Реферат по предмету "Экономика"


Роль государства при переходе к рыночной экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине “Экономическаятеория”
на тему “Рольгосударства при переходе к рыночной экономике”
                                                Выполнил:
                                                 Студент группы
Фс-06-3    
                                                 Проверила:
Ст. преподаватель                                                  
                                          Орлова Ю.С.                                 
Петропавловск, 2006г.
Содержание
Стр.
Введение…3
1. Роль государства вэкономике…6
1.1. Государство. Егороль в жизни общества… 6
1.2. Функции государствав рыночной системе… 8
1.3. Методы и инструментыгосударственного регулирования экономики… 14
2. Анализ ролигосударства в экономике Республики Казахстан… 18
2.1. Основные черты ипроблемы перехода к рынку в РеспубликеКазахстан...............................................................................................................18
2.2. Роль государства вэкономике Республики Казахстан..............................22
3. Роль государства врыночной экономике: модели зарубежных государств............................................................................................................32
3.1. Модель германскогоэкономического развития.........................................32
3.2. Модельэкономического развития новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона.....................................................................................39
Заключение...........................................................................................................46
Списоклитературы..............................................................................................48
Приложения..........................................................................................................
 
ВВЕДЕНИЕ
ХХвек прошел под знаменем противоборства двух экономических систем — капитализмаи социализма. Во второй половине столетия стало очевидно, что командноерегулирование, государственная собственность на материальные средствапроизводства и прочие особенности плановой системы ведения хозяйства уступилипод натиском рыночного механизма. Практически, перед всей Восточной Европой, апозднее и странами, появившимся в результате распада Советского Союза, всталнелегкий выбор: заново выстраивать свою внутреннюю и внешнеэкономическуюполитику или адаптировать национальную экономику к системе мирохозяйственныхсвязей. Так, в мире появилась большая группа государств с экономикойпереходного типа. Причем, новые условия общественного, в том числеэкономического, развития внесли существенные коррективы в механизмфункционирования государства. На государство возлагается огромная роль вразвитии экономики. Рынок и государство взаимосвязаны. Поэтому изучениеразличных аспектов проблемы государственного регулирования рыночных процессов,особенно его экономических механизмов, в современных условиях крайне актуально.
 Актуальность темы курсовой работы определяется тем, чтоКазахстану, согласно выдвинутым Президентом Н. Назарбаевым в Стратегии«Казахстан-2030» приоритетам в развитии страны, предстоит решитьзадачу обеспечения экономического роста. В этой связи необходимо стремиться кбольшей открытости национальной экономики, которая напрямую связана с проблемойадаптации к мировой экономики. Для выработки наиболее эффективных механизмовадаптации к мирохозяйственным связям важно осмысление и оценка ролигосударства.
 Основная цель курсовой работы — исследование роли государства врегулировании экономики в переходный период.
 В соответствии с целью исследованияопределены его основные задачи:
 - изучить работы исследователей попроблеме государственного регулирования экономики;
 - изучить зарубежный механизм, опытрегулирования государством экономики;
 - раскрыть особенностигосударственного регулирования экономики в Казахстане.
 Научная новизна работы. В настоящей курсовой работе:
 - показана роль государства врегулировании переходной экономикой;
 - освещены экономические функциигосударства;
 -определены особенностиразвития казахстанской экономики в условиях рынка.
 Хронологические рамки исследования охватывают период реформированияэкономики Казахстана с момента либерализации цен (1992 — 2006 гг.).
 Специфическим органом, возникшем длярешения общих задач, в том числе экономических, которые без него невозможнорешать. Само наличие государства и его развитие порождает специфическиефункции, которые усиливают его вмешательство в экономику.
 Практическая значимость работы состоит в том, что ееположения могут быть использованы при разработке концепции государственногорегулирования экономики в Республике Казахстан.
 Источниковой базой для написания работы послужилкомплекс печатных источников, учебников, учебных пособий по проблемам теориирыночной экономики.
 Структура работы состоит из введения, трех глав,заключения, списка литературы, приложений.
 В первой главе курсовой работы рассматриваютсявопросы теории государства: понятие государства, методологические подходы, егопризнаки. Особо уделено внимание характеристике экономических функцийгосударства, а также методам и инструментам государственного регулированияэкономики.
 Во второй главе анализируется роль государства вотечественной экономике.
 В третьей главе раскрывается особенности действиягосударственного механизма в рыночной экономике зарубежных стран.
 Приложения к курсовой работе выполнены в видетаблиц.

I. РОЛЬГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
1.1.Государство. Его роль в жизни общества
Термин“государство” введен в понятийный аппарат обществознания сравнительно недавно.Вплоть до XVII века употреблялись более конкретные
понятиядля обозначения государства – княжество, королевство, республика, тирания. Этообъясняется толкованием государства как общности людей, представляемой иорганизуемой органом высшей власти и проживающей на определенной территории. Вданном понимании государство тождественно стране и политически организованномународу (государство в широком смысле). Одним из первых от такого традиционногоподхода отошел Н. Макиавелли и ввел специальный термин “stato”-“государство”,применимый к любой его форме.
 В целом, государство рассматриваетсякак одна из многовариантных и многофункциональных структур, и сущность еговыражается неоднозначно. С одной стороны, государство несет в себе принуждение,насилие, с другой — упорядочивает отношения в обществе, придает им определеннуюстабильность.
 В обществоведческих наукахгосударство рассматривается через соотношение трех подходов в его понимании:
 А). Политико-философский, берущийсвое начало с античности. Государство трактуется как средство решения “общихдел” и регулирования отношении власти и общества, а также как средство,обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека;
 Б). Классовый. Государство естьрезультат классового разделения общества (марксистский подход). Классическое(по В. Ленину) определение трактует государство как “машину для угнетенияодного класса другим, машину, чтобы держать в повиновении одному классу прочиеподчиненные классы”;
 В). Правовой как “юридическоегосударство”, источник права и закона, организующее жизнь общества идеятельность самого государства и его структур в системе политическихобщественных отношений.
 При определении сущности государстванеобходимо рассмотреть и его признаки. К признакам государства относятся:
 А). Наличие публичной власти,вычлененной из общества и материализованной в учреждениях управления ипринуждения (чиновники, армия, полиция и т.д.);
 Б). Система налогов, податей, займов,необходимых для материального обеспечения государственной политики, проведениеэкономических, социальных, культурных преобразований, содержаниягосударственного аппарата;
 В). Территория. Государствообъединяет своей властью и защитой все население, проживающее на еготерритории;
 Г). Суверенитет как верховенство насвоей властью и независимость в международных отношениях;
 Д). Право. Право юридически оформляетгосударственную власть и тем самым придает ее легальность, определяетюридические рамки и формы осуществления функций государства;
 Е). Монополия на легальное применениесилы, физического принуждения(возможность лишить граждан жизни, свободы,которые являются высшими ценностями).                нуждения(чиновникирства необходимо прежде всего рассмотреть признаки государства.Кпризнакам госОтмеченные выше признаки отличают государство от другихорганизаций и объединений общества.
 Соответственно, сущность государствавыражается в синтезе решения фундаментальных проблем – соотношение государства,политической системы и общества, правящих сил, происхождения государств,условий и направленности его развития и т.д.
 С одной стороны, государство иобщество представляют собой одно целое и государство охватывает всюсовокупность общественных отношений. Интересам этого единства служат созданныеим аппараты контроля, органы пресечения, административные структуры, системыидеологических, политических, правовых отношений. Государство в данном случаеунитарно, т.е. единообразно, когда оно объединяет и унифицирует общество. В этомслучае можно говорить «российское (американское, казахстанское и проч.)государство», т.е. власть, страна и народ, их владения, территория, граница. Сдругой стороны, признание государства центром политической системы, институтомвласти, распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особогосоциального института, но не поглощающей общество. Общество относительносвободно от государства в своем развитии. Государство оказывается болеединамичным, более способным эволюционировать, легче переживать сменуполитических режимов, типов правления, перестройку конкретных структур власти.
