Содержание
Введение
1. Понятие, значение и функции рынка труда
1.1 Понятие и значение рынка труда в современной экономическойнауке
1.2 Функции рынка труда
2. Развитие местного рынка труда на примере Краснодарского края
2.1 Общая характеристика рынка труда в Краснодарском крае
2.2 SWOT-анализ отрасли содействия занятости населенияКраснодарского края
2.3 Приоритеты развития отрасли содействия занятости населенияКраснодарского края
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Производство материальных благ и услуг предполагает наличие двухфакторов, а именно материальных и человеческих ресурсов. Если ранее основноевнимание уделялось первому фактору, то в настоящее время все больше говорят огуманизации экономики, что означает перемещение акцента на человека. Такимобразом, признается, что необходимым условием успешного функционированияэкономики является соблюдение интересов человека.
В экономической теории и статистике России принято использоватьтермин «трудовые ресурсы». Сущность этого понятия можно определить следующимобразом: трудовые ресурсы – часть населения страны, которая в силупсихофизиологических и интеллектуальных качеств способна производитьматериальные ценности и услуги. Трудовые ресурсы включают занятых и незанятых,но могущих трудиться граждан. Таким образом, это реальные и потенциальныеработники.
Понятие «трудовые ресурсы» шире понятия «экономически активноенаселение», так как трудовые ресурсы включают учащихся трудоспособноговозраста, домохозяек и всех остальных граждан, которые, не являясьбезработными, не заняты в хозяйстве страны.
Численность работающих подростков также находится под влияниемдемографических факторов, а также уровня благосостояния семьи: чем он выше, темменьше подростков работает.
Относительно численности работающих пенсионеров отметим, что чембольше людей пенсионного возраста, тем больше среди них работающих. Этакатегория наиболее быстро увеличивается, так как возрастно-половая структуранаселения сильно деформирована.
В целом, численность работающих подростков и пенсионеров зависит такжеот спроса на рабочую силу и от наличия рабочих мест, соответствующихособенностям применения их труда.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что трудовые иличеловеческие ресурсы являются основой развития экономики. Их роль в современныхусловиях возрастает, так как в условиях рынка нужно делать ставку именно начеловека и его потенциал.
Цель данного исследования – показать сущность рынка труда ипроблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшнихусловиях, а так же рассмотреть особенности функционирования и развития местныхрынков труда на примере Краснодарского края.
С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросовструктура работы позволяет последовательно осветить в первой частитеоретические вопросы формирования и функционирования рынка труда, во второй –проблемы развития местных рынков труда на примере Краснодарского края.
1. Понятие, значение ифункции рынка труда
1.1 Понятие и значение рынка труда в современной экономическойнауке
Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка, необходимовыяснить, что продается и покупается на рынке труда: «рабочая сила» или «труд».Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынкетруда продается рабочая сила, то есть способность к труду, которую иэксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что нарынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть платаза труд (и называется это оплатой труда). Сторонники третьей точки зрениясчитают рынок труда ресурсным рынком. В качестве основных субъектовкупли-продажи выступают работодатель – покупатель труда, а также юридическисвободный и юридически защищенный собственник – продавец ресурса труда.Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, то есть всейсовокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Этоособый ресурс, специфика которого в физической неотделимости его отсобственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда.Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурсатруда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезоквремени.
Цена труда на рынке труда выступает в форме ставки – заработнойплаты (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом междуработодателем и нанимающимся на работу. На этой основе рыночная цена единицыресурса труда данного качества сложится в зависимости от соотношения спроса ипредложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отразитравновесную ставку заработной платы.
Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечатокна его функционирование.
Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца.Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, впроцессе купли-продажи труда возникают особые отношения.
Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка,совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений междупродавцом и покупателем.
Наличие и действие не денежных аспектов сделки. Это, прежде всего,условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе ипрофессионального роста.
Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К ихчислу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения ислужбы регулирования занятости, государственные программы в области труда изанятости и т. д.
Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромнымразнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждоерабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет кпретендентам свои специфические требования.
Таким образом, та часть, которая образуется путем пересечениясовокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенныйспрос на труд (УС). Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:
ТР = СР – УС
Где СР – совокупный рынок труда;
ТР — текущий рынок труда.
Текущий рынок труда образуется за счет естественного имеханического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытиестарых). Он состоит из отдельных элементов:
Открытый рынок труда — это экономически активное население,которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантныерабочие места во всех секторах экономики.
Скрытый рынок труда — это лица, которые формально заняты вэкономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же сизменением его структуры могут быть высвобождены.
Исходным материалом для оценки ситуации на открытом рынке труда,анализа тенденций и предложений рабочей силы являются: данные Госкомстата РФ поформе № 1- Т – «трудоустройство населения» (годовая, квартальная); месячныеотчеты Федеральной службы занятости далее (ФСЗ) «О трудоустройстве и занятостинаселения, обратившихся в службу занятости РФ, в территориальном резерве»;данные Госкомстата РФ по форме № 17 «О наличии и прогнозе рабочих мест», приеме– выбытии штата и намечаемом высвобождении работников втерриториально-отраслевом разрезе (месячные в 1992 году и квартальные в 1993году).
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемныеработники.
Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными«фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Иммогут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественныеорганизации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации,кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели.
Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, длякоторых работа по найму является главным источником средств сосуществования ииндивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различнуюценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса иряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности,дисциплинированности, предприимчивости и других).
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо дляего функционирования.
1.2 Функции рынка труда
Рынок выполняет ряд функции:
организация встречи работодателей и наемных работников;
обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями,так и наемными работниками;
установление равновесных ставок заработной платы;
решение вопросов занятости населения;
осуществление социальной поддержки безработных путемперераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферамипроизводства и обеспечения работой незанятого населения.
Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения в разрезевсех составляющих структуру рынка труда. Она складывается в зависимости отсостояния экономики (подъем или спад0; отраслевой структуры хозяйства; уровняразвития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в томчисле душевого); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояниясоциальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладностиэкономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные,политические, экологические и некоторые другие факторы.
В зависимости от соотношения между спросом и предложениемконъюктура рынка труда может быть трех типов:
— трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложениятруда;
трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое числобезработных и соответственно избыток предложения труда;
равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.
Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуетсядиспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носятзастойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями,секторами экономики.
Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимыхпокупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входитьна рынок труда и покидать его. Она — неотъемлемая составляющая механизма любогорынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется наличием большого количествапокупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретноговида труда; свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленныеработники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируюти не диктуют ставки заработной платы.
Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитаяинфраструктура. Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения,негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий ифирм, общественные организации и фонды и другие, обеспечивающие наиболееэффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работникомпо поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников,а также организовать и регулировать процессы защиты прав работодателей инаемных рабочих на рынке труда.
2. Развитие местногорынка труда на примере Краснодарского края
2.1 Общаяхарактеристика рынка труда в Краснодарском крае
Среди безработных, официально зарегистрированных в службахзанятости, преобладают женщины. К началу 2008 года они составили 69,9% общейчисленности безработных граждан.
Доля безработных женщин со временем поиска работы от 8 месяцев до12 месяцев увеличилась (по сравнению с 2006 годом) с 23% до 24,5%, более года –с 12% до 13,7%. В основном это девушки 18-27 лет (79%), как правило, с высшим(12,2%) или средне-специальным (30,8%) образованием, имеющие 1-2 детей (55%).
Среди безработных женщин каждая третья — в возрасте 16-20 лет.
Более 17,1% женщин потеряли работу в результате высвобождения и28,6% — по собственному желанию, 38% безработных – выпускницы высших исредне-специальных учебных заведений.
В настоящее время на Юге России имеет место гендерная ассиметрия ивытеснение женщин (в т.ч. выпускниц учебных заведений) из сферы занятости.Основное «вымывание» женских рабочих мест происходит в сельской местности и внебольших городах Краснодарского края. Интересен факт, что в группу рисказачастую попадают не только девушки и женщины с маленькими доходами, но иуспешные женщины. Неблагоприятный фон на рынке труда создаютмужчины-работодатели, ущемляя трудовые права по гендерному признаку. Этосвязано с социально-культурными особенностями нашего региона и культурывзаимоотношений между полами на Юге России.
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются слабозащищенные категории женщин: женщины, имеющие малолетних детей илидетей-инвалидов; выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опытаработы. Значительные социальные издержки безработицы ведут к негативнымизменениям в поведении женщин, связанным с поиском работы и возможностямитрудоустройства. Это, в свою очередь, может послужить причиной выезда за рубежи превратить выезжающих в легкую добычу для торговцев людьми. Нелегальный илилегальный выезд за рубеж становится весьма реальным способом получить работу втеневом секторе экономики.
Особенно уязвимыми категориями для незаконного вывоза за рубежявляются выпускники детских домов и интернатов. Система сиротских учреждений неможет в полной мере подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, в нейнет стройной системы профориентации и оказания помощи в трудоустройстве.Государство берёт на себя обязательства по решению основных проблем детейданной категории (питание, начальное обучение, приобретение одежды и т.д.).Выходя их детского дома в 16-17 лет, не имея примера и поддержки родителей илидругих родственников, дети оказываются совершенно беспомощными перед сложными житейскимиситуациями.
По оценке директоров детских домов, лишь 10% детей – выпускниковнаходят свое место в жизни, оставшиеся 90% становятся легкой добычейпреступников, мошенников и работорговцев. Также обращает на себя вниманиепечальная статистика: 10% выпускников сиротских учреждений кончают жизньсамоубийством, 60% попадают в криминальную среду, и практически все не готовы ксамостоятельной жизни
Парадоксально, но молодежь, являясь наиболее активной иперспективной частью населения, составляет основную часть безработных. Впотенциальную группу риска также входят выпускники школ и учебных заведений безопыта работы, матери-одиночки, воспитывающие детей – инвалидов, женщины послебольшого перерыва в работе. В Краснодаре периодически увеличивается количествобезработных. По мнению специалистов, происходит это в связи с модернизациейряда предприятий и сокращением рабочих мест. В краевом центре ежегодноофициально регистрируются в среднем 1000 безработных. Среди молодежибезработица появляется из-за того, что многие приобретают невостребованныепрофессии. Каждый третий безработный сегодня – это человек в возрасте до 28лет, половина из них – женщины, каждый шестой – выпускник ПТУ, каждый пятый –выпускник вуза. По окончании учебы молодежь еще не имеет профессиональногостажа, а требования работодателей достаточно высоки.
Старшеклассники и студенты катастрофически мало знают осовременном рынке труда, о правилах поведения при поиске работы, как в России,так и за рубежом, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, освоих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. При первичном выходе нарынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущейпрофессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шаговразрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний(тревога; состояние депрессии, сопровождаемое ощущением безысходности,комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства.
Согласно данным департамента экономического развитияКраснодарского края численность экономически активного населения на 1 сентября2008 года – 2386,1 тыс. человек, из которых 2269,9 тыс. человек были заняты вэкономике (на 1,8% больше, чем год назад), 116,2 тыс. человек не имели занятия(на 29,1% меньше). Уровень общей безработицы составил 4,9% от численностиэкономически активного населения и уменьшился на 2 процентных пункта посравнению с аналогичной датой прошлого года.
В органы службы занятости населения в январе-сентябре 2008 года запредоставлением государственных услуг обратились 566,4 тыс. граждан, из них засодействием в поиске подходящей работы 156,7 тыс. человек. Статус безработногополучили 29,2 тыс. человек, что на 1,8% больше аналогичного периода 2007 года.
На 1 октября 2008 года уровень регистрируемой безработицы составил0,5 процента от численности экономически активного населения при численностизарегистрированных безработных граждан 13,6 тыс. человек.
Органы службы занятости населения располагали 313,9 тыс. вакансий,из них 232 тысячи или 73,9% – рабочих профессий. Количество зарегистрированныхвакансий на 1 октября 2008 года – 79,3 тысячи (на 14% больше, чем год назад). Всреднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в органы службызанятости, приходится 3 вакансии.
При содействии службы занятости трудоустроено 88,2 тыс. человек(на 6,5% больше), в общественных работах приняли участие 21,8 тыс. человек (на6,3% больше). Проведено 680 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которыхприняли участие 114 тыс. человек (в январе-сентябре 2007 года – 640 ярмарок и94,9 тыс. участников).
