Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
1. Сущность и эволюция предпринимательства
Закон РФ от 25.12.2006 № 445-1 «Опредприятиях и предпринимательской деятельности» определяет предпринимательствокак инициативную самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, направленнуюна получение прибыли и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под своюимущественную ответственность.
Предприниматель может заниматьсялюбыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Субъектамипредпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств илица без гражданства; объединения граждан.
Статус предпринимателя приобретаетсяпосле государственной регистрации. Предпринимательская деятельность можетосуществляться с образованием или без образования юридического лица.Предпринимательская деятельность без образования юридического лицаосуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующимнаемный труд.
Важнейшими чертамипредпринимательства являются: экономическая самостоятельность и независимостьхозяйствующих субъектов;
• экономическая заинтересованность;
• хозяйственный (предпринимательский)риск;
• личная ответственность зарезультаты своей деятельности;
• мобильность и динамичностьпредпринимательской деятельности.
Главная задача предпринимательства всфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путемизготовления и продажи данных продуктов с целью получения прибегли.Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качествепосредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером. Пов любом случае предприниматель выступает активным агентом рынка, которыйразвивает производство и устанавливает рыночные связи.
Обычно на практике всех, кто занятбизнесом, называют предпринимателями, что, однако, не совсем верно.Предприниматель в полном смысле этого слова – предприимчивый человек, занятыйпостоянным творческим поиском, принимающий активное участие в деятельностипредприятия, эффективно организующий труд персонала, использующий постоянновозникающие новые возможности хозяйствования. То есть предприниматели – этоделовые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером,которые являются источником и руководителями творческой инициативы ипредприимчивости работников предприятия.
История российскогопредпринимательства насчитывает более тысячи лет.
Можно выделить следующие этапыразвития предпринимательства в России:
– на первом этапе предпринимательствопроявлялось преимущественно в сфере торговой деятельности. В XI–XII вв. началисоздаваться первые купеческие компании. До монголо-татарского нашествия встране процветали ремесла и торговля, что обеспечивало высокий международныйавторитет;
– на втором этапе (XV в.)предпринимательство перешло в новое качество – организацию производства,собственного дела в целях извлечения прибыли, идущей на дальнейшее развитиепроизводства. В данный период образовывались сообщества предпринимателей,состоящие из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В это время появляетсятермин «предпринимательство», который относился ко всем лицам,занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли иполучение дохода;
– третий этап (вторая половина XIX в.) был связанс развитием капитализма в России и образованием предпринимательских союзов.Однако капитализм в России не прошел стадии свободной конкуренции и не привел ксозданию класса собственников-предпринимателей, поскольку начиная с октября1917 г. была установлена государственная монополия и централизация экономики,лишившие производителей экономической самостоятельности и устранившиеконкуренцию между ними (4-й этап);
– пятый этап – это период нэпа, связанный состановлением предпринимательства в форме смешанных и частных концессий,акционерных обществ;
– шестой этап характеризовался перемещениемпредпринимательской деятельности из легального сектора в нелегальный.
В 1980-е гг. была поставлена задачапо формированию экономического мышления на базе социалистическойпредприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие формыхозяйствования, как подряд, аренда, кооперация. Начиная с 2000-х гг. появилосьмногообразие форм собственности и организационно-правовых форм предприятий,произошло коренное изменение отношения к предпринимательству, которое считаетсясоставным и основным компонентом рыночной экономики.2. Виды и формы предпринимательства
Процесс общественного воспроизводствавключает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Всоответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мересвязана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому приняторазличать следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое ифинансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяетсяеще один вид предпринимательства – консультативный.
Производственное предпринимательство – это деятельность, направленная напроизводство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащихпоследующей реализации потребителям. Функция производства в данном видепредпринимательства является основной.
Выбор области деятельностипроизводственного предпринимательства определяется финансовыми ресурсами иличными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговоеисследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходимпредлагаемый товар, какие уровень и динамика спроса, каковы факторы, влияющиена уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж.
Производственное предпринимательствообеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия.
Разновидностями производственногопредпринимательства являются производство товаров, оказание услуг,инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.
Коммерческое предпринимательство – деятельность, основу которойсоставляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е.перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательскойдеятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структурекапитала преобладает оборотный.
Перед осуществлениемпредпринимательской деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем,чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над егозакупочной ценой.
Коммерческое предпринимательствосчитается эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат.
Разновидностями коммерческогопредпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническоепредпринимательство и деятельность товарных бирж.
Финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческогопредпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступаетспецифический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя).Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однакоона может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.
