--PAGE_BREAK--
По данным расчета представленным в таблице 1 видно следующее:
¾ Внеоборотные активы за анализируемый период увеличились на 2289 тыс.руб. Темп роста составил 80,3 %. В составе валюты баланса они занимают 13,1 % к концу 2008 г., тогда как на начало анализируемого периода – всего 3,4 %.
¾ Оборотные активы занимают к концу исследуемого периода 86,9 % в составе валюты баланса, что на 9,7 % ниже, чем в 2006 г. Основная часть оборотных активов сформирована по статьям «Запасы» и «Краткосрочная дебиторская задолженность». Темп роста запасов составил 12,7 % и к концу анализируемого периода они занимают 40,4 % в составе валюты баланса. Темп роста дебиторской задолженности составил 30,8 %. Сумма денежных средств предприятия имеет тенденцию к снижению (- 649 тыс.руб.), их доля в составе валюты баланса не велика, к концу 2008 г. Это всего 3,6 %, что на 5 % ниже, чем в 2006 г.
¾ Собственный капитал предприятия изменяется только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Темп роста данного показателя составил 56,5 %. Доля собственного капитала в составе валюты баланса равна 8,6 % в 2008 г., что на 3,7 % выше, чем в 2006 г.
¾ У организации отсутствует долгосрочный заемный капитал.
¾ Краткосрочный заемный капитал увеличился на 3981 тыс.руб. Темп роста составил 20 %. Доля его в составе валюты баланса очень высока, к концу анализируемого периода она равна 91,4 %.
Далее определим ликвидность предприятия.
Используя данные бухгалтерского баланса, составим таблицу, в которой сгруппируем активы и пассивы предприятия по степени ликвидности и срочности обязательств, используя следующую схему:
Актив
Пассив
Строки баланса
Строки баланса
260+250=
А 1
620+630+650+660 =
П 1
230+240+270=
А 2
610=
П 2
210-216+220+140-143=
А 3
510+520=
П 3
110+120+130+143+216=
А 4
410+420+430+440+450+460+470=
П 4
Таблица 2 – Группировка статей бухгалтерского баланса
Группа
Активы
Группа
Пассивы
Характеристика группы
2006
2007
2008
Характеристика группы
2006
2007
2008
А1
Наиболее ликвидные
1438
1288
789
П1
Наиболее срочные
15905
20590
19876
А2
Быстро реализуемые
6461
9422
9336
П2
Краткосрочные
*
*
10
А3
Медленно реализуемые
8271
11044
8763
П3
Долгосрочные
*
*
*
А4
Трудно реализуемые
558
601
2879
П4
Постоянные
823
1765
1880
Баланс
16728
22355
21766
Баланс
16728
22355
21766
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву, баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения:
А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4.
На данном предприятии мы видим следующее:
Баланс предприятия не ликвиден, не соблюдается самое первое неравенство, при котором наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) должны покрывать наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и ссуды, не погашенные в срок из справки №2 формы № 5). Также не соблюдается четвертое неравенство в 2008 г. Это значит, предприятие практически не имеет собственных оборотных средств.
Далее рассчитаем основные коэффициенты ликвидности. Эти показатели используются для оценки перспективной платежеспособности.
Таблица 3 – Основные коэффициенты ликвидности
Показатель
Норма-тив
Формула
Период
Отклонение (+/-)
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г. к 2006 г.
Коэффициент абсолютной ликвидности
выше 0,2-0,3
Денежные средства / краткосрочные пассивы
0,09
0,06
0,04
-0,05
Коэффициент быстрой ликвидности
больше 1
Оборотные активы — запасы / краткосрочные пассивы
0,50
0,52
0,51
0,01
Коэффициент текущей ликвидности
От 1,5 до 2
Оборотные активы / краткосрочные пассивы
1,02
1,06
0,95
-0,07
Как видно из расчетов таблицы 3, ликвидность баланса анализируемого предприятия очень низкая на протяжении всего периода. Предприятие не может рассчитаться по своим обязательствам в наиболее сжатые сроки, поскольку большую часть активов предприятия составляют «медленно реализуемые активы» (см. таблицу 2). На протяжении всего периода исследования, коэффициенты ликвидности не достигают нормативного значения.