Мобильный центр занятости населения выполнил 101 рабочую поездкупо краю, в результате государственные услуги в сфере содействия занятости былипредоставлены 15,8 тыс. гражданам, из которых 5,5 тысячи – молодежь в возрастедо 30 лет, 6,7 тысячи – школьники, 225 человек – дети-сироты.
Следует отметить, что трудности в трудоустройстве населенияКраснодарского края связаны также с возросшими требованиями работодателя кработникам. Очень неохотно предприятия берут на работу выпускников учрежденийпрофессионального образования, не имеющих опыта работы. Положение осложняетсяотсутствием координации со стороны государства рынка образовательных услуг ирынка труда. В стенах учебных заведений учащиеся не получают, на наш взгляд,самых важных для их дальнейшего развития и успеха знаний – о том, какориентироваться на рынке труда, где и как искать работу, строить и развиватьпрофессиональную карьеру.
2.2 SWOT-анализ отраслисодействия занятости населения Краснодарского края
Система органов службы занятости Краснодарского краяСильные стороны: Слабые стороны: 1.1. С 1991 года в Краснодарском крае сформирована система органов службы занятости, которая имеет структуры в каждом муниципальном образовании. 1.1. Численность работников в ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях недостаточна для оказания всего спектра государственных услуг населению и работодателям в области содействия занятости населения.
1.2. Имеет профессиональный коллектив. По состоянию на 01.07.08 г. численность органов службы занятости края составляет 910 человек, в том числе 681 специалист, из них 53% имеют высшее профессиональное образование, 47% – среднее профессиональное образование.
В службе занятости населения более 5 лет работают 367 человек или 40,3% от общей численности работников.
1.2. В отдельных районных ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, ниже среднекраевого показателя (53%).
В 2007 году в Анапском, Туапсинском, Сочинском, Кропоткинском центрах занятости населения произошла значительная смена специалистов, что снижает качество оказываемых услуг населению.
1.3.1. Все направления деятельности органов службы занятости автоматизированы с помощью современных высококачественных и технологичных программных продуктов.
1.3.2.Создан и работает многофункциональный Web-портал. 1.3.3.Организована система электронного документооборота между органами службы занятости края и Роструда.
1.3.4.Служба занятости населения края располагает следующими материально-техническими средствами:
— один Мобильный центр занятости населения;
— 90 автомобилей;
— 49 локальных вычислительных сетей, более 700 компьютеров, 61 сервер
1.3. Одного Мобильного центра занятости населения недостаточно для обслуживания всех мероприятий ДГСЗН КК, для оказания государственных услуг населению, проживающему в отдаленных сельских поселениях.
Изношенность компьютерной техники составляет около 40% и около 20% локальных вычислительных сетей требуют модернизации. 1.4. ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях обеспечены достаточными площадями служебных помещений для обслуживания населения и работодателей, современными коммуникациями. 1.4. Отсутствие пандусов в отдельных зданиях, где размещаются ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях, ограничивают возможности инвалидов к получению различных государственных услуг органов службы занятости. Возможности: Угрозы:
1.1.1.Увеличение численности работников органов службы занятости.
1.1.2. Повышение производительности труда специалистов службы занятости за счет улучшения технологии работы и внедрения административных регламентов: по информированию о положении на рынке труда; по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; по организации проведения оплачиваемых общественных работ; по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда и по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; и других. 1.1.Неукомплектованность кадрами или недостаточная численность работников ведет к ухудшению качества оказываемых органами службы занятости услуг, а также к росту напряженности на рынке труда. 1.2.Увеличение численности работников органов службы занятости, направляемых на переподготовку, повышение квалификации. 1.2. Получив высшее профессиональное образование или повысив квалификацию, специалисты могут уйти работать в другие сектора экономики.
1.3.1. Развитие информационных технологий органов службы занятости края на период до 2020 года (см. пункт 5 раздела 3 Стратегии).
1.3.2.Приобретение до 2020 года 4-х Мобильных центров занятости населения (в т.ч. 2- х в рамках краевой целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2008-2010 годы»).
1.3.1.Недостаточный уровень подготовки либо отсутствие специалистов в отдельных ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях по работе с инновационными техническими средствами и программным обеспечением.
1.3.2.Мобильные центры занятости населения не будут приобретены из-за отсутствия или недостаточности средств краевого бюджета на эти цели. Тем самым информированность населения и работодателей о состоянии рынка труда снизится, отдельные категории населения (учащиеся коррекционных школ, детских домов и школ-интернатов, лица, готовящиеся выйти на свободу из УИН, и т.д. не получат необходимых профориентационных услуг). 1.4.Строительство пандусов во всех зданиях, где расположены ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях. 1.4. Недостаточность финансирования затруднит оперативное строительство пандусов во всех зданиях, где расположены ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях. Формирование спроса на рабочую силу на рынке труда Краснодарского края Сильные стороны: Слабые стороны: 2.1. Число вакантных мест на предприятиях края в три раза превышает численность граждан, ищущих работу. Органы службы занятости края формируют: общекраевой банк вакансий, включающий более 320 тысяч вакансий в год; единый специализированный банк вакансий с предоставлением жилья для граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другую местность, включающий около 400 вакансий, в том числе для медицинских работников.
2.1. Только около 30% от общего количества работодателей заявляют в органы службы занятости сведения об имеющихся вакансиях.
В ряде сельских поселений (по состоянию на 01.08.08г. в 43-х сельских поселениях) вакансии в банке данных органов службы занятости отсутствуют. 2.2. Органы службы занятости края анализируют состав общекраевого банка вакансий (текущую потребность) в профессионально-квалификационном разрезе, определяя наиболее востребованные на рынке труда профессии и специальности (профессиональное обучение безработных граждан ведется в соответствии с потребностями рынка труда преимущественно по рабочим профессиям (январь-июль 2008 г. – 82,8%); более 95% граждан, завершивших профессиональное обучение, трудоустраиваются).
2.2.1. Недостаточная информированность населения и работодателей о ситуации на рынке труда, о востребованных предприятиями и организациями края рабочих и специалистах, и т.д.
2.2.2. Анализ только текущей потребности предприятий в рабочей силе в профессионально- квалификационном разрезе по имеющимся в банке данных органов службы занятости не позволяет осуществлять прогноз потребности организаций в квалифицированных кадрах на средне- и долгосрочную перспективу, а значит, органам системы профессионального образования – готовить квалифицированные кадры в необходимых объемах и профилям подготовки.
