Содержание
1 Конкурентная политика на региональных рынках
1.1 Сущность конкуренции и конкурентность рынка
1.2 Типы рынков по степени монополизации
1.3 Концентрация производства в регионах и ее влияние на развитие рынков
1.4 Монополизм на региональных рынках
1.5 Расчет емкости рынка и доли на нем хозяйствующих субъектов
1.6 Показатели концентрации рыночнойвласти: индекс Герфиндаля-Гиршмана, коэффициент концентрации
1.7 Барьеры входа фирм на рынок
1.8 Демонополизация и развитие конкуренции
1.9 Региональная программа демонополизации и рыночная конкуренция
2 Региональный потребительский рынок продовольственныхтоваров
2.1 Общая характеристика рынка продовольственныхтоваров, условия и предпосылки его развития. Границы рынка (отраслевые итерриториальные)
2.2 Анализ тенденций развития и основные факторы, влияющие на развитие
2.3 Структуризация и сегментация рынка (по отраслям, товарам,собственности, потребителям, по уровню локализации)
2.4 Субъекты рынка, их характеристика и взаимодействие
2.5 Анализ рыночной конъюнктуры
2.6 Характер конкурентной среды и степень монополизации рынка
2.7 Инфраструктура рынка
2.8 Система показателей и информационная обеспеченность
2.9 Экономический механизм регулирования: ценовой, налоговый,кредитный
2.10 Внешние связи (межрегиональные имеждународные)
2.11 Прогноз развития рынка
3 Задача 4
Списокиспользуемой литературы
1 Конкурентная политика нарегиональных рынках
1.1 Сущность конкуренции иконкурентность рынка
Согласно Закону РФ № 948«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»конкуренция трактуется как состязательность хозяйствующих субъектов, когда ихсамостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из ниходносторонне воздействовать на общие условия обращения товаров насоответствующем товарном рынке.
Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамкахкоторых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказыватьвлияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньшеотдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию,тем более конкуретным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынкадостигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобноговлияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая изних в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее каквеличину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называетсясовершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентногорынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.[1]
1.2 Типы рынков по степенимонополизации
По степени монополизации различают рынокчистой монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынокчисто конкуренции.
Чистая монополия
Монополия – наиболее яркое проявлениенесовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынкасамо существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками.Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие употребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителямиза спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить егозапросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единыйпроизводитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужденпользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Монополистическая конкуренция
Теория монополистической конкуренцииразработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсон и американскогоученого Э. Чемберлина.
Монополистическая конкуренцияпредполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистоймонополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отраслидействует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход.
Олигополия
Для олигополии характерны три признака:
· в отрасли присутствуют две илинесколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;
· кривая спроса каждой фирмы имеетпадающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободнойконкуренции;
· в отрасли функционирует, по крайнеймере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакциюконкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическаяконкуренция.
Главное отличие совершенно конкурентногорынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если вконкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуацийспроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычночерез какие-то промежутки времени и на значительную величину.
Чистая конкуренция
Теория совершенно конкурентного рынка(чистой конкуренции) может без всяких изменений применяться для отдельныхреально действующих отраслей либо служить основой для выявлениязакономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотренииповедения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двухосновополагающих предположений:
1) объемы производства отдельной фирмыстоль незначительны в сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в такихпределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;
2) отрасль, где функционируетрассматриваемая нами фирма, является свободной для входа и выхода. Этоозначает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данноготовара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти изотрасли фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на этирешения.[2]
1.3 Концентрация производства врегионах и ее влияние на развитие рынков
Концентрация производства – этососредоточение производства на крупных предприятиях либо в рамках однойотрасли, либо в более широких границах, включающих производственные процессыразных отраслей.
В каждой отрасли или подотрасли,изготавливающей определенную продукцию, концентрация производства зависит отконструктивно-технологических особенностей продукции. Например, в чернойметаллургии, электроэнергетике и некоторых других отраслях концентрацияпроизводства, а следовательно и размеры предприятий, зависят от размеровмощности основных агрегатов, а также их количества, обеспечивающего комплексноеиспользование всех факторов производства и управления. В машиностроении,размеры производства определяются оптимальным сочетанием определенныхкомплексов машин и оборудования, форм организации в соответствии сособенностями технологии производства. Общий уровень концентрациимашиностроительного производства складывается под влиянием агрегатной(единичная мощность) и производственно-технической концентрации (значительноеколичество агрегатов на одном предприятии). Специализированные предприятиясредних и небольших размеров, оснащенные современной высокопроизводственнойтехникой, создают более высокую концентрацию производства данной конкретнойоднородной продукции по сравнению с уровнем концентрации ее на крупныхпредприятиях универсального типа. Под влиянием специализации размерыпредприятий по сравнению с универсальным могут даже уменьшаться, но размерыпроизводства данной однородной продукции будут во много раз увеличиваться.[3]
1.4 Монополизм на региональныхрынках
Укрепляет власть монополиста над рынком иполнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, онточно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживатьизменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которыесам же и устанавливает.
