Реферат по предмету "Экономика"


Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальные услуги

Тема:Резервы снижения себестоимости и стабилизации тарифов на жилищно–коммунальныеуслуги
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО–КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Современное состояние комплекса
1.2 Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства
2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬТНЫЕ УСЛУГИ
3 ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ,ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
3.1 Аналитико-исследовательская часть
3.2 Проектная модель
3.3 Управление проектом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность В настоящее времяситуацию, сложившуюся в России в сфере нерыночного сектора экономики, можноохарактеризовать как весьма сложную. Основными причинами такого положенияявляются трудности доступа к финансовым ресурсам, постоянный рост стоимостисырья, энергоресурсов и др.
Реформе ЖКХуже 13 лет, стереотипы «дореформенной» — трехуровневой — централизованнойсистемы управления отраслью, подкрепленной централизованным финансированием, разрушены,а создать новую систему управления в условиях, когда потребителями и бюджетамивсех уровней оплачивается менее 100% предоставленных услуг, не удается.
Большинствопредприятий находятся в состоянии близком к банкротству.
В счетпогашения задолженности за тепловую и электрическую энергию, газ, водупредприятия вынуждены передавать часть своих основных средств. Возникаютзначительные обязательства перед бюджетами различных уровней. В результатепредприятия не в состоянии не только проводить осмысленную и эффективнуюинвестиционную политику, но даже финансировать текущие мероприятия поподдержанию технического состояния находящихся на балансе инженерных сетей исооружений.
Стабилизацияи дальнейшее развитие отрасли во многом определяются объемом финансовыхресурсов. Актуальной является и задача привлечения внебюджетных источников исоздание рыночной среды.
Степеньнаучной разработки проблемы реформирования жилищно –коммунального хозяйства можно признатьдостаточной. В современной методологической базе имеются исследования, вкоторых проводился бы анализ всего комплекса мероприятий по реформированиюжилищно – коммунального хозяйства.
Цельработы – разработкапроекта поиска резервов снижения себестоимости и стабилизации тарифов нажилищно–коммунальные услуги.
Задачиисследования:
— рассмотретьпроблемы реформирования жилищно – коммунального хозяйства;
— изучитьсостав и структуру стратегии городского хозяйства;
— проанализировать целевые ориентиры, основные направления и важнейшиемероприятия стратегии.
Объект исследования – жилищно–коммунальное хозяйство.
Предмет исследования – стратегические направленияреформирования жилищно–коммунального хозяйства.
Методологическую базу исследования составляют труды авторов вобласти экономики городского хозяйства, официальные статистические данные оработе отрасли жилищно – коммунального хозяйства.
Объектисследования – организации,структуры, органы управления, жилищно – коммунального хозяйства.
Предметисследования –организация и содержание социальной работы с многодетными семьями.
Практическаязначимость работызаключается в том, что в ней предложения по оптимизации работы предприятий,предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

1. ПРОБЛЕМАРЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО –КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
 
1.1 Современное состояниекомплекса
 
Жилищно-коммунальное хозяйство является многоотраслевым комплексом,который по существующему законодательству относится к компетенции органов местногосамоуправления.
Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м²общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18,4 м² общей площади. Около 20 % городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городахкаждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн м² (11 %)жилищного фонда, нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудованиикоммунальных квартир в отдельные, 250 млн м² (9 %) – в реконструкции. Изгода, в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износомболее 60 %. Только за последние 5 лет по ветхости выбыло около 40 млн м²
Таблица 1.1 — Распределениежилых зданий по проценту износа млн. единиц % 0 до 30% 7,3 38,4 31 до 65% 10,6 55,8 65% 1,1 5,8
В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты 4 млн.человек, которые в 2006 году оказали услуг на 234 млрд рублей. ЖКХ — это более52 тыс. предприятий, каждое пятое из них – государственное или муниципальное.
Стоимость основных фондов отрасли – 580 млрд. рублей(т.е. четверть основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48%. Сегодня бесспорно одно: система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаясяпри плановой экономике, крайне не эффективна и запрограммирована на затратность,а значит на дотирование.
Прежде всего, значительно ухудшилось состояниеосновных фондов ЖКХ. Не улучшилось и обслуживание населения, хотя платежи засодержание жилья и коммунальные услуги увеличились в 20 раз.
Даже 100 %-ая оплата населением жилищно-коммунальныхуслуг не сможет вывести отрасль из глубокого кризиса.
Только приведя основные фонды в порядок, можновывести отрасль из глубочайшего кризиса, в котором она находится. В противномслучае на инженерных сетях начнётся цепная реакция аварий и катастроф по всейтерритории страны.
При сложившемся нормативно-затратном подходе ЖКХтребуется 153 млрд. рублей в год, что равно примерно 18 % среднего доходасемей, пользующихся основным набором жилищно-коммунальных услуг в государственном,муниципальном и многоквартирном частном жилищном фонде.
В настоящее время ЖКХ продолжает оставаться самымубыточным сектором нашей экономики. Ежегодно на дотации этой отрасли уходит от40 до 80 % местных бюджетов. Правительство России выделило в 2005 году на нуждыЖКХ всего 20,5 млрд. руб. но этого мало. При таком малом финансировании длятого, чтобы модернизировать систему ЖКХ потребуется много лет. Бюджетноедотирование этой сферы привело к тому, что строить жильё городам сталоневыгодно, поскольку каждый введённый в эксплуатацию жилой дом или социальныйобъект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь,требуя дотаций. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса [36, c.110].
Наиболее надёжным поставщиком денег в сферу являетсянаселение, хотя около 40 %граждан числятся в должниках. Местные бюджеты, какправило, перечисляют лишь около половины положенного, а задолженность в лучшемслучае покрывают взаимозачётами. Особенно плохо обстоят дела с финансированиемведомственного жилья.
У предприятий нет средств, чтобы содержать его дажена том уровне, на котором поддерживается муниципальное жильё. В 2005 г.недофинансирование в жилищно-коммунальном хозяйстве составило более 59 млрд. рублей,или около 20 % от объёма необходимых средств.
Объём дебиторской задолженности предприятий ЖКХсоставил на конец 2005 г. 168,1 млрд рублей, в то же время объём кредиторскойзадолженности предприятий достиг 245,1 млрд. рублей. Износ коммунальнойинфраструктуры составляет более 60 %. Количество аварий выросло примерно в 5раз и составило в 2004 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.
Положение в жилищно-коммунальной сфере усугублялосьтакже из-за обилия льготных категорий граждан – 43 категории затрагивают 63 %населения. Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплатыжилищно-коммунальных услуг, а приходящихся на них расходы ЖКХ не компенсируютсяни федеральными властями, ни ведомствами. Оцениваются такие льготы в 23 млрд. рублейв год. Причём наравне с ветеранами войны и другими льготниками скидками наоплату жилья пользуются члены их семей, в то время как треть граждан, восновном сельские жители, имеющие собственные дома, никогда не имели подобныхльгот.
Социально-экономическое состояние России продолжаетоказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры накоммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают стандартовкачества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения.Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надёжность и устойчивостьсистем инженерного обеспечения.
 Эти проблемы предопределяют стратегию проведенияреформы жилищно-коммунального хозяйства, как в масштабах всей страны, так и науровне субъектов Федерации с учётом экономических, природно-климатических ииных особенностей регионов.
 