Далее проведем анализ основных коэффициентов финансовой устойчивости предприятия.
Таблица 4 – Анализ относительных показателей финансовой устойчивости
№ п/п
Показатель
Формула для расчета
Период
Отклонение
(+/-)
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г.
к 2006 г.
1
Коэффициент концентрации собственного капитала
собственный капитал / валюта баланса
4,92%
7,90%
8,64%
3,72%
2
Коэффициент финансовой зависимости
валюта баланса / собственный капитал
20,33
12,67
11,58
-8,75
3
Коэффициент маневренности собственного капитала
собственные оборотные средства / собственный капитал
0,32
0,66
-0,52
-0,83
4
Коэффициент концентрации заемного капитала
заемный капитал / валюта баланса
0,95
0,92
0,91
-0,04
5
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
заемный капитал / собственный капитал
19,33
11,67
10,58
-8,75
Теперь охарактеризуем коэффициенты финансовой устойчивости, рассчитанные в таблице № 4.
- Коэффициент концентрации собственного капитала характеризует, какую долю в составе валюты баланса занимает собственный капитал. На данном предприятии этот показатель находится на очень низком уровне (4,92% в 2006 г., 7,9% в 2007 г. и 8,64% в 2008 г.). Наблюдается некоторая тенденция к увеличению стоимости собственного капитала в составе валюты баланса, но она очень незначительная.
- Коэффициент финансовой зависимости показывает, какая сумма активов приходится на рубль собственных средств. Если его величина равна 1, то это означает, что все активы предприятия сформированы только за счет собственного капитала. Его значение 1,5 показывает, что на каждые 1,5 рубля, вложенные в активы, приходится 1 рубль собственных и 0,5 рубля – заемных средств. По данным проведенного анализа видно, что предприятие финансово зависимо от привлеченных средств, хотя к концу анализируемого периода. Эта зависимость начинает снижаться ( -8,75)
- Одной из важных характеристик финансовой устойчивости предприятия является коэффициент маневренности, равный отношению собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств. Он показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать данными средствами. Если мы посмотрим на таблицу №4, то увидим, что предприятие очень низким показателем маневренности собственных средств, и к тому же за период исследования он снизился до отрицательного значения (-0,52 в 2008 г., что на 0,83 меньше чем в 2006 г.).
- Доля заемного капитала в составе валюты баланса определяется коэффициентом концентрации заемного капитала. Его доля в составе валюты баланса данного предприятия очень высока. Как уже отмечалось ранее, организация сильно зависима от привлеченных средств, причем эти заемные средства носят краткосрочный характер.
- Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.Показывает соотношение привлеченных средств и собственного капитала, т. е. сколько рублей привлеченных средств приходится на один рубль собственного капитала владельцев предприятия. Его рост в динамике может свидетельствовать о способности менеджеров фирмы увеличивать масштабы деятельности путем привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Но в то же время это может указывать и на растущую финансовую зависимость от заемных средств. Нормальное значение данного коэффициента не должно превышать 5, на данном предприятии мы видим значительное преувеличение на всем протяжении анализируемого периода. Это подтверждает предыдущие выводы о зависимости предприятия от внешних источников финансирования и о неустойчивом финансовом положении на рынке.
2.3Анализ состава и динамики прибыли ООО «Триумвират-Компани»
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.
Таблица 5 – Анализ прибыли по составу и динамике
Показатель
Период
Отклонение (+/-)
Темп роста (%)
2006
2007
2008
2006
К
2007
2007
К
2008
2006
к
2008
2006 к 2007
2007
к 2008
2006
к
2008
Выручка от продаж
57631
171126
163171
113495
-7955
105540
66,3
-4,8
64,7
Себестоимость
49908
153807
142773
103899
-11034
92865
67,5
-7,7
65,0
Валовая прибыль
7723
17319
20398
9596
3079
12675
55,4
15,0
62,1
Коммерческие расходы
7216
14787
19778
7571
4991
12562
51,2
25,2
63,5
Прибыль (убыток) от продаж
507
2532
620
2025
-1912
113
79,9
-308,3
18,2
Прочие доходы
33
35
312
2
277
279
5,7
88,7
89,4
Прочие расходы
100
1013
593
913
-420
493
90,1
-70,8
83,1
Прибыль до налогообложе-ния
440
1554
339
1114
-1215
-101
71,6
-358,4
-29,8
Налог на прибыль
124
609
224
485
-385
100
79,6
-171,8
44,6
Чистая прибыль
316
945
115
629
-830
-201
66,5
-721,7
-174,8
За анализируемый период наблюдается увеличение выручки от продаж (темп роста 64,7%), соответственно возросла и себестоимость реализованной продукции (+92865 тыс. руб.).
