Реферат по предмету "Экономика"


Производственная и социальная инфраструктура

РЕФЕРАТ
Подисциплине: Экономика предприятия
На тему: Производственнаяи социальная инфраструктура

Содержание
1.    Понятие, виды и значение инфраструктуры
2.    Система технического обслуживанияпредприятия
3.    Социальная инфраструктура идеятельность предприятия
4.    Формирование и развитиеинфраструктуры
5.    Список литературы

1.Понятие, виды и значение инфраструктуры
Инфраструктурапредприятия — комплекс цехов, хозяйств и служб обеспечивает необходимые условиядля его деятельности (функционирования); она служит своеобразным «тыломпроизводства», без которого невозможна работа любого предприятия (фирмы).Различают производственную и социальную инфраструктуру, состоящую изопределенных элементов.
Производственнаяинфраструктура предприятия — совокупность подразделений, не принимающихнепосредственного участия в производстве основной (профильной) продукциипредприятия, но своей деятельностью создаются необходимые условия для работыосновных цехов.
Состав иразмеры объектов производственной инфраструктуры зависят от отрасли, типа имасштабов производства, особенностей конструкции и технологии производстваизделий, уровня специализации конкретного предприятия (фирмы).
В составпроизводственной структуры предприятия входят вспомогательные и обслуживающиецехи (участки) и хозяйства, коммуникационные сети, средства сбора и храненияинформации, природоохранные сооружения.
В составсоциальной инфраструктуры входят учреждения общественного питания,здравоохранения, спортивные сооружения, детские дошкольные учреждения,учреждения образования, культуры и отдыха, жилищно-коммунальное хозяйство.
Присовременных условиях хозяйствования в сфере технического обслуживания производствана предприятиях разных отраслей занято приблизительно 40 — 50% общейчисленности персонала. Это объясняется не только большими объемами работ пообслуживанию основного производства, но и тем, что многие вспомогательные иобслуживающие операции трудно поддаются механизации и автоматизации.
Возрастаниероли и значения производственной инфраструктуры предприятия обусловливаетсятем, что:
1)повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессовувеличивает объемы и сложность работ по ремонту и наладке оборудования,нуждается в расширении номенклатуры инструментов, оборудования иприспособлений; переход к новым технологиям и ускорению технологических режимовоборудования повышают требования к качеству и увеличивают потребность в разныхвидах энергии;
2) усложнениепроизводственных процессов и углубление внутрипроизводственных связейувеличивают объемы транспортных работ;
3) постоянновозрастает нагрузка на коммуникационные сети предприятия.
Длядостижения высоких хозяйственных результатов деятельности предприятия важносоздать комфортную социальную среду и благоприятный психологический климат,активизировать социальную мотивацию труда. Все это оказывает непосредственноевлияние на производительность труда и конечные результаты деятельностипредприятия.
2. Система технического обслуживания предприятия
Систематехнического обслуживания производства — это совокупность процессов поподдержанию в рабочем состоянии машин, оборудования и других средств труда;обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, инструментом, энергией;выполнению транспортных и других подобных операций.
Систематехнического обслуживания производства включает:
Инструментальноехозяйство. Кобщезаводским подразделениям относятся инструментальный отдел (управления),инструментальные цехи, центральный инструментальный склад (ЦИС), измерительныелаборатории; к цеховым — цеховые бюро (БИХ), инструментально-раздаточныекладовые (ИРК) и мастерские по заточке и ремонту инструмента.
Ремонтноехозяйство. Организационно-производственнаяструктура ремонтного хозяйства определяется объемом производства и принятойформой организации ремонта. К общезаводским ремонтным подразделениям относятотдел главного механика (ОГМ), ремонтно-механический цех (РМЦ), склад оснасткии запасных частей. На небольших предприятиях в состав ремонтного хозяйствавходит и энергохозяйство. К цеховым ремонтным подразделениям относят Цеховые(ЦРБ) и корпусные ремонтные базы (КРБ) в производственных цехах.
Руководстворемонтным хозяйством осуществляет главный механик завода через ОГМ, которыйсостоит из ряда бюро: оснастки (планового ремонта), планово-производственного,технического. Отдел главного механика осуществляет конструкторскую,технологическую, производственную и планово-экономическую работу для всего ремонтногохозяйства завода.
Транспортноехозяйство. Структуратранспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота,особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйствазавода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо,колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт спричалами, подвесные дороги и т. п.
Накрупных заводах с большим грузооборотом, который требует применения всех видовтранспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного,безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство натаких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводахсоздается единый транспортный цех, который включает несколько участков по видамтранспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующимприменения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйствадля нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при главном заводеили выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственногохарактера.
Транспортныецехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеетслужбы: движения (эксплуатации); тяги (подвижного состава); пути;погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеютслужбу эксплуатации.
Складскоехозяйство. Основнымизадачами складского хозяйства являются: приемка и хранение материалов,подготовка их к производственному потреблению, снабжение ими цехов, соблюдениенорм запасов и контроль за расходованием материалов.
Структураскладского хозяйства завода определяется номенклатурой потребляемых материалов,типом и объемами производства, уровнем его специализации и кооперирования. Чащевсего склады классифицируются по: их месту в производственном процессе, родухранимых материалов, техническому устройству и мере пожарной опасности.
По местув производственном процессе (и подчиненности) склады предприятия делятся наматериальные (снабженческие), производственные и сбытовые. Материальные складыподчинены отдел) материально-технического снабжения. Это складыпроизводственных запасов сырья, материалов и других материальных ресурсов ихвключению в процесс производства. К производственным относятся складыполуфабрикатов, оборудования и запасных частей. Эти склады подчинены соответственноотделам производства, главного механика и инструментальному отделу завода. Насбытовых складах хранится готовая продукция и подчинены они отделу сбыта.