1.2 Концепцияреформирования жилищно — коммунального хозяйства
 
На уровне правительства принята специальнаяподпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплексаРоссийской Федерации», которая является составной частью федеральной целевойпрограммы «Жилище» на 2002-2010 года. Правительство также приняло ряддокументов, направленных на финансовое оздоровление и дальнейшее реформированиеотрасли.
Сформированная законодательная, правовая инормативно- методическая база определила основные направления реформыжилищно-коммунального хозяйства на основе взвешенного перехода этой сферыэкономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальнойподдержки низкодоходных категорий граждан при гарантированном обеспечениистандартов качества проживания.
К настоящему времени население оплачивает около 70 %стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из установленных ставок и тарифов,а с учётом начисления льгот и субсидий фактически лишь около 40 %. В 2005 годунедофинансирование составило более 59 млрд. рублей, или около 20 % от объёманеобходимых средств.
Из-за недофинансирования большинство предприятийотрасли являются банкротами.
В самое ближайшее время необходимо обеспечить переходна реальные договорные отношения в ЖКХ и обеспечить их выполнение.Незамедлительно должны быть проведены мероприятия по выявлению нерациональныхзатрат в структуре тарифов жилищно-коммунальных предприятий в рамках проведенияэкспертизы аудита тарифов. Только в этом случае можно будет в будущем недопустить наращивание новых долгов.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства вРоссийской Федерации предусматривает, что при сохранении за органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления права определять основные параметры перехода на новую системуоплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказывают субъектамиРоссийской Федерации из средств федерального бюджета, рассчитываются наосновании ежегодно определяемых следующих стандартов.
Система оплаты ЖКУ будет устанавливаться по каждомусубъекту Федерации и стандарт уровня оплаты ЖКУ будет сбалансирован с новымиусловиями предоставления льгот населению. В свою очередь, эти льготы должныбыть переведены в разряд компенсаций (субсидий), предоставляемых в пределах социальнойнормы площади жилья и в зависимости от дохода семьи с учётом федеральногостандарта. Только таким образом будет возможно дальнейшее осуществление адреснойподдержки низкодоходных семей из федерального бюджета.
Продолжает формироваться реальный слой собственниковжилья, как социальная основа жилищной реформы. В результате проводимой политикебесплатной приватизации жилья гражданами произошли изменения в структуресобственности жилищного фонда, сформировался рынок жилья. В собственностьграждан передано свыше 12 млн. квартир общей площадью более 600 млн. кв.метров, или 36,8 % от всего государственного и муниципального жилищного фондаРоссии, подлежащие приватизации.
Сформированный таким образом рынок жилья и созданнаяна федеральном уровне правовая база позволили внедрить на местах следующиемеханизмы улучшения жилищных условий граждан: расселение коммунальных квартир;выплату гражданам субсидий на приобретение и строительство жилья; предоставлениежилищных кредитов (включая ипотечные); привлечение средств банков и другихкоммерческих структур к финансированию жилищного строительства.
Новые подходы в жилищной политике, связанные соснятием ограничений инициативы населения в строительстве и приобретении жилья,позволили увеличить средний показатель обеспеченности жильём по России.
Таким образом, правительство предпринимаетнеобходимые меры как по созданию организационно-экономических предпосылокулучшения жилищных условий и социальной защиты низкодоходных категорийнаселения при повышении оплаты ЖКУ, так и по прямому инвестированию и созданиюфинансовых механизмов привлечения средств, в ЖКХ России. Осуществить это вовсех городах без углубления реформы ЖКХ невозможно. Экономика России, а темболее экономика ЖКХ, не выдержит переноса сроков перехода к полной оплатенаселением ЖКУ до 2008 г.
Поэтому политикам и специалистам необходиморазграничить для себя две проблемы:
а) состояние ЖКХ и меры по его развитию;
б) социальная защита населения. Решать эти проблемынеобходимо по правовым, экономическим и техническим правилам, иначе мыокончательно разрушим систему жизнеобеспечения городов России.

2. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРЯИТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬТНЫЕ УСЛУГИ
 
В качествецелей разработки стратегии обычно называют следующие:
— выработкаобщего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции поотношению к ним;
— определениенаправления развития экономики города;
— выяснение врезультате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведениягосударственных, общественных и частных организаций, действующих в сфереэкономической политики;
— созданиеобщих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциалажителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий;
— содействиесубъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющихповысить целенаправленность и скоординированность действий.
Среди мотивовформулирования стратегии доминирует потребность в лучшей координации инацеленности действий различных субъектов, работающих в сфере экономическойполитики.
Основные цели реформирования жилищно-коммунальногохозяйства и способы достижения целей:
-   обеспечение условий проживания, отвечающихстандартам качества;
-   снижение издержек производителей услуг исоответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемыхуслуг;
-   смягчение для населения, процесса реформированиясистемы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Основныецели стратегии развития городского хозяйства можно представить в виде «деревацелей» на рисунке 2.1

/> 


Рисунок 2.1 — Деревоцелей развития жилищно – коммунального хозяйства

3 ПРОЕКТСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРЯИТИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕУСЛУГИ
 
