Федеральноеагентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Государственный университетуправления
Институт национальной и мировойэкономики
Кафедра макроэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине
Региональная экономика
на тему
Проблема преодоления асимметрии врегиональном экономическом развитии Российской Федерации
/>
Москва 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Основыгосударственного регулирования развития регионов в Российской Федерации
1.1 Суть и задачи региональногорегулирования
1.2 Основные направлениярегиональной политики
1.3. Механизмы региональногорегулирования экономики
1.4 Методы оценки региональнойасимметрии
Глава 2. Экономическаяасимметрия развития регионов Российской Федерации: современные тенденции иперспективы
2.1 Причины асимметричногоразвития регионов
2.2 Становление экономическойасимметрии
2.3 Основные показателиасимметрии в регионах РФ на современном этапе
Глава 3. Основные путипреодоления экономической асимметрии развития регионов Российской Федерации
3.1 Государственная поддержка«проблемных» регионов
3.2 Разработка федеральныхпрограмм регионального развития РФ
3.3 Прогнозирование темповэкономического роста и макроэкономическихпоказателей
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Насовременном этапе российских реформ, когда основной задачей становится переходк устойчивому росту, возникает необходимость существенного реформированиясоциально — экономических систем регионов в Российской Федерации. Сглаживаниеэкономической асимметрии — один из важнейших вопросов государственногостроительства. Субъекты Федерации сильно различаются по площади, численности иплотности населения, уровню экономического развития, природным и климатическимусловиям, национальным и историческим особенностям. Все это обусловливаетзначительные различия в потребностях бюджетного финансирования и налоговыхбазах отдельных регионов.
Какпоказывает мировой опыт, не существует универсального механизмафункционирования социально-экономической системы регионов, пригодного для всехстран. Напротив, эта сфера представляет огромное разнообразие национальных систем.Причины — сильное влияние политики и исторических особенностей формированиягосударств. Сложность процесса адаптации социально — экономической системырегионов к изменяющимся внешним и внутренним условиям, ключевая рольгосударственного регулирования при формировании условий для устойчивогоэкономического роста.
Объектисследования этой работы – социально-экономическое развитие регионов России ирегиональная политика федерального центра
Предмет– асимметрия в экономическом развитии экономики, ее причины.
Цель– изучить причины экономической асимметрии в региональном развитии РоссийскойФедерации и выдвинуть способы ее преодоления.
Входе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Выявленыосновные методы и задачи регионального управления.
2. Установленыосновные направления современной региональной политики РФ.
3. Рассмотреныосновные методы оценки межрегиональной дифференциации.
4. Рассмотреныосновные причины и показатели асимметрии регионального развития РФ.
5. Рассмотреныдействующие пути и программы преодоления асимметрии экономического развития.
6. Предложеныновые методы преодоления асимметрии экономического развития.
Значимость иактуальность разработки мер региональной политики для преодолениясоциально-экономической асимметрии в настоящее время признана нагосударственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональнойполитики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных заними расходных полномочий, является актуальной.
Запрошедшие годы в России неоднократно предпринимались попытки разработкицелостной программы регионального развития, проходившие широкое экспертное иобщественное обсуждение. Тем не менее, целостная системная программа,содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечениюустойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих поротсутствует. Сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразиемспецифики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровнюсвоего развития, природно-климатическим особенностями, так и характеромнакопленных проблем.
/> Глава 1 Основыгосударственного регулирования развития регионов в Российской Федерации/> 1.1 Суть изадачи регионального регулирования
Государственноерегулирование регионального развития — главное средство реализации региональнойполитики.
Вструктуре государственного регулирования развития можно выделить несколькокачественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое регулирование,находящееся в русле государственной региональной и национальной политики. Оноопределяет сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия иответственность органов власти Федерации, ее субъектов иадминистративно-территориальных образований по всем аспектам развития регионов.Во-вторых, — общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое черезустановление общефедеральных правил, процедур и конкретных нормфедерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов(в т.ч. налогов) как базового условия формирования собственных источниковрегионального развития и единых федеральных источников для частичногомежрегионального распределения. В-третьих, — государственная селективная(избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по каналамформульного распределения соответствующих статей федерального бюджета междунуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством финансированияфедеральных программ, путем принятия федеральных нормативных актов одополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону.В-четвертых, — косвенная государственная поддержка регионального развития,оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п.
Сточки зрения современной российской практики региональный менеджмент — этоуправление социально-экономическими процессами в регионе в условиях переходаего хозяйства к рыночным отношениям.
Сутьперехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона крегиональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:
· ориентацияразвития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий,обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека какнаивысшей ценности общества;
· формированиеорганизационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующимисубъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственнойсамостоятельности;
· ориентацияинвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, назапросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства техвидов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежномрынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
· формированиеи развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программтекущего и стратегического развития региона;
· переход отрегиональной статистики к региональному мониторингу с использованиемсовременной информационной базы для осуществления системного анализа и контролясоциально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
· оценкаконечного результата регионального менеджмента в зависимости от степенисоответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельностинаселения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов ирасходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасностьи др.).
БудущееРоссии во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей странерегиональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересыгосударства, регионов и населения региональной политике можно вообще говоритьоб этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современнаярегиональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному изэтих критериев./> 1.2 Основныенаправления региональной политики
Основныминаправлениями реализации государственной региональной политики являются[1]:
•формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (чтоподразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектамиФедерации и органами местного самоуправления в соответствии с реальновыполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционногопринципа взаимного равноправия субъектов РФ;
•систематическая разработка прогнозов социально-экономического развития РФ и федеральныхцелевых программ; методическое и нормативное обеспечение деятельности органовгосударственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местногосамоуправления; периодическое изменение административно-территориальногоделения страны — как отражения происходящих перемен в ее политическом и социально-экономическомразвитии.
Приэтом важно подчеркнуть, что непременными условиями реализации государственнойрегиональной политики являются:
•обеспечение единого экономического пространства РФ, которое определяется общностьюгосударственного руководства, денежной, налоговой, бюджетной и финансовой систем,единым информационным пространством, скоординированным развитием основныхинституциональных структур;
•стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом изрегионов России и повышение на этой основе уровня жизни всех слоев населения;
•повышение квалификации госслужащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственныедолжности, а также резерва на их замещение; координация научной и учебнойработы региональных кадровых центров; координация деятельности организаций иучреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации госслужащих,и др.
Региональнаяполитика — составная часть общенациональной политики, нацеленная на устранениенесоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателейи пропорций в региональном развитии. 1.3 Механизмырегионального регулирования экономики
Важнейшиминаправлениями государственного долгосрочного регулирования экономики насовременном этапе являются:
1)эффективное использование государственной собственности на средствапроизводства и природные ресурсы;
2)поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;
3)проведение общегосударственной инновационной политики;
4)регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
5)регулирование регионального развития.
