Введение
Вусловиях рыночной экономике производитель должен быстро и точно реагировать наизменяющуюся конъюнктуру рынка и своевременно внедрять новую технологию итехнику, что способствует обновлению ассортимента продукции. Принятие решений овнедрении технических инноваций должно базироваться на плановых расчетах ценыизделия и прибыли от реализации продукции.
Ценапродукции складывается из затрат на производство (себестоимости) и прибыли.Себестоимость новой продукции рассчитывается по статьям затрат. Если на новомоборудовании планируется производить сравнимую продукцию, себестоимость новыхизделий может быть определена на основе учета факторов снижения себестоимости.Решение об объеме производства и цене изделия производитель принимает исходя иханализа конъюнктуры рынка, цены на аналогичную продукцию конкурентов,необходимости достижения окупаемости капитальных вложений в рациональные дляпредприятия сроки. В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1)рассчитать затраты на производство продукции на основе учета факторов снижениясебестоимости продукции;
2)сформировать оптовую цену изделия исходя из желаемого уровня рентабельностипродукции;
3)определить прибыль предприятия;
4)определить — срок окупаемости капитальных вложений и в случае необходимостипровести корректировку цены с целью достижения желаемого для предприятия срокаокупаемости;
5)на основе построение графика безубыточности определить объем производства, прикотором достигается безубыточность предприятия.
Технико-экономические показатели предприятия:Показатели Обозначения Выпуск продукции в отчетном году. тыс. шт. Ао 700 Выпуск продукции в плановом году. тыс.шт Апл 790 Себестоимость ед. продукции. отчетная. руб. Со 24 Плановый рост производительности труда, % ΔПТ 15,0 Плановый рост заработной платы работающего, руб,% ΔЗП 1,0 Доля заработной платы в себестоимости узп 0,30 Постоянная часть косвенных расходов в себестоимости продукции, % а 15
Цена единицы материала в отч. году. руб:
Материал А
Материал Б Цот
8
7
Цена единицы материала в плановом году.руб:
Материал А
Материал Б Цпл
8,5
7,5
Норма расхода ед. материал в отч. году.руб:
Материал А
Материал Б Nот
0,6
1,1
Норма расхода ед. материала в план году:
Материал А
Материал Б Nпл
0,5
1,0 Капитальные вложения в плановом году.тыс. руб. К 1200 Ставка дивидендов, % д 6 Розничная цена единицы продукции конкурента. руб Цр 45 Приемлемый срок окупаемости, лет Тхр 6
1. Общая часть
1.1 Краткая характеристика ОАО ПО «ИСКОЖ»
ОАОПО «ИСКОЖ» образовано 30 декабря 1970 года, как завод спутник Волжскогоавтозавода по обеспечению обивочными материалами автомобилей «Жигули».
Сейчас- это многопрофильное производственное объединение, имеющее в своем составеследующие производственные площади:
производствотканей с ПВХ — покрытием;
трикотажныйучасток;
швейныйучасток;
фабрикаобивочных трикотажных материалов;
прядильноепроизводство;
цехпо производству пенополиуретана (поролона).
производствопрокладочных материалов с термоклеевым покрытием;
ткацкийучасток;
носочныйучасток;
участокпаккарда;
участкиизготовления товаров народного потребления.
Четкоепонятие о подразделениях предприятия дает нам «Организационная структурауправления Акционерным обществом Нефтекамским производственным объединением».
Основныенаправления деятельности ОАО ПО «ИСКОЖ» указаны в Уставе предприятия, сизменениями и дополнениями производство и реализация искусственных кож,пленочных материалов, пенополиуретана, линолеума, клеенки, трикотажных полотен,пряжи, обивочных материалов, прокладочных материалов, ткани и товаров народногопотребления. Объединение является одним из самых крупных в СНГ поставщиковтехнических трикотажных полотен, бельевого трикотажа, прокладочных материалов.