3.1 Аналитико-исследовательскаячасть
Основнойцелью развития жилищно-коммунального хозяйства региона является переводжилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования приобеспечении стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг иусловий проживания граждан.
Нормальноефункционирование жилищно-коммунального комплекса — одна из важнейших задачадминистрации региона. Надежная и устойчивая работа жилищно-коммунальногохозяйства — необходимое условие социального благополучия жителей.
Основныенаправления развития ЖКХ региона представлены в виде системы программныхмероприятий, разделенных на четыре группы:
1.  совершенствование структурыуправления отраслью ЖКХ;
2.  обеспечение финансовой стабилизацииЖКХ;
3.   формирование рыночных механизмовфункционирования ЖКХ;
4.  государственная поддержка модернизацииобъектов ЖКХ и привлечение инвестиций в эту сферу.
1.  Совершенствование структурыуправления ЖКХ
Практикареформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течениепоследних лет достаточно убедительно показывает, что создание эффективныхмеханизмов управления муниципальным жилищным фондом и его инфраструктурнымобеспечением достигается путем четкого определения функций собственникажилищного фонда (муниципалитета) и делегирования им, на конкурсной основе, нетолько подряда на обслуживание муниципальной недвижимости специализированныморганизациям, но и функций по управлению
При такомподходе система управления жилищно-коммунальным хозяйством рассматривается кактрехуровневая система:
— собственникжилищного фонда и других объектов недвижимости;
— заказчикижилищно-коммунальных услуг;
— подрядныеорганизации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
2.  Правовая база
Одной из составляющихкомплексного подхода к решению проблемы перехода к устойчивому функционированиюи развитию жилищной сферы, обеспечивающего доступность жилья для граждан,повышение устойчивости и надежности функционирования ЖКХ, улучшение качестважилищно-коммунальных услуг, совершенствование механизма социальной защитымалоимущих слоев населения, является соответствующая нормативная правовая база.Ее создание относится к первоочередным мероприятиям.
Правовыми средстваминеобходимо создать основы:
— реформированияэкономических отношений в ЖКХ, направленных на изменение системы текущегофинансирования, бюджетного финансирования, финансирования мероприятий помодернизации ЖКХ, ликвидацию перекрестного субсидирования;
— ликвидациидотационности ЖКХ и обеспечения стабильности и достаточности финансированиязатрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
— совершенствованиямеханизма социальной защиты, предоставления льгот, дотаций, введениядифференцированных подходов к оплате жилья, коммунальных услуг;
— формирования договорныхотношений между собственниками жилищного фонда и управляющими компаниями (ихправовой статус, функции, основные показатели их деятельности);
— формирования договорныхотношений между Службами заказчика и подрядными организациями.
— Кроме разработкинормативных правовых актов, работа по правовому обеспечению Программы должнаидти по следующим направлениям:
— разработка предложенийпо принятию федеральных нормативных правовых актов в области реформирования имодернизации ЖКХ;
— ревизия действующихнормативных правовых актов Тверской области с целью приведения их всоответствие с федеральным законодательством, современными экономическими исоциальными условиями.
3. Кадровое обеспечение
Для того чтобы произошлине только количественные, но и качественные изменения в сфере обеспечения ииспользования кадровых ресурсов, необходимы:
— разработка концепциикадровой политики ЖКХ.
— проведение мониторингакадровых процессов, создание единой электронной кадровой базы данных в отрасли,автоматизации системы учета и анализа кадрового потенциала;
— формирование кадровогорезерва высококвалифицированных специалистов и управленцев;
— повышение уровняпрофессиональной подготовки специалистов отрасли;
— обеспечениевзаимодействия Департамента ЖКХ региона с высшими и средними специальнымиучебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования поподготовке специалистов и квалифицированных кадров для нужд отрасли;
— оформление наконкурсной основе государственного заказа на обучение и переобучение кадровЖКХ.
Финансовая стабилизацияжилищно-коммунального хозяйства
Дляфинансового оздоровления предприятий ЖКХ необходимы:
1)  реструктуризация и ликвидациядебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ.
2)  совершенствование механизма оплатыжилищно-коммунальных услуг через создание системы расчетных центров на всейтерритории региона, с целью своевременного перечисления средств населениянепосредственно поставщикам коммунальных услуг;
3)  подготовка предложений посовершенствованию нормативной базы для формирования и использования бюджетныхсредств;
4)  ликвидация дотационности ЖКХ иобеспечение стабильности и достаточности текущего финансированияпредоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
4. Тарифноерегулирование естественных локальных монополий
Недостаточноеиспользование на практике нормативных и методических документов, регулирующихустановление экономически обоснованных тарифов и цен на услуги локальныхмонополий, а также отсутствие планомерной тарифной политики на муниципальномуровне приводит к кризисным явлениям в ЖКХ, угрозе стабильного ресурсоснабжениянаселения. Существующая система тарифного регулирования не ориентируетресурсоснабжающие предприятия на сокращение непроизводительных затрат иэнергосбережение, что делает отрасль инвестиционно-непривлекательной.
Основныенедостатки существующей системы тарифного регулирования состоят в следующем:
— разбалансированность тарифного регулирования на разных уровнях, когда изменениестоимости энергоресурсов не сопровождается адекватным изменением тарифов натепловую энергию и воду, что приводит к прямым убыткам коммунальных предприятий;
— упредприятий, в основном, отсутствуют целевые задачи, решение которых они должныобеспечить при данном значении тарифа, а также производственные программы, икак следствие, отсутствует и система контроля за деятельностью предприятий;
— не определенсрок действия тарифа, что не позволяет планировать в среднесрочной перспективефинансовую деятельность ресурсоснабжающих предприятий.
Решение вопросовтарифного регулирования возможно путем проведения сбалансированной ценовой(тарифной) политики на услуги ЖКХ. Целью тарифной политики является приведениев соответствие уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением федеральномустандарту, а также прекращение перекрестного субсидирования потребителейкоммунальных услуг.
Предприятия ЖКХ,обеспечивающие тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение населенныхпунктов по распределительным сетям, являются естественными локальнымимонополиями. Их деятельность подлежит регулированию.
Одна из основных целейработы по реформе системы тарифного регулирования — привлечение инвестиций вразвитие коммунальной инфраструктуры и создание мотивации снижения издержек,перехода к энерго-, ресурсосбережению. Система тарифного регулирования должнаобеспечивать предприятию необходимый для реализации производственной иинвестиционной программы объем финансовых потребностей. Необходимо, чтобытарифная политика реализовывала следующие принципы:
— полное возмещениеэкономически обоснованных затрат всем участникам процесса предоставленияжилищно-коммунальных услуг конечному потребителю;
— баланс интересов всехсторон, когда процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услугизаключается в поиске компромисса между техническими задачами, финансовымипотребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей;
— последовательность ипрогнозируемость изменения тарифов, что способствует экономическойопределенности для потребителей коммунальных услуг;
— публичность иоткрытость для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг;
— снижение политизированностиценообразования, что можно решить за счет принятия соответствующих принципов ипроцедур тарифного регулирования.
Эффективное регулированиепредприятий ЖКХ должно основываться на системе, состоящей из трех компонентов:
1.  Определение целей деятельностипредприятий, формирование их производственной и инвестиционной программ,разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения и водоснабжениягородов и населенных пунктов.
2.  Решение вопросов формирования иутверждения тарифов как средства финансового обеспечения указанных программ.
3.  Проведение мониторинга предприятийЖКХ.
Эти три компонента всовокупности обеспечат органам местного самоуправления возможность реализоватьсвои обязанности по качественному обеспечению населения жилищно-коммунальнымиуслугами.
Согласно действующемузаконодательству Российской Федерации регулирование тарифов для муниципальныхпредприятий и ставок оплаты для населения входит в компетенцию местных органоввласти. От величины и правил формирования тарифов напрямую зависит размербюджетной потребности в финансировании ЖКХ; от конструкции системы тарифногорегулирования — эффективность экономических стимулов к повышению эффективностиЖКХ. Тарифное регулирование должно быть устроено таким образом, чтобыпредприятия были заинтересованы в снижении издержек и повышении качества услуг,а потребители — в экономии ресурсов.