Средиметодов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные.Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использованияадминистративных средств, которые базируются на силе государственной власти ивключают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляетсяс помощью различных мер экономической политики.
Толькоадминистративные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем,возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административныеметоды должны использоваться в сочетании с экономическими. Сущностьэкономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс региональноговоспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью такихрычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности безпрямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этимиорганами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулированиялежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий иорганизаций — субъектов регионального воспроизводственного процесса запоследствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексногосоциально-экономического развития региона.
Дляроссийской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальнойи этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются какразмерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию вусловиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентирытерриторий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируютпривлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Всеэто определяет уникальность региональной ситуации в России, сложностьиспользования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.
Изучениепрактики регионального управления в субъектах Федерации, имеющих ускоренныетемпы экономического и социального развития, реализующих инновационные подходык управлению регионами, к разработке стратегий регионального развития, а такжемнений наиболее успешных губернаторов о перспективных направлениях развитиярегионов, позволило выявить ещё один возможный подход к формированию стратегиирегионального развития: конкурсное распределение бюджетных средств (поощрениерегионов по степени их активности) на основе выделенных критериев качестварегионального управления, среди которых могут быть следующие:
- наличиекачественной, отвечающей требованиям (приказ Минрегиона РФ от 27 февраля 2007года) стратегии развития региона;
- ростналогооблагаемой базы региона;
- выполнениепрограмм и планов, обеспеченных ресурсами (свидетельство компетентностирегиональных администраций и умения достигать поставленных целей)
- участие вмежрегиональной конкуренции в соответствии с системой показателей (темпыприроста трудовой миграции, количество иногородних абитуриентов в местныхучебных заведениях, рост частных инвестиций, количество предприятий малогобизнеса на 1000 жителей и т.д.).
Такойподход к оценке деятельности регионов нашел частичное практическое воплощение вУказе «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации» 2007 года, который содержит перечень 43показателей, позволяющих судить о качестве управления регионом. Позднее,Комиссией при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственногоуправления и правосудия был утвержден перечень дополнительных 39 показателей.
В качестве основных формреализации, наряду с федеральными целевыми программами развития регионов иотраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такиеформы, как:
- участиегосударства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованиемконкурсной и контрактной систем их реализации;
- размещениефедеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
- поддержканаукоемких производств и развитие высоких технологий;
- содействиеактивизации международных экономических связей регионов Российской Федерации;
- созданиеусловий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах,имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
- содействиемалому и среднему бизнесу.
Государственныйзаказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства, всоответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ),представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов напоставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средствфедерального или регионального бюджетов. Государственный заказ — это инструментпрямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетныепотребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулироватьплатежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей междупроизводителями и потребителями в тех сферах социально-экономическойдеятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективноограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросоми предложением.
Финансированиегосударственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, накотором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числесредств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются ифинансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых междузаказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путемпрямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг(что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки,образования, здравоохранения и т.д.).
Впоследние время активно обсуждается вопрос разработки Концепции стратегиирегионального развития, которая бы учитывала как все многообразие региональныхособенностей, так и изменившиеся условия современности, требующихсоответствующего реагирования для обеспечения динамичного повышения жизненногоуровня населения страны. В современных условиях региональное развитие, преждевсего, должно ориентироваться на усиление интеграционных процессов в стране, насоздание условий взаимовыгодного для субъектов Федерации обмена товарами иуслугами, на определение и активизацию полюсов роста федерального ирегионального значения, на поддержание и расширение единых систем транспорта,коммуникаций, информационных сетей, банковского обслуживания.
Однако,в настоящее же время зачастую, под региональной политикой понимают совокупностьмер, направленных на решение сиюминутных задач, стоящих перед тем или инымрегионом. Каждый субъект РФ при таком подходе стремится выдвинуть собственныеприоритеты и получить соответствующие финансовые и материальные ресурсы.
Неотрицая актуальность и важность разрешения назревших противоречий, региональнаяполитика должна ориентироваться на фундаментальные ценностиисторико-культурного характера, при этом должна охватывать длительный период,чередуя этапы по мере их выполнения. Поэтому государственная политикарегионального развития должна включать как тактические задачи, так истратегические цели. Первые — направлены на разрешение острых социальных иэкологических проблем, на оказание помощи депрессивным районам и новымприграничным территориям. На этом этапе должны быть созданы условия дляразработки и внедрения эффективного механизма регионального взаимодействия.Вторые — должны способствовать достижению общенациональных интересов.
1.4 Методыоценки региональной асимметрии
Рассматриваянеравномерность регионального развития, мы опираемся на понятие территориальнойдифференциации, предложенное В. Лексиным и А. Швецовым. «Территориальнаядифференциация характеризует качество и степень единства пространстваэкономической, социальной, политической и иной жизни общества в границахконкретного государства и интерпретируется как процесс или как результатформирования различий между отдельными территориями государства»[2].В качестве территорий государства мы рассматриваем субъекты РоссийскойФедерации.
Ключевыммоментом в понимании территориальной дифференциации выступает понятиецелостности региональной системы. Для целей мониторинга регионального развитияи поиска мер воздействия, для оценки результатов таких мер существеннымявляется анализ динамики показателей дифференциации, т.е. характеристикипроцесса формирования (или сглаживания) различий.
«Региональнымразвитием пространственной системы, которое приводит к тому или иномусоотношению различных ее подсистем друг относительно друга. В нашем случае этосоотношение регионов в рамках региональной системы страны»[3].
Различаюттри типа регионального развития: асимметричное, сглаживающее и нейтральное.
Асимметричныйтип регионального развития соответствует усилению разрыва, когда сильныерегионы наращивают относительное преимущество, а более слабые усугубляютотставание. Сглаживающий тип характеризует развитие, при котором разрыв междурегионами снижается. Нейтральный тип – когда соотношение региональныхпоказателей в течение периода остается неизменным.
/>
График1. Типы регионального развития
Впервую очередь, в процессе диагностики степени локальной дифференциациипотребовалось уточнить методические подходы к определению содержания понятия«локальная асимметричность социально-экономического развития» исформулировать принципы ее оценки. В этой связи представляется чрезвычайноважным переход к пониманию локальной асимметрии как сложного, многоплановогоявления, взаимосвязанными компонентами которого являются:
а)дифференциация социально-экономических показателей муниципальных образований, входящихв состав области, края, республики и т.п.;
б)дифференциация социально-экономических показателей экономико-географическихрегионов, выделяемых в границах субъекта Федерации;
в)дифференциация социально-экономических показателей регионального Центра ипрочих муниципальных образований;
г)дифференциация социально-экономических показателей между и внутри группмуниципальных образований, выделяемых по сущностно-значимым основаниям.
