Реферат по предмету "Экономика"


Роль и значение малого предпринимательства в условиях регионального рынка

/>Шадринский финансово-экономический колледж – филиал
федерального государственногообразовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Академия бюджета и казначействаМинистерства финансов РФ»
Научная работа
Тема:
Роль изначение малого предпринимательства в условиях регионального рынка
Выполнили
АмельчинковаТ.Н.Шадринск, 2010

Содержание
Введение
Глава 1.  Малое предпринимательство в современной рыночной экономике
1.1 Характеристика малогопредпринимательства
1.2 Пути государственногорегулирования малого бизнеса
Глава 2. Малое предпринимательство вРФ
2.1 Особенности предприятий малогобизнеса в России
2.2 Становление малогопредпринимательства в условиях рыночных реформ в России
2.3 Основные направлениягосударственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства в РФ
Глава 3.  Анализ состояния малогопредпринимательства на уровне региона
3.1 Уровень адаптации малого бизнесак условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа
3.2 Реализация мероприятий поддержкималого предпринимательства в современных условиях хозяйствования
3.3 Перспективы развития малогобизнеса в Курганской области
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Малый исредний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпыэкономического роста, структуру и качество валового национального продукта(ВНП).
Во всех развитых странах на долюмалого бизнеса приходится 60-70% ВНП. В большинстве стран, таких как США,Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% отколичества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия.Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половинаобъема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новыхрабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращениезанятости.
Но дело не только в количественныхпоказателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляетоснову современной рыночной инфраструктуры.
Развитие малого и среднегопредпринимательства имеет ряд преимуществ в сравнении с крупным производством,а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкуюсвободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструюокупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса.Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевойи территориальный монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает значительным потенциаломв сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочейсилы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за еготехнологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки,инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времениради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этогосектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет егомонопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условийдеятельности легально работающих малых предприятий.
Несмотря на наличие публикаций,посвященных данной теме, вопросы финансирования и налогообложения малогобизнеса все еще остаются недостаточно проработанными как с научной, так и спрактической точки зрения. Актуальность этой проблемы и ее неполнаяпроработанность и предопределили выбор темы данной работы.Цель работы заключаются в выработке рекомендацийпо совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения малого бизнесана основе анализа действующей целевой программы, обобщения имеющегосязарубежного опыта.
В соответствиис поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:
1.        Изучить малоепредпринимательство как особыйтип предпринимательской деятельности.
2.        Изучить способыподдержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практическогоиспользования в РФ, с учетом региональной специфики;
3.        Проанализировать действующуюсистему способов поддержки малого предпринимательства в Курганской области;
4.         Проанализироватьтребования, предъявляемые к субъектам малого бизнеса для предоставлениягосударственной поддержки;
5.        Проанализироватьтенденции развития малого предпринимательства в Курганской области;
6.        Разработать предложения по совершенствованию поддержки, финансирования иналогообложения субъектов малого предпринимательства;
Методологические итеоретические основы исследования. В работе использованы законодательные актыРФ, постановления Правительства Курганской области, нормативно-правовые актызаконодательных и исполнительных органов власти федерального и региональногоуровня. Также использовались данные Госкомстата РФ, Департамента экономикиКурганской области.
Методы исследования. В работе используются методыисторического, логического и системного анализа, синтеза теоретического ипрактического анализа, прогнозирования статистической обработки, выборки,группировки, сравнения.