По родухранящихся материалов склады бывают универсальные специализированные, они могутбыть также централизованными, прицеховыми и цеховыми.
Потехническому оборудованию склады делятся на: открытые (площадки), полузакрытые(навесы) и закрытые (здания).
Энергетическоехозяйство. Основной егозадачей является надежное и бесперебойное обеспечение предприятия всеми видамиэнергии установленных параметров при минимизации затрат. Объем и структурапотребляемых энергоресурсов зависят от мощности предприятия, вида выпускаемойпродукции, характера технологических процессов, а также связей предприятия срайонными энергосистемами.
Энергетическоехозяйство предприятия делится на две части: общезаводскую и цеховую. Кобщезаводской относятся генерирующие, преобразующие установки и общезаводскиесети, которые объединяются в ряд специальных цехов (участков) — электросиловой,теплосиловой, газовый, слаботочный, электромеханический. Состав цехов зависитот энергоемкости производства и связей завода с внешними энергосистемами. Накрупных и средних машиностроительных предприятиях энергетическое хозяйствовозглавляет главный энергетик; на небольших — все энергохозяйство может бытьобъединено в один-два цеха или даже участка в службе главного механика.
Цеховуючасть энергохозяйства образуют первичные энергоприемники (потребители энергии —печи, станки, подъемно-транспортное оборудование), цеховые преобразующиеустановки и внутрицеховые распределительные сети.
Ремонтноехозяйство предприятия
В процессе эксплуатации технологическоеоборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянноготехнического обслуживания. Восстановление трудоспособности оснащенияосуществляется при помощи его ремонта, который должен не только восстанавливатьпервичное состояние оборудования и значительно улучшать его основныетехнические характеризуй за счет модернизации. Таким образом, суть ремонтасостоит в хранении и качественном восстановлении трудоспособности обоснованияпутем замены или восстановления изношенных деталей, регулирования механизмов.
Только вмашиностроении затраты на ремонт оборудования ежегодно достигают 17 — 26% егопервичной стоимости, составляющей 5 — 8% себестоимости продукции предприятия.Практика показывает, что затраты на ремонт и техническое обслуживаниеоборудования постоянно увеличиваются, растут мощности ремонтных служб ичисленность ремонтных рабочих.
Основнаязадача ремонтного хозяйства — обеспечение бесперебойной эксплуатацииоборудования при минимальных затратах на ремонтное обслуживание. Эта задачарешается путем рациональной организации текущего обслуживания в процессеэксплуатации оборудования; своевременного планового ремонта; модернизацииустаревшего оборудования; повышения организационно-технического уровняремонтного хозяйства.
Организационно-производственнаяструктура ремонтного хозяйства определяется объемом производства и принятойформой его организации. На крупных заводах существуют общезаводские и цеховыеремонтные службы, на небольших ремонтное хозяйство централизовано в масштабезавода. К общезаводским ремонтным подразделениям относят отдел главногомеханика (ОГМ), ремонтно-механический цех (РМЦ), склад оснастки и запасныхчастей. На небольших предприятиях в состав ремонтного хозяйства входит иэнергохозяйство. К цеховым ремонтным подразделениям относят цеховые (ЦРБ) икорпусные (КРБ) ремонтные базы в производственных цехах.
Руководстворемонтным хозяйством осуществляет главный механик завода через ОГМ, котороесостоит из ряда бюро: оборудования (планового ремонта),планово-производственного, технического. Отдел главного механика осуществляетконструкторскую, технологическую, производственную и планово-экономическуюработу для всего ремонтного хозяйства завода.
Ремонтно-механическийцех подчиняется главному механику и осуществляет капитальный ремонт имодернизацию сложного оборудования, изготовление запасных частей инестандартного оборудования, предоставляет помощь цеховым ремонтным службам.Структура РМЦ имеет комплексный характер и обеспечивает выполнение всехремонтных работ и их обслуживание. К числу отделений и участков РМЦ относятдемонтажное, заготовительное, механическое, слесарно-сборочное, кузнечное,сварочное, жестяных работ, восстановления деталей, окрасочное и др.
В составцеховой ремонтной базы входят механическая мастерская, слесарный участок,ремонтные бригады, кладовая. Руководство ремонтными работами в цехахосуществляют механики цехов через мастеров и бригадиров. Виды и объемывыполняемых в цехе ремонтных работ определяются принятой на заводе формойорганизации ремонта оборудования.
Состав иколичество основного оборудования в ремонтных подразделениях должныобеспечивать выполнение всех видов ремонтных работ, изготовление запасныхчастей и нестандартного оборудования, а также осуществление модернизации.Основное оборудование ремонтных служб — универсальные станки для обработкиметалла резанием (токарно-револьверные — 50%, фрезерные — 12%, шлифовальные — 16% и др.).
Организацияремонтного хозяйства и техническое обслуживание оборудования базируются насистеме планово-предупредительных ремонтов (ППР).
СистемойППР оборудованияназывается совокупность запланированных организационных и техническихмероприятий по уходу, надзору, его обслуживанию и ремонту оборудования.Основная цель этих мероприятий — предотвращение прогрессивно нарастающегоизноса, предупреждение аварий и поддержание оборудования в состоянии постояннойготовности к работе. Система ППР включает техническое обслуживание и плановыеремонты — текущий и капитальный.
Системапериодических ремонтов и нормативная ее часть положены в основу Типовой системытехнического обслуживания и ремонта металло- и деревообрабатывающегооборудования. Суть типовой системы состоит в том, что после отработки каждымагрегатом определенного количества часов проводятся осмотры и разные видыплановых ремонтов, чередование и периодичность которых определяются назначениемагрегата, его конструктивными и ремонтными особенностями и условиямиэксплуатации.
Типоваясистема предусматривает проведение таких работ: техническое обслуживание,плановые ремонты оборудования и неплановые (аварийные) ремонтные работы.