 Следовательно, интерпретациягосударства сводится к рассмотрению его как наиболее важного института вполитике, во всей общественной системе. Значимость государства определяетсямаксимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих емуэффективно влиять на социальные процессы.
1.2Функции государства в рыночной системе
Сущностныехарактеристики государства наиболее отчетливо раскрываются через его функции,которые представляют собой содержательные принципы его существования.
Ввопросе о функциях государства, том числе экономических, следует учитыватьразные подходы в их определении.
 В частности, в энциклопедическомсловаре выделены следующие функции государства: организационная(управляющая),господства и подавления, создания правовой системы.
 В науке, в целом, дается болееконкретная характеристика функций государства.
Срединих отмечена прежде всего экономическая функция. Ее сущность выражается в организации,координации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой икредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществлениясанкций. Таким образом, через экономику государство осуществляет активнуюдеятельность в обществе. Социальная функция выражается в удовлетворениипотребностей людей в работе, жилье, охране здоровья, в представлении социальныхгарантий, страховании и т.д. Правовая функция направлена на обеспечениеправопорядка, установления правовых норм, которые регулируют общественныеотношения и поведение граждан. Культурно – воспитательная функция направлена насоздание условий для удовлетворения культурных потребностей населения.Собственно политическая функция выражается в обеспечении политической стабильности,осуществлении властных полномочий, выработке политического курса. Наконец,экологическая функция выражается в установлении правового режима рациональногоприродопользования, обеспечении нормальной и здоровой среды обитания.
 В целом, государственные функцииимеют внутреннюю и внешнюю направленности. Внешние функции прежде всегоподчинены принципам взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной,технологической, информационной, культурной, торговой областях с другимигосударствами.
 Специалисты в области экономическойтеории при рассмотрении функций государства выделяют собственно экономическиефункции последнего. В этой связи больше внимания уделяется функциямправительства, так как в современных политических системах с принципомразделения властей за экономическую политику отвечает именно правительство.
 Так, ученые Речмен Д. Дж, Мексон М.Х., Бауви К. А., Тилл Д. В. отмечают такие функции государства как:установление правил и ограничений; предоставление населению общественных благ итрансфертных платежей; поддержка конкуренции; содействие стабилизацииэкономики.
 В «Экономикс» предложен следующийнабор функций государства:
 1). Обеспечение правовой базы иобщественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночнойсистемы;
 2). Защита конкуренции;
 3). Перераспределение дохода ибогатства;
 4). Корректирование распределенияресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
 5). Стабилизация экономики, то естьконтроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых комбинациямиэкономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
         Следовательно,ученые — экономисты значительно расширяют государственные функции. Тем самым,подтверждается мысль о том, что те или иные действия правительства оказываютвлияние на все экономические процессы без исключения.
Вцелом, все функции государства в рыночной системе могут быть сведены кследующему набору.
Перваяи основная функция государства, со времен Адама Смита получившая название«ночного сторожа», — это создание «правил игры» для участников рынка и контрольза соблюдением этих правил, их охрана и совершенствование. Эта функция сводитсяк разработке хозяйственного законодательства, обеспечению его нормативной базойи строгому контролю за их выполнением, в том числе и самим государством. Безтаких законов никакая экономика функционировать не может .
Идеологическойосновой концепции национальной экономической политики должна быть задачасоздания правовых основ в экономическом пространстве республики. Необходимо создатьоптимальные условия хозяйствования для всех участников экономики. К тому жеэкономические отношения имеют «привычку» быстро меняться, что заставляетзаконодателей приспосабливаться к этим изменениям. Законодательство должно бытьтаким же непрерывным процессом, как и сама экономическая жизнь. Но здесьвозникает дилемма: для участников экономической жизни нужны стабильные законы,без чего не может быть сколько-нибудь объективного плана хозяйственных решений,хотя бы на период инвестиций в какое-нибудь дело; в то же время быстроеизменение экономической конъюнктуры требует оперативного вмешательства.
Переходот плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличениемдифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходитна фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряютпроблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массынаселения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономическихпротиворечий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государствовынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.
Основнымиканалами перераспределения доходов населения является прогрессивноеналогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главнаяроль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том,что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительноеповышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высокихдоходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям,поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитиинациональной экономики.
Трансфертныеплатежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагаетсяпредоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономическойуслуги.
Политикаперераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко – инизкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожаетподавлением деловой активности.
Рыночныемеханизмы не обеспечивают рационального распределения ресурсов в тех случаях,когда речь идет о производстве или о создании общественных благ. В этихусловиях государство берет на себя функцию корректировки распределенияресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономикеосуществляется традиционными методами. К их числу относятся установлениеадминистративных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнениюокружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансированиепроизводства общественных благ или непосредственное управление ихпроизводством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях.
Длястран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологическиепроблемы, перешедшие по наследству от административно – командной системы. Дляих решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы,значительно повысить налоги на производителей, использующих экологическиопасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологическине готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтомупопытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жесткихнормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращениеобъемов производства, что усилит экономический спад, характерный для началапереходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточенияполитики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за нескольколет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеровналогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться кгрядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопаснойтехнологии, а не резким сокращением производства.
Регулированиепроцесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ впереходной экономике осложняется из –за высокой инфляции. От высокой инфляциибольше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, ккоторым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинаетсяпереток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферыдеятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствоватьэтому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развитияобщества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов напереходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работниковбюджетной сферы от инфляции.
Государствостарается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать взлеты и паденияделовой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживатьхозяйственный рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособийпо безработице, расширяет возможности получения предпринимателями кредита,уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаютсявыплаты по безработице, уменьшается объем государственного кредита, повышаетсянорма процента.
Следовательно,государственное регулирование экономики обусловлено рядом специфическихфункций. Государство и рынок взаимодополняют друг друга, взаимодействуют врешении социально — экономических задач. Это обстоятельство не исключает междуними противоречий. Но вполне очевидно, что без их сотрудничества современныеэкономические системы не смогут нормально функционировать. Взаимодействиегосударственных механизмов и рыночных аспектов распространяется на все фундаментальныевопросы экономики. 
1.3.Методы и инструменты государственного регулирования экономики
 
Системагосударственного регулирования рыночной экономики базируется на использованииэкономических методов.
Экономическиеи косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободыпредпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижениеучетной ставки процента являются типичными методами экономическогорегулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционнойактивности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производстване потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборепроизводственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов иучетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными,чем прежде.
 Для тогочтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительноеадминистративное решение соответствующих государственных органов, напримеррешение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот припродаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любыеэкономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же времялюбой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъектывыполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенноевоздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например,административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, ночерез цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этомсмысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут всебе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов.Рассматриваемый выше критерий позволяет без особых проблем отличать на практикеэкономические методы.
Экономическиеметоды регулирования, в целом, адекватны природе рынка. Они непосредственновоздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей ипотребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежейизменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, всвою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителейувеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, такимобразом, через рынок посредством рыночных механизмов.
Разрушениесистемы административно – командных методов управления, блокирующих рыночныемеханизмы, — необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтажсистемы административных регуляторов знаменует собой начало реальныхпреобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полногоотказа от использования административных методов в переходной экономике.
Длятого чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допуститькатастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первыхэтапах реформ может, например, сохранять административный контроль надпроизводством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основупроизводственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований,стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методамирегулирования государство полностью сокращает сферу использованияадминистративных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от ихприменения.
Дажена завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночнойэкономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение.Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики.Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортиментпродукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий,устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилениюмонополизации рынка. Административное регулирование активно используется сцелью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленныестандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запретына использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вреднойдля здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства иотносятся к административным методам регулирования. Нередко используются методырегулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т.д.