Все это отразилось и на приросте прибыли.
По данным, представленным в таблице 5 видно, что сумма прибыли до налогообложения выросла на 1114 тыс. руб. в 2007 г. относительно 2006 г., но далее отмечается ее резкое снижение (- 1215 тыс. руб.).
Прирост общей суммы прибыли также наблюдается только в 2007 г. (+629 тыс. руб.), затем идет резкое снижение. В 2008 г. относительно 2006 г. темп роста чистый прибыли (-174,8%).
Используя данные таблицы можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.
Влияние прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения:
2006 г.: 507 / 440 * 100 =115%
2007 г.: 2532 / 1554 * 100 = 163%
2008 г.: 620 / 339 * 100 = — 183%
Влияние прочих доходов на величину прибыли до налогообложения:
2006 г.: 33 / 440 * 100 = 8%
2007 г.: 35 / 1554 * 100 = 2 %
2008 г.: 312 / 339 * 100 = 92%
Влияние прочих расходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле:
2006 г.: 100 / 440 * 100 = -23%
2007 г.: 1013 / 1554 * 100 = -65%
2008 г.: 593 / 339 * 100 = -175%
Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прибыль до налогообложения оказало изменение прибыли от продаж. Следовательно, резервы роста прибыли предприятия — это сокращение расходов и увеличение доходов.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4 Анализ распределения и использования чистой прибыли ООО «Триумвират-Компани»
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом организации, Поскольку в нашем случае Устав общества не предусматривает распределения прибыли, мы приведем общий пример.
За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала (схема 2). В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.
Схема 2 – Распределение чистой прибыли
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию/20/.
Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:
1. дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;
2. проводится факторный анализ образования фондов;
3. дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала/22/.
Предположим, на ООО «Триумвиат-Компани» из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы.
Резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись. Принять данные коэффициенты отчислений в фонды, было решено на собрании учредителей.
Решено ежегодно отчислять следующее процентное соотношение средств от сумм чистой прибыли:
40% в фонд накопления;
50% в фонд потребления;
10% в фонд социальной сферы.
Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является:
1) — чистая прибыль;
2) коэффициент отчислений прибыли.
Таблица 6 – Данные об использовании чистой прибыли
Показатель
Период
Отклонение (+/-)
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2006 к 2007
2007 к 2008
2006 к 2008
1. Читая прибыль
316
945
115
629
-830
-201
2. Распределение чистой прибыли
в фонд накопления
126,4
378
46
251,6
-332
-80,4
в фонд потребления
158
472,5
57,5
314,5
-415
-100,5
в фонд социальной сферы
31,6
94,5
11,5
62,9
-83
-20,1
3. Доля в чистой прибыли (%)
в фонд накопления
40
40
40
в фонд потребления
50
50
50
в фонд социальной сферы
10
10
10
Как видно из данных таблицы № 6, наибольшие суммы отчислений поступают в фонд потребления, т.е. направляется для удовлетворения собственных производственных и внепроизводственных потребностей, в том числе: расходы на оплату труда работников, денежные выплаты и поощрения, дивиденды, выплачиваемые работникам компании по акциям, оплата отпусков и др.
В фонд накопления, т.е. на расширение деятельности, отчисляется 40 % от суммы чистой прибыли
Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п., в этот фонд предприятие направляет 10% от чистой прибыли.
