Реферат по предмету "Философия"


Содержание и объём понятий

Содержание и объем понятий Рассмотрим еще раз определение понятия «понятие». В нем легко различать то, что выделяется и обобщается в понятии, и то, при помощи чего происходит такое выделение и обобщение. Первое — это интересующее нас множество объектов, второе — признаки, при помощи которых мы выделяем это множество. Они образуют две важнейшие логические характеристики понятия. Множество объектов, выделяемых и обобщаемых в понятии, называется объем ом данного понятия.

Объем понятия «студент» — все те предметы, для которых характерны признаки «быть учащимся» и «учиться в высшем учебном заведении». Объем понятия «натуральное число» — это множество чисел 1, 2, 3 и т.д. Объем понятия «простое число» — это множество чисел, каждое из которых делится только на единицу или на самое себя, т.е. это числа 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13 и т.д. Объем понятия «понятие» — это множество всех возможных понятий.

Признак, при помощи которого выделяются и обобщаются предметы интересующего нас множества, называется содержанием понятия. Признак, составляющий содержание понятия, может быть сколь угодно сложным. Человек — это существо, наделенное разумом, волей, чувствами, имеющее мягкую мочку уха, широкие ногти, волосяной покров на голове, два глаза, бесхвостое, бесперое, не имеющее хобота, бивней и т.п. Однако, работая с понятием, мы не мыслим все эти признаки одновременно.

Мы обычно оперируем с наименее сложным, обозримым единым умственным взором, признаком, который позволяет нам образовать это понятие, выделить интересующее нас множество предметов. Признак, достаточный для того, чтобы выделить интересующее нас множество объектов из всех остальных объектов, назовем основным содержанием понятия. Содержание у каждого понятия одно, основных содержаний может быть много — в зависимости от наших целей и способов образования понятий.

Основное содержание понятия «стул» — это соединение четырех признаков, которые были выделены нашим Студентом-тугодумом в диалоге, предшествовавшем первому параграфу этой главы. Основное содержание понятия «преступление» — это соединение признаков: а) быть деянием, б) быть предусмотренным уголовным законом, в) быть общественно опасным. Основное содержание понятия «простое число» — это соединение признаков: а) быть натуральным числом, б) делиться на самое себя, в) делиться на единицу, г) не делиться

без остатка ни на какое другое число. Содержание и объем как характеристики понятия настолько важны, что мы рассмотрим их по отдельности. Содержание понятия Содержание понятия представляет собой признак. Поэтому нам следует внимательнее рассмотреть понятие признака. В самом слове «признак» заключена часть его значения. Признак — то, что состоит при знаке, то, что, как и знак, указывает на объект, то, при помощи чего

можно опознать объект. Точнее сформулировать понятие признака поможет наша онтология. Она, как мы уже видели в § 1, состоит из двух категорий: 1) предметы, 2) свойства и отношения. Очевидно, что признаки имеют отношение ко второй категории, т.е. каким-то образом связаны со свойствами и отношениями. Действительно, зададимся вопросом: при помощи чего можно узнать, опознать предмет?

Вспомним, например, загадки. Ответ однозначен — при помощи его свойств или отношений. Например, вспомните загадку: «Маленько, кругленько, а за хвост не поднять». Здесь нужно опознать предмет по трем характеристикам: 1) «маленький», 2) «кругленький», 3) «нельзя поднять за хвост». Если первые две характеристики говорят о наличии у предмета свойств, то третья об отсутствии у этого

предмета свойства «поднимаемости за хвост». То же самое можно сказать об отношениях. К тому же вспомним, что опознавая стул и отличая его от всех иных предметов, мы тоже в качестве его характеристик использовали как свойства стула, так и отсутствие у него свойств (не имеет подлокотников). Признак (простой) — это характеристика объекта, указывающая на наличие или отсутствие у него свойства или отношения. Предметы, конечно, лучше узнавать по наличию у них свойств или отношений, но иногда за

неимением лучшего приходится пользоваться и отсутствием. Если вспомнить описанную выше трехплоскостную семантику, то можно сказать, что используемые нами знаки обычно связываются со своими значениями при помощи представлений, образов, мыслей. Эти представления бывают более или менее ясными, но никогда до конца отчетливыми. Они могут даже меняться в зависимости от состояния нашей психики.

