Реферат по предмету "Экономика"


Государственное регулирование занятости

Реферат помакроэкономике выполнила студентка гр.4277 Фролова Е.Б.
МосковскийГосударственный Индустриальный Университет
Факультет Экономики,Менеджмента и Информационных Технологий
Москва 2001
Введение.
Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическаясистема, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачуувеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степениудовлетворить материальные потребности населения. При неполном использованииимеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своихпроизводственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненныминтересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, вкаком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковойвозможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Извышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является однимиз ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценкиее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в Россиии повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
/>Прогнозы политики в области занятости.
Суть в том, что действенная политиказанятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включатьцелый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих ростбезработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться намировой опыт регулирования безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Перераспределение имеющегося спроса натруд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день,неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговыельготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной(по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях.Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятыхрабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошломгоду, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплаченадополнительно занятым на производстве.
Снижение фактического предложениярабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста.Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров иповышения квалификации.
Предоставление рабочих мест, неориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересахобщества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход к созданию системы социальногопартнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений(работодатели — профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработнойплаты. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительнопотраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем зависит иот иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическоепереоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличениекапитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы «очаговой»безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будетосуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровнерегионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить количествонезанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности.Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходядаже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Государственнаяполитика занятости.
Система регулирования занятостипосредством  корректировки  механизмов государственного воздействия исаморегулирования призвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы и  рабочих  мест,  их первичного  соединения и повторного воссоединения. Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняетсяв  связи  с различиями  воспроизводственного процесса у рабочей силы (циклвоспроизводства,  который исходит из демографической базы,  то есть связан сциклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства, который зависит от  экономических  и  организационно-технических факторов). Этим  определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы ирабочих мест.
Регулированиезанятости заключается в мерах по поддержанию нормального соотношения междуспросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворятьпотребность экономики в квалифицированных работниках, не должно приводить кнеобоснованному росту заработной платы и резкому снижению занятости Все меры вобласти регулирования занятости должны быть направлены на поддержаниеестественного уровня безработицы.
Регулирующая функция государства состоитв том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со  стороны работодателей)  и предложения трудоспособного населения.  Причем сближение исбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве, на макроуровне и намикроуровне.  В силу регулирования занятости объектом  микроуровня  являетсяпредприятие,  как  первичное  звено  экономики,  и  город  (населенный пункт),как первичное звено территории, жители которого характеризуются  общностью интересов в реализации права каждого из них на трудовую деятельность.
Исходным пунктом  правительственной стратегии  занятости  должен стать принцип предотвращения безработицы, а непринцип борьбы с безработицей.
Концепция государственной политикизанятости должна  базироваться на  критериях экономической эффективности исоциальной справедливости, ориентация на который призвана решать задачи содействия  занятости  и защиты трудоспособных граждан от хронической имассовой безработицы. В свою очередь, воздействуя на решение задач в областизанятости и социальной  политики  в  целом,  государство  системойвзаимосвязанных мер участвует в создании и  поддержании  необходимого  для экономического возрождения социально-политического климата.  Таким образом,речь идет о формировании регулирующей функции государства  в  области занятости населения,  которое не должно ограничиваться организацией содействияв трудоустройстве населения,  им следует охватить и сферу «занятого»наемного  труда  (внутрифирменный рынок труда).  Невнимание к этой сфере можетсказаться на уровне занятости и безработицы,  постоянно сводя на нет меры потрудоустройству незанятого населения, состав которых будет пополняться из средызанятого наемного  труда.  Общая  закономерность, действие  которой  в условияхперехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоит в зависимости уровня и динамики инвестиций. И основная проблема приэтом заключается не в необходимости резкого снижения гипертрофированнораздутого объема  капитальных  вложений, а в изменении источниковфинансирования, главным из которых был государственный бюджет, в сторонуповышения роли негосударственного  (акционерного,  частного)  капитала. 
Функция регулирования занятости, будучичастью формирующейся системы регулирования  социально-экономическими процессами  в  обществе, объективно  требует  комплексного  подхода приразработке и реализации мер по созданию условий, обеспечивающих согласованноедвижение рабочей силы  и рабочих мест как на уровне основного звена экономики ипервичного звена территорий,  так и на  общероссийском  уровне.  Комплексныйподход  может быть обеспечен на основе взаимодействия органов исполнительнойвласти, в той или иной степени (непосредственно либо опосредовано)  участвующих в  выработке и реализации государственной политики занятости.
Для решения проблем занятостигосударство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить иподдерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводитьсоответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику,регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства вобласти создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это,однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должностимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимоограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защитусоциально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуацияхвысвобождение рабочей силы.