— винилискожиобивочные в самой широкой и модной цветовой гамме для наземных видов транспорта(легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев, тракторов,железнодорожных вагонов и т.д.), а также авиационной техники; для обивкидетских колясок, мебели, искожи для галантерейных изделий, обуви, одежды; ПВХ — пленку; клеенку бытового назначения;
— линолеумна трикотажной основе, тканевой основе, нетканой основе, дублированнойпенополиэтеленом, без подосновы;
— отбеленныеи гладкоокрашенные бельевые и технические трикотажные полотна в широкомассортименте;
— трикотажныеобивочные материалы для изготовления чехлов и обивки сидений всех видовтранспорта и мебели: «бархат», «плюш», «капровелюр».
— прокладочныематериалы для швейной и обувной промышленносте;
— тканитехнические;
— пенополиуретаннеогнеопасный и мебельный;
— пряжухлопковискозную и хлопкополиэфирную для трикотажного производства;
— полотногардинное гладкоокрашенное товары народного потребления из трикотажногополотна, пенополиуретана, ПВХ – пленки, кожи и т.д. Искусственные кожи кромецелевого назначения по своим свойствам – прочность на разрыв, высокаяморозоустойчивость, хорошая растяжимость и др. — могут быть использованы дляпроизводства всевозможных кожухов и чехлов (например, кожух для рычагапереключения скоростей в автомобиле), пошива сумок, обивок для дверей помещения(как с утеплителем, так и без него) и др.
Коживыпускаются пористые, монолитные, пористые – монолитные (а также двупористые,двумонолитные) разной толщины. Предусматривается широкий выбор всевозможныхрасцветок, различные типы отделки лицевого слоя, печатных рисунков. Разработанбольшой ассортимент обувной искож для пошива обуви различного назначения:кроссовок, летней, осенней, зимней. Кожи выпускаются в зависимости отназначения с поливинилхлоридным (ПВХ) и поливинилхлорид-полиуретановымпокрытием (ПВХ-ПУ) с применением в качестве основы трикотажных полотен гладкихи с начесом, тканевых основ. Предусматривается возможность дублирования кожпенополиуретаном, пенополиэтиленом. Линолеум и столовая клеенка выпускаютсяразличных расцветок, с разными рисунками.
ОАОПО «ИСКОЖ» – член международного клуба «Лидеров торговли». Неоднократнонаграждалось многочисленными дипломами и призами, среди которых международныйприз за качество продукции. На выставке «100 лучших товаров России» в 2001 годучетыре вида продукции объединения стали призерами. В 2002 году объединение былоудостоено престижной наградой «Ника». Продукция ОАО ПО «ИСКОЖ» пользуетсяспросом не только в России и СНГ, но также поставляется за границу.
Сегодняпредприятие выпускает более 1200 наименований продукции. ОАО ПО «ИСКОЖ»гарантирует своим покупателем высокое качество и широкий ассортиментпредлагаемой продукции. На каждый вид продукции имеются паспорта качества игигиенические сертификаты.
ОАОПО «ИСКОЖ» имеет свои представительства в г. Москве, Нижнем Новгороде, Ижевске,Минске, Запорожье и др.
Вдекабре 2000 г. ОАО ПО «ИСКОЖ» отметил свой 30 — летний юбилей. Все эти годыобъединение сохраняло за собой репутацию солидного предприятия и надежногопартнера.
ВОАО ПО «ИСКОЖ» есть своя торговая служба, имеющая фирменную торговую сеть(продовольственные и промтоварные магазины, столовые). Кроме того,осуществляется выезднаяг торговля.
В2003 году предприятие увеличило объемы выпускаемой продукции за счетсогласованной работы служб снабжения, производства и сбыта продукции. Истекшийпериод характеризуется нормальной ликвидностью, рентабельностью иудовлетворительными показателями прибыльности. Эти результаты достигнутыблагодаря четко организованной и согласованной работе большого коллектива – этоосновные и вспомогательные производства, отделы и службы объединения.
Затекущий период объем выпущенной продукции для реализации на сторону вдействующих ценах составил 1 580 373 тыс. руб. (113,3% по отношению к соответствующемупериоду прошлого года: в т.ч. 106,3% за счет роста объемов производства и106,6% за счет роста цен). Объем выпущенной продукции с внутризаводскимоборотом за отчетный период составил 1894 410 тыс. руб. – это 116.3% поотношению к соотвутствующему периоду прошлого года.