6. Обеспечение надежностифункционирования и долговечности основных фондов жилищно-коммунальногохозяйства, снижения эксплуатационных затрат. Для выполнения одной из основных задач развития ЖКХ — повышения устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальныхсистем жизнеобеспечения населения, с одновременным снижением нерациональныхзатрат, предлагается:
1) использовать приреконструкции, ремонте и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооруженийвысококачественные, равные по долговечности строительные материалы иконструкции и элементы инженерных систем (долговечные кровельные материалы,пластиковые трубы, фасадные отделочные материалы и др.), ограничить (запретить)применение недолговечных, морально и технологически устаревших материалов итехнологий, что позволит в дальнейшем значительно снизить затраты наэксплуатацию зданий.
2) повыситьэнергоэффективность реконструируемых зданий в комплексе с другимиресурсосберегающими мероприятиями. Продолжение реконструкции и ремонта поустаревшим технологиям приводит, из-за высоких теплопотерь в ходе эксплуатации,к существенным финансовым расходам на выплату вынужденных дотаций, длякомпенсации удорожания стоимости топлива, а также и вводу дополнительныхмощностей по производству тепловой энергии;
3) реконструировать жилыедома первых массовых серий. Для последующей оценки экономическойцелесообразности и накопления опыта, необходимо предварительно провести полноетехническое обследование различных серий и типов жилых домов первых массовыхсерий, разработать несколько пилотных проектов их реконструкции. Приреконструкции использовать преимущественно современные строительные технологиии качественные, долговечные и энергоэффективные материалы и конструкции;
4) использоватьавтономные системы жизнеобеспечения. При проектировании нового строительства иреконструкции существующего жилищного фонда рассматривать возможностьиспользования автономных систем жизнеобеспечения (поквартальных котельных,трансформаторных подстанций и т.п.).
7. Обеспечение качестважилищно-коммунальных услуг и оптимизация их себестоимости. Жилищно-коммунальное хозяйство всееще продолжает оставаться в большей мере в сфере действия прежней,централизованной системы управления, в которой хозяйственные аспектыжилищно-коммунального хозяйства совмещены с социальными. Отход от этой системы- краеугольный камень реформирования жилищно-коммунальных отношений.
Противоречие междудействующей системой и требованиями рыночной экономики состоят также в том, чтоу предприятий ЖКХ отсутствует экономическая заинтересованность в реализациисвоих услуг, соответствующих запросам потребителей в отношении объема, качестваи режима предоставления. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системерыночных отношений, объясняется тем, что в настоящий момент их экономическиеинтересы не требуют повышения ответственности на всех уровнях управления, чтоособенно наглядно проявляется в существовании затратных тенденций. Отсутствиесреди производителей жилищно-коммунальных услуг важнейшего признака рыночнойэкономики — конкуренции — является основной причиной роста себестоимостиотпускных цен.
Главным несоответствиемсуществующего хозяйственного механизма экономическим особенностям рыночнойсистемы является отсутствие стимулирования и экономической ответственностипроизводителей перед потребителями.
Для достижения целейповышения качества услуг, соответствующего запросам собственников жилья,нанимателей и потребителей услуг, а также снижения их себестоимости,предусматриваются следующие направления:
— охват всего спектраотношений в отрасли договорами, обеспечивающими действие экономических июридических рычагов повышения ответственности сторон за полное и качественноеисполнение договорных обязательств;
— совершенствованиеструктуры управления отраслью, с полномасштабным внедрением трехуровневойсистемы: собственник — управление — подряд и четким определением целей, задач ифункций каждого уровня;
— обеспечение активногоразвития рынка жилищно-коммунальных услуг, способного, при соблюдениигосударственных минимальных социальных нормативов и стандартов потребленияуказанных услуг, предоставлять востребованный жителями уровень услуг пооптимальной рыночной их стоимости;
— реализация мер подемонополизации процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг,обеспечивающего формированию их рыночной и конкурентной стоимости;
— обеспечениемноговариантности предложений услуг, с охватом не только производство работ (услуг),но и сферы организации (управления) жилищно-коммунальной деятельности ипривлечением адаптированных к рыночной экономике структур новых организационныхформ управления (акционерные общества открытого и закрытого типа, холдинговыекомпании, различные частные фирмы, товарищества и компании, специализирующиесяна отдельных видах ремонтно-строительных, эксплуатационных работ, а такжеуправляющие компании по управлению муниципальной собственностью).
— обеспечение процессовактивного перехода отрасли на самофинансирование, дальнейшего развития ееэлементов за счет полной оплаты потребителем рыночной стоимости производимыхсубъектами хозяйствования услуг;
— создание механизмаснижения затрат, который должен обеспечить объективные стимулыресурсосбережения, что позволит не только снизить затраты предприятий ЖКХ, но иопределить наиболее безболезненные переход к экономически обоснованным ставками тарифам. Данный механизм помимо организационно-технических мероприятий,связанных с введением договорных отношений, предусматривает реализацию рядатехнических решений, направленных на модернизацию инженерных систем,обеспечению приборами регулирования, учета и контроля расхода, что создастоснову для проведения корректировок на основе результатов и показателей их работыкак нормативов потребления услуг, так и тарифных составляющих;
— усиление контролирующихи регулирующих воздействий органов государственной жилищной инспекции,отраслевых служб управления администраций муниципальных образований, не толькона процессы обеспечения социальных нормативов обслуживания, но и заключениедоговоров, отражающих эти нормативы;
— активизация роли,действующих на территории региона, аккредитованных Госстандартом РФ органовсертификации по подтверждению соответствия производимых работ (услуг),установленным требованиям нормативных документов: государственных стандартов, втом числе международных; санитарных норм и правил; строительных норм и правил;норм безопасности, а также других документов, которые согласно законодательствуРоссийской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам ЖКХ;
— внедрение конкурснойосновы отбора подрядчиков.
Развитие ЖКХ невозможнобез решения проблем энергосбережения и рационального использования ресурсов.Вопросы энергосбережения должны быть важнейшим элементом энергетическойстратегией региона.
Энергосбережение — этобазисный тезис, который лежит в основе реформирования ЖКХ. Жилищно-коммунальныеуслуги, оказываемые бюджетным организациям должны нормироваться в частитопливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Утвержденные нормативы позволяютпровести лимитирование потребления ТЭР бюджетными организациями и проводитьмониторинг их энергопотребления в целях соблюдения энерго-финансового балансабюджетной сферы региона. Следующим этапом в упорядочении энергопотребления врегионе должно стать определение методологии разработкитопливно-энергетического баланса организаций ЖКХ.
Приоритетным направлениемпрограммы энергосбережения является повышение эффективности производства ипотребления ТЭР на основе внедрения апробированных и сертифицированныхтехнических средств и технологий в ЖКХ — это модернизация источников тепла,системы распределения и транспортирования электрической, тепловой энергии,водоснабжения, повышение эффективности использования энергетических ресурсовпри выработке тепловой энергии, питьевой воды при их использовании в жилищномфонде и бюджетной сфере.
Экономия отэнергосбережения должна рассматриваться как ресурс возвращения возможныхинвестиций в развитие комплекса ЖКХ, внедрения энергосберегающих технологий,имеющих своей целью снижение потребления ТЭР и создание системы учета ресурсов,максимально приближенных к потребителю и позволяющей четко определить объемпотребления и уровень потерь по всей технологической цепочке от производителядо потребителя.
Полное оснащениежилищного фонда и объектов бюджетной сферы приборами учета потребленияэнергоресурсов является важным моментом в энергосбережении. Этому будетспособствовать приемка в эксплуатацию вновь вводимых, реконструированных и капитальноотремонтированных объектов, при условии полной оснащенности их средствамипо-домового и по-квартирного учета. Необходимо всемерное стимулированиепроцессов развития приборного учета ресурсов. Существенных проблем ихреализации в современных условиях нет.
Социальный эффект отэнергосбережения должен привести к смягчению социальной напряженности в связи спереходом на полную оплату энергоресурсов, к повышению качества услуг,предоставляемых населению, их соответствию принятым стандартам.
