междуработодателями и наёмными рабочими с точки зрения сбалансированности ихэкономических интересов, а также вопросы социального страхования.
4 Механизмы реализациифункций
4.1 Кредитно- денежнаяполитика
Одним изновых экономических методов государственного регулирования экономики являетсякредитно- денежная политика, основополагающей целью которой являетсярегулирование экономики с целью достижения общего уровня производства,характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции, то естьмакроэкономическая стабилизация.
Существуеттри основных средства кредитно- денежного контроля:
1.Операции наоткрытом рынке.
2.Изменениенормы обязательных резервов
3.Изменениеучётной ставки.
В Украинекредитно- денежная политика осуществляется Центральным банком. Операции наоткрытом рынке являются средством контроля денежного предложения. В результате,когда центральные банки покупают ценные бумаги на открытом рынком, резервыкоммерческих банков увеличиваются, и наоборот, когда продают- резервыкоммерческих банков уменьшаются. Что же заставляет коммерческие банки инаселение идти на продажу или покупку ценных государственных бумаг у центральногобанка? Известно, что цены и процентные ставки облигаций находятся в обратнойзависимости. Когда правительство решает покупать государственные облигации,спрос на них возрастает. Следовательно, цены поднимаются, а процентные ставкипадают. Это побуждает коммерческие банки и других владельцев продавать ихЦентральному банку. И наоборот, когда правительство решает продаватьгособлигации, дополнительное их предложение на рынке понижает цены и поднимаетпроцентные ставки, делая тем самым их привлекательной покупкой для банков инаселения.
4.2 Фискальная политика
Фискальная политикаявляется неотъемлемым и важным атрибутом экономической системы. Фискальнаяполитика в государстве должна устраивать государственные налоги и расходы так,что они, во- первых, не тормозили, а активизировали экономическую деятельностьсубъектов хозяйствования; во- вторых, помогали снижению колебанийэкономического цикла и, в-третьих, служили развиванию экономики высокойзанятости, избегая чрезмерной инфляции. Реализуя экономические функциигосударства, фискальная политика становится в его руках острым инструментом,который следует применить умело, рационально и эффективно. Историясвидетельствует, что в недавнем будущем экономические циклы протекалиболезненно, сопровождались серьёзными потерями и потрясениями. Таким образом,фискальная политика представляет совокупность финансовых мероприятий государствав отношении регулирования правительственных расходов и прибылей для достиженияопределённых социально- экономических целей, поэтому в современных условиях онаиспользуется как один из важнейших рычагов выполнения экономической роли ифункций государства в рыночной экономике.
Материальнойосновой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государстванемалых материальных и финансовых ресурсов. В развитых капиталистическихстранах государство распоряжается от 1/3 до 3/5 национального дохода ивыступает покупателем 1/3 продукта.
Современнаяфискальная политика регулирует основные направления финансовых ресурсов государства,средства финансирования и главные источники покрытия государственных расходов.Существуют прямые и непрямые финансовые методы регулирования экономики. Кпрямым методам относятся прежде всего средства бюджетного регулирования.Средства госбюджета используются для финансирования затрат на расширенноевоспроизводство и покрытие непроизводственных затрат государства, нагосинвестиции, на проведение структурной политики. Государственные финансыактивно используются для предоставления прямых и непрямых субсидий и дотаций отдельных предприятиям иотраслям, целевых кредитов. Большое значение имеют государственные закупкитоваров и услуг, которые служат целям стабилизации хозяйственной конъюнктуры. Кнепрямым методам относятся меры, с помощью которых государство влияет нафинансовые возможности товаропроизводителей и на размеры потребительскогоспроса. Важнейшую роль здесь играет система налогообложения. Главной формоймобилизации доходов государства служат прямые и непрямые налоги. В современныхусловиях быстро растут взносы в фонды социального страхования.
Наиболееполную разработку концепция налогов нашла в работах американского профессора А.Лэффера. Суть концепции заключается в том, что замедление темпов экономическогороста вызвано повышением уровня налогов, которые подрывают стимулы кинвестициям и способствуют сокращению потребительского спроса. Высокие ставкиналогов толкают субъектов хозяйственной деятельности к уклонения от уплатыналогов, а также формируют теневую экономику. Данная идея о том, что уменьшениеналоговых ставок приводит, в конечном счёте, к увеличению поступлений вгосбюджет, играет важную роль в финансовой политике государств с развитойрыночной системой.
4.3 Инвестиционнаяполитика
Инвестиционнаяполитика государстватесно переплетается с финансовой и кредитной политикой и реализуется, как былопоказано раньше, через её механизмы. Но инвестиционная политика имеет исобственный механизм, связанный с амортизацией.