Себестоимостьв отчетном периоде составила 836 496 тыс. руб., рентабельность 17,5%.
Товарооборотфирменной торговли и общественного питания объединения за 2003 год составил177,8 млн. руб., выполнение – 116,8% рост к уровню 2002 года – 101,4%. Индексфизического объема товарной продукции за 2002 год составил 106,3%.
Загрузкапроизводственных мощностей в целом по объединению — 61,0%
Вцелом задание по реализации собственной продукции выполнено на 112,3%, ростреализации собственной продукции к уровню 2002 года составил 135,9%.
Географияоптовых покупателей разнообразна, но большую часть составляют близлежащие сБашкортостаном регионы. Отдел маркетинга работает с большинством регионов: отЗападной Украины до Владивостока, от Сибири до регионов Средней Азии и Кавказа.Активизируется работа с Украиной, восстановлены связи с «АвтоЗАЗ-ДЭУ» г.Запорожье, активно ведется работа с крупными потребителями в Харькове и вдругих городах Украины. Более активно ведется работа с Казахстаном,Узбекистаном, Азербайджаном.
Большоевнимание уделяется рекламной и выставочной деятельности. Так ежегодно ОАО ПО«ИСКОЖ» принимает участие в 6-8 федеральных и региональных выставках. Отделоммаркетинга проводится работа по внедрению новых видов продукции, расширениюассортимента выпускаемой продукции.
Балансоваяприбыль от основной деятельности за отчетный период получена в размере 146 554тыс. руб. Начислен налог на прибыль (с учетом льгот в соответствии со статьей 1Закона РБ от 24.07.2001 г. № 225-3) – 35 548 тыс. руб. Прибыль, оставшаяся враспоряжении предприятия, составила 345 006 тыс. руб. и использована полностью.
Показателибаланса характеризуются:
коэффициентобщей ликвидности 5,856;
коэффициенттекущей ликвидности 5,876;
коэффициентавтономии 5,987;
коэффициентплатежеспособности 0,857;
коэффициентобеспеченности собственными средствами 0,760.
Заотчетный период произошло увеличение коэффициентов ликвидности и финансовойустойчивости, что является положительной тенденцией для предприятия.
Численностьпромышленно – производственного персонала в 2003 году составила 3617 человек. Вцелях повышения эффективности производства и производительности трудапроизведено сокращение 190 человек. Производительность труда одного работающегоза год составляет 440,8 тыс.руб. – 123,3% к предыдущему году.
Вобъединение ведется планомерная работа по повышению качества выпускаемойпродукции, ужесточены требования к внешнему виду, физико-механическимпоказателям. В целом, 2003 год был плодотворным для объединения, и в этомзаслуга всего коллектива.
1.2 Формирование цен на продукцию
Вомногих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицытовара. Можно встретить и такой: «Цена – это сумма денег, за которую покупательготов купить товар, а производитель – продать».
Вусловиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации.Это обстоятельство обусловливается многими причинами.
Отуровня цены зависят:
•величина прибыли коммерческой организации;
•конкурентоспособность организации и ее продукции;
•финансовая устойчивость предприятия.
Выборправильной ценовой политики является достаточно не простым делом и требует созданиямаркетинговых служб.
Ценакак экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.
Учетнаяфункция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализациютой или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов,комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражаетне только величину совокупных издержек производства, но и размер прибыли.
Распределительнаяфункция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляетперераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальнымигруппами населения.
Функциясбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляетсясвязь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализируето диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по ихпреодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спросаи предложения. />Функция цены как средстварационального размещения производства проявляется наиболее полно в условияхрыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов всекторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующаяфункция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях можетстимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпускапродукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы взависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинамцены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
Такимобразом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны вцелом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекаетзначимость политики в области ценообразования.
Взависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида ценна промышленную продукцию.
Оптоваяцена предприятия – цена, которая предусматривает возмещение текущих затратпроизводства и получение прибыли. На основании этой цены определяются:
выручкаот реализации продукции как произведение цены на количество;
прибыльна единицу продукции как разница между оптовой ценой и ее себестоимостью.
