--PAGE_BREAK--
В мае в России сохранилась тенденция существенного опережения темпов роста цен на продовольствие по сравнению со странами Евросоюза в целом. Так, в России цены на продукты питания увеличились за месяц на 2,3% (с начала года — на 11,6%).
Таблица 3 Индексы потребительских цен на основные группы продовольственных товаров в мае 2008 года в % к предыдущему месяцу
Продукты питания всего
Хлебобулочные
изделия и
крупы
Мясо и
мясо-
про-дукты
Рыба и море-
про-дукты
Молоч-ные
изделия,
сыры
и яйца
Масла
и
жиры
Фрукты
Овощи
Сахар,
джем,
мед,
шоколад
и кон-
феты
Российская Федерация
102,3
103,1
101,8
100,5
98,2
103,3
96,9
113,9
103,5
В России в мае 2008г. по сравнению с предыдущим месяцем более всего возросли цены на овощи — на 13,9%, кроме того сахар, джем, мед, шоколад и конфеты стали дороже на 3,5%, масла и жиры, хлебобулочные изделия и крупы — на 3,3% и 3,1% соответственно
Таблица 4 Индексы потребительских цен на основные группы продовольственных товаров в мае 2008 года в % декабрю 2007 года
Продукты питания всего
Хлебобулочные
изделия и
крупы
Мясо и
мясо-
про-дукты
Рыба и море-
про-дукты
Молоч-ные
изделия,
сыры
и яйца
Масла
и
жиры
Фрукты
Овощи
Сахар,
джем,
мед,
шоколад
и кон-
феты
Российская
Федерация
111,6
115,2
105,8
103,3
102,8
114,3
114,1
151,4
110,3
В России к концу мая 2008г. по сравнению с декабрем 2007г. цены на овощи, а также хлебобулочные изделия и крупы возросли на 51,4% и 15,2% соответственно, масла и жиры — на 14,3%. На 14,1% дороже стали фрукты. [9].
Стоимость минимального продовольственного набора в среднем по России возросла за февраль на 3,3%, а за первые 2 месяца 2008 года — на 7,7%, и составляла в конце февраля 1941 рубля в расчете на месяц. Об этом сообщается в поступившей в ПРАЙМ-ТАСС сводке Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [9].
Наиболее дорогим минимальный продуктовый набор в феврале был в Чукотском автономном округе, где его стоимость достигала 5153 рублей, в Камчатском крае — 3223 и в Магаданской области — 2950 рублей. Самая низкая стоимость набора зафиксирована в Республике Мордовия — 1624 рубля, Республике Татарстан — 1644, а в Тамбовской области — 1656 рублей. Стоимость набора в Москве в феврале увеличилась на 2,9%, а за первые 2 месяца 2008 года — на 6,6% и составляла 2182 рубля. В Санкт- Петербурге набор подорожал за месяц на 2,9%, за 2 месяца — на 5,9% до 2042 рублей.
Величина прожиточного минимума, в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Величина прожиточного минимума за IVквартал 2007г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения: рублей в месяц (постановление правительства РФ от 06.05.08г.№347) [9].
Таблица 5 Величина прожиточного минимума
Все
население
В том числе
трудоспособное
население
пенсионеры
дети
Величина прожиточного
минимума
4005
4330
3191
3830
Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1)«бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
2)«малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3)«обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
4)«богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.[1, 204].
Социально-экономическая дифференциация населения
Таблица 6 Распределение населения по размеру среднедушевых денежных доходов за
III
квартал 2008 года
:
Таблица 7 Распределение общего объема денежных доходов населения за III
квартал 2008
года
:
Особую роль в социальной политике отводится трансфертам. Трансферт — это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. При помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
То есть, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. [11, 312].
Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование, которое распространяется на лиц, имевших в течение какого- то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.
Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. [13,74-76]
Система социального страхования имеет законодательную основу. Оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). Система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.
Социальная защита работников
,как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. [5, 153].
Таблица 8 Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения.
2006
2007
Фактич. конечное потребление дом.хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб.
15147,1
18644,1
в процентах к ВВП
56,6
56,9
в процентах к предыдущему году
109,8
111,0
на душу населения, руб.