В отличие отдругих издержек производства — материальных и заработной платы, какие регулируются рынком, издержкисредств труда регулируются, как правило, государством. То есть, государствовлияет на темпы научно- технического прогресса. Кроме того, оно препятствуетукрытию части прибыли от налогообложения отнесением её к амортизационнымотчислениям. Для того, чтобы ускорить развитие науки и техники, техничнообновить производство, государство повышает ставки амортизационных отчислений иэтим ускоряет возвращение стоимости основного капитала как источникамодернизации производства. О значении этого способа развития производствасвидетельствует тот факт, что реформа амортизации была одним с главных мер«рейганомики».
4.4 Правовая база
Есливнимательно проанализировать сущность вышерассмотренных механизмовгосударственного регулирования, то можно заметить, что в их основе лежатнормативно- правовые акты или законы. То есть правовая база, являющаясярезультатом законодательной деятельности, служит основополагающим механизмомгосударственного регулирования экономики. Поэтому необходимо различать созданиезаконов, как государственную функцию, а уже сами законы- метод государственногорегулирования. Государственное вмешательство в экономику будет только тогданеобходимым и стабилизирующем, когда нормативно- правовые акты будутразрабатываться с осознанием и учетом экономических законов. Лишь в этомслучае, государственное вмешательство будет целесообразным, способствуясглаживанию недостатков чистого рыночного механизма. Среди кодексов законовнаибольшего внимания заслуживает антимонопольное законодательство, с помощьюкоторого государство защищает конкуренцию. Начало ему было положено в США, чтоявилось реакцией со стороны потребителей и профсоюзов на усиление властимонополистов в экономике. Наивысшей точкой острого общественного возмущения монополиямистало принятие в 1890 году антитрестовского закона Шермана. В различных странахсодержание антимонопольного законодательства имеет свои особенности, однакообязательными являются следующие положения:
— охрана ипоощрение конкуренции;
--контрольнад фирмами, занимающими господствующее положение;
--защита исодействие развитию среднего и малого бизнеса.
Многие авторытакже выделяют и другие механизмы реализации государством своих функций,которые выступают в форме бюджетной, ценообразовательной, торговой политик,политики занятости, которые составляют совокупную государственную экономическуюполитику. Но, на мой взгляд, при определённой глубине их детализации станеточевидным, что все эти «политики» базируются на трёх основных, выделенных мною.Так бюджетная политика является составной частью фискальной, впрочем как ифинансовая, налоговая; торговая политика реализуется с помощью соответствующейзаконодательной базы, устанавлюющей размеры пошлин как на ввозимую, так ивывозимую продукцию.
5 Роль государства впереходной экономике Украины
Для полногопонимания особенностей роли государства в переходной экономике необходимоопределится с ключевыми процессами, имеющими место в данном случае. На мойвзгляд,- это переход от государственной собственности на средства производствак частной, а также либеризация цен. Естественно, для наиболее гладкогопротекания этих фундаментальных процессов должна быть разработана полнаяправовая база для определения «правил игры» в этот переходной период. Однакоэтому моменту не было уделено достаточного внимания (возможно умышленно) иприватизация за резким исключением, превратилась в «прихватизацию», то есть,воспользовавшись недостаточной осведомлённостью населения о сущностипротекающих процессов, путём махинаций «верхушка» завладела подавляющей долейсредств производства – заводов, фабрик. Вторым важнейшим заданием государства вэтот период было недопущение инфляции или, в крайнем случае, контроль над ней.Однако парадокс в том, что именно государство на первом этапе трансформационнойполитики, стремясь не допустить остановку предприятий, распад колхозов и резкоепадение уровня жизни, наводняет народное хозяйство бумажными деньгами, необеспеченными товарным покрытием, то есть раскручивает инфляционную спираль. Одновременногосударственные предприятия, стремясь покрыть высокие производственные затраты,обусловлены технологической отсталостью экономики и затратным характеромпроизводства, и получить максимальную прибыль, стали повышать цены на своюпродукцию, что привело к возникновению уже инфляции издержек.
Инфляция (темболее гиперинфляция) не только приводит к падению реальных доходов большинстванаселения, но и делает бессмысленными иностранные инвестиции, «съедая» их всчитанные месяцы.
Такимобразом, недостаточное внимание к разработке стратегических целейреформирования, поиску эффективных путей их реализации привела к углублению кризиснойситуации в стране: огромное падение объёмов ВВП, рост безработицы изадолженность по зарплатам, потери внешних и внутренних рынков, снижениеобеспеченности и благосостояния населения.
