КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Государственноерегулирование экономики»
на тему:
«Прогнозированиекак метод государственного регулирования в рыночной экономике России»
Благовещенск 2011
Введение
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономикиявляется разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляетсобой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направленияхсоциально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночнымотношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становитсяначальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что вусловиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность еговариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных,негативных ситуаций.
Развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять,сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, врыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, подсвою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятияи предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства,местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектовнеобходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствиясвоих решений.
Государственное прогнозирование не только позволяет предвидетьперспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям онамерениях государства, является координирующим звеном для всех других формрегулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.
1. Методыгосударственного регулирования рыночной экономики
Ни одно хозяйственное,а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено безпредвидения их последствий, без выбора стратегических и тактическихприоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используютсятакие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативноепланирование и программирование социально-экономического развития страны исоставляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функциюобщего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационнуюфункцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационногоразвития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.
1.1Прогнозирование
Прогнозированием, т.е.предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике намикро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данномслучае речь пойдет о государственном прогнозировании – предвидениибудущего, которым занимаются государственные и муниципальные органы на разныхуровнях управления.
Экономическое исоциальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтомупрогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы былавозможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условияхпереходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда онастановится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств,чтобы ситуация резко переменилась. Именно такое положение сложилось в России идругих постсоветских странах в 90-е гг., когда в экономике этих страннаблюдались хаотичные, трудно предсказуемые события.
Переход отцентрализованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль изначимостьпрогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзномцентре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплекснаяпрограмма научно-технического прогресса и его социально-экономическихпоследствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительныхсил страны на 15 лет. Теперь центр тяжести находится на уровне предприятия,организации, банка, холдинга, которые принимают хозяйственные решения и несутответственность за их выполнение и последствия. Спрос на качественные прогнозырезко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждомупредпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйствене под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов инаучных организаций за обоснованность и надежность прогнозов, обеспечение ими предпринимателей.
Согласно федеральномузакону от 20.07.95 г. №115-ФЗ, государственное прогнозирование находитвыражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством Россиив Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития РоссийскойФедерации на долгосрочную перспективу (на 10–15 лет), на среднесрочнуюперспективу (на 3–5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федеральногобюджета на этот год).
1.2 Стратегическое и индикативное планирование
Прогнозы нужныгосударственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетовразвития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегическогопланирования. Выделяют три основные функции стратегического планированияв рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целейсоциально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей,этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационномпространстве, глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов,позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического,инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередныхпотребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства.В-третьих, выработка социально-экономического механизма реализации выбранной системыприоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственногорегулирования социально-экономического развития.
Методы стратегическогопланирования впервые были использованы в России в 1918 г. при утверждении,а затем реализации плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке подруководством Н.Д. Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельскогои лесного хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего планаразвития народного хозяйства СССР в двух вариантах. В дальнейшем сталиразрабатываться директивные одновариантные пятилетние планы, которые сыграливажную роль в индустриализации и предвоенном развитии народного хозяйства СССР,в его послевоенном восстановлении и технической реконструкции. Однако современем в стратегическом планировании страны возобладали элементыволюнтаризма, эмпиризма и директивности, пятилетние планы выполнялись неполностью и давали все меньше эффекта.
Рыночные реформы начала90-х гг. начались с разрушения прежнего механизма стратегического планирования.Однако новый, адекватный условиям рыночной экономики, механизм не был создан,исходя из стремления всячески ограничить вмешательство государства в экономику.Федеральным законом от 20.07.95 г. №115-ФЗ были предусмотреныстратегические планы (концепция социально-экономического развития РФ надолгосрочный период, программа социально-экономического развития насреднесрочный период). Однако они разрабатывались в кабинетном порядке, не утверждались,за их невыполнение никто не нес ответственности. Отсутствие реальногостратегического планирования ограничивает возможности влияния государства натрансформацию экономики России и перспективы ее развития.
Индикативноепланированиеносит преимущественнотактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов иприоритетов и тесно связано с государственным бюджетом. Оно отличается отдирективного планирования не только меньшим числом и укрупненным характеромпоказателей и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носятобязательного, принудительного характера для частных и смешанных предприятий, аслужат для них ориентиром. Для предприятий же государственного сектора игосударственных органов управления эти показатели носят обязательный характер.Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг.в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год. Оношироко используется во многих зарубежных странах.
Каковы функциииндикативногопланирования в рыночной экономике? Во-первых, оно позволяет определить системуобобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуютосновные параметры социально-экономического развития на федеральном,региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритетыстратегических планов. Во-вторых, производится увязка указанных индикаторов сресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, что делает реализациюэтих индикаторов и воздействие на них государства более конкретным и реальным.В-третьих, оно приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторамиплана. Это создает условия для повышения заинтересованности предприятий любойформы собственности в подключении к реализации индикативного плана.