Оптовуюцену предприятие определяет по формуле:
/> = />,
где/> - полнаяплановая себестоимость единицы продукции, руб.; РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА Отпускная цена предприятия Текущие издержки прибыль торговых организаций НДС Оптовая цена предприятия НДС
Полная себестоимость
единицы продукции
Прибыль
предприятия
/> /> /> /> />
/>/> - уровень рентабельности, рассчитанный посебестоимости т.е. прибыль, полученная от реализации годового объема продукции,приходящейся на 1руб. годовых текущих затрат, которую можно определить по формуле:
/>,
где/> — уровеньрентабельности предприятия в долях единицы;
/> — среднегодоваястоимость производственных фондов, т.е. основного и оборотного капитала;
/>-полнаяплановая себестоимость годового объема производства и реализации продукции.
Отпускнаяцена предприятия формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительноговключения в цену налога на добавленную стоимость:
/>,
гдеМЗ- фактическая или плановая стоимость материальных затрат на единицупродукции;
/>НДС- налог на добавленную стоимость(15% при реализации по рыночным ценам).
Розничнаяцена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторыеорудия и предметы труда реализуются через торговую сеть, и отражает процесс нарастанияобщественно необходимых затрат по всем стадиям производства и реализации товаров.Она представляет собой сумму следующих составляющих: отпускная цена предприятия(/>),текущие издержки (ТЗ) и прибыль торговых организаций (ПР), НДС:
/>.
Процессценообразования на предприятии можно представить следующими основными этапами:
•постановка цели (задачи) ценообразования;
•определение уровня спроса на данный вид продукции;
•оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
•анализ цен и товаров конкурентов;
•выбор метода ценообразования;
•расчет исходной цены изделия;
•учет влияния на цену изделия дополнительных факторов;
•установление окончательной цены.
Напрактике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используютсяразличные методы расчета предполагаемой цены на товар. Все эти методыобъединяются в две группы:
•методы, основанные на затратном подходе;
•методы, основанные на «целевом ценообразовании».
Перваягруппа методов отличается простотой расчетов. Основной принцип этих расчетовзаключается в прибавлении к издержкам на производство товара определенной суммыприбыли, которую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидностейрасчета цен, основанных на затратном подходе.
Пометоду «полных затрат» в калькуляцию издержек производства включаются переменныеи постоянные затраты. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным.При определении цен по этому методу предполагается, что учет условий и требованийрынка не имеет большого значения. Таким образом, фирма уверена в реализациисвоего товара.
Метод«усредненных затрат» заключается в том, что при установлении цены в калькуляциювключаются не полные, а средние затраты на производство единицы продукции.Усредненные затраты чаще всего определяются за период экономического цикла.Величина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем выпускаемойпродукции, поскольку средние постоянные затраты находятся в обратнойзависимости от объема производства.
Приметоде «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процессапроизводства. Калькулирование себестоимости производится на основе установленныхнормативов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т.д. Весь расчетведется применительно к стандартному, или нормальному, объему загрузкипроизводственных мощностей (обычно 85-90%). Этот метод применяется в основном ввысокомонополизированных отраслях промышленности. В частности, в США ониспользуется в химической промышленности, сельскохозяйственном машиностроении,черной металлургии.
/>В условиях рыночной экономики ценаявляется одним из наиболее важных синтетических показателей, существенновлияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что отуровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособностьпредприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментомвнутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственныхрешений.
Вусловиях рынка сохраняется необходимость государственного регулирования ценообразования.Это объясняется необходимостью контроля над ценами отраслей ипредприятий-монополистов, стремлением государства обеспечить социальную защитунаселения.
Ценана продукцию зависит от многих факторов: спроса на продукцию, государственногорегулирования цен, издержек, конкуренции и др.
/>Учет влияния всех факторов вкомплексе позволит предприятиям выработать гибкую и эффективную политикуценообразования.