Ситуациятребовала поиска новых путей выхода из экономического кризиса, продолженияреформ и достижения устойчивого возрастания в условиях глобализации мировойэкономики как необратимого процесса развития человечества. Основная цель реформзаключается в создании на Украине такой деловой сферы, которая способствовалабы восстановлению и развитию национальной промышленности и производственныхсил. Это возможно при условии совершенствования системы государственногорегулирования, обеспечения структурных преобразований. В условиях национальнойэкономики Украины следует говорить о таких подходах. На макроуровне могут бытьприменены:
— жёсткаямонетарная политика через регулирование наличной массы, процентных ставок,курса национальной валюты;
-кейнсианскаямодель регулирования на принципах государственных закупок, механизмарегулирования налоговой политики.
Намикроуровне следует выделить два подхода.
Первыйподход- дерегулирование процессов управления экономикой путём проведениярегуляторной реформы. Этот подход базируется на неолиберализме. Дерегулированиеэкономики — это совокупность мер государственного влияния на механизмыобщественного репродуктирования и уменьшения административно- правового регулированияэкономических отношений, это предполагает отход от прямой регулирующей ролигосударства. Дерегулирование предусматривает создание такой экономическойсреды, в которой между государством и субъектами хозяйствования формируютсясбалансированные взаимовыгодные отношения, которые способствуют росту деловойактивности, реализации интересов общества, личности в осуществленииэкономической деятельности.
Второй подход– активная промышленная политика государства путём всесторонней поддержки национальныхпроизводителей всех форм собственности и создание благоприятных условий для ихфункционирования на внутреннем и внешнем рынках. Государственное регулированиеэкономики на основе промышленной политики – это совокупность мер влияния намеханизм воспроизводства, который предполагает увеличение административно – правовогорегулирования экономических отношений.
Основнымнедостатком такого подхода является искусственное создание благоприятныхусловий для неэффективных предприятий. Предоставление налоговых льгот, как правило,не стимулирует инвестиционную деятельность. Поэтому следует искать болееподходящие формы регулирования. Так, более эффективной является политикапривлечения инвестиций на предприятия путём участия инвесторов в капитале иуправлении предприятием.
С распадомСоветского Союза произошли повальная остановка предприятий и сокращениеработников непроизводственной сферы (образования, науки, здравоохранения,культуры и др.), что привело к непредусмотренному росту безработицы: открытая,явная и скрытая безработицы охватила в Украине более 25% работоспособногонаселения. Потому, на данный момент усилия экономистов, политиков, органовгосударственной власти следует направить на поиск объективных методов планомерногорегулирования рыночной экономики в сфере занятости.
Регулированиеденежно – кредитных отношений с целью выхода из кризиса заключается, преждевсего, в централизации кредитных финансовых ресурсов, резком сокращенииколичества частных коммерческих банков, создании препятствий для ежегодногооседания многих миллиардов долларов в иностранных банках. С учётом этогопредполагается ряд мер по государственному регулированию:
— восстановление в определённых рамках государственной монополии на внешнююторговлю, особенно – на экспорт энергоресурсов, топлива, нефтепродуктов, чёрныхи цветных металлов, что позволит предотвратить бесконтрольный и незаконныйвывоз из страны национального богатства;
— возрождениегосударственной монополии не только на производство, но и на реализуемуюликеро- водочной и табачной продукции, что позволит ежегодно пополнят госбюджетна 30% от всех поступлений (сейчас этот источник даёт лишь 5-6% доходовгосударства);
— установление порядка продажи Центральному банку валютного выторга от экспортатоваров и услуг по установленному курсу;
— проведениеэффективной процентной политики, то есть установление процентных ставок покредитам, депозитам предприятий и организаций, по вкладам населения, выгодныхдля государства и других субъектов отношений;
— государствуследует путём специальных правовых норм ограничить торговую надбавку и свести кминимуму количество посредников- перекупщиков, которые стоят междупроизводителем и потребителем, бесстыдно «накручивая» цены, особенно в сельскомхозяйстве. Сравнительно недавно пошлины на экспортируемую продукцию сталивзыматься пропорционально мировым ценам на товары и это правильно, посколькупозволяет резко ограничить перевод средств в зарубежные банки. Наряду сфальшивыми импортными контрактами, это основной канал вывоза капиталов.
Одним изважнейших заданий государства в переходной период является регулированиесоциальных процессов, достижение социальной стабильности. Прежде всего, речьидёт о регулировании отношений между трудом и капиталом. Государство должно взаконодательном порядке устанавливать и контролировать максимальнуюпродолжительность рабочего дня, минимальную часовую зарплату, длительностьгарантированного тарифного отпуска для наёмных рабочих – независимо от формысобственности, на которой базируются предприятия.
Заключение
Как отмечалосьранее, все реально функционирующие сегодня экономические системы — это системы«смешанные», то есть они включают в себя два звена: рынок и государство.Каждое из этих звеньев выполняет свои, присущие только ему функции.Неоходимость этих звеньев хозяйственного механизма сегодня никто не оспаривает.Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направленияхгосударственного вмешательства в экономику.