Основойдля проведения оценки степени дифференциации и последующей интерпретациирезультатов могут послужить следующие принципы:
а)количественное определение степени локальной дифференциации можетосуществляться с помощью как абсолютных, так и относительных критериев вариациии предполагает включение показателей, отражающих наиболее существенныехарактеристики социально-экономического положения территории;
б)асимметричным будет являться такой тип развития, при котором наблюдаетсявзаимное удаление территориальных показателей, углубление межтерриториальныхразличий;
в)симметричное развитие, напротив, ведет к сближению территориальных показателей;
г)наличие асимметричности внутрирегионального развития не может получитьаприорную негативную оценку, без учета общей тенденции изменения (роста илипадения) анализируемых показателей.
Исключительнаяважность действительно научного обеспечения радикальных рыночныхпреобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства всочетании с формированием региональных рынков, с развитием местногосамоуправления определила острую необходимость более углубленного изучениявопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти иместного самоуправления в сфере регионального управления.
/> Глава 2 Экономическаяасимметрия развития регионов Российской Федерации: современные тенденции иперспективы/> 2.1 Причиныасимметричного развития регионов
Сначалом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионовстали усиливаться. Столь огромные различия в социально-экономическом развитииуникальны для одного государства и сопоставимы только с различиями междубогатыми и самыми бедными странами мира. Это можно объяснить двумя причинами.Во-первых, наличием регионов с разной структурой экономики и разнымменталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблениемрегулирующей роли государства и фактическим экономическим неравенствомсубъектов Российской Федерации.
Современнаярегиональная политика РФ нацелена на повышение благосостояния граждан иосуществляется мерами по стимулированию или сдерживанию различных общественныхпроцессов в зависимости от того, какие из них сочтены полезными для общества, акакие — нежелательными. При этом основная декларируемая цель региональнойполитики — поддержание и утверждение социальной справедливости и
решениечисто экономических региональных проблем через рынок.
Темне менее, можно согласиться с утверждением О. Ю. Мамедова, что «такая огромнаястрана, как Россия, неизбежно будет входить в эти процессы (глобализации ирегионализации) потерриториально», а также с его аргументацией:
«…делоне только в том, что и глобализация, и регионализация — формы динамичногоразвития территориального производства. Причина «потерриториального» движенияРоссии к глобализации и регионализации объясняется просто — как только началисьрыночные реформы, так немедленно разрушилось идеологически насаждавшееся«административно-единое экономическое пространство». Да так разрушилось, что сегоднявпору воскликнуть — сколько регионов, столько и экономик! И каждый регион…будет теперь плыть самостоятельно, по собственной «дорожке», со своей скоростьюи своими силами… Те регионы, экономика которых реально вошла в рынок, ужевключаются в процессы глобализации и регионализации, получая от этого ощутимыевыгоды. А те регионы, которые застыли в малорыночном состоянии, пребывают внеэтих двух процессов»[4]
Россиидосталось в наследство множество проблем прежней советской национальнойполитики. К ним добавились и новые, порожденные распадом СССР. Это былиреальные угрозы шовинизма, сепаратизма, межнациональных конфликтов,политического национализма, разрушительных волн миграции и многие другие. 2.2 Становлениеэкономической асимметрии
Процессрегионального расслоения важнейших экономических показателей осуществлялся в90-х годах с исключительно высокой интенсивностью.
Региональнаяструктура ввоза иностранного капитала в Россию за последние 10 лет былаподвержена изменениям. Наиболее привлекательными для иностранных инвестицийбыли Москва и регионы, богатые нефтегазовыми, лесными, никелевыми и другимиресурсами.
Еслив 1993 г. по общему объему прямых иностранных инвестиций лидирующее положениезанимали Москва (26%), Красноярский край (14%), Омская обл. (8,5%),Архангельская обл. (8%), Белгородская обл. (4%) и Республика Коми (3,5%), то в1999 г. Москва увеличила свой удельный вес почти в 2 раза (51,6%), далееследуют Московская обл. (7%), Санкт-Петербург (7,3%), Тюменская обл. (4%).
Врегиональной структуре иностранных капитальных вложений нет таких промышленноразвитых регионов, как Уральский и Поволжский, где капитал необходим дляреструктуризации их хозяйств. Это связано со стремлением местных производителейсохранить монополию, не допуская конкуренции иностранных компаний.
Аналогичнаяситуация сложилась в регионах, где объявлено о создании свободных экономическихзон и получены льготы на хозяйственную деятельность.
Благоприятныерегионы, к которым относятся Калининградская обл., Алтайский край, Кемеровскаяобл., зона Находки в Приморском крае также не являются привлекательными дляиностранных инвестиций. Это явление объясняется тем, что декларация о созданиисвободных экономических зон в России не обеспечена правовыми гарантиями иэкономическими стимулами для иностранных инвесторов.
Впоследние советские пятилетки масштабы инвестиционной деятельности былисовершенно недостаточны для сколько-нибудь серьезных структурныхпреобразований, позволяя, вообще говоря, в основном лишь поддерживать наличныйпроизводственный потенциал. Современная инвестиционная действительность напорядок мрачнее.
Для целей измерения экономическойасимметрии может быть использован, любой классический индикатор из арсеналаматематической статистики, используемый для оценки разброса (рассеяния)компонент вектора от среднего значения. Это может быть дисперсия,среднеквадратическое отклонение и др. В дальнейшем мы используем коэффициентвариации. Численное значение этого коэффициента не может вычленить типрегионального развития, но его динамика может. Изменение коэффициента вариацииво времени характеризует увеличение или уменьшение разброса региональныхпоказателей (субъектов РФ) от среднероссийского значения.
Вдальнейшем будем называть этот коэффициент индексом региональной асимметрии(ИРА). Ниже приводятся результаты измерения на базе массовой статистикипространственной экономической и социальной асимметрии Российской Федерации в90-годы, типы регионального развития и оценка интенсивности региональногорасслоения. Процесс регионального расслоения важнейших экономических показателейосуществлялся в 90-х годах с исключительно высокой интенсивностью. Региональнаяструктура ввоза иностранного капитала в Россию за последние 10 лет былаподвержена изменениям.