2.2.3. Недостаточные объемы финансирования профессионального обучения безработных граждан за счет средств субвенций из Федерального фонда компенсаций не позволяют органам службы занятости проводить обучение по дорогостоящим учебным программам на профессии и специальности, остро востребованные на рынке труда 2.3.Растет средний уровень оплаты труда по заявляемым в органы службы занятости вакансиям (в среднем 6138 рублей по итогам 2007 года или 56% от среднемесячной заработной платы по краю (10339,2 рубля) против 5370 рублей или 51,9% за 1 квартал 2007 года). 2.3. Низкая цена оплаты труда значительной части заявляемых работодателями в органы службы занятости вакансий (в среднем за 2007 год доля вакансий с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного гражданина составила 28,3%). Возможности: Угрозы:
2.1.1.Увеличение числа работодателей, представляющих в органы службы занятости сведения об имеющихся вакансиях за счет:
— повышения качества оказываемых работодателям ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях государственных услуг по подбору и комплектованию персонала;
— увеличение объемов проверок организаций по полноте предоставления в органы службы занятости сведений о вакансиях;
— реализации Закона Краснодарского края от 27 сентября 2007 года № 1332-КЗ «Об административных правонарушениях» в части не предоставления отдельными работодателями сведений по вакансиям в полном объеме. 2.1.1. В результате усиления работы органов службы занятости с предприятиями, не представляющими или представляющими не в полном объеме сведения о вакансиях, а также в ходе реализации Закона Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» часть работодателей будут формально представлять в органы службы занятости вакансии, не принимая на работу под разными предлогами клиентов органов службы занятости. 2.1.2. Увеличение краевого банка вакансий за счет ввода объектов по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического курорта», краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического и бальнеологического курорта (2008-2013 годы)» 2.1.2. Строительство объектов в крае к зимней Олимпиаде 2014 года будет осуществляться преимущественно за счет иностранной рабочей силы. 2.2.1. Повышение информированности работодателей за счет СМИ, Интернета, телефонов «горячей линии», банеров, информационных киосков, щитов, выпуска печатной продукции (буклеты, листовки и т.д.). 2.2.1. Значительное число вакансий по сравнению с численностью безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным признакам вызывает негативную реакцию работодателей по отношению к органам службы занятости по их неспособности обеспечить производство кадрами, особенно квалифицированными рабочими кадрами. 2.2.2. В соответствии с Региональным планом статистических работ на 2008 год по инициативе департамента ГСЗН КК Краснодарстатом проведено выборочное обследование предприятий края по их потребности в квалифицированной рабочей силе на период до 2010 года. 2.2.2. Из-за недостаточной выборки обследования невозможно осуществить прогноз потребности предприятий края в квалифицированной рабочей силе на период до 2010 года. 2.2.3.В 2008 году департамент экономического развития КК проводит анализ инвестиционных проектов всех федеральных и региональных программ, предусматривающих ввод новых рабочих мест. Данные по рабочим местам по видам экономической деятельности в разрезе муниципальных образований будут в дальнейшем использованы для прогноза потребности предприятий в квалифицированных кадрах на период до 2010 года. 2.2.3.Недофинансирование инвестиционных проектов федеральных и региональных целевых программ не позволит обеспечить ввод новых рабочих мест в прогнозируемых объемах. В результате прогноз потребности предприятий в квалифицированных кадрах будет завышен. 2.2.4. В 2008 году вносятся корректировки в краевую целевую программу «Содействие занятости населения Краснодарского края» на 2008-2010 годы, предусматривающие выделение средств на ведение постоянного мониторинга потребности предприятий в квалифицированной рабочей силе 2.2.4.Недофинансирование краевой целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края» на 2008-2010 годы не позволит качественно проводить мониторинг потребности предприятий в квалифицированной рабочей силе 2.3.Улучшение работы органов службы занятости населения по повышению качества представляемых работодателями вакансий (контроль с непосредственным посещением и проверкой специалистами службы занятости достоверности представляемых предприятием вакансий, уровнем заработной платы по ним). 2.3. В результате усиления работы органов службы занятости с предприятиями, не представляющими или представляющими не в полном объеме сведения о вакансиях ухудшатся взаимоотношения между отдельными работодателями и органами службы занятости, что затруднит выполнение программ активной политики занятости (организация временной занятости подростков от 14 до 18 лет, общественных работ, «Первое рабочее место» и т.д.), которые реализуются на рабочих местах, предоставляемых работодателями.
Формирование и регулирование предложения рабочей силы на рынкетруда Краснодарского краяСильные стороны: Слабые стороны: 3.1. Органы службы занятости оказывают содействие в трудоустройстве всем гражданам, обратившимся в ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальных образованиях.
3.1. Не все граждане, ищущие работу, могут получать государственные услуги в органах службы занятости. Это связано с тем, что:
— часть граждан недостаточно информирована об предоставляемых органами службы занятости государственных услугах;
— существуют транспортные ограничения для граждан, проживающих в отдаленных сельских поселениях (1-2 рейса в день, ограниченное количество рейсов, невозможность добраться до начала рабочего дня к месту работы и убыть по её окончанию к месту жительства, высокая цена проезда при средней заработной плате 3-5 тысяч рублей). 3.2. Уровень безработицы по методологии МОТ имеет устойчивую тенденцию к снижению (с 12,8% в 2000 году до 6,5% в 2007 году от численности экономически активного населения края). 3.2. В 2007 году уровень безработицы по методологии МОТ по краю выше показателя в среднем по России (6,1%). 3.3. Показатели численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, и уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения края по состоянию на 01.01.08 г. – 0,8% — одни из самых низких в Южном федеральном округе.
3.3.1. Региональный рынок труда характеризуется своей неоднородностью. Существует дифференциация территорий края по численности безработных и уровню регистрируемой безработицы. По состоянию на 01.01.08 г. в группу территорий с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы входили районы: Белоглинский, Крыловский и Новопокровский районы – по 2,1 %, Тихорецкий район – 2 %. Наименьший уровень безработицы отмечен в городах Краснодар – 0,1%, Сочи, Новороссийск – 0,2%.