Так, сегодня мы можем иметь в виду под демократией торжество народовластия, а завтра — состояние всеобщего беспорядка, и при этом думать, что мы пользуемся одним и тем же понятием. Это оказывается возможным, поскольку признаки понятия «демократия» четко не выявлены, а поэтому в нашей душе отсутствуют четкие критерии тождества этого понятия самому себе. Отсюда следует, что мы можем последовательно рассуждать, правильно употреблять имена и термины только

тогда, когда четко выявим и зафиксируем признаки, которые мы мыслим в содержании данного понятия. Только замена неясных образов и представлений признаками помогает нам выражать свои знания ясно и отчетливо, т.е. позволяет нам стать несколько более логически культурными людьми. Разъясняя содержание понятия, мы говорили о соединении признаков или сложном признаке. Теперь пора пояснить эти выражения подробнее. Мы определили понятия простого признака.

Нетрудно заметить, что простой признак говорит о наличии или отсутствии одного свойства или отношения. Следовательно, соединение признаков или сложный признак связан с наличием или отсутствием более одного свойства или отношения. Сложный признак — это соединение двух и более простых признаков при помощи союзов «и», «или», «если то » и т.п. Отметим, что обычно союз «и» при перечислении признаков заменяется запятой или другим способом соединения признаков (как, например, в содержании понятия преступления).

В содержании понятий чаще всего используется соединение признаков при помощи союзов «и» и «или». Поэтому мы рассмотрим их подробнее. Соединение простых признаков при помощи союза «и» означает, что мы утверждаем одновременную присущность простых признаков предметам, составляющим объем данного понятия. Пример. Афоризм — это обобщенная мысль, выраженная в лаконичной, художественно заостренной форме. Здесь мы различаем 4 признака предметов, входящих в объем понятия «афоризм»:

1) быть мыслью, 2) быть обобщенным, 3) быть выраженным в лаконичной форме, 4) быть выраженным в художественно заостренной форме. Рассмотренное предложение утверждает, что эти признаки присущи афоризмам одновременно, а значит, они связаны при помощи союза «и». Соединение простых признаков в сложный при помощи союза «или» означает, что каждый из этих признаков не обязательно присущ каждому предмету из объема рассматриваемого понятия,

а может быть присущ только части таких предметов. Пример. Иллюстрация — изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи. Здесь три признака: 1) быть изображением, 2) переводить образ литературы на язык графики, 3) переводить образ литературы на язык живописи, причем два последних признака связаны через «или». Предостережение. В естественном языке часто бывает так, что там, где, с точки зрения логики, должно

стоять «или» в тексте стоит «и», но тем не менее подразумевается связь, скорее похожая на «или». Пример. Балаган — временный деревянный театр для театральных и цирковых представлений. Если принять здесь слово «и» всерьез, то получится, что «временный деревянный театр» мы можем назвать балаганом только в том случае, если он используется и для театральных, и для цирковых представлений. Если же он, например, для цирковых представлений не используется, то назвать его балаганом нельзя,

поскольку у него отсутствует один из признаков. Таким образом, хотя в словосочетании, выражающем содержание этого понятия, употреблен союз «и», логически здесь, конечно, следует читать «или». Такого рода путаница в различных текстах и речах встречается довольно часто.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Следственные версии и планирование расследования
Реферат Почерк и темперамент
Реферат Реформаторская деятельность МX Рейтерна НX Бунге ИА Бышнеградского СЮ Витте
Реферат Типы экономических процессов:"Длинные волны Кондратьева".
Реферат Факторный анализ производственно-хозяйственной деятельности фирмы
Реферат Использование элементов проблемного обучения в преподавании экологии
Реферат Ii культура и личность
Реферат Образ мира молодежи и пенсионеров. Сравнительный анализ
Реферат Satire In Dorothy Parker Essay Research Paper
Реферат Администрация колпашевского городского поселения томской области распоряжение
Реферат Когда евреев приняла Россия
Реферат Зерно и продукты его переработки
Реферат Физическая реабилитация при переломах лопатки, плеча и ключицы
Реферат Генно-модифицированные объекты
Реферат Черногорский феномен