Техническоеобслуживание состоит в наблюдении за состоянием оборудования и правильностьюего эксплуатации, регулировании Механизмов и устранении мелких неисправностей.Качественное выполнение работ по техническому обслуживанию обеспечивает поддержаниеработоспособности оборудования, значительно удлиняет сроки его службы исокращает затраты на плановые ремонты. Техническое обслуживание выполняется вовремя перерывов в работе оборудования производственными рабочими и дежурнымислесарями.
Плановыеремонты в зависимости от объема, сложности и сроков проведения работ делятся натекущие, средние и капитальные. Текущий ремонт предусматривает замену иливосстановление отдельных изношенных деталей без разборки станка, регулированиемеханизмов и обеспечение работоспособности агрегата до очередного плановогоремонта. Средний ремонт предполагает частичную разборку агрегата (ремонтируютсяотдельные узлы, заменяются или восстанавливаются основные изношенные детали,частично восстанавливается ресурс оборудования).
Прикапитальном ремонте осуществляется полная разборка агрегата, замена всехизношенных деталей и узлов, ремонт базовых деталей, сборка, регулирование ииспытание агрегата под нагрузкой. Капитальный ремонт должен не тольковосстанавливать первичные характеристики агрегата, но и улучшать их за счетмодернизации. Модернизация устраняет моральный износ устаревшего оборудования ипредусматривает или повышение общетехнического уровня агрегата, или егоприспособление для выполнения специальных работ.
Ремонты,вызванные отказами и авариями оборудования, называются неплановыми(аварийными). При хорошо организованной системе обслуживания, ремонта и высокойкультуре эксплуатации оборудования необходимость в неплановых ремонтах, какправило, не возникает.
Основа регламентацииремонтных работ — нормативная база типовой системы, предусматривающая такиеосновные нормативы: структуру и продолжительность ремонтного цикла агрегата,длительность межремонтных периодов, структуру и продолжительность циклатехнического обслуживания, категорию сложности ремонта, нормы трудоемкости,затраты материалов и простои в плановом ремонте и др.
Структураремонтного цикла определяет перечень и чередование плановых ремонтов внутрицикла.
Продолжительностьремонтного цикла — число часов оперативного времени работы агрегата от началавведения его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумякапитальными ремонтами. Она определяется умножением установленного нормативаотработанных часов для каждого вида оборудования на коэффициенты, характеризующиеобрабатываемый материал, материал применяемого инструмента, класс точностиоборудования, категорию массы, ремонтные особенности, условия эксплуатации,возраст.
Заединицу ремонтной сложности механической части принята ремонтная сложностьусловного оборудования, трудоемкость капитального ремонта которого в условияхсреднего ремонтно-механического цеха составляет 50 ч, а за единицу ремонтнойсложности электрической части оборудования — соответственно 12,5 ч. Категориясложности ремонта определяется по числу единиц сложности ремонта, присвоенныхданной группе оборудования.
Техническоеобслуживание оборудования осуществляется между плановыми ремонтами ипредусматривает ежедневную чистку, смазывание, соблюдение правил эксплуатацииоборудования, своевременное регулирование механизмов и устранение мелкихнеисправностей.
Типоваясистема технического обслуживания и ремонта металло-и деревообрабатывающегооборудования, придает техническому обслуживанию регламентированный характер.Все работы по техническому обслуживанию четко регламентируются по ихсодержанию, трудоемкости, периодичности выполнения и распределению поисполнителям.
Исходяиз годового плана-графика завода цеховые механики составляют месячныеоперативные планы по оборудованию своего цеха и выдают задания ремонтнымбригадам. Подготовка к ремонту включает техническую, материальную иорганизационную.
Техническаяподготовка предусматриваетразработку конструкторской и технологической документации: альбома чертежейсменных деталей и узлов, паспорта оборудования, схемы управления, инструкции порегулированию и уходу за оборудованием в процессе эксплуатации, технологическихкарт разборки и сборки агрегатов и механизмов, типовых технологическихпроцессов изготовления и ремонта запасных деталей, типового оборудования иприспособлений для механизации трудоемких ремонтных работ.
Материальнаяподготовка предусматриваетсвоевременное приобретение или изготовление запасных деталей и узлов, снабжениеинструментом и приспособлениями, а также материалами и покупными комплектующимиизделиями.
Наравнес технической и материальной подготовкой необходимо провести организационныемероприятия по обеспечению выведения в ремонт, т. е. согласование сроковремонта с выполнением календарного плана производства на данном участке.
Сокращениепростоя оборудования в ремонтах — важная организационно-экономическая задача.Ее решение приводит к уменьшению парка оборудования (или к увеличению выпускапродукции), повышению коэффициента его использования.
Инструментальноехозяйство занимает ведущее место в системе технического обслуживанияпроизводства. Технический и организационный уровень предприятия определяетсявысокой оснащенностью его моделями, штампами, прессами-формами, приспособлениями,режущими, измерительными и вспомогательными инструментами и приборами, которыеобъединяются в общий комплекс технологической оснастки. От меры еесовершенства, своевременности обеспечения ею рабочих мест и размеров затрат наинструмент зависят важнейшие показатели работы предприятия: производительностьтруда, качество и себестоимость продукции, ритмичность производства.
Затратына инструмент и другую оснастку в массовом производстве достигают 25 — 30%, всерийном — 10 — 15%, в мелкосерийном и единичном — до 5% стоимостиоборудования, а удельный вес этих затрат в себестоимости выпускаемой продукции,составляет соответственно 8 — 15, 6 — 8 и 1,5 — 4%.