Впервые годы перехода на рыночные отношения наиболее сильнодействующим факторомценообразования в российской экономике был, и во многом остается сейчас, факторзатрат. Предприниматели стремились любое увеличение затрат переложить напокупателя. Но сейчас, по мере насыщения рынка и в условиях конкуренции,предпринимателям все чаще, чтобы реализовать продукцию и обеспечить устойчивоефинансовое положение, приходится изыскивать резервы по снижению издержек.
/>2. Расчётная часть
2.1 Планирование затрат на производство
Вэтом разделе проекта рассчитывается плановая себестоимость единицы продукции наоснове учёта влияния факторов её снижения. К таким факторам относятся:
1)изменение объёма производства:
2)изменение производительности труда и его квалификации:
3)изменение цен на материалы:
4)изменение норм расхода материалов:
Еслипри расчёте изменения себестоимости под влиянием какого- либо фактора получаетсяотрицательный результат, это свидетельствует о снижении себестоимости этогофактора: если положительный знак о повышении затрат на производство продукции.Алгебраическая сума % изменения себестоимости по всем фактора определяет общиеизменения плановой себестоимости по сравнению с базовой.
2.2 Изменение себестоимости под влиянием изменения объёмпроизводства
Изменениеобъёма производства не изменяет общую сумму постоянной части косвенныхрасходов. К косвенным расходам относятся статьи себестоимости, исчисляемыепропорционально основной заработной платой основных рабочих. Часть косвенныхрасходов, которая остается постоянной при изменении объема производства,называется условно – постоянной. Величина условно – постоянных расходов, приходящихна единицу продукции, при увеличении объёма производства уменьшается, а присокращении объёма производства – увеличивается. Изменение себестоимостипродукции под влиянием изменения объёма производства Хоб рассчитываетсяпо формуле:
Хоб=/>[11, стр9] (1)
Хоб=/>%
ΔА= /> [11, стр9](2)
ΔА= />
2.3 Изменение себестоимости продукции под влиянием ростапроизводительности труда
/>Рост производительности трудавызывает сокращение времени на обработку единицы продукции, что приводит кснижению трудоёмкости продукции. Поэтому для определения изменения заработнойплаты под влиянием изменения производительности труда, сначала рассчитываютснижение трудоёмкости продукции ΔТр по зависимости:
ΔТр= /> [11, стр9](3)
ΔТр=/>
Повышение производительности труда на 15% привело к снижению трудоёмкостина 13,04%. а, следовательно, и к снижению заработной платы на 13,04%.
Повышение производительности труда сопровождается ростомквалификации рабочих и, следовательно, ростом заработной платы. Реальноеснижение заработной платы составит:
ΔТр+ΔЗП= -13,04+(+1) = -12,04% [11, стр9] (4)
Поскольку для заработной платы в себестоимости продукции уЗп 0,3,то снижение себестоимости под влиянием роста производительности труда составит:
Хзп = (ΔТр+ΔЗП)× уЗп [11, стр9] (5)
Хзп = -12,04×0,30= -3,61%
Так как отчисление соц. Фонды составляют 26% от з/п, то приснижении з/п уменьшается ивеличина этих отчислений Хотч:
Хотч = Хзп*26%= — 3,61*0.26= -0,94%
/>2.4 Изменение себестоимости под влиянием изменениянорм расхода материалов (Хнорм)
Хнорм= />×/>[11, стр10] (6)
гдеk – число видов материалов, по которымизменились нормы расхода материалов
/> = />=/>=0,52%
Хнорм=(/>)×0,52= -6,24%
2.5 Изменение себестоимости под влиянием изменения цен на материалы(Хцен)
Хцен= />×/>[11, стр10] (7)
гдеk – число видов материалов, по которымизменились цены
/> – доля затратна материалы в себестоимости продукции, на которые изменились цены
Хцен= (/>)×0,52= 3,54%
Общийпроцент изменения себестоимости единицы продукции в плановом году составит:
ΔС= -1,71-3,61-0,94-6,24+3,54 = -8,96%
Абсолютное значение себестоимости единицы продукции в плановомгоду составит:
Спл = />руб. [11, стр10] (8)
/>3. Формирование начальной цены
Формирование начальной цены проводится на основе, рассчитанной вовтором разделе себестоимости и желаемого уровня рентабельности продукции.