Энергосбережение должнообеспечиваться в процессе совершенствования взаимоотношений междуресурсосберегающими организациями как поставщиками услуг и их потребителями — населением, а также при создании действующего организационно-экономическогомеханизма, который стимулировал бы работу по энергосбережению, давалвозможность использования сэкономленных средств для реализации дополнительныхмероприятий по энергосбережению.
Модернизация жилищногофонда, позволит добиться снижения потребности в услугах, связанных с тепло- иводоснабжением, что повлечет за собой уменьшение объема затрат на реконструкциюопределенных мощностей и объектов. Внедрении альтернативных локальныхисточников тепловой энергии, обеспечит снижение потребности в модернизациичасти котельных и тепловых сетей.
9. Обеспечение мерсоциальной защиты населения. Вопросы финансового обеспечения социальной защиты граждан в жилищнойсфере в настоящее время решаются преимущественно на федеральном уровне. Однакореализация программы жилищных субсидий проводится в муниципальных образованиях.Остро необходима методическая, аналитическая и кадровая поддержка в ходепрактической реализации этой программы.
Новая системаэкономических отношений в ЖКХ предполагает принципиальное изменение как функцийее участников, механизмов их взаимодействия так и организации финансовыхпотоков. Коренным образом меняется система текущего финансированияжилищно-коммунальных предприятий.
Основной идеейэкономической реформы в этой сфере является передача права распоряжениябюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на субсидирование отрасли,от жилищных и коммунальных предприятий непосредственно гражданам — субъектам, внаибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.Таким образом, главными участниками экономических отношений в ЖКХ станутжилищно-коммунальные организации и непосредственные потребители их услуг — граждане, а бюджетные средства, расходуемые на субсидирование отрасли, будутполностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощинепосредственно населению.
Конечной целью станетсоздание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которыебудут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальнойпомощи государства, в том числе на компенсацию льгот по оплатежилищно-коммунальных услуг, и жилищные субсидии. Использование системысоциальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищнойсфере, стимулированию развития товариществ собственников жилья и иныхобъединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом икачеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг поуправлению жилищным фондом. Все это позволит повысить прозрачность расходованиябюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.
Для подготовки перехода ксистеме персонифицированных социальных счетов в регионе необходимо:
— предусмотретьвозмещение затрат, связанных с внедрением системы персонифицированныхсоциальных счетов, за счет средств консолидированного областного бюджета навыплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, а также средств,поступающих из Фонда софинансирования социальных расходов в порядке,установленном Правительством Российской Федерации;
— провести эксперимент поотработке механизма реализации системы персонифицированных социальных счетовграждан в нескольких пилотных муниципальных образованиях.
10. Формирование рыночныхмеханизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и условий дляпривлечения инвестиций.Неэффективная система управления, дотационность сферы, затратность,неразвитость конкурентной среды и отсутствие планомерной тарифной политики,эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифовобусловливают непривлекательность отрасли для частных инвестиций. Между тем,большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктурыпотенциально коммерчески привлекательны, имеют относительно короткие срокиокупаемости. Создание условий для притока частных инвестиций могло быкардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе.
Процесс включения вреформирование жилищного фонда жилых помещений (вне зависимости от их формысобственности) возможен не только путем приема органами местного самоуправлениягосударственного жилищного фонда в муниципальную собственность, но и создание,через регистрацию кондоминиумов, товариществ собственников жилья в частичноприватизированном немуниципальном жилищном фонде.
Создание конкурентнойсреды в жилищной сфере требует совершенствования структуры управления даннымкомплексом. Необходимо разграничить полномочия, закрепленные непосредственно засобственником, что должно сопровождаться разделением функций заказчика иподрядчика на оказание услуг по обслуживанию жилищного фонда.
Муниципальные унитарныепредприятия (дирекции единого заказчика) выполняют роль управляющих компаний поуправлению объектами недвижимости многоквартирных жилых домов, а подрядныеорганизации, выбираемые на конкурсной основе, работают согласно договорам напредоставление жилищно-коммунальных услуг. При этом они освобождаются отнесвойственных им регистрационно-контрольных функций, паспортно-учетной работы,оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживаниянаселения.
Проблема формированиярыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условийдля привлечения инвестиций предусматривает:
— создание рыночныхмеханизмов функционирования жилищного хозяйства, для чего необходимо обеспечитьрынок жилья и его собственника;
— разделение функций иформирование реальных договорных отношений между собственниками (администрациирайонов и городов, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы,товарищества собственников жилья и другие), управляющими компаниями иподрядными жилищными организациями.
Органы местногосамоуправления, как собственники жилищного фонда, должны обеспечивать:
— решение вопросов попубличным проблемам (водоснабжение, связь, дороги, обращение с отходами,озеленение, развитие города и района);
— соблюдение нормативно-техническихтребований к содержанию и использованию жилья и объектов инженернойинфраструктуры;
— финансированиесодержания принадлежащей ему собственности;
— делегированиеуправляющим компаниям полномочий по заключению договоров социального найма, наймаи аренды жилых помещений;
— заключение договора суправляющей компанией
Основными функциямиуправляющей компании должны быть:
— поддержание внадлежащем состоянии и развитие жилищного фонда;
— выбор подрядчиков наконкурсной основе;
— заключение договоров сподрядчиками;
— обеспечение контроля завыполнением договоров;
— организация сбораплатежей за жилищно-коммунальные услуги.
Создание управляющихкомпаний экономически оправдано. Затраты по управлению (в нормируемых пределах6-10%) уже включены в тариф содержания жилья и потребители оплачивают их нарядус другими жилищно-коммунальными услугами. Кроме того эффект управлениядостигается за счет четко организованного контроля за объемами и качествомпредставляемых услуг и выполняемых работ. На практике эффективное управлениеобеспечивает 25% экономии финансовых затрат.
Реформа собственности вжилищном фонде должна привести к формированию двух уровней конкурентныхотношений: конкуренции в сфере управления недвижимостью за получение заказа отсобственника на управление жилищным фондом и конкуренции подрядных организацийза получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании.
Создание товариществсобственников жилья (далее — ТСЖ) является краеугольным камнем реформированияжилищно-коммунального хозяйства. Администрациям муниципальных образованийнеобходимо четко определить ответственность руководителей действующих службзаказчика, управляющих компаний, а при их отсутствии — предприятий,обеспечивающих реализацию функций управления жилищным фондом за своевременнуюрегистрацию кондоминиумов.
Кроме того, намуниципальном уровне необходима реализация стимулирующих процессов образованияТСЖ мероприятий. Результаты реализации названного федерального закона должныбыть основными при рейтинговой оценке работы администраций муниципальныхобразований.
Образование ТСЖ вграницах единого недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себяземельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним изспособов защиты прав совладельцев жилья и организации эффективного управлениямногоквартирным жилым домом с участием собственников.
Важное значение дляорганизации и развития ТСЖ имеют стимулирующие процесс действия, информационнаякампания по разъяснению возможностей, которые получают собственники, объединенныев ТСЖ, организация обучения руководителей товариществ основам управлениянедвижимостью, а также упрощение процедуры регистрации кондоминиумов и ТСЖ,оформления прав собственности на домовладение и земельный участок вкондоминиуме.
Вопросы реформированиякоммунальной энергетики требуют особого внимания.
В условиях активногоразвития рыночных отношений во всех сферах экономики существующая структурауправления муниципальными коммунальными предприятиями утратила способность вполной мере обеспечивать эффективную координацию деятельности предприятий. Вэтой связи возникла объективная необходимость ее реформирования и разработкимероприятий, направленных на повышение управляемости и экономическойэффективности предприятий отрасли.