Важнейшейзадачей государства на переходном этапе является создание целостной системыэкономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющиепереход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной иналоговой системы.
Создаетсятрадиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система,в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативовосуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков.Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов идругие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции сценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активнуюкредитно – денежную политику.
 Следовательно, рыночные условия передгосударством задают трудную задачу: с одной стороны, оно с помощьюэкономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночнойсистемы, с другой стороны, — не разрушить эту систему излишним воздействием.
 Таким образом, государство — специфический орган, который возник и существует для решения определенныхзадач. Особое место занимают задачи экономического характера. В рамкахэкономической теории теоретики либерального направления государству отводятнезначительное место. Но при этом оставляют без внимания тот факт, что именногосударство наделено возможностью и способностью принятия специальных мер длярешения специфических задач. Среди них первостепенное значение имеет проведениесобственной стратегической внешней и внутренней экономической политики.Государство, точнее целенаправленная государственная политика в областиэкономики, особенно важно в условиях развития нашей страны, где оно преобладаетво всех сферах жизни.

II.АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1.Основные черты и проблемы перехода к рынку в РеспубликеКазахстан
Вновейшей истории Казахстана 1990 год является отправной точкой. Именно в этотпериод была разработана Программа стабилизации экономики и перехода к рынку. Впоследующем практически каждый год появлялись правительственные программы подразными названиями, но все они преследовали одну и ту же цель: формированиеоснов рыночной экономики. В данном случае не имеет значения, что из-заневиданного в истории экономического кризиса эти документы приняли ещё и ярковыраженный антикризисный характер. Главное в том, что казахстанскоеправительство не отступило от первоначального замысла – перехода к рыночнойэкономике.
Вцелом, реформирование отечественной экономики и её перспективы сложнопредставить без целенаправленной экономической политики государства, где быбыло найдено оптимальное «распределение функций» между свободными силами рынкаи государственным регулированием хозяйственной жизни. Такой подход особенноважен в условиях Казахстана, где историческая память населения тесно связана спреобладающей ролью государства во всех сферах жизни, в том числе и в экономической на определеннойтерритории
 В рамкахнастоящей работы интерес вызывают основные черты, а также проблемы, возникшиепри переходе к рыночным отношениям.
 Экономическая реформа 1992 г. вКазахстане предполагала следующее:
 1). Тотальное огосударствлениеэкономической сферы;
 2). Сверхмонополизация идеформированность структуры экономики с крайне высокой степенью милитаризации;
 3). Подавление инфляции;
 4). Скрытая безработица;
 5). Тотальный дефицит товаров иуслуг, их повсеместное рационирование;
 6). Отсутствие экономических мотивовс трудовой деятельности.
 В переходный период должны былирешены наиболее главные проблемы. Это приватизация, макроэкономическаястабилизация, поощрение предпринимательства, либерализация внешнеэкономическихсвязей. Обязательно решение ключевых проблем социальной политики, которая вцелом направлена на защиту лиц с низкими доходами./> Зарегистрированные Действующие всего из них активные единиц в % к итогу единиц в % к итогу единиц в % к итогу Республика Казахстан 138379 100,0 97471 100,0 49380 100,0 Акмола 4525 3,3 3265 3,3 2447 5,0 Актобе 5200 3,8 4084 4,2 1667 3,4 Алматы 5992 4,3 4349 4,5 3240 6,6 Атырыу 3539 2,6 3097 3,2 1362 2,8 Восточный Казахстан 9184 6,6 6566 6,7 4062 8,2 Жамбыл 4095 3,0 2852 2,9 1147 2,3 Западный Казахстан 2945 2,1 2501 2,6 1339 2,7 Караганда 8935 6,5 6489 6,7 2937 6,0 Кустанай 5441 3,9 4208 4,3 2229 4,5 Кызылорда 2658 1,9 2231 2,3 1353 2,7 Мангыстау 3761 2,7 3062 3,1 1351 2,7 Павлодар 6745 4,9 5152 5,3 2774 5,6 Северный Казахстан 3199 2,3 2620 2,7 1247 2,5 Южный Казахстан 12615 9,1 8393 8,6 3677 7,4 Астана 11046 8,0 9016 9,2 4078 8,3 Алматы 48499 35,0 29596 30,4 14476 29,3
Известно,что рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему рынков: товаров,труда, капитала и др. В связи с этим обстоятельством, важнейшими целями впереходный период были обозначены:
 1). Развитие рынка товаров и услуг.При этом речь идёт как о товарах производственного так и непроизводственногоназначения. Подлинный рынок товаров не просто место продажи и купли, — этосвободное ценообразование, когда подавляющая масса продукции производится вчастном секторе.
 2). Формирование финансового рынка.Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынкатрудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий оего важной роли в жизни общества. Финансовый рынок это вершина рыночнойструктуры. Переходный период необходим, чтобы создать и апробировать такойрынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономиканемыслима.
 По большому счету, модельэкономических отношений, в основе которой лежит взаимодействие рынка товаров иуслуг, ценных бумаг, труда, была создана.
 Вместе с тем, переход к рынкуобозначил и ряд важных проблем. Среди них особняком стоит проблема приведения всоответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизмагосударственного регулирования.
 Наиболее полное включениеотечественной экономики в мировое хозяйство предполагает приоритетное развитиетех секторов экономики, которые по своей значимости в наибольшей мерераскрывают внутренние потенции национальной экономики как самостоятельной частимирового хозяйства.
 Для достижения этой цели важнообеспечить продуктивное использование уже имеющегося потенциала. Необходимотакже уточнить приоритеты в направлении предотвращения индустриальногоотставания от промышленно развитых стран мира. Сегодня актуально ускоритьструктурное преобразование экономического хозяйства страны, так как формула«вывоз сырья — ввоз готовой продукции» крайне невыгодна в точкизрения внешнеторговых отношений.
 Необходимо учитывать и то, чтоадаптация к мировому хозяйству предстоит в условиях глубоких преобразований вовсей мировой системе. Современный научно — технический процесс обусловилуменьшение доли не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности всуммарном мировом ВНП. То есть, доля наукоемких секторов экономики и инфраструктурысущественно повышается, что естественно изменит ситуацию в системемеждународного разделения труда.
 Антимонопольная политика такжевыступает действенным механизмом по созданию конкурентного хозяйства,конкурентного производства. В формирования открытой экономики отечественные«монополии» по отношению к внешнему рынку нуждаются в проведении поотношению к ним политики протекционизма. Разработка программы по восстановлениюжизнедеятельности крупных производств во взаимодействии с формированием секторамалых и средних предприятий могла стать реальным шагом на этом пути.
 Еще одним моментом в процессеадаптации к мировым внешнеэкономическим связям является правильный выбор стран- партнеров. Долгое время Казахстан выбор стран осуществлял на основевзаимодополняемости их национальных хозяйственных структур. Очевидно, что завремя, которое прошло после распада единого хозяйства СССР, многие связиразрушены окончательно. Поэтому в основе выбора нашим государствомстратегических направлений внешнеэкономических связей должен лежать принципобщих выгод.
 Наконец, решая проблему адаптациисвоего национального хозяйства к мировой экономике, Казахстан оказался вовлеченв орбиту такого процесса, как обострение конкуренции между тремя основнымицентрами мировой экономики — ЕЭС, Северо-Американский общий рынок и страны Азиатско-Тихоокеанскогорегиона. В силу своего географического положения республика в наибольшейстепени тяготеет к нескольким крупным национальным рынкам:центральноазиатскому, южноазиатскому, российскому и китайскому. Соответственно,фактор «промежуточного положения» может стать важным векторомразвития внешнеэкономических связей Казахстана на будущее.