/>/>Глава 1. Малое предпринимательство всовременной рыночной экономике
 
/>/>1.1 Характеристикамалого предпринимательства
Малое предпринимательствопредставляет собой особый тип предпринимательской деятельности, субъект которойпринимает новационные решения с полной ответственностью и соединяет различныесредства производства с целью получения дохода (прибыли). Понятие малогопредпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единственескольких аспектов. Ксубъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единыйгосударственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы икоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальныхунитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единыйгосударственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства,соответствующие определенным условиям. Западные экономисты определяют предпринимательство какпроцесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства,открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений.Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который,однако, неосязаем. Отечественные психологи усматривают в предпринимательствеособый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала,прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующихспецифических личностных качеств.
Часть экономистов связывает понятиемалого предпринимательства с его количественными параметрами, такими как числозанятых работников, объем продаж, размер капитала, величина оборота, прибыль,балансовая стоимость активов. Другие авторы рассматривают как основу — качественные показатели деятельности малого предприятия, к которым можноотнести единство права собственности и непосредственного управления,ограниченность масштабов, вызывающая персонифицированный характер отношениймежду хозяином и наемным работником, полная ответственность руководителя зарезультаты своей деятельности, семейное ведение дела.
Малому предприятию, как и любомудругому предприятию, должны быть присущи все общие признаки и, кроме этого,необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Однако одни количественныеили качественные критерии в чистом виде не могут служить основанием дляотнесения предприятий к категории малых. Но только сочетание этих двух подходовможет выразить сущность малого предпринимательства.
К основным критериям определенияпонятия малого можно отнести следующие:
-         небольшой размерпредприятия (что может включать в себя ограничения по численности работающих,объему реализуемой продукции, стоимости амортизируемого имущества и др.);
-         юридическуюнезависимость от других предприятий, общественных организаций и государства, аона возможна лишь при том условии, что на этих предприятиях будет установленачастная форма собственности, т.е. полностью будет отсутствовать доля в уставномкапитале государственных и общественных организаций;
-         управлениепредприятием осуществляется непосредственно самим собственником илисоучредителями, что приводит к возможности быстро принимать решения иприспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования, а также являетсямощным мотивационным стимулом для получения максимальной прибыли.
/>Организационно-правовые формы. Малое предприятие должно иметь однуиз организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, иобладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:
-         Граждане РФ,члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
-         Органы управленияРФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
-         Органы местногосамоуправления;
-         Общественныеобъединения (организации);
-         Иностранныеюридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующегозаконодательства);
-         Трудовыеколлективы государственных и муниципальных предприятий.
Первая часть Гражданского Кодекса РФпредоставляет законное право на существование следующим организационно-правовымформам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
1.        Полноетоварищество;
2.        Товарищество навере;
3.        Общество сограниченной ответственностью;
4.        Общество сдополнительной ответственностью;
5.        Производственныйкооператив;
6.        Акционерноеобщество;/>/>
1.2 Путигосударственного регулирования малого бизнеса
Во всех странах с развитой рыночнойэкономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малогопредпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации,выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие завыполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержкамалого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовуюбазу, а также на организационно-методическую систему и систему различныхисследований. Государственное регулирование и содействие развитию малогопредпринимательства имеет целью:
-         создание правовыхи организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
-         реализациюэкономической политики, включая научно-техническую, инновационную,инвестиционную, ценовую;
-         реализациюналоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развитиямалого бизнеса;
-         оказание малымпредприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
-         применение поотношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностейкаждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видовдеятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форморганизации деятельности;
-         упрощение порядкарегистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видовдеятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметьразрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрироватьторговое имя;
-         снижение расходовпо социальному страхованию.
Содействие развитию малогопредпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственнойполитики регулирования, а именно:
1)        поддержаниезанятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояниянаселения;
2)        интенсификациюинвестиционных процессов;
3)        стимулированиеинноваций путем финансирования разработок новой продукции.
В странах с развитой рыночнойэкономикой государственная поддержка предпринимательства опирается насоответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальныегосударственные организации, выражающие и защищающие интересы малогопредпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственныхпрограмм. Получили распространение две формы государственной поддержки:
-         законодательноеустановление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
-         включение малогобизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В США малый бизнес институциональноорганизован и интегрирован в государственные структуры через специальныекомитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональныхассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государстваотражена в законах об основах политики по отношению к малым и среднимпредприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; вЗаконе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и рядедругих. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности,программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержкемалого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающаямалым фирмам доступ к банковским кредитам.
Государственное содействие развитиюмалого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
1)        созданиестабильных государственных и негосударственных источников ассигнований наподдержку малого бизнеса;
2)        использованиерациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
3)        обеспечениедеятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малыхпредприятий;
4)        создание сетиспециализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственнойполитики содействия малому предпринимательству, включающей: государственныеорганы власти, неправительственные объединения и организации,специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые игарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленныезоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающиеструктуры;
5)        осуществлениепрямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальныхзаконов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционныхльгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещениягосударственных заказов:
6)        разработкацелевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочнуюперспективу;
7)        оказаниеконсультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки ипереподготовки предпринимателей;
8)        предоставлениемалым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования,земельных участков;
9)        содействиевнешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Глава 2 Малоепредпринимательство в РФ
 
2.1 Особенности предприятий малогобизнеса в России
Малый бизнес в России обладаетнекоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных странособенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятиянескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаевориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальнойсамостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малыхпредприятий работает на условиях субподряда и т.п.; — общий низкий техническийуровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительныминновационным потенциалом. Российские малые предприятия обладают высокойстепенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемойдезорганизацией в системе государственного управления и нарастающейкриминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации иинфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается нафункционировании данного сектора.
Важным экономическим условиемстановления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методовгосударственного управления, регулирования и контроля, является наличие истепень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала,рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объектынедвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этихрынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективнуюработу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли вформировании спроса, а также полной и достоверной информации о состояниирынков, причем в национальном масштабе.

