Реферат по предмету "Экономика"


Разработка государственной экономической политики

Содержание
Введение
1. Понятие, виды и инструменты экономической политики      
2. Разработка государственной экономической политики
3. Участие предпринимательского сообщества в разработкегосударственной экономической политики
3. Роль прогнозирования в разработке государственнойэкономической политики
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Политика — этоуправленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставитперед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать илизавоевать власть.
Политика в широком смыслевключает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию идр.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевоеположение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономическойполитики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении— как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическимитребованиями.
Экономическая политикаРоссии на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем,исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики.В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формированиявыбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, наэкономический рост российского государства.
Во всех экономических системах государство регулируетэкономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляетсяв намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем неменее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике России большой упор делается на централизованноепланирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночнуюсистему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней оченьсущественную роль.
Экономика стран мираразвивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразныедвижения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономическогороста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономическихпоказателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса ипредложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принятовыделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазыэкономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическаяконъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис,стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). Учитывая,что в настоящее время мировая экономика переживает финансовый кризис, чтоповышает важность разработки грамотной экономической политики, актуальностьданной темы становится очевидна.
Целью работы являетсяизучение организации разработки государственной экономической политики.
При этом необходиморешить следующие задачи:
изучить основныекомпоненты государственной экономической политики, ее виды и инструменты;
изучить этапы разработкигосударственной экономической политики и роль руководства страны в ней;
рассмотретьвзаимодействие предпринимательского сообщества с правительством при разработкегосударственной экономической политики;
определить роль прогнозовв разработке экономической политики и определить направления развитиямакроэкономической политики России на перспективу.
Объектом исследованияявляется экономическая политика государства, предметом – организация ееразработки.
1.Понятие, виды и инструменты экономической политики
В зависимости от того, вкакой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной типэкономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, накоторые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являютсявеличина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса ипредложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая политикатесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже сгосударственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политикавоплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктринугосударства и в то же время она призвана способствовать созданию экономическихпредпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так чтополитические силы страны, политические партии, движения способны оказыватьощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическуюполитику [5, c. 91].
Социальные аспектыэкономической политики проявляются в том, что правительство, принимаяэкономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования,вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенностиведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказыватьрешающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в странегосударственной экономической политики.
Намечаемая экономическаяполитика находит самое яркое проявление в структуре планируемогогосударственного бюджета, в целевых государственных программах, вгосударственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержкинуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственногоналогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии наэкспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга.Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, чтозафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими,принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупнымиоперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметнодеформировать официально декларируемую государственную экономическую политику,обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической,военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и частонаблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ееформировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.
В зависимости отвременного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаныпроводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочнуюэкономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительноустойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированныхресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведенияна много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивостьэкономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условийосуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочнойэкономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическимдействиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькимимесяцами [7, c. 84].
Экономическая политикапроводится государством посредством использования находящегося в егораспоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономическиепроцессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы,президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты,государственные программы, текущие оперативные постановления и решениягосударственных органов.
Конкретными инструментамипроведения государственной экономической политики выступают прежде всего такиефискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги,государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментовгосударство способно изменять величину и направленность денежных потоков всоответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальнымизначительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики,такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента(учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другиецентрализованно устанавливаемые нормативы).
Государство способноиспользовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных(максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величинобъемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходовразных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные видыэкономической деятельности.
Широко используемыминструментом государственной экономической политики в области внешней торговлии внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенныепошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от областигосударственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментовосуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует,разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируютобщий перечень составных частей экономической политики государства. Вукрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику),монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широкомплане в государственную экономическую политику включают такие ее части, каксоциальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная,аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная,природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.2.Разработка государственной экономической политики
Задача государственногорегулирования экономики и лежащей в ее основе концепции экономической политики– это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целяхдостижения максимального блага в рамках существующего строя.
