Реферат по предмету "Экономика"


Развитие инновационной деятельности предприятия

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра экономики предприятий
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Развитие инновационнойдеятельности предприятия»
По дисциплине «Экономика предприятия»
Слушатель заочной
Формы обучения
Группа №4
Руководитель Г.Я. Телешук
Минск 2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Содержание и особенностиинновационной деятельности предприятия
1.2 Результаты инновационнойдеятельности предприятия
1.3Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условияххозяйствования
2. АНАЛИЗИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Нормативно-правовая базаинновационной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Характеристика ОАО«Гомельстройматериалы»
2.3 Анализ состояния инновационнойдеятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
З.ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1Планирование инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
3.2 Путиразвития инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Сегодняв мировой экономике происходят беспрецедентные геополитические изменения,обусловленные, прежде всего, глобализацией и межгосударственной экономическойинтеграцией. Однако приходится признать, что эти глобальные явления являютсявсего лишь объективным следствием других не столь броских и очевидных, но неменее масштабных и значимых явлений, связанных с формированием «новойэкономики», или «экономики знаний».
Исключительнаязначимость (ценность) знания в современной хозяйственной деятельностиопределяется рядом следующих обстоятельств:
1)знание как ресурс превратилось в один из решающих факторов производства,наряду с капиталом и трудом;
2)знание становится продуктом (товаром) и потому создаются новые формыдеятельности, основанные на торговле результатами знаний;
3)возрастает плотность знаний, происходит системное применение науки впроизводстве и повседневной жизни человека, выражающееся, в конечном счете, впереходе к инновационной экономике;
4)по мере смены одного технологического уклада другим в геометрическойпрогрессии возрастают издержки на получение новых знаний, осуществлениеисследований и разработок, их практическое внедрение;
5)новая экономика, экономика знаний, инновационная экономика опирается наинформационно-коммуникационные технологии, изменившие физические основы исущественно снизившие ресурсоемкость распространения информации, что оказываетвсепроникающее революционное воздействие на все сферы деятельности человека;
6)знания, в том числе результаты исследований и разработок, во многомблагодаря информационно-коммуникационным технологиям, сегодня могуттиражироваться сколь угодно большое число раз без уменьшения их количества висточнике, причем сам процесс тиражирования осуществляется практически безиздержек. Указанное обстоятельство содержит в себе объективную предпосылку дляколоссальной экономии издержек конкретных предприятий на исследования иразработки, что не просто является важнейшей специфической чертой инновационнойэкономики, но и с учетом стремительного роста затрат на исследования иразработки представляет собой мощнейший стимул для интеграционных процессов в национальнойи мировой экономике, обусловливает целесообразность ассоциированных (коллективных)форм поведения и хозяйствования, ведет к дальнейшему обобществлению производства.
Такимобразом, новая экономика, или экономика знаний, есть важнейшая предпосылка дляформирования инновационной экономики, поскольку обновление и модернизацияпроизводства, переход от одного технологического уклада к другому принципиальноневозможны без получения и масштабного внедрения в практику новых знаний.Однако теоретический смысл происходящего гораздо глубже и шире — становлениеоснованной на знаниях инновационной экономики подразумевает, что широкоевнедрение в производство результатов исследований и разработок, информационныхи других новых технологий не только коренным образом меняет механизмы взаимодействиястран, регионов, отдельных предприятий, но и требует глубокой трансформациинаших представлений о законах и основах функционирования экономических системразного уровня.

1. СОВРЕМЕННЫЕАСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Содержание иособенности инновационной деятельности предприятия
Важнейшейособенностью инновационной экономики является то, что сегодня знание ужепревратилось в реальную, по большому счету, главную производительную силу. В тоже время более детальное изучение этого превращения показывает, что в общейсумме затрат на производство и реализацию принципиально новой, наукоемкой ивысокотехнологичной продукции издержки на получение новых знаний (затраты наисследования и разработки) составляют значительную величину — от 15 до 85 %, пренебречькоторой в наши дни уже невозможно [5, с.17]. В условиях рыночно-конкурентнойсистемы обособленные бизнес-единицы, осуществляя исследования и разработкисамостоятельно, вынуждены дублировать эти и без того значительные издержки. Вто же время возникает принципиальная возможность колоссальной экономииуказанных затрат на исследования и разработки в случае отказа конкурирующихбизнес-единиц от фундаментального рыночного принципа конкуренции («войны всехпротив всех») в пользу образования ассоциаций предприятий, их сотрудничества, атакже других форм экономической интеграции, вплоть до межгосударственных.
Инновационная экономика — это явление, кардинальноотличающееся от той модели, которая получила в экономической теории название«рыночно-конкурентной экономики». По большому счету, инновационная экономика — этокачественно новая, следующая за рыночно-конкурентной моделью и во многом ееотрицающая ступень развития современных экономических систем.
Вусловиях становления постиндустриальной, информационно-интеллектуальной,инновационной по своей сущности экономики, а также но мере обострениямеждународной конкурентной борьбы за рынки сбыта и быстро истощающиесяприродные ресурсы только научно-техническая и инновационная активность способныобеспечить стране достойное место и ряду технологически развитых государств. Внаучной литературе очень часто встречается утверждение о том, что сегодняустойчивый экономический рост отождествляется исключительно с внедрениемдостижений научно-технического прогресса и интеллектуализацией факторовпроизводства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании иорганизации производства приходится до 80 % прироста ВВП наиболее развитыхстран мира [3, с.22]. При этом ожидается, что в ближайшие 15-20 лет объемреализации наукоемких и высокотехнологичных товаров в 10 раз превзойдет общуюстоимость продукции сырьевого сектора. Все это объективно делаетбесперспективной принятую во многих странах СНГ сырьевую ориентациюэкономического роста и настоятельно диктует необходимость приоритетного,опережающего развития, именно научно-технического и инновационного секторовнациональной экономики.
Очевидно, что сохранить свой экономический суверенитет в XXI веке имеют шансы только те державы,которые сегодня форсированными темпами накапливают передовой, основанный наиспользовании последних достижений науки и техники, инновационный ипромышленный капиталы. Приверженность данному принципу инновационного развитиянаглядно демонстрируют развитые страны Запада (ОЭСР и, прежде всего, «Большаясемерка»), сконцентрировавшие под своим контролем до 90% мирового научного потенциалаи контролирующие не менее 80 % глобального рынка высоких технологий объемом в2,5-3 трлн. USD. В частности, благодаря высокопрофессиональномуинновационному менеджменту на уровне конкретных фирм и национальной экономики вцелом,, высокотехнологичная продукция в товарном экспорте США сегоднясоставляет более 32%, Великобритании — 31 %, Японии — 26 %, Франции — 23 %. Прибыль,получаемая технологически развитыми странами от реализации наукоемкой продукцииколоссальна: ежегодный экспорт наукоемких товаров и услуг приносит США более700 млрд. USD, Германии — 530 млрд., Японии -400 млрд.USD [12, с. 34].
Инновационнаядеятельность — деятельность,направленная на использование результатов научных исследований и разработок длярасширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции(товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующимвнедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации,называется инновационно-инвестиционная деятельность.
/>/>/>/>/>/>Инновационная деятельность — деятельность, связанная странсформацией результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованныйпродукт и предполагает целый комплекс научных, технологических,организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупностиони приводят к инновациям.
