--PAGE_BREAK--. — «Закон о достоверности рекламных средств и этикеток», в 1969 г. — «Закон о защите детей и безопасности игрушек», в 1972 г. — «Закон о контроле за уровнем шума» и т. д.
Согласно «Закону о безопасности потребительских товаров» (1972 г.), был создан специальный федеральный орган — Комиссия по безопасности потребительских товаров, которой предоставлены права: изымать из продажи товары, не соответствующие требованиям стандартов по безопасности; конфисковывать всю продукцию данного вида; запрещать ее дальнейшее производство; налагать на фирмы-изготовители штрафы в размере $500 тыс. Согласно этому закону, изготовители обязаны: регистрировать и хранить все данные о выпускаемой ими продукции, проводить ее испытания и сертификацию на соответствие стандартам безопасности. Результаты испытаний проверяют контролеры Комиссии. Предусмотрена даже уголовная ответственность должностных лиц, виновных в выпуске продукции с нарушением установленных требований к ее безопасности, — тюремное заключение сроком до одного года.
Принятый в США «Закон об ответственности за качество продукции» устанавливает ответственность изготовителей и продавцов перед потребителями — организациями и гражданами — за ущерб, причиненный дефектной продукцией. Он защищает права потребителей в части возмещения ущерба. Предусмотрена обязанность полной компенсации всех причиненных убытков. Потребитель вправе обратиться в суд с иском непосредственно к изготовителю независимо от того, доказана его вина или нет.
С 1 января 1977 г. в США действует «Закон о гарантиях Магнусона-Мосса», который применяется ко всем товарам стоимостью свыше $15 и разрешает покупателю требовать по своему выбору от продавца или фирмы бесплатного устранения дефектов в товаре, обмена на новый, его возврата и получения уплаченной стоимости.
В Японии приняты более 50 общенациональных законов в области качества. С 1949 г. действует «Закон о промышленной стандартизации» (пересмотрен в 1980 г.), который регламентирует порядок присвоения товарам знака соответствия японским стандартам; права и обязанности изготовителей, желающих маркировать этим знаком свои товары; систему контроля над соблюдением правил пользования знаком. За нарушение положений данного закона предусмотрены административные штрафы.
«Закон об обязательном контроле качества экспортной продукции» (1957 г.) предусматривает специальную государственную экспертизу продукции, выпускаемой для экспорта. Перечень такой продукции утверждается правительством. Контроль подразделяется на три категории:
• готовые изделия;
• сырье, материалы и производственные процессы;
• упаковка.
Инспекционные органы делятся на государственные и частные. Установлена ответственность лиц, виновных в нарушении правил контроля качества экспортной продукции, — три года лишения свободы или штраф 3 млн иен.
В 1968 г. в Японии был принят основной «Закон об охране интересов потребителей», в 1973 г. — «Закон о безопасности потребительских товаров». Последний определяет разработку обязательных стандартов, регламентирующих требования к безопасности продукции. Продажа товаров запрещается, если показатели ее безопасности не отвечают установленным требованиям. При обнаружении в процессе эксплуатации дефектов, послуживших причиной нанесения ущерба потребителю, последнему выплачивается денежная компенсация.
Кроме перечисленных, в Японии принят и еще ряд законов в указанной области: о предотвращении физического и материального ущерба; о мерах и весах, контролируемых государством; о стандартизации; о маркировке сельскохозяйственной продукции; антимонопольные законы и т. д.
В Великобритании действуют следующие законы: «О продаже товаров» (1979 г.), «О поставке товаров и предоставлении услуг» (1982 г.), «О несправедливых условиях договоров» (1977 г.), «О защите интересов потребителя» (1987 г.), «О качестве» (1988 г.). Ими запрещается
продажа потребительских товаров (главным образом пищевых продуктов, лекарств, электротоваров), не отвечающих требованиям к безопасности, установленным в обязательных национальных стандартах. Предусмотрено взыскание с изготовителей штрафов за реализацию продукции, не соответствующей британским стандартам, предусмотрена уголовная ответственность руководителей фирм-изготовителей.
В Австрии насчитывается около 200 законов о защите прав потребителей.
