--PAGE_BREAK--1.2. Анализ финансового состояния ООО «Билкон»
Оценка финансового состояния включает в себя анализ бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках ООО «Билкон» и расчет ряда финансово-экономических показателей за период с января по октябрь 2010 года в целях выявления тенденций в деятельности предприятия.
Методика проведения анализа финансовых результатов включает несколько этапов:
1) анализ динамики и структуры балансовой прибыли;
2) анализ прибыли от реализации;
3) расчет показателей финансовой устойчивости предприятия.
Прибыль до налогообложения = прибыль от реализации + % к получению — % к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы – прочие операционные расходы+/-внереализационные доходы/расходы.
Чистая прибыль– это прибыль, остающаяся у предприятия после оплаты всех налогов.
Абсолютные показатели доходности деятельности предприятия:
Прибыль от реализации– это валовая прибыль от обычных видов деятельности предприятия.
Операционные доходы– это доходы от продажи активов, аренды, плата за предоставление патентов, промышленных образцов и т.д.
Операционные расходы– это плата за услуги банка, расходы по содержанию законсервированных объектов, расходы по аннулированным заказам и т.д.
Внереализационные доходы– полученные предприятием пени, штрафы, неустойки, а также прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году.
Внереализационные расходы– отрицательные курсовые разницы, убытки от хищения, судебные расходы, штрафы, пени, неустойки, уплачиваемые предприятием.
Корректировка прибыли– часть прибыли, которая не облагается налогом и направляется предприятием на финансирование капитальных вложений, содержание учреждений здравоохранения, образование, культуры, находящихся на балансе предприятия, а также взносы на благотворительные цели и фонды поддержки предприятия.
Анализ структуры и динамики балансовой прибыли представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Анализ и структура динамики балансовой прибыли, млн.руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Чистая прибыль увеличилась за анализируемый период на 15,009 млн.руб. На рост прибыли оказал влияние рост выручки от реализации на 22,466 млн.руб. Отрицательное влияние на прибыль оказало отсутствие операционных доходов. Чтобы увеличить прибыль, предприятию необходимо увеличить операционные доходы. Увеличение операционных доходов возможно за счет сдачи помещений торгового комплекса в аренду.
Наличие операционных расходов не оказывает существенного отрицательного воздействия на деятельность предприятия
Коммерческие расходы снизились незначительно, что вероятно связано с снижением транспортных расходов.
Основная задача, решаемая при определении финансового состояния проекта – оценка его ликвидности. Ликвидность предприятия – это его способность превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока.
Смысл анализа ликвидности состоит в том, чтобы с помощью абсолютных показателей проверить, какие источники средств и в каком объеме используются для покрытия обязательств предприятия.
Показатели этой группы позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. Сопоставляя текущие активы (оборотные средства) с краткосрочной задолженностью, устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям.
В зависимости от степени ликвидности активы разделяются на следующие группы:
- наиболее ликвидные активы– денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
- быстро реализуемые активы– дебиторская задолженность и прочие активы;
- медленно реализуемые активы– статьи раздела IIактива: «Запасы и затраты» (за исключением «расходов будущих периодов», «дебиторской задолженности больше 1 года», «НДС по приобретенным ценностям»);
- труднореализуемые активы– статьи раздела Iактива баланса «Основные средства и внеоборотные активы».
Расчет показателей ликвидности приведен в табл. 1.2.
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов компании приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов, следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Нормативная величина указанного коэффициента (минимальное значение), установленная Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 составляет 2,0. Фактическая величина данного коэффициента в базовом периоде составляет 2,05, а в отчетном достигает 2,01, то есть финансовая устойчивость предприятия несколько снизилась, хотя и находится в пределах нормы.
Таблица 1.2.
Расчет показателей ликвидности
Показатели
Базовый период
Отчетный период
Рекомендуемый критерий
Формула расчета
Коэффициент текущей ликвидности
2,05
2,01
>2,0
Текущие обязательства
Коэффициент быстрой ликвидности
0,24
0,53
>1,0
текущие обязательства
Коэффициент абсолютной ликвидности
(платежеспособности)
0,24
0,53
>0,2
Текущие обязательства
Коэффициент быстрой ликвидности аналогичен коэффициенту общей ликвидности, однако, исчисляется по более узкому кругу текущих активов, т.е. исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. Принято считать, что указанный коэффициент должен быть близок или немного превышать 1(единицу). Фактическое значение данного коэффициента в базовом периоде – 0,24, а в отчетном периоде – 0,53, то есть имеется тенденция к увеличению. Это говорит об удовлетворительной платежеспособности.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности компании и показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно. Значение указанного коэффициента по сложившейся международной практике должно быть более 0,2. Фактическое его значение в базовом периоде составляет 0,24, а в отчетном периоде – 0,53, то есть значение этого коэффициента для
ООО «Билкон» близко к норме, при этом оно значительно увеличилось. Это говорит о том, что по своим обязательствам предприятие способно удовлетворить в ближайшее время претензии (обязательства) перед кредиторами и находит свое отражение в своевременной выплате заработной платы и перечислении налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
В целом анализ табл. 1.2. позволяет сделать вывод о достаточной ликвидности активов фирмы.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовый доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или норму рентабельности. Доходность деятельности предприятия характеризуется не только абсолютными показателями, но и относительными. Относительные показатели – это и есть рентабельность.