Учитываяэто на предприятиях создаются службы инструментального хозяйства, на которыевозлагаются следующие основные задачи:
а)      бесперебойноеобеспечение рабочих мест инструментом и другой оснасткой путем собственногопроизводства или приобретения со стороны;
б)      организациярациональной эксплуатации инструмента, обеспечивающая сокращение затрат на еговосстановление;
в)      систематическоеповышение качества инструмента путем внедрения новых конструкций, прогрессивныхматериалов и технологий.
Организационно-производственнаяструктура инструментального хозяйства представляет собой совокупностьобщезаводских и цеховых подразделений, занятых проектированием, изготовлением,приобретением эксплуатацией инструмента.
Кобщезаводским органам инструментального хозяйства относятся инструментальныецехи, мастерские восстановления оснастки, центральный склад инструментальногохозяйства (ЦИС), инструментальный отдел. Они производят технологическуюоснастку на предприятии, приобретают ее на стороне, осуществляют централизованноехранение и выдачу ее цехам-потребителям, восстанавливают изношенноеоборудование. В инструментальных цехах изготовляют и восстанавливаютнестандартное оборудование. ЦИС осуществляет приемку всей оснастки, организуетхранение, учет запаса и ее движение, выдает цеховым инструментально-раздаточнымкладовым (ИРК). Инструментальный отдел выполняет планово-диспетчерские Функциипо обеспечению предприятия оснасткой, производству ее в инструментальных цехах,а также осуществляет технический надзор за эксплуатацией и контроль еесостояния. Он находится в ведении главного инженера или главного технологапредприятия.
Кцеховым органам инструментального хозяйства относятся инструментально-раздаточныекладовые и мастерские по заточке инструмента и текущему ремонту оснастки. ИРКобеспечивает оснасткой рабочие места цеха, организует ее хранение и учет, сбори передачу в ЦИС изношенной оснастки, сбор и передачу оснастки в ремонт и режущегоинструмента — на заточку, выдает оснастку на рабочие места и обеспечивает еевозвращение.
Задачейорганизации производства инструмента является обеспечение выполненияпроизводственной программы, изготовление инструмента с наилучшимитехнико-экономическими показателями Организация производства в инструментальныхцехах имеет преимущественно мелкосерийный и единичный характер и состоит издвух основных этапов: подготовки производства и регулирования процессапроизводства.
Подготовкапроизводства осуществляется общезаводскими технологическими службами (ОГТ,отдел главного металлурга, инструментальный отдел) и предусматриваетконструкторскую, технологическую, материальную подготовку и определениепропускной способности (мощностей) инструментальных цехов.
Впроцессе подготовки осуществляются: конструирование инструмента, разработкатиповых технологических процессов его изготовления, заточка и ремонт;разработка мероприятий по повышению организационно-технического уровняинструментального производства; разработка руководящих и нормативных материаловдля инструментальных служб.
Материальнаяподготовка предусматривает поиск прогрессивных инструментальных материалов,определение общей потребности в материалах, своевременное приобретение илиизготовление заготовок, координацию работы с заготовительными цехами и отделомснабжения
Регулированиепроцесса производства состоит в оперативном распределении объема работпроизводственной программы по всем подразделениями инструментального цеха, установлениисрока их выполнения и диспетчерском обеспечении хода производства. Основнымоперативно-плановым документом инструментального цеха является месячнаяпроизводственная программа, определяющая номенклатуру заказов и количествоединиц инструмента, подлежащего изготовлению. Производственные отделения,участки и постоянные рабочие места цеха, кроме месячного задания, получают ещедекадные и сменно-суточные задания.
Организацияэксплуатации инструмента — основная задача инструментального хозяйства. Онавключает такие функции: организация труда ЦИС и ИРК, обеспечение рабочих местинструментом, организация заточки, ремонта и восстановления инструмента,технический надзор.
Центральныйинструментальный склад осуществляет приемку, проверку, хранение, выдачу и учетдвижения инструмента. Весь инструмент поступает в ЦИС, где он подвергаетсяприемочному контролю и оформляется. Выдача инструмента в эксплуатациюпроводится только через ИРК цехов по установленным лимитам. Учет в ЦИС ведетсяпо карточкам, в которых указываются: наименование, индекс, установленные нормыпо системе «максимум—минимум» и движение инструмента.
Инструментально-раздаточныекладовые располагаются в производственных цехах и осуществляют бесперебойноеобеспечение рабочих мест необходимым инструментом и его хранение.
Организацияобслуживания рабочих мест инструментом должна обеспечивать своевременную икомплектную доставку, минимальные затраты времени на получение и замену,простой и четкий учет инструмента, находящегося на рабочих местах.
Инструментмассового использования после полного износа может восстанавливаться впервичных размерах и использоваться по прямому назначению; может переделыватьсяв инструмент меньших размеров того же назначения; может использоваться какзаготовка для инструмента других типоразмеров.
Приобщей оценке состояния организации инструментального хозяйства используютсяпоказатели: удельный вес затрат на инструмент в себестоимости, уровень потерьот простоев рабочих и оборудования вследствие несвоевременного обеспечения рабочихмест оснасткой, состояние запасов последней.
Дляусовершенствования организации инструментального обслуживания необходимоповысить уровень стандартизации и унификации технологической оснастки, ширеприменять типовые технологические процессы, специализацию производстваоднотипной оснастки, расширять объемы восстановления инструмента наспециализированных предприятиях и в специализированных цехах (участках)Усиливать технадзор за состоянием инструментального хозяйства,Усовершенствовать планирование, учет и нормативную базу инструментальныххозяйств на основе использования электронно-вычислительной техники.
Энергетическоехозяйство
Современноепроизводство потребляет в больших объемах электроэнергию, топливо и другиеэнергоносители (пар, сжатый воздух, горячую воду). В задачи энергетическогохозяйства входит: выпол/>нение правил эксплуатацииэнергетического оборудования, организация его технического обслуживания иремонта, проведение мероприятий, направленных на экономию энергии и всех видовтоплива. Основной задачей энергетического хозяйства является надежное ибесперебойное обеспечение предприятия всеми видами энергии установленныхпараметров при минимальных затратах.