Для обеспечения экономического роста,сопровождаемого увеличением занятости требуется: появление рыночноориентированного, защищенного государством и социально ответственногособственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение егопредпринимательской активности; привлечение внутренних и иностранныхинвестиций; обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, атакже соответствия профессионального уровня трудящихся уровнюматериально-технической базы.
Реализация этих требований возможна лишьна основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма всочетании с государственным регулированием.
Для обеспечения занятости населениявелико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно однопосредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствиядейственной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спросанаселения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностейполучения соответствующих профессий.
Политика государствапо созданию и сохранению рабочих мест.
Правительственная программа содействиязанятости населения должна опираться на государственную политику занятости.Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается всодействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путемобеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации ипереподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной(хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службызанятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственнойполитики занятости на всех уровнях управления являются федеральная,территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходнымпостулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принципдостижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу всоциально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствоватьоптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов,которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своимэкономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.
Стабилизация и последующий ростпроизводства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости длядостижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровнебезработицы. Его надо определять по двум критериям:
 финансовому, в соответствии с которымсредства внебюджетного  государственного фонда занятости вместе с целевымиассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней)обеспечивают финансирование программ содействия занятости;
 социальному, в соответствии с которымобщество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегосяза счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно  статьцелью государственной политики занятости, реализуемой федеральными ирегиональными органами управления.
Главным направлением государственнойполитики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системысоздания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетаниис опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Реализуемая политика занятостистановится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятостинаселения (ГФЗН) используются  в полной мере, а в структуре расходовпреобладают финансирование затрат на сохранение  рабочих мест и созданиедополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела,покрытие затрат на профессиональное  обучение, переподготовку и профориентациюи др.
Заключение.
В последнее время безработица приобрелавид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельныйфактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такойполитики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ.Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовойстабилизации была недооценена.
Биржи труда.
Особое место в системе регулированиярынка труда занимают биржи труда, являющиеся одной из важных структур рыночногохозяйственного механизма. Они представляют собой специализированные учреждения,осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве странбиржи труда являются государственными учреждениями и осуществляют своюдеятельность под руководством министерства труда.
Основными направлениями деятельностибирж труда являются:
1. регистрация безработных;
2. регистрация вакантных мест;
3. трудоустройство безработных;
4. изучение конъюнктуры рынка ипредостав-ление информации о ней;
5. тестирование лиц, желающих получитьработу;
6. профессиональная переподготовкабезработных;
7. выплата пособий.
В современных условиях в развитыхстранах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясьнепосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощьючастных посреднических агентств.
Целевая функция регулирования рынкатруда состоит в содействии расширению спроса на рабочую силу и поддержкеэффективного предложения  рабочей силы, с тем чтобы:
1. развить трудовые ресурсы иприспособить их к структурным изменениям для улучшения возможностиэкономического роста;
2. содействовать социальному равенствупутём улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости впервую очередь для групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях;
3. стабилизировать занятость в периодэкономического спада и создать условия для преодоления недостаточногопредложения рабочей силы в период экономического подъёма.
Список литературы
1. Экономика под ред. А.С.БулатоваМ.: Бек, 1997
2. Экономика труда и социально-трудовыеотношения под ред. Г.Г.Меликьяна М.: Издательство Московского Университета, 1996
3.«Курс экономической теории». Под ред.Чепурина М.Н., Киров, 1994г., стр.233-248;
4. Четвернина Т. «Положение безработныхи государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.
5. Микульский К. «Формирование новоймодели занятости.» «Экономист», №3, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Участок по испытанию и доукомплектовке двигателей
Реферат Концепция нефтяной цепочки
Реферат Разработка технологического процесса ремонта топливного насоса высокого давления автомобиля КамАЗ-5320
Реферат Административная ответственность по россиискому законодательству
Реферат Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы (заключения) в зарубежных странах
Реферат Творчество астраханского поэта. Анатолий Александрович Паршин
Реферат Секреты управления системой Windows XP с помощью реестра и стандартных средств
Реферат Учение Канта о формировании самосознания развивающейся культурной жизни
Реферат Техника безопасности и охрана труда
Реферат Candide By Voltaire Essay Research Paper Voltaire
Реферат Від іскри до радіо: історія виникнення радіо
Реферат «Количественные методы в экономике» вводный курс для лиц с высшим образованием, проходящих программу дополнительной профессиональной подготовки в миэф гу-вшэ
Реферат Духовный поиск героев Шукшина
Реферат Писатель Василий Нарежный
Реферат Особенности проявления коммуникативных способностей у детей подросткового возраста