1. Рентабельность авансированного капитала = чистая прибыль/итог среднего баланса. Рентабельность капитала показывает, сколько рублей прибыли приходится на рубль авансированного капитала.
2. Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль/средняя величина собственного капитала.
Показывает, сколько рублей прибыли приходится на рубль собственного капитала.
3. Рентабельность продукции = прибыль от реализации/выручка от реализации.
Показывает долю прибыли в каждом рубле выручки от реализации
4. Рентабельность основной деятельности = прибыль от реализации/затраты на производство и сбыт.
Показывает долю прибыли в затратах
5. Рентабельность производства = Прибыль до налогообложения/среднегодовая стоимость производственных фондов показывает эффективность использования предприятием основных и оборотных фондов.
6. Рентабельность предприятия = прибыль от реализации/среднегодовая стоимость производственных фондов.
Предприятие считается рентабельным, если оно в результате реализации продукции возмещает свои издержки и получает прибыль.
Расчеты показателей рентабельности приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3.
Показатели рентабельности предприятия
Показатель
Базис
Отчёт
Темп роста (%)
1. Прибыль до налогообложения, (млн. руб.)
59,052
74,061
125%
2. объём реализации, (млн. руб.)
1363,245
1587,711
116%
3. стоимость производственных фондов, (млн. руб.), в том числе
447,487
699,552
156%
— стоимость основных средств, (млн. руб.)
68,774
77,774
113%
— стоимость оборотных средств (млн. руб.)
378,713
621,778
164%
6. прибыль на 1 рубль реализованной продукции, (млн. руб.)
0,0433
0,0466
108%
7. рентабельность производства (%)
13%
11%
-2%
8. чистая прибыль (млн.руб.)
59,052
74,061
125%
9. рентабельность продукции (%)
6%
7%
1%
10. рентабельность основной деятельности (%)
7%
7%
0%
11.рентабельность предприятия (%)
20%
15%
5%
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что прибыль до налогообложения выросла на 25%, объём реализации вырос на 16%, что является положительной тенденцией. Стоимость основных средств и стоимость оборотных средств увеличилась на 13% и 64% соответственно. Что свидетельствует о расширении производства. Стоимость производственных фондов выросла на 56%.
Прибыль на 1 рубль реализованной продукции выросла на 8%, что очень хорошо для предприятия.
Т.к. снизилась рентабельность производства на 2%, то это означает, что предприятие неэффективно использует основные и оборотные средства.
Увеличение рентабельности продукции на 1% свидетельствует, что прибыль на каждый рубль выручки возросла.
Рентабельность основной деятельности практически не изменилась. Общая рентабельность предприятия снизилась на 5% за счет неэффективного использования производственных фондов.
Таким образом, анализ финансового состояния предприятия в целом свидетельствует об эффективной работе ООО «Билкон». На предприятии наблюдается тенденция увеличения выручки от продаж, прибыли и повышение рентабельности. В связи с устойчивым положением ООО «Билкон» и наличием свободных средств, создание нового магазина будет осуществляться за счет собственных средств ООО «Билкон», без привлечения дополнительных инвестиций
2.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
2.1. Тенденции развития рынка бытовой техники в Подольске
На данный момент по оценкам специалистов рынок торговли бытовой техникой в г. Подольске переживает бурный рост. Потребители заинтересованы в приобретении качественной и разнообразной техники для быта, позволяющей сделать его комфортнее. Множество производителей каждый день предлагают к продаже технику, основанную на новейших технологиях и способной в разных сферах жизни человека облегчить существование и помочь в обустройстве быта.
По различным оценкам, в 2009 году рынок бытовой техники и электроники (БТЭ) Подольска сократился на 20% в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом, но с 2010−го, по официальной статистике, продажи увеличиваются неплохими темпами.
По прогнозам аналитиков, уже в 2011 году продажи имеют предпосылки для выхода на докризисный уровень, однако расстановка сил на рынке ритейлеров БТЭ может измениться (Рис. 2.1 ).