Как видно, от суммы чистой прибыли, напрямую зависит и сумма отчислений в различные фонды. Чем ниже прирост чистой прибыли, тем меньше средств отправляется на развитие социальной и производственной деятельности. Регулируя процент отчислений в фонды, можно улучшить показатели определенных фондов, тем самым увеличить возможность получения большей прибыли. Например, улучшив за счет средств фонда накопления производственные мощности (данная организация занимается торговлей, значит улучшение автопарка, т.е. покупка новых автомобилей, которые будут меньше требовать вложений на ремонт и т.п.) предприятие сможет снизить издержки обращения, а точнее себестоимость продукции, тем самым, увеличив прибыль в будущих периодах, что в свою очередь позволит направлять большие средства в остальные фонды.
Если мы посмотрим на диаграмму приведенную ниже, то мы увидим, что наибольший пик отчислений в различные фонды наблюдается в 2007 г.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.5 Факторный анализ рентабельности ООО «Триумвират-Компани»
Общая рентабельностьторговых предприятий на практике обычно определяется отношением прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой его называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода, находящегося в распоряжении торгового предприятия, и в обратной — от изменения уровня издержек обращения.
Уровень рентабельности, исчисленной отношением прибыли к товарообороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах) достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определить рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. В зарубежной аналитической практике его называют уровнем рентабельности функционирующего капитала. При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные) и все оборотные средства (текущие активы). Фактическую среднегодовую стоимость собственных основных средств и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.
Далее необходимо изучить причины и факторы, повлиявшие на изменение средних остатков основных и оборотных активов, и выявить резервы повышения эффективности их использования. Средние остатки основных производственных фондов математически можно представить как отношение объема товарооборота к уровню фондоотдачи. Влияние фондоотдачи на рентабельность функционирующего капитала можно также измерить способом долевого участия.
Средние остатки оборотных активов можно представить как произведение среднедневного товарооборота на их оборачиваемость в днях. В связи с этим по уровню рентабельности функционирующего капитала можно изучить влияние второго качественного показателя работы торговых предприятий — оборачиваемости оборотных средств. Для этого исчисляют, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счет изменения оборачиваемости (умножением фактического среднедневного товарооборота за отчетный год на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств в днях) и способом долевого участия определяют ее влияние на уровень рентабельности хозяйственных ресурсов (по той же методике, что и влияние на рентабельность изменения фондоотдачи).
Мировая практика стандартной оценки хозяйственной и финансовой деятельности предприятий предлагает использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации. Одни из них применяют для оценки текущего положения предприятия, другие — при проведение динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и хозрасчетным подразделениям), по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам. С этой целью выработана научно обоснованная система показателей рентабельности.
Указанные выше показатели рентабельности следует рассчитывать по прибыли от реализации товаров, балансовой и чистой прибыли, что позволяет изучить влияние составных частей прибыли и ее использования на рентабельность работы предприятия.
В таблице 7 мы рассмотрим динамику показателей рентабельности в анализируемом периоде, а далее проведем расчет факторов, повлиявших на ее изменение.