Рентабельность продукции есть отношение прибыли к себестоимости.При уровне рентабельности 20% оптовая цена Цопт составит:
Цопт = 21,85×1,2= 26,22руб.
Розничная цена Цр включает, помимо оптовой цены, налогна добавленную стоимость (18%)и торговую надбавку (25%)
Цр = 26,22× 1,18× 1,25 = 38,67 руб.
Исходя из того, что розничная цена на аналогичное изделие конкурентовнаходится на уровне 46 руб., полученную розничную цену на наше изделиеможно считать приемлемой (в противном случаепотребовалось бы снижение рентабельности продукцииили уменьшение торговой надбавки).
Определяем затраты на рубль товарной продукции 3Р, которые определяются отношениемсебестоимости к оптовой цене:
ЗР = С /Цопт = 21,85:26,22= 0.83руб. [11, стр10] (9)
/>4. Планирование и распределение прибыли, ирасчёт срока окупаемости капитальных вложений
Определение годового объёма прибыли на единицу продукции П и годовогопроизводства продукции Апл.
П = Цопт — С = 26,22-21,85 = 4,37 руб. [11, стр11] (10)
Прибыль годовая составит:
Пгод = П* Апл = 4,37× 790000 = 3452300 руб. [11, стр11] (11)
Распределение прибыли следует провести для того, чтобы определить,достаточно ли у предприятия остаётся прибыли для своевременной заменыоборудования. Другими словами, требуетсяопределить при планируемом объёме прибыли хозрасчетный срок окупаемости. В общем виде срок окупаемости капитальныхвложений Т определяется как отношение величиныкапитальных вложений к годовой прибыли
Т = 12000000: 3452300 = 3,5 года.
Однако предприятие может использовать, на реновацию основныхфондов не всю прибыль, а только ее часть, направляемую в фонд производстваФРП.
Кроме того, источником средств для приобретения нового оборудованияявляются амортизационныеотчисления АО. Исходя из этого, реальный срок окупаемостикапитальных вложений, т.е. хозрасчётный срок окупаемости Тхр определяется:
Тхр = /> [11, стр11] (12)
Для определения ФРП проведём распределение прибыли (1595,1 тыс.руб.)
1. Налог на прибыль- 24%.
Прибыль предприятия- 76%:
П = 3452300 × 0,76 = 2623748 руб.
2. Резервный фонд- 10 % прибыли предприятия:
2623748× 0,1=262375 руб.
/>3. Прибыль краспределению (на дивиденды и фонды экономического стимулирования ФЭС)составит:
2623748-262374 = 2361373 руб.
4. При ставке дивидендов- 6% (внимание 6 % от стоимости капитальныхвложений, а не от прибыли) на их выплату от прибыли должно быть направленно:
12000000×0,06= 720000 руб.
5. Следовательно, ФЭС составит:
2361374 — 720000= 1641373 руб.
Эта сумма должна быть направлена в фонд развития производства ФРП,фонд материального поощрения ФМП и фонд социального развития ФСР.
6. По условиям проекта в ФРП направляется 69% фонда:
1641373×0,69= 1132547 руб.
7.На ФМП и ФСР остается сумма в размере:
1641373 – 1132547 =508826 руб.
Хозрасчетный срок окупаемости составит:
Тхр =/>= 5,1лет
Такой большой срок окупаемости неприемлем, следовательно, необходимбольшой объем средств, направляемых в ФРП. Предприятие должно поставитьзадачу получить такую прибыль, которая быобеспечила окупаемость не более 5 лет. Для этого должна быть проведена корректировка цены изделия.
/>5. Корректировка оптовой цены изделия
Увеличение массы прибыли может быть достигнута двумя путями:
1) повышение цены на изделие;
2) увеличение объёма производства, что способствует увеличениювыручки от реализации прибыли; (третий путь- снижение себестоимостипродукции – здесь не рассматривается, так каксчитаем, что все резервы снижения себестоимости уже учтены во втором разделепроекта).
Рассмотрим первый путь. Определим ту цену продукции, котораяобеспечит заданный срок окупаемости, равный 5 годам. Для этого проведём, обратныйрасчет Тхр.