Реформирование коммунальнойэнергетики, нацеленное на режим устойчивого развития, предполагает изменениеподходов к организации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований,передача на конкурсной основе муниципального имущества в управление, проведениеакционирования предприятий коммунальной энергетики, создание на их основемежмуниципальных компаний.
Первоочереднымимероприятиями реформирования коммунальной энергетики должны стать:
— комплекснаяинвентаризация, сетевых и вырабатывающих объектов ЖКХ — тепловых, электрических,водопроводных, канализационных и газовых;
— регистрация правасобственности на объекты имущества;
— оценка имущественногокомплекса;
— определение имущества,находящегося на территории муниципального образования, которое войдет вуставный капитал создаваемых компаний;
— разработка условийпередачи имущества создаваемым компаниям.
Акционирование иприватизация муниципальных унитарных предприятий должны проходить параллельно сприменением концессионных механизмов управления объектами коммунальнойинфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируетсяконкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуютсяпутем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственнойдеятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию иуправление российскому или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющейкомпании).
Основными преимуществамииспользования концессии являются
1. Ограничениефинансового участия местных властей в реализации проектов.
2. Создание конкурентнойсреды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что в каждыйопределенный момент времени существует только один поставщик какого-либо видауслуг — концессионер, конкуренция возникает еще до подписания контракта, врезультате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срокадоговора, когда требуется его возобновление. В результате этого существуетконкуренция на рынке, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренцияна рынке отсутствует.
3. Обеспечивается притокденежных средств в регион.
4. Концессионерзатрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории егореализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силыи т.д.
5. Строительство илиреконструкция коммунальных объектов создает дополнительные рабочие места.
6. В концессию могутпередаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальнойинфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
7. После истечения срокадоговоров в собственность муниципального образования переходит самоесовременное оборудование.
Для развитияконцессионных схем привлечения инвестиций необходимо создание нормативнойправовой базы для урегулирования вопросов концессии в жилищно-коммунальномхозяйстве. Переход на использование новых норм договорных хозяйственныхотношений между муниципалитетом и управляющими компаниями, предусмотренныхдействующим законодательством и учитывающих особенности рыночныхвзаимоотношений, будет способствовать снижению рисков деятельности управляющихкомпаний и повысит гибкость муниципалитетов в отношениях с концессионерами.
Создание условий дляпривлечения инвестиций с использованием экономической привлекательностиресурсосберегающих проектов, состоящих в том, что в качестве источниковпогашения заемных средств, взятых на реализацию проектов, могут использоватьсясредства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства ипотребления коммунальных услуг.
Реконструкция и модернизацияпредприятий ЖКХ приведет к снижению себестоимости производства единицы ихпродукции, а модернизация жилищного фонда — к сокращению потребления ресурсов иполучению экономического эффекта от инвестиций. Администрации муниципальныхобразований, заинтересованные в создании условий для привлечения долгосрочныхзаемных ресурсов финансирования инвестиционных проектов по модернизации ЖКХ,которые не могут быть профинансированы за счет собственных доходов предприятийили бюджета, должны взять на себя кредитные риски через предоставлениебюджетных гарантий и осуществить организационные меры по отработке стандартов,процедур и форм обеспечения привлечения заемного финансирования.
8. Государственнаяподдержка инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Общая потребность в инвестициях вЖКХ требует мобилизации всех возможных ресурсов для технической модернизациикомплекса, направленной на внедрение современных энергосберегающих технологий,переоснащение котельных, сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений ит.п.
Государственная поддержкаинвестиций в модернизацию ЖКХ осуществляется в четырех взаимосвязанныхнаправлениях:
1) привлечениефедеральных бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организацийпод гарантии администрации региона, администраций муниципальных образований дляфинансирования, отобранных на конкурсной основе, наиболее подготовленных иэффективных инвестиционных проектов в коммунальном секторе. Предполагаетсясофинансирование данных проектов со стороны областного и местных бюджетов, атакже самих предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
2) привлечение средствфедерального бюджета, предусмотренных в федеральных целевых программах;
3) использование средствместных бюджетов на ликвидацию недоремонта жилищного фонда, реконструкцию имодернизацию инженерных коммуникаций при поддержке областного бюджета поцелевым программам.
Реализация предложенныхнаправлений развития ЖКХ региона позволит обеспечить устойчивый процессразвития отрасли на основе рыночных факторов и рыночных взаимоотношений.
3.2 Проектная модель
Так как в рамках курсового проекта сложно рассмотретьвсе направления развития предприятий жилищно – коммунальной сферы, рассмотримпроект развития одного из важнейших предприятий отрасли МУП «Водоканал».
Низкое качество воды,рост потребителей, сложная гидрологическая обстановка на р. Амур вызываетнеобходимость разработки новых источников водоснабжения.
Проектируемая схемаводоснабжения по освоению Тунгусского месторождения подземных водрассматривалась с учетом возможных методов очистки исходной воды с доведениемее качества до требований «Вода питьевая», согласно СанПиН 2.1.4.559-96 иподачи ее потребителю. В настоящее время качество воды, поставляемоепотребителям остается крайне низким.
Серьезное влияние насостояние воды в реке Амур оказывает то обстоятельство, что бассейн рекииспользуется не только Российской Федерацией, но КНР. Специфика воздействияраспределяется так: Россия 54,8 % (население около 5 млн. чел.), КНР – 44,2 %(население около 55-60 млн. чел.), отметим также, что на территории КНРпрактически отсутствуют очистные сооружения канализации. Отрасли производстваобеих стран в этих регионах схожи, но объем производства, а следовательно истоков в КНР превышает Российский в 7-8 раз.
Проектируемая схемаводоснабжения включает в себя:
— водозаборные сооружения;
— водопроводные очистные сооружения;
— водоводы I и II подъемов;
— насосную станцию подкачки вКраснофлотском районе г.Хабаровска.
Кроме того рассмотренодва варианта очистки исходной воды с доведением ее до хозпитьевого качества:
I вариант — традиционная очистка водына сооружениях;
II вариант — очистка исходной воды вводоносном пласте.
В I варианте — выделяетсяI очередь строительства с обустройством трех кустов скважин опытно-промышленнымиустановками очистки воды в водоносном пласте и необходимым комплексомсооружений для подачи чистой воды потребителю.
На МУП «Водоканал» былразработан бизнес- план разработки тунгусского месторождения, которыйпредполагает два варианта реализации.
I вариант — насооружениях — традиционный метод.
II вариант — вводонансосном пласте — геотехнологический метод.
Основные затраты по двумвариантам представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1 – Затраты нанововведение
Технико-экономические
показатели Вариант I Вариант II Производительность — суточная, тыс. м3 100 100 — годовая, тыс. м3 36500 36500 Капитальные вложения, тыс. руб. 1081347,4 752465,39
Годовые эксплуатационные
затраты, тыс. руб. 183076,1 65850,4 Приведенные затраты, тыс. руб. 255526,1 116265,5 Себестоимость 1 м3 воды 5,0 1,8
Таблица 3.2 — Годовыеэксплуатационные затратыНаименование затрат Стоимость затрат, тыс. руб. I вариант II вариант Расходы на заработную плату (Ф) 4842 2540,4 Стоимость реагентов (Ц) 61818 286 Стоимость электроэнергии (Сэ) 46579,3 17911 Амортизационные отчисления (А) 57311,4 39880,7 Текущий ремонт (Ст.р.) 5406,7 3762,3 Прочие расходы (Спр) 7118,7 1470 ИТОГО: 183076,1 65850,4
Затраты на осуществлениепроектов определяются по формуле:
З = С + Ен * К,
где З — приведенныезатраты, тыс руб.
С — эксплуатационныезатраты, тыс руб / год.
К — капитальные вложения,тыс руб.
Ен — нормативныйкоэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, установленныйЕн — 0,12.
Приведенные затраты попервому варианту:
З1 = 125764, 7 + 0,12 *1081347,4 = 255526,1 тыс руб.
Приведенные затраты повторому варианту:
З2 = 25 969, 7 + 0,12*752465,39 = 116265,5 тыс. руб.
Себестоимость отчисткиводы:
1-го варианта:
С = ( 61818 + 4842 +46579,3 + 5406,7 + 57311,4 + 72118,7 ) / 365 * 100 = 183 076,1 / 36 500 = 5рублей.
2-го варианта:
С = (286 + 2540,4 + 17911+ 3762,3 + 39880,7 + 1470) / 365 * 100 = 65850, 4 / 36500 = 1,8 руб.
Таким образом, наиболеепривлекательным представляется второй вариант строительства.
Управление проектом
Рассмотрим описываемоепредприятие как систему. />
 