106305
131190
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб
10196
12551
Реальные располагаемые доходы, в процентах к предыдущему году
113
111
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.
10633,9
13527,4
Реальная начисленная з. плата, в процентах к предыдущему году
113
116
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.
2726
3086
Реальный размер назначенных мес.пенсий , в % к предыдущему году
105
104
Величина прожиточного минимума(в среднем на душу населения):
руб. в месяц
3422
3847
в процентах к предыдущему году
113
112
Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов:
среднедушевых денежных доходов
298
326
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы
288
325
среднего размера назначенных месячных пенсий)
100
101
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
млн. человек
21,5
18,9
в процентах от общей численности населения
15,2
13,4
в процентах к предыдущему году
85,3
87,9
Дефицит денежного дохода малоимущего населения:
млрд. руб.
276,4
273,2
в процентах от общего объема денежных доходов населения
1,6
1,3
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах
16,0
16,8
Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год), руб.
1000,0
1500,0
Реальный размер минимальной оплаты труда, в процентах к предыдущему году
122,1
137,6
продолжение
--PAGE_BREAK--
Социальная политика в области заработной платы
должна реализовываться дифференцированно. Нередко регулируется государством и верхний предел заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. В рамках проведения антиинфляционной политики может устанавливаться контроль над заработной платой и ценами, в процессе которого в законодательном порядке определяются максимально допустимые размеры повышения заработной платы и цен в какой-либо период времени. Конкретные методы регулирования заработной платы различны, но предпочтение отдается добровольным соглашениям работодателей и работников (коллективным договорам) при участии профсоюзов и правительства. В этих договорах, исходя из минимальных размеров оплаты труда, устанавливаются дифференцированные размеры заработной платы в зависимости от уровня квалификации и конкретной отрасли, различные премии и доплаты. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). [1, 204].
В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На период IVквартала 2007 года он составил 2300 рублей ( №91 ФЗ от 24.06.08г.ст.1ФЗ).
Международная комиссия ЕС признала, что наименьший и справедливый уровень минимальной заработной платы должен быть равен 68% национальной средней заработной платы. В странах с развитой рыночной экономикой эти нормативы не только соблюдаются неукоснительно, но и превышаются. Однако в России, на сегодняшний день, минимальный размер оплаты труда перестал соответствовать не только требованиям, заложенных в рекомендациях международного права, но и здравому смыслу, чтопривело к падению уровня жизни[8].
Аналогичная картина появляется и при рассмотрении соотношений размера пенсии и прожиточного минимума. Пенсия перестала выполнять свое социальное назначение, что видно из соотношения ее с минимальным прожиточным уровнем.
Таблица 9 Структура денежных доходов и удельный вес расходов в
денежных доходах населения(в процентах)
2008
Денежные доходы — всего
100
в том числе:
доходы от
предпринимательской
деятельности
10,0
оплата труда1)
70,4
социальные выплаты
10,9
доходы от собственности
6,7
другие доходы
2,0
Денежные расходы
и сбережения — всего
100
в том числе:
покупка товаров и оплата услуг
69,7
обязательные платежи и
разнообразные взносы
12,5
приобретение
недвижимости
3,3
прирост финансовых
активов
14,5
из него прирост,
уменьшение (-) денег на
руках у населения
3,6
Социальная политика на рынке труда
. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная политика связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу.
Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии.
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев). [7, 285].
По оценке Росстата численность экономически активного населения к концу августа 2008г. составила, по оценке, 76,1 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны., Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (53,9% общей численности занятых). Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в августе 2008 г. составила 4,97 млн. человек, или 6,6% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом (январь-август) 2007 года общая численность безработных незначительно уменьшилась, составив 5,09 млн. человек. Численность официально зарегистрированных безработных в отчетном месяце 2008 г. по сравнению с августом 2007 г. уменьшилась на 165 тыс. человек и составила 1,5 млн. человек, или 2% экономически активного населения. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) по сравнению с соответствующим месяцем 2007 г. уменьшился с 1,6 до 1,2 в августе текущего года. Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась в конце отчетного периода по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 234 тыс. человек, число вакансий в конце августа 2008 г. составило 1375 тыс. человек. [13, 213].