3.3.2. Сезонный характер безработицы, связанный с работами на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, предприятиях санаторно-курортной и туристско-рекреационной отрасли. 3.4. Значение коэффициента напряженности регистрируемого рынка труда края (отношение численности граждан, обратившихся в центр занятости населения с целью поиска работы, к числу заявленных работодателями вакансий) по состоянию на 01.01.08 г. составило 0,6 (в среднем по ЮФО – 4,5 по России – 2,1 человека претендуют на одну вакансию). 3.4.Дифференциация территорий края по показателям напряженности регистрируемого рынка труда. В отдельных сельских поселениях коэффициент напряженности в несколько десятков раз превышает среднекраевой показатель. В ряде сельских поселений вакансии в банке данных органов службы занятости отсутствуют. 3.5.Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в крае значительно ниже среднероссийского показателя (по состоянию на 01.01.08 г. – 4,1 месяцев, по России – 6,2 месяцев). 3.5.В ряде сельских поселений края из-за отсутствия или недостаточности вакансий и низкой трудовой мобильности населения средняя продолжительность регистрируемой безработицы составляет 6-8 месяцев. 3.6. В крае относительно низкое значение показателя застойной, хронической (более 8 месяцев) безработицы (по состоянию на 01.01.08 г. – 19,1%, по России – 30,1%). 3.6.В ряде сельских поселений края из-за отсутствия или недостаточности вакансий и низкой трудовой мобильности населения значение показателя застойной, хронической безработицы в 2-3 раза превышает среднекраевой показатель. 3.7. Высокий показатель трудоустройства граждан органами службы занятости края (удельный вес граждан, трудоустраиваемых при содействии органов службы занятости, от численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в среднем по краю за 2007 г. составил 43,5%) 3.7. Проблема трудоустройства отдельных категорий граждан: инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, лиц, вернувшихся из учреждений, исполняющих наказания, лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма и наркомании, и других. Возможности: Угрозы:
3.1.1.Увеличение численности граждан, получающих услуги органов службы занятости за счет:
— улучшения информирования населения и работодателей через СМИ, Интернет, средства наглядной агитации и т.д.;
— введение гибкого режима работы ГУ КК «Центр занятости населения» в муниципальном образовании в целях организации приема занятого населения, а также населения из отдаленных сельских поселений;
— увеличения количества ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— организации выездных мероприятий органов службы занятости в городские и сельские поселения, в образовательные учреждения и в организации, и т.д. 3.1.1.Недостаточность финансирования не позволит широко использовать возможности СМИ, Интернета, наглядной агитации, приобрести дополнительно Мобильные центры занятости населения для повышения информированности населения, увеличения количества профориентационных услуг, организации выездных мероприятий для молодежи и категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите. 3.1.2. Решение органами самоуправления проблем с транспортной доступностью с отдаленными поселениями 3.1.2. Отсутствие финансовых средств на приобретение дополнительных автобусов, маршрутных такси не позволит решить проблему улучшения транспортной доступности отдаленных сельских поселений. 3.2. При инновационно-инвестиционном сценарии развития экономики края и вводе достаточного количества рабочих мест численность безработных и уровень безработицы по методологии МОТ снизятся до естественного уровня (5% от численности экономически активного населения) 3.2. Развитие экономики края по инерционному сценарию не позволит ему снизить уровень безработицы по методологии МОТ ниже среднероссийского показателя.
3.3.1. Реализация инвестиционных проектов федеральных и региональных целевых программ, содействие развитию предпринимательства и ЛПХ позволит создать достаточное количество рабочих мест и сгладить ситуацию на локальных рынках труда городских и сельских поселений и отдельных муниципальных образований.
3.2.2. Развитие туристско-рекреационного комплекса края за счет круглогодичности его работы позволит сгладить ярко выраженную сезонность безработицы в крае. 3.3. Отсутствие финансирования по отдельным инвестиционным проектам федеральных и региональных целевых программ, развитие экономики края по инерционному сценарию развития не позволит решить проблему дифференциации территорий края по уровню безработицы, по сглаживанию сезонности безработицы. 3.4. При инновационно-инвестиционном сценарии развития экономики края и вводе достаточного количества рабочих мест будет сглажена дифференциация территорий края по напряженности рынков труда. 3.4. Отсутствие финансирования по отдельным инвестиционным проектам федеральных и региональных целевых программ, развитие экономики края по инерционному сценарию развития не позволит решить проблему дифференциации территорий края по напряженности рынков труда. 3.5. При инновационно-инвестиционном сценарии развития экономики края и вводе достаточного количества рабочих мест будет сглажена дифференциация территорий края по продолжительности безработицы. 3.5. Отсутствие финансирования по отдельным инвестиционным проектам федеральных и региональных целевых программ, развитие экономики края по инерционному сценарию развития не позволит решить проблему отдельных территорий края по снижению продолжительности безработицы. 3.6. Инновационно-инвестиционный сценарий развития экономики края и ввод достаточного количества рабочих мест позволит снизить высокий уровень застойной, хронической безработицы в отдельных городских и сельских поселениях, а также в муниципальных образованиях 3.6. Отсутствие финансирования по отдельным инвестиционным проектам федеральных и региональных целевых программ, развитие экономики края по инерционному сценарию развития не позволит решить проблему отдельных территорий края по снижению застойной, хронической безработицы.
В результате проведенного SWOT- анализа определены ключевыепроблемы рынка труда Краснодарского края. Среди них:
1) уровень безработицы по методологии МОТ в среднем по краю вышеуровня общероссийского показателя
Уровень безработицы по методологии МОТ в Краснодарском крае посостоянию за 2007 год составил 6,5% от численности экономически активногонаселения, что меньше среднего показателя за 2006 год на 0,9 процентных пункта.В целом по России уровень безработицы по методологии МОТ составляет 6,1% (всреднем за 2006 год – 7%);
2) несбалансированность спроса и предложения рабочей силы впрофессионально-квалификационном и территориальном разрезах
Модернизация производства, расширение применения и развитие новыхнаукоемких технологий приводит к изменению профессионально-квалификационнойструктуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качествурабочей силы.
Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на регистрируемомрынке труда выражается в том, что по имеющимся в органам службы занятостивакансиям потребность в рабочих составляет почти 75%, в специалистах и служащих– 25%, а на учете в органах службы занятости состоит 52% безработных граждан,имеющих высшее и среднее профессиональное образование, от общей численностибезработных граждан.