1.5 Расчет емкости рынка и доли нанем хозяйствующих субъектов
Емкость рынка представляет собойсовокупную стоимость товаров, которые может поглотить рынок при определенныхусловиях за какой-либо период времени.
Доля на рынке хозяйствующих субъектовопределяет часть совокупной произведенной регионом продукции, котораяприходится на данную отрасль и исчисляется в процентах.[4]
1.6 Показатели концентрации рыночнойвласти: индекс Герфиндаля-Гиршмана, коэффициент концентрации
К основным показателям рыночной властиотносят два коэффициента – индекс Герфиндаля-Гиршмана и коэффициентконцентрации.
ИндексГерфиндаля-Гиршмана – индекс рыночной концентрации товаров разных фирм,представленных на рынке; исчисляется как сумма квадратов долей рынка товаровкаждой из фирм. Наибольшее значение индекса достигается при монополизации рынка;носит название также индекса рыночной концентрации.[5]
Коэффициент концентрации – коэффициент,определяющий долю продаж на рынке определенной продукции, приходящейся на долючетырех или восьми основных компаний.[6]
1.7 Барьеры входа фирм на рынок
Барьер для входа в отрасль — этоограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынкемонопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для долгосрочногоподдержания монопольной власти. Среди основных типов барьеров для входа нарынки, можно указать на следующие:
1.Исключительные права, полученные от правительства.
2.На рынке существует относительнобольшое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но немикроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмойи ее соперниками.
3.Продавцы на рынке не считаются среакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товарыили когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
4.На рынке есть условия для свободноговхода и выхода.
1.8 Демонополизация и развитиеконкуренции
Основы демонополизации и развитияконкуренции прописаны в государственной программе демонополизации экономики иразвития конкуренции на рынках РФ.
Государственная программа демонополизацииэкономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации устанавливаетцели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции вобщей государственной политике экономических реформ, этапы и методыформирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия подемонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом ирегиональных уровнях, а также ограничения в этой области.
Целью государственной политикидемонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерацииявляется повышение эффективности общественного производства на основе рыночногорегулирования экономических процессов.
Основной задачей демонополизацииэкономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации являетсяснижение концентрации производства и создание необходимых условий для развитияконкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров(работ, услуг).[7]
1.9 Региональная программадемонополизации и рыночная конкуренция
В региональную Программу демонополизациивходят меры, повышающие эффективность контроля за естественными монополиями.Государственный контроль за тарифами и иными аспектами деятельности этихпредприятий — единственное средство против их монополистического давления напотребителей. С другой стороны, уровень доходов этих предприятий долженпозволять им развиваться, обеспечить «баланс интересов» между городом иестественными монополистами.
Программа включает меры улучшенияконкурентной среды на всех рынках, по которым осуществляется ее мониторинг.
В частности, это конкретные требования поулучшению процедур распределения государственного заказа с тем, чтобыобеспечить равные условия его получения для предпринимателей в таких сферах,как закупка строительных материалов и привлечение подрядчиков в осуществляемоеза счет города строительство, ремонт и эксплуатация жилого фонда, вывозотходов, закупка и отпуск лекарств для льготных категорий населения,привлечение страховых компаний к участию в городских программах страхования,снабжение городских организаций бензином.
Для предотвращения кризисных ситуаций нарынке автомобильного топлива предлагается комплекс мер по мониторингу оптовогорынка, созданию городского резервного фонда горючего.
Для развития конкуренции на рынкестроительных материалов и рынке продукции лесной и деревообрабатывающейотраслей предлагается реализовать межрегиональные программы развития этихрынков.
Для развития конкуренции на рынке мяснойпродукции предлагается осуществить меры поддержки малых предприятий,занимающихся ее производством.
Городу предлагается изменить методикуопределения арендной платы при сдаче в аренду нежилых помещений, улучшивусловия для развития малого бизнеса.
Программа содержит меры содействияразвитию конкуренции в сфере банковских услуг.
