--PAGE_BREAK--
Проект «Альбатрос — Нева» представляет собой вторую фазу предыдущего проекта и предусматривает создание мощностей для производства оборудования, которое будет устанавливаться на реконструируемые вагоны. Одной из целей этого проекта является продажа данного оборудования другим железнодорожным компаниям как российским, так и стран СНГ. Со стороны России участниками этого проекта являются Октябрьская железная дорога и Научно- исследовательский институт электрофизической аппаратуры Санкт-Петербурга.
Фирмой «Тальго» ведутся активные переговоры по вопросам, связанным с проектом «Транс-Тальго» с сопредельными государствами СНГ и другими странами (Китай, Монголия).
9. Фирма «Чупа-Чупс» (производство карамели) начала свою деятельность в России в 1990 году, создав совместное предприятие в Ленинграде, с долей своего участия -60%. В 1992 г. совместное предприятие было преобразовано в акционерное общество (А/О «Нева -Чупа — Чупс») с долей участия испанской фирмы — 85%. В течение последующих пяти лет значительно расширила объемы продажи своей продукции, создав широкую дистрибьюторскую сеть. Ежегодный объем продаж превышает 40 млн. долл.
10.С 1996 г. российская сторона проводила активную работу по подключению российских оборонных предприятий к участию в международном проекте строительства и эксплуатации крупнейшего в Европе телескопа на Канарских островах. В качестве российских участников испанской стороне предлагались: ГНПО «Оптика» и Лыткаринский завод оптического стекла. В более широком масштабе рассматривался вопрос о возможном участии России в дальнейшей эксплуатации БКТ в научных целях, как для реализации международных астрономических программ, так и для использования телескопа в национальных интересах России. Однако, в результате тендера, проведенного испанской стороной, заказ на полировку главного зеркала телескопа получила американская компания "EASTMANKODAKCOMPANY".
11.В июле 1996 г. АО «Автоваз» предложило испанской фирме «Тудор» сотрудничество в строительстве в Самарской области завода по производству аккумуляторных батарей мощностью около 1 млн. шт. в год. Были подготовлены проекты уставных документов СП. Однако, в начале 1998 г. АО «Автоваз» отказал фирме «Тудор» в предоставлении цеха для строительства завода, мотивируя это тем, что планируется подписание контракта с «Дженерал Моторс» по сборке автомобилей Opel, в связи с чем возникает необходимость в дополнительных производственных площадях. С согласия Администрации Самарской области этот завод решено строить в Самаре. Подготовлены новые уставные документы СП. Начало работ по строительству завода аккумуляторных батарей сдерживается наличием задолженности АО «Автоваз» перед фирмой «Тудор» в размере 3,6 млн. долл. США. Вместе с тем, компания «Тудор» намеревается осуществить строительство аналогичных заводов в г. Ильичевск (Украина) и г. Нижний Новгород. В качестве российского партнера выступает Ассоциация «ЕврАзия» -эксклюзивный импортер испанских аккумуляторных батарей для потребительского рынка.
12.В октябре 2003 г. Администрацией Орловской области и представителями
испанской компании BWEбыло подписано соглашение о строительстве в
Орловской области «под ключ» сахарных заводов. В настоящее время готовится
технико-экономическое обоснование проекта. В сентябре 2004 г. испанской
стороной в Администрацию Орловской области направлено предложение на
модернизацию сахарных заводов области с описанием схемы финансирования
проекта, согласно которой оплата поставленного оборудования, мероприятия по
повышению урожайности сахарной свеклы будут осуществляться производимым
сахаром.
13.Испанская судостроительная компания "ASTANO" обратилась к
российской стороне с просьбой оказать содействие в сборке морской нефтебуровой
платформы, заказчиком которой выступает «АЮС» (AzerbaijanInternational
OperatingCompany). Вопрос прорабатывается.
14.В октябре 1998 г. состоялись переговоры представителей Владимирского
завода «Электроприбор» и испанской фирмы "Teltronic" по вопросу организации
сотрудничества в области совместного производства аппаратуры радиосвязи
общегражданского назначения.
Определены следующие возможные направления сотрудничества:
• субконтрактация завода «Электроприбор» по производству корпусов различного литья для радиостанций;
• разработка фирмой "Teltronic" средств связи по заказам завода «Электроприбор» с освоением их производства на заводе в России.; Представители фирмы "Teltronic" получили приглашение посетить завод «Электроприбор».
15.«Фибоса» — группа испанских фирм-производителей оборудования для мясомолочной промышленности. Имеет свое представительство в Москве. Реализовала в России более двадцати технологических линий в данном секторе производства. В настоящее время прорабатывает проект строительства фабрик по производству продовольственных товаров, в частности осуществляет строительство молочного комбината в Московском регионе, для которого оборудование уже поставлено.