Наиболеепривлекательными для иностранных инвестиций были Москва и регионы, богатыенефтегазовыми, лесными, никелевыми и другими ресурсами. Если в 1993 г. пообщему объему прямых иностранных инвестиций лидирующее положение занималиМосква (26%), Красноярский край (14%), Омская обл. (8,5%), Архангельская обл.(8%), Белгородская обл. (4%) и Республика Коми (3,5%), то к 2004 г. Москваувеличила свой удельный вес почти в 2 раза (51,6%), далее следуют Московскаяобл. (7%), Санкт-Петербург (7,3%), Тюменская обл. (4%).[5]
Итак,характер регионального развития может быть охарактеризован как асимметричный.Темпы регионального расслоения в среднем за год составляют примерно 10 — 30%. Дляболее полного представления о характере региональной дифференциации наряду скоэффициентом вариации использовались данные о крайних региональныхпоказателях. Сопоставление предельных показателей со средними по странепозволяет оценить изменение зоны вариации рассматриваемых показателей вовремени. Применительно к экономическим показателям в большинстве случаевпредельные показатели все дальше “убегают” от средних.
Например,в 1990 г. максимальное значение объема промышленной продукции отличалось отсредней более чем в 3 раза, в 2004г. – более чем в 6 раз; минимальное,соответственно, примерно в 7 и в 30 раз. Иначе говоря, зона вариациирасширяется здесь, а также по инвестициям и снизу и сверху. При этом, снизу –более интенсивно.
Проанализируемхарактер регионального социального развития. В отличие от экономическихрассматриваемые здесь процессы далеко не столь однозначны. Были рассмотренымногие важнейшие социальные показатели, обеспеченные статистическисколько-нибудь длительным рядом. Сгруппируем их достаточно условно в тригруппы: показатели, тяготеющие к недвижимости, и предметы длительногопользования; важнейшие продукты питания; денежные показатели уровня жизни ипродолжительность жизни.
Впервую группу включены показатели обеспеченности жильем, телефонами, легковымиавтомобилями. Применительно к показателю обеспеченности жильем наблюдаетсятенденция к сокращению дифференциации в1991-1995гг и ее рост в последующие тригода. Этот результат допускает ясную географическую иллюстрацию. Сгруппируемвсе экономические районы в три зоны по следующему правилу. В первую зонуотнесем районы с наиболее высокими показателями обеспеченности в 1990г.
ЭтоСеверо-Западный (18,2 кв. м/чел), Центрально-Черноземный (18,3), Центральный(17,5). В третью — районы с минимальными показателями: Западносибирский (15,3),Восточносибирский (14,6), Дальневосточный (14,3). Во вторую зону — всеостальные районы с промежуточными показателями.
Динамикапоказателя региональной дифференциации без учета нескольких крайнихмаксимальных значений характеризуется снижением региональной дифференциации. Вто время как вся Россия в период 1995–2001 годы по среднедушевым денежнымдоходам населения характеризовалась асимметричным типом регионального развития,более 95% ее регионов (в которых проживает более 90% населения страны)характеризуются сглаживающим типом развития.
Такимобразом, уточняется распространенное представление об усилении дифференциации вРоссии. С одной стороны, динамика региональной дифференциации России,рассматриваемой как единая система регионов, характеризуется усилениемасимметрии. С другой стороны, рассмотрение структуры дифференциациисвидетельствует о сближении значений показателей основной части регионов, чтоговорит о том, что большинство российских регионов по своим экономическимпоказателям достаточно однородны.
Анализрегиональных диспропорций в постоянных ценах дает значительно другую тенденциюизменения дифференциации по сравнению с анализом в текущих ценах ихарактеризует постоянство технологической структуры производства. Этосвидетельствует о значительном влиянии ценового фактора на региональное расслоение. 2.3. Основныепоказатели асимметрии в регионах РФ на современном этапе
Впоследние пятнадцать лет резко возросла неравномерность экономического развитиярегионов России, усилился многократный разрыв между регионами по важнейшимпоказателям регионального производства, уровня доходов и бедности, качестважизни населения, сохраняются угрозы российскому федерализму.
Так,по уровню бедности населения в 2008 году регионы очень сильно различаются междусобой — от 3,1 до 55,6 % бедных, то есть более чем в 18 раз. А официальныйуровень бедности, рассчитанный по доходам, показывает разброс от 7 до 87 % —различие почти в 12 раз.
Доктринарегионального развития РФ, разработанная Центром проблемного анализа и государственно-управленческогопроектирования[6],свидетельствует о том, что социально-экономические различия между субъектамиРоссийской Федерации по ряду позиций продолжают увеличиваться: в 2006–2007годах по объему производства промышленной продукции на душу населения разрывсоставлял около 281 раза, по обороту розничной торговли на душу населения —около 27 раз, по налоговым и неналоговым доходам консолидированных бюджетовсубъектов Российской Федерации на душу населения — около 194 раз, посоотношению денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума— 6 раз, по уровню зарегистрированной безработицы — около 33 раз.
Нарастаниеасимметрии социально-экономического развития субъектов РФ отмечается и рядомдругих авторов, по мнению которых даже в период экономического подъема1999–2007 годов региональное неравенство в России продолжало усиливаться[7].
Свидетельствуюто нарастании региональной асимметрии и проведенные нами расчеты по итогамразвития субъектов РФ в 2008 году. Так, по состоянию на 1 января 2009 годаобщая численность безработных в процентах к экономически активному населению всубъектах РФ различалась от 0,9 % в Москве до 55 % в Ингушетии, то есть в 61раз (здесь и далее используются данные, рассчитанные по основным показателямсоциально-экономического развития субъектов РФ в 2008 году, опубликованныеРосстатом, в том числе в «Российской газете» от 13 марта 2009 года).
Наблюдаетсятакже увеличение разрыва валового регионального продукта на душу населениямежду субъектами РФ. Выделяются два субъекта Российской Федерации с наиболеевысоким ВРП на душу населения: Москва и Тюменская область. Минимальное имаксимальное значения ВРП на душу населения в субъектах Российской Федерацииразличались в 2004 году в 73 раза, в 2006 году — в 117 раз, в 2008-м — в 272раза.
Весьмазначительны различия между субъектами РФ и в уровне показателей,характеризующих инновационную деятельность. Причем разрыв в их уровне, какотмечается в научной литературе, один из самых высоких в сравнении с другимисоциально-экономическими различиями. Так, по показателю численности занятыхисследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. занятых в экономике различиемежду субъектами Российской Федерации в 2001–2002 годах составляло десятки раз(от 400–500 человек в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области до 5–15человек в республиках Алтай, Хакасия, Чукотском автономном округе, Липецкой иПсковской областях). По доле внутренних затрат на исследования и разработки вваловом региональном продукте разрыв составлял 143–48 раз (примерно 43 руб. на1000 руб.