МУП «Водоканал»  

Муниципальный заказ
/>

Сырье, материалы, ГСМ
/>                                                                                         ЖКХ – услуги
/>Топливо и энергия от
генерирующих компаний
/>

Рисунок 3.1 –Представление МУП «Водоканал» как открытой модели
Необходимо выбратьсистему функций для преобразования входов в заданные выходы. При этомвыявляются наиболее значимые функции из всех существующих. Для построения схемыбыла выбрана функция «реализация муниципального заказа»

/>Поступление заказа
Реализация
муниципального заказа  

Финансовое обеспечение                                                                                         Договорна оказание
/>                                                                                                                                    ЖКХ — услуг
/>

Прочее ресурсное
/>обеспечение
Рисунок 3.2 – Схемапреобразования входов в выходы системы
При построении структурно– логической схемы необходимо выявить функции, которые непосредственно иликосвенно преобразуют входы в заданные выходы системы.
Пример структурно –логической схемы реализации функции «Реализация муниципального заказа»представлена на рисунке 3.3
/>

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Насосная станция  
Отдел кадров  
Склад  
Главный экономист  
Заместитель директора по финансам  
Главный инженер                           1                                         1                                                   1/> /> /> /> /> /> />

/>/>/>
Эксплуатационные участки                                                         2                              2                                       2  
                                            3          5                         3         5                      3        
/>