1.3 Программирование
Программированиесоциально-экономического развития как метод государственного регулирования носитхарактер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативноепланирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализациивыбранных стратегических приоритетов. Целевая программа – это системавзаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающаяреализацию приоритета социального, экономического, научно-технического илиэкологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевоепрограммирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет врыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов)социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегическиезадачи, концентрация сил и средств на решении ограниченного числастратегических задач, взаимная увязка программ между собой и с остальнойэкономикой. Последнее необходимо, чтобы обеспечить устойчивый экономическийрост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологическойобстановки, сближение уровней территориального развития.
Метод целевогопрограммирования используется на федеральном, региональном, муниципальномуровнях, а также в деятельности объединений – холдингов, консорциумов,финансово-промышленных групп, крупных предприятий. Возможны имежгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамкахСНГ.
Таким образом,прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование исоциально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняютважнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственномрегулировании ее развития.
2. Научныеосновы прогнозирования. Прогнозы и циклы
Научной основойсоциально-экономического прогнозирования является теория предвидения будущего,разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д. Кондратьевым (1892–1938)и развитая российскими и зарубежными учеными применительно к современнымусловиям. Предвидение будущего развития, согласно Н.Д. Кондратьеву,базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики,цикличной динамики и социально-экономической генетики. Статика позволяетвыявить структуру социально-экономической системы, ее внутренние и внешниевзаимосвязи, пропорции, обеспечивающие ее функционирование. Динамика раскрываетмеханизмы цикличного развития системы, смены фаз циклов, позволяет предвидетьпериодические кризисы и определять пути выхода из них, смену систем или переходих в новое качественное состояние. Генетика выявляет механизм действиянаследственности, изменчивости и отбора в развитии социально-экономическихсистем, факторы и пределы их изменения, раскрывает внутренние пружины, характери последствия их саморазвития.
Сутьпрогнозирования – не в определении характерабудущих событий и сроков их наступления, а в выявлении тенденций развития,возможных их сценариев, факторов и последствий. Это позволяет установитьвозможности и условия реализации близкого к оптимальному сценарию иконцентрации на нем стратегического управления. Различают прогнозирование генетическое(опирающееся на познание закономерностей и тенденций развития системы впрошлом и возможных путей ее динамики в будущем), телеологическое, нормативное(исследующее возможные пути достижения априори поставленной цели) и комбинированное,сочетающее изучение закономерностей и тенденций движения с выборомоптимальной траектории движения, оптимальных путей ее реализации.
Предвидениециклов и кризисов. В практикесоциально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционныйподход. На основе статистического анализа выявляются тенденции и параметрыразвития системы в прошлом и переносятся на будущее. Такой подход дает болееили менее надежные результаты в период инерционного развития системы, но онприводит к крупным ошибкам в периоды перелома тенденций, изменения факторовдвижения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периодыкризисов. Научно обоснованные, более надежные и достоверные прогнозы можновыстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьевыми другими российскими и зарубежными учеными. В чем основные положения этойтеории?
1. Любаясоциально-экономическая (как и естественная) система развивается циклично, последовательнопроходя через фазы зарождения, становления, распространения (диффузии),стабильного развития (зрелости), кризиса и реликтового состояния.
2. Кризисы являются непременной фазой цикла, они выполняют важнейшие функциив динамике систем: разрушительную (устранение устаревших элементов системы илиобреченной на исчезновение системы), созидательную (расчистка поля дляутверждения новых элементов системы или новой системы) и наследственную(сохранение и передача в будущее обогащенного наследственного ядра системы или надсистемы).Можно выделить следующие стадии развития кризисов и выхода из них: латентную(скрытое накопление элементов и предвестников кризиса), обвальную (резкоепроявление негативных параметров кризиса), депрессивную (накоплениепредпосылок для выхода из кризиса) и заключительную (оживление,выздоровление системы, достижение и превышение докризисного уровня в новойструктуре). Кризисы неустранимы, но их предвидение позволяет пройти кризиснуюфазу в короткие сроки и с меньшими потерями.
3. Динамика систем полициклична.Так, в развитии социально-экономических систем выделяются циклысреднесрочные (8–11 лет), долгосрочные Кондратьевские (45–55 лет),цивилизашюнные (200–300 лет). Циклы разной длительности накладываются друг надруга, взаимно влияют. Как показал Н.Д. Кондратьев, на повышательной волнедолгосрочного цикла кризисные фазы среднесрочных циклов короче и менее глубоки,а фазы подъема более значительны. Понижательной волне свойственны обратныетенденции.