 Следовательно, проблема приведения всоответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизмагосударственного регулирования действительно важна для нашей республики. Онаобусловлена углублением и расширением интеграционных процессов междусовременными мировыми странами, которые определяют логику коренногопреобразования всей системы внешнеэкономических отношений. Реализация такогоподхода предполагает создание собственной стратегической внешнеэкономическойполитики, непосредственным результатом которой видится экономический рост, атакже решение назревших социальных проблем.
2.2.Роль государства в экономике Республики Казахстан
Механизм функционирования государства играет огромную роль врегулировании рыночных отношений. Рассмотрение содержания механизмафункционирова­ния государства позволяет выявить различные аспекты процесса регулированиярыночных трансакций и нацио­нальной экономики.
Государство в качестве субъекта рыночной экономики пред­ставляетсобой совокупность взаимосвязи правового, экономи­ческого института и составныхчастей агрегированного субъекта. Государство нельзя рассматривать раздельно какправовой, эко­номический институт или агрегированный субъект, поскольку вреалии совокупность частей его структуры не может функциони­ровать без правовойсистемы их регулирования.
Рынок и государство взаимосвязаны. Государственныеучреждения, организации способствуют реализации рыночных отношений и участвуютв распределитель­ных, перераспределительных отношениях в качестве субъектагосударства.
Государство по содержанию тождественно в некоторой степе­никатегориям «рынок» и «фирма». Во-первых, содержание государствавыражает отношения между людьми, элементами в струк­туре иерархииинтегрированного, центрального субъекта националь­ной экономики. Во-вторых,государство должно быть нацелено на снижение как внутренних, так и внешних транзакционныхиздер­жек. Отношения между людьми,субъектами и объективная цель снижения транзакционных издержек являютсясоставными частя­ми в содержании рынка, фирмы, а также государства.
Содержание государства предопределено исходными и основ­нымиотношениями собственности. Поэтому содержание государ­ства выражает отношенияприсвоения и отчуждения, исключе­ния других, не относящихся к элементам даннойструктуры, отча­сти совокупного общественного продукта.
 Специфическими свой­ствами содержания государства являютсяотношения обмена дея­тельностью, направленной на снижение издержек трансакцийкак внутри системы, так и в функционировании во внешней среде, а такжевыполнение функций распределения и перераспределения совокупного общественногопродукта, регулирование развития национальной экономики и общества.
В противоположность трансакциям государства рыночныеотношения более демократичны, с широким выбором простора деятельностисубъектов. Далее, рыночные трансакции абсолютно развиваются по горизонтальнойнаправленности. Ре­зультатом их реализации становится распределение совокупногообщественного продукта на основе объективно действующих эко­номических законовв зависимости от общественно признанных затрат и полезности товаров, услуг. Вних отсутствуют отношения иерархичности, так как рыночные сделки подчиненыобъективным экономическим законам.
Попытки государства «оседлать» рынок всегдазаканчивались плачевно, возникало множество негативных процессов в соци­ально-экономическомплане, общественном производстве, вплоть до коренного преобразования самогогосударства, качественного изменения содержания данной системы, болееадаптированной к рыночным реалиям. Зависимость развития государства как сис­темыот объективно действующих законов рынка требует учета внешних факторов исвоевременного изменения и адаптации внеш­них трансакций с субъектами рынка. Вто же время современный рынок требует демократизации внутренней системыгосударства, снижения роли командного управления, приведения к оптимиза­циисоотношений администрирования на иерархической основе и демократическойактивности структуры.факторы Казахстан 1.  Природные ресурсы + 2.  Выгодность географического положения + 3.  Политическая стабильность + 4.  Политическая стабильность + 5.  Культурный фактор (менталитет) + 6.  Ориентация на импортозамещение +
7.  Ориентация на внешнюю торговлю и
   торгово-посредническую деятельность + 8.  Благоприятный инвестиционный климат +
9.  Льготные кредиты и субсидии для
   приоритетных отраслей - 10. Свободный ввоз и вывоз капитала -
11. Накопление финансов и золотовалютных
   запасов -
12. Стимулирование экспорта готовой
   продукции -
13. Стимулирование НИОКР и привлечение
   передовых технологий -
14. Концентрация капитала в крупных
   финансово-промышленых группах -
15. Развитие малого и среднего бизнеса,
   в том числе и по японскому опыту -
16. Развитие высоко технологичных
   отраслей производства -
17. Эффективное проведение
   приватизационных процессов -
Государство как субъект рыночной экономики должно зави­сетьот совокупности общественного продукта. Участвуя непо­средственно враспределении и перераспределении совокупного общественного продукта иопосредованно в воспроизводстве об­щественного производства, оно подчиняетсяобъективным эконо­мическим законам, в том числе закону стоимости.
На основе данного закона можно определить общественно не­обходимуювеличину затрат на государство, то есть стоимость содержания последнего. Дляэтого нужно обратиться к механизму действия закона стоимости, модернизированнойформе определе­ния общественно необходимых величин затрат отраслей илиопределить как среднюю величину затрат из совокупности отраслей общественногопроизводства и услуг, где индивидуальные зат­раты на государство будут входитьв общее слагаемое.
Следовательно, любое превышение общественно необходимыхзатрат в государстве будет относиться к увеличению транзакционных издержек врыночных отношениях, снижению эффектив­ности функционирования государства иущемлению возможнос­тей рынка. Данные параметры ограничения позволят по-новомуувидеть структуру государства, выявить необходимые элементы и излишества,которые являются грузом в данной системе. Тем са­мым через механизм действиязакона стоимости общество сможет контролировать расходы на государство итребовать от «слуг на­рода» соблюдения объективных норм.
В настоящее время в Казахстане, в дру­гих странах СНГчиновники во властных структурах, находясь вне контроля общества, всемиспособами и быстрыми темпами обога­щаются, нанося огромный ущерб национальнойэкономике, об­ществу. Это происходит, во-первых, из-за несбалансированностиреальных сил между исполнительными властными и представи­тельными общественнымиструктурами; во-вторых, из-за отсут­ствия правового механизма балансировкивзаимоотношений ис­полнительных и представительных органов.
  Для урегулирования ценообразования в масштабе внутренне­горынка, макроэкономики необходимо сбалансировать стоимост­ные и натуральныеединицы произведенной продукции энергодо­бывающих, производящих отраслей. Далееможно пойти на неко­торую компенсацию энергодобывающим и производящим фирмам,предприятиям за снижение цен собственных услуг и продукции для повышенияэффективности экономики в целом. В переходный период государство должновыявлять изменения условий форми­рования цен товаров, продукции базовыхотраслей экономики, которые непосредственно воздействуют на ценообразование ос­тальныхсубъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка,ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики. Внутренний рынокдолжен быть полностью открытым для поглощения высокоэффективных тех­нологий итехники из дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем нужно ставить жесткиепреграды устаревшим технологиям, низкопроизводительному оборудованию инизкокачественной продукции.
В развитии рыночной экономики существенную роль играетценообразование. Стихия рынка может сильно подхлестнуть цены, привести кинфляции и прочим нежелательным последствиям, поэтому государство обязаноконтролировать цены на продук­цию и услуги жизненно важных отраслей, особенно впериод ста­новления рыночной экономики.
Воздействие государственного регулирования на процесс це­нообразованиятопливно-энергетических фирм, предприятий в рамках необходимых оптимальных величинпозволит создать условия функционирования для других предприятий и организаций,а также активизировать население в построении нового общества и рыночнойэкономики. Цены на энергоносители существенно влияют не только напроизводственные организации, нo и весомовоздействуют на бюджет домохозяйств населения. Развитие внутреннего рынкаобусловливается прежде все­го количеством собственных производителей. Поэтомусоздание условий и участие государства в расширении масштабов деятельности иувеличении числа производителей, предпринимателей яв­ляется важным моментом встановлении рыночной экономики. На конец 2001г. в Казахстане функционировало763 рынка на 134 тыс. торговых мест, оборот составил 534,8 млрд. тенге, этопревысило — оборот в 1995г. в 15 раз.