Системная реализациягосударственной экономической политики требует разработки концепцииэкономического развития, которая соответствовала бы целям, и реальнымвозможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.
Главной задачей приразработке концепции социально-экономического развития является ростблагосостояния населения страны, формирование благоприятной для жизни и трудовойдеятельности среды. Это находит отражение в показателях уровня жизни иблагосостояния населения, рассмотренных выше.
Еще одной важной целевойустановкой при разработке и реализации концепции социально-экономическогоразвития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития присоблюдении принципов общего экономического равновесия [2, c. 30].
С одной стороны речь идето достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложениемтоваров и услуг. С другой стороны — соблюдение рыночных принципов привоспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов),что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечногоиспользования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельнымвкладом данного фактора в прирост произведенного продукта.
Разработкагосударственной экономической политики базируется на следующих элементах:
1. Анализ положения дел вэкономике. С негоначинается рациональная государственная экономическая политика. Анализпроводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые точки» вэкономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решенияпроблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательныхявлений.
2. Выработка иобоснование целей. Онначинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемойкаталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; онаотносится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным,краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут бытьодновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные изних с точки зрения современной ситуации.
Цели также различают помасштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрамзатрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения.Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными,нейтральными или конфликтными.
3. Упорядочение целей,построение дерева целей- это задача формирования динамичной системы целей социально-экономическогоразвития, распределения их по временным интервалам и рангам.
Дерево целей — систематизированный набор целевыхустановок социально-экономического развития.
Генеральной цельюгосударственного регулирования экономики является укрепление исовершенствование существующего социально-экономического строя.
Полномочия и роли вразработке государственной экономической политики можно распределить следующимобразом:
-    Президент иПравительство РФ формулируют основные общенациональные целисоциально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
-    разрабатываетсямакроструктурная модель социально-экономического развития страны, определяющаясбалансированную систему общеэкономических показателей и показателей динамики иструктуры основных секторов экономики, обеспечивающих максимально возможныедостижения поставленных общенациональных целей;
-    результатырасчетов макроструктурной модели дезинтегрируются в разрезе субъектовФедерации, а также основных хозяйственных структур, играющих определяющую рольв развитии того или иного сектора экономики;
-    полученныедезинтегрированные показатели доводятся до соответствующих субъектов Федерациии хозяйственных структур в качестве индикаторов, имеющих ориентирующее значениедля хозяйствующих субъектов;
-    принимая вовнимание полученные индикаторы, субъекты Федерации и хозяйственные структурыразрабатывают собственные программы развития и сообщают их основные характеристики(в структуре полученных индикаторов) Федеральному центру;
-    в диалоговомрежиме с использованием современных информационных технологий осуществляетсясогласование основных индикаторов между хозяйственными структурами, субъектамиФедерации и федеральным центром (при этом согласовании приоритет имеет позицияхозяйственных структур);
-    по результатамсогласования федеральный центр формирует социально-экономическую программустраны на среднесрочную перспективу.
Кчислу документов фиксирующих экономическую политику относятся:
— законы и законодательные акты ;
— регуляторные и нормативные акты ;
— судебные определения и решения ;
— постановления и распоряжения административных органов .
Особуюроль при этом играют всякого рода долгосрочные планы, стратегии и концепцииразвития, часто не являющиеся нормативно -правовыми актами, но задающие идеологиюи основные приоритеты социально -экономического развития. Процесс формированияэкономической политики — процесс подготовки предложений и рекомендаций по регулированиюили дерегулированию тех или иных сфер, оказанию поддержки экономическимсубъектам, часто вписывается как раз в рамки подготовки таких программныхдокументов, определяющих направления и приоритеты местного развития.
Перечень документов,регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозыразвития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономическогоразвития, программы социально-экономического развития страны, регионов,отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рациональногоруководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативногоплана [7, c. 28].