4. Неизбежно взаимодействиециклов в различных сферах, в динамике смежных систем. Например, наэкономических циклах и кризисах сказываются научно-технические циклы(периодическая смена преобладающих моделей и поколений техники, технологическихукладов, технологических способов производства), природно-экологические, государственно-политические,демографические, социокультурные. Взаимодействие циклов выступает в трехформах: резонирующей (усиливающей амплитуду колебаний по фазам цикла), демпфирующей(уменьшающей амплитуду колебания, смягчающей остроту кризисной фазы) и деформирующей(прерывающей нормальный ход цикла, – например, в условиях войны или крупнойприродной катастрофы).
5. Цикличность динамики непреодолима. Поэтому бесполезныантицикличные программы, призывы к бескризисному развитию. Но общество небессильно перед лицом циклов и кризисов, не должно занимать позиции кроликаперед удавом. П. Сорокин обосновал социальный закон, согласно которому впериоды кризисных ситуаций усиливается регулирующая роль государства,правительственная регламентация экономики и социальной жизни. Когда кризиспозади – такая регламентация обычно ослабевает. В мировой практике накопленопыт разработки и реализации антикризисных программ, позволяющих ускорить выходиз кризиса.
3. Роль, функции, система прогнозов и методы прогнозирования
3.1 Повышение роли прогнозирования
Переход от планово-директивной крегулируемой рыночной экономике не ослабляет, а усиливает рольпрогнозирования в государственном управлении и хозяйственной системе.
Во-первых, в условиях рынка значительно возрастаетстохастичность и изменчивость экономической динамики, взаимодействия множествафакторов, определяющих ее траекторию. Необходимо предвидеть возможные вариантыразвития событий при выборе стратегии и принятии решений.
Во-вторых, децентрализация собственностии управления многократно повышает спрос на прогнозы в средних и низших эшелонахуправления. Прежде прогнозы требовались преимущественно для принятия решений ввысшем эшелоне управления, директивы которого были обязательными для низшихэшелонов, у которых оставался небольшой простор для принятия стратегическихрешений. Сейчас многочисленный слой предпринимателей самостоятельно принимаетрешения, от которых зависит судьба предприятия, поэтому они нуждаются впрогнозах для выбора стратегии. Средние и верхние эшелоны нужныпредпринимателям постольку, поскольку они располагают большим горизонтомвидения и в состоянии предложить обоснованные прогнозы на региональном,отраслевом и народнохозяйственном уровнях, предвидеть тенденции развитиямировой экономики. Поэтому все уровни управления заинтересованы в наличии обоснованных,(надежных, взаимосогласованных прогнозов (хотя не все это осознают).
В-третьих, многоукладность экономики,резкое увеличение ее открытости, повышение роли фиктивного капитала, фондовогорынка, усиление их воздействия на реальный сектор экономики и макропоказатели,расширение масштабов неконтролируемой теневой экономики – все это многократноусложняет процесс управления и принятия решений, требует учета многообразиястремительно меняющихся факторов постоянного предвидения характера,интенсивности, географии перемен, периодически возникающих кризисов и ихвоздействия на страну, отрасль, регион, предприятия. Управление без предвиденияв этих условиях – самоубийственная политика, она чревата крахом той или инойсистемы из-за грубых просчетов и стратегических ошибок работы в авральномрежиме, без стратегического горизонта.
Забвение этих трех основных факторов,обусловливающих повышение роли прогнозирования, стало одной из главных причинпровалов в социально-экономической политике в 90-е годы, за которые приходитсярасплачиваться всему населению страны.
3.2 Функции экономического прогнозирования
Прогнозирование является неотъемлемымэлементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимосвязанным с другими элементами этого механизма – рынком и планом. Без прогнозаневозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха вхозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.
Можно выделить три основные функции,которые выполняет прогнозирование в системе экономического управления.
1. Предвидение тенденцийразвития и взаимосвязей прогнозируемого объекта. Прежде чем принимать решение об инвестициях и инновациях,производстве нового продукта, выходе на тот или иной рынок, введении налоговыхльгот или экономических санкций, необходимо получить представление о будущемэтого объекта, возможных тенденциях развития рынка, внешних и внутреннихфакторах, фазе динамики экономической конъюнктуры. Чем шире и глубже полепрогноза, тем меньше вероятность ошибок при принятии решений. Поле и глубинапрогноза неодинаковы для разных уровней управления и различных решений.Маркетинг-прогноз по отдельным товарам обычно бывает достаточным для предпринимателя,но и ему нужно использовать результаты прогнозирования на макро- и мезоуровнях.Для региональных и отраслевых органов управления поле и горизонт предвидениярасширяются, особенно при обосновании региональных и отраслевых программ. Дляфедерального уровня необходим широкий спектр макропрогнозов, соединенный спредвидением тенденций развития СНГ и цикличной динамики мировой экономики,неразрывной составной частью которой стала Россия. При обосновании решений,влияющих на структурные сдвиги в экономике, поддержке базисных инноваций,сооружении крупных объектов, воздействии на социодемографические процессы нужныдолгосрочные прогнозы с горизонтом 10 лет и более.
