Содержание
Введение
Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ(1991-2000 гг.)
Укрепление правового положенияпотребительской кооперации
Развитие отраслей хозяйственной деятельностипотребительской кооперации и их социальная направленность
Роль Центросоюза в деятельности потребительской кооперации
Цель и содержание Концепцииразвития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Потребительская кооперация завсю свою историю длиной более 175 лет прошла тяжелый путь развития, на которомвстречались как подъемы, так и падения. Особой порой в развитии потребительскойкооперации является период экономических реформ в конце XX- начале XXI века, период перехода к рыночной экономике.В курсовой работе я рассматриваю историю развития потребительский кооперации врамках последних десятилетий.
Основной целью работы являетсяраскрытие темы, то есть определение особенностей развития потребительскойкооперации в конце XX — начале XXIвека.
Задачи, решаемые в ходе работы: рассмотретьразвитие потребительской кооперации в период 1991-2000 гг., изучить правовоеположение кооперации в данный период, описать развитие отраслей хозяйственнойдеятельности потребительской кооперации и их социальную направленность. Такжесреди задач стоит изучение роли Центросоюза РФ в деятельности потребительскойкооперации, и рассмотрение целей и содержания Концепции развитияпотребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.
Актуальность работы объясняется изучениемсовременного состояния потребительской кооперации страны и перспектив ее развития.
Структура курсовой работыобусловлена целями и задачами и состоит из введения, заключения и следующихрассматриваемых вопросов:
потребительская кооперация впервое десятилетие реформ (1990-2000 гг.);
укрепление правового положенияпотребительской кооперации;
развитие отраслей хозяйственнойдеятельности потребительской кооперации и их социальная направленность;
роль Центросоюза в деятельностипотребительской кооперации;
цель и содержание Концепцииразвития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 г.
При написании курсовой работыиспользовались газеты «Российская газета», «Российскаякооперация», журналы «Вестник кооперации», «Деловой вестник»Российской кооперации", учебники и книги по истории и развитиюпотребительской кооперации различных авторов; основными источниками информацииявляются книги издательства Белгородского университета потребительскойкооперации «Кооперативное образование».
Работа включает ___ листовпечатного текста.
/>Потребительская кооперацияв первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.)
В первое десятилетие реформ (1991-2000гг.) при переходе к рыночным отношениям, первые шаги российской кооперацииоказались очень трудными. Проводимая правительством России экономическаяреформа изменила политическую и экономическую ситуацию в стране, и продвижениев рыночную экономику проходило болезненно, порой противоречиво. Это испытываетна себе и потребительская кооперация.
Реальный переход к рыночнымотношениям в Российской Федерации начался в январе 1992 г. с либерализации цен.В первый месяц освобожденные цены на продукты и промышленные товары выросли на245%, к концу года — в среднем в 26 раз, а по многим продуктам питания — в 100и более раз. Галопирующая инфляция продолжалась до лета 1996 г., пока её темпыне снизились до 1,5 — 2% в месяц. Последствия гиперинфляции для потребительскойкооперации оказались очень тяжелыми. В тысячи раз обесценились оборотныесредства. Не на что стало покупать товары, сырьё, горюче-смазочные материалы. Установленныйгосударством предел торговых надбавок даже не покрывал издержек обращения. Торговляотечественными продовольственными товарами оказалась убыточной, а введениепредоплаты заказанных товаров заставило многие организации потребительскойкооперации распродавать свои предприятия, чтобы добыть оборотные средства. Начализакрываться кооперативные магазины, столовые, кафе, заготовительныепредприятия, оптовые базы.
Вследствие обесцениванияденежных вкладов в банках резко понизилась покупательная способность сельскогонаселения. Платежеспособный спрос жителей деревень, поселков, районных городовстремительно приближался к нулевой отметке. Одновременно в городах, даже врайцентрах стала бурно развиваться частная торговля. Имея минимальный штат,определенные льготы и пользуясь бесконтрольностью и разными способами уклоненияот налогов, она составила, особенно на первых порах, серьёзнейшую конкуренциюкооперативам. Главное же, в отличие от потребительской кооперации, частнаяторговля не несет никаких социальных обязательств, не отвечает за снабжениенаселения самыми необходимыми товарами, не дающими, как правило, торгового«навара», а торгует лишь тем, что прибыльно.
В результате доля товарооборотапотребительской кооперации в общем товарообороте страны снизилась с 18,9% (1992г)до 4,4% в 1997г.
Положение ещё больше осложнилуглубившийся диспаритет цен на промышленные товары, сельхозтехнику, бензин,запчасти и продукцию сельского хозяйства — зерно, мясо, молоко, овощи, фрукты,технические культуры и т.д. Цены на промышленные товары выросли несопоставимовыше, чем на сельхозпродукцию. В результате резко упали доходы колхозов, АО,фермеров и всех сельских жителей — в большинстве своём пайщиков и клиентовпотребительской кооперации. Средняя зарплата работников сельского хозяйства в1995г. оказалась в три раза ниже, чем в промышленности и строительстве, и необеспечивала даже прожиточного минимума.
Это привело и к серьёзнымизменениям в структуре оборота потребительской кооперации, падению доходности. Продуктыпитания в 1995 г. заняли в обороте 77%, а в некоторых потребсоюзах — 90%, тогдакак спрос на промышленные товары сошел почти на нет: выручка от продажителевизоров, к примеру, уменьшилась в 20 раз. Безденежье сельских жителейоказалось настолько тяжелым, что сельские и районные потребительские обществаначали выдавать товарные кредиты своим пайщикам. «Долговые тетради», кудазаписываются эти кредиты на масло, сахар, даже на хлеб, стали привычнымявлением в сельских магазинах. В 1992 — 1995 гг. потребительская кооперацияотдала в долгосрочный кредит сельскому населению товаров более чем на 1 трлннеденоминированных рублей.
Однако самый тяжелый удар попотребительской кооперации нанесла разорительная учетная ставка банковскогопроцента (до 300%).