ВРПв Санкт-Петербурге и Московской области и 0,3–0,9 руб. на 1000 руб. ВРП вреспубликах Алтай, Хакасия и Липецкой области). По числу использованныхпередовых производственных технологий разрыв между регионами России измерялсяболее чем тысячью раз: в 2001–2002 годах в Москве, Московской, Нижегородской областяхоно превышало 7 тыс., а республиках Алтай, Адыгея, Камчатской области,Чукотском автономном округе было менее 5.
Существуюти, более того, резко увеличиваются различия между субъектами РФ винвестировании в основной капитал на душу населения. Степень дифференциацииэтих инвестиций в субъектах Российской Федерации составляла в 2000 г. 30 раз, в2005 году — 44 раза[8]. В 2008году разрыв по этому показателю еще более увеличился и составил 67 раз [9](вЯмало-Ненецком автономном округе — 737,3 тыс. руб., в Республике Ингушетия —10,9 тыс. руб. на душу населения).
Имеютсясущественные диспропорции и в доходах населения по субъектам РоссийскойФедерации. В 1995 году в самых малообеспеченных субъектах РФ среднее значениеденежных доходов населения составляло 250 руб., а в самых обеспеченных — 1250руб. (разрыв — в 5 раз), в 2005-м — соответственно 3500 и 12 000 руб. (разрыв —3,4 раза). В 2008 году среднемесячная начисленная заработная плата самойвысокой была в Ямало-Ненецком автономном округе (43,6 тыс. руб.), самой низкойв Республике Дагестан (7,5 тыс. руб.) — в 6,2 раза меньше и в РеспубликеКалмыкия (9,1 тыс. руб.) — в 4,6 раза меньше.
Впоследние годы наметилась негативная тенденция увеличения количества субъектовРФ — реципиентов и уменьшения количества субъектов РФ — доноров.
В2009 году количество субъектов РФ — реципиентов составляло 67, доноров — 19, в 2009-му— соответственно 81 и 2.
Крометого, сохраняются существенные диспропорции в уровне занятости населения всубъектах РФ, высокие темпы оттока населения из сельской местности, низкиетемпы развития городов и иных муниципальных образований (малых, закрытыхгородов, утрата физического статуса ЗАТО, монопрофильных городов, наукоградов),слабое развитие территорий Дальнего Востока и территории Арктики. В условияхмирового экономического и финансового кризиса, затронувшего и Россию, названныенегативные явления и тенденции, если не принять особых мер, будут усиливаться.
Долгиегоды борьба за выравнивание уровней социально-экономического развития при всехуспехах не привела к решению этой задачи. В ходе реформ разница между самымиразвитыми и наименее развитыми стала возрастать: от 2,3 раза в 1990 году до 5,2раза в 2001-м[10]. Разрывже в уровне жизни населения субъектов РФ в 2004-м составлял 91 раз, а в 2009году увеличился примерно до 150 раз.
Оценкасоциально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации в2009 году показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. Внаихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральныеокруга.
Комплекснаяоценка динамики развития субъектов Центрального федерального округа позволяетсделать вывод о некоторой стабилизации его социально-экономического развития.Вместе с тем и этот округ имеет несколько регионов, отстающих по уровнюсоциально-экономического развития.
Потаким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объемсреднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченностьрегиона, а также доля занятых на малых предприятиях, неблагополучными вЦентральном федеральном округе являются Брянская, Владимирская, Воронежская,Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. По показателямотношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума, доли населения сдоходами ниже прожиточного минимума, среднедушевого розничного товарооборотаздесь наблюдается тенденция постоянного, но незначительного ухудшения с2008 года по 2010 год. В ряде областей – Рязанская, Тверская, Тульская,Ярославская – в последние годы наблюдается улучшение по основнымсоциально-экономическим показателям.
Вцелом социально-экономическое развитие Южного федерального округа в период с2008 года по 2010 год остается гораздо ниже среднероссийского уровня, в томчисле по уровню валового регионального продукта на душу населения, объемувнешнеторгового оборота на душу населения, наличию основных фондов на душунаселения.
Кгруппе неблагополучных субъектов округа относятся: Республика Адыгея,Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика,Волгоградская область. Именно показатели уровня валового регионального продуктана душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровняфинансовой обеспеченности региона на душу населения, уровня общего объемарозничного товарооборота и платных услуг на душу населения, наличия основныхфондов на душу населения, уровня развития отраслей социальной инфраструктурысоставляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, расположенных натерритории Южного федерального округа. В Астраханской области,Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Ставропольском крае с2008 года по 2010 год наблюдается тенденция улучшения положения.
Этиконтрасты межрегионального и межокружного развития стали результатомнеодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и связанными с этимразличиями в экономическом потенциале и доходной базе регионов, значительногоуменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся ярко выраженнаяасимметрия в региональном развитии в пользу наиболее экономически развитыхрегионов страны выступает существенным фактором ослабления устойчивости системыфедеративных отношений в Российской Федерации и устойчивости еесоциально-экономического развития в целом, уменьшения внутренних возможностейпреодоления кризиса для неблагополучных регионов.
Внастоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основнымсоциально-экономическим показателям достигли критического уровня. Добитьсясокращения различий социально-экономического развития регионов в сложившихсяусловиях невозможно. Однако постепенно сокращать сложившуюся в РоссийскойФедерации региональную асимметрию в экономике и социальной сфере необходимо,используя для этого имеющиеся финансовые ресурсы.
/> Глава 3.Основные пути преодоления экономической асимметрии развития регионов РоссийскойФедерации
Ослаблениеасимметрии социально-экономического развития субъектов РФ возможно только наоснове ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивных регионах,совершенствования функционирования вертикали власти, обеспечения оптимизацииучета интересов федерации в целом и ее субъектов.
Впоследнее время немало делается по изучению состояния и обоснованиюнеобходимости выравнивания уровней социально-экономического развития субъектовРФ как одного из важнейших факторов укрепления и развития российскогофедерализма.
Иэто вполне обоснованно, ибо выравнивание уровней социально-экономическогоразвития субъектов Российской Федерации, как верно отмечает И.В. Бочарников[11],является важнейшим направлением обеспечения внутриполитической стабильности встране. Однако результаты проводимой политики выравнивания уровней развития субъектовРФ не всегда свидетельствуют об успехах в продвижении по этому пути.
Выравниваниесоциально-экономического положения населения различных субъектов РФ возможнотолько на основе ускоренного роста уровня жизни в наиболее депрессивныхрегионах. Кстати, в этом отношении и в советские годы в стране делалось немало.
Однимиз средств ослабления асимметрии в социально-экономическом развитии субъектовРФ являлось, в частности, перераспределение полученной государством в виденалогов части общенациональных доходов в пользу наименее обеспеченных регионов.Необходимостью такого подхода правительства России объясняли и ныне объясняетперераспределение в интересах федерального центра доли доходов, получаемых врегионах. Так, если в 2004 году в субъектах РФ оставалось 47 % общенациональныхдоходов, то в 2006 году — около 40 %, в 2008 году — около 30 %.