2. Прогнозное обоснование принимаемыхрешений. Прежде чем принять то или иное хозяйственное или управленческоерешение, особенно стратегическое, нужно предвидеть возможные его последствия,чтобы выбрать оптимальный вариант и не допустить стратегической ошибки, которуютрудно будет исправить. Такой прогноз осуществляется при подготовке бизнес-планаинвестиционного или инновационного проекта, технико-экономического обоснования.Ситуационный анализ и прогноз последствий введения того или иного нормативногоакта должны проводиться при экспертизе проекта на муниципальном, региональном ифедеральном уровнях; тогда меньше будет допущено ошибок, не возникнутпротиворечия между законами и необходимость поправок. К сожалению, прогнозноеобоснование проектных решений и законодательных актов еще крайне слабо, чтоснижает эффективность управления.
3. Прогнозное сопровождениевыполнения решения. После того какстратегическое решение и нормативной акт приняты, прогнозирование непрекращается. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогноз хода ихвыполнения и последствий, чтобы своевременно внести коррективы, еслисущественно изменится конъюнктура и продолжение выполнения в прежнем виде можетпривести к тяжелым потерям. В других случаях, напротив, могут возникнуть новыеблагоприятные факторы, которые позволят достичь желанной цели быстрее или с меньшимизатратами.
Перечисленные выше функцииэкономического прогнозирования взаимосвязаны, они являются стадиями единогонепрерывного процесса, который пока еще не налажен в российской экономике.
3.3 Система прогнозов
Реализация функций социально-экономическогои территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов,которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, егогоризонт, характер и уровень управления (рис. 1).
/>
Рисунок 1 – Система прогнозов вэкономике
По объекту выделяются следующиегруппы прогнозов на макроуровне.
Социальные прогнозы характеризуютдемографические процессы, происходящие в прогнозируемом периоде (изменениячисленности и структуры населения, рождаемость, смертность и естественныйприрост, ожидаемая средняя продолжительность жизни при рождении, миграция ит.п.), уровень и структуру занятости, динамику доходов, уровня и качества жизнинаселения, заболеваемости, развития здравоохранения, образования, культуры иискусства. При этом на макроуровне определяются обобщающие показателисоциокультурной динамики – конечное потребление домашних хозяйств на душунаселения, затраты на социокультурную сферу (науку, культуру, образование,здравоохранение и социальное обеспечение) на душу населения и в процентах кВВП, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Эта группапрогнозов занимает центральное место, поскольку она характеризует конечныйрезультат воспроизводства, социальную направленность и эффективностьгосударственного управления.
Экономические прогнозы дают представление о возможной динамике в исследуемый период ВВП,инвестиций, производства в основных отраслях народного хозяйства, сдвигах иструктуре экономики, о динамике рыночной конъюнктуры, издержек производства,цен и инфляции, финансово-кредитной сферы, основных показателей эффективности(величины прибыли и уровня рентабельности) государственного бюджета, о развитиисистемы экономического управления и институциональных изменениях. Определяютсяобобщающие показатели экономической динамики – темпы роста (падения) ВВП и егоуровень на душу населения, динамика инвестиций, уровень инфляции, внутренний ивнешний государственный долг. Расчеты основных показателей производятся наоснове системы национальных счетов. При обосновании среднесрочных идолгосрочных прогнозов необходимо учитывать смену фаз экономических циклов,необходимость изменения стратегии на различных фазах. Определяется такжетерриториальный разрез динамики – по крупным экономическим районам и т.д.
Научно-технические иинновационные прогнозы определяют перспективыразвития науки, инноваций и технологий, определяющие уровеньконкурентоспособности отечественной продукции и экономики в целом, возможныерезультаты освоения базисных и улучшающих инноваций, смену поколений техники,развитие стандартизации и сертификации продукции. Обобщающими показателями вэтой сфере является доля в выпускаемой и вновь осваиваемой продукции принципиальноновых изделий и динамика технологической структуры (доля различныхтехнологических укладов в валовом выпуске или ВВН) по отраслям и и целом понародному хозяйству; последний показатель пока не рассчитывается.
Экологические прогнозы включают предвидение динамики природных процессов (изменениетемпературы, выпадение и распределение осадков и т.п.), экологических показателей,затраты на воспроизводство природных ресурсов. Обобщающий показатель – затратына воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды на душу населениян сопоставимых ценах и в процентах к ВВП.
Внешнеэкономические прогнозыхарактеризуют предвидение динамики мирового хозяйства, конъюнктурымирового рынка, развитие внешнеэкономических связей (внешней торговли, еетоварной структуры, распределение по группам стран, сальдо внешнеторговогооборота, иностранный туризм, экспорт и импорт капитала, иностранные инвестициии развитие совместного предпринимательства и т.п.). Обобщающими показателямиявляются сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, объем и доля в ВВП затратпо обслуживанию внешнего долга.