Уже в 1994 г. за пользованиебанковскими кредитами организации потребительской кооперации уплатили 1,5 трлнруб., понеся при этом 700 млрд руб. убытков.
Резко возросли расходы натранспорт, энергоресурсы, содержание магазинов и других хозяйственных объектов.Нарастающие как снежный ком долги, и в особенности неплатежи получателейпродукции, закупленной для них потребкооперацией, довершили дело.
Последствия многократноусугубились и из-за неумения, либо неспособности многих руководителей быстроприспособиться к жёстким условиям рынка. Их пассивность в защите интересовпайщиков и населения перед произволом местных властей, которые в целом рядеобластей и районов в нарушение всех законов устанавливали низкие предельныенадбавки к цене, заведомо обрекли торговлю на разорение.
Вследствие такого нагроможденияпричин как объективного, так и субъективного порядка две трети потребсоюзовстали убыточными, а в 29 потребсоюзах убытки возросли. Половина убыточныхпотребсоюзов приходится на Сибирь, Дальний Восток и частично на Уральскийрегион. Суммарный убыток за 1995г. — 540 млрд руб. — принесла торговаядеятельность.
Развернувшаяся в стране в1991-1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционированиягосударственных предприятий также повлияла на деятельность многих организацийпотребительской кооперации.
Суть коммерциализации сводиласьк разукрупнению действующих предприятий и предоставлению выделившимся из ниххозяйственным единицам права юридического лица. Некоторые коллективыкооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив статус юридическихлиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возниклареальная угроза утраты кооперативной собственности многими организациямипотребительской кооперации.
Ещё большую угрозу кооперативнойсобственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительскихобществ. Её инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисноефинансовое положение их организаций. Однако реальная причина была другой: переделсобственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущихакционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократноувеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически исключилибольшинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупныесуммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное общество, присвоив,по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом,устанавливало высокие дивиденды на пай.
Иногда передача кооперативнойсобственности в частные руки оформлялась через её продажу на аукционах. Так,например, случилось в Нижегородской области, где пайщикам поначалу выдали«паевые грамоты» — свидетельства о праве на имущественный пай, затем«паевые грамоты» были сгруппированы (до тысячи и более) в «лоты»- под конкретные объекты, магазины, склады, автомашины и т.д. На аукционах лотыраскупили в основном работники потребительской кооперации области, заведующиемагазинами, складами. Иначе говоря, на базе кооперативной собственности возниклачастная индивидуальная (частные предприятия) и частно — групповая (общества сограниченной ответственностью). Однако нижегородский «эксперимент» неполучил распространения на остальной территории России.
Определенный негативныйотпечаток на состояние потребительской кооперации наложила заявленнаяправительством антимонопольная политика. Некоторые властные структуры, а также средствамассовой информации относили потребительскую кооперацию к организациям якобымонопольным. В конечном счете, это выразилось в ограничениях организационно — распорядительныхи контрольных функциях Центросоюза в законе «О потребительской кооперациив Российской Федерации» от 23 июля 1992 г.
Все вышеуказанные и другиепроблемы, возникшие в результате проведения радикальных экономических реформ,оказались в центре внимания общего Собрания представителей потребительскойкооперации Российской Федерации.
В своём докладе председательправления Центросоюза Российской Федерации В.Ф. Ермаков охарактеризовалфинансовое положение потребительской кооперации как «очень» или даже«страшно тяжелое».
Более 100 тыс. небольшихмагазинов, столовых, пекарен и 1,5 тыс. хозрасчетных предприятий оказалисьнерентабельны.
Важным источником пополненияоборотных средств потребобществ были пайщики, но их число стремительносокращалось.
Также немаловажно отметить, что впервые годы реформ (1991 — 1994 гг.) потребительская кооперация не имеланеобходимых юридических, социально — экономических и идеологических предпосылокдля своего развития.
Однако с 1995 г. условияразвития потребительской кооперации изменились. Потребительская кооперацияприобрела прочное правовое положение с принятием Закона «О потребительскойкооперации в Российской Федерации» от 23 июля 1992 г. и Закона «Опотребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РоссийскойФедерации» от 13 июня 1997. В стране установились более благоприятныеэкономические условия для развития потребительской кооперации. Измениласьидеология руководителей потребительской кооперации. Они стали больше вниманияуделять социальной деятельности, удовлетворению материальных и других потребностейпайщиков потребительских обществ.
Формирование благоприятныхпредпосылок способствовало адаптации потребительских обществ и потребительскихсоюзов к условиям рыночной экономики и развитию системы потребительскойкооперации.
Уже в 1996-1998 гг. с появлениемпризнаков стабилизации в экономике страны замедлились темпы падения показателейпо всем видам хозяйственной деятельности и в потребительской кооперации. Положение,правда, ещё оставалось тяжелым, но уже обозначились перемены, потребительскаякооперация России начала медленно возрождаться на исконно присущих ей принципахи ценностях.
Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупнаясоциально — экономическая система, востребованная населением и выполняющаянеобходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иныхпотребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского./>Укрепление правовогоположения потребительской кооперации
Очень важным условием дляуспешной деятельности потребительской кооперации является её правовоеобеспечение. В этом плане Центросоюз проделал большую работу по разработке ипринятию трёх основополагающих законов:
«О потребительскойкооперации в Российской Федерации» от 23 июля 1992 г.;
«О потребительскойкооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от13 июня 1997 г.;
«О внесении изменений идополнений в Закон Российской Федерации „О потребительской кооперации (потребительскихобществах, их союзах) в Российской Федерации“ от 29 марта 2000 г.
После распада Советского СоюзаЗакон „О кооперации в СССР“ от 1988г. утратил свою силу, ипотребительская кооперация в России, как, впрочем, и всё кооперативноедвижение, оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существованию еёвертикальной структуры — районных, краевых (областных) и республиканских союзовпотребительских обществ во главе с Центросоюзом.