Предлагается также комплекс мер поулучшению информированности и взаимодействия государственных органов поконтролю за фондовым рынком, для того, чтобы эффективно применятьантимонопольное законодательство в случаях установления господства на рынкечерез скупку пакетов акций.[8]
2 Региональный потребительский рынокпродовольственных товаров
2.1 Общая характеристика рынкапродовольственных товаров, условия и предпосылки его развития
Под национальным продовольственным рынкомпонимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена,посредством которых осуществляется реализация продовольственных товаров натерритории России и окончательное признание общественного характеразаключенного в них труда. Продовольственный рынок охватывает все виды сделок ивсе формы реализации указанных видов товаров.
Продовольственный рынок состоит из двухтесно переплетающихся между собой рынков: рынка сельскохозяйственных продуктов,или аграрного рынка и рынка собственно продовольствия, получаемого в результатепереработки сельскохозяйственного сырья.
Аграрный рынок в последние годыхарактеризуется постоянным снижением предложения сельскохозяйственных товаров.Это снижение происходит по нескольким причинам. Главной причиной являетсярезкое падение платежеспособного спроса населения в результате сниженияреальных доходов в 3 — 4 раза с 1990 г. по 1997г. и примерно такого же сниженияк началу 1999года. Что в свою очередь связано со значительным опережением ростапотребительских цен над повышением номинальных денежных доходов. В связи с этимпокупательная способность доходов населения, и особенно заработной платы резкоупала.
В девяностые годы вплоть до 1997 г.происходит непрерывный спад сельскохозяйственного производства, причемснижается производство как животноводческой, так и растениеводческой продукции.Так, производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в1991 году к 1990 г. снизилось на 7%, в 1992 г. к предыдущему году на 12%, в1993 г. — на 5%, в 1994 г. — на 13%, в 1995 г. — на 11%, в 1996 г. — на 8%, в1997 г. — 0,0%, в 1998 г. — на 12,3%. При этом в наибольшей степени пострадаложивотноводство в сельхозпредприятиях различных форм, где оно соответственносократилось на 11%, 19, 9, 18, и 15% в 1995г. В хозяйствах населения до 1993г.происходил некоторый рост производства, а с 1994г. началось и здесь егопадение. Фермерский сектор в животноводстве не играет значительной роли, но издесь в последние годы происходит падение производства.
2.2 Анализ тенденций развития иосновные факторы, влияющие на развитиепродовольственного рынка
Продовольственный рынок России впоследние годы характеризуется относительным равновесием между предложением иплатежным спросом прежде всего благодаря тому, что последний сократился внесколько раз. Как следствие, упало потребление дорогостоящих высокобелковыхпродуктов питания и возросла доля крахмалистых в рационе питания. Снизилась иэнергетическая ценность пищевого рациона с 3420 ккал в 1990г. до 2306 ккалв 1997 году. В 1999г. существует большая вероятность ее опускания ниже2200 ккал в сутки на душу населения, что уже означает по существующиммировым стандартам голодание.
2.3 Структуризация и сегментациярынка (по отраслям, товарам, собственности, потребителям, по уровнюлокализации)
Продовольственный рынок характеризуется икачественно выделяется среди других рынков совокупностью реализуемых на немтоваров, которые объединятся в группы взаимозаменяемых продуктов питания: Зернои хлебопродукты, Мясо и мясопродукты, Молоко и молочные продукты, Рыба и рыбопродукты,Сахарная свекла, сахар и кондитерские изделия, Картофель и картофелепродукты,Овощи и овощепродукты, Яйцо, Семена и маслопродукты, Фрукты и фруктопродукты,Безалкогольные напитки.
Сегментация по отраслям представляетсобой деление на две большие группы: продукты питания, полученные отскотоводства, и продукты питания, выращенные при земледелии.
Продовольственный рынок объединяет рыноксельскохозяйственных товаров (сырья) и соответственно готовых товаров — продовольствия.
Продовольственный рынок состоит изсельских базаров и городских рынков, оптовой и розничной торговли, ярмарок,аукционов, бирж, в него входят также торговые сделки вне рыночнойинфраструктуры — непосредственно у продавца или потребителя (покупателя).
2.4 Субъекты рынка, иххарактеристика и взаимодействие
Предложение или рыночные фондысельскохозяйственного сырья и продовольствия формируют сельскохозяйственныетоваропроизводители (население, фермеры, колхозы, акционерные общества и т.д.),производители (предприятия) готовой продовольственной продукции, а также импортпродовольственных товаров из-за рубежа.
Объем спроса на продовольствиеопределяется совокупным спросом населения в соответствии с уровнем доходов идинамикой цен на сырье и продовольствие.