Энергетическоехозяйство предприятия делится на две части -общезаводскую и цеховую. К общезаводскойотносятся генерирующие и преобразующие установки и общезаводские сети, которыеобъединяются в специальные цехи (участки) — электросиловой, теплосиловой,газовый, слаботочний, электромеханический. Состав цехов зависит отэнергоемкости производства и связи завода с внешними энергосистемами. Накрупных и средних предприятиях энергетическое хозяйство возглавляет главныйэнергетик. На небольших предприятиях все энергохозяйство может быть объединенов один-два цеха или даже участка в службе главного механика.
Цеховуючасть энергохозяйства образовывают первичные энергоприемники (потребителиэнергии) — печи, станки, подъемно-транспортное оборудование, цеховыепреобразующие установки и внутрицеховые распределительные сети.
Режимэкономии энергетических ресурсов обусловливает необходимость нормированияэнергии и энергоносителей. Нормы делятся на дифференцированные и укрупненные.Дифференцированные (удельные) нормы устанавливают затраты энергии по отдельнымагрегатам, на отдельные детали и другие единицы измерения продукции;укрупненные — затраты по участку, цеху и предприятию на единицу или условнуюединицу продукции. К укрупненным нормам относятся затраты энергии: на 1 тзаготовок, комплект деталей на изделие, сборочную единицу или изделие, на 1000грн. продукции. Технически обоснованные нормы определяются по операциям расчетнымметодом.
Потребностьв энергии и энергоносителях определяется на основе балансового методапланирования. Для этих целей составляются сводные балансы и балансы поотдельным видам энергии и энергоносителей. В затратной части балансапоказывается расчетная плановая потребность в энергии на всю производственную,хозяйственно-бытовую И непроизводственную деятельность предприятия, а вприбыльной — источники покрытия этой потребности: получение энергии и топливаот районных систем, изготовление на собственных генерирующих установкахпредприятия, использование повторных энергоресурсов. Перспективные балансы (напять и более лет) служат основой для усовершенствования и реконструкцииэнергетического хозяйства предприятия. Основной формой планированияэнергоснабжения в настоящее время являются годовые энергобалансы. Наравне сплановым составляется отчетный баланс, служащий средством контроля завыполнением плановых показателей использования энергоресурсов и изысканиярезервов.
Дляучета колебаний в спросе на разные виды энергии составляют суточные графики ихпотребления по календарным периодам (сезонам), которые служат основой дляустановления максимальной потребности на планируемый период, и разработкимероприятий по развитию энергетического хозяйства.
Основныминаправлениями усовершенствования энергетических хозяйств предприятий являются:переход на централизованное энергоснабжение, их укрупнение, использованиетехнически обоснованных норм расхода энергоносителей, применение экономичныхэнергоносителей, вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных видовэнергии, внедрение рациональных методов организации ремонта и техническогообслуживания оборудования и сетей, автоматизация управления производством ипотреблением энергии.
Технико-экономическиепоказатели энергетического хозяйства объединяются в четыре группы: производствои распределение энергии (например, удельный расход топлива на производствоэнергии), удельный расход энергии и энергоносителей (например, на 1 тпригодного отлива на машину), себестоимость производства энергии,энерговооруженность.
Транспортноехозяйство
Процессизготовления продукции на предприятиях сопровождается перемещением большогоколичества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива,готовой продукции, отходов. В течение производственного цикла все эти грузымногократно перемещаются в результате погрузочно-разгрузочных операций, вомного раз Увеличивающих объем транспортных работ. На каждую технологическуюоперацию приходится несколько транспортных. Это предопределяет большие затратына транспортные работы, которые составляют 10 — 30% косвенных затрат всебестоимости продукции, а численность транспортников составляет около 12%общего числа рабочих.
Внутризаводскойтранспорт не только средство перемещения грузов, но и орудие труда,организующее работу подразделений предприятия в заданном ритме (графике).
Транспортноехозяйство должно решать такие задачи: своевременное обеспечение производствавсеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организацияэксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальныхзатратах на транспортировку; развитие технической базы и механизация всехтрудоемких транспортных процессов.
Структуратранспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота,особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйствазавода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо,колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт спричалами, подвесные дороги и т. п.
Набольших предприятиях с большим грузооборотом, требующим применения всех видовтранспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного,безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство натаких предприятиях возглавляет транспортно-технический отдел. На среднихпредприятиях создается единый транспортный цех, включающий несколько участковпо видам транспорта. Для мелких предприятий с небольшим грузооборотом, нотребующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортныехозяйства для нескольких предприятий.
Транспортныецехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный имеетслужбы: движения (эксплуатации), тяги (подвижного состава), пути,погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеютслужбу эксплуатации (организация перевозок) и техническую (поддержаниеподвижного состава в исправном состоянии). Транспортный цех (отдел) осуществляет:планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производстваперевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонтом, учетработы транспортного хозяйства.
Транспортныехозяйства предприятий имеют железнодорожный, безрельсовый (автомобильный,тележечный), водный, механический виды транспорта.
Железнодорожныйтранспорт имеет высокую провозную способность и пригоден для перевозки разныхгрузов. Использование его наиболее целесообразно для внешних перевозок.
Безрельсовыйтранспорт применяется для внешних и внутренних (межцеховых, внутрицеховых)перевозок. В качестве транспортных средств безрельсового транспорта применяютсяавтомобили (в том числе тягачи с прицепами), авто- и электрокары,автопогрузчики. Автомобильный транспорт самый распространенный, однако егоцелесообразнее использовать для внешних перевозок с целью большей загрузки ииспользования скорости. Другой транспорт данного вида под названиемнапольно-тележечный широко используется для меж- и внутрицеховых перевозок.Малые габариты и маневренность тележек позволяют осуществлять подачу грузов нарабочие места, механизировать погрузочно-разгрузочные работы внутри вагонов,барж и т. п.