Инновационная деятельность включает в себя инновационныйпроцесс и систему организационных, производственных и коммерческих мероприятий,направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического процесса,получение прибыли. Благодаря четкой организации инновационной деятельностипроисходит ускорение технологического развития общества, быстрейшее внедрениевсех достижений научно-технического процесса. Поэтому главной цельюгосударственной инновационной политики является создание экономических,правовых, финансовых и организационных условий для осуществления успешнойинновационной деятельности.
Современную инновационную деятельность и ее виды характеризуютпо двум направлениям (тенденциям):
- с позициирекомендаций ЮНЕСКО инновационная деятельность рассматривается какнаучно-техническая деятельность (НТД), которая включает три ее вида: научныеисследования и разработки (НИОКР); научно-техническое образование и подготовкакадров; научно-технические услуги;
- согласносложившимся представлениям отечественных ученых-экономистов инновационнаядеятельность — это разработка новшеств и деятельность по материализации нововведений[8, с. 50].
Научно-техническаядеятельность характеризуется масштабом (объемом) выполняемых научныхисследований, которые могут осуществляться в рамках научного направления научнойпроблемы, научной темы.
Научноенаправление — наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельныйхарактер, и посвящено решению задач развития данной отрасли науки и техники.Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научныхорганизаций.
Научнаяпроблема — часть научного направления, представляющая один из возможных путейее решения. Выполнение научной проблемы может осуществляться в виде целевойнаучно-технической программы, которая является комплексом увязанных по ресурсами исполнителям работ. Как правило, координацию этих работ проводят головныенаучные организации.
Научная тема — частьпроблемы, которая решается обычно в пределах одной научной организации и выступаетосновной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учетеработ. Цель темы НИОКР -эффективное решение конкретной задачи. Например,разработка прибора, способа, проведение патентных исследований, выполнениеэкономических работ и т.д. Тема в зависимости от сложности может разбиваться наэтапы подэтапы.
Приосуществлении инновационной деятельности следует различать ее объекты, субъектыи понятие «инноватор».
Объектинновационной деятельности — это разработка техники и технологии дляпредприятий, находящихся на территории данной страны, независимо от их формсобственности.
Субъектамиинновационной деятельности выступают юридические и физические лица, иностранныеучреждения и граждане, а также лица без гражданства.
Инноватор- это творец, созидатель инновации: открытия, технического решения, полезноймодели, социально-экономической разработки, ноу-хау и т. д.
Такимобразом, разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:
а)подготовка и организация производства, охватывающие приобретениепроизводственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также впроцедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимыхдля создания нового технологического процесса;
б)предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта итехнологического процесса, переподготовку персонала для применения новыхтехнологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагаетсядальнейшая доработка конструкции;
в)маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные свыпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка,адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию, но исключая созданиесетей распространения для реализации на рынке;
г) приобретениенеовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытияноу-хау, торговых марок, конструкции, моделей и услуг технологическогосодержания;
д)приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования, по своемутехнологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых илипроцессных инноваций;
е)производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей дляопределения производственных процедур, технических спецификаций,эксплуатационных характеристик.
Все видыинновационной деятельности представляют собой инновационную сферу, т. е.область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции(товаров и услуг), включающую распространение инновации [10, с. 23].
Инновационная деятельностьнемыслима без четко работающей инновационной инфраструктуры. В инновационнуюинфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весьцикл осуществления инновационной деятельности от генерирования новыхнаучно-технических идей и их обработки до выпуска и реализации наукоемкойпродукции. Таким образом, инновационная инфраструктура — это совокупностьвзаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций или ихподразделений, осуществляющих инновационную деятельность и способствующих ей. Ктаким организациям относятся: инновационный инкубатор, технологический парк,технополис.
1.2 Результатыинновационной деятельности предприятия
Самопонятие «инновация» (innovation) впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX в. и означало введение некоторыхэлементов одной культуры в другую. Термин происходит от латинского слова «innovate», что означает обновление илиулучшение. В общем плане его можно понимать как особую культурную ценность —материальную или нематериальную, — которая в данное время и в данном местевоспринимается людьми как новая [16, с. 48].
Термин«инновация» был введен в экономическую терминологию американским экономистомЙозефом Шумпетером. В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаютсяразличные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и«инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов,однако определенные различия между ними существуют.
Если«инновацию» и «нововведение» можно считать синонимами, то от новшества их нужноотличать обязательно. Для различия этих терминов необходимо понимать, что любыеновшества, изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогдаполучат общественное признание, когда будут приняты к распространению(коммерциализации) и уже в новом качестве выступят как нововведения(инновации).
Принятосчитать, что термин «нововведение» является русским вариантом английского слова«innovation». Буквальный перевод с английскогоозначает «введение новаций» или, в нашем понимании этого слова, «введение новшеств».«Новшество» характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятиеблизко к понятию «изобретение». Под новшеством понимается новый порядок, новыйобычай, новый метод, изобретение, новое явление. С понятием «инновация» тесносвязаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новыеприборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранеенеизвестного явления природы.
Целесообразноразграничивать понятия «новшество» и «инновация». Новшество — это оформленныйрезультат фундаментальных, прикладных исследований, разработок илиэкспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ееэффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений;патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации нановый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий илипроизводственный процесс; организационной, производственной или другойструктуры; «ноу-хау»; понятий; научных подходов или принципов: документа(стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатовмаркетинговых исследований и т.д. Главное — внедрить новшество, превратить егов форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность, и получитьположительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Тогда инновацияпредставляет собой конечный результат внедрения новшества с целью измененияобъекта управления и получения экономического, социального, экологического,научно-технического или другого эффекта.
Новшествамогут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственномпроизводстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы каксистемы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходяв форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа длявнедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.
Инновация— конечный результатвнедрения новшества с целью изменения объекта управления и полученияэкономического, социального, экологического, научно-технического или другоговида эффекта [7, с. 65].
Схемапревращения новшеств в инновации и основную продукцию фирмы показана на рис.1.1.
Новшествамогут быть покупными или собственной разработки, предназначенными длянакопления, продажи или внедрения в выпускаемую предприятием продукцию(выполняемую услугу), т. е. превращения в форму инновации.
/>
Рисунок 1.1– Схема превращения новшеств в инновации и основную продукцию предприятия
Условныеобозначения:
НП —новшества покупные; НПН — новшества покупные для накопления; НПП — то же напродажу; НПИ — то же в инновации; НСИ — новшества собственного производства(разработки), реализуемые в инновациях; НСП — то же на продажу; НСН — то же длянакопления; ИПН — инновации покупных новшеств; ИСН — инновации собственных новшеств;ОП — основная продукция предприятия.
Инновациипринято классифицировать по ряду признаков (таблица 1.1). Так, по степенирадикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можноподразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).
Таблица1.1 — Классификация инноваций№ п/п Классификационный признак
Классификационные
группировки инноваций 1 степень радикальности
базисные, улучшающие и
псевдоинновации 2 предмет осуществления продуктовые и процессные 3 область применения инноваций управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. д. 4
этапы НТП, результатом
которых стали инновации
научные, технические, технологические, конструкторские,
производственные, информационные 5
степень интенсивности
инноваций «бум», равномерная, слабая, массовая 6
темпы осуществления
инноваций быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные 7 масштабы инноваций трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие 8 результативность инноваций высокая, низкая, стабильная 9 эффективность инноваций
экономическая, социальная,
экологическая, интегральная
За этимразделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий.Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США).Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этомпути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшениемсвойств существующих процессов производства и продуктов. По направленностирезультатов инновации делятся на инновации-процессы и инновации-продукты. Выделяютсятакже и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую онииграют в развитии экономической системы.