Однакона деле эта схема работает пока неудовлетворительно, не приводит к ослаблениюразличий в уровне развития субъектов РФ.
Необходимыи должны реализовываться меры воздействия на определенные территории,конкретные программы региональной деятельности государства. Выделяются три ееглавных направления:
1)помощь «проблемным» территориям (в том числе и депрессивным районам), к числукоторых можно отнести и Крайний Север, и Дальний Восток, и Северный Кавказ,многие приграничные районы;
2)развитие средств коммуникации;
3)разработка федеральных программ регионального развития России./> 3.1Государственная поддержка «проблемных» регионов
«Проблемные»территории, прежде всего депрессивные и слаборазвитые, должны получать помощьгосударства. Важно, чтобы жители каждого уголка России были уверены, что странапридет к ним на помощь, если они окажутся в беде.
Этапомощь должна преодолевать кризис за счет структурной перестройки хозяйства,переобучения рабочей силы, модернизации инфраструктуры, помощи желающимпереехать в другие регионы и т. д. При этом к числу «проблемных» территориймогут быть причислены не только субъекты Федерации, но и отдельные их части, аесли такие части разных субъектов соседствуют друг с другом, то из них могутсоздаваться единые регионы для непосредственного оказания им федеральнойпомощи.
Вкачестве примера проблемного региона можно привести Северный Кавказ, где в рядесубъектов РФ сложилось неблагоприятное социально-экономическое положение. Оннедопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий — уровеньбезработицы здесь в разы выше, чем в среднем по России, а в таких республиках, какИнгушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, она носит поистине массовый характер (в2009 году она составляла соответственно 55 %, 35,5 % и 18,3 % экономическиактивного населения, тогда как в среднем по России этот показатель составлял6,3 %).
Среднемесячнаяначисленная заработная плата в 2009 году в Южном федеральном округе (11,8 тыс.руб.) была в полтора раза ниже, чем в среднем по стране (17,2 тыс.руб.), а вДагестане — в 2,3 раза ниже, в Калмыкии — ниже в 1,9 раза, в Ингушетии,Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании — в 1,8 разаниже. Практически во всех республиках Северного Кавказа в 2009 году намноговыше, чем в среднем по России, показатели детской смертности (лишь в Адыгее,КБР и КЧР они несколько меньше)./> 3.2 Разработкафедеральных программ регионального развития РФ
Резкаямежрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширениечисла отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономическоговзаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительнозатрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономическихпреобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра ипериферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушениепринципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежныхтенденций и сепаратизму.
Поэтомустратегически важным для России является проведение сильной государственнойрегиональной политики, направленной на сглаживание различий в уровнесоциально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочереднойзадачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах, чтостановится возможным с началом устойчивого роста национальной экономики.
Программабазируется на принятых Основных направлениях социально-экономической политикиПравительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и Плане действийПравительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизацииэкономики на 2000 - 2001 годы (№ 1072-р от 26.07.2000г.), вкоторых поставлена задача адаптации программных механизмов к принципиальноновой структуре приоритетов, формам и методам участия государства в решениисоциально-экономических проблем отдельных регионов. Необходимость этогоопределяется такими общепризнанными недостатками современной практикифедерального программного регулирования как размытость целей, отсутствиефедеральных приоритетов, формальность процедур отбора программ, недостаточнаяответственность за исполнение программ и другими.
Внастоящее время решение задачи выравнивания социально-экономического развитиярегионов осуществляется через Фонд финансовой поддержки регионов, Фондкомпенсаций, Фонд регионального развития.
СредстваФонда регионального развития сегодня направляются на финансирование объектов,содержащихся в десятках федеральных целевых программах развития субъектовРоссийской Федерации. Сложившаяся практика не позволяет проводить эффективнуюрегиональную политику по государственной поддержке регионов. Данная федеральнаяцелевая программа сориентирована на смягчение межрегиональных контрастов,возникших в переходный период.
Кчислу важнейших аргументов в пользу ее реализации относятся:
— возможность консолидации многих действующих федеральных целевых программразвития регионов в рамках одной программы и при этом сохранения прежнихобъемов их финансирования за счет средств федерального бюджета через Фондрегионального развития;
— упрощение в рамках единой Программы процедуры согласования решений, принятых впоследние годы Правительством Российской Федерации — по регионам, получателямгосударственной поддержки, по сравнению с десятками ныне действующих целевыхпрограмм;
— возможность формирования в рамках Программы комплекса нормативно-правовых ифинансовых условий для повышения в дальнейшем бюджетной самодостаточностирегионов, уровень социально-экономического развития которых отстает отсреднероссийского.
Сконцентрированныересурсы Программы будут направлены адресно на реализацию программныхмероприятий по государственной поддержке регионов, что позволит предупредитьвозникновение новых очагов политической и национально-этнической напряженности.
Достижениеосновной цели Программы – сокращение различий в уровне социально-экономическогоразвития регионов Российской Федерации; уменьшение разрыва по основнымпоказателям социально-экономического развития между наиболее развитыми иотстающими регионами — позволит решить такие важные задачи региональнойэкономической политики, как сохранение единого экономического пространствастраны и развитие процессов межрегиональной экономической интеграции,формирование общероссийского и регионального рынков, обеспечение экономическойсамостоятельности регионов на основе согласованных отношений федеральногобюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральнаяцелевая программа предполагает отбор регионов для программной проработки.Субъектами Российской Федерации, претендующими на государственную поддержку,будут признаны те, в пределах которых темпы, масштаб и длительность спадапроизводства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сферезанятости населения, демографического и экологического положения,предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.
Длякаждого такого региона разрабатываются определенные комплексы мероприятий,требующие государственной поддержки, направленные на преодоление отсталости.
Программарассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводитсяоценка эффективности и на этой основе осуществляется уточнение, как методологииотбора регионов, так и содержания программных мероприятий.
Механизмрешения задач изложен в виде системы мер государственной социальной, бюджетнойи инвестиционной политики, нацеленной на адресную поддержку регионов имуниципальных образований. Неотъемлемой частью Программы являются организацияуправления ее реализацией, координация действий участников и контроль за ходомвыполнения поставленных задач. Эффективность затрат на реализацию Программыобеспечивается путем согласования федеральных и региональных интересов приразработке соответствующих мероприятий.