Важное значение в странах Запада приобретают и требования к изготовителям товаров об охране окружающей среды, имеющие, по существу, обязательный характер. Они прописывают нормативы качества упаковочных материалов, а также информации о производимых товарах, год от года становясь все более жесткими.
О действенности зарубежного законодательства по защите прав потребителей могут дать некоторое представление следующие цифры: в 1987 г. в США судами были вынесены решения о возмещении истцам ущерба вследствие дефектов продукции на общую сумму в $87 млрд.
Государственное управление деятельностью по стандартизации, сертификации и обеспечению единства измерений в России осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Как национальный орган Российской Федерации он выполняет следующие функции:
• утверждает национальные стандарты;
• принимает программу разработки национальных стандартов;
• организует экспертизу проектов национальных стандартов;
• обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;
• осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
• создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
• организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
• участвует в разработке международных стандартов, обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
• представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;
• утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.
Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно через созданные им органы. К его территориальным подразделениям относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), число которых на территории РФ равно 99. Госстандарт выполняет еще и такие функции:
• формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
• проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
• опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
• подготавливает в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
• представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.
В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти, координировать деятельность которых в этом направлении и призван Госстандарт. Такая координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр.
В соответствии с соглашением федеральный орган может:
• проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р. по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;
• входить в систему ГОСТ Р. и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.
К компетенции Госстандарта РФ в области обеспечения единства измерений относятся следующие основные функции:
• установление правил создания, утверждения и хранения эталонов единиц физических величин;
• осуществление государственного метрологического контроля и надзора;
• руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;
• утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;
• утверждение государственных эталонов, которые находятся в ведении Госстандарта России;
• отнесение технических устройств к средствам измерений;
• организация деятельности государственных метрологических центров, Государственной метрологической службы и ее органов, Государственной службы времени и частоты, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандартных справочных данных, координация их деятельности;
• аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;
• утверждение типа средств измерений;
• ведение Государственного реестра;
• аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений и др.
Пути повышения качества
В современных условиях объективная необходимость повышения уровня качества продукции обусловлена несколькими причинами:
1. качество продукции становится одним из решающих факторов повышения эффективности производства и интенсивного развития экономики в целом;
2. выпуск некачественной продукции наносит большой экономический ущерб как отдельным предприятиям, так и всей национальной экономике;
3. изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции;
4. качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Повышение качества продукции является важнейшим путем увеличения эффективности производства. Эффективность производства определяется соотношением полученных результатов и произведенных затрат. Повысить эффективность можно двумя путями: снижением издержек производства или повышением общественной значимости результатов труда, которая может возрастать не только за счет увеличения количества продукции, но и вследствие повышения ее качества. Первый путь имеет определенные границы, второй — практически не ограничен.
Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.
Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции — свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции.
По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Так, при снижении надежности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Если это касается бытовой техники, то возрастают потери рабочего и свободного времени, возникающие из-за необходимости ее ремонта.
Повышение качества обеспечивает заметную экономию средств предприятий и фирм — изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что фирмы могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли. Анализ показал, что увеличение вложений в повышение качества продукции на 2% на стадии ее проектирования дает прирост прибыли на 20%. Окупаемость вложений в повышение качества продукции составляет около 900%.
Конечно, затраты на обеспечение и повышение качества продукции на различных фирмах различных стран могут значительно отличаться. В США затраты на повышение качества продукции в среднем составляют 3-5% от реализации продукции, в Западной Европе — 6-8%, в Японии — 3%.
Два аспекта продукции — качество и количество в определенных пределах взаимозаменяемы в удовлетворении общественных потребностей. Отдельная единица продукции с данным уровнем качества способна удовлетворить единичную потребность. Весь объем удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением ее количества на уровень ее качества. Таким образом, заданный объем потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве.
В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей.
Существует ошибочное мнение, что при дефиците продукции ее качество отходит на второй план, т.к. покупается все, что производится. Но продукция низкого качества не может уменьшить дефицит, т.к. способна удовлетворить конкретную потребность далеко не полностью по всей совокупности потребительских свойств и на короткий срок, если снижаются такие показатели качества, как сохраняемость и долговечность. При этом возрастает потребная масса товаров.