Различныевиды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфическиетребования к инновационному механизму. Так, технические и технологическиеинновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создаютусловия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организациюпроизводства. Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессынововведений многообразны и различны по своему характеру.
1.3 Организации инновационной деятельности предприятия врыночных условиях хозяйствования
Переходк рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства ивосприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкогосектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначалестадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому онисоздают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадиипредусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их болеемобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так ипоследние достижения науки и техники.
Инновациисвязывают различные по характеру и способам управления области хозяйственнойдеятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции.Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое иадекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость вуправлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов вработе предприятия, совершенствование всех основных элементов современногоинновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможностьинноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационнойдеятельности.
Инновационноеуправление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельностипредприятия.
Оновключает не только технические или технологические разработки, но и любыеизменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также вуправлении процессом новых знаний.
Инновацииможно представить как процесс совершенствования сбалансированности различныхобластей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновленияозначает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала инаправление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращениекаждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большоеколичество участников инновационного процесса, создать экономические условия истимулы для работы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.
Внедрениеинноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджеропределяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужнуюдолю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того чтобы была обеспеченасбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, какдобиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка,повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.
Внастоящее время в программах инновации белорусских предприятий приоритетнымиявляются; внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка;повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения вотдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научныхресурсов. Инновационный менеджер должен уметь разрешать уникальные проблемы.
В деятельностименеджеров упор приходится делать не па стандартные решения, а на способностьбыстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить тот единственновозможный в данном положении подход, который и является в конкретных условияхоптимальным.
Инновационныйменеджмент — это особыйвил профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретныхинновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальныхрезультатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальныхи финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методовэкономического механизма менеджмента [9, с. 39]. Инновационный менеджер имеетдело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, упитывающими спецификуинновационной деятельности.
Инновационныйменеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и взависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. Вего функции входят:
постояннаякорректировка инновационных целей и программ в зависимости от состояния рынка,изменений внешней среды;
ориентацияна достижение запланированного конечного результата инновационной деятельностипредприятия:
использованиесовременной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческихрешений;
изменениефункций стратегического управления и планирования — от текущего к перспективному;
упор навсе основные факторы изменения и улучшения инновационной деятельностипредприятия;
оценкауправления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;
привлечениевсего научно-технического и производственного потенциала предприятия к ее управлениюи др.
Инновационнымменеджерам приходится решать комплекс задач:
определениецелей стратегического управления и развития предприятия;
выявлениеприоритетных задач, их очередность и последовательность решения;
управлениеизменениями на предприятии;
разработкастратегии развития предприятия — системы хозяйственных задач и путей ихрешения;
подготовкасистемы мероприятий по разработке и освоению новых видов продукции (в рамкахжизненного цикла продукции);
оценканеобходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;
обеспечениежесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационнойдеятельности;
прогнозированиекак предвидение результатов развития предприятия, происходящего под воздействиемсуществующих факторов;
обеспечениежизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции,несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности и др.
Инновационныйменеджмент располагает своим собственным экономическим механизмом и тесносвязан с методологией научного управления. Экономический механизм менеджментаобъективно обусловлен работой предприятия врыночных условиях, когда результаты деятельности предприятия получаютоценку на рынке.
Содержаниепонятия «инновационный менеджмент» обычно рассматривают как организациюуправлении предприятием и как процесс принятия управленческих решений. Этапомразработки методологии научного управления стал анализ содержания работы иопределение се основных компонентов. Затем была обоснована необходимостьсистематического использования стимулирования с целью заинтересовать работниковв увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторыработ по научному управлению А. Файоль. П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг и другие выдвинули и обосновали следующие научныеположения:
важностьприменения научного анализа для определения наилучших способов достижения целей;
целесообразностьотбора и использования работников, наиболее подходящих для выполненияконкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;
необходимостьснабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленныхперед ними задач.
Такимобразом, управление инновациями — это изменения с келью внедрения ииспользования новых видов оборудования, процессов, обновления различных сторон инновационнойдеятельности предприятия. Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, чтоинновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями — ключ к поддержаниювысокой эффективности производства.

2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Нормативно-правоваябаза инновационной деятельности в Республике Беларусь
Мировой опыт показывает, что государства, отдающиепредпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатываюти эффективно применяют государственную инновационную политику.
Государственная инновационная политика является составнойчастью государственной политики научно-технического и социально-экономическогоразвития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности,определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной властив цепи событий цикла «наука — техника — производство» [3, с. 10].
Научно-техническаяполитика Республики Беларусь является частью социально-экономической политикигосударства, выражающей отношение государства к научно-техническойдеятельности, определяющей цели, направления и формы деятельности органовгосударственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки итехники.
Основнымицелями государственнойнаучно-технической политики Республики Беларусь являются [3, с. 15] :
- обеспечениеэкономического и социального развития республики за счет эффективногоиспользования интеллектуальных ресурсов общества;
- совершенствованиенаучного, научно-технического и инновационного потенциалов как важнейшихфакторов социально-экономического прогресса;
- достижениевысокого интеллектуального и культурного уровней общества, направленных наулучшение качества жизни народа.
Насовременном этапе научно-техническая политика направлена на максимальноеприближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, акаждый проект и задание программы — на разработку новой продукции илитехнологии для конкретного предприятия или отрасли. Главная задачаинновационной политики — стимулирование инновационных процессов.
Государственнаяинновационная политика республики касается широкого круга проблем:
-  стратегии и приоритетов развитиянауки, техники и технологий;
-  технологической перестройкипроизводства;
-  формирования инфраструктуры иинформационной базы нововведений;
-  создания условий для повышениявосприимчивости экономики к нововведениям;
-  обеспечения единства инновационнойполитики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;
-  совершенствования образования, преждевсего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активныминновационным действиям;
-  привлечения иностранных инвестиций;
-  содействия формированию рыночныхмеханизмов для поддержания инновационных процессов;
-  научно-технического прогнозирования ипрограммирования и другого.
Одним изосновных элементов национальной инновационной политики (наряду с государственнымиприоритетами, институциональной инфраструктурой, системами финансирования иподготовки и переподготовки кадров) является нормативная правовая база. Болеетого, законотворческая деятельность является безусловной прерогативойгосударства, важнейшим инструментом регулирования научно-технической иинновационной деятельности в стране, главным фактором формирования «правилигры» на рынках научно-технической и инновационной продукции.
Согласност. 51 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует свободу научноготворчества и содействует развитию научных и технических исследований на благообщих интересов. Нормативные основы собственно научно-инновационнойдеятельности в Беларуси начали закладываться в первые годы ее суверенитета всвязи с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах государственнойнаучно-технической политики» от 19 января 1993 г. № 2I05-XII. В преамбуле этого нормативного правового акта (вредакции 1997 г) прямо указывается, что наука находится под опекой государстваи пользуется поддержкой как исключительно важная сфера для экономическогоразвития, культуры, общественных отношений, а государство обеспечиваетэкономические и правовые гарантии научной, научно-технической и инновационнойдеятельности.