 Казахстанстрадает от недопроизводства, поэтому активное участие государства в поднятииэкономики и ее регулировании, финансировании активизирует большие массынаселения: умень­шится количество безработных; увеличится спрос на товары ши­рокогопотребления, расширятся рамки и объем рынка. Увеличе­ние дохода населения испроса послужит стимулом к развитию промышленности и сельского хозяйства. Кромеэкономически обоснованных программ развития национальной экономики не­обходимыфинансовые и правовые механизмы реализации.
 Подвоздействием экономических законов развиваются рыноч­ные отношения междугосударством и фирмами. Государство в экономическом плане выступает в качествеоргана регулирова­ния, пропорционального распределения и перераспределения со­вокупногообщественного продукта между субъектами в зависи­мости от признанных затраттруда последних через рынок.
Данный момент характеристики одной из сторон многогран­ныхфункций государства отмечается для выяснения некоторых специфических отношенийгосударства с фирмами общественно­го производства, товарного обращения поповоду платежей в го­сударственный бюджет, которые должны определяться с учетомтребований объективной необходимости, что означает учет степени развитияобщественного производства на определенном эта­пе, а также требованийобъективно действующих экономических законов. Так, например, при экстенсивномразвитии обществен­ного производства величина платежей предприятий и организа­цийв государственный бюджет должна быть предельно высокой с базовых отраслейпроизводства, тогда как в условиях интенсивно­го роста — в определенной степенинизкой. Это положение выра­жает требования объективной необходимости вобеспечении мак­симального развития общественного производства в зависимости отразличных условий труда. При экстенсивном росте обществен­ного производствавозникает необходимость концентрации денеж­ных средств в государственномбюджете для усиления экономи­ческого положения страны в данных условиях;интенсивное раз­витие требует увеличения денежных ресурсов предприятий дляобеспечения высоких темпов их воспроизводства. В зависимости от соотношенияэкстенсивного и интенсивного характера разви­тия общественного производства, вконечном счете, нужно опре­делять размеры платежей производственными, торговымии дру­гими фирмами в государственный бюджет. Величину платежей предприятий иорганизаций необходимо планировать в основном в пределах от 10 до 50% от суммыдохода.
Государство должно быстро реагировать на постоянно изме­няющиесяусловия развития рыночной экономики и общества, решать проблемы гармонизациипротиворечий в рыночных трансакциях, экономике и общественной жизни длядостижения позитивных результатов. Это достигается за счет сбора платежей ссубъектов рыночных трансакций и снятия негативных тенден­ций в макроэкономике.Данные сборы проявляются в различных формах, посредством которых происходитперераспределение со­вокупного общественного продукта.
Недра и богатства земли, окружающая природа принадлежатобществу. Для воспроизводства условий существования и разви­тия обществагосударство взимает от производителей платежи в бюджет для дальнейшегосправедливого перераспределения сово­купного общественного продукта.Справедливое перераспределе­ние является необходимым моментом в содержаниимеханизма государственного регулирования рыночных трансакций и нацио­нальнойэкономики.
Ценообразование в сельском хозяйстве имеет свою специфи­ку.Оно складывается, в первую очередь, из реальных издержек производства исуществующих в данной ситуации рыночных цен на сельхозпродукцию в соседнихстранах. Однако сельхозпроиз­водители часто оказываются в таких условиях, чтоприходится им продавать свою продукцию по цене ниже величины издержек про­изводства.Это обуславливается, во-первых, суровыми природно-климатическими условиями,во-вторых, низким уровнем техно­логии и техники, в-третьих, несоответствующейформой органи­зации труда, следовательно, формой собственности; в-четвертых,стихией рыночного ценообразования, в-пятых, безответствен­ностью государстваперед производителями, субъектами рыноч­ной экономики.
Для поддержки и развития сельского хозяйство государствообязано скупать продукцию сельхозпроизводителей по цене выше величины издержекпроизводства, воздействовать на ценообразующие компоненты, факторы.
Государство должно пытаться изменить условия формирова­нияцен на продукцию базовых отраслей, которые непосредствен­но воздействуют наценообразование остальных субъектов ры­ночной экономики. Оно обязано влиять наразвитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировойэкономики.
В период становления рыночной экономики для развития ма­логои среднего бизнеса имеет смысл кредитовать предпринимате­лей-производителей изгосударственных ресурсов по международ­ным ставкам в пределах от 7 до 12%годовых, в случае необходи­мости обязывать частные банки 40—60% кредитовпредоставлять по льготным ставкам под полную или частичную гарантию госу­дарства.
Развитие обществами рыночной экономики невозможно безкультуры, образования, здравоохранения, научно-технического прогресса.Стимулирование прогресса в культуре, образовании, здравоохранении окупитсямногократно. Оно может проявиться в льготных кредитованиях, небольших платежахв государственный бюджет.
Необходимо на практике в ценообразовании исходить из сред­нейзаработной платы наемных работников, которые представля­ют основную массупокупателей продовольственной продукции, товаров длительного потребления, услугкоммунальных служб и других.
Все затраты макроэкономики преломляются через заработнуюплату, доходы семьи, бла­госостояние населения. Поэтому соответствиепредложения про­изводственных товаров на макроуровне величинам заработной платыи доходов населения, позволяющих удовлетворять разви­вающиеся потребности,является фактором балансировки спроса и предложения, воздействующим наценообразование.
Государственный бюджет пополняется также и за счет отчис­ленийот заработной платы. Данное отчисление должно стимули­ровать производство,работу фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из практикицивилизованных стран можно изымать налоги из зара­ботной платы после вычетасуммы за коммунальные услуги, за­трат на питание и одежду по нормативу,содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов намедицин­ское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. Если истексрок годности строения или дома, квартиры, то также пре­кращается оплата налогана данную собственность.
В формировании научной системы налогообложения нужно исходитьиз определения органически взаимосвязанных частей предмета налогообложения, исистему методов налогообложения направить на повышение эффективности издержексубъектов и достижение высоких результатов в рамках как микро-, так и мак­роуровней.
Позитивное развитие рыночной экономики обусловленооптимальным соотношением рынка и государства. Если рыноч­ные отношенияактивизируют предпринимательство на создание избытка тех или иных товаров, тогосударственное регулирование должно воздействовать на развитие производства впределах мак­симально полезного объема не только для данного предприятия, но иотрасли в целом и для макроэкономики общества. Однако государственноерегулирование не должно вытеснять рыночный механизм. На данном этапе развитиярынок и государство пред­ставляются как две противоположные части единого,целостного процесса. Гармоничное взаимодействие государства и рынка сни­маетнегативные последствия развития экономики и общества.
Таким образом, в развитии рыночных отношений государство какведущий субъект национальной экономики должно функцио­нировать в направленииорганичного взаимодействия с рынком, обуславливая оптимальность параметроввзаимосвязи между субъектами в общественном воспроизводстве. Для чего механизмфункционирования и структура государства должны соответство­вать требованиямдемократии в социально-ориентированной рыночной экономике. В таком государстве«правила игры» вытекают из объективно действующих экономическихзаконов, способству­ющих прогрессу общества.

III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: МОДЕЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
3.1.Модель германского экономического развития
Предпосылкиразвития в Германии социальной рыночной экономики начинаются в первоедесятилетие после окончания второй мировой войны. Бурное развитие и возрождениеГерманской экономики принято называть «экономическим чудом».
Послевойны Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, безфункционирующей транспортной системы, с морально подавленным населением.Политика союзников, под властью которых первое время находилась Германия, в началеопределялась в основном соображениями мести за лишения войны, что лишило немцевполитико-экономической самостоятельности. В соответствии с этим был произведендемонтаж промышленных установок, некоторые виды производства были запрещены.