Таблица 7 – Расчет показателей рентабельности и оборачиваемости собственного капитала
Показатель
Формула для расчета
Период
Отклонение (+/-)
2006
2007
2008
2006 к 2007
2007 к 2008
2006 к 2008
Чистая прибыль
Данные Формы № 2
316
945
115
629
-830
-201
Прибыль от продаж
Данные Формы № 2
507
2532
620
2025
-1912
113
Выручка от продаж
Данные Формы № 2
57631
171126
163171
113495
-7955
105540
Себестоимость
Данные Формы № 2
49908
153807
142773
103899
-11034
92865
Валюта баланса
Данные Формы № 1
16728
22355
21766
5627
-589
5038
Собственный капитал
Данные Формы № 2
823
1765
1880
942
115
1057
Долгосрочные обязательства
Данные Формы № 3
Рентабельность продукции
прибыль от продаж / выручка от продаж
0,9%
1,5%
0,4%
0,60%
-1,10%
-0,50%
Рентабельность основной деятельности
прибыль от продаж / затраты на производство и сбыт продукции
1,0%
1,6%
0,4%
0,63%
-1,21%
-0,58%
Рентабельность совокупного капитала
чистая прибыль / итог баланса
1,9%
4,2%
0,5%
2,34%
-3,70%
-1,36%
Рентабельность собственного капитала
чистая прибыль / средняя вели-чина собствен-ного капитала
38,4%
53,5%
6,1%
15,14%
-47,42%
-32,28%
Рентабельность перманентного капитала
чистая прибыль / (собственный капитал + долгосрочные обязательства)
38,4%
53,5%
6,1%
15,14%
-47,42%
-32,28%
Период окупаемости собственного капитала
средняя вели-чина собствен-ного капитала / чистая прибыль
2,60
1,87
16,35
-0,74
14,48
13,74
Оборачиваемость собственного капитала (в оборотах)
выручка от реализации / средняя вели-чина собствен-ного капитала
70,0
97,0
86,8
26,93
-10,16
16,77
Продолжение таблицы 7
Показатель
Формула для расчета
Период
Отклонение (+/-)
2006
2007
2008
2006 к 2007
2007 к 2008
2006 к 2008
Оборачиваемость собственного капитала (в днях)
360/ Оборачива-емость собствен-ного капитала (в оборотах)
5,1
3,7
4,1
-1,43
0,43
-0,99
Как видно из данных, представленных в таблице № 7, показатели рентабельности не одинаковы для каждого года анализируемого периода. Но в итоге, в сравнении с 2006 г., в 2008 г. они все отрицательны, а это значит, что рентабельность снижается. Отмечается наибольшее снижение показателя рентабельности собственного и перманентного капитала (-32,28%).
На основании данных таблицы № 7 проведем факторный анализ рентабельности собственного капитала и выясним, какие факторы сыграли большую роль в снижении его рентабельности.
Таблица 8 – Данные для факторного анализа рентабельности собственного капитала
Показатель
Формула для расчета
Период
2006
2007
2008
Заемный капитал
Данные Формы № 1
15905
20590
19886
Рентабельность продаж (a)
чистая прибыль / выручка от продаж
0,55%
0,55%
0,07%
Оборачиваемость активов (в оборотах) (b
)
выручка от продаж/ стоимость активов
3,4
7,7
7,5
Доля активов на 1р. заемного капитала (c
)
стоимость активов / заемный капитал
1,1
1,1
1,1
Коэффициент финан-сового левериджа (d
)
заемный капитал / собственный капитал
19,3
11,7
10,6
Далее по формуле. Y= A* B* C* D,
где Y– рентабельность собственного капитала.
Для более удобного расчета сгруппируем показатели в таблицах.
Таблица 9 – Группировка по степени сравнения показателей
Продолжение таблицы 9
Таблица 10 – Расчет факторного анализа рентабельности собственного капитала
№ п/п
Формула
Результат
2006 к 2007
2007 к 2008
2006 к 2008
1
y0 = a0*b0*c0*d0 =
36,1
59,5
36,1
y1 = a1*b1*c1*d1 =
59,5
8,7
8,7
Δy = y1 — y0 =
23,4
-50,7
-27,3
2
Δa = a1 — a0 =
0,1
-0,5
-0,4
Δb = b1 — b0 =
4,3
-0,2
4,1
Δc = c1 — c0 =
0,0
0,0
0,0
Δd = d1 — d0 =
-7,6
-1,1
-8,7
3
ΔA = Δa*b0*c0*d0 =
7,2
-49,5
-28,9
ΔB = Δb*a1*c0*d0 =
54,8
-0,3
8,7
ΔC = Δc*a1*b1*d0 =
0,0
0,0
0,0
ΔD = Δd*a1*b1*c1 =
-38,6
-0,9
-7,2
4
Баланс отклонений (%)
23,4
-50,7
-27,3
Как видно из представленных расчетов, на снижение рентабельности собственного капитала наибольшим образом повлиял коэффициент рентабельности продаж, который снизился в 2008 г. относительно 2007г. на 49,5%, а в 2008 г. относительно 2006 г. на 28,9%. В итоге получается, что наиболее удачный период деятельности для организации был в 2006 г., несмотря на то, что в 2007 г. чистая прибыль гораздо выше (+629 тыс.руб.).