Завершаярассмотрение проблем и путей дальнейшего ослабления, а в перспективе ипреодоления асимметрии уровней социально-экономического развития регионов
РоссийскойФедерации, совершенствования современного российского федерализма, важноотметить, что в этом отношении выделяются прежде всего следующие главные задачина ближайшие годы[12]:
1. внестиназревшие коррективы в размежевание полномочий и собственности междуцентральной и региональными властями и в то же время обеспечить развитие ихкооперации, широкого сотрудничества между ветвями власти и управления повертикали и горизонтали;
2. усовершенствоватьфункционирование вертикали власти, обеспечить оптимизацию учета интересовфедерации в целом и ее субъектов. Федеральные органы располагают в регионах широкойсетью учреждений, которые решают задачи в рамках полномочий Федерации. Дляслаженной их работы на территориях особенно важна деятельность координирующихструктур, в том числе аппарата полномочных представителей Президента РФ вфедеральных округах. Все более активную роль в этом отношении предстоит сыгратьтакже Министерству регионального развития Российской Федерации, котороеответственно за вопросы региональной и национальной политики;
3. как правильнодоказывает О.Ю. Мамедов, «необходимо концентрировать ресурсы нареально-эффективных инфраструктурных объектах, имеющих межрегиональноезначение». При этом следует активно использовать такие инструменты, какускоренное развитие в регионах и федеральных округах приоритетных секторовэкономики, обеспечивающих производство продукции с высокой добавленнойстоимостью, в том числе продукции глубокой переработки; межотраслевой имежсубъектный характер инвестиционных проектов; реализация капиталоемкихпроектов на базе государственно-частного партнерства[13];
4. необходимопродолжить отладку законодательной деятельности в субъектах Федерации,завершить законодательное оформление национальной и региональной политики,российского федерализма в целом, решить все еще имеющиеся проблемынесоответствия между Конституцией Российской Федерации и конституциями иуставами, федеральными законами и законами субъектов Федерации./>3.3 Прогнозирование темпов экономического роста и макроэкономических показателей
Данныйраздел посвящен вопросам прогнозирования темпов, качества экономического ростаи макроэкономических показателей. Дается понятие экономического роста,рассматривается как объекты прогнозирования экономический рост,макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономическиесчета. Формулируются макроэкономические цели и система макроэкономическихпоказателей. Раскрывается сущность основных методов, используемых дляпрогнозирования макроэкономических показателей и экономического ростаприводятся формулы.
Ключевыепонятия: экономический рост, сбалансированный экономический рост, годовые исреднегодовые темпы роста и прироста, валовой национальный продукт (ВНП),валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП),национальный доход (НД), конечная продукция, номинальный ВНП, реальный ВНП, дефляторВНП, потенциальный ВНП, лаг ВНП, система национальных счетов, методыэкстраполяции, экономико-математические модели, факторные модели, методдефляции, производственный метод, распределительный метод, метод конечногоиспользования ВВП
Подэкономическим ростом понимается увеличение производственных ресурсов,расширение масштабов производства, увеличение национального дохода, выпускапродукции и ее потоков, идущих как на текущее непроизводственное потребление,так и на пополнение производственных и непроизводственных ресурсов.
Экономический рост – это результат к которому стремится развитиеобщественного производства в любой стране. Конечной целью экономического ростаявляется увеличение потребления и благосостояния людей.
Посколькув настоящее время СОП и НД, рассчитываемые по прежней методологии, теряют своюзначимость, ограничимся рассмотрением методов прогнозирования объемов и темповизменения ВНП (ВВП) – индикатора экономики в условиях рыночных отношений.
Взарубежной практике прогнозирование ВНП (ВВП) осуществляется различнымиметодами. Широко используются методы: экстраполяции; экономико-математическиемодели; методы дефляции; производственный, распределительный методы и методконечного использования ВВП. Указанные методы получают распространение в странахСНГ, в том числе в России. Рассмотрим основные положения указанных методов.
Методыэкстраполяции предполагают исследование возможных тенденций изменения рядовдинамики макроэкономических показателей (ВВП и др.) с помощью различныхвременных функций (трендовых моделей). При сохранении условий экономическогоразвития в будущем временные функции могут быть экстраполированы и тем самымнайдены прогнозные оценки динамики производства и отдельных факторов.
Зависимостьможет быть линейной и нелинейной
(f(t) = a + bt — линейная;
/> — степенная;
/>-гиперболическая;
/> — показательнаяи др.; a и b – параметры функций
Следуетпомнить, что линейная зависимость обычно не рассматривается как очень«глубокая» для целей прогнозирования.
Экономико-математическиемодели. Факторные модели экономического роста. Моделирование экономическогороста выполняет различные практические функции – аналитические, прогнозные,программные. Модели экономического роста используются как теоретические аналогипрошлого и вероятного будущего развития.
Врезультате моделирования осуществляется поиск такой комбинации факторовэкономического роста, которая позволит максимально сконцентрировать имеющиесяресурсы и обеспечить наиболее высокий экономический рост.
Сутьфакторных моделей экономического роста состоит установлении количественныхсвязей между объемом и динамикой производства ВВП и объемом и динамикойпроизводственных ресурсов. В случае, когда в анализ и прогноз включен один видпроизводственных ресурсов (например, только основные производственные фонды,или только затраты труда), то результатом будет являться построениеоднофакторной модели, в случае рассмотрения нескольких видов производственныхресурсов – многофакторные модели.
Рассмотримпростейшие факторные модели, а затем перейдем к более сложным.
Простейшаяоднофакторная модель имеет вид:
Y = f (x),
гдеY – физический объем конечногопродукта;
x – физический объем конкретного типапроизводственных ресурсов.
Первичнойформой взаимосвязи между Y и х является:
/> (1),
гдеa – эффективность фактора,неизменная для каждого времени t.
Вприведенной функции предполагается, что эффективность a стабильна и равна среднему показателю. Еслирассматривать уравнение (1) в динамике, то оно примет вид:
/> (2),
т.е.эффективность фактора меняется от периода к периоду. Причем уравнение (2)показывает, что повышение темпа прироста фактора на один пункт дает на одинпункт ускорение темпа прироста самого производства конечного продукта.
Нотакое допущение не всегда соответствует действительности. Поэтому уравнение (2)может быть модифицировано в функцию:
/>(3),
врезультате получим, что увеличение фактора /> в «n» раз дает увеличение /> (объема выпуска) в /> раз.
Еслиa > 1, то эффективность факторавозрастает; если a
Однофакторныемодели экономического роста основаны на предположении, что физический объем ВНП(ВВП) и его динамика определяются объемом и динамикой какого-то одного факторапроизводства. Тем самым совокупный результат взаимодействия различных факторов«приписывается» лишь одному фактору. Недостаток такого подхода очевиден, хотяво многих случаях однофакторные модели дают хорошие результаты при сравнительнонебольших затратах времени и средств.