Дальнейшееразвитие правовая база получила в рамках Программы развитиянаучно-инновационной деятельности, одобренной Правительством в феврале 1996г. иразработанной по инициативе Государственного комитета по науке и технологиям(ГКНТ) для активизации процесса продвижения научно-технических разработок впроизводство, создания новых механизмов стимулирования научно-техническогопрогресса и его государственной поддержки. Результатом реализации этойпрограммы в законодательном плане явилась разработка целого ряда нормативныхправовых актов, в числе которых законы Республики Беларусь «О научнойдеятельности», «О служебном изобретении», «О пресечении недобросовестнойконкуренции», «О научно-технической информации», а также принятие несколькихдокументов методического плана, касающихся оценки научно-технического уровняинновационных проектов, методических указаний по работе с нематериальными активами,а также выпуск официального стандартизированного терминологического сборника«Инновационная деятельность. Термины и определения».
Впоследующие годы принимается комплекс нормативных правовых актов, связанных срешением теоретико-методологических проблем определения новых и высокихтехнологий, формированием и функционированием базовых элементов инновационнойинфраструктуры, порядка их финансирования и т. д., в том числе:
— Постановление Кабинета МинистровРеспублики Беларусь от 26 февраля 1996 г. № 143 «О программе развития научно-инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
— Указ Президента Республики Беларусьот 8 июля 1996 г. № 244 «О стимулировании создания и развития в РеспубликеБеларусь производств, основанных на новых и высоких технологиях»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 139 «О приоритетных направлениях создания и развитияновых и высоких технологий и критериях их оценки»;
— ПоложениеМинистерства экономики Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г., Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. «О порядке организации и проведения государственной научно-технической экспертизыразрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новыми высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, квысокотехнологичным»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640 «Об инкубаторах малогопредпринимательства в Республике Беларусь»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 31 июля 1997         г. № 998 «Об утверждении Положенияо научно-технологическом парке»;
— Приказ Государственного комитета по наукеи технологиям Республики Беларусь от 27 октября 1997 г. №95 «Об утверждении Порядка отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическимпаркам»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 26 января 1998 г. № 105 «О механизме реализации мергосударственной поддержки создания и развития производств, основанных на новыхи высоких технологиях»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 6 мая 1998    г. № 712 «О некоторых вопросахрегулирования научно-технической деятельности»;
-        Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. № 1084 «Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационнойдеятельности за счет средств республиканского бюджета»;
-        Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 августа 1998 г. № 1301 «Об утверждении порядка софинансирования программ и проектов международноготехнического сотрудничества в Республике Беларусь»;
— ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1652 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения государственныхнаучно-технических программ»;
-        ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1998 г. № 1739 «О создании Белорусского инновационного фонда»;
— ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999г. «Об утверждении Положенияо порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемыхиз республиканского бюджета»;
-        ПостановлениеМинистерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. № 16 «Об утверждении Правил оказания финансовой помощи Центрамподдержки предпринимательства и Инкубаторам малого предпринимательства за счетсредств республиканского бюджета».
Перечисленныенормативные правовые акты послужили законодательной базой для формированияинновационной инфраструктуры, после чего страна вступила в период еесовершенствования. С целью создания условий для перехода к инновационнойэкономике, развития механизмов государственного регулированиянаучно-технической и инновационной деятельности, формирования правового полядля обеспечения инновационного процесса в стране принят ряд новых нормативныхправовых актов, в том числе:
— Декрет Президента Республики Беларусьот 5 марта 2002г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сференауки»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь 25 июля 2002г. № 1002 «О Комитете по науке и технологиямпри Совете Министров Республики Беларусь»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 1346 «Об утверждении положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 5 марта 2003г. № 303 «О некоторых вопросах деятельностиБелорусского инновационного фонда»;
-        ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2003г. № 1016 «О Концепцииинновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы»;
— УказПрезидента Республики Беларусь от 26 марта 2007г. № 136 «О Государственнойпрограмме инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы»;
-        ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004г. № 282 «Огосударственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь»
-        ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004г. № 677 «Об утверждениикритериев оценки новых и высоких технологий, в том числе приобретаемых зарубежом, и их факторных показателей»;
— ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2005г. №493 «Об утвержденииПоложения о порядке зачисления, направлениях и целях использования средствинновационных фондов»;
-        УказПрезидента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 315 «Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследованийРеспублики Беларусь на 2006-2010 гг.»;
-        Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ»;
— ДекретПрезидента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. «О Парке высоких технологий»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 348 «Об утверждении расходов за счетсредств республиканского бюджета, предусмотренных в 2006 году на научную, научно-техническуюи инновационную деятельность, по направлениям и государственным заказчикам»;
— Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 407 «Об утверждении нормативов направлениясредств инновационных средств на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторскихи опытно-технологических работ и работ по подготовке и освоению производствановых видов наукоемкой продукции в 2006 году».
Однакоспециалисты в области юриспруденции отмечают, что, несмотря на многочисленностьи разновекторность введенных в действие нормативных правовых актов,законодательство о научно-инновационной деятельности до сих «не сталополноценной отраслью (или подотраслью) в системе отраслей законодательства илиправа Республики Беларусь, хотя в Едином правовом классификаторе РеспубликиБеларусь оно закреплено в качестве следующей комплексной отрасли«Законодательство в области образования, науки, информации, информатизации,культуры, искусства и спорта» и соответственно самостоятельной подотрасли поднаименованием «законодательство о научной, научно-технической и инновационнойдеятельности» (индексы 10.01-10.02.19.00)».
Вусловиях, когда Основные положения Программы социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривают активное развитие новыхинституциональных и организационных форм инновационной деятельности(научно-внедренческих и научно-технических центров, технопарков итехнополисов), национальной инновационной системы страны, увеличениефинансирования научно-инновационной деятельности к концу пятилетки не менее чемв 2,5-3 раза важно срочно создавать правовое обеспечение инновационнойдеятельности и, в частности, ускорить принятие Инновационного кодекса.
Формированиетакого важнейшего элемента инновационной системы страны как законодательнаябаза, регулирующая научно-техническую и инновационную деятельность субъектовхозяйствования, продолжается. Приняты или находятся на рассмотрении вПравительстве и другие нормативные акты, направленные на дальнейшеесовершенствование системы организации, проведения и финансирования исследованийи разработок на основе программно-целевых подходов, повышение эффективностинаправления и использования средств инновационных фондов, на активизациюинновационной деятельности, развитие ее инфраструктуры, охрану прав на объектыинтеллектуальной собственности, стимулирование высокоэффективного труда ученых,повышение их ответственности за результаты внедрения научно-исследовательских иопытно-конструкторских (технологических) работ (НИОК(Т)Р) в производство.

2.2 ХарактеристикаОАО «Гомельстройматериалы»
Открытое акционерноеобщество «Гомельстройматериалы» одно из крупных предприятий строительныхматериалов Республики Беларусь. Гомельский комбинат строительных материалов былоснован в 1950 году. В 1971 году на его базе было основано объединение«Гомельстройматериалы».
Открытое акционерноеобщество «Гомельстройматериалы» (ОАО «Гомельстройматериалы») зарегистрированорешением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.04.2000 года№229 за №400051892. Учредительная конференция по созданию ОАО«Гомельстройматериалы» была проведена 12.12.96 года. Юридический адрес: 246010, г. Гомель, ул. Могилёвская, 14. УНН – 400051892, ОКПО – 00294616.
Форма собственности –частная, доля государства – 97,5%.
Основной цельюдеятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная наполучение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономическихнужд коллектива работников и акционеров общества.
Основным видомдеятельности является производство строительных материалов. Лицензируемые видыдеятельности осуществляются только на основании специального разрешения (лицензии).
Всоответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь Обществоосуществляет следующие виды деятельности:
-  производство строительныхметаллоконструкций (28111);
-  производство строительныхметаллических изделий (28120);
-  производство изделий из проволоки (28730);
-  производство прочих, металлическийизделий, не включенных в другие группировки (28759);
-  переработка отходов и лома черныхметаллов (37101);
-  переработка отходов и лома цветныхметаллов (37102);
-  оптовая торговля автомобилями(50101);
-  оптовая торговля автомобильнымидеталями, узлами и принадлежностями (50301);
-  оптовая торговля и торговля черезагентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (51);
-  оптовая торговля ломом и отходамичерных и цветных металлов (51571);
-  прочая розничная торговля внеспециализированных магазинах (52120);
-  розничная торговля строительнымиматериалами (52460);
-  розничная торговля по образцам(52610);
-  деятельность автомобильного грузовоготранспорта (60240);
-  транспортная обработка грузов(63110);
-  хранение и складирование (63120);
-  организация перевозок грузов (63400);
-  сдача внаем собственного недвижимогоимущества (70200);
-  аренда прочих машин и оборудования(71340):
К группе основногопроизводства относятся
– цех по производству теплоизоляционных материалов;
– цех по производству камней силикатных;
– цех по производству блоков из ячеистого бетона;
– карьер по обеспечению производства стеновых материалов песком.
Квспомогательным цехам, обеспечивающих работу основных, относятся:ремонтно-механический цех, ремонтно-строительный цех, энергоцех, автотранспортныйцех, железнодорожный участок, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Обществонесет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. АкционерыОбщества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных сдеятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Обществоне может выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторамиюридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц поисполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов, кромекредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений.
Обществоможет в установленном порядке создавать унитарные предприятия, филиалы ипредставительства, быть учредителем (участником) других хозяйственных обществ итовариществ. Срок деятельности Общества не ограничен.
Основныерынки сбыта продукции ОАО «Гомельстройматериалы» –Республика Беларусь,Российская Федерация и Украина. На всех рынках сбыта имеется явное превышениеспроса над предложением, продиктованное стабильным ростом объемов строительстваво всех регионах сбыта, что обеспечивает сохранение и наращивание объемовреализации ОАО «Гомельстройматериалы».
Основнымипотребителями продукции являются строительные организации, часть продукциивыделяется коммерческим и торговым организациям.
Основными конкурентамипредприятия являются:
1. На рынке РеспубликиБеларусь: УПП «Забудова»; АП «Минский КСИ»; Гродно КСМ; ЗАО «Могилевский КСИ».
2. Нарынке Российской Федерации: Брянский завод силикатных изделий; Силикатный завод(г. Клинцы); Курский завод силикатного кирпича «Монолит»; АО «Орелстрой».
3. Нарынке Украины: Днепропетровский силикатный завод; Житомирский комбинатсиликатных изделий; «Силикат» (г. Чернигов).
Основные экономическиепоказатели деятельности предприятия представлены в таблице 2. 1.
Производственныемощности используются на 100%. В общем объемепроизводства плиты из минеральной ваты составляют около 50%, блоки из ячеистого бетона – 35%, камни силикатные – 15%. Годовая программа производства и реализации: 95 млн. шт. усл.кирпича, 360-380 тыс. м. куб. блоков, 215-220тыс. м. куб. плит минераловатных.
Таблица 2.1 – Основныеэкономические показатели деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»Показатели
Ед.
изм. Годы Темп роста 2005 2006 2007
2006г. к 2005г.
в %
2007г. к 2006г.
в % Объем производства в стоимостном выражении продукции в действующих ценах
млн.
руб. 37370 58007 82875 155,2 142,8 Объем производства в стоимостном выражении продукции в сопоставимых ценах
млн.
руб. 34973 54169 75307 142,9 139 Объем реализованной продукции в отпускных ценах млн. руб. 42100 71623 108200 170,1 151 Выручка от реализации
млн.
руб. 43054 72694 110058 168,8 151,4 Прибыль от реализации
млн.
руб. 5653 9681 22150 171,3 279,7 Производит.труда в сопост.ценах
млн.
руб. 39,9 54,2 71,7 135,8 120,6 Производит, труда в действ.ценах
млн.
руб. 39,4 58,1 79 147,5 136,1 Среднесписочная численность, всего чел 984 1036 1065 105,3 102,7 в т.ч. ППП чел 949 999 1026 105,3 102,7 Полные издержки на произведенную продукцию млн. руб. 32318 51199 72722 158,4 142 Затраты на 1 руб. товарной продукции руб. 0,86 0,88 0,89 102,3 101,1 Чистая прибыль
млн.
руб. 3288 6572 15949 199,9 242,6 Рентабельность реализованной продукции % 17,9 18 29 100,6 161 Дебиторская задолженность
млн.
руб. 2479 3343 7312 134,9 219 Кредиторская задолженность
млн.
руб. 3047 6325 7275 207,6 115
Инвестициив основной капитал в 2005 г. составили 5,6 млн. Евро, в 2006г. – 1,6 млн.Евро, за 9 месяцев 2007г. – 3,3 млн. Евро. Потребностьв инвестициях 23 млн. Евро. Основныеинвестиции на установку второй линии производства минплиты, замена резательного комплекса в цехе по производству блоков,замена прессов в цехе по производству камнейсиликатных. Разработан бизнес-планинвестиционного проекта по установке второй линии минплиты, бизнес-план развития предприятия до 2010 года.
В настоящее время общаячисленность по предприятию – 1131 человек, в том числе: цех по производству минплиты– 157 чел., цех по производству камней силикатных – 161 чел., цех попроизводству блоков из ячеистого бетона – 223 чел., вспомогательные цеха – 443чел., заводоуправление – 109 чел., непромышленная группа (столовая, магазин) –38 чел. Средняя заработная плата по заводу 1056,535 тыс. руб.
2.3 Анализсостояния инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
Внастоящее время в осуществлении инновационной деятельности предприятие имеетследующие проблемы, характерные для большинства хозяйствующих субъектовРеспублики Беларусь:
- сокращение затратна инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только внаучную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства ипродукции;
- нарастание темповотставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектрукачественных параметров развития техники;
- резкое сокращение численностинаучно-исследовательских групп, коллективов, а также незаинтересованностьработников в развитии предприятия
- отсутствиегибкости в работе существующих материально-технических,производственно-экономических и социально-организационных структур;
- чрезмернаядлительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительнойстадии жизненного цикла инноваций);
- ограниченностьраспространения инноваций;
- чрезвычайнонизкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с эффектом более 1млн. руб.);
- отсутствиезаинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятия);
- практическиполное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооруженияи модернизации производства за последние почти 10 лет.
На ОАО«Гомельстройматериалы» можно выделить следующие стадии инноваций:
1.  выявление проблемной ситуации(инициирование инноваций);
2.  формулировка целей инновации;
3.  анализ существующего положения(видение будущего компании проблемная диагностика);
4.  принятие решения о целесообразностиразработки инновации определенного вида;
5.  разработка и проектированиеинновации;
6.  согласование и утверждение проекта инновации;
7.  подготовка объекта к инновации;
8.  внедрение инновации;
9.  оценка фактической эффективностиинновации.
Инновационнаяполитика ОАО«Гомельстройматериалы» представляет собой определение руководством предприятияи его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмовподдержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.
Напрактике при разработке научно-технической политики ОАО «Гомельстройматериалы»выделяют 4 функциональные области (между которыми существуют широкие зоныперекрытия) управления инновациями:
1)исследования и разработки;
2)управление качеством и сертификации в соответствии с составом и объемомэлементов ГОСТ;
3)создание обновленной производственной базы;
4)освоение рынка инноваций.