По горизонту прогноза различают:
краткосрочные прогнозы – на один, два года или более короткий период (например,динамика иен. курса акций – на неделю или месяц);
среднесрочные прогнозы – на 3–5 лет;
долгосрочные прогнозы – на период 10–20 лет, являющиеся более укрупненными ивариантными;
сверхдолгосрочные прогнозы – на 40–50 лет н более, дающие общее представление овозможных тенденциях развития н перспективе с учетом фаз среднесрочных,долгосрочных и сверхдолгосрочных циклов.
Наличие прогнозов различных горизонтов ис разной степенью детализации дает возможность сочетать реализацию долгосрочнойстратегии с гибкой тактикой ее осуществления.
По уровню управления прогнозыподразделяются на:
индивидуальные, разрабатываемые отдельными предприятиями, организациями, банками(чаще всего на краткосрочный период);
региональные – на уровне муниципальных объединений, субъектов Федерации,крупных экономических районов;
отраслевые – по отдельной отрасли или межотраслевому комплексу (например,топливно-энергетическому, агропромышленному);
проблемные – по отдельной проблеме экономического, научно-технического илиэкологического развития (например, по обеспечению занятости, освоению ираспространению нового поколения техники, экологически чистой технологии);
национальные – на уровне страны в целом (федеральные экономические, социальные,научно-технические, экологические и сводные прогнозы);
международные – по группе стран (например, СНГ) или глобальные.
Прогнозы разных уровней дополняют другдруга в предвидении динамики сложной, иерархизированной структуры экономики.
Наконец, по характеру прогнозов можновыделить:
частные и обобщающие прогнозы, характеризующие ожидаемую динамикуодного показателя (например, уровня инфляции, занятости) или совокупностиосновных показателей по исследуемому объекту в целом (предприятию, региону,отрасли, стране);
генетические (исследующие исходя из сложившихся в прошлом тенденций и возможныхизменении определяющих их факторов), нормативные (прогнозирующие пут,факторы и сроки выполнения заранее поставленной цели) и комбинированные (сочетающиеоба подхода);
одновариантные и многовариантные (последние предпочтительнее и реальнее,они рассматривают сценарии возможного развития событий при том или ином сочетаниифакторов).
3.4 Методы прогнозирования
При обосновании прогнозов используютразнообразный набор инструментов – от простой экстраполяции на будущее сложившихсятенденций до построения сложных экономико-математических иимитационно-эвристических моделей.
Экстраполяционный методсостоит в изучении тенденций динамики исследуемого объекта в ретроспективе(желательно более длительной, чем прогнозный период и продлении этих тенденцийна перспективу. Этот метод достаточно надежен для краткосрочных прогнозов в пределаходной фазы цикла. Однако широкое его использование для среднесрочного ндолгосрочного прогнозирования динамики сложных объектов опасно, поскольку он неучитывает возможных перегибов траектории движения при переходе к очередной фазецикла или новому циклу как и исследуемой, так и и смежных сферах. Экстраполяционныйметод опирается обычно на данные статистики.
Экономико-математическиемодели, используемые в предвидении будущего,носят разнообразный характер. Одни из них формализуют экстраполяционный подход(например, метод парной или множественной корреляции, выясняющий зависимость вдинамике двух или нескольких показателей, метод производственных функций,позволяющий оценить вклад в экономическую динамику основных факторовпроизводства). Другие, более сложные модели межотраслевых связей даютвозможность исследовать динамику структуры экономики (межотраслевой баланс,многопродуктовые модели). Третья группа моделей помогает выявить кривыецикличных колебаний экономических показателей по разным фазам цикла.
Широкое применение в практике прогнозированияполучил динамический межотраслевой баланс (МОБ), который позволяет выявитьвзаимосвязи в структуре производства и распределения продукции и оценитьвлияние основных факторов на структурные сдвиги. Детальную разработку теории иметодологии построения и использования в анализе, прогнозировании имежстрановых сопоставлениях МОБ дал лауреат Нобелевской премии В.В. Леонтьев.МОБ строится на базе системы национальных счетов и бывает разной размерности(от нескольких десятков до нескольких сот отраслей).
Дальнейшим развитием МОБ являетсямногомерная воспроизводственно-цикличная макромодель, которая дает возможностьанализировать и прогнозировать динамику структуры экономики в шести разрезах(воспроизводственная, отраслевая, технологическая, стоимостная,институциональная, внешнеэкономическая), а также учитывать воздействие цикловна основные показатели. На основе макромодели проведены экспериментальныепрогнозные расчеты по динамике структуры экономики в развитых странах и вРоссии.
Оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболееэффективного из возможных вариантов; в наибольшей мере они подходят дляобоснования нормативных прогнозов при достаточно полной статистической базе.Основоположником оптимизационных методов является лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович.