Одной из причин нехватки квалифицированных кадров по отдельнымпрофессиям и специальностям является несоответствие структуры профессиональногообразования актуальным и перспективным потребностям рынка труда поквалификационному уровню и по профессиональной структуре.
Структура профессионального образования смещена в пользу высшейшколы.
Число учреждений высшего профессионального образования вКраснодарском крае выросло с 26 в 1995 году до 139 в 2007 году или более чем в5 раз. Краснодарский край по числу высших учебных заведений занимает третьеместо в Российской Федерации. Особенно резко увеличилось числонегосударственных учреждений высшего профессионального образования: с 12 до 23учреждений и с 2 до 36 их филиалов соответственно (приложение 2).
По данным департамента образования и науки Краснодарского края в2007 году общий выпуск из учреждений высшего профессионального образованиясоставил 32,6 тыс. специалистов по 265 специальностям.
По сравнению с 1995 годом число подготовленных специалистов вучреждениях среднего и высшего профессионального образования увеличилось в 2,1раза, а число квалифицированных рабочих, подготовленных в учрежденияхначального профессионального образования края, сократилось на 13,2%.
Острая проблема для рынка труда заключается также в большомколичестве учреждений высшего профессионального образования и их филиалов,осуществляющих подготовку специалистов по юридическим, экономическим иуправленческим специальностям. Не считая подготовки специалистов в учрежденияхсреднего профессионального образования, только в вузах края обучаются около 95тыс. юристов, экономистов и управленцев. Ежегодно по этим направлениям вгосударственных вузах выпуск специалистов составляет более 35% от общего числавыпускников, а в негосударственных – более 75% от общего выпуска. Сегодня нарынке труда на одну вакансию юриста (экономиста и бухгалтера) претендует 4человека.
В общем объеме выпускников 53% составляют специалисты по тремнаправлениям подготовки – экономика, управление и право. При этом выпусквостребованных на рынке труда специалистов для сельского хозяйства (5%),транспорта и связи (4%) явно не достаточен.
В то же время структура начального и среднего профессиональногообразования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос наквалифицированных рабочих и специалистов не может быть полностью удовлетворен;
3) низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе и отдельныхотраслях внебюджетного сектора способствует углублению диспропорций на рынкетруда
По данным Краснодарстата за 2007 год среднемесячная заработнаяплата в Краснодарском крае составила 10339 рублей. Уровень оплаты трудазначительно ниже среднего по Краснодарскому краю: в сельском хозяйстве, влегкой промышленности, в образовании, культуре и искусстве, в здравоохранении,физической культуре и социальном обеспечении, торговле и общественном питании.
Низкий уровень оплаты труда в указанных отраслях приводит:
к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики;
к снижению спроса на профессиональное образование понизкооплачиваемым специальностям, то есть невозможности восполнить кадровыйдефицит в перспективе.
Средняя заработная плата по вакансиям, заявленным работодателями ворганы службы занятости, за 2007 год составила 6138 рубля, или 59,4% отсреднемесячной заработной платы по краю (10339 рублей).
В общем количестве вакансий, заявляемых работодателями в органыслужбы занятости, доля вакансий с оплатой труда ниже прожиточного минимума посостоянию на 1 января 2008 года составляла 28,3 %. Наибольшая доля такихвакансий зафиксирована по учреждениям образования и здравоохранения.
Негативное влияние на функционирование рынка труда оказываютвысокая текучесть и нехватка рабочей силы на работах, связанных с тяжелымфизическим трудом, вредными и опасными условиями труда, потеря кадровыхресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональнымизаболеваниями;
4) низкая территориальная мобильность населения
Меры по расширению доступа граждан к рынку жилья и развитиюипотечного кредитования будут решаться в рамках приоритетного национальногопроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», а также развитияжилищной программы Краснодарского края с участием работодателей,ориентированных на конкретный круг трудовых мигрантов и возможности ихобустройства.
Необходимо, по возможности, устранить экономические ограничения,сдерживающие перемещение российских граждан по территории страны в целяхосуществления трудовой деятельности (иногородних работников) и снижающиеэффективность использования иностранной рабочей силы.
Необходимо расширить содействие безработным гражданам и членам ихсемей в переезде в сельскую местность за счет пересмотра ПравительствомРоссийской Федерации перечня возмещаемых затрат и размеров оказания финансовойпомощи переселяющимся семьям, осуществлять профессиональное переобучениетрудовых мигрантов по востребованным на рынке труда профессиям;
5) низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорийграждан (молодежь без практического опыта работы, женщины, имеющие малолетнихдетей, детей-инвалидов, инвалиды, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы идругие), обусловленная ужесточением требований работодателей к принимаемым наработу гражданам
В сложном положении на рынке труда находятся наименее защищенныекатегории населения: женщины, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов,одинокие матери, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, и другие.
Проблемами трудоустройства женщин, находящихся в отпусках по уходуза ребенком, при возвращении их на прежнее место работы или при новомтрудоустройстве, являются:
потеря профессиональных навыков и снижение конкурентоспособности;
социально-трудовая дезадаптация;
снижение трудовой мобильности;
нежелание работодателей нести дополнительные издержки притрудоустройстве женщин (более низкая производительность труда, значительныепотери рабочего времени, связанные с больничными листами и отпусками (за свойсчет) по уходу за ребенком).
Возможные пути решения проблемы:
профессиональная ориентация женщин;
увеличение объемов профессионального обучения безработных женщин,имеющих малолетних детей, с целью повышения их конкурентоспособности на рынкетруда за счет бюджетных средств.
К примеру, подпрограммой «Повышение занятости женщин, имеющихмалолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка вКраснодарском крае» в рамках проекта краевой целевой программы «Улучшениедемографической ситуации в Краснодарском крае» на 2008–2010 годы предусмотренымеры:
по информированию женщин, имеющих малолетних детей, об услугахсодействия трудоустройству и возможности профессиональной переподготовки,повышения квалификации и профессионального обучения, а также по изготовлениюинформационно-справочных и профориентационных материалов с ежегодными затратамикраевого бюджета в сумме 0,1 млн рублей;
по организации профессиональной подготовки и переподготовкибезработных женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет (2008-2010 г.г. – 1500человек) с затратами краевого бюджета на информирование женщин – по 90 тыс.рублей ежегодно, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышениеквалификации — 1,95 млн. рублей (2008 год), 4,25 млн. рублей (2009 год), 4,6млн. рублей (2010 год) (приложение 3).