 Вобщей сложности потери германского народного хозяйства в 50% от довоенногоуровня. Оставшаяся часть реального капитала была в основном устаревшей,изношенной.
Вусловиях экономического хаоса, разрушения промышленности и товарного голода, атак же руководствуясь своими послевоенными целями, достижение которыхпредполагало наличие экономического контроля, союзники решили сохранитьэлементы административной экономики, которые остались до 1948 года. Это былораспределение по карточкам важнейших продуктов питания и других предметовпотребления, нормирование и распределения всех основных материалов и сырья,положение о замораживании цен и заработной платы, государственный контроль заимпортом и экспортом, фиксация цен на предметы внешней торговли и контроль завалютой, предписания относительно производства и обязательная сдача продуктов,подлежащих нормированию.
Отвоенного времени осталась инфляция как результат непомерных военных расходов,процветал черный рынок.
Первойпредпосылкой к возникновению социального рыночного хозяйства явилось заключениесоглашения о восстановлении государственности заключенное в 1948 году западнымисоюзниками, которое содержало основные направления создания ФедеративнойРеспублики. Новая политика западных союзников означала передачу общеполитическихи экономико-политических прав на самоопределение немецким инстанциям, вособенности экономической администрации «Объединенной экономической области».
Следующимшагом на пути к рыночному хозяйству явилась валютная реформа. В результате ееуже к 1953 году практически исчез «черный рынок», появились товары, вовсювосстанавливалась транспортная система, закипели строительные работы. Подъемначался стремительными темпами и огромным размахом практически во всех областяхэкономической жизни Германии. Валютная реформа дала огромный толчок экономике,можно сказать именно с нее начался решающий подъем во всем хозяйстве Германии.Валютная реформа сделала возможным следующий шаг на пути к рыночной экономике –отмену административной экономики. Государство сняло с себя функциинепосредственного контроля за экономикой, оставив их только в некоторыхобластях.
Дальшебыла дана свобода внешней торговле и конкуренции, что было необходимо длясвободного ценообразования и формирования платежеспособного спроса. Был установленэффективный контроль за монополиями и их ценообразованием, чтобывоспрепятствовать злоупотреблению экономическим могуществом.
Всеэто создало важную законодательную базу для построения в ФРГ социальнойрыночной экономики, но нельзя забывать и о предпосылках политических, а именноо политике неолибералов, на которой основывалось социальное рыночно хозяйство,основной задачей которых было осознанное формирование, основанного на свободе,однако одновременно социально ориентированного общественного, экономического исоциального порядка, обеспечиваемого сильным государством. Считалось чтогосударство, за которым хоть и признается задача контроля над монополиями, всеже должно обеспечивать свободу скорее за счет политического регулирования вобласти экономического порядка, формирование порядка в экономике и обществепредставляет собой законотворческую задачу, перед государством стоит цельпостоянно работать над тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался.
Наоснове этих идей была разработана концепция социального рыночного хозяйства,основными авторами которой являются профессора Альфред Мюллер-Армак, АлександрРюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. А заслуга воплощения данной концепциив Германии принадлежит Людвигу Эрхарду, но и нельзя умалять важность работыпроделанной парламентом, федеральным правительством, Немецким федеральнымбанком, населением, стремившимся к воссозданию страны.
Загоды развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь отвосстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономикисовременной объединенной Германии. Ее современное состояние можноохарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка:действующие в наше время правовые основы, главные экономико- исоциально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для ихдостижения.
Правовуюоснову экономического и социального порядка Германии дополняют следующие акты,среди которых — закон против ограничения конкуренции, закон о Немецкомфедеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, законо внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственныезаконы о рыночном порядке.
Правона владение собственностью гарантируется в Германии Основным законом, согласнокоторому как частные лица, так и юридические лица имеют право приобретать ииспользовать собственность по своему усмотрению в соответствии сзаконодательством.
Наиболееважной особенностью политики, проводимой в Германии в области собственности,является противодействие необоснованной концентрации ее в руках государства,фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников.
Такимобразом, денежный порядок имеет и социальное значение: кредиторы, заемщики ивладельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от измененияденежной стоимости.
Всеэто указывает на то, что создание и регулирование покупательной способностимогут быть доверены лишь учреждению, которое не может извлечь для себя выгодыиз денежной и кредитной политики, и не может понести от нее убытков, т.е. этоучреждение не должно зависеть от правительства, но и не должно относиться ксфере частного банковского или кредитного дела. Поэтому самое важное учреждениедля денежного порядка Германии – это Немецкий федеральный банк, а самый важныйдля денежного обращения закон – это закон о Немецком федеральном банке.
Финансовоезаконодательство страны регулирует получение финансовых средств, распоряжениеими и распределение их между носителями государственной власти. В Германии этуфункцию выполняет Основной закон. Он определяет разделение полномочий и задачмежду федерацией и землями и предусмотренное общинным законодательством земельразделение полномочий и задач между землями, районами и общинами, разделениесредств, необходимых для решения государственных задач. Можно привестинекоторые положения, относительно этой области:
1   Федерация и землипо отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их задач;
2   Если землидействуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой деятельностьюнесет федерация;
3   Федеральныезаконы, предусматривающие денежные затраты, и устанавливающие, что частьрасходов приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;
4   Дляпредотвращения нарушения общехозяйственного равновесия, стимулированияэкономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развитияфедерация может предоставлять землям финансовую помощь;
5   Федерацияпользуется исключительным правом издания законов, регулирующие таможенныепошлины и финансовые монополии;
6   Земли имеют правоиздания местных законов, предусматривающих взимание местных налогов;
7   Федерация и землисовместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из поступленийот подоходного налога и корпорационного налога федерация и земли получаютполовину.
Такоераспределение средств в силу различной ситуации в землях приводит квозникновению более или менее значительных различий в области доходов. ПоэтомуОсновной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным закономфинансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовомотношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовыепотребности земель.
Конкуренциявоспринимается не только как экономический термин. На самом деле конкуренцияприсутствует во всех областях жизни человека. Без нее, понимаемой какстремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и той же цели и,по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при абсолютнодостаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных, культурныхи физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти других,помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и всегда,изменяется лишь ее форма и величина.
ВГермании закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году подназванием «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название этогозакона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренцииэкономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструментуправления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существуетпорядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижениевнутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей.Можно определить основные из этих целей.
1.Обеспечение экономического роста.
2.Содействие техническому прогрессу.
3.Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.
4.Обеспечение экономической и социальной стабильности.
5.Достижение и обеспечение социальной справедливости.
Вусловиях такой общественной системы вероятность реализации справедливогопорядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности,производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где определениенаилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.
Там,где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь однойи той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такаяситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимойпредставляется попытка недобросовестными способами, противоречащимикоммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели,чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересовразных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессеконкуренции.
1.Закон о недобросовестной конкуренции.
2.Закон о правовом регулировании Общих условий заключения сделок.
3.Закон о скидках.
4.Положение о премиях, прилагаемых к покупкам.
5.Закон о товарных знаках.
6.Закон о патентах.
ВГермании определены следующие принципу, которым должна отвечать конкуренция:
1   Добросовестность;
2   Акцент наконкуренцию в области цен и качества;
3   Четко выраженныедостоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в отношенииотличий конкретного предложения от предложений других фирм;
4   Дифференциацияпродукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;
5   Сдерживаниеконкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентамиюридически признанных монополий.
Однойиз самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условияхсоциальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, какфактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы впроцессе осуществления экономической деятельности соблюдались исовершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сферетруда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье,человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номысоциальной защиты разделены на направления:
1.  Нормированиезащиты работающих по найму.
2.  Нормирование вотношении устава предприятия или фирмы.
3.  Нормирование вобласти рынка труда.
4.  Системасоциального страхования.
5.  Социальнаяпомощь.
6.  Социальнаяполитика жилищного строительства и жилищный рынок.