Состави перечень документов развития отдельных регионов, как правило, определяется наместном уровне, например в Санкт -Петербурге система этих документов состоит изСтратегического плана Санкт -Петербурга, Концепции развития Санкт -Петербургана долгосрочную перспективу, программы социально -экономического развития Санкт-Петербурга, целого ряда документов градостроительного планирования ирегулирования, отдельных целевых программ города.3.Участие предпринимательского сообщества в разработке государственнойэкономической политики
По мере структурированияпредпринимательского сообщества, развития предпринимательских ассоциаций иобъединений в России стала развиваться практика привлечения деловых кругов кформированию экономической политики. Однако зачастую попытки наладить открытыйдиалог бизнеса и власти упираются в отсутствие законодательного обеспечения имеханизмов реализации этого процесса.
Развитиеполитической демократии, обеспечивающей участие представителей гражданскогообщества и в том числе структур, представляющих интересы предпринимателей впроцесс формирования экономической политики является необходимым условием длядальнейшего реформирования экономики и обеспечения экономического роста вмасштабах всей страны.
Созданиеорганизационных механизмов для участия предпринимательского сообщества вформировании экономической политики позволит:
— легализовать закулисные переговоры лидеров бизнеса с властными элитами, а значитсделать их более прозрачными;
— вовлечь «аутсайдеров » — тех, кто ранее был отстранен от такого диалога, и не имелвозможности отстаивать интересы своего бизнеса, тех, у кого на пути было большевсего препятствий и чей потенциал развития способен дать новый импульс дляэкономики страны. Речь, прежде всего, идет о представителях малого и среднегобизнеса ;
— снизить риск «приватизации» процесса принятия решений об экономическом развитии,когда только ограниченное число представителей бизнеса вхоже в кабинетычиновников для лоббирования своих интересов, как правило, в ущерб чужим, в томчисле и интересам общества в целом ;
— обеспечить мобилизацию ресурсов не только администрации, но и других участниковпроцесса для достижения общих целей.
Крометого:
— власть и бизнес получат возможность согласовать свои взгляды на развитие,донести интересы друг до друга и добиться взаимной поддержки;
— сами инструменты реализации современной экономической политики предполагаюторганизацию диалога с предпринимательским сообществом ;
— наконец, прозрачный диалог бизнеса и власти даст обществу, гражданам возможностьконтролировать этот процесс и отстаивать свои интересы.
Историческисложившейся, а потому наиболее распространенной формой участия представителейбизнеса в формировании экономической политики является лоббирование [4, c. 44].
Черезинструменты лоббирования представители предпринимательского сообщества стараются,как правило, обеспечить соответствие экономической политики своим интересам (интересамопределенной компании или группы компаний), а отнюдь не общим интересам предпринимательскогосообщества в целом. Именно по этой причине во многих странах есть специальноезаконодательство, регулирующее практику лоббирования, нацеленное на обеспечениепрозрачности и законности этого процесса.
Одноиз направлений в этой сфере — институализация форм взаимодействия, котораясоздает возможности и рамки для прямого официального участия представителей предпринимательскогосообщества в работе органов власти. Примером тому может служить практикафункционирования «агентств развития », существующая в Великобритании .
В1999 г. британское правительство создало 9 агентств регионального развития,разделив всю страну на зоны их компетенции. Агентства играют роль посредникаили связующего звена между правительством, бизнесом и другими заинтересованнымисторонами по вопросам выработки экономической политики региона, формированияприоритетов, определения целей и задач экономического развития.
Втоже время, одна из главных тенденций последнего времени, заключается в том, чтоформирование экономической политики перестает быть чисто механическойадминистративной процедурой. Процесс принятия решений в этой областистановится более открытым и демократичным, обеспечивая участие всехзаинтересованных сторон, их равенство в правах на отстаивание своих интересов.В странах с богатыми демократическими традициями и либеральной экономикойсформировалась устоявшаяся система такого взаимодействия. Она позволяет внаибольшей степени учитывать интересы деловых кругов и гражданского общества впроцессе формирования государственной политики. Это позволяет принимать болеевзвешенные решения, отвечающие интересам большинства членов общества,обеспечивать мобилизацию ресурсов не только администрации, но и другихучастников процесса для достижения общих целей. Опыт сложившейся зарубежнойпрактики позволяет сделать некоторые обобщения по поводу технологий участия.3.Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики
Прогнозирование есть составная часть системыгосударственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемыи определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетовиспользуются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономическойполитики государства. Разработка экономических прогнозов является важной инеобходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страныв целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.
Объекты прогнозирования ивиды прогнозов.
В состав разрабатываемыхпрогнозных документов входят:
А. Частные прогнозы,отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:
— демографическаяситуация в стране,
— состояние природнойсреды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых,земельные, водные и лесные ресурсы,
— состояние научнотехнических достижений и их внедрения в производство,
— величина и динамикаспроса населения на товары и услуги,
— прогнозы основныхфакторов производства: капитала, труда, инвестиций,
— прогнозы развитияотдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественнозначимых сфер деятельности.
Б. Комплексный экономический прогноз,отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. Ккомплексным прогнозам можно также отнести прогнозы регионов страны, а такжекрупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Ещеодним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развитиягосударственного сектора экономики.
Разработка комплексногоэкономического прогноза преследует две цели:
Во-первых, он долженпредоставить правительству информацию для принятия решений в областиэкономической и социальной политики.
Во-вторых, его показателислужат основой для разработки показателей проекта государственного бюджетастраны.
Ни однохозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято ивыполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегическихприоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используютсятакие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое ииндикативное планирование, программирование социально-экономического развитиястраны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не толькофункцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационнуюфункцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развитияс учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.
Прогнозированием,т.е. предвидением тенденций будущего развития, последствий возможных сдвигов вэкономике на микро- и макроуровнях и реализации принимаемых решений, занимаетсякаждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственномпрогнозировании — предвидении будущего, которым, занимаются государственные имуниципальные органы на разных уровнях управления [1, c. 25].
Прогнозированиевыполняет три основных функции в государственном регулировании рыночнойэкономики:
1)      предвидениевозможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развитиястраны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформацииОбщества;
2)      предвосхищениевариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактическихрешений в области социально-экономического, научно-технического,экологического, внешнеэкономического, территориального развития;
3)      своевременноевнесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиесяусловия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.
Экономическоеи социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому ипрогнозы обычно — многовариантные, чтобы оценить возможные перемены. Этоособенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономическойсистемы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно стеченияслучайных обстоятельств, чтобы траектория динамики системы резко изменилась.
Переходот централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль изначимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре,который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программанаучно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15лет. Теперь предприятия, организации, банки, холдинги принимают хозяйственныерешения и несут ответственность за их последствия. Спрос на качественныепрогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждомупредпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйствене под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов инаучных организаций за обоснованность и надежность прогнозов.
Прогнозынужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии иприоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегическогопланирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования врыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целей социально-экономическогоразвития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития итрансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве,глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющихдостичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного иэкологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей,имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих,выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование дляэтого прямого и косвенного государственного регулированиясоциально-экономического развития.
Методы стратегическогопланирования впервые были использованы в России в 1918 г. при разработке планаГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д.Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, азатем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народногохозяйства СССР в двух вариантах. В дальнейшем стали разрабатываться директивныеОдновариантные пятилетние планы которые сыграли важную Роль в индустриализациии предвоенном развитии народного хозяйства СССР [6, c. 43].
Рыночныереформы начала 90-х гг. начались с разрушения прежнего, во многом эффективногомеханизма перспективного планирования. Новый, адекватный условиям рыночнойэкономики механизм не был создан.
Отсутствиереального стратегического планирования ограничивает возможности влияниягосударства на трансформацию экономики России и перспективы ее развития.
Индикативноепланирование направленона реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано сгосударственным бюджетом. Оно отличается от директивного планирования не толькоменьшим числом и укрупненным характером показателей и нормативов, но и тем, чтовключаемые в него индикаторы не носят обязательного характера для частных исмешанных предприятий, а служат для них ориентиром. Для предприятийгосударственного сектора и государственных органов управления эти показателиобязательны. Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику всередине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства наочередной год. Оно широко используется во многих зарубежных странах.
Каковы функциииндикативного планирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяетопределить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которыехарактеризуют основные параметры социально-экономического развития нафедеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуютприоритеты стратегических планов. Во-вторых, производится увязка индикаторов сресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, в результате чегореализация этих индикаторов и воздействие на них государства становятся болееконкретными и реальными. В-третьих, оно приводит в соответствие экономическиерычаги с индикаторами плана. Это создает условия для повышениязаинтересованности предприятий любой формы собственности в реализациииндикативного плана.
Программированиесоциально-экономического развития как метод государственного регулированияносит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативноепланирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализациивыбранных стратегических приоритетов. Целевая программа — это системавзаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализациюприоритета социального, экономического, научно-технического или экологическогоразвития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программированиеявляется сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночнойэкономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов)социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегическиезадачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числастратегических задач; взаимная увязка программ между собой и с остальнойэкономикой. Новым инструментом государственного регулированиясоциально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующиересурсы на решении приоритетных социальных проблем. Метод целевогопрограммирования используется на федеральном, региональном, муниципальномуровнях, а также в деятельности корпораций. Возможны и межгосударственныепрограммы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ. Таким образом,прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическоепрограммирование неразрывно взаимосвязаны и играют ключевую роль вгосударственном регулировании развития рыночной экономики. Методологияэкономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретическихподходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработкиэкономических прогнозов. Баланс народного хозяйства служит методологической иинформационной основой прогнозирования динамики физических объемовмакроэкономических переменных. Система национальных счетов служитметодологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовыхпоказателей. Методика экономического прогнозирования — набор рабочих приемов,формирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются разработчикипрогнозов в своей работе. Применяемые в настоящее время методические подходы кразработке прогнозных показателей главным образом основываются на системепрямых расчетов и экспертных оценок. Лишь по отдельным блокам показателейпроводятся модельные расчеты, с использованием производственных функцийразличного вида и сложности, а также системы эконометрических моделей малойразмерности. Система прогнозных расчетов, которая по степени охвата икомплексности соответствовала бы используемой ранее системе баланса народногохозяйства, но которая позволила бы осуществлять взаимоувязанное прогнозированиеи проведение вариантных расчетов методологии национальных счетов, поканаходится в стадии формирования. Отсутствие такой методологическивзаимоувязанной системы приводит к недостаточной обоснованности прогнозов. Применяемаяныне технология прогнозирования не позволяет обеспечить достаточную взаимнуюувязку макроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развитияэкономики и показателей развития институциональных единиц. Расчеты макроэкономических,отраслевых, секторальных показателей и показателей институциональных единицпроводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется. Требуютсядальнейшие усилия по разработке нового инструментария прогнозирования физическихобъемов макроэкономических показателей, а также финансовых показателейвоспроизводства в их взаимосвязи.
Заключение
По проведенномуисследованию можно сделать вывод, что экономическая политика – это системаметодов, инструментов и форм государственного воздействия насоциально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономическойстратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует примененияразнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапаразвития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии спринятой экономической стратегией — на первый план выступают различные методы иформы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.
На современном этапеглавной задачей экономической политики государства в индустриально развитыхстранах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономикина мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболееблагоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночнойсреды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где этипреимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстветолько механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используетсякомплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной,антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.
Реализация экономическойстратегии развития России до 2010г. предполагает проведение экономическойполитики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этомупризваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая идругие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономическойполитики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилениюстимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитиюфондового рынка.