2.2 Основные этапы становления малогопредпринимательства в условиях рыночных реформ в России
 
В современной России на протяжениипоследних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезныхсоциально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическуюжизнь общества. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малоепредпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным секторомэкономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия,направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этойпрерогативы. Предыстория развития современного малого предпринимательствасвязана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развитияобщества. Конституция СССР 1977 года 17-ой статьей подтвердила право граждан наосуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан ичленов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства ибытового обслуживания. Принципиальное значение в эти годы для развития малогопредпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальнойтрудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственном предприятии»(распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранногокапитала (1987 год).
В ноябре 1986 года и мае 1988 годазакон легализует частную предпринимательскую деятельность в рядепроизводственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения,получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988год). В этом законе нашел законодательное воплощение новый подход кэкономической политике, так как закон выражал и брал под защиту сердцевинукооперативного строя — демократизм. С принятием этого закона начинаетрасширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введениемаграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу дляформирования фермерства, которое однако не получило широкого развития. В июне1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законепредусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий ихозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий:индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственногообщества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместныепредприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия моглиобъединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому,территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились насоюзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие самомогло устанавливать цены на свою продукцию. 1992—1994 гг. Этот периодхарактеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблеммалого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малогопредпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новойхозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства,определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: УказПрезидента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса вРФ» № 1485 от 30.11.1992 г., Постановление СМ и Правительства РФ «Опервоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Постановление ПравительстваРФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторыхвопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., ПостановлениеПравительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малогопредпринимательства признается одним из важнейших направлений экономическойреформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малогопредпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли,используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налоговна прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматриваетсявыделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народногопотребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участиемгосударственных средств, предполагается страхование программ с высокой степеньюриска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантийдля иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а такжепривлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановленияостались только декларацией. И хотя в начале наблюдался процесс массовогоучредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-техническогообслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве —в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении — в 2,9 раза, в сфереобразования — в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производствав общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.
Количественный рост малых предприятийхарактеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий,1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. 1995—1998 гг. На этом этапе отчетливопрослеживается нацеленность экономической политики на создание концепцииразвития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретныемеры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлениемсамостоятельности регионам в решении этих проблем. В 1995 году образовываетсяГосударственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства(ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На неговозлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственнойдеятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральныйзакон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малогопредприятия. В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалосьследующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли,полученной российской экономикой. Занятость населения приведена в таблице [ табл. 2.2.1 ] 1999—2001 гг. Для современного этапастановится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малогопредпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственнойподдержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей цельюФедеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на2000 — 2001 гг. События августа 1998 года стали этапной вехой для развитияотечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потерялиоколо 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовскогокризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малыхпредприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальнойконкурентной среды должно достигать 3—5 млн.) только 600 тыс. сохранили свойбизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплатуего труда. В основе всей системы программных направлений закладывается комплексмероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающейразвитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен наразработку концепции формирования правового поля государственной поддержкималого предпринимательства. Для этого разрабатываются следующие первоочередныезаконы:
-         Закон обобществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисковпредпринимательской деятельности.
-         Закон о фондахподдержки малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении изакреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном имуниципальном уровнях. Он также нацелен на более эффективное управление системойрегиональных фондов на основе унификации организационно-правовых форм.
-         Закон обинновационной деятельности направлен на создание устойчивого правового поля ильготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованиеминтеллектуальной собственности. Этот закон предусматривает реализацию схемпривлечения, аккумулирования и направления средств частных инвесторов наразвитие малого предпринимательства. И, наконец, он будет содействоватьпродвижению ценных бумаг на фондовый рынок.
2001–2010гг. Малоепредпринимательство представляет собой сферу приоритетныхсоциально-экономических интересов государства и является объектомгосударственной финансовой, правовой и организационной поддержки. Быстроереагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делаетсектор малого предпринимательства более мобильным и приспосабливаемым, однако,в то же время зависимым от коньюктуры рынка, динамики внешнихсоциально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капиталсужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительныхресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).При этом коммерческие банки весьма неохотно взаимодействуют с малымипредприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредитыкрупным предприятиям, и сопряжены с большим риском, что порождает у многихмалых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становитсяпричиной большей части банкротств.
Финансовое положение малых предприятийособенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупныхпредприятий они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своихиздержек на потребителей. Вследствие подобных причин отличительной чертоймалого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся впроцессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной экономики.
Что касается жизнеспособности малыхпредприятий вообще, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малыхпредприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно50%, через 3 года — 7 — 8%, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%, хотяв некоторых странах процент выживаемости гораздо выше, например, вВеликобритании к концу четвертого года деятельности на рынке удерживается около40% малых предприятий.
Вместе с тем общее количество малыхпредприятий, как правило, растет или остается относительно неизменным — наместе ликвидированных предприятий рождаются новые. Приведенные данные при ихсопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятийи объемами производства указывают на высокую интенсивность внутреннихреорганизационных процессов внутри малых предприятий, способствующихоптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.Осуществляется активная диверсификационная политика проникновения малогобизнеса в новые высокотехнологичные отрасли производства в международноммасштабе.
Развитие частной предпринимательскойинициативы граждан представляет собой суть государственной экономическойполитики. Поддержка малого бизнеса является не просто составляющей этойполитики, а ее стержнем, на нее ориентированы практически все мерыгосударственного регулирования.