Технология финансовойпредпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки.Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 5 %для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных.
Разновидностями финансовогопредпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговоепредпринимательство и деятельность фондовых бирж.
Консультационное предпринимательство – деятельность по оказанию платныхконсультаций по вопросам управления. Технология консультационногопредпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений(проекта), осуществление решений (проекта).
Форма предпринимательства – это система норм, определяющаявнутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данногопредприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретнаяформа предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала упредпринимателя.
Существуют следующие формыпредпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые всвою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.
Индивидуальные формы предпринимательства занимаютнезначительное место в производственном секторе, имея скорее социальноезначение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образованияюридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личногоимущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, какправило, не используют прогрессивные технологии, а базируются намалопроизводительных средствах труда и ручном труде.
Коллективное предпринимательство получило особое развитие в XX в. и внастоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и вкрупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах:хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы,кооперативы.
Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий безпотери самостоятельности, снижения издержек производства и получения прибыли.Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны,ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.3. Организационно-правовые формы предприятий
Организационно-правовая форма – это форма организациипредпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом. Онаопределяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия,структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельностипредприятий. Применяемая в России система организационно-правовых форм отраженав Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах. Онавключает две формы предпринимательства без образования юридического лица, семьвидов коммерческих организаций и семь видов некоммерческих организаций.
Рассмотрим подробнееорганизационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческимиорганизациями. Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности,хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество, отвечаетпо своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные права и нести обязанности.
Коммерческими называются организации, преследующиев качестве основной цели своей деятельности получение прибыли.
Хозяйственное товарищество представляет собой объединение лиц,непосредственно участвующих в деятельности товарищества, с разделенным на долиучредителей складочным капиталом. Учредители товарищества могут быть участникамитолько одного товарищества.
Полным признается товарищество, участники которого (полныетоварищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества.При недостатке имущества товарищества для погашения его долгов кредиторы вправетребовать удовлетворения претензий из личного имущества любого из егоучастников. Поэтому деятельность товарищества основана наличностно-доверительных отношениях всех участников, утрата которых влечетпрекращение деятельности товарищества. Прибыль и убытки товариществараспределяются между его участниками пропорционально их долям в складочномкапитале.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) –разновидность полного товарищества, промежуточная форма между полнымтовариществом и обществом с ограниченной ответственностью. В его составевыделяются две категории участников:
• полные товарищи осуществляютпредпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут полную исолидарную ответственность по обязательствам всем принадлежащим имуществом;
• вкладчики делают вклады в имуществотоварищества и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества впределах сумм вкладов в имущество.
Хозяйственное общество в отличие от товариществапредставляет собой объединение капиталов. От учредителей не требуетсянепосредственного участия в делах общества, члены общества могут одновременноучаствовать имущественными взносами в нескольких обществах.
Общество с ограниченнойответственностью (ООО) –организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путемобъединения их вкладов с целью осуществления хозяйственной деятельности.Обязательного личного участия членов в делах ООО не требуется. Участники ООО неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюООО в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должнобыть более 50.
Общество с дополнительнойответственностью (ОДО) –разновидность ООО, поэтому на него распространяются все общие правила ООО.Особенность ОДО заключается в том, что при недостаточности имущества данногообщества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могутбыть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг сдругом.
Акционерное общество (АО) – коммерческая организация, уставныйкапитал которого разделен на определенное число акций; участники АО не отвечаютпо его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества,в пределах стоимости принадлежащих им акций. Открыгтое акционерное общество(ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции безсогласия других членов общества. Такое общество вправе проводить открытуюподписку на выпускаемые им акции в случаях, установленных Уставом. Закрытоеакционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются толькосреди его учредителей или иного определенного круга лиц. ЗАО не вправепроводить открытую подписку на свои акции либо иным образом предлагать ихнеограниченному кругу лиц.
Производственный кооператив (артель)(ПК) – добровольное объединениеграждан для совместной деятельности, основанное на их личном трудовом или иномучастии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Прибылькооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовымучастием, если иной порядок не предусмотрен уставом ПК.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, ненаделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имуществоявляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в томчисле между работниками предприятия. Оно находится соответственно вгосударственной или муниципальной собственности и закрепляется за унитарнымпредприятием только на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения илиоперативного управления).
Унитарное предприятие на правехозяйственного ведения – предприятие, которое создается по решениюгосударственного органа или органа местного самоуправления. Имущество,переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник неимеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.