1. Так как в формуле расчета Тхр величины капитальных вложений иамортизационных отчислений являются постоянными, определим, каков должен бытьФРП. чтобы срок окупаемости составил 5 лет.
Тхр = /> [11, стр12] (13)
Тхр =/>= 5,1
ФРП = Тхр =/>= 5,1
/> [11, стр12] (14)
Отсюда ФРП = 800000 руб.
2. Определим сумму фондов экономического стимулирования ФЭС.
ФЭС= 800000+508826 = 1308826 руб.
3. Чтобы определить прибыль к распределению, нужно к ФЭС прибавитьдивиденды, которые в нашем примере составляют 720 тыс. руб. Прибыль к распределениюравна:
720000+1308826= 2028826 руб.
4. Так как резервный фонд составляет 10 % прибыли предприятия,сама прибыль предприятия составит:
2028826:0,9= 2254251руб.
/>5. Так как прибыльпредприятия равна 24% годовой прибыли, последняя равна:
2254251: 0,76= 2966120 руб.
6. Прибыль на единицу продукции составит:
2966120: 790000 = 3,75 руб.
7. Оптовая цена, обеспечивающая получение прибыли, достаточной длясвоевременного обновления основных фондов, равна:
Цопт = С+П = 21,84 + 3,75 =25,59 руб.
8. Розничная цена составит:
Цр = 25,59×1,18× 1,25 = 37,75 руб.
Сопоставление полученной цены с ценой конкурентов свидетельствуето её конкурентоспособности.
В том случае, если бы расчётная цена превышала цену конкурента,следовало бы искать пути ее снижения. К ним относится: 1) снижение издержек производства;2) уменьшение торговой надбавки путём договорённости с торгующими организациямиили созданию сети собственных магазинов, в которых торговая надбавка входит вменьших размерах.
/>6. Построение графикабезубыточности
Для использования второго способа увеличения прибыли — за счетувеличения объёма производства – целесообразно построить график безубыточности.Для построения такого графика необходимо в себестоимости продукции выделитьпостоянные и переменные затраты. График безубыточности (рис. 6.1) представлендвумя линиями, каждая из которых может быть выражена уравнением.
Точка пересечения линий выручки и линий затрат – корень решенийуравнений, определяющих при каком объёме производства суммарные затраты (т.е.себестоимость всей продукции) равны выручке. В этой точке прибыль равна 0:справа от проекции этой точки на оси X находятся объёмы производства, которыеобеспечивают получение прибыли; слева — область убыточных объемов производства.
/>/>Выручка
/>
Суммарные затраты
/>Переменные затраты
/>
/>Постоянные затраты
/>
0 338790
Рис.6.1. График безубыточности
Спомощью графика безубыточности могут быть решены следующие задачи:
1.При каком объеме выпуска продукции выручка от ее реализации равна затратам наее производство, т.е. при каком объеме выпуска продукции производствостановится безубыточным при данной цене и себестоимости единицы продукции.
/>2. Какова должна быть минимальнаяцена изделия, обеспечивающая безубыточность производства – при заданном егообъеме себестоимости продукции.
3.Каков должен быть выпуск продукции, обеспечивающий желаемый объем прибыли призаданной цене и себестоимости.
Награфике линия выручки (прямая) определяется уравнением
В =Цопт×А
Линиязатрат:
З =Зпост+Зпер×А
ГдеВ – выручка от реализации продукции за год
А –годовой объем выпуска продукции
Зпост– условно-постоянные затраты на годовой объем выпуска продукции
Зпер– переменные затраты на годовой объем выпуска продукции
З –суммарные затраты на производство (себестоимость)
Постоянныезатраты на единицу продукции составляют 8% себестоимости и равны:
21,84×0,15= 3,28 руб.
На весь выпуск эти затраты составляют:
Зпост= 3,28×790000 = 2591200 руб.
Зпер= 21,84×0,85 = 18,56 руб.
Оптовая цена единицы продукции:
Цопт = 21,84×1,18 = 25,77 руб.