Эвристическое моделирование применяется для анализа и прогноза экономической динамики наоснове логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции,если нет достаточно достоверных статистических или прогнозных данных о динамикеобъекта. В этом случае часто строятся модели на основе экспертных оценок.
Сценарный метод прогнозирования состоит в построении нескольких сценариеввозможного развития событий и зависимости от разного сочетания определяющих ихфакторов. Обычно рассчитывают оптимистический, пессимистический и умеренный(промежуточный) сценарии, оцениваются их последствия.
4. Организацияпрогнозирования в России
государственный программированиепрогнозирование экономика
Основы организациипрогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г.№115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития Российской Федерации».
Данный Федеральный закон определяет целии содержание системы государственных прогнозов социально-экономическогоразвития Российской Федерации и программ социально-экономического развитияРоссийской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов ипрограмм.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, государственноепрогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – системанаучно обоснованных представлений о направлениях социально-экономическогоразвития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развитияРоссийской Федерации используются при принятии органами законодательной иисполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономическойполитики государства.
Под концепцией социально-экономического развития РоссийскойФедерации понимается система представлений о стратегических целях иприоритетах социально-экономической политики государства, важнейшихнаправлениях и средствах реализации указанных целей. РаспоряжениемПравительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р утверждена Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на периоддо 2020 года. Цель разработки Концепции – определение путей и способовобеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышенияблагосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичногоразвития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Программа социально-экономическогоразвития Российской Федерации – комплекснаясистема целевых ориентиров социально-экономического развития РоссийскойФедерации и планируемых государством эффективных путей и средств достиженияуказанных ориентиров. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. №38– р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерациина среднесрочную перспективу (2006–2008 годы). Данная программа определяетключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этотпериод, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны,как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основединамичного и устойчивого экономического роста и повышенияконкурентоспособности страны.
Законом определена разработка:
долгосрочныхпрогнозов на 10 лет, на основе которыхсоставляется концепция социально-экономического развития Российской Федерации,корректируемая и продлеваемая каждые 5 лет;
среднесрочныхпрогнозов на 3–5 лет, корректируемых ипродлеваемых ежегодно; на их основе правительством разрабатывается программасоциально-экономического развития РФ на среднесрочный период;
краткосрочныхпрогнозов, составляемых ежегодно ислужащих основой ц; и подготовки федерального финансового баланса, перечняфедеральных про грамм и проектировок госсектора.
Аналогичные прогнозыдолжны разрабатываться по межотраслевым комплексам, важнейшим отраслям и посубъектам Российской Федерации.
Необходимо отметить,что Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозированиии программах социально-экономического развития Российской Федерации» выполняетсянеудовлетворительно. Разрабатываемые Министерством экономического развития Россиии другими ведомствами прогнозы, как правило, не публикуются и в минимальной степенииспользуются при принятии решений органа ми исполнительной власти. Не всепредусмотренные законом прогнозы и стратегические документы разрабатываются.
Чтобы повысить уровеньпрогнозной работы в стране, необходимо дополнить указанный Закон положениями опредставлении правительством в Федеральное Собрание проектов Концепциисоциально-экономического развития на долгосрочный период и Программы насреднесрочный период, годового плана, а также ежегодного доклада, в которомоценивается хс выполнения Концепции, Программы и плана за истекший год ипредлагаются меры по реализации намеченной стратегии на очередной год. Следуетвключать и Концепцию, Программу и индикативный план ориентиры (сводные показатели)социокультурной, экономической, технологической и экологической динамики,значительно усилить прогнозно-плановую работу в субъектах Федерации и крупныхэкономических районах.
Целесообразновосстановить практику разработки раз в пятилетие комплексных прогнозовсоциально-экономического, научно-технического, экологического итерриториального развития на 20 лет и определить исполнительные органы,ответственные за подготовку прогнозов.
Нужно расширить сеть научных организации, занимающихся прогнозированием,– и рамках Российской академии наук (Институт народнохозяйственногопрогнозирования и другие институты), Российской академии естественных наук (Отделениеисследования циклов и прогнозировании), Академии прогнозирования. Ассоциации «Прогнозыи циклы'', Международного фонда Н.Д. Кондратьева, международного институтаПитирима Сорокина – Николая Кондратьева и других научных организации иобщественных академий.
Предвидение будущего требует глубоких и многогранных знаний ипрактических навыков. Необходимо организовать подготовку профессиональных внескольких ведущих вузах, в Российской академии госслужбы при Президенте РФ иАкадемии народного хозяйства при Правительстве России.
5. Прогноз социально-экономического развития России
Рассмотрим прогноз социально-экономического развития РоссийскойФедерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработан на основесценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономическогоразвития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации,с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития РоссийскойФедерации, определенных Президентом Российской Федерации, а также с учетомитогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь – август2009 года. При подготовке документа учтены прогнозные данные федеральныхорганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, а также Банка России.