Созданиеобновленной производственной базы представляет собой своеобразный план техническогоперевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование, а в видесистемы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксациейокупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутреннейпроцентной ставки по каждому бизнес-плану.
Освоениерынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующимиположениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать сдвух точек зрения:
1)наличия в нем новых технических решений и их значимости;
2)воздействия нового продукта на рынок.
Продуктможет содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночнойновизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена приэтом меняется незначительно, и он нерентабелен.
Вместе стем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без полыхнаучно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы,цвета и т.д.
Напрактике при формировании научно-технической политики предприятия принятиерешений о необходимости реализации инновации и выпуске на ее основе новогоизделия (переход на новую технологию) является трудной задачей. Даже при созданииизделий с относительно небольшой степенью новизны возникают сложности привыборе наиболее предпочтительного варианта их изготовления и распространения.Еще труднее принимать решение о производстве принципиально нового продукта.
Развитиеинновационной деятельности как на уровне отдельного предприятия, так и науровне интегрированных структур и государства в целом предполагает созданиестройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом случаемогут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовымисредствами и возможность их концентрации на ключевых направлениях инновационнойполитики.
Финансылюбого хозяйствующего субъекта охватывают денежные отношения данногопредприятия с другими хозяйствующими субъектами и банками по оплатенаучно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования,материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовымколлективом и государственными органами управления-
Вэкономике рыночного типа система финансирования выполняет две очень важныефункции — распределительную и контрольную Смысл первой состоит прежде всего втом, чтобы обеспечивать каждого субъекта хозяйственной деятельностинеобходимыми ему финансовыми ресурсами. Распределительный процесс, осуществляемыйс помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью инепосредственно связан с действующим гражданским законодательством, налоговойсистемой, законодательством о банках и ценных бумагах, с другими нормативнымидокументами.
Контрольнаяфункция финансов сводится к тому, чтобы сигнализировать о складывающихсяпропорциях в распределении денежных средств. Важно понять, насколько эффективноони используются конкретным хозяйствующим субъектом.
Анализпрактики отечественных и зарубежных предприятий показывает, что отсвоевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многомзависит конечный результат любой хозяйственной деятельности, в том числе иэффективность предпринимательства в инновационной сфере.
Важнейшим инструментом, обеспечивающим реализацию контрольнойфункции финансов, выступает финансовая информация. Эта информация содержится вбухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях научно-технических ипромышленных предприятий. Анализ финансовых показателей (объемов финансирования,размера прибыли, дохода, налога на добавленную стоимость, рентабельности,себестоимости, издержек обращения, размеров отчислений на различные цели ифонды и т. п.) дает возможность охарактеризовать все основные стороны работыпредприятия, оценить достигнутые результаты и, если необходимо, предложитькомплекс мер, направленных на расшивку узких мест и устранение негативныхмоментов.
Внастоящее время в качестве основных источников средств, используемых дляфинансирования инновационной деятельности, выступают:
• бюджетныеассигнования, выделяемые на федеральном и региональномуровнях;
• средстваспециальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП,предприятиями, региональными органами управления;
• собственныесредства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержекпроизводства);
• финансовыересурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний,коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ ит. п.);
• кредитные ресурсыспециально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
• конверсионныекредиты для научно-технических и производственныхпредприятий оборонногокомплекса;
• иностранныеинвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
• средстванациональных и зарубежных научных фондов;
• частныенакопления физических лиц.
ОАО«Гомельстройматериалы» использует в качестве источников финансированияинновационных проектов в основном два источника:
— собственные средства;
— средства инновационного фонда.
/>
Рисунок2.1 – Структура финансирования инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
Следуетподчеркнуть, что система финансового контроля ОАО «Гомельстройматериалы» обеспечивает:
• сбалансированностьмежду потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их полученияпо одному или нескольким возможным каналам;
• своевременность иполноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным иместным бюджетами;
• рациональностьрасходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия;
• решение другихзадач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками,контрагентами и поставщиками.
Втаблице 2.2 приведены основные мероприятия в рамках реализации инновационнойдеятельности предприятия.
Таблица2.2 – Наиболее значимые реализованные инновационные проекты ОАО«Гомельстройматериалы»Содержание мероприятий Затраты на внедрение, ты. руб. Полученный эффект Реконструкция корпоративной сети связи 58000 Обеспечение передачи данных с большей скоростью (в 10 раз) и надежности храпения информации Применение поливинилхлорида марки ПВХ ЕП-6602С для производства линолеума (автолина) Улучшение качества: исключение точечных раковин на лицевой поверхности, снижение изменения линейных размеров до 0,2-0,4% против 0,4-0,8% имеющихся. Освоение выпуска субстрата для овощеводческих теплит" в соответствии с РН'ГП 20 Гомельской области. 28000 Замена импортного субстрата на отечественный. Реконструкция цеха минераловатных изделий с установкой линии фирмы Фрындлантске стройирны — Рас и сын А Чешска Республика. 14900000 Организация выпуска импортозамещающей продукции. Расширение ассортимента изделий Модернизация узла дозирования на мельницах сухого помола (установка частотных приводов). 11615 Снижение технологических потерь на 0,07%.

Такимобразом, инновация представляет собой новшество, внедренное в деятельностьпредприятия с целью повышения его эффективности на основе лучшегоудовлетворения определенной общественной потребности. Следует отметить, что предприятииведется планомерная работа в области внедрения в производство новых видовпродукции и модернизации производственного процесса.

З.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Планирование инновационной деятельности ОАО«Гомельстройматериалы»
Стратегическое управлениеинновационной деятельностью – это такое управление организацией, которое,опираясь на научно-технический потенциал, ориентирует её инновационнуюдеятельность на запросы потребителей, осуществляет всесторонний анализ,моделирование ситуаций, на основе чего проводит гибкое регулирование исвоевременные изменения в организации, отвечающие состоянию внешней ивнутренней среды, что в совокупности позволяет организации выжить и достигнутьсвоей цели в долгосрочной перспективе.
Для реализации рыночныхвозможностей в организации должно быть введено стратегическое планированиеинновационной деятельности.
Следовательно, дляорганизации, стремящейся успешно достигать своих целей и добивающейся выживанияв долгосрочной перспективе, необходимо осуществлять стратегическое управление.
Стратегия инновационнойдеятельности должна определять рамки, в которых действует организация.Разграничителями здесь становятся факторы внешней среды (технологические,политико-правовые, экономико-социальные). Они же предоставляют организацииопределённые границы для функционирования. Следовательно, основойстратегического инновационного планирования является анализ жизненного циклатехнологий, продуктов и рынков. Инновационное предприятие можетсконцентрировать усилия на выявлении технологических возможностей для себя врамках существующих на рынке технологий либо разрабатывать нечто кардинальноновое. Найдя инновационные возможности, можно приступать к стратегическому планированиюинновационной деятельности в организации.
Итак, организация,являющаяся единой неделимой системой, способна генерировать идеи и воплощать ихв продукты и услуги. Свойства организации как системы не сводятся к суммесвойств составляющих её элементов.
Рассмотрим организациюуправления инновационной деятельностью ОАО «Гомельстройматериалы».Организационная структура ОАО «Гомельстройматериалы», как и большинстваотечественных предприятий, относится к линейно-функциональному типу. Структурауправления ОАО «Гомельстройматериалы» создана в строгом соответствии стребованиями законодательства Республики Беларусь.