2.3 Основные направлениягосударственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства в РФ
Наиболее эффективной организационнойформой для разработки и реализации научно-технических нововведений в различныхгосударствах считаются технопарки, в которых правительство использует меры какпрямого, так и косвенного регулирования:
К мерам прямого регулированияотносятся:
1)        утверждениеспециализации и программы создания технопарка;
2)        финансовоеучастие в создании базовой инфраструктуры технопарка; финансированиенациональных научно-технических программ по разработке ключевых видовнаукоемкой продукции и технологии;
3)        предоставлениеспециальных займов под конкретные научно-технические проекты, возврат которыхпроисходит только в случае коммерческого успеха новой технологии или продукции;
4)        размещениегосударственных научно-исследовательских лабораторий в технопарке;
5)        частичноефинансирование фундаментальных исследований в университетах инаучно-исследовательских организациях технопарка;
6)        финансоваяподдержка приоритетных новых производств, предоставление им целевых займов;
7)        размещениегосзаказов (в том числе военных) и обеспечение массовых покупок;
8)        протекционизмнового наукоемкого сектора в экономике.
Косвенные меры включают:
-         стимулированиеНИОКР (специальные налоговые льготы, ускоренная амортизация фондов, льготнаяаренда госфондов и пр.);
-         стимулированиеинновационной деятельности (частичное освобождение от налогов рисковогобизнеса, образование необлагаемых налогами страховых резервных фондов,предоставление субсидий и т.п.);
-         свободный доступк оборудованию и патентам, находящимся в госсобственности;
-         созданиегосударственных информационных, консультационных и других обслуживающих центрови служб;
-         оказание помощи вподготовке и переподготовке персонала;
-         обеспечениедоговоренности с частными банками о предоставлении ссуд на льготных условияхпод гарантии организациям и предприятиям технопарка.
При этом в последние годы создандовольно обширный комплекс институциональных структур, функции которого состоятв обеспечении государственной поддержки малого предпринимательства. Этоткомплекс на федеральном уровне включает в себя: Торгово-промышленную палату,Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействияразвитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Академию менеджментаи рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры, общественные объединенияпредпринимателей. В стадии формирования находится сеть объектов инфраструктурыпо поддержке малого предпринимательства — бизнес-центры, бизнес-инкубаторы,инновационно-технологические центры, технопарки. Специальные налоговые режимыкак особый способ налогообложения малого бизнеса. Под специальным налоговымрежимом законодатель признает особый порядок исчисления и уплаты налогов исборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и впорядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральнымизаконами. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, необязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорийналогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающий в себя единыйналог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количестводругих налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно илипросто невозможно.
Налоговоерегулирование в виде применения специального налогового режима можетпроявляться в двух формах:
-         в виде упрощениясистемы налогообложения, учета, отчетности;
-         в виде сниженияналогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.
На территорииРоссийской Федерации в соответствии с НК РФ установлены следующие специальныережимы налогообложения:
1) системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
2) системаналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
3) упрощеннаясистема налогообложения;
4) системаналогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Остановимся надвух последних. Основная цель этих режимов — упростить порядок исчисления ивзимания налогов в зависимости от субъектного состава или видапредпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие навыбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малогопредпринимательства. К ним относятся:
-         специальныеналоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения.Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становленияотечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а онавозможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций ииндивидуальных предпринимателей;
-         важнейшимпринципом налогообложения является принцип экономии. Малые и средние участникирынка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчислению иуплате налогов, они не могут содержать достаточный штат квалифицированныхспециалистов для осуществления налогообложения по общеустановленной системе. Аналоговые органы несут чрезмерные расходы по организации налогового контроля замассой мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что собранныеналоги не покроют затрат на их сбор;
-         любая системаналогообложения эффективна постольку, поскольку в ее рамках можно наладитьдейственный налоговый контроль. Состояние экономики России в настоящий моменттаково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный обороткоторых сложно проконтролировать. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим этивиды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь наданных статистических и налоговых органов по доходности этих видовдеятельности. Фонды поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержкималого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая вцелях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержкуи развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств,поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества,доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических июридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещенияценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов,выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малогопредпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениямидеятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
-         содействие вформировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малогопредпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективногоиспользования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов имероприятий в области малого предпринимательства;
-         участие вразработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализациифедеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) имуниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства,демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка,создания новых рабочих мест;
-         участие вформировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможностидля осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
-         поддержкаинновационной деятельности предпринимательских структур, стимулированиеразработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие восвоении новых технологий и изобретений;
-         содействие впривлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетныхнаправлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малогопредпринимательства;
организацияконсультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
Таким образом, малоепредпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствуетбыстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективностипроизводства, гибкости хозяйственной стратегии и тактики, быстроте и качествупринятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности иответственности предпринимателя за конечные результаты производства.
Однако для того, чтобы малоепредпринимательство активно развивалось в нашей стране, необходимасоответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономическиельготы, а также прямая поддержка государства в виде подготовки кадров (созданиебизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.), прямых инвестиций и создания условий(гарантий) для действия международных организаций, скорейшее формированиемеханизма венчурного капитала. Для превращения малого предпринимательства воснову экономического роста России согласно правительственной программе онодолжно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должноориентироваться в основном на производство наукоемкой высокотехнологичнойпродукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижатьиздержки, повышать качество продукции, успешно использовать маркетинг и т.п.
Будущая основа российскогоэкономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовыерезервы и совершенно иные кредитные возможности.