16.Фирма «ИКуатро» подписала контракт с Министерством здравоохранения России на сумму 7 млн. долл. на поставку инкубаторов для новорожденных. Прорабатывается также контракт на сумму 4 млн. долл. на поставку сырья для производства медикаментов.
17. Фирма «Индра» поставила различное оборудование для контроля за полетами и посадками самолетов в московских аэропортах и проводит переговоры на поставку навигационного оборудования для аэропорта в Минеральных Водах.
18. Фирма «Индустриас Пардиньяс» сектор строительных материалов представляет собой большие перспективы и не только для экспорта, но и для осуществления инвестиций. Фирма прорабатывает проект строительства фабрики по производству кирпича в г. Тюмени.
19. Фирмой «Инитек» в 2001 — 2004 гг. реализовано два проекта в тюменском регионе по строительству терминалов для НПЗ и хранилища жидкого газа на общую сумму 22 млн. долл.
20. Фирма «Арпоса» реализует экспорт вина в Россию, которое затем используется для производства «Шампанского». На российском рынке пользуется финансовой поддержкой «Кофидеса» — испанской государственной компании по развитию испанских капиталовложений за границей, оказанию финансового содействия создаваемым за рубежом совместным компаниям.
21. Фирма «Атлас — Идемса» ведет переговоры с Министерством
здравоохранения России о поставках оборудования гемодиализа в российские
госпитали.
22. Фирма «Бабкок Вилькокс Испания» ведет переговоры с администрацией Сахалина о поставке оборудования для ТЭС мощностью 150 квт в Ногликах, на севере Сахалина, на сумму 125 млн. долларов. Данный проект предполагается на 50% финансировать за счет кредита под гарантии производства газа или нефти в данной зоне.
23. Фирма «ИТЛВ» (Индустриаль Текнология Лаинтекс Ветерани) начала свою деятельность в России еще в 1975 году. Имеет представительство в Москве и Санкт-Петербурге и осуществляет связи с 40 российскими городами.
Располагает тремя дистрибьюторскими фирмами и участвует в семи смешанных российско-испанских фирмах. В Московской области имеет фабрику по производству художественных изделий (сто процентов — испанский капитал). В апреле 2002 г. открыла фабрику по производству соков в Иркутске (30% испанского капитала). Имеет проблему с московской администрацией по поводу аренды земельного участка. Арендовав его, затем отказалась. До настоящего времени не может получить назад деньги, уплаченные ею в качестве аванса за его аренду. В настоящее время ведутся переговоры по сотрудничеству в реализации трех проектов:
1. Платформа по добыче и разделению газа в тюменском регионе. Стоимость проекта — 10 — 15млн. долл.
2. НПЗ близ Новороссийского порта. Стоимость проекта — 150 млн. долл. Проектируется «Лукойлом». Кредитуется испанской стороной под гарантии поставок нефти.
3. Поставка оборудования для добычи нефти в районе Верхне-Тарского. Сотрудничество осуществляется с российской нефтяной компанией «Сиданко».
2.2 Экономическое сотрудничество России со странами Латинской Америки.
Если говорить об отношениях России и Латинской Америки, то настоящее развитие они получили только в нынешнем, двадцатом веке. Научно-техническая революция и развитие транспортных средств способствовали этому.
Латинская Америка — это более 20 стран, расположенных к югу от Соединенных Штатов Америки. Страны региона заметно отличаются по уровню социально-экономического развития, что связано с широким разнообразием природных, исторических, политических и других условий.
Подобно другим развивающимся регионам мира, Латинская Америка занимает подчиненное положение и международном территориальном разделении труда, выступая и роли поставщика многих дефицитных видов сырья для промышленно развитых стран.
Основным торговым партнером стран региона остаются США. Среди социалистичесих стран СССР являлся их крупнейшим партнером. Социалистические страны поставляли в Латинскую Америку машины, оборудование и другие товары, а вывозили кофе, какао-бобы, бананы, цитрусовые, ананасы, кожи, хлопок, шерсть. Возрастает импорт из Латинской Америки готовых изделий и полуфабрикатов. Расширение связей между нашими странами способствовало укреплению экономической самостоятельности государств Латинской Америки.
Отношения латиноамериканских стран и России покажем но примере взаимоотношений с Венесуэлой.
Первые контакты между Россией и Венесуэлой относятся к 18 веку, когда в Россию прибыл венесуэлец Франсиско де Мирандо, который вошел в историю как один из самых ярких деятелей освободительного движения в ЛА. Он установил дружеские отношения с выдающимися людьми России.
В 19 веке представители России и Венесуэлы продолжали поиски путей для установления дружеских отношений. В 1856 году состоялся обмен грамотами между президентом Монагасом и императором Александром П.