В основе ее построениялежит процесс деления предприятия на отдельные элементы, каждый из которыхимеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. При этомработники предприятия группируется по тем широким задачам, которые онивыполняют. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иногоподразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всегопредприятия.
Рассмотрим далее основныеорганы управления ОАО «Гомельстройматериалы», их права и обязанности (рисунок 3.1).

/>

Рисунок3.1 – Высшее руководство ОАО «Гомельстройматериалы»
Генеральный директорОбщества осуществляет текущее руководство деятельностью Общества; обеспечиваетвыполнение решений Собрания акционеров и Наблюдательного совета Общества; несетответственность за деятельностью Общества; без доверенности действует от имениОбщества, представляет его интересы; в пределах своей компетенции и всоответствии с настоящим Уставом распоряжается имуществом Общества; заключаетдоговоры, выдает доверенности на совершение действий от имени Общества, открываетв банковских учреждениях расчетный и другие счета, пользуется правомраспоряжения средствами; утверждает штаты Общества, его структурныхподразделений; принимает на работу и увольняет работников; определяеткомпетенцию и организует работу подчиненных ему должностных лиц Общества;применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания; издает приказы идает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками;утверждает внутренние документы Общества, за исключением отнесенных ккомпетенции Собрания акционеров и Наблюдательного совета общества; решаетдругие вопросы, связанные с деятельностью Общества и не отнесенныезаконодательством или Уставом к компетенции Собрания акционеров или Наблюдательногосовета Общества.
В линейном подчиненииГенеральному директору находятся руководители функциональных отделов:
-  главный инженер;
-  заместитель генерального директора поснабжению и транспорту;
-  заместитель генерального директора попроизводству и сбыту;
-  заместитель генерального директора потехническому развитию.
/>

Рисунок3.2 – Организация управления инновационной деятельностью ОАО«Гомельстройматериалы»
Алгоритм планированияинновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» можно представитьследующим образом:
а) отдел маркетинга наоснове исследований выявляет потребности рынка в новых товарах, услугах;
б) финансовыеподразделения составляют примерные калькуляции стоимости новой продукции,занимаются бизнес-планированием;
в) производство выявляетрезервы для возможности производства новой техники, а в последствии производитпродукт;
г) отдел кадров совместнос руководством подбирает необходимых специалистов для выполнения инновационныхработ;
д) руководство принимаетокончательное решение о выпуске / не выпуске новой продукции (работ / услуг) ит.д.
Управление инновациями наОАО «Гомельстройматериалы» включает ситуационный анализ и прогноз влияния всегодиапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числефакторов внешней и внутренней среды, потенциал сферы исследований и разработок;систему управления, её организационные формы, этику и культуру предпринимательства.
Процесс формированияинновационных стратегий – наиболее ответственный этап разработки механизмауправления нововведениями. Однако на сегодняшний день этот процесс неразработан в достаточной мере.
3.2 Пути развития инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
Всоответствии с Государственной программой инновационного развитияна 2007-2010 годы, утвержденной указом президента №136 от 29 марта2007 года, приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельностив республике до 2010 года станут ресурсосберегающиеи энергоэффективные технологии, производство конкурентоспособной продукции —новых материалов, источников энергии, информационныхи телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будетуделено вопросам экологии и рационального природопользования, а такжесозданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.
Цельюдеятельности ОАО «Гомельстройматериалы» в течение всего планового периода будетудовлетворение спроса на производимую продукцию, организация исовершенствование системы контроля ее качества, направленные на расширениедеятельности и получение прибыли, а также удержания существующей рыночной нишии завоевание новых потребительских рынков с ростом использованияпроизводственных мощностей предприятия.
Насегодняшний день ОАО «Гомельстройматериалы» необходимо осуществить реализациюследующих проектов:
1. Организациясерийного производства минераловатных кубиков, используемых для выращиваниярассады овощных культур.
Реализацияданного проекта позволит обеспечить сельскохозяйственную отрасль РеспубликиБеларусь в качественном продукте, полностью импортируемом сегодня из-за рубежа,по приемлемым ценам.
За двапрогнозируемых года специалистам ОАО «Гомельстройматериалы» необходимовыполнить следующие работы по данному проекту:
- разработатьтехническую и технологическую документацию;
- изготовитьнеобходимое оборудование;
- автоматизацияпроцессов производства минераловатных кубиков;
- выпустить опытнуюпартию минераловатных кубиков;
- организовать напредприятии серийный выпуск минераловатных кубиков.
2. Заменамостовых электрических кранов.
С цельювыполнения предписания Проматомнадзора, необходима поочередная заменасуществующих кранов, установленных в цехе № 2 (производство кирпича и камнейсиликатных) и предназначенных для разборки составов вагонеток, складированияпродукции и погрузки ее на автотранспорт и в железнодорожные вагоны. В течение2006-2008 гг. планируется приобретение и поочередная замена мостовыхэлектрических кранов в количестве шести штук (по два крана в год).
3.Выполнение мероприятий программы энергосбережения.
С цельюусиления работы по энергосбережению подготовлен и введен в действие вРеспублике Беларусь ряд директивных документов. Для выполнения доведенных допредприятия целевых показателей по энергосбережению специалистами предприятияразработаны мероприятия до 2010г. Наименование данных мероприятий и объемфинансирования представлен в таблице 3.1.
Таблица3.1 – Мероприятия по энергосбережениюНаименование мероприятия
Год
реализации
Объем
финансирования, млн.руб. Экономический эффект т.у.т млн.руб 1. Замена вентилятора ВВД-9 на ВР-5 на мельнице № 3 в цехе № 5 2006 10,0 10 5,0 2. Внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей дымососов мощностью 400 2006 55,0 55 32,0 3. Внедрение автоматизации управления котлами и котельным оборудованием 2006 30,0 70 11,0 4. Проведение РНИ котла ДКВР№ 1,6 2006 7,0 96 9,0 5. Установка ограничителей холостого хода сварочных трансформаторов 2006 15,0 39 22,0 б. Замена компрессоров типа ВП 305 на винтовые 2006-2007 900,0 80 45,0 7. Установка двухходовых переключателей на привод пневмотранспорта раздачи вяжущего 2008 8,0 51 29,0 8. Использование конденсата с полей фильтрации в технологических процессах цеха № 5 2008 12,0 65 6,0 9. Внедрение автоклава-утилизатора в цехе №2 для подогрева воды систем отопления и ГВ 2009 10,0 52 5,0 10. Автоматизация компрессорной 2009 50,0 85 48,0 ИТОГО 1097,0
4.Разработка гидромеханизированного карьера песка «Сожский».
Цельюпроекта является намерение ОАО «Гомельстройматериалы» ввести в эксплуатациюновый песчаный карьер «Сожский», который будет служить источником сырья(тонкозернистые и мелкие пески) для предприятия в последующие 14 лет.
Идеяпроведения данной работы является актуальной и требует безотлагательногорешения, поскольку запасы сырья в ныне используемом карьере «Осов-цы» истощатсяв течение ближайших двух лет и для обеспечения бесперебойного перехода наснабжение сырьем из нового карьера необходимо уже в ближайшее время начинатьего обустройство и подготовку к эксплуатации, поскольку этот процесс требуетопределенных капитальных затрат и времени на проведение работ.