Глава 3. Анализ состояния малогопредпринимательства на уровне региона
 
3.1 Уровень адаптации малого бизнесак условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа
Малые предприятия в рыночнойэкономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночнойэкономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпыэкономического роста, структуру и качество валового национального продукта,занимая до 60-70% от его общего объема. Малые предприятия имеют значительныетемпы технического перевооружения: их высокая технологическая оснащенностьсочетается, как правило, с узкой специализацией и широким кооперированием.Очевидна роль малого бизнеса и в экономике Курганской области. Несмотря на рядсложностей, с которыми сталкиваются малые предприятия, (налоговый прессинг,административные барьеры, проблемы кредитования), малый бизнес занял достойноеместо на региональном рынке и перешел от этапа становления к этапу своегоразвития. Вопросы развития малого бизнеса в Курганской области по-прежнемусохраняют свою актуальность. К сожалению, малый бизнес пока не играет значимойроли в структуре производства области, а тенденции его развития до сих порносят противоречивый характер. Однако положение последнего в экономическойструктуре региона уже можно считать достаточно устойчивым. Вместе с тем,следует отметить и ряд позитивных моментов в развитии малогопредпринимательства, к которым относятся изменение структуры деятельности малыхпредприятий, расширение географии и развитие интеграционных процессов в сферахторговли и производства малого бизнеса. Наиболее актуальным остается вопросадаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка. Показателем,характеризующим степень адаптивности к условиям рынка, является экономическийпотенциал предприятия. В результате проведенного социологического опросаруководителей малых предприятий были сделаны следующие выводы.
Своего рода «водоразделом»для экономики области стал октябрь 2008 года. Правительством Курганской областибыла проведена реализация антикризисных мер. На первом этапе основное вниманиебыло уделено ситуации в финансовом секторе – именно там были основные проблемы.
Был создан Штаб по оценке текущейситуации в финансовом секторе экономике Курганской области во главе сГубернатором Курганской области и рабочая группа по мониторингу текущейситуации в финансовом секторе экономики. Велся еженедельный мониторинг ситуациипо всем направлениям финансовой деятельности. Проводиласьинформационно-разъяснительная работа с населением. В целом, экономическийкризис не вызвал резкого снижения экономического потенциала предприятий малого бизнеса.Это связано с его достаточно низким уровнем в целом. Значительная часть малыхпредприятий (около 20%), по всей вероятности, не выдержит последствийэкономического кризиса и прекратит свое существование.
В целом, можно сделать вывод о том,что за последнее время потенциал адаптации малых предприятий Курганской областик условиям регионального рынка возрос. За этот период в структуре малогобизнеса сформировалась устойчивая группа предприятий, способныхдиверсифицировать свою деятельность, проявляющих устойчивую тенденцию к ростуфизических объемов производства.
3.2 Реализация мероприятий поддержкималого предпринимательства в современных условиях хозяйствования
Основные показатели,характеризующие состояние малого бизнеса, имеют устойчивую тенденциюколичественного и качественного роста. Существует проблема сбора и обобщениястатистических данных, характеризующих развитие среднего предпринимательства.
Одним из основных индикаторовкачества экономической среды в регионе является количество субъектов малогопредпринимательства. В 2007 году в Курганской области работали 24209 субъектовмалого предпринимательства, что на 5% больше, чем в 2006 году. Общий объемпроизводства составил 10 млрд. рублей (11,4% валового регионального продукта).Оборот малых предприятий Курганской области возрос по сравнению с 2006 годом на30,5% (на 5,4 млрд. руб.), а по сравнению с 2005 годом – в 2,3 раза (приложение2). Налоговые поступления в консолидированныйбюджет Курганской области по отдельным видам налогов в 2007 году составил:
— в виде единого налогана вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) в бюджетымуниципальных образований 276,8 млн. руб. (рост на 6,7% по сравнению с прошлымгодом);
— упрощенная системаналогообложения обеспечила поступление в областной бюджет 277,6 млн. руб., чтона 44% больше аналогичного показателя 2006 года;
— налог на доходыфизических лиц с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями,частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой,составил 51,6 млн. руб. В 2007 году этот показатель вырос по сравнению спрошлым годом на 87,6%.
Значительными темпамирастет объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, который посравнению с 2006 годом увеличился в 3 раза и в 2007 году составил свыше 1,5млрд. рублей (приложение 3).Это говорит о том, что наши предприниматели сталиболее ответственно подходить к ведению своего бизнеса, понимая, что безвнедрения новейших технологий в производство в настоящее время развиватьсяневозможно. Определенное влияние на рост данного показателя оказала ифинансовая поддержка инвестиционных проектов в виде субсидирования частипроцентной ставки по полученным кредитам. Проводимая в Курганской областигосударственная политика по обеспечению развития предпринимательства в целомспособствует положительной динамике основных качественных показателей,характеризующих деятельность предпринимательских структур.
Развитие малого исреднего бизнеса и переход на качественно новый уровень участия в формированиивалового регионального продукта требуют существенного расширения возможностейдля субъектов малого предпринимательства не только в вопросах обеспеченияфинансовыми ресурсами, но и в части обеспечения нежилыми производственными иофисными помещениями. К числу проблем, сдерживающих развитие малогопредпринимательства в Курганской области, относятся:
1) отсутствие стартовогокапитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинствапредпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционныекредиты, недоступны по следующим причинам:
— слабая имущественнаябаза малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственногообеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
— высокая, по сравнению сдоходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;
— психологический барьеру части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыковв составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;
2) трудности в размещениипредприятий. Малые предприятия испытывают значительную нехваткупроизводственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являютсясобственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размерарендной платы слишком высокий для малого бизнеса;
3) определенные сложностипо осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования,сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных имуниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований иразрешений;
4) неполнаяинформированность субъектов малого предпринимательства по различным вопросампредпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях,удаленных от областного центра, в том числе о возможностях участия вгосударственном и муниципальных заказах. Сложность получения информации,необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники,доступа к Интернету, информационным и юридическим программам;
5) отсутствие упредпринимателей знаний менеджмента. Часто предприниматели не имеют базовыхэкономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела, что становитсяпричиной банкротства и распада предприятий;
6) недостаточный уровеньсоциальных гарантий для работников предприятий, а также осуществляющихдеятельность на условиях гражданского найма;
7) несоответствие муниципальныхнормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательства, задачам иперспективам развития малого и среднего бизнеса.
Решение проблем программно-целевымметодом, планирование и реализация программных мероприятий в рамках Программыобусловлены необходимостью координации разноплановых мероприятийнормативно-методического, финансового, организационного, образовательного итехнологического характера.
Как утверждает ПравительствоКурганской области, 2008 год стал одним из самых результативных в сфере малогои среднего предпринимательства. Целевая программа Курганской области «Оразвитии и поддержке малого и среднего предпринимательства на 2006-2009годы» реализована в полном объеме. Завершен первый этап приема документов по следующиммероприятиям:
-         гранты начинающимпредпринимателям на создание бизнеса — 17 заявок по четырем направлениям;
-         субсидированиечасти процентной ставки — 7 заявок (уже получают 18 субъектовпредпринимательства);
-         софинансированиемуниципальных программ поддержки и развития малого и среднегопредпринимательства — заявки представили лишь 12 районов.
Принимаемые меры дали положительныерезультаты. Положительная динамика достигнута практически по всем показателямдеятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (приложение 4). Высокаяположительная динамика основных показателей развития малого и среднегопредпринимательства в Курганской области отмечена в докладе НациональногоИнститута Исследования Проблем Предпринимательства. По оценке институтаразвитие малого предпринимательства в Курганской области в целом соответствуетсреднероссийскому уровню, а по ряду показателей выше среднероссийского уровня.Среди регионов входящих в УрФО Курганская область лидирует практически по всемпоказателям развития малого и среднего предпринимательства (приложение 5,6). Численностьработников малых предприятий в 2008 году по оценке выросла на 12,6% противпрошлого года и составила 35,7 тыс. человек. Выпуск товаров (работ, услуг)предприятиями малого бизнеса увеличился на 22,7% и оценивается на уровне 11,9млрд. рублей (приложение 7).