7.  Помощь семьям.
8.  Помощь вполучении образования.
9.  Трудовые исоциальны суды.
         Всеэти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служатпринципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшаясоциальную защищенность населения.
3.2.Модель экономического развития новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанскогорегиона
Стремительное развитие новыхиндустриальных стран (НИС) Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Гон­конга,Сингапура, Тайваня и Южной Кореи, приковывает внимание специалистовв области мировой эко­номики. Сегодня эти страны с высоки­митемпами роста экономики рассматриваются как следующие по кон­курентоспособностипосле стран «большой семерки».
Объёмвнешней торговли НИС характеризуется высокими темпами. Экспорт этих стран выросне только за счет трудоемких отраслей, но и за счет капиталоёмкой и наукоёмкойпродукции. Доля НИС в мировом экспорте последние 30 лет увеличилась более чемвдвое – с 2,5 % до 6,4 %. Торговый дефицит США с новыми индустриальнымистранами Азии больше, чем со всеми странами Европейского союза; в пересчете наединицу ВНП НИС экспортируют в США товаров и услуг в 3 раза больше, чем страныЕС. На эти страны приходится более половины торгового дефицита США. “Новые”страны АТР представляют наиболее значительную угрозу американским компаниям наперспективу. Соответственно, ведущие страны Запада заинтересованны в ослабленииазиатских конкурентов через кредиты МВФ. Отношение экспорта и внутреннеговалового продукта составляет в Южной Корее 31,6, Сингапуре – 226,0, Гонконге –135,0, Тайване – 47,7.
Общий товарный экспорт развивающихся стран
в том числе: 1970г. 1980г. 2003г. 100 100 100 НИС 9.9 13.0 37.5 Китай 2.9 3.1 9.4
из них:
А. Экспорт промышленных изделий
в т. ч. 100 100 100 НИС 35.5 51.8 56.7 Китай 10.8 7.5 12.4 Б. Экспорт машин и оборудование в т. ч 100 100 100 НИС 37.7 57.0 65.1 Китай 1.1 1.7 6.4
         В странах АТР показатели дохода надушу населения, темпов роста, производительности труда, заработной платы и долифонда накопления в ВНП показывают картину постоянного роста в условиях низкойзаработной платы и одновременно высокой производительности труда, что ведет кросту конкурентоспособности. НИС используют самую современную, передовуютехнологию, их структура затрат похожа на американскую, и в тоже время ониимеют квалифицированную дешевую рабочую силу. Общим для всех четырех странявляется ориентация на экономический рост, готовность много трудиться,предпринимательство, дисциплинированную и достаточно квалифицированную рабочуюсилу, высокий уровень образования. Усиливающая роль НИС в мировой торговле ипередовом промышленном производстве приводит к усилению кооперации и интеграциивнутри данной группы.
         Дляинтеграции внутри АТР характерны некоторые тенденции.
         1.Процессы интеграции в области внешней торговли проходят значительно быстрее,чем в области международного переплетения долгосрочных вложенийфункционирующего капитала;
         2.Усиливающаяся активность японских инвестиций создает эффект мультипликатора исопровождается возникновением новейших технологических отраслей в странахрегиона, что вызывает рост внешнеторговых потоков;
Ведущиминвестором в регионе является Япония, с которой страны АТР связаны больше, чемдруг с другом;
         3.Либерализация миграции капитала, как встречной торговли, не продвинуласьнастолько, чтобы в развивающихся странах региона возникли взаимныеинтеграционные комплексы (лишь Япония, отчасти Китай и Сингапур способны игратьведущую роль в интеграционных процессах). Ограниченные возможности АСЕАН служатдостаточным свидетельством этого;
         4.Интеграция в АТР находится пока на начальной стадии. Здесь лишь начинаютвозникать интегрированные комплексы, охватывающие промышленно развитые инекоторые развивающиеся страны региона и, прежде всего НИС. Вместе с темускоренное развитие взаимной торговли, инвестиций и производства при условиимежгосударственного регулирования этих процессов может привести к реальномусозданию зоны свободной торговли и дать толчок к формированию болееинтегрированных комплексов.
         Ведущимзвеном в азиатской интеграции является Япония, экономическую модель которойкопировали все новые индустриальные страны АТР, в особенности японский опыт50-60-х гг., когда страна активно проводила политику экспортной ориентации. Всередине 70-х гг. японская модель стала изменяться в сторону увеличения объемоввывозимого капитала и межгосударственной производительной кооперации вазиатско-тихоокеанском регионе.
Резкоеповышение курса иены в конце 80-х гг., вызванное активным сальдо платежногобаланса, создало необходимые предпосылки для превращения Японии в крупнейшего вмире инвестора, обеспечивающего условия интернационализации и регионализациииены. Горизонтальное разделение труда особенно стремительно идет между Япониейи ее соседями – НИС и странами АСЕАН. Это сопровождается значительнымиизменениями в структуре промышленности: сворачиванием или выводом в другиегосударства нерентабельных предприятий, сосредоточением в страневысокотехнологичных производств.
         ЛидерствоЯпонии в регионе, связанное с масштабным вывозом капитала, существенно изменяетэкономические модели новых индустриальных стран, которые, имея общую с Япониейкартину экономических реформ и хозяйственного устройства, начинают образовыватьазиатско-тихоокеанский рынок, схожий по своим параметрам и потенциалу с рынкомЕвропейского союза.
Рассматриваяосновные предпосылки успешного развитие экономических моделей Японии, новыхиндустриальных стран в целом, можно назвать одним из первых факторов ихвыгодное географическое положение, создавшее объективное преимущество дляразвития внешней торговли и транспортных сетей. Одним из важнейших факторовразвития экономических моделей Японии и НИС явилась дешевая квалифицированнаярабочая сила. В настоящее время этот фактор полностью исчерпал себя, посколькусредняя заработная плата в данных странах соизмерима с аналогичным показателемв развитых странах мира. В свою очередь, это привело к структурным изменениям вЯпонии и НИС, а именно к вывозу капитала, размещению трудоемких отраслейпроизводства в бедных странах АСЕАН, созданию приоритетов развития наукоемкой ивысокотехнологичной промышленности в собственных странах.
     Следующийблок факторов связан с созданием условий для благоприятного инвестиционногоклимата в Японии и новых индустриальных странах. К этим условиям относятся:льготное налогообложение, свободный ввоз и вывоз капитала, накоплениезолотовалютных запасов, льготное кредитование и субсидирование, созданиеспециальных экономических зон торговли и промышленного производства, льготноетаможенное обложение, развитие производственной и социальной инфраструктуры,финансовая стабилизация и укрепление местных валют, государственная поддержкаэкспортно ориентированных отраслей. Все это сделало возможным привлечениекрупных заемных средств и льготной иностранной помощи для структурноймодернизации экономики и проведения ее широкомасштабной индустриализации.
Все экономические модели были основаны на пос­ледовательномпроведении государством политики по­этапного перехода от аграрной структурыэкономики к высокотехнологичному промышленному производству. Начальные этапыреформирования экономик основы­вались на структурных преобразованиях в областиаг­рарного сектора, которые привели к созданию слоя фермерс­ких хозяйств/слоясельскохозяйствен­ных арендаторов (Китае). Высвободившаяся в результате рефор­мированияаграрного сектора рабочая сила направля­лась на основные отрасли промышленностиначального периода: легкая, текстильная, пищевая и др. Развитиевысокорентабельных отраслей на первых этапах проведения реформ позволилосоздать необходимый фунда­мент для освоения высокотехнологичных, наукоем­кихпроизводств. Постепенно нарастал крен в сторону перехода от преобладаниятрудоемких отраслей про­мышленности к высокотехнологичным и наукоемким.Развитие промышленности отвечало поэтапным зада­чам реформирования экономики:переходу от первоначально выбранной модели импортозамещения продукции, после ееисчерпания к стратегии экс­портной ориентации промышленного производства.