Унитарное предприятие на правеоперативного управления – это федеральное казенное предприятие, котороесоздается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося вфедеральной собственности. Казенные предприятия не вправе распоряжатьсядвижимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со сторонысобственника. Российская Федерация несет ответственность по обязательствамказенного предприятия.4. Малый бизнес и особенности его функционирования вэкономике страны
предпринимательствопроизводство потребление бизнес
Эффективное функционированиеэкономики предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малогобизнеса. Одним из направлений экономических реформ в России, нацеленным наформирование конкурентной рыночной среды, демонополизацию экономики,рациональное использование научно-технического потенциала и создание новыхрабочих мест, явилось развитие малого предпринимательства.
Роль малых предприятий в экономикестраны определяется выполнением ими ряда экономических и социальных функций. кэкономическим функциям относятся производство продукции, работ и услуг,предоставление рабочих мест и снижение тем самым напряженности на рынке труда,участие в формировании бюджетов всех уровней и т. д. Социальные функциивключают реализацию творческого потенциала работников, применение трудасоциально незащищенных групп населения, удовлетворение потребностей людей вобщении.
Опыт стран с развитой рыночнойэкономикой показывает, что не существует универсального критерия отнесенияпредприятия к категории малых. Например, во Франции предприятия считаются оченьмалыми при численности занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними –от 100 до 500, крупными – свыше 500 человек. В России предельная численностьработников малого предприятия не превышает в промышленности, строительстве и натранспорте 100 человек, в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле –50, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30, в других отраслях – 50человек. Однако, несмотря на широкую распространенность критерия численностизанятых, его несовершенство очевидно (в первую очередь для предприятий свысоким технико-технологическим уровнем производства, где комплекснаяавтоматизация и механизация приводит к сокращению количества работников приросте объема производства).
Малый бизнес имеет ряд специфических особенностей,отличающих его от среднего и крупномасштабного предпринимательства. к ним можноотнести: единство права собственности и управления предприятием, относительнонебольшие рынки ресурсов и сбыта, персонифицированный характер отношений внутрипредприятия, специфический характер финансирования, высокая доля оборотногокапитала по сравнению с основным. Эти особенности во многом определяютвозможности малого бизнеса конкурировать с крупным предпринимательством.
Можно выделить следующие преимуществамалого предпринимательства:
• экономическая маневренность,адаптивность и оперативность в принятии управленческих решений, быстроереагирование на постоянно изменяющуюся рыночную ситуацию;
• повышенная скорость оборотакапитала;
• более простая структура управления,обусловливающая снижение косвенных расходов;
• более экономное использованиересурсов.
Помимо преимуществ у малого бизнесаесть и существенные недостатки, главный из которых заключается в малой величинекапитала и ориентации в основном на самофинансирование, вследствие чегопроявляется неустойчивость малого бизнеса.
Опыт стран с развитой рыночнойэкономикой свидетельствует, что в связи с объективно более высокими издержкамипроизводства на малых предприятиях для обеспечения их выживаемости и стабильнойработы необходимы государственное регулирование и поддержка малогопредпринимательства. Без помощи государства малые предприятия не могут успешноконкурировать с крупными.
В России государственноерегулирование малого предпринимательства основывается на Законе РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».В соответствии с Законом правительство обязано ежегодно разрабатывать программугосударственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее наобсуждение в Государственную Думу (аналогично – на региональном уровне).Государство гарантирует малым предприятиям упрощенную регистрацию, льготныестартовые условия, ряд льгот по налогообложению, предоставление статистическойи бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке. Также определен порядокпредоставления льгот финансовым учреждениям, осуществляющим кредитно-инвестиционноеобслуживание субъектов малого предпринимательства. Кроме того, Законопределяет, что не менее 15 % государственных заказов должно в обязательномпорядке размещаться на малых предприятиях.
Однако в силу неразвитости рыночныхотношений в России многие мероприятия не реализуются, и в процессе производственно-хозяйственнойдеятельности малые предприятия сталкиваются с рядом организационно-техническихи финансово-экономических трудностей:
• несовершенство нормативной базы,недостаточное финансирование программ развития малого предпринимательства;
• дефицит финансовых и, какследствие, материально-технических ресурсов, связанный в первую очередь струдностями получения заемных средств (кредитные учреждения финансируют восновном малые предприятия с быстрым оборотом капитала и меньшим риском,функционирующие в торговле, общественном питании);
• недостаток информации, опыта иквалифицированных кадров;
• недостаточные темпы созданияинфраструктуры малого бизнеса (отсутствуют система страхования рисков, сетьдорог и связи).