В 1992 г., когда политикашоковой терапии больно ударила по населению и обрушила многие сферы экономики,стали раздаваться призывы и к ликвидации кооперативных союзов, в особенности — состороны антимонопольного комитета Верховного Совета РФ, поддерживаемые отдельнымисредствами массовой информации. Возникла чрезвычайная необходимость взаконодательном акте, который бы восстановил легальный статус потребительскойкооперации и её союзную вертикаль. Таким актом стал принятый Верховным СоветомРФ при непосредственных усилиях Центросоюза Закон „О потребительскойкооперации в Российской Федерации“ от 23 июля 1992 г. небольшой по объёму- 4 главы, 9 статей — он, тем не менее, оказал большое влияние на развитиепотребительской кооперации в течение 1992-1997 гг. Но самое главное, Закон»О потребительской кооперации в Российской Федерации" позволилсохранить потребительскую кооперацию от развала и акционирования, помог решитьмногие спорные вопросы, которые возникли в отношениях между кооперацией иорганами государственной власти. И в этом его непреходящее значение.
Однако несовершенства этогоправового акта порождали множество проблем. Важным шагом на пути их преодоленияявился Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизацииобеспечения сельского населения товарами и услугами» №795 от 31 мая 1996 г.,провозгласивший государственную поддержку организаций потребительскойкооперации и обязавший потребительскую кооперацию восстановить до 1 сентября1996 г. имущественные права граждан, исключенных из потребительских обществ в1991-1996 гг., обеспечить их информирование и широкое участие в деятельностисвоих обществ. Кроме того, указом предоставлялись налоговые льготы и снижениетарифных ставок на потребляемую электроэнергию для тех организаций, которыеполностью восстановили в членских правах бывших пайщиков.
Следующим шагом на путиправового обеспечения потребительской кооперации и возрождения её правовыхоснов стал вступивший в силу с 11 июля 1997 г. Закон Российской Федерации«О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) вРоссийской Федерации».
Он признал организационнуюструктуру потребительских обществ и их союзов как систему потребительскойкооперации в Российской Федерации, наделил союзы распорядительными иконтрольными функциями, определил потребительские общества и их союзысубъектами собственности, утвердил новые органы управления — Советы, обозначилраспределение функций и ответственность между общими собраниями, советами иправлениями потребительских обществ и их союзов. Восстановление роли пайщиков вуправлении и хозяйственной деятельности всех организаций потребительскойкооперации, возвращение им хозяйственных прав дает полное основание утверждать:новый закон о потребительской кооперации — это прежде всего и в первую очередьзакон о пайщиках.
В соответствии с закономразработаны, были утверждены и вступили в силу новые уставы потребительскихобществ и их союзов всех уровней и реформирована организационная структура потребительскойкооперации.
Уставы определяют правовые,организационные, социальные и экономические основы создания и деятельностипотребительских обществ и их объединений. Они должны в полной мересоответствовать Закону «О потребительской кооперации (потребительскихобществах, их союзах) в Российской Федерации» и примерным уставампотребительских обществ и их союзов. Также в уставах должна найти отражениеответственность руководителей за результаты работы потребительской кооперации.
Однако последующая картинахозяйственной и социальной деятельности потребительских обществ и их союзовпоказала необходимость совершенствования законодательной базы потребительскойкооперации.
В этой связи 29 марта 2000 г. ГосударственнойДумой был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений вЗакон Российской Федерации „О потребительской кооперации (потребительскихобществах, их союзах) в Российской Федерации“.
Новый закон подробно определялфункции, состав и порядок образования советов и правлений потребительскихобществ и их союзов, обязательность выполнения решений Центросоюза дляпотребительских обществ, их районных, областных, краевых и республиканскихсоюзов, процедуры отстранения от должности выборных должностных лиц в случаяхнарушения ими прав пайщиков, злоупотреблений и препятствия проведению проверокревизионными управлениями союзов и другие нормы.
Известно, что центробежные силыв экономике и политике, порожденные развалом Советского Союза, не обошли икооперативное движение. Отдельные областные и другие потребительские союзыстали нарушать кооперативные законы, уставы, решения общих собранийпредставителей потребительских обществ и их союзов, в то время как кризисноесостояние экономики требовало укрепления единства и сотрудничествакооперативных организаций всех уровней в стране.
Новый федеральный законспособствовал укреплению внутрикооперативной дисциплины, более надежномуисполнению отдельными потребсоюзами своих обязательств перед Центросоюзом,другими союзами и потребительскими обществами, дальнейшему развитиюкооперативной демократии.
В настоящее время правовые отношения,возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и ихсоюзов, регулируются системой законов и иными нормативно-правовыми актами. Основуправового регулирования потребительских обществ и их союзов составляют:
Конституция Российской Федерации(принята 12 декабря 1993 г);
Гражданский Кодекс РоссийскойФедерации (часть 1 от 30 ноября 1994 г);
Другие законы и иные, принятые всоответствии с ними нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое,налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве;
Закон „О потребительскойкооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“;
Законы и другие правовые актысубъектов Российской Федерации;
Указы Президента РФ ипостановления Правительства РФ;
Уставы потребительских обществ иих объединений (союзов, ассоциаций).
Также в рамках функционированиясистемы потребительской кооперации принимаются различные акты, регулирующиеконтрольные и распорядительные функции органов управления в организацияхпотребительской кооперации, повышающие ответственность руководящих работниковорганизаций потребительской кооперации, а также акты по сохранностикооперативной собственности, предотвращению банкротств и укреплению статусаюридической службы потребительской кооперации. Все они согласованы с Законом»О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) вРоссийской Федерации". Вышеуказанные нормативно-правовые акты создаютправовое поле для деятельности организаций потребительской кооперации, какравноправных субъектов рыночной экономики. Динамичность и сложностьдействующего законодательства требуют от руководителей постоянногосовершенствования и обновления знаний в области права, изучения и активногоиспользования в повседневной работе нормативно — правовых актов.
/>Развитие отраслейхозяйственной деятельности потребительской кооперации и их социальнаянаправленность
Социальная миссияпотребительской кооперации реализуется посредством осуществления коммерческойдеятельности, включающей различные отрасли и виды деятельности.