Объем инвестиций в основной капиталмалых предприятий в 2008 году составил около 2 млрд. рублей. За последние тригода — рост в 7 раз (приложение 8). Из областного бюджета было профинансированосубсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектамималого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов. Ввиде субсидий победителям конкурса в 2008 году оказана поддержка на реализациюприоритетных инвестиционных проектов в объеме 4,2 млн. рублей, 2,7 млн. рублейосвоено на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары(работы, услуги) на экспорт (приложение 9). На областном уровне в 2009 годусоздан «Гарантийный фонд малого предпринимательства», «Фондмикрофинансирования», «Бизнес — инкубатор Курганской области» (приложение10).Однако немногие предприниматели, особенно в районах области, знают о том,какие возможности предоставляют данные структуры, потому что далеко не всеорганы местного самоуправления до сих пор понимают, зачем им нужны данныеструктуры и как они должны работать. На официальных сайтах муниципальныхобразований информация об этом отсутствует, районные СМИ не освещают эту тему.А ведь все необходимые материалы есть. Более того, существуют примеры, когдарайонная администрация сама отправляет своих предпринимателей в Правительствообласти для получения консультации, так как сами разъяснить ничего не могут(приложение 11). Хотим обратить внимание на снижение в 2009 году на 10,5%объема налоговых платежей, поступающих от субъектов малого и среднегопредпринимательства в консолидированный бюджет Курганской области. И этонесмотря на серьезные меры поддержки и финансовые вложения в сферу малого исреднего бизнеса со стороны Правительства области. Получается, что 215 млн.руб. направили на реализацию областной программы и при этом получили падениеналоговых поступлений на 142 млн. руб. А должно быть с точностью наоборот.Следует задаться вопросом: «почему средства, пришедшие в район или город, недали необходимой отдачи?» В области созданы условия для развития торговли,общественного питания и платных услуг населению. По данным статистики запрошедший период 2009 года в Курганской области доля продажи товаров нарозничных рынках и ярмарках составила 7% от общего объема товарооборота. Крометого, в указанных форматах торговли на 17% снизилась продажа сельхозпродукции(в том числе мяса), что свидетельствует о снижении спроса на традиционные видынепереработанной сельхозпродукции.
Таким образом, товаропроизводителямнеобходимо ориентироваться на выпуск продукции с высокой функциональнойполезностью, а также полуфабрикатов и продуктов, приготовление которых нетребует больших затрат времени. А также необходимо образовывать ассоциации, объединяющиепроизводство и переработку сельхозпродукции.
3.3 Перспективы развития малогобизнеса в Курганской области
Тем не менее, остающиесяпроблемы развития предпринимательства, особенно остро проявляющиеся в непростыхфинансовых и экономических условиях дают дополнительный стимул посовершенствованию механизмов и форм государственной поддержки субъектов малогои среднего предпринимательства. Понимание этих проблем позволило значительноувеличить объемы средств выделяемых на поддержку малого и среднегопредпринимательства. Основные усилия будут сосредоточены на мероприятиях«антикризисного пакета» (приложение 12). В результате реализации мероприятийцелевой Программы в 2009-2011 годах будут достигнуты следующиесоциально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную исоциальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства:
1) показателиэкономической эффективности:
— увеличение размерасредней заработной платы на малых и средних предприятиях не менее чем на 18-20%ежегодно;
— увеличение объемовоборота на малых и средних предприятиях не менее чем на 20-22% ежегодно;
— увеличениеинвестиционных вложений на малых и средних предприятиях не менее чем на 23-25%ежегодно;
— ежегодный прирост числасубъектов малого и среднего предпринимательства в количестве не менее 500единиц;
— ежегодный прирост числазанятых в сфере малого и среднего предпринимательства в количестве не менее2000 единиц;
2) показатель бюджетнойэффективности:
— ежегодный приростналоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в томчисле в консолидированный бюджет Курганской области, от субъектов малого исреднего предпринимательства не менее чем на 18-20% (приложение 13).
Для оценки налоговыхпоступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства учитываетсяпоступление следующих налогов: налог на доходы физических лиц с доходов,полученных индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами и другимилицами, занимающимися частной практикой; единый налог, взимаемый в связи сприменением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доходдля отдельных видов деятельности.
Общий объем финансированиямероприятий в 2009-2011 году с учетом привлечения средств федерального бюджетапланируется в размере 261,7 миллиона рублей, в том числе за счет средствобластного бюджета – 93 миллиона рублей, федерального бюджета – 168,7 миллионарублей (приложение 14).
Основными задачами в сфере малого исреднего предпринимательства на ближайший период станут:
-         реализация мероприятийпрограммы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
-         формированиеэффективно работающей инфраструктуры поддержки предпринимательства;
-         продолжениеработы по снижению избыточного административного влияния, формированиюблагоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленных задач вцелевой Программе предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке субъектовмалого и среднего предпринимательства.
Результатом в первую очередь должностать привлечение в малый бизнес людей, высвободившихся с предприятий в связи сфинансовым кризисом.
В 2010 году через реализациюмероприятий по поддержке, ориентируясь на приоритеты развития малого и среднегопредпринимательства, обозначенные Минэкономразвития России, продолжится работапо созданию новых организаций инфраструктуры поддержки и стимулированиюпредпринимателей на модернизацию производственных мощностей, внедрение новыхтехнологий и оборудования, реализацию программ энергосбережения, расширение рынковсбыта.
Заключение
Итак, подводя итог, мы хотим обратитьособое внимание на следующие моменты представленной работы. Что субъектамималого предпринимательства являются юридические лица, как коммерческиеорганизации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малыепредприятия в различных организационно-правовых формах.
Необходимо подчеркнуть основныехарактеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К нимотносятся:
-         быстроереагирование на конъюнктуру;
-         решение социальныхвопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;
-         противодействиемонополизму в экономике;
-         активизацияструктурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценитьзначимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно кореннымобразом и без существенных капитальных вложений расширить производство многихпотребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченногобольшинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблемузанятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивнуюальтернативу криминальному бизнесу.
1)        Необходимоотметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, какправило, выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупныхкомпаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшиепредприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: вЕвропе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднеепредпринимательство находит все более широкую поддержку государства.
В России и в нашем регионе поддержкачастной инициативы пока еще не стала одним из основных принциповгосударственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевыхустановок государственного регулирования экономики задача поддержки малогобизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальныхмакроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета,затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попыткугосударства изменить существующую ситуацию к лучшему, путем введения новойпрограммы по государственной поддержке малого бизнеса.
На основе изученного материала ипроведенного анализа, мы выносим наши предложения по усовершенствованию действующейсистемы государственной поддержки малого предпринимательства:
1.        Ежегоднопроводить конкурс на лучший бизнес-план среди желающих начать своё дело илучшие из представленных профинансировать в максимально возможном объеме;
2.        Для вновьначинающих деятельность малых предприятий предусмотреть налоговые каникулы втечение периода становления (например, в течение календарного года);
3.        Увеличить круглиц, входящих в состав участников конкурсного отбора на предоставление грантовначинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственногобизнеса;
4.        Созданиеорганизационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучениеи переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесомна основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
5.        Созданиефинансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования,обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний ккредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);
6.        Созданиеимущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условийпредоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственнойсобственности, а также формирование государственных лизинговых компаний)
Итак, развитие предпринимательскойдеятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий рядспецифических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытаетсяперенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учетаспецифики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – еечеткое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Этозадача теоретического исследования российской экономики.