Актуальностьпредставленного проекта обусловлена следующими факторами:
- необходимосоздание источника сырья для ОАО «Гомельстройматериалы», который обеспечит втечение длительного времени бесперебойную поставку песка для технологиипроизводств камней силикатного и кирпича силикатного утолщенного, блоков изячеистого бетона стеновых;
- обеспечениезанятости коллективов цехов № 2 и № 5, а также занятости людей, работающих насуществующем карьере «Осовцы».
5.Разработка и установка автомата-укладчика для съема плит из минеральной ваты.
Внастоящее время весь процесс производства плит минераловатных автоматизирован,кроме процесса съема минераловатных изделий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переходк рыночной экономике требует существенного повышения гибкости производства ивосприимчивости к инновациям. Вновь создаваемые предприятия наукоемкогосектора, в отличие от обычных, ориентируются на полный цикл, включающий вначалестадию НИОКР и освоения производства новых продуктов и услуг. Поэтому онисоздают перспективные исследовательские группы. На завершающей стадиипредусматривается послепродажное сервисное обслуживание. Это делает их болеемобильными и позволяет учесть как постоянно меняющиеся запросы рынка, так ипоследние достижения науки и техники.
Инновациисвязывают различные по характеру и способам управления области хозяйственнойдеятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции.Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое иадекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость вуправлении внедрения новшества, развитие новых направлений инструментов вработе предприятия, совершенствование всех основных элементов современногоинновационного менеджмента применительно к специфике рынка дают возможностьинноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационнойдеятельности.
Инновацииможно представить как процесс совершенствования сбалансированности различныхобластей работы предприятия. Для инновационного менеджера процесс обновленияозначает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала инаправление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращениекаждого работника в источник нововведений. Ему предстоит объединить большое количествоучастников инновационного процесса, создать экономические условия и стимулы дляработы, нацеленной на обновление деятельности предприятия.
Внедрениеинноваций всегда связывается с потребностями рынка. Инновационный менеджеропределяет, какие виды новых продуктов, работ и услуг должны обеспечить нужнуюдолю рынка, какие продукты требуют модернизации, для того чтобы была обеспеченасбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ, т.е. он выявляет, какдобиться в конкретных условиях оптимального варианта собственной доли рынка,повышения отдачи от используемого инновационного потенциала.
Внастоящее время в программах инновации белорусских предприятий приоритетнымиявляются; внедрение новых видов продуктов; освоение новых сегментов рынка;повышение рентабельности деятельности предприятия и каждого подразделения вотдельности; оптимальное использование имеющихся материальных и научныхресурсов.
Всоответствии с Государственной программой инновационного развитияна 2007-2010 годы, утвержденной указом президента №136 от 29 марта2007 года, приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельностив республике до 2010 года станут ресурсосберегающиеи энергоэффективные технологии, производство конкурентоспособной продукции —новых материалов, источников энергии, информационныхи телекоммуникационных технологий. Помимо этого большое внимание будетуделено вопросам экологии и рационального природопользования, а такжесозданию новых технологий переработки и хранения сельхозпродукции.
Цельюдеятельности ОАО «Гомельстройматериалы» в течение всего планового периода будетудовлетворение спроса на производимую продукцию, организация исовершенствование системы контроля ее качества, направленные на расширениедеятельности и получение прибыли, а также удержания существующей рыночной нишии завоевание новых потребительских рынков с ростом использованияпроизводственных мощностей предприятия.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Об основахгосударственной научно-технической политики: закон Республики Беларусь от 19января 1993 г., №2105-XИ (сизмен. и доп. от 20 июля 2006 г. № 162-З) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. — 2006. — №122, 2/1259.
2 О Государственнойпрограмме инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы: указПрезидента Республики Беларусь от 26 марта 2007г., № 136 // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. — 2007. — № 79.
3 Об утвержденииОсновных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на2006 — 2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4ноября 2006г., № 1475 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2006г. — №86.
4 О Государственнойпрограмме освоения в производстве новых и высоких технологий на 2006 — 2010годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 ноября 2005г., №1292 (с измен. и доп. от 31 окт. 2007 г., №1424) // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. — 2007. — № 265, 5/26057.
5 Байнев, В.Ф.,Саевич, В.В. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственнойинтеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / В.Ф. Байнев, В.В. Саевич;под общ. ред. проф. В.Ф. Байнсва. – Мн., 2007.-180с.
6 Ермасов, С.В.Инновационный менеджмент: конспект лекций / С.В. Ермасов. – М., 2007. – 184с.
7 Инновационныйменеджмент: методическое пособие. – Киев: РАМО, 1991. – 386с.
8 Зайченко, Н.П.Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономическогоразвития / Н.П. Зайченко // Белорусский экономический журнал. – 2004. — №3. –С.35-43.
9 Инновационныйменеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина. — М.: ЦИСР, 1998. –568с.
10 Коллонтай, М.М.Инновационный менеджмент / М.М. Коллонтай. — Мн.: БГЭУ, 1997. – 390с.
11 Кондратьева, Т.Н.Финансы венчурной деятельности / Т.Н. Кондратьева. — Мн.: ООО «Мисанта», 1998.– 290с.
12 Кудашов, В.И.Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / В.И. Кудашов. –Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 360с.
13 Медынский, В.Г.Инновационное предпринимательство / В.Г. Медынский, Л.Г. Шакурова. — М.:ИНФРА-М, 1997. – 235с.
14 Медынский, В.Г.Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. — М.: ИНФРА-М, 2005. – 295с.
15 Морозов, Ю.П.Инновационный менеджмент / Ю.П. Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 310с.
16 Нехорошева, Л.Н.Научно-технологическое развитие / Л.Н. Нехорошева. — Мн.: БГЭУ, 1996. – 290с.
17 Никитенко, П.Г.Инновационная деятельность и устойчивое развитие: теория и методология / П.Г.Никитенко. – Мн., 2004. – 92с.
18 Рубашный, В.С.Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В.С.Рубашный. – Мн.: «ФУАинформ», 2007. – 368с.
19 Стимулированиекоммерциализации инноваций / под ред. П.Г. Никитенко. – Мн., 2006. – 182с.
20 Уткин, Э.А.Инновационный менеджмент / Э.А. Уткин, Г.И. Морозова, Н.И. Морозова. — М.:АКАЛИС, 1996. – 569с.
21 Фатхутдинов, Р.А.Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. — М.: ЗАО«Бизнес-школа», 2006. – 560с.
22 Экономическиеосновы инновационной деятельности / под науч. ред. П.Г. Никитенко, С.Ф.Ушакова. – Мн., 2004. – 375с.
23 Якимахо, А.П.Управление объектами интеллектуальной собственности / А.П. Якимахо, Г.И.Олехнович. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 335с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Страхование в условиях рыночной экономики
Реферат Here Now Later Essay Research Paper Do
Реферат International Business Ventures Essay Research Paper International
Реферат Комментарии к основам законодательства Российской Федерации об охране труда
Реферат Анализ конкурентоспособности продукции РУП Белмедпрепараты 2
Реферат Хуліганство Нищення руйнування чи псування пам яток історії або культури Наруга над могилою
Реферат Конкурентоспроможність торгівельного підприємства
Реферат Развитие инновационной инфраструктуры
Реферат Everyday Use Essay Research Paper Everyday UseThrough
Реферат Любовь в лирике А. С. Пушкина
Реферат Оценка трудового потенциала на предприятии ОАО "Балаковский завод запасных деталей"
Реферат Возникновение и развитие идеи правового государства
Реферат Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспос
Реферат Татарский танец
Реферат Менеджмент или управление? Почувствуйте разницу