Потребительская кооперацияосуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков. Выделяютсяследующие основные отрасли: розничная торговля и общественное питание,заготовки, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство иуслуги.
Прибыль от коммерческойдеятельности организаций потребительской кооперации направляется как наразвитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей винтересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческойдеятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.
Следует отметить, чтопотребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребностикак своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего натерритории деятельности организаций потребительской кооперации.
Все отрасли потребительскойкооперации тесно взаимосвязаны.
Каждая отрасль хозяйственнойдеятельности удовлетворяет вполне конкретные материальные и иные потребностипайщиков.
Розничная торговля иобщественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностейпайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах. Розничнаяторговля представляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купитьпродукты питания, одежду и другие необходимые товары в магазинах имелкорозничной сети.
Общественное питание организуетпроизводство и потребление продуктов в своих предприятиях (столовых, кафе,ресторанах), обеспечивая горячим питанием пайщиков и обслуживаемого населенияна работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.
Заготовки сельскохозяйственнойпродукции и сырья способствуют обеспечению производственных предприятийпотребительской кооперации сырьем, а пайщиков и обслуживаемого населения — продуктамипитания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятияторговли и общественного питания.
Промышленность производит какпродовольственные, так и другие необходимые пайщикам и обслуживаемому населениютовары, которые доставляют в магазины для продажи населению.
Сельское хозяйство являетсяисточником продовольственных товарных ресурсов как для торговли и общественногопитания, так и для промышленности.
Транспорт осуществляет доставкутоваров в предприятия торговли, общественного питания и непосредственнопайщикам и обслуживаемому населению.
Строительство, как отрасльхозяйства, создает сооружения и здания для осуществления разных видовдеятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки ипавильоны для проведения культурно — массовых мероприятий.
Услуги, предоставляемыенаселению, приобретают всё большее значение в хозяйственной деятельностипотребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий,организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностейпайщиков и обслуживаемого населения.
Социальная миссия реализуется,если менеджеры каждой отрасли хозяйства, в текущей деятельности соблюдаюткооперативные принципы.
организации, которые более чемполтора века заботятся об удовлетворении потребностей своих пайщиков инаселения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимсяпайщикам и другим
жителям материальную помощь,заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах.
В организациях потребительскойкооперации трудятся более 350 тыс. человек. Рост объемов действующих отраслейхозяйства, появление новых видов деятельности буду способствовать привлечениюбольшего количества граждан к общественно полезному труду, сокращениюбезработицы, особенно в сельской местности.
Потребительская кооперацияпрошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Изсложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельностьдля пайщиков и вместе с пайщиками.
В 90-е гг. XXстолетия — период формирования в стране рыночной экономики — потребительскаякооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объемыдеятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многиепредприятия (магазины, рестораны, оптовые базы).
В этих сложных условияхпотребительская кооперация вновь нашла свой самобытный путь выживания иразвития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельностипотребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностейпайщиков.
Решая социальные задачи,потребительская кооперация укрепляла кооперативное хозяйство, возвращая к жизниновые отрасли и «замолчавшие» неработающие предприятия.
Кооператоры рассудили так: еслипокупательная способность пайщиков снизилась и у них нет денег покупать столькотоваров, чтобы обеспечить
прибыльную деятельностьмагазинов, столовых и других кооперативных предприятий, то нужно вместе, «сообща»начать зарабатывать деньги, чтобы пайщики могли покупать товары и услуги.
Многие райпо в пустующих зданиях(бывших оптовых базах, столовых) организовали производственные цеха («малоепроизводство»). Например, в
Чернянском райпо Белгородскойобласти в здании оптовой базы организовали крупорушку и маслобойку. Населениестало сдавать на переработку производимую в домашнем хозяйстве продукцию (зерно,семена подсолнечника). Часть продукции райпо сбывает, пайщикам выплачиваетденьги. На эти деньги пайщики покупают товары в магазинах потребительскойкооперации. Повысились доходы у населения, и заработали отрасли деятельности: торговля,заготовки, промышленность.
Многие кооперативные организациистали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиесясельскохозяйственные предприятия. Так, Башкирский потребсоюз выкупил дваколхоза. Кооперативные организации стали выращивать зерновые культуры,картофель, овощи, заниматься животноводством. Результаты такой деятельности — экономическийи социальный эффект. Во-первых, граждане, занимающиеся сельским хозяйством,сохранили работу. Во-вторых, потребительская кооперация стала производитьсельскохозяйственную продукцию, перерабатывать её и получать товары для продажив магазинах и на других предприятиях торговли по более низким ценам, чемчастник. Развитие сельского хозяйства в организациях потребительской кооперациипомогло решить ряд социальных задач и укрепить экономическую деятельностьпотребительской кооперации.
Можно привести много подобныхпримеров усиления социальной направленности деятельности потребительскойкооперации, которые постоянно и подробно освещаются в газете «Российскаякооперация».
Потребительская кооперацияразвивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе спайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.
Таким образом, многоотраслеваяхозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженнуюсоциальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностейпайщиков и обслуживаемого населения./>Роль Центросоюза вдеятельности потребительской кооперации
Центросоюз Российской Федерацииявляется высшей организацией системы потребительской кооперации, объединяющей инаправляющей деятельность всех организаций потребительской кооперации — членовЦентросоюза, и функционирует он на протяжении более 100 лет.
Центросоюз объединяетпотребительские общества и потребительские союзы в единоесоциально-экономическое движение страны. Объединение потребительских обществ и потребительскихсоюзов осуществляется на основе уставов и учредительных договоров. Чтобы всепотребительские общества и их союзы (включая Центросоюз) работали слаженно, какединая система, нужна постоянная совместная работа: совместное принятие решенийпо развитию социально — экономической деятельности потребительской кооперации исовместный контроль. Эта объединяющая работа проводится органами управления иаппаратом управления Центросоюза совместно с представителями потребительскихобществ и их союзов на основе обсуждения вопросов и принятия решений на общемсобрании Центросоюза, на заседаниях Совета, правления, ревизионной комиссииЦентросоюза, на совещаниях, семинарах, конференциях.