Прибыль,которая необходима для предприятия, определена выше. Она составляет 2966120 руб.
Запишем каждое из уравнений
Выручка от реализации продукции: В = 26,21×А
Затраты:
З = 3,28×790000+18,56×А
/>Так как прибыль естьразница между выручкой от реализации и затратами на производство, составимуравнение и решим его:
П = В-З
2966120 = 26,21×А – (2591200+18,56×А)
2966120+2591200 = 26,21×А-18,56
А =726447 изд.
Такимобразом, при первоначальной установленной оптовой цене 26,21руб.необходимая сумма прибыли в размере 2966120руб. можетбыть получена при увеличении выпуска продукции с 726447 тыс. изд. до 790000 изд. На основании графика безубыточности может бытьопределена точка безубыточности, соответствующая тому объему производства, прикотором выручка равна затратам.
В = З
Цопт×А = Зпост+Зпер×А
26,21×А =2591200 +18,56×А
А = 338719 изд.
Проверка: В = 26,21×338719 = 8877,8 руб.
З = 2591200+18,56×= 338719
/>Заключение
Вусловиях рыночной экономики производитель должен быстро и точно реагировать наизменяющиеся конъюнктуры рынка и своевременно сверить новую технику и технологиюпроизводства. Принять решение о внедрении технических изменений и усовершенствованиеоборудования, уменьшение издержек производства, а также не производственныхрасходов, для этого необходимо рассчитать прибыль от реализации продукции, атак же проанализировать какие факторы повлияли на изменение плановой цены отфактической цены изделия, рассчитать окупаемость капитальных вложений.
Дляэтого я провела расчеты:
1.плановой себестоимости, единицы продукции на основе факторов снижения себестоимостипродукции на предприятии, общий процент изменений себестоимости составил:-8,96%. Абсолютное значение себестоимости единицы продукции в плановом годусоставляет 21,85 рубля;
2.формирования оптовой цены изделия на основе желаемого уровня рентабельностипродукции, которая составляет 26,22 рубля. Тем самым розничная цена составила:38,67 рубля. Цена конкурента составляет: 46рублей. Из этого можносделать вывод, что наша продукция является конкурентоспособной;
3.сроков окупаемости капитальных вложений, которые составили 5,1 года. И на основеэтих данных произвела корректировку оптовой цены изделия с целью достиженияжелаемого для предприятия срока окупаемости, который составил не более 5 лет;
4.ожидаемой прибыли предприятия при сроке окупаемости 5 лет, которая составила 2966120 рублей;
5.выпуска продукции при ожидаемой прибыли предприятия 2966120рублей, которая составила 726447 изделий.
Наоснове всех этих данных я составила график безубыточности, на котором наглядновидно, что предприятие не понесет убытков, но и не />получит прибыли (т.е. суммарные затраты будут равнывыручке), если будет произведено 338719 изделий в год.
Темсамым можно сделать вывод, что предприятие будет работать рентабельно только втом случае, если объем продукции будет превышать 338719 изделий в год.
/>Литература
1. Зайцев Н.Л. Экономикапромышленного предприятия: Практикум: Учеб. пособие — 4-е изд., — М: ИНФРА-М,2006. -224с. (Серия «Высшее образование»).
2. Экономика предприятия:Учебник для вузов / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В.Девяткина.- 5-е изд.,перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008 — 601с. (Серия «Высшее образование»).
3. Экономика предприятия:Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. — 3-еизд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.-718с.
4. Жиделева В.В., КаптейнЮ.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2006.- 133с.( Серия «Высшее образование»).
5. Сергеев И.В. Экономикапредприятия: Учебное пособие; 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы истатистика, 2006. — 304 с.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272с.
7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа — Москва: Финансы и статистика, 2007., 294 с.
8. Ковалев А.К., Привалов В.П. Анализфинансового состояния предприятия — Москва: Центр экономики и маркетинга, 2007.192 с.
9. Экономический анализ: Учебник длявузов / Под ред. Л. Т. Гиляровской. – 2-е изд. доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 356с.
10. Ковалев В. В. Финансовый анализ:Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.
11. Методические указания по выполнениюкурсовой работы. — 18с.