Рис. 2.1. Динамика розничных продаж на рынке бытовой техники в г. Подольске (тыс. долл.)
По мнению экспертов, в России реального роста сопоставимых продаж у ритейлеров БТЭ нет: сегодня достичь увеличения выручки можно только за счет открытия новых магазинов или агрессивной ценовой политики (что в итоге может неблагоприятно сказаться на ритейлерах).
Город Подольск выступает в роли одного из катализаторов роста сетей БТЭ, так как даже крупные игроки рынка до 2008 года освоить удаленные уголки России так и не успели. К примеру, по данным рейтинга крупнейших российских сетей 2009 года, если лидер рынка «Эльдорадо» присутствует в 47 из 83 регионов России, то следующая за ней сеть «М.Видео», имея сопоставимые выручку и объем торговых площадей, – лишь в шести.
Второй путь для возможного роста – освоение интернета. Согласно оценкам специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем розничной интернет-торговли вырос по итогам 2009 года на 40% (при этом оборот розничной торговли по стране в целом сократился на 5,5% и составил около 155 млрд рублей). По данным Яндекса, в течение 2009 года проникновение интернета в России увеличилось более чем на 20%.
В то же время ряд специалистов считают увлечение интернетом временным. «С восстановлением кредитования, в первую очередь непосредственно на площадях ритейлера, можно ожидать обратного смещения спроса – в пользу непосредственно прямых магазинных продаж», – прогнозирует Василий Копосов, аналитик инвестиционной компании «Энергокапитал».
Тем не менее многие признают, что потенциал этого направления очень высок и в будущем станет шансом существенно увеличить продажи и обогнать конкурентов.
2.2. Анализ конкурентов
По оценке покупателей наиболее популярными магазинами бытовой техники в Подольске являются магазины Эльдорадо и Техносила (Табл. 2.1.).
Таблица 2.1.
Популярность магазинов с точки зрения покупателей
С учетом категории магазина, географического расположения и популярности, к наиболее значимыми конкурентами ООО «Билкон» можно отнести Эльдорадо, Техносила, 1000 мелочей и Салон белой техники.
Позиционирование магазинов по популярности и ценовому диапазону представлено на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Позиционирование магазинов бытовой техники
В качестве оценок позиционирования выбрана бальная оценка магазинов по критериям ценовая политика и популярность.
Оценка популярности проводилась по 5-ти балльной системе, а оценка ценового диапазона по 3х балльной шкале:
- от 0 до 1 –цены ниже средних;
- от 1 до 2 – цены соответствуют средним ценам на рынке;
- от 2 до 3 цены выше средних.
Проведем оценку основных конкурентов в соответствии со следующими критериями:
— ассортиментная политика;
— ценовой диапазон;
— уровень обслуживания;
— наличие дисконтных и бонусных программ для покупателей;
— дополнительные услуги (доставка, продажа в кредит и пр.).
Для оценки сравнительных преимуществ фирм-конкурентов будем использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам (Табл. 2.2.).
Таблица 2.2.
Сегментация рынков по основным конкурентам
Результаты, представленные в таблице, были получены методом экспертных оценок. Каждый фактор в таблице получил оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 (доминирующие позиции). Оценки проставлялись в каждом из столбцов таблицы, а затем суммировались и находился средний бал.
Наиболее сильный конкурент – это сеть магазинов «Эльдорадо», так как он располагается в непосредственной близости от магазинов «Билкон» и предлагает схожий спектр товаров и услуг: доставка, продажа в кредит, оплата кредитными картами, гибкая система скидок.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Анализ потребителей
По мнению Ф. Котлера, рынок состоит из всех потенциальных потребителей, имеющих частные нужды или желания, готовых их удовлетворить и способных оплатить такое удовлетворение. Основа рыночной практики — способность идентифицировать потребителя или клиента, способность адаптироваться к точке зрения потребителя.
Рынок, как правило, образует группы потребителей с совершенно различными нуждами и желаниями. Каждая такая группа — определенный сегмент рынка с отличающимися характеристиками потребителей. Таким образом, сегментация — стратегия, используемая продавцом для концентрации и, следовательно, оптимизации использования своих ресурсов на рынке. Так же сегментация — это ряд процедур, используемых продавцами для сегментирования рынка.
Ф. Котлер предлагает сегментацию по таким характеристикам:
— география;
— демография;
— психография.
Сегментирование по географическому принципу предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать:
1) в одном или нескольких географических регионах;
2) во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией.
Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность. Демографические переменные — самые популярные факторы, служащие основой для различения групп потребителей. Одна из причин подобной популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны как раз с демографическими признаками. Другая причина кроется в том, что демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются замерам. Даже в тех случаях, когда рынок описывают не с демографической точки зрения (скажем, на основе типов личностей), все равно необходимо провести связь с демографическими параметрами.