Список использованной литературы
1.        Рыбина М.Н.Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современныхрадикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом. — 2001.- №2.
2.        Виленский А.Этапы развития малого предпринимательства в России. //Вопросы экономики. —1996. — № 7.
3.        Федеральный законот 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации»;
4.        Закон Курганскойобласти от 26 сентября 2008 года №389 «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Курганской области»;
5.        ПостановлениеКурганской областной Думы от 23 сентября 2008 года №3406 «О целевой программе«О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганскойобласти на 2009-2011 годы».
6.        Гражданскийкодекс Российской Федерации.
7.        Гурова А.В.Алгоритм осуществления налогового планирования организациями малого бизнеса иметодика его практического применения// Налоги и налогообложение. – 2007. — №5. – с.67.
8.        Доклад Н.И.Болтнева на семинаре-совещании «Об итогах деятельности экономического блокаКурганской области за 2008 год и задачах на 2009 год и среднесрочнуюперспективу. – Режим доступа: economic.kurganobl.ru.
9.        Выступление Н.И.Болтнева на заседании Правительства Курганской области „О Программесоциально-экономического развития Курганской области на 2010 год исреднесрочную перспективу“. — Режим доступа: economic.kurganobl.ru.
Приложение 1
Таблица 2.2.1 Основные показатели,характеризующие развитие малого предпринимательства в 1995 г.Отрасль Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел. Отраслевая структура занятости на МП, в % Удельный вес в общей численности занятых в отрасли, в % 1 2 3 4 Промышленность 2589,7 29,0 15,6 Сельское хозяйство 93,4 1,0 1,3 Наука и научное обслуживание 231,9 2,6 15,8 Строительство 2624,4 29,3 48,5 Транспорт и связь 185,0 2,1 3,9 Торговля 2235,0 24,6 46,4 Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 320,8 3,6 93,9 ЖКХ, бытовое обслуживание 106,8 1,2 4,7 ВСЕГО 8944,8 100 15,7
Приложение 2
Таблица 3.2.1 Основные качественныепоказатели, характеризующие деятельность предпринимательских структур