Взаимодействие спроса и предложениярегулируется законом спроса и предложения, который выражает их единство иобъективное стремление к соответствию. При нарушении соответствия между спросоми предложением закон побуждает рыночных субъектов к изменению пропорцийпроизводства и рыночных цен, тем самым восстанавливая равновесие между спросоми предложением.
2.5 Анализ рыночной конъюнктуры
Изучение конъюнктуры продовольственногорынка необходимо для выявления проблем его функционирования, состоянияпродовольственной безопасности и выработки средств для их разрешения.
Конъюнктура рынка — это складывающаяся нанем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса ипредложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезоннымиколебаниями в спросе населения, кратковременным действием различных факторов.Современное состояние продовольственного хозяйства России безусловно являетсякризисным, так как непрерывно идет падение производства продовольствия,сокращение производственно-ресурсного потенциала. Однако перепроизводства нет,значительного роста товарных запасов нет, так как идет сброс поголовья скота,сокращение посевных площадей, значительно недогружены производственныемощности, цены не снижаются, а растут. В этом главное отличие современногокризиса в продовольственном комплексе России от циклического кризиса. Это нециклический, а социально-экономический кризис.
2.6 Характер конкурентной среды истепень монополизации рынка
Торговля одной из первых вступила на путьрыночных отношений и существенно изменилась за годы реформ. В настоящее времядля входа в рынок розничной торговли продовольствием нет высоких барьеров,поэтому на этом рынке оперирует много независимых фирм, производящих однородныеуслуги. Неценовая конкуренция, основанная на качестве продуктов/услуг, рекламе,условия продажи, сопровождает ценовую. Таким образом, налицо все признакимонополистической конкуренции. Совокупность рыночных сегментов, для которыхподходят товары и/или услуги, производимые фирмой, называется еефундаментальной рыночной нишей. Часть фундаментальной ниши, которую фирмеудается удержать в борьбе с конкурентами, называется реализованной нишей.
2.7 Инфраструктура рынка
Формирование инфраструктуры агропродовольственногорынка предопределяет соблюдение ряда условий, необходимых для оптимальногостановления продовольственного рынка: нормативно-правовое и научноеобеспечение, заготовка продукции, наличие подсобных производств и перерабатывающихпредприятий, торгово-транспортное, кредитно-финансовое, информационноеобслуживание, маркетинг, взаимодействие с коммерческими структурами, лизинг,профессиональная подготовка и переподготовка кадров, развитие потребительскойкооперации.
2.8 Система показателей иинформационная обеспеченность
К показателям, используемым при изученииконъюнктуры рынков продовольственных товаров относятся показателиобщеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегиональноготоварооборота, показатели кредитно-денежной сферы, показатели отраслейсельского хозяйства и сферы переработки, и реализации, данные об объемекапиталовложений, ценах и др.
2.9 Экономический механизм регулирования:ценовой, налоговый, кредитный
Цена на продовольственном рынкепредставляет денежное выражение стоимости продовольственных товаров. Рыночныецены под воздействием спроса и предложения отклоняются от стоимости товаров.При превышении спроса над предложением рыночные цены на продовольствиеповышаются, а в случае превышения предложения над спросом — понижаются. Когдаспрос и предложение совпадают, устанавливается равновесная цена.
Система налогов в сферепродовольственного хозяйства включает: земельный налог, налог на добавленнуюстоимость, налог на прибыль (для сельхозпредприятий индустриального типа — птицефабрики, животноводческие комплексы, а также те, выручка у которых отнесельскохозяйственной деятельности превышает 25%), платежи в фонд занятости,местные налоги (на содержание милиции, дорожный налог и др.).
Финансово-кредитная политика. За период1991-1998 гг. резко сократились капитальные вложения в развитиеагропромышленного комплекса в целом и в развитие отраслей сельского хозяйства вчастности. Фактически бюджетное финансирование сельского хозяйства необеспечило стабилизации производства, не предотвратило сброса поголовьяживотных, не обеспечило загрузку и эффективное использование созданныхживотноводческих комплексов и птицефабрик, сокращение посевных площадей.Выделяемые бюджетные средства явно недостаточны для эффективногофункционирования продовольственного хозяйства, не обеспечивают доходностисельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне расширенноговоспроизводства, привели почти к полному сворачиванию развитиясоциально-бытовой сферы на селе, практическому отсутствию научно-техническогопрогресса в сфере производства, хранения и переработки сельскохозяйственнойпродукции, резкому падению производительности труда
2.10 Внешние связи (межрегиональные и международные)
Обеспечение многоканальности поступленияпо импорту продовольствия в Россию является одним из важных факторовобеспечения продовольственной безопасности страны. Наличие многих источниковпоступления продовольствия застраховывает от случайностей и в то же времяудерживает страны-экспортеры продовольствия от желания использовать его вкачестве инструмента политического давления. В этом плане особенно важнопроведение внешнеторговой политики, способствующей расширению торговых связей сдружественными странами СНГ.