Центросоюз укрепляет правовоеположение потребительских обществ и их союзов, занимаясь законотворческойдеятельностью. К примеру, отличительной особенностью деятельности Центросоюза90-х годов состоит в поиске законодательных основ укрепления потребительскойкооперации.
В 1992 г. принят первый Закон РФ«О потребительской кооперации».
Несмотря на ряд недостатков, онопределил правовые, экономические и социальные основы деятельности кооперации,зафиксировал невмешательство государства в экономическую деятельность.
На основе закона по инициативеЦентросоюза в январе 1994 г. принято постановление Правительства РФ №24 «Вопросыпотребительской кооперации Российской Федерации», имеющее для системыисторическое значение, так как в нем предусматривался принципиально новый типвзаимоотношений Центросоюза с правительством — ежегодные соглашения.
Центросоюз достойно защищаетэкономические интересы организаций потребительской кооперации.
Также Центросоюзом разработаныпримерные уставы потребительских обществ и потребительских союзов. Кзаконотворческой деятельности Центросоюз привлекает все организациипотребительской кооперации, всех пайщиков. Они имеют возможность обсуждатьположения законов и уставов на собраниях, заседаниях советов, в газете «Российскаякооперация».
Центросоюз способствует развитиюдемократии потребительской кооперации и самодеятельности пайщиков. В Законе опотребительской кооперации, кооперативных уставах закреплены демократическиепринципы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов; пайщикинаделены правами, которые позволяют им действовать как совместным владельцам (хозяевам)потребительских обществ, активно участвовать в органах управления и контроля, вэкономической деятельности общества, проявлять самодеятельность в организацииновых видов работ: надомного труда, народных промыслов и др. с целью развитиядемократии в управлении и самодеятельности пайщиков Центросоюзом разработан ряддокументов: «Рекомендации о разграничении функций советов и правлений»;Положения «О ревизионной комиссии», «О кооперативном участке»,«О стимулировании пайщиков за активное участие в экономическойдеятельности и участие в органах управления и контроля».
Центросоюз содействуетукреплению и развитию социально — экономической деятельности потребительскойкооперации, добиваясь от государства более благоприятных условий длядеятельности потребительских обществ, их союзов и пайщиков. Центросоюзинформирует Правительство России, Администрацию Президента о деятельностипотребительской кооперации и её проблемах, вносит предложения при разработкеуказов, постановлений Правительства, направленных на улучшение социально — экономическойдеятельности потребительской кооперации. В результате такой работы Центросоюзаорганизациям потребительской кооперации созданы более благоприятные условия: сниженыналоги и тарифы на электроэнергию; продлена на 10 лет уплата задолженностикоммерческим банкам; разрешено формировать Фонд развития потребительскойкооперации. В 1994-1995 гг. Центросоюз оказал существенную помощь системе врешении таких вопросов, как право использования торговой выручки на закупкусельхозпродуктов без ограничения сумм, право при реорганизации не включать вналогооблагаемую базу стоимость имущества, передаваемого с баланса на баланс. Освобождениеот уплаты налога на прибыль организаций, расположенных на Крайнем Севере,способствовало выравниванию экономики потребительских союзов, обеспечивающихторговое обслуживание населения, проживающих в экстремальных условиях.
Также организациямпотребительской кооперации разрешено принимать вклады от населения с выплатойдивидендов. Такое решение Правительства позволило вовлечь деньги, находящиеся унаселения, в товарно-денежное отношение. При этом экономическую выгоду получилии государство, и организации потребительской кооперации, и население, в томчисле пайщики.
Важное значение для развитияпотребительской кооперации имеют Соглашения, заключаемые ежегодно междуорганизациями потребительской кооперации и органами федеральной, региональной иместной исполнительной власти. В этих Соглашениях для потребительскойкооперации предусматриваются льготы (по налогам, кредитам) и экономическоесодействие в строительстве предприятий, в закупке и сбыте сельскохозяйственнойпродукции и др.
1997 г. стал переломным вдеятельности Центросоюза РФ. Создав законодательно — правовую основу дляэкономической стабилизации и развития, центральный кооперативный штаб — Центросоюз- сосредоточил свою деятельность, и с каждым годом во все в большем масштабе,на социальной миссии потребительской миссии.
Центросоюз анализирует состояниекооперирования населения, активно пропагандирует кооперативные ценности ипринципы, возрождает кооперативную демократию, контролирует процессвосстановления численности пайщиков, повышение их роли в управлении ихозяйственной деятельности, провозглашает необходимость социальной защиты нетолько пайщиков, но и всех социально незащищенных категорий населения.
Центросоюз осуществляетобразовательную деятельность и укрепляет связь науки с практикой. Центросоюзимеет высшие учебные заведения (вузы), которые ведут подготовку специалистоввысшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации кадров организацийпотребительской кооперации.
В вузах работают ученые (докторанаук, кандидаты наук). В мае 1997 г. Центросоюзом создан Межвузовский ученыйсовет, в который входят ученые вузов, руководители Центросоюза и региональныхсоюзов потребительских обществ. Межвузовский ученый совет участвует вразработке рекомендаций по эффективному ведению социально — экономическойдеятельности, стратегических направлений деятельности потребительской кооперации.Например, Центросоюзом совместно с Межвузовским ученым советом разработаны Программастабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на1998-2002 гг. и Концепция развития потребительской кооперации РоссийскойФедерации на период до 2010 года. Председателем Межвузовского ученого советаявляется Теплов Виталий Иванович.
Центросоюз осуществляетинформационную и пропагандистскую деятельность, направленную на укреплениеправовых, социальных, экономических и организационных основ деятельностипотребительской кооперации и кооперативной идеологии.