                                                                                           4
1 – разработка годовойпрограммы ЖКХ – услуг;
2 – согласованиересурсного обеспечения программы;
3 – реализация ресурсногообеспечения;
4 – оказание ЖКХ – услуг;
4 – отчет о проделаннойработе.
Рисунок 3.3 –Структурно–логическая модель реализации функции «Реализация муниципальногозаказа»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основную рольреформирования предприятий городского хозяйства играет реформирование иоптимизация управления отраслями жилищно-коммунального хозяйства, для основноймассы населения муниципального образования наиболее острым и волнующим вопросомявляется повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и как следствие,повышенное внимание ко всему процессу проведения жилищно-коммунальной реформы.Важнейшими направлениями проводимой реформы являются: создание конкурентнойсреды для предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, контроль над установлениемтарифов предприятиями — монополистами, обеспечение социальной защиты населению.
В настоящеевремя существуют два различных направления, по которым может идти реформированиепредприятий городского хозяйства. Согласно первому, основное внимание уделяетсяэкономии бюджетных средств, повышению эффективности их использования путемпостепенного перекладывания затрат на финансирование предприятий городскогохозяйства на плечи потребителей. Это происходит путем повышения тарифов науслуги предприятий городского хозяйства. Однако у этого направления естьсерьезные недостатки: в результате простого повышения тарифов до уровняокупаемости, у этих предприятий не возникнет стимула повышать качествопредоставляемых услуг, атакже со стороны населения будет резкое недовольствополитикой, проводимой местными властями, а также ухудшение социальной ситуациив целом. Согласно второму направлению, основные усилия должны быть направленына активизацию экономических путей решения существующих проблем. Нужна демонополизациярынков услуг предприятий городского хозяйства, создание конкуренции междупредприятиями различных форм собственности, что повлечет сбережение ресурсов итакже постепенное повышение тарифов, которое также является частью реформ.
Повышениетарифов на услуги предприятий городского хозяйства – неотъемлемая часть каждогоиз направлений реформирования, но целью проведения реформ является повышениекачества обслуживания населения города с переводом предприятий городскогохозяйства на принципы работы в условиях рыночной экономики. До нынешнегомомента, повышение тарифов предприятиями городского хозяйства было оторвано повремени от каких либо качественных результатов этого повышения. Либо оно вовсене имело своим следствием ни снижения бюджетных расходов, ни повышения качестваработ и услуг в данной сфере, ни, тем более не стимулировало снижениепроизводственных издержек в данной сфере.
В частности,система управления городскими предприятиями такова, что заказчик не имеетвозможности полноценно спрашивать с подрядчика за качество производимых услуг иработ вследствие слабо развитых правовых и договорных отношений в жилищно-коммунальномхозяйстве, не разделены функции Заказчика и Подрядчика, управление ихозяйствование, по сути, находится в одних руках. Формирование городскогозаказа идет очень неэффективно, не во всех сферах городского хозяйстваприсутствуют предприятия различных форм собственности, альтернативныхгосударственной. Городские заказы автоматически переходят к фирмам, которыеработали на этом поприще до внедрения системы городских заказов, вследствиенеразвитости методов и средств привлечения негосударственного сектора вжилищную систему, ущербности проведенных конкурсов. Система оплаты зажилищно-коммунальные услуги несовершенна, экономически не обоснованна. Качествопредоставляемых предприятиями городского хозяйства услуг, зачастую несоответствует ни каким минимальным стандартам качества.
Проведениереформ ЖКХ обусловлено тем, что, во-первых, расходы на содержание ЖКХ всегдасоставляли существенную часть бюджетных расходов, прежде всего местных органовуправления. Во-вторых, необходимо конкретным образом изменить отношение кимеющимся материальным ресурсам. Их экономия дает значительные выгоды всемународному хозяйству страны. В-третьих, существовавшая система обеспечения этойсферы материальными и финансовыми ресурсами не позволяла удовлетворительнымобразом содержать ее и обеспечить потребности населения. Изменениеполитико-экономических отношений административных структур управления на всехуровнях власти также предопределило необходимость реформы ЖКХ.
Коммунальныеслужбы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно этокасается тепло-, водо-, электро-, газоснабжения. На оплату услуг данного видаприходится 70% платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовойконтроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятийестественных монополий.
Социально-экономическоесостояние российских регионов определяется как объективными, так исубъективными факторами и, в первую очередь, кадрами местных администраций иметодами регионального управления. В сложных условиях выхода из кризисапреимущество имеют, прежде всего, те регионы, в которых используются адекватныеметоды и инструменты управления их развитием. Происходящие изменения, связанныес необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции вовсех организациях, заставляют уделять значительное внимание долгосрочнымаспектам кадровой политики на предприятиях городского хозяйства, базирующейсяна научно обоснованном планировании.
Существовавшаяна протяжении десятилетий система информационной поддержкиорганизационно-экономического управление предприятиями городского хозяйствавыявила огромное несоответствие её возможностей потребностям и задачампроводимой в России жилищно-коммунальной реформы.

СПИСОКИСПЧОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧОНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2005. – 86 с.
2. Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6октября 2003 г. № 131 – ФЗ // Российская газета. – 2003. — № 234
3. Бузырев, В.В Экономикажилищной сферы / В.В. Бузырев, В.С. Черкалин. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 256 с.
4. Воронина, Н.В.Экономика жилищного хозяйства / Н.В. Воронина. – Хабаровск: Изд – во Хабар.Гос. Тех. Ун-та, 2005. – 135 с.
5. Жуков, Д.М. Экономикаиорганизация жилищно–коммунального хозяйства города: учебное пособие / Д.М. Жук.– М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 96 с.
6. Кожемякин, Д.П.Теплоснабжение российских городов: что дальше? / Д. П. Кожемякин // ЭКО. — 2008. — № 6. — С. 67 — 80.
7. Колесников, И.В.Особенности построения системы управления ЖКХ малых муниципальных образования /И.В. Колесников // ЖКХ. – 2003. — № 10. – С. 20 – 28
8. Кривоносова, Л.А. Технология социальногопроектирования / Л.А. Кривоносова. – Хабаровск.: Изд-во ДВАГС, 2007. – 73 с.
9. Максимов, А. А стоит ли ставить счетчик?(Энергосбережение. Учет потребляемых коммунальных услуг) / А. Максимов //Экономика и жизнь. — 2007. — № 18. — С. 39.
10. Маршалова, А.С. Экономическая и социальнаясущность реформы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством / А. С.Маршалова // Регион: экономика и социология. — 2006. — № 2. — С. 185 – 19
11. Миронов, С. Реформа жилищно-коммунальногохозяйства: поиск эффективных решений / С. Миронов // Проблемы теории и практикиуправления. — 2008. — № 6. — С. 115 — 124.
12. Правдивко, З. Статистическая оценка состоянияЖКХ Хабаровского края / З. Правдивко // Вестник Хабаровской государственнойакадемии экономики и права. — 2007. — № 3. — С. 36-44. – Библиог
13. Программа «Жилище» на 2001 – 2010 годы //Финансы. – 2000. — № 4. – с. 32 – 48.
14. Сандалова, Н.В. Определение целейприватизации и реструктуризации предприятий ЖКХ / Н.В. Сандалова // ЖКХ. –2008. — № 2.
15. Симонов Ю.Ф. Жилищно – коммунальноехозяйство: Справочник / Ю.Ф. Симонов – М.: МарТ, 2004. – 272 с.
16. Симонов Ю.Ф. Экономика жилищно — коммунального хозяйства / Ю.Ф. Симонов — М.: МарТ, 2004. – 208 с.
17. Управление проектами. Практическоеруководство / Коллектив авторов ГК МИМ – М.: Юридическая книга, 2003.- 164 с.
18. Фомин Д.А. Коммунальная антиутопия(Жилищно-коммунальное хозяйство) / Д. А. Фомин, Г. И. Ханин // ЭКО. — 2007. — №7. — С. 3 — 22.
19. Чекалин, В.С. Стратегическое управление вгородском хозяйстве: Учебное пособие / В.С. Чекалин. – СПб.: СПбГИЭУ, 2001. –135 с.
20. Черняк В.З. Экономика строительства икоммунального хозяйства / В.З. Черняк. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 623 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.