Водныйтранспорт используется для перевозки главным образом топлива, строительных материалов.
Механическийтранспорт используется для внутрицеховых, межоперационных перевозок, иногдамежцеховых. К средствам механического транспорта относятся мостовые краны,монорельсовые и подвесные пути, лифты, подъемники, конвейеры и т. д. Наиболееперспективный и экономичный вид транспорта — подвесные пульсирующие конвейеры савтоматической адресовкой грузов. В случаях применения пакетирования иконтейнеризации грузов такие конвейеры сводят к минимуму количество перегрузок.
Крометранспортных средств, предприятия имеют в своем распоряжении большуюноменклатуру погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных механизмов(механические лопаты, тали, домкраты, лебедки и т. п.).
Объемтранспортных работ по предприятию (грузооборот) определяется на основе данных околичестве поступающих и отправляемых грузов с учетом их номенклатуры ивнутризаводских перемещений в процессе использования.
Грузооборот— общая масса грузов,транспортируемых на предприятии за определенный период (сутки, месяц, год).Объем грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктом погрузки иразгрузки или через данный пункт за определенный период времени, называетсягрузопотоком. Грузооборот равен сумме всех грузопотоков по заводу.
Выборвида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов ифизико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направленийперемещения грузов и способа их погрузки и разгрузки, назначения транспорта,конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода и т. п.
Техническаяхарактеристика выбранных транспортных средств Дополняется расчетом ихэкономической целесообразности с использованием следующих показателей:временной производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза,затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехническойскорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен отвечать конкретнымусловиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделенийпредприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение иэксплуатацию транспорта.
Расчетколичества транспортных средств в общем виде проводится исходя из суточногогрузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использованиягрузоподъемности и числа рейсов в сутки.
Планированиеработы транспортного хозяйства состоит в составлении годового (квартального)плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основныхпоказателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет: производственнойпрограммы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количестватранспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы,сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства.
Складскоехозяйство
Запасыматериалов, сырья, топлива, полуфабрикатов, инструмента, оснастки, готовойпродукции хранятся на разных складах предприятия, представляющих собойхранилища разного рода производственных запасов. Кроме хранения, на складахвыполняется большой комплекс работ по подготовке материалов к производственномупотреблению и снабжению ими цехов и других подразделений завода.
Основныезадачи складского хозяйства: приемка и хранение материалов, подготовка их кпроизводственному потреблению, снабжение ими цехов, соблюдение норм запасов иконтроль за расходованием материалов.
Структураскладского хозяйства завода определяется в зависимости от номенклатурыпотребляемых материалов, типа и объемов производства, уровня его специализациии кооперирования. Чаще всего склады классифицируются по: их месту впроизводственном процессе, роду хранимых материалов, техническому устройству имере пожарной опасности.
По местув производственном процессе (и подчиненности) склады предприятия делятся наматериальные (снабженческие), производственные и сбытовые. Материальные складыподчинены отделу материально-технического снабжения и на них хранятсяпроизводственные запасы сырья, материалов и других материальных ресурсов до ихвключения в процесс производства. К производственным относятся складыполуфабрикатов, оборудования и запасных частей к нему, центральныйинструментальный. Эти склады подчинены соответственно отделам производства,главного механика и инструментальному отделу предприятия. На сбытовых складаххранится готовая продукция и подчинены они отделу сбыта.
По родухранимых материалов, склады бывают универсальные и специализированные, онимогут быть также централизованными, прицеховыми и цеховыми.
Потехническому оборудованию склады делятся на открытые (площадки), полузакрытые(навесы) и закрытые (здания).
Общаяплощадь складских помещений рассчитывается с учетом максимальной нормы запасаматериалов. Она включает: полезную площадь, занятую хранимыми материалами илиустройствами; оперативную, занятую приемочно-отпускными и сортировочнымиплощадками, проходами и проездами; конструктивную — под перегородками,колоннами, лестницами, подъемниками и площадь служебно-бытовых помещений.
Отношениеполезной площади к общей называется коэффициентом использования площади склада.
Расчетполезной площади проводится по удельным нагрузкам (при хранении материалов вштабелях) или объемным измерителям (при хранении в стеллажах). Полезная площадьпо удельным нагрузкам определяется делением максимальной нормы складскогозапаса на допустимую нагрузку на 1 м2 площади пола склада.
Размещениескладов на территории завода должно обеспечивать наиболее короткие перевозкигрузов и их быстрейшую доставку в цехи. При этом должно учитываться следующее:прямолинейность грузопотоков, удобство транспортирования грузов и хорошая связьс подъездными путями, приближение хранимых материалов к главнейшимцехам-потребителям этих материалов, пожарная безопасность.
Складскиепомещения оснащаются стеллажами, подъемно-транспортным, весовым и инымоборудованием.
Организацияскладских работ предусматривает приемку, размещение, хранение, подготовку квыдаче и выдачу материалов, а также Учет движения материалов.
Завозкаматериалов на склад проводится по оперативным месячным или декадным планамОМТС. Поступившие материалы принимаются по количеству и качеству согласносопроводительным документам и техническим условиям. В случае недостачи илинекачественности материалов составляются соответствующие документы.
Приразмещении и хранении материалов должно обеспечиваться: их хранение,максимальное использование площадей, а также удобство выполненияприемочно-отпускных и учетных операций. Различают такие принципы размещенияматериалов: сортовой, партионный и комплектный. При хранении материалы обычнорасполагаются в порядке последовательности их номенклатурных номеров.