Центросоюз разрабатывает ирассылает организациям потребительской кооперации инструкции и рекомендации поправовым, экономическим и другим вопросам. Эти документы помогают руководителями специалистам (экономистам, финансистам, бухгалтерам, товароведам, юристам и др.),а также пайщикам принимать юридически и экономически обоснованные решения.
Центросоюз организует и проводитнаучно — практические конференции. Например, проведены конференции на следующиетемы: «Потребительская кооперация — социально ориентированная система»(1999 г), «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (2000 г),«Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссияпотребительской кооперации» (2002, 2003 гг.). Конференции имеют важноезначение для развития потребительской кооперации. На конференцияхрассматриваются:
проблемы социально — экономическойдеятельности потребительской кооперации и пути их решения;
необходимость усилениясоциальной направленности в деятельности потребительской кооперации;
возможности организацийпотребительской кооперации по оказанию социальной защиты пайщиков, работников инаселения;
кооперативные ценности ипринципы как основа кооперативной идеологии.
Главная задача конференций — всколыхнутьсистему, перестроить мышление, установить приоритеты, объединить здоровыетворческие силы на главном — через возрождение социальной природы перейти кустойчивому развитию потребительских обществ и союзов.
Конференции имеют значительныйобщественный резонанс, так как они:
способствуют повышениюавторитета Центросоюза РФ в выработке и пропаганде кооперативной идеологии,консолидации сил в реализации социальных программ, сохранению единства исамобытности системы;
знакомят с деятельностью лучшихкооперативных организаций и предприятий, с руководителями и специалистами,которые на деле сохраняют кооперативную самобытность;
укрепляют имидж потребительскойкооперации в областях (краях, республиках);
улучшают информацию срединаселения о деятельности потребительской кооперации;
обогащают механизмсотрудничества организаций потребительской кооперации с органами местногосамоуправления, в первую очередь в реализации социальных программ.
По результатам конференцийразрабатываются рекомендации, которые выполняют все организации потребительскойкооперации.
С целью усиления информационнойи пропагандистской деятельности Центросоюзом с декабря 1997 года издается газета«Российская кооперация». Газета распространяется по всей стране — вовсех организациях и предприятиях потребительской кооперации и среди пайщиков. Онарассказывает о передовом опыте, аккумулирует коллективный разум. Также в газетепубликуется обширная информация по правовым, экономическим и социальнымвопросам, о проблемах кооперации и путях их решения, о кооперативном движенииРоссии и других стран.
Новый, XXIв. ознаменовался выходом ежемесячного приложения к газете «Российскаякооперация» — журнала «Деловой вестник российской кооперации». Внём публикуются нормативные акты, регулирующие деятельность потребительскойкооперации, консультации, методические и другие материалы.
Рассматривая роль Центросоюза вдеятельности потребительской кооперации, мы можем уверенно сказать, что онвыступает лидером кооперативного движения России в целом, инициатороминтеграции различных видов кооперативов, то есть роль Центросоюза РФ выходит зарамки потребительской кооперации.
По инициативе Центросоюза РФсоздана (9 июня 1998г) Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР), кудавошли, кроме Центросоюза, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств исельскохозяйственных кооперативов России, общественная организация «Союзстарателей России», Союз сельских кредитных кооперативов, союзпотребительских обществ " Лига кредитных союзов", Агропромышленныйсоюз России, некоммерческое партнерство объединений производственныхкооперативов, Московский союз жилищных и жилищно-строительных кооперативов ииных некоммерческих самоуправляемых обществ, некоммерческая организация «Общенациональнаяассоциация организаций финансовой взаимопомощи», Общество российскихаудиторов.
Это объединение призваносодействовать представлению и защите интересов организаций потребительской,производственной, сельскохозяйственной, кредитной и т.д. кооперации вправительственных органах, в Международном кооперативном движении; совершенствованиюи развитию деятельности кооперативных организаций; широкой пропаганде идей,принципов и ценностей кооперативного движения; оказанию информационных,консультационных и других услуг.
Девиз Центросоюза — «В единениисила», его эмблема — рукопожатие символизируют единение пайщиков иработников, потребительских обществ и союзов, содружество кооператоров всехстран и регионов, всех форм и направлений кооперативного движения. Девиз иэмблема, впервые появившись в 1918 г. на обложке Кооперативного сельскогокалендаря, возродились в качестве символики Центросоюза, закономерноассоциируются с его новой стратегией.
Миссия Центросоюза заключается всодействии развитию, защите прав и интересов потребительских обществ и ихчленов, представлении их интересов в государственных и иных органах,международных организациях, оказании правовых и информационных услуг.
Центросоюз формирует современнуюидеологию кооперативного образования и научной деятельности. Он активно влияетна благоприятное общественное мнение, добивается общественного признания важнойсоциальной миссии потребительской кооперации.
Значительна координирующая рольЦентросоюза во внешне — экономической деятельности потребительской кооперации.
Центросоюз инициирует появлениеновых организационных форм сотрудничества путем создания целевых комиссий,советов, рабочих групп, проведения научных исследований, изучения ираспространения современных рыночных технологий, оказания инструктивной помощипотребительским союзам и обществам.
Таким образом, Центросоюз Россииявляется высшей организацией системы потребительской кооперации. ДеятельностьЦентросоюза Российской Федерации заключается в содействии развитию, защите прави интересов организаций потребительской кооперации и пайщиков. Центросоюзспособствует интеграции кооперативов разных видов и направляет своюдеятельность на укрепление и развитие потребительской кооперации в национальноми международном кооперативном движении.
/>Цель и содержание Концепцииразвития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.
Упорядоченное развитие социально- экономических систем регулируется концепциями и программами, которыеразрабатываются на уровне мирового сообщества стран, организаций и ихобъединений. Потребительская кооперация России является составной частьюэкономической системы страны. Направления её развития как социально — ориентированнойсистемы должны соответствовать направлениям развития страны.
В России принята «Концепцияразвития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. », вкоторой четко систематизированы необходимые направления и методы утвержденияпотребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе сбедностью сельского населения, а также как эффективного участникагосударственной экономики.