Таблица 1 – Основные показатели развития экономики в 2008–2012годах (в % к соответствующему периоду предыдущего года)Показатели 2008 г. Прогноз (вариант 2а) 2009 г. (оценка) 2010 г. 2011 г. 2012 г. Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, в % 113,3 111–112 109–110 107–108 105–107 Валовой внутренний продукт (далее – ВВП) 105,6 91,5 101,6 103,0 104,3 Индекс промышленного производства 102,1 88,6 101,9 102,6 104,4 Производство продукции сельского хозяйства 110,8 99,3 102,4 102,7 102,5 Инвестиции в основной капитал 109,8 80 101 107,2 110,4 Реальные располагаемые денежные доходы населения 102,9 95,9 100,4 102,8 104,0 Реальная заработная плата 111,5 95,4 99,4 102,4 103,1 Оборот розничной торговли 113,5 94 101,5 103,4 103,8 Экспорт товаров, млрд. долларов США 471,6 285,0 306,6 316,5 328,8 Импорт товаров, млрд. долларов США 291,9 190,3 199,6 214,7 231,4
Разработка прогнозаосуществлялась по двум базовым вариантам (1а и 2а) и одному дополнительномуварианту (2b).В качестве основы для разработки проекта федерального бюджета на 2010 год и наплановый период 2011 и 2012 годов взят умеренно оптимистический вариант (2а).
Базовые варианты прогноза1а и 2а учитывают консервативную оценку развития внешних условий и, преждевсего, умеренно низкую динамику цен на нефть марки «Urals» (58 – в 2010 году,59 – в 2011 году и 60 долларов США за баррель – в 2012 году).
В 2010 году сценарииотличаются, прежде всего, стоимостью и доступностью кредитных ресурсов, которыево многом определяют различные уровни потребительской и инвестиционнойактивности, а также перспективами изменения эффективности иконкурентоспособности экономики. В 2011–2012 годах основные различия сценариевзаключаются в подходах к модернизации экономики и политике «выхода из кризиса»,включая ее бюджетные и монетарные параметры.
Консервативный сценарий(1a) предполагает стагнациюэкономики вследствие сжатия государственного спроса по мере завершенияантикризисных программ, продолжающейся стагнации банковского кредитованиявплоть до 2011–2012 годов при невысоком уровне инвестирования винфраструктурных отраслях. В условиях действия указанных факторов рост ВВПсоставит 100,9% в 2010 году, 101,1% в 2011 году, 103,1% в 2012 году.
Умеренно-оптимистичныйсценарий (2а) предусматривает оживление в экономике вследствие роста реальногообъема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса.Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010году, что способствует как более активному восстановлению потребительскогоспроса, так и модернизации предприятий. В 2011–2012 годах реализуется комплекспрограмм и преобразований, направленных на значительное повышение эффективностиздравоохранения, образования, сферы науки и технологий, развитие транспортнойинфраструктуры. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после2010 года предполагается повышение уровня заработной платы в бюджетном секторепропорционально инфляции. Рост ВВП составит 101,6% в 2010 году, 103% и 104,3% впоследующие годы.
Дополнительный нефтянойсценарий (2b) предполагает оживление в экономике, опирающееся на рост цен нанефть и более интенсивное оживление в мировой экономике. Вариант 2bпредполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражаетпрогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть марки «Urals» будет стоить 68 в 2010году, 74 в 2011 году и 81 доллар США в 2012 году. В этих условиях рост ВВПможет превысить темпы развития в соответствии с базовым бюджетным вариантомпрогноза на 0,6–1,4 процентных пункта.
Таблица 2 – Основныепоказатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на2009–2012 годы 2009 2010 2011 2012 Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. 1а 57 58 59 60 2а 2b 68 74 81 Валовой внутренний продукт, темп роста% 1а 91,5 100,9 101,1 103,1 2а 101,6 103,0 104,3 2b 103,0 103,6 104,9 Промышленность, % 1а 88,6 100,9 101,5 103,0 2а 101,9 102,6 104,4 2b 103,3 103,8 104,9 Инвестиции в основной капитал, % 1а 80,0 99,6 103,6 108,6 2а 101,0 107,2 110,4 2b 104,5 109,5 112,0 Реальная заработная плата, % 1а 95,4 98,9 100,3 101,6 2а 99,4 102,4 103,1 2b 100,0 102,7 103,5 Оборот розничной торговли, % 1а 94,0 100,4 101,6 103,0 2а 101,5 103,4 103,8 2b 103,3 104,0 105,0 Экспорт, всего млрд. долларов США 1а 285,0 303,6 312,3 322,7 2а 306,6 316,5 328,8 2b 342,6 379,2 418,9 Импорт, всего млрд. дол. США 1а 190,3 197,2 206,6 219,7 2а 199,6 214,7 231,4 2b 215,1 245,9 283,1
Приоритетами социально-экономической политикиПравительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010–2012 годы)станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решениедолгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономикистраны.