продолжение
--PAGE_BREAK--3 Пути совершенствования формирования прибыли 3.1 Факторы, влияющие на прибыль
Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.
К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.
Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индексации реальных доходов населения (размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат социального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к снижению объема продажи товаров.
Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокращением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответственно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.
Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокупность факторов, влияющих на прибыль, представляет собой систему, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образующих факторов, от которых зависит формирование валовой прибыли, относятся валовой доход, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы. На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения.
Основными взаимовлияющими факторами являются: объем продажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотного капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияющих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обращения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряжении предприятия. Одним из факторов, снижающих величину экономической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства.
Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ними отчислений на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через так называемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретают акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие дивиденды. Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убытка фирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населения, сокращением производства товаров и т.п.
Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит ее на банковские счета работников. Средства, зачисленные на банковские счета работников, образуют кредитный фонд, который фирма пускает в оборот, что в определенной мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.
Величина прибыли зависит от объемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при продаже товаров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров.
Различная степень покупательского спроса на те или иные товары определяет дифференциацию объемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску, проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительность пребывания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постоянным обновлением потребительских свойств изделий. В настоящее время из пяти выходящих на рынок новинок четыре вскоре снимаются с производства, так как не находят спроса у потребителей.
Объектом налогообложения предприятия помимо прибыли являются расходы на оплату труда работников, поэтому прибыль и численность работников — взаимовлияющие факторы. Чем больше численность занятых, тем больше расходы на оплату труда и соответственно больше налогов, исчисляемых от фактического фонда оплаты труда, уплачивает предприятие. В конечном счете это приводит к росту финансовых затрат (издержек обращения и расходов, относимых на чистую прибыль) и к уменьшению прибыли (валовой и чистой).
3.2 Оптимизация использования прибыли и ее налогообложение
Распределение прибыли предприятия осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач торгового менеджмента. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития торгового предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы владельцев и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать две противоположные мотивации владельцев предприятия — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.
Основной целью планирования распределения прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом реализации стратегии его развития и обеспечения роста его рыночной стоимости. В рамках этих основных пропорций в процессе планирования обеспечивается формирование различных целевых фондов.
В процессе оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой частями прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и планированием конкретных направлений ее использования необходимо учитывать значительное количество факторов, основными из которых являются:
а) стадия жизненного цикла предприятия (на ранних стадиях жизненного цикла торговое предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплаты доходов владельцам имущества);
б) необходимость расширения предприятием своих инвестиционных программ (в периоды региональной диверсификации торговой деятельности, перехода на новые торговые технологии, обновления состава основных фондов и т.п. потребность в капитализации прибыли возрастает);
в) степень готовности к реализации отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные инвестиционные проекты для обеспечения высокой эффективности требуют ускоренной реализации);
г) возможности формирования финансовых ресурсов за счет альтернативных источников (доступность и стоимость привлечения заемных средств на финансовом рынке);
д) уровень риска осуществляемых хозяйственных операций и степень его страхования;
е) стадия конъюнктурного цикла потребительского рынка (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли торгового предприятия значительно возрастает);
ж) система материального стимулирования персонала предприятия (формы стимулирования работников за счет прибыли по коллективному договору и индивидуальным трудовым контрактам);
з) уровень налогообложения доходов владельцев предприятия в сопоставлении с уровнем налогообложения имущества предприятия (при значительном превышении первого над вторым владельцам выгодней капитализировать прибыль, чем потреблять ее);
и) достигнутый уровень эффективности финансового левериджа.
Оценка этих факторов позволяет оптимизировать направления использования прибыли в процессе планирования ее распределения.
Распределение суммы балансовой прибыли осуществляется по следующим этапам:
На первом этапе из суммы балансовой прибыли вычитается планируемый размер налоговых и других обязательных платежей, осуществляемых за счет этого источника, и определяется сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия.
На втором этапе планируется распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на капитализируемую и потребляемую ее части. Если владельцы предприятия придерживаются остаточного принципа формирования своих доходов, то приоритетной задачей является возможно более полное удовлетворение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли.