Организацияотпуска материалов предусматривает подготовку их к производственномупотреблению, т. е. комплектование, нарезку, раскрой металла на заготовки и т.д. Это обеспечивает экономию материалов и контроль за их использованием.Основой для отпуска материалов со складов являются лимиты, устанавливаемые дляцехов и участков на основе их производственной программы и норм расходов.Доставка материалов в цехи проводится или самими цехами (пассивная форма), илискладами по графику (активная форма).
Основныминаправлениями в развитии складского хозяйства являются: комплексная механизацияи автоматизация работ, улучшение использования складских помещений, а такжеорганизация материально-технического снабжения на основе оптовой торговли,внедрения систем материально-технического снабжения типа «точно и своевременно»(«джит» США, «канбан» Япония), значительно сокращающих объем складских запасов.
Ктехнико-экономическим показателям работы транспортного и складского хозяйствотносятся: удельный вес транспортно-складских расходов в себестоимостипродукции, себестоимость перевозки грузов; затраты на машино-час работытранспортного средства или подъемно-транспортной машины, себестоимостьскладского хранения 1 т груза и др.
3. Социальные инфраструктуры и деятельностьпредприятия
Социальныепотребности работников предприятий охватывают широкий круг проблем, касающихсяобеспечения надлежащего уровня и дальнейшего улучшения условий труда,здравоохранения и быта всех категорий персонала предприятий и членов семейэтого персонала, улучшение социально-культурного обслуживания и т. п.
Социальнуюинфраструктуру современного большого предприятия (объединения), направленную наудовлетворение социальных потребностей его работников, образуют: столовые,кафе, буфеты; поликлиники и медпункты; собственные жилые дома и учреждениябытового обслуживания; профессионально-технические училища и институты(факультеты, курсы) повышения квалификации; детские сады и ясли; спортивныезалы и стадионы; библиотеки и клубы (дома или дворцы культуры); дома и базыотдыха.
Управлениедеятельностью подразделений социальной инфраструктуры осуществляет заместительдиректора предприятия (вице-президент акционерного общества) по кадрам исоциальным вопросам. Ему подчинены отделы: кадров, технического обучения,административно-хозяйственный и жилищно-коммунальный, непосредственноруководящие деятельностью соответствующих учреждений социальной инфраструктурыпредприятия.
Комплексноерешение вопросов социального развития коллектива предприятия г один изважнейших факторов повышения эффективности производства (хозяйствования).Современные условия хозяйствования предъявляют высокие требования ко всемкатегориям работников относительно уровня их образования и профессиональнойподготовки, компетентности и творческой активности. Всестороннее и гармоничноеразвитие личности — необходимая предпосылка высокоэффективного труда.
Дляудовлетворения социальных потребностей своих работников предприятиеразрабатывает тан социального развития, то есть обоснованную и обеспеченнуюресурсами систему конкретных мероприятий, направленных на совершенствованиесоциальной структуры кадров, улучшение условий труда и быта работников, а такжеих социально-культурного обслуживания. Все это сказывается на повышениитрудовой активности персонала предприятия (фирмы).
В плансоциального развития включают конкретные мероприятия, направленные на:
·     необходимыеизменения в половой, возрастной, профессиональной и квалификационной структуретрудового коллектива предприятия; повышение уровня специального образованияработников; уменьшение текучести кадров;
·     совершенствованиесанитарно-гигиенических условий труда (снижение шума, вибраций, запыленности изагазованности окружающей природной среды); сохранение трудоспособности втечение Длительного времени и предотвращение утомляемости;
·     повышениебезопасности труда и устранение производственного травматизма; профилактику иснижение профессиональной заболеваемости и т. п.;
·     улучшениежилищных и бытовых условий работников предприятия, их социально-культурногообслуживания (строительство жилья, детских дошкольных учреждений и др.);
·     укреплениематериальной базы учреждений общественного питания, здравоохранения; развитиеучреждений культуры, спорта, отдыха и т. п.);
·     содействиеразвитию трудовой и творческой активности работников (рационализаторскоедвижение, научно-техническое творчество и т. п.);
·     разрешениесоциальных проблем, которые по своему смыслу и финансовым потребностям выходятза пределы отдельного предприятия.
4. Формирование и развитие инфраструктуры
Капитальное строительство — это процесс создания новых, а такжереконструкция, техническое переоснащение и расширение действующихпроизводственных и инфраструктурных объектов предприятий (объединений).
Видыработ, относящиеся к сфере капитального строительства:
1) строительствообъектов производственного и социального назначения;
2) монтажпроизводственного и непроизводственного оборудования и других средств труда;
3) проектно-изыскательские,бурильные и прочие работы, связанные со строительством, реконструкцией илирасширением соответствующих объектов;
4) капитальный ивосстановительный ремонт зданий и сооружений производственного и социальногоназначения.
Освоениеинвестиций в производственные фонды осуществляется с помощью подрядного,хозяйственного или смешанного способов.
Подрядныйспособ — это организационная форма выполненияработ, производства продукции и предоставления услуг самостоятельными фирмами,предприятиями и организациями на основе подрядных договоров и контрактов междуинвесторами и участниками инвестиционной деятельности.
Подряднымспособом могут выполняться любые виды работ: строительные, монтажные,пуско-наладочные, научно-исследовательские, проектно-изыскательские, ремонтные.
В течение длительного периода подряднымспособом выполнялось около 90% всего объема строительно-монтажных работ.
Последовательностали возникать новые модификации этого способа: бригадный, участковый,поточный, сквозной, коллективный и другие виды подряда.
Напринципах бригадного подряда могут осуществлять свою деятельность малыепредприятия. Участковый подряд может быть применен подразделениямистроительных, монтажных организаций и фирм.
Припоточном подряде составляется договор на последовательное сооружение длязаказчика нескольких однотипных объектов например, жилых домов в микрорайонеили линейно-протяженного объекта (автотрассы, линии электропередач,трубопровода и т. п.). В этих условиях работы выполняются поочередно на каждомобъекте или по мере продвижения вдоль трасы линейно-протяженного объекта.
Сквознойподряд предусматривает заключение многостороннего договора между несколькимисубъектами инвестиционного проекта (подрядчиком, субподрядными организациями,поставщиками материалов, оборудования, транспортными фирмами) на общеесооружение объекта для заказчика, начиная с нулевого цикла и заканчивая сдачейобъекта в эксплуатацию.
Приколлективном подряде строительная фирма выполняет работы для несколькихзаказчиков, при этом ее подразделения не закрепляются за конкретным заказчикомотдельным договором. Это позволяет гибко маневрировать трудовыми иматериальными ресурсами с целью соблюдения сроков выполнения каждого проекта.
Какправило, договор заключают два юридических лица — заказчик (инвестор) иподрядчик.
Заказчикомможет выступать: государство, министерство, ведомство, корпорация, объединение,предприятие, учреждение или частное лицо.
Куправлению договором подряда может быть привлечено и третье юридическое лицо,которое, будучи доверенным лицом инвестора (заказчика), действует от его имении представляет его интересы Или в течение всего инвестиционного процесса, или тольков период строительства до введения объекта в эксплуатацию и окончательныхрасчетов.
Подрядчикамимогут выступать строительно-монтажные, проектное и проектно-строительныепромышленные предприятия и организации или их объединения, а также отдельныефизические лица, в       получили в установленном порядке право на участие восуществлении предпринимательской деятельности вообще, и в строительстве вчастности.
Подрядчикможет привлекать для выполнения комплекса, вида или части работ другиеорганизации и фирмы (субподрядчиков). Заключенные при этом договоры называютсясубподрядными. Такие договоры не освобождают подрядчика от ответственностиперед заказчиком за выполнение работ с необходимым качеством и в сроки,предусмотренные договором подряда.
В этомслучае подрядчик по отношению к субподрядчикам становится заказчиком, а поотношению к инвестору (заказчику) -генеральным подрядчиком.
Приподрядном способе реализации инвестиционных проектов в зарубежной и отечественнойпрактике различают следующие наиболее известные типы договоров подряда:генеральные (комплексные), годовые, «под ключ», прямые (отдельные).
Генеральныйдоговор заключается на выполнение строительных и инженерных работ, поставку имонтаж оборудования, благоустройство территории (иногда и пуско-наладочныеработы).
Вотдельных случаях при длительных сроках строительства, кроме генеральногодоговора, могут заключаться годовые договоры с детализацией и уточнениемобязанностей сторон.
Разновидностьюгенерального является договор «под ключ», согласно которому подрядчик принимаетна себя обязательства выполнить комплекс работ и поставку, несетответственность за сооружение объекта.
Прямые(отдельные) договоры заключаются на выполнение фиксированных объемов работ,чаще всего специальных монтажных работ (шеф-монтаж оборудованиязаводом-изготовителем).
Впоследние годы в связи со спадом производства в инвестиционной сфере инвестордля реализации проектов все чаще применяет хозяйственный способ. В условияхкомандно-административной системы хозяйствования этот способ давал неплохиерезультаты, особенно при небольших объемах строительно-монтажных работ,реконструкции и техническом перевооружении.
Всовременных условиях инвестор в ряде случаев вынужден самостоятельно выполнятьстроительные и монтажные работы из-занеобоснованно высокихмонопольных цен, диктуемых строительными фирмами на подрядном рынке. Такимобразом, хозяйственныйспособ — это такая организационная форма, прикоторой инвестиционные проекты реализуются непосредственно инвестором без привлеченияподрядчика. При этом функции инвестора, заказчика и подрядчика соединяются водном юридическом лице, именуемом застройщиком, который одновременно являетсяраспорядителем средств, оперативным руководителем и исполнителемстроительно-монтажных работ.
Дляреализации проекта в составе аппарата застройщика создается управление (отдел)капитального строительства и своя строительная организация (участок),обеспечивающие строительство необходимой проектно-сметной документацией,материально-техническими и трудовыми ресурсами.
Смешанныйспособ является комбинацией подрядного и хозяйственного. Обычно подрядчикомвыполняются сложные материалоемкие виды строительно-монтажных работ, например,монтаж каркаса здания из сборных железобетонных конструкций, а застройщиком —более трудоемкие, например, отделочные работы.
Выбортого или иного способа реализации проекта обосновывается инвестором в егобизнес-плане.

5. Список литературы
1.   Экономикапредприятия. (Учебное пособие) Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. (2010г., 133с.)
2.   «Экономикапредприятия», Титов В.И. (2008г., 416с.)
3.   Экономикапредприятия (фирмы): Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М.(2008г., 2-е изд., 319с.)
4.   Экономикапредприятия. Краткий курс. (Учебное пособие) Ильин А.И. (2007г., 236с.)
5.   Экономика фирмы.(Учебное пособие) Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. (2006г., 400с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Электроснабжение базы жилищно-коммунального хозяйства
Реферат Банковская система РФ 5
Реферат Банковское дело 2
Реферат Банковские пластиковые карточки 2
Реферат Банковская гарантия 3
Реферат Банковское кредитование юридических лиц пути оптимизации 2
Реферат Электроснабжение КТП 17 ЖГПЗ
Реферат леуметтік ой дамуыны негізгі тарихи кезе дері
Реферат «откуда в наш дом приходит вода»
Реферат Охрана труда женщин 2
Реферат Банковский вклад Система страхования физических лиц
Реферат Межбанковский клиринг
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «статистика: теория статистики, социально-экономическая статистика» Направление подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Реферат Достижение уровня образовательного стандарта при обучении химии учащихся с плохо выраженными познавательными потребностями
Реферат Современная массовая культура