В настоящее время импорт продовольствия восновном ориентирован на страны дальнего зарубежья, прежде всего США, Канаду,страны Западной Европы, в отношении которых существует наибольшая вероятностьиспользования продовольствия в качестве инструмента политического давления.
2.11 Прогноз развития рынка
В четвертом квартале 2004 г.продовольственный рынок России начал возврат к состоянию начала 90-х годов,когда население в основном покупало дешевые продукты питания. По свидетельствузав. отделом маркетинга и прогнозов Института конъюнктуры аграрного рынка Е.Тюриной россияне стали больше покупать круп, молочных изделий, яиц, мясныхполуфабрикатов. На рынке преобладают отечественные продукты, т.к. импортноепродовольствие не выдерживает ценовой конкуренции. Отмечен резкий рост спросана отечественные мясные субпродукты, в основном ножки и хвосты. Продолжаютрасти цены на сливочное масло, что вынуждает население переориентироваться напотребление мягкого маргарина и бутербродного масла.[9]
Задача 4
На начало года численность семей врегионе составила 250 тыс. Прирост численности семей за год составил 10 тыс.Коэффициент обеспеченности телевизорами на начало года составил 126 на 100семей. За год было куплено 59 тыс. телевизоров, 21% телевизоров исчерпали срокслужбы, 15% семей заменили устаревшие модели новыми. По прогнозу, через годчисленность семей увеличится на 3,1%.
Таблица1Группа семей Доход Число семей, % Норматив потребления Прогноз роста доходов, % I Выше среднего 14 2,1 +21 II Средний 46 1,2 +8 III Ниже среднего 28 0,98 -1 IV За чертой бедности 12 0,6
Коэффициент эластичности спроса от доходасоставил 0,8.
Используя статистические данные (таблица1), определить емкость регионального рынка телевизоров на прогнозируемый год,если известно, что ввоз телевизоров, купленных населением в других регионах,составит 2,5 тыс.
Решение:
Емкость регионального рынкарассчитывается по формуле:
/>
Где Е – емкость рынка;
/> - средняя численность i-группыпотребителей;
/> - норматив потребления;
Эi – поправка наэластичность;
Н – насыщенность рынка;
Иф – физический износ;
Им – моральный износ;
А – альтернативные формы удовлетворенияпотребностей.
1. Определение насыщенности рынка сучетом износа:
(250*1,26) + 59 – (100*0,21) – (250*0,15)= 315 тыс. ед.
2. Определение прогнозной численностисемей на конец периода:
(250 + 10)*1,031 = 268 тыс.
Средняя численность семей: (250 + 268)/2= 259 тыс.
S1 = 259*0,14 = 36,26; S2 = 259*0,46 =119,14;
S3 = 259*0,24 = 72,52; S4 = 259*0,12 =31,08;
3. Расчет нормативов потребления длянового уровня доходов в прогнозируемом периоде с учетом поправки наэластичность:
Поправка на эластичность рассчитывается впроцентах по формуле:
Эi = Кэ*Дi,
Где Кэ – коэффициент эластичности;
Дi – прирост доходов.
Э1 = 0,8*21 = 16,8%; Э2= 0,8*8 = 6,4%;
Э3 = 0,8*(-1) = -0,8%; Э4= 0,8*0 = 0%;
Нормативы потребления пересчитываются сучетом поправки на эластичность:
/>
/>
/>
/>
4. Расчет емкости регионального рынка:
Е = 36,26*2,4528 + 119,14*1,2768 +72,52*0,9702 + 31,08*0,6 – 315 – 2,5 = 12,56 тыс. ед.
Список используемой литературы
1. Закон РФ № 948 «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (вред. от 09.10.2002 № 122-ФЗ)
2. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 «Огосударственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции нарынках Российской Федерации»
3. Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З. Россия в системе глобальнойпродовольственной безопасности. – М.: Издательство «Приор», 2005.
4. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. – ГУ ВШЭ, М., 2004 г.
5. Экономическая теория (политэкономия):Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. — М.:Инфра-М, 2003.
6. Экономика предприятия и отраслипромышленности. Серия «Учебники, учебн. пособия». 4-е издание, перераб. идопол. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001
7. http://www.konkir.ru/article.phtml?id=1804
8. http://www.businessvoc.ru/bv/Term.asp?word_id=7053