Показателем,который может служить индикатором глубины государственного вмешательства, являетсятак называемая «квота государства», которая показывает, какая часть ВВПраспределяется централизованно через государственный бюджет. Этот показательзависит от политики, проводимой государством во всех сферах общественныхотношений. И вообще, на мой вигляд, степень государственного вмешательстваобуславливается формой правления, политическим строем, государственнымустройством, а также менталитетом той или иной нации или народности. Вторам, неменее важным показателем, является часть средств производства, находящаяся вгосударственной собственности. Именно с помощью госпредприятий государствоимеет возможность осуществлять свою экономическую политику наиболее эфективнымиэкономическими методами, так как в этом случае оно является полноправнымсубьектом экономических отношений. Практическими примерами эффективностигосударственного вмешательства могут служить, например, «Новый курс» Ф.Рузвельта, который вывел страну из глубочайшего экономического кризисна 1929-1933 годов. Он провёл фактическую централизацию банков, осуществил их ревизию,освободил от слабих. Запретил вывоз золота, ввёл контроль над ценами и в первуюочередь на сельхозпродукцию, обеспечил кредитование фермеров, упорядочил ценына сельхозтехнику. Также в пример можно привести НЭП времён Советской власти,«тэтчеризм» в Великобританки, «рейганомику» в США. Всё это свидетельствует онеоспоримой важности роли государства, особенно в периоды різких циклическихколебаний экономической коньюктуры.
Развитиерыночной экономики во второй половине ХХ века выявило чётко обозначившуюсятенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли вэкономической сфере. В святи с процессами глобализации и интеграциинациональных экономик, не обходимо, на мой вигляд сосредоточить внимание навнешнеэкономической политике государств. Эта сторона наиболее переплетена сполитикой и используется, особенно развитыми странами претендующими на«гегемонию», в качестве средств демонстрации своих амбиций. Решения,принимаемые на этом уровне, как правило не поддаются обьяснению средствамиэкономической теории, они скорее принимаются под руководством стратегическихцелей.
Особеннозатруднительная ситуация в этом отношении сложились на Украине. Предоставляя кредиты напроведение реформ и реструктуризируя долги, международные финансовыеорганизации в лице «сильных мира сего», принуждают власть принимать кабальныезаконы. Ещё одним негативным последствием расширения роли государства вэкономике является существование финансовой олигархии и связанной с этим политикилоббирования корпоративных интересов чиновниками фактически во всех звеньяхвласти, что порождает такое явление как коррупция, являющаяся, на мой взгляд,главным «тормозом» экономического роста нашей экономики. Также необходимоотметить существенное возрастание роли транснациональных корпораций (ТНК),которые в современных условиях, по оценкам экспертов, получают возможностивмешательства во все сферы наравне с государством.
Такимобразом, можно сделать вывод, что в последние десятилетия роль государства вэкономике настолько возросла, что в условиях современных тенденций, порождаетсуществование множества отрицательных моментов, которые уже очень сложнообъяснить, пользуясь инструментами экономической теории. Поэтому необходиморазрабатывать современные концепции преодоления этой проблемы.
Списокиспользованной литературы
1.Бобров, Віталій Якович Основи ринковоїекономіки і підприємства. Підручник/ В.Я. Бобров.- К.: Вища школа, 2003.С.282- 300
2.Научные труды Донецкого технического университета.- Донецк:ДонНТУ.- (Экономика, ISSN 1680-0044). Вып.87) глав. ред. Дементьев В.В.-Донецк: ДонНТУ,2004-С.69-74
3.Структурна трансформація національної економіки:Теоретико- методологічний аспект:
Наукова монографія 2002.-С.279-322
4. Бобров, Віталій Якович Ринок та мікро-і макроекономічна політика держави Основи ринкової економіки і підприємства.Підручник/ В.Я. Бобров.-К.: Вища школа, 2003.С.655-688
5.Основи саморегулювання ринковоїекономіки. За ред. Чухна А.-К.: Вища школа, 2001.-С.175-189.
6.Чухно А.А. Постіндустріальна економіка:теорія, практика та їх значення для України. – К.: Логос, 2003.
7.Жамс Э. История экономической мысли ХХ века: Пер. сфр.- М.: Изд- во иностр. Лит., 1959.
8.Бьюкенен Дж.М. Минимальная политизациярыночного порядка//От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик:Пер. с англ.- М.,1993
9.Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теорияэкономических изменений. – М.: Дело,2002.
10.Єщенко П.С., Кваснюк Б.Є., Бірюков О.А. Новамодель держави.- Слов’янськ ,2002.