На третьем этапе в составе капитализируемой части прибыли выделяются средства, направляемые в резервный, страховые и другие обязательные фонды специального назначения, обеспечивающие производственное развитие и предусмотренные уставом предприятия. Оставшаяся часть капитализируемой прибыли распределяется по конкретным направлениям ее использования.
На четвертом этапе планируемая к потреблению часть прибыли распределяется на фонд выплаты доходов владельцам имущества и фонд стимулирования персонала предприятия (при этом должны быть обеспечены обязательства по коллективному договору и индивидуальным трудовым контрактам). Определенная часть этой прибыли может планироваться и в иных формах ее потребления (например, на благотворительные цели).
Для оценки эффективности распределения прибыли используется коэффициент ее капитализации. Он рассчитывается по следующей формуле:
Ккп=КП*100/ЧП,
где Ккп — коэффициент капитализации прибыли торгового предприятия;
КП — сумма капитализируемой прибыли (прибыли, обеспечивающей предстоящее производственное развитие предприятия);
ЧП — общая сумма чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).
Чем выше этот показатель, тем больше у предприятия возможностей осуществлять свое стратегическое развитие на принципах самофинансирования, тем выше темпы возрастания его рыночной стоимости.
Объем формирования прибыли торгового предприятия в значительной степени зависит от суммы его налоговых платежей. За счет какого бы источника и на какой бы стадии хозяйственной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете, они уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым торговым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпов своего экономического развития.
По источникам уплаты налоги, сборы и другие обязательные платежи торгового предприятия подразделяются на три основные группы:
1) налоговые платежи, относимые на издержки обращения (основное место среди них занимают отчисления в фонд социального страхования, пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд медицинского страхования – теперь единый социальный налог);
2) налоговые платежи, включаемые в цену товаров (основное место среди них занимает налог на добавленную стоимость; налог с продаж; акцизный сбор, таможенный сбор и таможенные пошлины);
3) налоговые платежи, осуществляемые за счет прибыли (основное место среди них занимает налог на прибыль).
Проблема минимизации налоговых платежей с целью увеличения размера прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, в значительной степени решается путем формирования эффективной налоговой политики. Основной целью формирования налоговой политики торгового предприятия является выбор наиболее эффективных вариантов осуществления налоговых платежей при альтернативных направлениях его хозяйственной деятельности. Это формирование строится на следующих основных принципах:
1. Строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Ни одна из форм уклонения от уплаты налогов (сокрытие реальных доходов или прибыли, подтасовка бухгалтерской отчетности, задержка налоговых платежей и т.п.) не может быть использована торговым предприятием, которое заботится о своей деловой репутации.
2. Поиск и использование наиболее эффективных хозяйственных решений, обеспечивающих минимизацию базы налогообложения. Это предполагает целенаправленное воздействие на различные элементы базы налогообложения в разрезе источников уплаты отдельных налогов, широкое использование установленной системы прямых и непрямых налоговых льгот.
3. Оперативный учет изменений в действующей налоговой системе. Разработанная торговым предприятием налоговая политика, а в отдельных случаях и виды хозяйственных операций должны оперативно корректироваться с учетом появления новых видов налогов, изменения ставок налогообложения, отмены или предоставления налоговых льгот и т.п.
4. Плановое определение сумм предстоящих налоговых платежей. В основу такого планирования должны быть положены целевая сумма прибыли торгового предприятия и другие плановые показатели его экономического развития.
5. Разработка «налогового календаря» на плановый период. Он представляет собой график осуществления конкретных видов налоговых платежей торгового предприятия в предстоящем периоде. Разработка такого графика позволяет минимизировать затраты торгового предприятия по обслуживанию налоговых потоков.
Процесс формирования налоговой политики торгового предприятия осуществляется по следующим этапам.
1. Выявление направлений хозяйственной деятельности предприятия, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения. Государственная система налогообложения предусматривает различные ставки налогов по торгово-посредническим операциям, торгово-производственной деятельности, операциям с ценными бумагами и т.п. Формируя направления и объемы своей хозяйственной деятельности, торговое предприятие может уже на этом этапе минимизировать предстоящие налоговые платежи.