Наиболееприемлемой для прогнозирования макроэкономических показателей являетсядвухфакторная модель в форме производственной функции:
/>
где/> - двапроизводственных фактора, например, производственные фонды и затраты труда,изменяющиеся во времени.
Параметрыa и b характеризуют зависимость (эластичность) объема идинамики продукции (/>) от объема и динамики факторовпроизводства />, причем a характеризует прирост />, приходящийся на единицу прироста/> (при />= const), а b — прирост />, приходящийся на единицу прироста/>(при />= const). При этом должно выполнятьсяусловие a > 0 и b > 0. Параметр />отражает влияние неидентифицированных, т.е. не учтенных в модели факторов и меняющихся условийпроизводства.
Методдефляции. Дефилирование осуществляется через индексы цен и структурупроизводства. В частности при расчете прогнозного показателя ВВП используютсяиндексы потребительских цен, оптовых (отпускных) цен, цен экспорта, импорта ипрогнозируемые объемы производства. Сущность методики заключается в следующем.Расчет производится по этапам. Вначале рассматривается реальный ВВП. Всеотрасли экономики подразделяются на две группы: сельское хозяйство инесельскохозяйственные отрасли. Такое деление связано с сезонностьюсельскохозяйственного производства и существенными колебаниями производства покварталам. Определяются темпы изменения объема производства по сельскомухозяйству и прочим отраслям по кварталам. При этом используются прогнозныерасчеты отраслевых министерств и ведомств. Учитывая соотношение междусельскохозяйственными и несельскохозяйственными отраслями, темпы измененияобъема производства по кварталам находят годовые темпы изменения объемапроизводства. После этого производится расчет реального ВВП на прогнозируемыйпериод по формуле:
/>,
где/>– объемреального ВВП в прогнозируемом периоде;/> — объем ВВП в базисном периоде; /> — темпы изменения объема ВВП впрогнозируемом периоде по сравнению с базисным.
Навтором этапе определяется номинальный ВВП по формуле:
/>.
/>(дефлятор ВВП) рассчитывается исходя из структурыиспользования ВВП (удельных весов конечного потребления, накопления, экспорта иимпорта) и />(потребительских,оптовых (отпускных) цен, цен экспорт и импорта).
Прогноздефлятора ВВП можно осуществлять следующим образом:
/>,
где/> -прогнозируемый индекс цен; /> — прогнозируемое количествопродукции i в период t+1; /> — цены продукции i соответственно в t+1 и tгодах.
Поприведенной формуле составим прогноз индекса цен до 2015 года.
Год
Валовой внутренний продукт (млрд руб)
Индекс цен
1995 10361,7 />
1996 9987,9 1,458
1997 10125,8 1,151
1998 9584,6 1,186
1999 10193,4 1,725
2000 11217,3 1,376
2001 11788,4 1,165
2002 12310,1 1,155
2003 13208,2 1,138
2004 14156,0 1,203
2005 15058,7 1,193
2006 16286,5 1,152
2007 17676,5 1,138
2008 18603,1 1,184
2009 17135,8 1,025
2010 17557,8 1,463
2011 25687,1 1,598
2012 41047,9 1,726
2013 70848,7 1,857
2014 131566,0 2,005
2015 263789,9 2,132
*Данные рассчитаны в реальныхценах. За базисный год принят 2003 г.
Из данного прогноза можно сделатьвывод, что цены в будущем будут расти динамичнее, чем сейчас и темпы инфляцииповысятся. Рост ВВП во многом будет определяться общим ростом экономики ипотребления.
Заключение
Изданного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Основныезадачи регионального управления направлены на повышениесоциально-экономического уровня региона, в современных же условиях и вконтексте данной работы, на сглаживание неравномерности развития с другимирегионами, в сторону повышения показателей;
2. Дляматематической характеристики асимметрии регионального развития рассчитывается«Индикатор дифференциации», который включает в себя основныесоциально-экономические показатели регионов, такие как: валовый региональныйпродукт, среднедушевые доходы населения, уровень преступности, уровень экономическойпреступности и т.д.;
3. Основнымипричинами современного состояния сильной социально-экономической асимметриистало ослабление регулирующей роли государства в ходе «перестройки», а такжесильные хозяйственные, территориальные и природно-климатические возможностисубъектов РФ.
Исследование показывает,дифференциация в РФ между субъектами с крайними показателями достигает 103 раз,а в среднем по РФ этот показатель равен 15. С течением времени этот показательувеличивается и разница между богатыми и бедными регионами растет, что приводитк нестабильности в стране.
4. Основнымпутем преодоления социально-экономической асимметрии является развитиеспециализированных государственных программ, развитие транспортнойинфраструктуры в масштабе всей страны, предоставление более широких полномочийрегиональным властям и рациональное выстраивание вертикали власти.
5. К новымметодам преодоления социально-экономической асимметрии относятся отработкамеханизма эффективного частно-государственного партнерства и повсеместно ввестидолгосрочное планирования развития экономики региона.
Сохранениеи развитие России как федеративного государства во многом зависит отэффективной региональной и национальной политики, реализуемой в стране.
Наличиестоль значительных отличий в уровне жизни населения, в социально-экономическомразвитии субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городовфедерального значения, автономных округов и тем более целых регионов неизбежноможет создавать и уже создает серьезные предпосылки для возникновения в странесоциально-политической напряженности, усиления недовольства населения наиболеедепрессивных субъектов Российской Федерации своим положением, угрозысуществованию целостности России как единого государства. Проявленные федеральнойвластью готовность к политическому компромиссу и решительность в пресеченииэкстремистских действий позволили резко снизить межнациональную напряженность,сохранить и укрепить целостность Российской Федерации.
Списокиспользуемой литературы
1. www.gks.ru Сайт службы государственнойстатистики
2. АбдулатиповР.Г. Федералогия. СПб.: Питер, 2004. С. 181.
3. БочарниковИ.В. Основные направления противодействия сепаратизму в Российской Федерации //Власть. 2008. № 11. С. 19
4. Бюджетныйкодекс РФ, РидГрупп, 2010 г, 256с.
5. Видяпин В.И.,Степанов М.В. учебник «Региональная экономика», М.: Инфра-М.2009. – 666с.
6. Григорьев С.,Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросыэкономики. 2008. № 2. С. 83; Зубаревич Н.В. Стратегия пространственногоразвития в период экономического роста // Вестник МГУ. 2008. № 1.
7. Доклад СоветаФедерации Федерального собрания РФ 2006 года «О состоянии законодательства вРоссийской Федерации» / под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: СоветФедерации, 2007. С. 38.
8. Доктринарегионального развития РФ / Центр проблемного анализа игосударственно-управленческого проектирования [Электронный ресурс] Режимдоступа: www.rusrand.ru
9. Игнатов В.Г. ТЕRRАECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета)