Реферат по предмету "Психология"


Агрессивное разрушение личности тоталитарной сектой

Государственное образовательноеучреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственныймедицинский университет»
Федерального агентства поздравоохранению и социальному развитию/>/>/>/>/>/>/>/>Факультетклинической психологии, психотерапии и социальной работы
Кафедра общей и дифференциальнойпсихологии
Реферат
Агрессивное разрушение личноститоталитарной сектой
Проверил: Доктор психологических наук
Профессор Алексеева Л.Ф./>
Подготовил:
Студентка ФКППиСР группы 6802
Богомолова А.В.
Томск 2009

Содержание/>
 
1. Введение2. Основные причины ухода человека в секту
3. Группы лиц,пополняющих тоталитарные секты
4. Что может датьсекта
5. Ограничения,налагаемые сектой на личность
6. Приемы измененияпсихики «обращенного»
Список литературы
 
/>/>1. Введение
В наше время мы видимрождение и расцвет множества религиозных сект, которые быстро разрастаются. Вневсяких сомнений, они несут в себе угрозу. Но почему так много народа примыкаетк ним, верит в их идеалы? В чем состоит их успех?
Успех их состоит в том,что они могут более мобильно и гибко, чем скованные догмами Мировые Религии,откликнуться на потребности все новых групп бедствующих. Взаимодействие этихсект с чуждой, не одобряющей их социальной средой, особенно если это сектытоталитарные, приводит к росту напряженности. Эту напряженность часто ошибочносвязывают с национальными, а не с психологическими проблемами.
Самый опасный тип секты –тоталитарная, т.е. такая, в которой существует жесткая иерархия; материальныетребования к членам; принуждение, обязанность выполнения заповедей и ритуалов;часто проповедуется нетерпимость по отношению к окружающим; пропагандируетсяскорое ожидание конца света и т.п.
Все это действительно страшно,непонятно, но очевидно. Мы считаем, что проблема ухода людей в секты принимаетвсе большие и большие масштабы, и с ней нужно бороться. На психику человека, ав частности на его на его эмоции, которые, по нашему мнению, играютопределяющую роль в наших поступках, могут влиять совершенно посторонние люди.Это недопустимо и даже уголовно наказуемо. В этом и заключается актуальностьнашего реферата.
Целью, которую мыпреследуем в своей работе, является разобраться в психических механизмахвоздействия на личность, а также в причинах, подтолкнувших человека квступлению в секту.
Для достижения этой целимы определили следующие задачи:
1.Изучитьлитературу по выбранной теме.
2. Дать определениепонятию «тоталитарная секта».
3. Понять, почему человекуходит в секту.
4. Рассмотреть приемы, спомощью которых члены секты получают возможность управлять человеком./>/>/>/>/>/> 
2. Основные причины ухода человека всекту
В отличие от сект,традиции мировых религий достаточно консервативны. Они нацеливают человека напостоянную внутреннюю работу, способствуя единению членов общества,поддерживают семейные ценности, с уважением относятся к государственной власти.Предлагаемые ими ориентиры духовного развития не предполагают регламентациижизни каждого прихожанина. Общество, сохраняя межнациональный мир, должно спомощью всех социальных и культурных учреждений бдительно следить за тем, чтобыне появлялись привилегированные народы или группы, и, соответственно, невозникли бы утесняемые. Их появление приводит к росту напряженности ивозникновению глубоких трещин в общественных отношениях, чреватых усилениемнационализма, фанатизма и разгулом анархии. Все это отбрасывает культурный прогрессчеловека назад[1].
Новые религиозные течениялибо возникают, либо завоевывают новые пространства в периоды острыхобщественных кризисов, когда массами овладевает настроение отчаяния ибезысходности[2]. Движение к секте облегчается отсутствием ясных и привлекательныхдуховных ценностей и ориентиров. Именно в этих обстоятельствах предлагаемаярелигиозная легенда сулит людям выход из создавшейся ситуации. Тем более что втрудных условиях традиционная духовная атмосфера может стать неблагоприятной(недостаточно современной, или, напротив, наукообразной) для тех идей о Боге,какими наполняют духовный мир людей мировые религии. С точки зрения лиц, ждущихбыстрых эффектов любым способом, а такие как раз таки наиболее мобильны и могутвступать в секты, старые мировые религии представляются не оправдавшими себя –слишком медлительными, избыточно требовательными к духовным усилиям людей.
Уход в секту вообщетипичен для тех исторических ситуаций, когда в обществе у большинства людейраспадаются прежние представления о реальности, и они теряют понимание своейсоциальной позиции. Нарастающее недовольство, разочарование в надеждах наперемены к лучшему, прежде всего, усугубляется у молодежи, острее переживающейчувство социального дискомфорта, чем представители других возрастных групп. Эторазочарование служит побуждающим фактором, толкающим ее либо к участию вмассовых протестах, либо к поиску общности (секты), обещающей быстрый успех вдостижении жизненного благополучия, положительной самооценки и душевногокомфорта.
Демократия налагает налюдей тяжелое бремя – повседневный выбор действий и ответственность за своипоступки. Человек может находиться в той или иной степени дезадаптации,сопровождаемой страхом, неумением найти выход. Все эти негативные состоянияпровоцируют автоматическое включение механизмов психологической защиты. Врезультате их вторжения наступает некоторая стабильность душевного равновесияза счет нарушения адекватного восприятия общественных явлений и деформациилогики, что и подготавливает благоприятную почву для некритического,тенденциозного понимания заманчивых предложений секты. В этот момент вступлениев тоталитарную секту, с ее изолированностью от нормальных форм общения,выступает как способ дистанцироваться от мира, оправдать для себя отказ от еготребований.
Попасться в ловушку однойиз сект тем легче, что с крушением тоталитарного режима в нашей стране широкораспахнулись двери для иностранных веяний и миссионеры всех культов и сектнабирают большое число последователей, особенно среди молодежи. Многиепопадающие в секту полагают, что могут вступить в нее на “некоторое время”.Человек допускает, что на первых порах он плохо понимает цели и организациюсекты, а когда узнает все получше, то убедится, что вместо однозначноотрицательной позиции для него станет приемлем более широкий подход кдействительности. Он надеется позднее, и уже находясь внутри секты, найти длясебя ответы на волнующие вопросы. Его ошибка состоит в расчете на то, что“никогда не поздно” решить, как и когда ему выйти из секты. Такие“экспериментаторы” не имеют представления насколько трудно, а иногдапрактически невозможно выйти из тоталитарной секты./>/>/> 3. Группы лиц, пополняющих тоталитарныесекты
Выделяют четыре основныхгруппы лиц, чаще всего попадающих в секты.
В качестве первой группывыделяют тех, кто идет в секту из-за некоторых особенностей психологическогоразвития. Действительно, большинство считает, что в секту в основном подаютсялюди ущербные, неполноценные, страдающие психологическими заболеваниями. Доля правдыв этом утверждении все-таки есть. Многие секты заинтересованы и проявляютстарания в привлечении психически больных людей. Обычно такие люди легковнушаемы, и вследствие этого их легко, настроив соответствующим образом,сделать слепым орудием в умелых руках. К примеру, их удобно демонстрироватьновичкам в качестве духовно “продвинутых”. Кроме того, они пригодны дляусиления психического “заражения” в группе, то есть для распространениярелигиозных переживаний на окружающих.
Выявлена положительнаясвязь между психической импульсивностью со склонностью к внешним проявлениямрелигиозности. Согласно взглядам Г. Олпорта[3], существуют два основных типарелигиозных личностей: “внутренний”, имманентно присущий, и “внешний”,органически не присущий. Для личностей первого типа религия представляетсамостоятельную и конечную ценность. Они мотивируют свою деятельность в разныхсоциальных сферах религиозной верой. Нерелигиозные потребности и интересы имеютдля них второстепенное значение, все свое поведение они стараются подчинитьрелигиозным нормам и предписаниям. Для личностей второго типа религия являетсялишь способом достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии.В эту группу могут попадать необязательно лица с наследственным отягощением илификсированным заболеванием.
Общими условиями дляухода в секты чаще всего выступают психозы и неврозы любом их проявлении. Л.Френсис и Дж. Беннефт[2] установили связь психозов и неврозов сэкзальтированной религиозностью. Религиозные культы с их идеямиисключительности влекут к себе лиц с самовлюбленным, нарциссическим поведением.
Лица с паранояльнойакцентуацией (что существенно для сект) первыми заражаются нужным настроением имогут катализировать общий процесс при различных групповых “радениях”. Ихфанатизм проявляется в том, что уже с начала своего “служения” они постоянноудваивают свои усилия ради распространения “правильной” веры. Затем эти усилиястановятся самоцелью, то есть происходит смещение “мотива на цель”, и онисовершенно забывают саму цель, для которой эти усилия были предназначены.Постепенно из памяти фанатиков уходит не только сам предмет устремлений, но иаргументы, оправдывающие и питающие фанатизм.
Вторую группупредставляют лица здоровые, но со слабым характером. Для них секта обладаетособой притягательностью, поскольку свобода представляется тяжким бременем. Онине способны ежедневно проявлять свою самостоятельность и потому стремятсяизбавиться от ответственности любым способом. Таким нерешительным людямвключение в жизнь тоталитарной секты дает возможность обретения “нравственныхкостылей”, то есть той опоры, которая представляется им намного более прочной,чем шаткое основание индивидуальной свободы.
У слабовольных молодыхлюдей отсутствие прочных жизненных доминант, то есть неспособность проявлятьнастойчивость в достижении серьезной цели и обретать соответственно подлинныйсмысл жизни, провоцирует поиск душевного комфорта без длительных усилий.Подобная установка нередко ведет к приему наркотиков, а удовлетворение отпервых доз выступает как фактор, временно стабилизирующий психическоесостояние. На фоне временного улучшения самочувствия ускоряется привыкание кнаркотикам, возникновение зависимости от них. Глубинная трансформация личностиможет быть вызвана не только наркотиками, но и алкоголем, компьютерными играмии т.п. Разные формы зависимости имеют физиологические отличия, но сходны посвоим психологическим последствиям: разрушение личности, ослабленная психика,что и облегчает втягивание таких людей в секты[1].
Примечательно, чтопереживаемые на фоне зависимости приятные состояния не сводятся только кэйфории, но компенсируют и неудовлетворенность из-за социально-психологическойдезадаптации, беспомощности в конструктивном развитии жизненных планов.Одновременно разрушаются нормальные способы общения, нарастает страх передлюдьми, осуждающими наркоманов, терзает постоянный страх быть отвергнутымблизкими… В этом случае уход в секту представляется истинным избавлением отвсех трудностей. Нежелание сознаться себе в предательстве прежних надежд, внедостойном отношении к близким, чего собственное сознание перенести не всилах, включает психологическую защиту. Она меняет и восприятие, и логику, иповедение личности. Автоматически трансформируется, огрубляется восприятие,повышаются его пороги, что снижает субъективную оценку ситуации, позволяетрасслабиться и снять контроль со своего поведения.
Третья группапредставлена прежде всего неудачниками – людьми, не сумевшими себя реализоватьв семейной жизни или в профессиональной деятельности. Им остро не хватаетвнимания, уважения и любви близких людей. У многих инфантильных юношей идевушек вообще отсутствует опыт нормальных, доброжелательных отношений совзрослыми. Они нуждаются в поддержке, готовы за эту поддержку покровителя,наставника полностью им повиноваться, поскольку такое повиновение превращает ихопять в детей. Их отличает чувство слабости и страха. Чем сильнее внутренняянеуверенность, тем более выражено стремление вернуть веру в себя.
Это настоятельнаяпотребность в идее, способной заместить ослабевшее “Я”. Тогда отвращение ксамому себе компенсируется образом себя как героя-приверженца идеи. Чаще другихпредставители этой группы приходят в секты из тех семей, где у ребенка нарушеноформирование базовых ценностей, отсутствует душевное тепло и царит жесткий,авторитарный стиль воспитания. Поскольку эти люди бегут от душевной боли,которую им причинил внешний мир, они предпочитают те формы поддержки, которыевновь возвращают их в детство, избирают организации, близкие к структуре семьи,обеспечивающие внутреннее равновесие и определенные идеалы. В секте они видятвозможность возврата самоуважения, которое как известно, растет по мере того,как человек приближается к стандартам, установленным им для самого себя.
В группе здоровых людейособенно уязвимы подростки. У них одновременно с формированием стресса частонаблюдается нарушение самооценки.
К факторам, повышающимуязвимость людей данной группы при попадании в секту, относят разнообразныекритические ситуации и переломные моменты в их личной биографии. В такихслучаях секта обещает помочь справиться с кризисом, заменить формойрелигиозного статуса отсутствие у человека достойного социального положения.
Четвертую группусоставляют полноценные и духовно развитые люди, стремления которых к идеализированнымморальным и этическим ценностям остались невостребованными в нашем обществе.Свойственное им ощущение одиночества происходит не от того, что вокруг никогонет, но от невозможности (неумения) донести до других то, что человекупредоставляется важным, от того, что никто не разделяет их мыслей и мнений.
Недовольство своимисоциальными контактами может у них обостряться, если выдвинутые ими прекрасныеидеи и идеалы для общества представляются несовременными или нереалистичными.Подростки и молодежь этой группы находятся в ”зоне риска“. Они еще относительносвободны от серьезной ответственности на работе или семейных обязательств: у нихсущественно нарушены оценочные способности, при этом нарушены неравномерно. Всеотносящееся к самому молодому человеку, переоценивается, а что находится внеего, недооценивается. Такое состояние тесно связано с остаточным детскимэгоцентризмом. Недостаток полноценного жизненного и рабочего опыта позволяет им“консервировать” наивность и идеализм, оставляя их незащищенными передлицемерными обращениями сектантов. Подростки стремятся туда тем быстрее, чемчаще окружающие их отвергают как идеалистов. Подобная социальнаяинфантильность, незрелость вызревает в результате ”тепличных условий“воспитания, преднамеренного ограждения подростка или даже молодого человека отвсяких обязанностей, от самостоятельных усилий для достижения каких-либожизненных целей.
На этом фоне у молодогочеловека может возникнуть мысль о том, что здесь, в этой семье, в этомобществе, воплощение его идей невозможно, но есть сообщества, где онивоплощаются. Уже на этом этапе начинается построение новой картины мира,противостоящей неприемлемой реальности. Такая позиция подвигает к поиску людей,понимающих и разделяющих его высокие стремления. Вообще говоря, крах надежд набыстрое, легкое, почти волшебное воплощение своих идей ставит идеалиста передвыбором; наиболее кардинальное решение – самоубийство. Второе – изоляция отобщества вместе с другими отчаявшимися. Третье – избавление от лиц, которымприписывается ответственность за крах надежд. И, наконец, самое трудное решение– излечение от иллюзий, то есть начало новой жизни в реальном мире. Понятно,что если молодой человек не решился на отчаянный шаг, но все еще не набралсямужества войти в реальную действительность, то секта совмещает и вторую, итретью возможности для облегчения его душевного состояния.
Максимализм и идеализм –нормальное возрастное явление. Специфика человеческого развития такова, чтоздоровые молодые люди, вступающие в кризисный период полового созревания, частовыглядят странными и даже внушающими опасения. Однако все эти особенностипредставляют собой обычные возрастные акцентуации личности в попытках поискасвоего пути. Это весьма действенный механизм достижения желаемого уровнясоциализации при отсутствии жизненного опыта. Духовная поддержка в период,когда бурно формируется самосознание, так вдохновляет, что молодой человекможет потерять бдительность и контроль над окружающей действительностью. Какправило, это “домашние”, чистые и добрые молодые люди. Они неравнодушны иэмоционально чувствительны к чужой боли. Для снятия напряженности, возникающейот окружающей несправедливости, они видят одну возможность – приобщение к чему-товысокому, главному, имеющему целью искоренение зла. Такие идут в секту внадежде не только обрести веру и разобраться в себе, но и преобразоватьокружающий мир. Их одаренность, искренность и доверчивость предопределяетфактор риска. Не чувствуя опасности они с легкостью становятся на путь участияв жизни секты, считая, что он приведет их к собственному возвышению.
Таким образом, у лиц,входящих в каждую из групп, пополняющих подобные секты, обнаруживаетсясущественный дефицит либо в психическом, либо в физическом здоровье[1]. Этомешает им обрести признание и тепло человеческого общения, а в новых социальныхусловиях секты они надеются на воплощение своих идеалистических ожиданий. Впрежних жизненных обстоятельствах они уже потеряли надежду состояться или былиблизки к этому. Возникшее психическое напряжение, глубинный конфликтпровоцирует включение системы психологической защиты, побуждающей изменить своеповедение и его трактовку.
/>/>/>/>/>4. Что может дать секта
Стремясь к поддержаниюдейственного влияния на самых разных людей, мировая религия не может противоречитьреалиям общественной жизни. Только путем снижения требований к непрерывномуэмоциональному накалу верующих возможно многовековое сохранение религии с ееотносительными признаками государства, общества и существующей в нем культуры.Однако слишком большая приспособляемость религии приводит к утрате ееидентичности, плодит желающих вернуться к ее истокам, к первоначальным идеалам,невзирая на их несовместимость с текущими ценностями общества[3]. Так возникаютсекты.
В противоположностьтрадиционным конфессиям, куда человек попадает обычно от рождения, секты саминаходят своих адептов как среди верующих, так и среди атеистов. В отличие отцеркви, секта в большей степени добровольческая общность, к ней примыкают какбы с сознательным намерением. Так формируется личное соучастие, чувство долгаперед новыми собратьями, которое выражено в тем большей мере, чем полнее всплоченной группе новичок чувствует себя согретым и защищенным, чем лучшеудовлетворяется до того неудовлетворенная душевная потребность в тепле иэмоциональной близости. В противовес религии секта снова и снова утверждаетсвои исходные идеалы и за счет этого ослабляет преемственность господствующей вданном обществе религии. Тем самым она поначалу акцентирует в каждом неофитеярко выраженный индивидуалистический характер; новообращенному демонстрируетсябратание со всеми угнетенными социальными слоями[4].
Получить полнуюинформацию о целях и методах секты невозможно, так как выдается лишьсущественно урезанная и переработанная часть. Профессионально организованноеманипулирование в процессе вербовки тщательно маскируется, что исключаетосознанное согласие.
Обычно лидеры сект выдаютсебя за наследников пророков и искренне убеждены в том, что восстанавливаютсвязь с основами данной религии для того, чтобы ее возродить. Перед членамисекты ее лидер предстает как посланник Бога.
С одной стороны,руководитель секты организует подкрепление ощущения избранности, а с другой –унификации. Для достижения радостного чувства избранности используют регулированиедоступа в группу, полупроницаемость ее границ для потенциальных членов. Этоповышает значимость членства в секте.
Со временем неофит,особенно мечтающий о великих целях, столкнется в секте с требованием слепойверы и полного повиновения, которые имеют своими неизбежными последствияминетерпимость к инакомыслию./>/>/>/> 5. Ограничения, налагаемые сектой наличность
Человек, примкнувший ксекте, рвет все связи и приобретает качества, требуемые в группе: забвениесвоих интересов, утрату общепринятых базовых ценностей и близких людей. Взаменему дано испытать гордое сознание собственной уникальности и страстнуюпреданность вере данной секты. Он убежден, что как член этой группы не обязандумать и действовать подобно другим.
Для формирования полезныхдля секты изменений психики и форм поведения у своих членов их заставляютвыполнить ряд требований[2].
Одним из них выступаеттребование совместного проживания. Это требование является существеннейшимфактором перестройки внутреннего мира, поскольку новая группа должна полностьювытеснить и заменить семью. При совместном проживании секта имееткруглосуточный контроль над поведением. Организуется тотальное взаимноенаблюдение и сбор информации о поступках. Поскольку секта требует жесткогораспорядка дня, то новички зачастую вынуждены бросить прежние занятия (работа,учеба и т.п.). Жесткий распорядок и насыщенная регламентация во всем (на фоне переутомленияи недосыпания) существенно повышают пластичность психики, ее податливость новымформам мировосприятия. Нередко, вступив в подобную группу, человек теряет такиеправа, как право самому найти себе спутника жизни и т.д.
С целью ускорениятрансформации психических свойств новичка, нередко при инициации в члены сектывступающему дают новое имя. Это хорошо известный прием, так как личное имявыступает как символ социальной индивидуальности. Новое имя ассоциируется свнутренними переменами в самообладании и самоуважении, внесенными вместе сновым именем. Лишение человека имени, данного родителями, свидетельствует отом, что человек выводится из нормальной сферы жизни, а наделение его новымименем знаменует совершенно иной статус и иные обязательства. Другое имяпредполагает попросту иную личность, обладающую не только иными качествами, нодаже новыми взглядами на свою прошлую жизнь. Здесь срабатывает один измеханизмов психологической защиты — изоляция, когда при расщеплении качества«иной» личности не корректируются другой частью той же личности.Новое имя существенно облегчает нагружение посвящаемого новыми обязательствами,как следует вести себя в секте.
Когда человек получаетновое имя, новую семью, новую одежду и даже прическу, все это помогает ему поддерживатьв себе ощущение нового человека с иным мировосприятием. Ограниченность общенияв основном членами секты прямым путем ведет к прогрессивной деградациимыслительной деятельности.
/>/>/>/>психологическийрелигиозная секта импульсивность6. Приемы изменения психики«обращенного»
Во многих странах основойдля классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействияна человека. Среди основных целей тоталитарной секты — организация такойситуации, в которой неэффективны выработанные ранее защитные механизмы психики,то есть создание обстановки повышающей предрасположенность к внушению,облегчающей контроль за мышлением. И то, и другое ведет за собой общуюдеградацию чувств и интеллекта[2].
Контроль над временем иповедением ведет к «вынужденной беспомощности», поскольку постоянноотслеживается, где и с кем «новообращенный» живет, от кого находитсяв различной зависимости. Вводится правило, что для каждого существенногопоступка необходимо спросить разрешение. Вырабатывается психология«пешки», неизбежно ведущая к дрессуре беспомощности.
Человек, обращаясь кдругим духовным убеждениям, расшатывает основания своих базовых представленийтем быстрее, чем активнее ему помогают в разрушении исходных ценностей ипостроении на их месте новых, удобных для секты.
Нередко в сектепрактикуется использование «специального» языка.
Основным же механизмомпсихического воздействия на новичков является внушение. Оно предполагаетбесконфликтное приятие некой информации; в его ходе частично снижается уровеньсознательного анализа и критичности. Эффективность такой формы заключается втом, что каждое слово внушающего находит безусловно благожелательный отклик вего чувствах и впечатлениях, и доверие к внушению возрастает. Функция активногоконтроля сознания, обычно направленная на проверку внушения на соответствие егореальным свойствам окружающей среды, становится как бы излишней, избыточной.Потребность в проверке постепенно ослабевает до степени бессознательногоотождествления информации, поступающей от внушающего, с восприятием окружающегомира. Внушение также может проходить в специальной обстановке с применениемособых гипнотических техник.
У разных людейвнушаемость существенно различается. Есть люди, повышенно внушаемые, и эта ихособенность активно используется. К личностным факторам, повышающимвнушаемость, относятся такие психические особенности личности, какнеуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, покорность,стеснительность, робость, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональнаявпечатлительность, слабость логического мышления, ориентация на внешнееуправление. Кроме этих психических особенностей на внушаемость, ведущую кпринудительной (подсознательной) модификации поведения, влияют и специальныеусловия воздействия: боль, одиночество, интенсивный цвет, несинхронная речь,повторение стереотипных вопросов.
Внушаемость повышается иу уравновешенных образованных людей в экстремальных ситуациях (собственнаяболезнь, смерть близких и т.п.).
Сенсорная изоляция,вызванная разрывом отношений с близкими, знакомыми, отключением от средствмассовой информации, приводит к депривации (обеднению нормальной информационнойсреды), а это, в свою очередь, формирует чувственный и эмоциональный голод,обусловливая апатию и заторможенность, которые периодически сменяются эйфорией.На этом неустойчивом эмоциональном фоне, в прямой зависимости от уровняэмоционального возбуждения, наблюдаются нарушения памяти, а на базе частичнойпамяти отмечается формирование специфической узости мышления.
Ритм и музыка глубинновлияют на психику. Меняя характер музыки, можно направлять психологическиепроцессы. Воздействие музыки может быть как положительным, так и отрицательным- возбуждающим, приближающимся к наркотическому эффекту. Еще Платон в своем«Государстве» предостерегал: «Нужно избегать введения новогорода музыки – это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкальногостиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области».Этой же позиции придерживался и Аристотель, который отмечал: «Толькомузыка имеет силу формировать характер. При помощи музыки можно научить себяразвивать правильные чувства».
/>/>/>/>/>7. Заключение
Тоталитарные секты –явление, с которым, безусловно, нужно бороться. Особенно подвержены его влияниюмолодые люди в переходный возраст. Их подталкивает в секты существенный дефицитлибо в психическом, либо в физическом здоровье, мешающий им обрести социальноепризнание, отсутствие тепла человеческого общения, или условий, позволяющихнадеяться на выполнение утопических идеалов. Возникшее напряжение, глубинныйконфликт провоцирует включение психологической защиты, помогающей им изменитьсвое прежнее поведение, принять новое и не замечать социальных опасностей,связанных с приобщением к секте.
В секте происходитрадикальное преобразование личности. Все ее приемы направлены на то, чтобычеловек стал удобным, послушным, контролируемым, то есть полезным для секты.
Ни одна мировая религияне разрушает психику так глубоко, как тоталитарная секта./>/> 
/>/>/>Список литературы
1. Грановская Р.М.Психология веры. Спб.: Речь, 2004.
2. Скородумов А. А.Сектанство как социальное явление. Спб., 1995.
3. Олпорт Г.Личность в психологии: Теории личности. Спб.: Ювента, 1998
4. Угринович Д. М.Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985
5. www.koob.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат МАТЭРЫЯЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВІЦЕБСКА IX – XIII СТСТ
Реферат Kulma soja kriisid( Кризисы холодной войны)
Реферат Миграционная политика государства 2
Реферат Анализ семейных взаимоотношений
Реферат Октябрьское восстание и II Всероссийский съезд советов
Реферат Российский рынок лизинговых услуг
Реферат Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения
Реферат Книжный рынок: организация, управление, финансы, производство
Реферат Практика решения проблемы управления индивидуализированным обучением на базе информационных технологий
Реферат Общественное мнение в оценке философов и политиков 20 в
Реферат Первая арабо-израильская война
Реферат Народ и власть По трагедии А С Пушкина Борис Годунов
Реферат Лирический герой А А Блока
Реферат Microsoft Power Point 2007 Рекомендации в свободной форме: 1 слайд Тема урок
Реферат заявление об отказе подписать «Согласие на обработку персональных данных»