Заметную роль играло государство в эффективном распределенииресурсов, главной целью которого было достижение гибкости рынка рабочей силы иповышение конкурентоспособности экономики. Жесткая ори­ентация на экспортпредполагала жесткую конкурен­цию, не допускала превышения внутренних цен напромышленные ресурсы уровня цен на мировых рын­ках. Правительства НИС активновмешивались в эко­номику с целью протекционизма отечественной про­мышленности.Импорт контролировался в целях защи­ты стратегически важных секторов экономикис выде­лением компенсационных дотаций экспортным отрас­лям промышленности,обеспечивалось льготное креди­тование предприятий-экспортеров.
Учитывая низкую эластичность спроса на сырье на ми­ровыхрынках, страны-экспортеры природного сырья решают задачу изысканиядополнительных экспортных ресурсов, за счет которых можно избежать ослаблениясобственных позиций в международной торговле и обес­печить эффективное участиев международном разде­лении труда.
         Внедрение в производство достижений научно-тех­ническогопрогресса в развитых странах мира, широ­кое освоение ими новыхвысокотехнологичных отрас­лей параллельно с внедрением новых технологий в тра­диционныеотрасли приводит к резкому и качествен­ному по своему характеру подъемупроизводительнос­ти труда. Но все это делает затруднительным дальней­шееэффективное использование развивающимися стра­нами такого собственногопреимущества, как дешевая рабочая сила. Тенденция сниже­ния удельного весазаработной платы на единицу про­мышленной продукции развитых стран мира позволя­етговорить о снижении конкурентоспособности про­дукции развивающихся стран,связанной с использова­нием фактора дешевизны рабочей силы. Обеспечивая резкоеувеличение производительности труда, новые технологии уменьшают значимостьданного фактора, и на это уменьшение также действует рост стоимости рабочейсилы в развивающихся странах. Следует отме­тить, что на мировых рынкахтенденция выпуска ка­чественных товаров в последнее время оттесняет на зад­нийплан стоимостные характеристики товара, что так­же принижает роль дешевойрабочей силы.
Важнейшие изменения последних лет в экономи­ке развитых странза счет привлечения новых техноло­гий ведут к уменьшению материало- иэнергоемкости на единицу продукции, росту удельного веса добавлен­ной стоимостив товарах, производимых по новым технологиям. Все это делает важнейшим дляоптимально­го и эффективного развития экономики обеспечение диверсификацииэкспорта в сторону производства го­товых изделий, машин и оборудования поновейшим технологиям с использованием собственных преиму­ществ и преимуществмеждународного разделения тру­да.
Основное направление развития экономики в раз­вивающихсястранах делается на оптимальное исполь­зование совокупности факторовпреимущества новей­ших высокопроизводительных технологий, имеющих­ся природныхбогатств и дешевизны местной рабочей силы. Доля готовых изделий в экспорте развивающих­сястран постоянно растет. Безусловно, лидерами в данном на­правлении являютсяновые индустриальные страны АТР и Китай.
В этой связи значимость экспансии новых индустриальных стран,обеспе­чивающих возрастание собственной доли на мировых рынках готовыхпромышленных изделий и особенно машин и оборудования, для национальных экономикогромна, поскольку на фоне мировых тенденций сни­жения материалоемкостипродукции и увеличения до­бавленной стоимости данная экспансия позволяет фор­сироватьтемпы развития экономики НИС.
Опыт реформ в новых индустриальных странах показывает, чторешающим фактором реформирования экономики выступало и выступаетгосударственное ре­гулирование макроэкономических процессов с исполь­зованием иадминистративных, и рыночных методов управления экономикой.
Таким образом, единая модель рыночной экономики длясовременных странах неприемлема. Отталкиваясь от классических принципов рынка,каждая страна выбирает для себя наиболее подходящие принципы и условия. Какрезультат — возникновение и функционирование специфических экономическихмоделей развития.

Заключение.
 Соотношениегосударство — рынок и экономическое развитие — достаточно сложная дилемма.
 Вустоявшихся представлениях деятельность рынка направлен на создание балансамежду спросом и предложением, тогда как государство отвечает за гармонизациювсего общественного развития, в том числе, развитие экономики. Однако нигосударство, ни рыночный механизм самостоятельно не могут решить проблемыэкономического развития. В этом случае возникают ситуации, когда фиаско терпити рынок, и государство. Иначе говоря, рынок и государство взаимосвязаны. Вместес тем, эта зависимость не всегда позитивна.
 Так,попытка государства «оседлать» рынок может обернуться рядомнегативных процессов в социально — экономическом плане, общественномпроизводстве. Не исключено коренное преобразование самого государства. В то жевремя современный рынок требует демократизации внутренней системы государства,снижения роли командного управления, приведения к оптимизации соотношенийадминистрирования на иерархической основе и демократической активностиструктуры.
 Весьмаполезной для всех субъектов экономики будет следующая модель отношений: еслирыночные отношения активизируют предпринимательство на создание избыткатоваров, услуг и т.д., то государственное регулирование должно воздействоватьна развитие производства в пределах максимально полезного объема не толькоданного предприятия, но и отрасли в целом. В то же время государственноерегулирование не должно вытеснять рыночный механизм. Следовательно, толькооптимальное соотношение взаимодействия рынка и государства могут обусловитьнормальное развитие рыночной экономики. В этой ситуации рынок и государствопредстают как две противоположные части единого, целостного процесса.
 Рассмотрениесодержания функционирования государственного механизма в современных странахпозволяет выявить различные стороны процесса регулирования рыночных отношений вэкономике.      
 Однимиз аспектов, раскрывающим содержание механизма функционирования государства,выступает определение цены государства как общественно необходимой величины.Проблема государственного регулирования переходной экономики также связана состимулированием всех субъектов в зависимости от их вклада в развитие экономикии общества. Научная основа ценообразования, налогообложения позволит впереходный период стабилизировать экономическое положение. Справедливоеперераспределение также является необходимым моментом в содержании механизмагосударственного регулирования рыночных отношений.
 Наконец,важной составляющей выступает проблема приведения в соответствие с требованиямипрогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования.Адаптация национальной экономики к мирохозяйственным процессам особо значимадля нашей страны. Необходимость в ней обусловлена не только углублением ирасширением интеграционных процессов между современными государствами.Непосредственным результатом новой стратегии, новых механизмов видитсяэкономический рост, решение назревших социальных проблем. В соответствии сположениями национальной Стратегии «Казахстан — 2030» обеспечениеэкономического роста является стратегическим приоритетом.

1. Нормативно — правовыеакты
 
1.1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаеванароду Казахстана от 01 марта. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-тинаиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывкавперед в своем развитии.
2. Специальная литература
  2.1. Айнабек К. С.Теория рыночно экономики: Учебное пособие. — Алматы: Жеты жаргы, 2004. — 376 с.
  2.2. Борисов Е.Ф.,Волков Ф.М. Основы экономической теории. – Москва: Высшая  школа, 1993. – 224с.
  2.3. Борисов Е.Ф.Экономическая теория. – Москва: Юрайт, 1999. – 384с.
  2.4. Елемесов Р.,Жатканбаев Е. Государство и рынок. – Алматы: Каржы-каражат, 1997. – 100с.
  2.5. Камаев В.Д.Учебник по основам экономической теории. М.: “Владос”, 1996г.
  2.6. Камаев В.Д.Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 1998г.
  2.7. Лившиц А.Я.,Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1995г.
  2.8. Реформированиеэкономики Казахстана: проблемы и их решение./ Под ред. М. Б. Кенжегузина.Алматы, 1997. Том 1.
  2.9. Фишер С., ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика. – Москва: Дело, 1999. – 864с.
2.10. Хан И. Г.Политология. Учебное пособие. Алматы, 2000. — 337с.
2.11. Чепурин М.Н.,Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,1995г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.