В рамках Закона Краснодарского края «О квотировании рабочих мест вКраснодарском крае» по состоянию на 1 января в 2008 года заквотировано в 2282крупных и средних предприятиях и организациях края 25,7 тысяч рабочих мест дляинвалидов, отдельных групп молодежи, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы,а также граждан, прошедших курс лечения от алкоголизма и наркомании.
За 2007 год в рамках квот работали 23 тысячи человек.
6) дифференциация территорий края по уровню регистрируемойбезработицы, коэффициенту напряженности регистрируемого рынка труда и сезонныйхарактер безработицы.
Региональный рынок труда характеризуется своей неоднородностью.Экономический подъем, который в последние годы отмечается на Кубани, в силуобъективных причин происходит не во всех городах и районах края.
Уровень регистрируемой безработицы в крае (отношение численностизарегистрированных безработных граждан к численности экономически активногонаселения) составляет на 1 января 2008 года 0,8 %, что аналогично показателю наначало 2007 года. В группу территорий с наиболее высоким уровнем регистрируемойбезработицы входили Белоглинский, Крыловский и Новопокровский районы – по 2,1%, Тихорецкий район – 2 %, Ейский, Лабинский и Павловский районы – по 1,7 %.Наименьший уровень безработицы отмечен в городах Краснодар – 0,1 %, Новороссийски Сочи – по 0,2%.
В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в органыслужбы занятости за предоставлением государственных услуг, по состоянию на 1января 2008 года приходилось около 2 вакансий. Наибольшее число вакансий наодного незанятого гражданина зарегистрировано в городе Краснодаре – 9 вакансий,в городе Сочи – 4 вакансии, в городах Новороссийск, Анапа, в Славянском районе– по 3 вакансии. А в сельских территориях отмечается нехватка рабочих мест.Так, в Новопокровском районе на одну вакансию претендуют 6 человек, вБелоглинском, Крыловском и Абинском – по 4 человека на одну вакансию. Вотдельных хуторах и сельских округах вообще нет вакансий.
Средняя продолжительность безработицы по состоянию на 01.01.08 г.составила 4,1 месяцев (в среднем по России – 6,2 месяца).
Немаловажным фактором напряженности рынка труда для Кубаниявляется сезонный характер безработицы, связанный с работами насельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, предприятияхсанаторно-курортной и туристско-рекреационной отрасли.
2.3 Приоритеты развитияотрасли содействия занятости населения Краснодарского края
Конвенция МОТ в качестве приоритетной цели определила политику,направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Программой социально-экономического развития Российской Федерациина 2006-2008 годы предусмотрено принять конкретные меры для того, чтобы:
создать условия для более эффективного регулирования использованиярабочей силы;
развивать эффективную занятость населения, создать условия дляснижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулированиемиграционных процессов с учетом потребностей рынка труда;
обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействиязанятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции;
модернизировать механизмы проведения активной политики занятости иреализации других мер, способствующих повышению качества человеческогокапитала;
создать условия для привлечения квалифицированных, легальныхтрудовых иммигрантов.
В Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы отмечено,что государственная политика в области регулирования рынка труда России будетнаправлена на создание правовых, экономических и институциональных условий дляповышения эффективности занятости населения.
Задачами государственной политики в области регулирования рынкатруда являются:
содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжениесвоими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному родудеятельности и профессии;
обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда,предотвращение и пресечение нарушений прав трудящихся, в том числедискриминации в сфере труда;
содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимомколичестве и требуемой квалификации.
Стратегической целью деятельности государственной службы занятостиКраснодарского края является обеспечение защиты населения от безработицыпосредством содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников.
Основными задачами государственной политики в области формированияи регулирования рынка труда являются:
снижение уровня безработицы по методологии МОТ;
содействие сглаживанию имеющихся диспропорций в спросе ипредложении рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационномразрезе;
обеспечение доступности и качества государственных услуг в сфересодействия занятости населения и защиты от безработицы;
повышение удельного веса трудоустроенных граждан в общейчисленности граждан, обратившихся в органы службы занятости с цельютрудоустройства;
не допущение социальной напряженности на рынке труда;
совершенствование материально-технической базы, развитиеинформационных технологий органов службы занятости.
Основные приоритеты в деятельности органов службы занятости:
повышение информированности граждан и работодателей о тенденцияхспроса и предложения рабочей силы на рынке труда; о возможности получениягосударственных услуг по содействию в поиске работы и трудоустройстве граждан,а работодателей – в подборе необходимых работников;
обеспечение полноты и качества государственных услуг, оказываемыхнаселению и работодателям, в области содействия занятости населения приэффективном использовании бюджетных средств;
развитие и повышение качества системы профессиональной подготовкибезработных граждан и профессиональной ориентации населения края в целяхобеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и удовлетворения спросапредприятий и организаций края на квалифицированную рабочую силу;
совершенствование системы социального партнерства на рынке труда,поиск новых направлений взаимодействия по содействию трудоустройству молодежи,граждан, проживающих в сельской местности, граждан, особо нуждающихся всоциальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
упреждение застойной и хронической безработицы.
Механизм решения стратегических задач:
1. Снижение уровня общей безработицы по методологии МОТ
Стратегией предусматривается снижение численности безработныхграждан по методологии МОТ и соответственно уровня безработицы по методологииМОТ с 6,5% от численности экономически активного населения края в 2007 году до5% (естественный уровень) в 2020 году.
Повышение уровня занятости населения и снижения уровня безработицыпо методологии МОТ может быть достигнуто за счет:
модернизации экономики края и ввода новых рабочих мест (2008-2010гг. – 150 тысяч рабочих мест);
превентивных мер по предотвращению негативных последствийреструктуризации и банкротства предприятий, сопровождаемых значительнымвысвобождением рабочей силы;
повышения территориальной мобильности рабочей силы;
реализации мероприятий краевой целевой программы «Содействиезанятости населения Краснодарского края на 2008-2010 годы», утвержденнойЗаконом Краснодарского края от 27 сентября 2007 года №1333-КЗ;
ежемесячного мониторинга органами службы занятости состояния рынкатруда в городских и сельских поселениях края, принятие оперативных мер порегулированию регистрируемого рынка труда;
совместной деятельности органов службы занятости и органов государственнойстатистики по улучшению качества проводимых выборочных обследований населениякрая по проблемам занятости населения.
2. Содействие сглаживанию имеющихся диспропорций в спросе ипредложении рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационномразрезе
Анализ спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационномразрезе показал, что экономика края, как и прежде, испытывает большуюпотребность:
в рабочих профессиях: каменщик, штукатур-маляр,облицовщик-плиточник, плотник, столяр, слесарь (различной специализации),тракторист и механизатор, продавец товаров (продовольственных инепродовольственных), электрик, электрогазосварщик, и т.д.;
в специалистах и служащих: медицинская сестра (различныхспециализаций), инженер (различных специальностей), мастер, механик, врач(различных специализаций) и преподаватель, и т.д.
Стратегическая задача обеспечения экономики краяквалифицированными кадрами может быть решена путем повышения эффективностифункционирования рынка труда за счет координации совместных действий органоввласти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В начале 2008 года Краснодарстатом проведено «Выборочноеобследование потребности в квалифицированных кадрах на период до 2010 года» впрофессионально-квалификационном разрезе.
Департамент экономического развития Краснодарского края,департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края,департамент образования и науки Краснодарского края на основании полученныхКраснодарстатом данных, с учетом изменения демографической ситуации исложившейся структуры профессионального образования края, а также с учетомпрограмм ввода новых рабочих мест предусматривают проведение ежегодногомониторинга и разработки среднесрочного прогноза потребности предприятий и организацийкрая в квалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном итерриториальном разрезах.
Для обеспечения соответствия структуры профессиональногообразования потребностям рынка труда края органами образованияпредусматривается дальнейшая корректировка направлений и уровнейпрофессиональной подготовки квалифицированной рабочей силы с учетом прогнозаспроса и предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда.
Опережающее развитие профессионального образования по отношению ксоциально-экономическому развитию региона с учетом потребностей рынка трудабудет достигнуто через привлечение в сферу профессионального образованияквалифицированных специалистов и совершенствование содержания и технологийпрофессионального образования.
Начальное и среднее профессиональное образование сегодня отнесенык компетенции субъектов Российской Федерации, что должно позволитьсориентировать образовательные учреждения на предоставление образовательныхуслуг в соответствии с потребностями рынка труда.
Например, учитывая приоритетные направления экономики края, к 2010году планируется расширение на 15% профессиональной подготовки и переподготовкикадров для санаторно-курортного комплекса, сервиса и потребительской сферы;агропромышленного комплекса; градостроительства и жилищно-коммунальногохозяйства и др.
На решение указанной задачи в крае будет переориентирована нетолько система начального и среднего профессионального образования, но ипрограммы переподготовки безработных граждан.
Органами службы занятости предусматривается целевоепрофессиональное обучение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
3. Повышение удельного веса трудоустроенных граждан в общейчисленности граждан, обратившихся в органы службы занятости с цельютрудоустройства
Органами службы занятости края предусматривается повышениеудельного веса трудоустроенных граждан в общей численности граждан,обратившихся в органы службы занятости с целью трудоустройства, с 43,5% за 2007год до 65% в 2020 году. Рост трудоустройства граждан будет достигнут за счет:
улучшения взаимодействия с работодателями в целях сохранения иразвития кадрового потенциала предприятий и привлечения молодежи к освоениюрабочих профессий;
повышения качества предоставляемых работодателями в органы службызанятости вакансий за счет снижения доли вакансий с уровнем заработной платыниже прожиточного минимума с 28,3% в 2007 году до 0% в 2020 году;
оптимизации объемов привлечения иностранной рабочей силы;
совершенствования деятельности органов службы занятости;
улучшения материально-технического оснащения ГУ КК «Центрзанятости населения» в муниципальных образованиях;
обеспечения координации деятельности государственных органовслужбы занятости и негосударственных организаций края, оказывающих услуги посодействию занятости населения, содействие формированию единого информационногопространства в области содействия занятости населения, и т.д.
4. Недопущение социальной напряженности на рынке труда.
В целях недопущения социальной напряженности на рынке трудапредусматривается ежемесячный мониторинг ситуации на рынке труда городских исельских поселений края по основным показателям. Мониторинг осуществляетсяорганами службы занятости при участии органов местного самоуправления.
Заключение
В данной работе была сделана попытка дать анализ какнаучно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такогосоставного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Из-за чрезмернойобширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу всестороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделатьнекоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рыноктруда это не только отношения между наемными работниками как субъектамипредложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие поповоду купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальноевлияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы,отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающееинтересы, как работников, так и работодателей посредством специализированныхорганизаций и законодательного регулирования трудовых отношений, ипредпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынкатруда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политикагосударства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной,когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системыподготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в составпотенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование вэтой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может бытьпо-настоящему эффективной.
В работе был также поставлен вопрос о необходимой степенивмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовыхотношений. Применительно к странам с развитой рыночной социальноориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когданачинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговымпрессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальныхпрограмм и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночнымсаморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.
Список использованнойлитературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник.- М.: Финансы и статистика, 1999.
2. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда,—М.,
3. Василина В. Россия теряет свой рынок труда // Независимая газета —2008-№7.
4. Ведяпин В.И. Общая экономическая теория,— Москва, 2005.
5. Вопросы экономики, 2009 г., №1
6. Майбурд Е.М. “Введение в историю экономической мысли. От пророковдо профессоров”, Москва 2008г.
7. Заславский И.П. К характеристике труда современной России. Очерксоциально-трудовой политики. Вопросы экономики, №2, 2008г., стр.76-91.;
8. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация безреструктуризации. М., 2000.
9. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 2004г.,стр.233-248;
10. Лещинская Г.С. Молодежный рынок труда. Экономис”, №8, 2007г., стр.62-70.;
11. Микульский К.В. Формирование новой модели занятости. Экономист,№3, 2008, стр.47-52;
12. Павленков В.А. Рынок труда. М., 2008г;
13. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика” Москва, 2004г.
14. Четвернина Т.Р. Положение безработных и государственная политикана рынке труда. Вопросы экономики, №2, 2007г., стр.102-113.