2. Выявление возможностей уменьшения базы налогообложения предприятия за счет прямых налоговых льгот. Эти льготы предоставляются обычно в следующих основных формах: а) уменьшение размера ставок налогообложения (прямое или в процентах к средней ставке); б) предоставление налогового кредита; в) полное освобождение от уплаты отдельных налогов.
При использовании торговым предприятием прямых налоговых льгот следует учесть, что все они носят целевой характер. В соответствии с целью их предоставления и использования при формировании налоговой политики все налоговые льготы рекомендуется подразделять на три группы:
а) налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям торговых предприятий. К их составу относятся льготы, предоставляемые малым предприятиям, предприятиям общественных организаций инвалидов, совместным предприятиям с иностранными инвестициями и т.п.
б) налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственных операций. К их составу относятся льготы по осуществлению отдельных реальных инвестиций (например, при реконструкции и модернизации активной части основных фондов), по доходам от государственных облигаций и т.п.;
в) налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных групп товаров. К их составу относятся льготы по уплате налога на добавленную стоимость по отдельным товарам, акцизного сбора (он установлен лишь на определенные группы товаров), таможенных пошлин и т.п.
В соответствии с такой группировкой торговое предприятие может на альтернативной основе формировать свою налоговую политику, соответствующим образом диверсифицируя организационные формы своих филиалов, виды хозяйственных операций, ассортимент реализуемых товаров.
3. Учет непрямых налоговых льгот в формировании налоговой политики предприятия. Состав непрямых налоговых льгот определяется различными возможностями уменьшения налогообложения. По группе налогов, уплачиваемых за счет прибыли, основные возможности заключены в быстрейшем списании на издержки обращения отдельных затрат (например, при ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов).
4. Учет региональных особенностей формирования налоговой политики предприятия. В процессе региональной диверсификации деятельности торговых предприятий возникают возможности использовать налоговые преимущества, действующие на отдельных территориях. При этом выделяют, как правило, три группы региональных образований с различной системой налогообложения:
а) специальные (свободные) экономические зоны своей страны. В границах этих зон законодательно устанавливается и действует специальный налоговый режим;
б) сопредельные страны с более льготной налоговой системой. Такие страны могут быть объектом региональной диверсификации деятельности торговых предприятий, в первую очередь, размещенных в приграничных областях;
в) оффшорные территории. Как правило, для этого выбирают территории с очень низким уровнем налогообложения торговой деятельности (а иногда безналоговые зоны).
5. Расчет плановых сумм налоговых платежей в предстоящем периоде.
6. Оценка эффективности разработанной налоговой политики предприятия. Такая оценка осуществляется с помощью системы соответствующих показателей, основными из которых являются:
а) коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее обобщенную характеристику избранной политики налогообложения, показывая как соотносятся между собой показатели чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
Эн=ЧП/Но,
где Эн — коэффициент эффективности налогообложения;
ЧП — планируемая (или целевая) сумма чистой прибыли;
Но — общая сумма плановых налоговых платежей.
б) налогоемкость товарооборота. Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу товарооборота (объема реализации товаров). Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
НЕт=Но/Рп,
где НЕт — планируемая налогоемкость реализации товаров (товарооборота);
Но — общая сумма плановых налоговых платежей;
Рп — плановый объем реализации товаров.
в) налогоемкость доходов. Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу валового дохода торгового предприятия. Он рассчитывается по следующей формуле:
НЕвд=Но/ВДп,
где НЕвд — планируемая налогоемкость доходов предприятия;
Но — общая сумма плановых налоговых платежей;
ВДп — плановая сумма валового дохода.
г) коэффициент льготного налогообложения. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно торговое предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налоговым платежам в целом (или по отдельным видам налогов). При расчете этого показателя используется следующая формула:
Клн=Снл/(Снл+Но),
где Клн — коэффициент льготного налогообложения;
Снл — общая сумма налоговых льгот, используемых торговым предприятием;
Но — общая сумма плановых налоговых платежей.
продолжение
--PAGE_BREAK--