Более того, низкое качество данного вида продукции может вызвать дефицит других видов. Так, дефицит легковых автомобилей может являться следствием не только ограниченных мощностей по их производству, но и низкого качества металла; дефицит автомобильного топлива — следствие его больших удельных расходов из-за некачественности двигателей; дефицит обуви из натуральной кожи — во многом результат низкого качества сырья из-за плохого ухода за скотом и т.д.
Повышение качества эквивалентно росту объема выпускаемой продукции без дополнительных затрат ресурсов. Расчеты показали, что эффективность вложений, направленных на повышение качества продукции, примерно в 2 раза выше эффективности затрат на увеличение объема ее производства.
Самый надежный путь удовлетворения потребностей в товарах — повышение качества. Развитый товарный рынок решает проблему качества просто: товар низкого качества не находит потребителя. В этих условиях качество продукции — главный показатель ее конкурентоспособности.
Устойчивое положение фирм на рынке в условиях конкуренции обеспечивается стабильным поддержанием уровня качества выпускаемой продукции. Постоянный выпуск высококачественной продукции дает возможность крупным корпорациям получать правительственный заказы, участвовать в общегосударственных программах и проектах, что обеспечивает гарантированный рынок сбыта.
В условиях острой конкурентной борьбы положение на рынке мелких и средних фирм целиком зависит от качества выпускаемой ими продукции. Если положение крупных компаний представляется практически незыблемым, ибо, потерпев неудачу в производстве одного вида продукции, они могут компенсировать ее успехом в производстве другого вида, то выпуск некачественной продукции мелкими фирмами, у которых номенклатура чаще всего ограничена, может привести к полному банкротству. Кроме того, мелкие и средние фирмы часто являются поставщиками крупных корпораций, которые предъявляют им жесткие требования в отношении качества поставляемой продукции. Контракт заключается лишь с фирмами, доказавшими свою способность производить высококачественную продукцию.
Определяющее значение качества в конкурентоспособности продукции подтверждается следующим фактом. При исследовании 200 крупных фирм США 80% опрошенных ответили, что качество продукции является основным фактором для ее реализации. Ни одна фирма не поставила цену на первое место.
В последние годы проблема качества в развитых странах перестает быть заботой отдельных фирм, а рассматривается как общенациональная проблема. Так, проблема управления качеством продукции рассматривается как важнейшая национальная задача в Японии, в США организуются ежегодные «месячники качества», в Швеции по решению правительства проводятся общенациональные кампании борьбы за качество, в Голландии разрабатывается общенациональный пятилетний план повышения качества продукции.
Такое пристальное внимание в развитых странах к качеству продукции объясняется действием объективных причин, названных ранее, а также изменением условий, форм и методов обострившейся конкурентной борьбы за рынки сбыта между ведущими фирмами разных стран. Катализатором является «японский феномен» в области качества изделий. Японские фирмы практически вытеснили конкурентов на мировом рынке аудио- и видеоаппаратуры, часов, фотоаппаратов, теснят ведущие американские и европейские фирмы на рынке автомобилей и ряда других товаров.
Большинство стран прилагают огромные усилия, чтобы повысить качество своих товаров и тем самым отстоять свой престиж и положение на мировом рынке в ожесточенной борьбе против конкурентов из Японии. Промышленные фирмы различных стран перенимают японский опыт организации производства и управления качеством.
Особенно остро проблема качества стоит и требует своего решения в нашей стране. Эта проблема для нас застарелая, она возникла еще в условиях директивной экономики, когда все работы по обеспечению и улучшению качества продукции планировались и контролировались сверху. Однако при этом слабо учитывались требования потребителей и качество продукции оценивалось по ее соответствию требованиям нормативных документов, которые чаще всего отставали от запросов потребителей. При монопольном положении производителей и отсутствии мощного рыночного стимула качественного роста — конкуренции — они не были заинтересованы в повышении качества продукции, в расходовании дополнительных финансовых ресурсов на эти цели. Положение с качеством продукции затем усугубилось нарастанием товарного дефицита, когда спрос все больше превышал предложение, и лишенный выбора потребитель был готов купить товар любого качества и по диктуемой цене (правда, цены были доступными). продолжение
--PAGE_BREAK--