п/п Показатели
2005
год 2006 год 2007 год % к прошлому году % к прошлому году 1 2 3 4 5 6 7 1.
Численность субъектов малого предпринимательства, всего,
в том числе:
— число малых предприятий
-число индивидуальных
предпринимателей (чел.)
— число крестьянских фермерских хозяйств
21878
3586
16451
1841
23216
3952
17660
1604
106,1
110,2
107,3
87,1
24209
3649
19426
1134
104,3
92,3
110,0
70,7 2.
Среднесписочная численность работников малых предприятий
(без внешних совместителей),
тыс. чел. 29,0 29,3 101,0 31,7 108,2 3.
Оборот малых предприятий по
всем видам деятельности, млрд.
рублей 9,8 17,5 178,5 22,9 190,8
Объем инвестиций малых
предприятий в основной капитал,
млн. рублей 287,0 502,0 174,9 1507,0 300,2
Доля в валовом региональном
продукте, % 8,9 10,2 - 11,4 - Динамикаинвестиций в основной капитал малых предприятий
/>Рисунок3.2.2Финансоваяподдержка малого бизнеса/>Рисунок3.2.3
Темпыроста инвестиций в основной капитал малых предприятий
/>
Рисунок 3.2.4
Доля работников малых предприятий вобщей численности занятого населения
/>
Рисунок 3.2.5
Выпусктоваров предприятиями малого бизнеса/>Рисунок3.2.6Динамикаинвестиций в основной капитал малых предприятий
/>
Рисунок 3.2.7
Субсидированиечасти процентной ставки/>
Рисунок 3.2.8Созданиеинфраструктуры
/>
Рисунок 3.2.9

Реализация мероприятий поддержкималого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований
/>
Рисунок 3.2.10
Приложение 3Перспективынаправления поддержки малого бизнеса
/>
Рисунок 3.3.1Целевыепоказатели программы на 2009-2011годы
/>
Рисунок 3.3.2

Финансирование целевой программы»О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства"
/>
Рисунок 3.3.3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.