К основным приоритетам следует отнести выполнениесоциальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитиепромышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса,развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышениеустойчивости национальной финансовой системы.
Будет обеспечиваться макроэкономическаясбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты ипоследовательное снижение инфляции.
Одновременно будут активизированы действия,обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии сКонцепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерациина период до 2020 года и Основными направлениями деятельности ПравительстваРоссийской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитиечеловеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения ипенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитиетехнологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.
Заключение
Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не можетбыть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выборастратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по ихреализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, какпрогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программированиесоциально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.
Государственное прогнозирование представляет собой систему научнообоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономическогоразвития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозированиеприобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основойвсей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняютсятраектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливаетсяинтенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
Научной основой социально-экономического прогнозирования является теорияпредвидения будущего, разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д. Кондратьевым.Предвидение будущего развития, согласно Н.Д. Кондратьеву, базируется напознании и практическом использовании закономерностей статики, цикличнойдинамики и социально-экономической генетики.
В практике социально-экономического прогнозирования преобладаетлинейно-экстраполяционный подход. На основе статистического анализа выявляютсятенденции и параметры развития системы в прошлом и переносятся на будущее.Такой подход дает более или менее надежные результаты в период инерционногоразвития системы, но он приводит к крупным ошибкам в периоды переломатенденций, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла кдругой, особенно в периоды кризисов. Научно обоснованные, более надежные идостоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов икризисов, разработанной Н.Д. Кондратьевым и другими российскими изарубежными учеными.
Прогнозированиеявляется неотъемлемым элементом функционирования механизма экономическогоуправления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма – рынкоми планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановыерешения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственномрегулировании воспроизводства и развития.
Можно выделить триосновные функции, которые выполняет прогнозирование в системе экономическогоуправления: предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемогообъекта; прогнозное обоснование принимаемых решений; прогнозное сопровождениевыполнения решения.
Реализация функцийсоциально-экономического и территориального прогнозирования осуществляетсячерез систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям:объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления.
При обоснованиипрогнозов используют разнообразный набор инструментов – от простойэкстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложныхэкономико-математических и имитационно-эвристических моделей.
Основы организациипрогнозной работы в России определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г.№115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития Российской Федерации». Данный Федеральныйзакон определяет цели и содержание системы государственных прогнозовсоциально-экономического развития России и программ социально-экономическогоразвития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанныхпрогнозов и программ.
Библиографическийсписок
1. О государственном прогнозировании и программахсоциально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон Рос.Федерации от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ // Собрании законодательстваРос. Федерации. – 1995. – №30, ст. 2871. – С. 3681.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Рос.Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р // Собрание законодательстваРос. Федерации. – 2008. – №47, ст. 5489. – С. 5127.
3. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова.– Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
4. Бабашкина А.М. Государственное регулированиенациональной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2006.– 480 с.
5. Бабашкина А.М. Методы государственного регулированияэкономики / А.М. Бабашкина, Е.В. Берездивина, А.В. Богомолова. –М.: Инфра-М, 2009. – 300 с.
6. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночнойэкономики / В.И. Кушлин, Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2003. – 829 с.
7. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики / Т.Г. Морозова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.
8. Орешин В.П. Государственное регулирование национальнойэкономики / В.П. Орешин. – М.: Юристъ, 2000. – 272 с.
9. Петров А.Н. Государственное регулирование экономики / А.Н. Петров,Л.Г. Демидова, С.М. Климов. – Спб.: Общество «Знание», 2000. – 194 с.
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] //Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. – 01.01.2010.– Режим доступа: www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/.
– 24.08.2010.
11. Самофалова Е.В. Государственное регулированиенациональной экономики / Е.В. Самовалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова.– М.: КноРус, 2008. – 262 с.
12. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации,основные параметры прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации на 2011 год и Плановый период 2012 и 2013 годов [Электронный ресурс] //Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. –01.01.2010. – Режим доступа:www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/. – 24.08.2010.
13. Уточненный прогноз социально-экономического развития на 2010 год иплановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] // Министерствоэкономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. – 01.01.2010. – Режимдоступа: www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/. –24.08.2010.
14. Ходов Л.Г. Государственноерегулирование национальной экономики: Учебник/ Л.Г. Ходов. – М.:Экономистъ, 2004. – 620 с.
15. Кублашвили О.В. Государственноеэкономическое программирование как элемент государственного регулированияэкономики // Известия высших учебныхзаведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2002. – №2. – С. 36–39.
16. Куличков Е.Н. Государственноерегулирование рыночной экономики //Экономические стратегии. – 2005. – №7. – С. 64–67.
17. Фетисов Г.Г. Региональное прогнозирование в системегосударственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2006. – №1. – С. 29–50.