Март 1945 года — венесуэльское правительство обратилось к руководству СССР с предложением установить дипломатические отношения. В 1952 году, когда в
Венесуэле установилась диктатура Переса Хименеса, дипломатические отношения между странами были приостановлены, но контакты продолжались. В полной объеме дипломатичские отношения возобновились в апреле 1970 года. Хороший импульс в 70-80е годы получили культурные и научные связи, контакты по линии общественных организаций.
В 90е годы начался следущий этап развития российско-венесуэльских отношений. Правительство Венесуэлы официально признало Россию правоприемницей СССР. Если в начале 70х годов в Венесуэлу из СССР экспортировались, главным образом, часы, газетная бумага, ликеро-водочные изделия и объем этих поставок не превышал несколких миллионов долларов, то в 2002 году по данным Центрального банка Венесуэлы, импорт из России составил около 50 млн. долларов. Почти 80% всей стоимости его пришлось на автомобильную технику, около 10% — химические товары и удобрения. Третье по значимости группой были метало-обрабатывающие станки — 619000 долларов.
Свыше 10 лет существует так называемый «нефтяной треугольник», то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен на соответствующие поставки нефти Россией в страны З.Е. в счет венесуэльских обязательств. Россия ежегодно экономит на транспортных расходах около 200 млн. долларов. Согласно последнему подобному соглашению, подписанному в марте 1993 года в Каракасе, Венесуэла будет поставлять нефть Кубе и другим Центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию. За истекший период была заложена договорно-правовая база двусторонних отношений.
Вместе с тем, несмотря на прогресс, масштабы экономических связей между двумя странами весьма скромны. Взаимный обмен поставками составляет лишь незначительную долю от общего товарооборота как России, так и Венесуэлы. Подчеркивается необходимость стимулирования инвестиционного сотрудничества со странами региона. По мере развития рыночных отношений в России импорт продовольственных товаров будет сведен до минимума. По мере роста доходов населения ожидается увеличение спроса на бакалейные товары, которые не могут быть обеспечены отечественными производителями. В связи с распадом СССР в
России обострилась проблема обеспечения некоторыми видами стратегического сырья и усилилась необходимость в их стабильных поставках.
Учитывая тенденции экономического и политического развития России и Венесуэлы, достигнутый уровень сотрудничества и его договорно-правовую базу, наиболее перспективными направлениями внешнеэкономических связей, по-видимому, станут инвестиции (включая совместные) в различные проекты в обеих странах, в том числе в нефтяную промышленность, энергетику, добычу полезных ископаемых, транспортную и автомобильную индустрию. Немало возможностей имеется в сфере научно-технического обмена (Венесуэла обладает уникальной и эффективной технологией тяжелой нефти — ценного сырья для химической промышленности, запасы которой в России значительны). Ввиду того, что в таможенное законодательство обеих стран заложены долговременные стимулы в пользу привлечения иностранных инвестиций, перспективы развития внешнеторговых связей выглядят скромнее. Эти стимулы, вероятно, затронут поставки техники из России в Венесуэлу. Вместе с тем, для импорта бакалейных товаров, а также труб большого диаметра из Венесуэлы таможенный режим в России будет достаточно льготным.
Говоря о конкретных проектах, имеются перспективы расширения сотрудничества в рамках «нефтяного треугольника» в том числе за счет подключения к нему других партнеров Росси в Латинской Америке, а также партнеров Венесуэлы в Европе. В результате переговоров, проведенных в 2003 году, стороны договорились о сотрудничестве в оценке влияния региональных и мировых рынков на их нефтяную промышленность. Кроме того, предусмотрен обмен технологией добычи и очистки тяжелых и сверхтяжелых сортов нефти, опытом в сфере управления нефтяной промышленностью, разработки соответствующего законодательства предоставления лицензий на добычу нефти иностранным компаниям. Со стороны Венесуэлы получены предложения об инвестировании в нефтяную промышленность Сибири. Как перспективные оцениваются поставки в Венесуэлу российской строительно-дорожной техники.
Для России может представить интерес участие в проекте развития транспортной системы, связывающей страны Андского пакта с ЕС, следовательно и с Россией.
3. Анализ крупных инвестиционных проектов
Эпоха первоначального накопления капитала в России осталась позади. Теперь основная задача, стоящая перед владельцами компаний вне зависимости от их масштабов и вида деятельности, — применить имеющиеся средства и получаемую в настоящий момент прибыль с дальним прицелом на будущее, инвестировать их как можно выгоднее. И проблемы оценки и управления инвестиционными проектами сегодня тревожат бизнесменов в первую очередь.