В общих положениях Концепцииразвития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 годаопределено: «Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации вРоссийской Федерации до 2015 года (далее — Концепция) формулируются основныенаправления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечениястабильного поступательного развития потребкооперации, расширения иинтенсификации деятельности, приобретение влияния на социально ориентированномрынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета иучастия в решении социально — экономических проблем и обеспечения безопасностистраны в сфере продовольственного обеспечения». Таким образом, можносказать, что этим определена цель Концепции.
Концепция учитывает:
изменившиеся условия внешнейсреды, новые технические достижения, технологии, в том числе информационные,современные финансовые инструменты;
необходимость в условияхпропаганды политики глобализации поддерживать рынки потребительских товароврегионов и национального внутреннего рынка;
возросшую роль потребительской кооперацииРоссии в международном кооперативном движении и в экономике России;
возрастание сегмента на сельскомпотребительском рынке, а следовательно, повышение ответственности за социально- экономические условия жизни сельского населения, сохранение стабильности инравственных основ бытия.
Концепция развитияпотребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года имеет следующуюструктуру: общие положения, 7 разделов, приложение с перечнем целевых программ.
Рассмотрим данную структуруподробнее и кратко определим содержание разделов:
Общие положения.
Общие положения определяютосновы Концепции, поэтому рационально описать их подробнее. Они включают в себя:
условия формирования Концепции;
основы развития потребительскойкооперации;
препятствия на пути развитияпотребительской кооперации;
что может потребительскаякооперация?
миссия потребительской кооперациив современных условиях;
цели развития потребительскойкооперации;
общие предпосылки к реализацииКонцепции и общие задачи Концепции.
Рассматриваемая Концепцияформировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России,где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которыхсущественное место занимает потребительская кооперация.
Главным условием стабильного идинамичного развития потребительской кооперации является удовлетворениеинтересов основных вовлеченных групп: потребителей товаров и услуг, работниковпотребительской кооперации, пайщиков.
Препятствиями на пути развитияпотребительской кооперации являются дезинтеграционные процессы, недостаточновысокий уровень развития информационного обеспечения, отсутствие единойстратегии развития.
Миссия потребительскойкооперации в России — участие в развитие социальной инфраструктуры, в первуюочередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страныза счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятостинаселения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительскойкооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственногообеспечения.
Основными целями развитияпотребительской кооперации являются:
сохранение и развитие потребительскойкооперации как единой, мощной и самобытной системы;
укрепление и усиление позиций натрадиционных рынках;
укрепление позиций в сельскихпоселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие иконкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход нарынки городов, в том числе и крупных;
модернизация и интеграция винновационную экономику;
интеграция в решениеобщегосударственных проблем, в том числе повышение благосостояния сельскогонаселения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственнымиинститутами.
Раздел 1. Организационноепостроение, система управления и работа с пайщиками включает в себя следующиеподразделы: цели построения системы управления в потребительской кооперации,задачи построения системы управления в потребительской кооперации.
Раздел 2. Торговая деятельность(оптовая и розничная). Внешняя торговля, включает в себя следующие подразделы: целиразвития торговой деятельности и внешней торговли потребительской кооперации,торговая деятельность потребительской кооперации на внутреннем рынке, задачисоздания торговых сетей потребительской кооперации, задачи развития иных формторговой деятельности, внешняя торговля, задачи по развитию внешнеторговойдеятельности потребительской кооперации.
Раздел 3. Заготовительнаядеятельность включает в себя следующие подразделы: цель заготовительнойдеятельности в потребительской кооперации, задачи развития заготовительнойдеятельности в потребительской кооперации.
Раздел 4. Производственная деятельностьвключает в себя следующие подразделы: цели развития производственнойдеятельности в потребительской кооперации, задачи создания и развития системыпроизводственных предприятий в потребительской кооперации.
Раздел 5. Общественное питание,оказание услуг населению включает в себя один подраздел: основные задачиразвития системы общественного питания и бытового обслуживания.
Раздел 6. Повышение финансовойустойчивости организаций потребительской кооперации включает в себя следующиеподразделы: цели повышения финансовой устойчивости организаций потребительскойкооперации, задачи, решение которых является необходимым условием повышенияфинансовой устойчивости организаций потребительской кооперации.
Раздел 7. Развитие кадровогопотенциала и профессионального образования включает в себя следующие подразделы:цели кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, задачиразвития кадрового потенциала, образовательной деятельности в потребительскойкооперации, социального развития.
В описанных выше семи разделахКонцепции раскрыто содержание направлений социально — экономического развитияпотребительской кооперации до 2015 года.
В приложении к Концепции указанперечень целевых программ по реализации Концепции развития потребительскойкооперации Российской Федерации до 2015 года. Всего программ 14, основнымикоординаторами являются Центросоюз РФ, республиканские, краевые, областныепотребсоюзы.
Комплексная программа поусилению работы с пайщиками и обслуживаемым населением;
программа «Заинтересованныйработник»;
региональные программы участияорганизаций потребительской кооперации в реализации федеральных программ иприоритетных национальных проектах;
программа по созданию и развитиюфедеральной торговой сети потребительской кооперации;
программа по организациивыездной торговли потребкооперации;
программа «Единыйзаготовительно — перерабатывающий комплекс потребительской кооперации»;
программа микрофинансированиясельскохозяйственных товаропроизводителей;
комплексная программа развитияпроизводственной деятельности потребкооперации;
региональные программы развитияпроизводственной деятельности;
программа развития сетейобщественного питания потребкооперации;
региональные программы развитияобщественного питания и сферы бытовых услуг, оказываемых населению;
программа развития финансовыхуслуг в сельской местности;
программа «Финансовыйменеджмент потребительской кооперации»;
комплексная программа «Кадровыйпотенциал».
В Концепции систематизированынеобходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации какэффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения.
Реализация стратегических задач,заложенных в Концепции, позволит добиться устойчивого развития социально — экономическойдеятельности потребительской кооперации, реализовать социальную миссию и внестидостойный вклад в обеспечение устойчивого развития российского общества.