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В июле 2008г. в них работало 37,5 млн.человек, или 52,1% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,9 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в июле 2008г. составило 39,4 млн. и было больше, чем в июле 2007г. на 0,3 млн.человек, или на 0,9%.[10].
Таблица 10 Динамика численности безработных на конец месяца
Общая численность
безработных
Численность официально
зарегистрированных безработных
тыс.
человек
в % к
тыс.
человек
в % к
соответс-
твующему
периоду
предыду-
щего года
преды-
дущему
периоду
соответс-
твующему
периоду
предыду-
щего года
преды-
дущему
периоду
2008г.
Январь
4954
94,2
107,7
1552
89,1
99,9
Февраль
5308
98,5
107,1
1574
90,3
101,4
Март
4904
96,6
92,4
1534
89,7
97,5
I квартал (в среднем за месяц)
5055
96,5
115,8
1553
89,7
104,2
Апрель
4500
94,4
91,8
1478
90,0
96,3
Май
4097
91,9
91,0
1397
88,7
94,5
Июнь
4065
92,6
99,2
1332
89,3
95,3
II квартал (в среднем за месяц)
4221
93,0
83,5
1402
89,3
90,3
Июль
4033
93,2
99,2
1317
89,4
98,9
Август
4000
93,8
99,2
1294
88,9
98,2
Жилищная политикарассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование(благотворительность). Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).
Благотворительные фонды имеют бесспорные преимущества перед остальными способами, так как решение богатого поделиться с бедным продиктовано его желанием, а не навязано извне. В свою очередь государство освобождает от налогообложения доходы, идущие на благотворительные цели. Косвенные методы перераспределения не оказывают отрицательного влияния на рыночные процессы. [11,49-59]
2.
Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения.
2.1. Социальная политика: реформы и обязательства.
Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую.
Ни одна из социальных функций государства не реализуется в тех количественных и качественных параметрах, которые предусмотрены законом. Эффективность ряда направлений социальной политики, таких как выплата пособий на детей и финансирование программ занятости, достигла критически низкого уровня. Существенно возрос уровень фактической платности услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг недоступными для малообеспеченных слоев населения. Следовательно, реформирование социальной политики стало задачей, решение которой нельзя дальше откладывать.
Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.
В любое время и во всех странах региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемою: как согласовать свои (всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, ”по определению” не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, относящемся к так называемой социальной сфере, — о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.
В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т. п.) которые государство и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т. е. их предоставление за счет бюджетных ресурсов).
Использование шоковых методов рыночных преобразований, обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения.
Не преодолен спад производства и инвестиционной деятельности, не происходит структурных перестроек, снижается покупательная способность предприятий и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что свидетельствует о беспрецедентном завышении издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие, положение дел в товаропроизводящих отраслях, уровень жизни занятого и неработающего населения. [4, 214-218].
С точки зрения социальных последствий обозначенных явлений, особенно важно понять, что если недоинвестирование экономики отражается, прежде всего, на структуре деятельности, занятости и т.д.; то недопотребление сказывается на продолжительности жизни, здоровье населения. Вызывает опасение и тот факт, что в среднем по России прирост денежных доходов за счет увеличения оплаты труда в отраслях экономики происходит более медленным темпом, нежели за счет прочих источников. Во многих регионах остается острой проблема неплатежей, задержке заработной платы. Средняя заработная плата работников увеличивается намного меньше официального повышения минимального размера оплаты труда. Уровень жизни различных групп населения изменялся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Происходит подмена в общественном сознании системы ценностей: все менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим образом, а все более престижным – собственность, богатство, независимо от того какими способами они нажиты. С другой стороны, добросовестный и честный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним; и парадоксальность сложившейся ситуации проявляется также в том, что собственный потенциал (знания, способности, навыки и опыт) по месту основной работы используется не достаточно. [7, 34-48].
С проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения по доходам, но и проблемы занятости. Занятость-это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это, прежде всего комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики государства, в которой занятость является определяющим фактором. Таким образом, анализ современных проблем развития социального государства в России свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется. [6, 356].
В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:
- активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние.
- действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы.
- формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения.
- разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности.
Институционные преобразования в социально – бытовой инфраструктуре и социально – культурной сфере с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п. [11, 218].
-
продолжение
--PAGE_BREAK--