В качестве предложений попроведению государственной экономической политики России можно предложитьследующие меры и направления действий:
1)   передача предприятиям новыхтехнологических разработок, созданных в госсекторе или при финансовой поддержкегосударства. С помощью государственной поддержки возможно и созданиеинновационных центров и агентств по распространению новых технологий; улучшениеинфраструктурного обеспечения размещения высокотехнологичных предприятий;стимулирование малых, высокотехнологичных фирм, налоговые и административныемеры поощрения инноваций;
2)   реализация совместных международныхпроектов, в том числе направленных на создание научно-исследовательских парковпри университетах, международной кооперации производства, научно-техническогосотрудничества и обмена технологиями, совместное осуществление инвестиционныхпроектов и т.д.;
3)   развитие законодательной базы,регулирующей венчурное инвестирование;
4)   разработка программы поддержкиэкспорта образовательных услуг. Российские вузы (в особенности технического имедицинского профиля) могут предоставлять вполне качественные иконкурентоспособные по цене образовательные услуги для иностранных студентов.Государственная помощь. Mожетбыть направлена на содействие в создании инфраструктуры экспортаобразовательных услуг через конкурсное финансирование проектов внедрениясовременных технологий обучения и развития социальной инфраструктуры для приемастудентов;
5)   стимулирование импортавысокотехнологичного оборудования, в том числе путем снижения ввозныхтаможенных пошлин: обоснована мера по отмене или снижению ставки таможеннойпошлины на технологическое оборудование, аналогов которому не производится вРоссии и которое представляет стратегический интерес для развития национальногоинновационного сектора. Такая норма будет способствовать модернизациипроизводства в целом ряде отраслей: легкой, деревообрабатывающей промышленностии т.д.;
6)   увеличение затрат на проведениеотечественных НИОКР и подготовку высококвалифицированных кадров;
7)   развитие крупных холдингов(интегрированных бизнес-групп, корпораций), способных брать на себя масштабныефинансовые и технологические риски инвестирования в новые технологии, чтопредполагает упрощение процедуры корпоративных слияний и поглощений;
8)   перераспределение инвестиционныхсредств в пользу наиболее перспективных отраслей и производств, отказ отинвестирования в развитие производств, базирующихся на устаревших технологиях;
9)   в целях увеличения реальных доходовнаселения, предприятий и государства, выраженных в мировых ценах, а такжеравномерного распределения экспортных доходов по сопряженным отраслям иуменьшения вывоза избыточного капитала долгосрочной задачей макроэкономическойполитики государства должны стать планомерное укрепление рубля, сближение еговалютного курса с паритетом покупательной способности. Данная мера довольношироко обсуждается в научных трудах, имеются весомые доводы как «за», так и«против» укрепления курса рубля.
Список использованных источников
1. О стратегииустойчивого развития мира и России. // Бюллетень иностранной коммерческойинформации. – 2007. – №96. – С.2-6.
2. Обзор основныхтенденций российской экономики [Из экономического обзора ОЭСР] // Вопросыэкономики. – 2005. – С.39-83.
3. Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 г. // Деньгии кредит. — №11. – 2006.
4. Перспективысоциально-экономического развития РФ // Аналитический вестник СФ РФ. — №4. –2007.
5. Петраков, Н.А.Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики / Н.А.Петраков // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – №1. – С.15- 21.
6. Потрубач, Н.Н.Экономическая политика государства на современном этапе / Н.Н. Потрубач//Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1. – С.36-51.
7. Проблемыповышения конкурентоспособности российской экономики (Из доклада Всемирногобанка «Оценка инвестиционного климата в России) // Общество и экономика. — №11-12. – 2006. – С. 118-121.
8. Прогнозиндикаторов экономики РФ: 2008-2009 гг. (базовый сценарий) // Общество иэкономика. — №11-12. – 2007.
9. Фатхутдинов, Р. М.Стратегическая конкурентоспособность России / Р.М. Фатхутдинов – Стандарты икачество. – 2004. – №5. – С.52-58.
10. Шевченко, И.В.Организационно-экономические аспекты формирования конкурентной стратегииэкономического роста России / И.В. Шевченко // Финансы и кредит. – 2006. – №9.– С.67-75.
11. Шевченко, И.В.Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста / И.В. Шевченко –Финансы и кредит. – 2006. – №32. – С.25-35

Приложение 1
Основные направлениягосударственной экономической политики
/>

Приложение 2
Виды экономическойполитики государства/> /> /> /> /> /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.