На сегодняшний день не сложилось единого мнения о правильности методик оценки инвестиционных проектов. Вопрос выбора оптимального подхода замедляет, а порой и останавливает процесс принятия решений по реализации проекта. Разнообразие мнений оборачивается неоднозначным использованием понятий и критериев, пренебрежением существующими рекомендациями из-за их громоздкости и т. п. Такие выводы сделала компания «Альт-Инвест» на основе масштабного исследования под названием «Организация анализа, оценки и экспертизы инвестиционных проектов в крупных компаниях», участниками которого стали ОАО «СУЭК», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ГМК «Норильский никель», ОАО «РЖД» и другие крупнейшие компании. Результаты проделанной работы были оглашены 17 июля на круглом столе «Проблемы оценки и управления инвестиционными проектами».
Сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация, когда в условиях увеличения денежного потока отстает нормативная база и практика. Целью круглого стола являлась выработка рекомендаций по решению этих проблем и возможному усовершенствованию существующих методических материалов по оценке эффективности инвестиционных проектов.
Открывая круглый стол, председатель Комитета ТИП России по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян отметил, что вопросы оценки и управления инвестиционными проектами являются важными и требуют обстоятельного обсуждения. Сейчас акцент делается на проблемах в работе с инвестиционными проектами, возникающих в практической деятельности российских компаний. В ходе исследования были поставлены вопросы о регламентации и детализации оценки проектов: какие документы готовятся для проектов в зависимости от вида
финансирования; на какие источники информации опирается компания; как распределяется ответственность за разработку проекта и выработку решений в крупнейших компаниях; как выглядит типовая процедура принятия проектов и как происходит мониторинг их исполнения.
Первое важное наблюдение, которое следует из результатов проведенного исследования, — ни одна компания не сформировала для себя такого сочетания регламента и методики, которое могло бы одинаковым образом применяться для всех категорий инвестиционных проектов. Детальные исследования и тонкий подход к методологии, неизбежные при изучении значительных инвестиционных вложений, просто не оправданы с точки зрения затрат при оценке менее крупных проектов.
Обычно выделяется три категории проектов:
«Масштабные инвестиционные проекты» — возникают с уровня инвестиций до 300 ООО долларов и требуют полного бизнес-плана, вне зависимости от того будет ли привлекаться финансирование со стороны.
«Небольшие инвестиционные проекты» — обосновываются упрощенными документами, не выносятся на рассмотрение руководства компании и проходят упрощенную процедуру принятия.
«Инвестиционные мероприятия» — проекты, у которых нет доходной части. Они могут относиться к социальной сфере, обеспечению безопасности производства, повышению качества и т. п. Хотя косвенно они и влияют на доходы компании, оценить это влияние редко представляется возможным. Поэтому к их оценке предъявляются особые требования.
Опасность ситуации заключается в том, что разные регламенты для этих категорий прописаны в документах компаний повсеместно, однако базовая методология не учитывает отличия в проектах, т. е. теория в данном случае оказывается недостаточно гибкой. Многие компании, особенно это касается предприятий среднего размера, на этом основании излишне упрощают свои методические подходы, прибегая к некорректным допущениям. В других ситуациях методика, напротив, оказывается слишком сложна для правильного восприятия на том уровне, где будет анализироваться проект, что неизбежно ведет к формальному подходу в оценке, расчету показателей без попытки их осмысления. Таким образом, при определении методической базы необходимо выделять как простые подходы базового уровня, так и более сложные способы анализа, применяемые к масштабным, крупным инвестиционным проектам.
Аналогично очень сложно применять единую методологическую базу для всех отраслей и типов бизнеса: это не позволяет учитывать разный объем доступной информации по ключевым параметрам проекта.
Изучение состава тех регламентов и методологий, которые стали доступны в ходе исследования, показало, что пакеты регламентирующих документов, используемые предприятиями, включают три группы информации: определения и термины; методику моделирования и расчета показателей; стандартные формы отчетности и порядок рассмотрения проекта. При этом среднее соотношение информации в этих документах, полученное при исследовании 11 комплектов, выглядело следующим образом (соотношение рассчитывалось не по формальному объему, а экспертно): определения и термины — 25%
методика моделирования и расчета показателей — 15%
стандартные формы отчетности и порядок рассмотрения проекта — 60%
Здесь, во-первых, обращает на себя внимание небольшая доля методики подготовки
и проведения расчетов. Причем в обсуждении тех сложностей, которые встречаются
при коллективной работе над проектами, противоречия в понимании методики
расчетов и подготовки исходных данных стабильно занимали первое место среди
разногласий по поводу блоков регламентирующей документации.
В условиях, когда информации по методологии расчетов достаточно много в
специализированной литературе, существует тенденция к появлению ложного продолжение
--PAGE_BREAK--