/>Заключение
Тема курсовой работы раскрыта, поставленныезадачи выполнены. В заключении представлены выводы по исследованным вопросам.
В первые годы реформ, в периодперехода к рыночной экономике потребительская кооперация России не имеланеобходимых социально — экономических, идеологических и юридических предпосылокдля своего развития. Продвижение в рыночную экономику для потребительскойкооперации проходило болезненно, а порой и противоречиво. Но стоит отметить, чтов то же время предпосылки и потенциальные возможности системы позволилиорганизациям потребительской кооперации адаптироваться к новым общественнымотношениям. Положение потребительской кооперации значительно улучшилось спринятием Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации»1992 г., а затем и с принятием нового Закона «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в 1997 г. Современем становились более благоприятными и экономические условия. Изменяласьидеология руководителей потребительской кооперации. Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупнаясоциально — экономическая система, востребованная населением и выполняющаянеобходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иныхпотребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.
Правовое положение потребительскойкооперации, помимо вышеуказанных законов, улучшило общее развитиезаконодательства, регулирующего сферу экономики. Это способствовалоформированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений какравноправных юридических лиц в рыночной экономике.
Конституция РоссийскойФедерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1), Закон «Опотребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РоссийскойФедерации», другие правовые акты, качественно разработанные уставы потребительскихобществ и их союзов закрепляют правовое положение каждой кооперативнойорганизации как равноправного субъекта рыночной экономики.
Правительство содействуетразвитию потребительской кооперации и совершенствованию её правового положения.Взаимодействие правительства и организаций потребительской кооперацииосуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.
Потребительская кооперацияосуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность: торговлю, общественноепитание, заготовки, промышленность, услуги, сельское хозяйство, строительство,транспорт. Особенно хозяйственная деятельность потребительской кооперацииоказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, наобеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села. Потребительскаякооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместес пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.
Таким образом, многоотраслеваяхозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженнуюсоциальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностейпайщиков и обслуживаемого населения.
Центросоюз России являетсявысшей организацией системы потребительской кооперации. Центросоюз способствуетинтеграции кооперативов разных видов и направляет свою деятельность наукрепление и развитие потребительской кооперации в национальном и международномкооперативном движении. Центросоюз Российской Федерации — координирующий органсоциальной и экономической деятельности. Основополагающим в деятельностиЦентросоюза выступает выработка кооперативной философии, культуры, идеологии,менталитета, защита демократических основ, принципов и ценностей кооперативногодвижения, единства потребительских обществ и союзов как системы. Такжедеятельность Центросоюза Российской Федерации заключается в содействииразвитию, защите прав и интересов организаций потребительской кооперации ипайщиков.
Концепция развитияпотребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года формировалась вусловиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходитпостепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное местозанимает потребительская кооперация. Концепция определяет основные направлениядеятельности для поддержки и развития потребительской кооперации до 2015 года иимеет следующую структуру: общие положения, 7 разделов, приложение — 14программ по развитию потребительской кооперации до 2015 года.
Таким образом, подводя итогкурсовой работы, можно сделать следующий вывод: потребительская кооперацияРоссийской Федерации, несмотря на сложности своего развития и существования впериод формирования и развития рыночной экономики, оставалась и продолжаетоставаться важнейшим сектором экономики нашей страны, который поддерживаетсягосударством.
/>Список использованныхисточников
1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. — М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Ко», 2007. — 400с.
2. Вместе ради будущего.170 лет потребительской кооперации России/ В.Ф. Ермаков,Г.В. Киселева, А.И. Белашов, Л.В. Зайцева, В.С. Гавричкин, В.А. Евграфова, Н.Д.Котелевский, А.П. Макаренко, Л.П. Наговицына, Н.С. Прутцкова, Ю.Н. Рязанов, М.В.Сероштан, Т.Н. Смирнова, В.И. Теплов, Т.Н. Шурупова —: М.: Издательский домЦентросоюза, 2001;
3. Исаенко Е.В., Теплова Л.Е., Каплунова И.В. Концепция устойчивогоразвития потребительской кооперации: Учебное пособие. — Белгород: ИздательствоБелгородского университета потребительской кооперации «Кооперативноеобразование», 2003. — 152 с.
4. Кисилева Г.В., Теплов В.И., Исаенко Е.В., Прижигалинская Т.Н. Социальнаянаправленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежныхстран. — Белгород: Кооперативное образование, 2002;
5. Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительскойкооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» — Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации«Кооперативное образование», 1998. -163 с.
6. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации напериод до 2010 года. — М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. — 126 с.
7. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. — Чита: Издательство ЗИПСибирского университета потребительской кооперации, 1998 — 235 с.
8. Сборник материалов 134-го общего собрания представителей потребительскихобществ Российской Федерации (февраль, 2008 г) — Белгород: «Кооперативноеобразование», 2008. — 210 с.
9. Теплова Л.Е., Исаенко Е.В. Кооперация России в условиях экономическойреформы: Учебное пособие. — Ставрополь: «Ставкоопснаб», 1994. — 249 с.
10. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие.2-е изд.- М.: Вита — Пресс, 2005. — 160 с.
11. Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник длявузов. — Белгород: Издательство Белгородского университета потребительскойкооперации «Кооперативное образование», 2009. — 441 с.
12. Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учеб.Пособие для кооперативных вузов: На русском и английском языках.3-е изд. перераб.и доп. — М. Издательство РДЛ, 2004. — 360 с.
13. Теплова Л.Е., Уколова Л.В. Организационная культура потребительскойкооперации: Теория и практика управления. — Белгород: ИздательствоБелгородского университета потребительской кооперации «Кооперативноеобразование», 2005. — 412 с.
14. Теплов В.И. Социально — экономическая деятельность потребительскойкооперации. — Белгород: Издательство Белгородского университета потребительскойкооперации «Кооперативное образование», 1999.
15. Уколова Л.В. Кооперативы современной России: Учебное пособие. — Белгород:Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативноеобразование», 2007. — 184 с.