Для сегментации по демографическому признаку применяются такие переменные как возраст, пол, уровень доходов.
При психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни и/или характеристик личности. У представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно разные психографические профили.
При сегментировании на основе поведенческих особенностей покупателей делят на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на этот товар. Многие деятели рынка считают поведенческие переменные наиболее подходящей основой для формирования сегментов рынка. Покупателей так же можно различать между собой по поводам возникновения идеи, совершения покупки или использования товара.
Покупателей товаров магазина бытовой техники можно сегментировать по географическому принципу и по ряду поведенческих переменных, статуса пользователя, интенсивности потребления, степени приверженности, готовности к восприятию товара и отношения к нему.
Сегментирование рынков товаров магазина бытовой техники целесообразнее проводить по разновидностям конечных потребителей товара. Разные конечные потребители часто ищут в товаре и разные выгоды. А значит, по отношению к ним можно пользоваться разными комплексами маркетинга. Еще одной переменной, которую можно использовать для сегментирования рынка товаров магазина бытовой техники является весомость заказчика.
Таким образом, рассмотрев основные подходы к сегментированию рынка остановимся на характеристиках потенциальных покупателей, представленных в табл.2.3.
Таблица 2.3.
Сегментирование рынка
Параметры сегментирования
Профили сегментов
1
2
3
4
5
Пол
Мужчины
женщины
Возраст
17-25
26-35
36-45
46-55
Более 55
Уровень дохода
Менее 3000 руб./мес
3000-5000 руб./мес
5000-10000 руб/мес
10000-15000 руб./мес
Более 15000 руб./мес
Образование
Среднее
Средне-специальное
высшее
Вид деятельности
Не работающее население
Студент
Домохозяйка
Работающее население
Специальность
Обслуживающий персонал
Рабочий
Служащий
Специалист с ВО
Менеджер высшего звена
Семейное положение
Семейный
одинокий
Размер семьи
1
2
3
4 и более
Кол-во детей
Нет детей
1
2 и более
Первый сегмент
Второй сегмент
В целях определения поведенческих особенностей представителей данного сегмента проведем оценку по таким характеристикам, как:
— способы проведения досуга;
— частота поездок за границу;
— пользование Интеренет.
Для определения основного сегмента было проведено исследование, которое включало в себя опрос 100 респондентов. В качестве инструмента сбора первичной информации была разработана анкета, которая предназначалась для посетителей магазинаа.
Полученные данные были обработаны и объединены, таким образом, в целом проведено выборочное анкетирование 100 человек. Следует заметить, что с увеличением объёма выборки вероятность искажений уменьшается и погрешностью выборки можно пренебрегать.
Исследование структуры потребителей на основе демографических факторов (рис. 2.4.) выявило следующую картину: данные по половозрастной структуре показывают, что среди посетителей магазина прмероно одинаковая доля мужчин (51%) и женщин (49%), причем в возрастной группе от 29 до 45 лет.
Рис. 2.4.Структура посетителей магазина по половому признаку
В среднем же, от общего числа опрошенных респондентов это составляет 63% и превышает количество женщин на 54%. Это объясняется тем, что люди данного возраста, как правило, уже состоявшиеся. Возрастная структура исследуемой выборки представлена на рис. 2.5
Рис. 2.5.Возрастная структура потребителей
Таким образом, потенциальным покупателями бытовой техники является мужчины и женщины в возрасте от 29 до 45 лет
Анализ семейного положения показал, что каждый второй — женат или замужем (Рис. 2.6.).
Рис. 2.6. Семейное положение
Семья человека, который регулярно покупает бытовую технику, обычно состоит из трех человек, несколько реже — из двух или четырех (Рис.2.7. – 2.8.).
Рис. 2.7. Размер домохозяйства
Рис. 2.8. Количество детей в домохозяйстве
Большинство покупателей бытовой техники — люди работающие. Чаще всего это специалисты с высшим образованием, каждый пятый покупатель — менеджер высшего звена, а каждый четвертый — служащий (Рис. 2.9. – 2.10).
Рис.2.9 Занятость
Рис. 2.10 Должность
Посетители магазина имеют высокий доход: 86% из них может без труда приобретать предметы длительного пользования, 10% способны купить квартиру, дачу (рис.2.11).
Рис. 2.11. Потребительская группа
Зависимость покупок от возраста уровня благосостояния покупателей Санкт-Петербурга представлена в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Возраст и уровень благосостояния покупателей бытовой техники
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что основной сегмент включает в себя семейные пары в возрасте 35 лет с доходом выше среднего и работающие и имеющие высшее образование.
3.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
продолжение
--PAGE_BREAK--