Реферат по предмету "Экономика"


Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежный опыт

МИНИСТЕРСТВОКУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕСИТЕТКИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедрауправления экономическими и социальными процессами
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине:«Прогнозирование развития хозяйства»
на тему:«Прогнозирование социально-экономического развития. Отечественный и зарубежныйопыт»
Выполнил:
ЯрофееваЕ.Ю., ФаУ, 3курс,
541группа, №054088
Руководитель:
к.э.н., доц. КакосьянЭ.К.
Санкт-Петербург
2008

Содержание
Введение
Глава 1. Методы прогнозирования социально-экономическихсистем. Отечественный и зарубежный опыт
1.1 Понятие социально-экономической системы и методы еепрогнозирования
1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономическогоразвития в России и за рубежом
Глава 2. Анализ социально-экономического развития страны
2.1 Анализ социально-экономического развития России в 2000 –2007г.г
2.2 Анализ социально-экономического развития Беларуси в2004-2007гг
Глава 3. Прогнозирование социально-экономического развитиястраны
3.1 Прогнозирование динамики ВРП России методом разработкисценария
3.2 Прогнозирование динамики численности населения Беларуси в2008-2009гг. методом экстраполяции
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Прогнозирование по своейсути является важным инструментом в руках управленца, т.к. с помощью прогнозовможно достаточно точно определить тенденцию развития предприятия, отрасли,целой страны.
Прогнозирование образованияявляется немаловажным аспектом деятельности государства. Т.к. образовательнаясистема включает в себя и социальные и экономические стороны развитиягосударства, а значит, играет двойную роль. Имидж государства на мировой арене,его внутренняя стабильность и процветание зависит от правильноспрогнозированной тенденции, поставленных целей и выбора их достижения. Поэтомув управлении государством нужно использовать различные методы прогнозирования,чтобы достаточно точно предсказать дальнейшее развитие страны.
Целью данной курсовойработы является прогнозирование социально-экономического развития различныхстран. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующиезадачи: раскрытие понятия образовательной системы и методов ее прогнозирования,определение наиболее популярных методов прогнозирования образовательногоразвития в России и за рубежом, анализ образования, создание прогноза образовательнойсистемы развития 2-мя различными методами.
Объектом исследованияявляется образования в России.

Глава 1.Методы прогнозирования образовательной системы
 
1.1 Понятиеобразовательной системы и методы ее прогнозирования
Государство являетсясложной организационной структурой, элементы которой влияют на функционированиевсей системы в целом. Поэтому очень важно правильно направить деятельностьуправленческого аппарата на процветание вей страны, а также ее граждан.
Система — это динамический комплексвзаимосвязанных между собой элементов (подсистем), упорядоченный по отношениямкак между системой и ее элементами, так и между самими элементами, обладающийвполне определенными свойствами, наиболее существенными из которых являются единствосистемы, ее целостность.
Кромецелостности, система обладает такими свойствами, как структура, иерархичность,функциональность, непрерывность функционирования, целенаправленность,бесконечность, управляемость и ряд других [2, стр.8].
СЭС представляет собойбольшую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов,которые можно объединить в достаточно широкие подсистемы — экономическую (производственно-технологическую)и социальную.
/>
Рис. 1.1. Структура социально-экономическойсистемы.

Экономическаясистема (экономикастраны) — это система (комплекс) производственных отношений, соответствующихданной ступени развития производительных сил общества. Можно сказать, что тип экономическойсистемы определяется господствующим способом производства.
Социальнаясистема — это система(совокупность) общественных отношений, организаций и форм, определяющихвзаимосвязи между личностью, коллективом, организацией и обществом в целом[2,стр.10].
Всоответствии с системным подходом на входе СЭС можно выделить такие элементы(объекты), которые влияют на функционирование и развитие СЭС и являются приразработке прогнозов ее «прогнозным фоном»:
— мировая система, ее состояние,перспективы развития, основные характеристики, влияющие на функционирование иразвитие СЭС;
—природный потенциал (наличие и качество природных ресурсов и животного мира);
—человеческий потенциал (уровень образования и здоровья людей);
—научно-технический потенциал (искусственная природа);
—экология (состояние сферы обитания людей, окружающей среды);
—внутриполитическое устройство;
—уровень морали, господствующей в стране;
—религиозный фактор.
Резюмируявышеперечисленное, можно выделить основные цели социально-экономической системыстраны, которые должны быть осуществлены под эгидой государственных органов:
а)гармоническое развитие личности, обеспечение каждого члена обществаминимальными условиями, обеспечивающими его свободу и безопасность по всемаспектам;
б)динамическое и эффективное бескризисное развитие страны;
в)обеспечение национальной безопасности страны: политической, экономической (втом числе продовольственной), социальной, экологической, военно-стратегической.
Наиболеезначимыми для целей прогнозирования СЭС являются данные о следующих отраслях:промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговляи общественное питание, здравоохранение, народное образование, культура иискусство, наука и научное обслуживание.
Внастоящее время существует огромное множество более-менее эффективных методовобоснования научных прогнозов.
Приэтом методы прогнозирования различаются не столько процедурой полученияпрогнозного результата, сколько способом описания объекта и среды, взаимнымсоответствием исходной информации и самого метода, а также соответствиемпрогностической силы и возможностей метода целям прогноза[2, стр.39].
Постепени формализации различают интуитивные, формализованные и комбинированные(гибридные) методы прогнозирования.
Генератороммножества допустимых прогнозных заключений при использовании методовинтуитивного прогноза является эксперт либо группа экспертов. При этом механизмвыработки заключения представляет собой интуитивно-логическийанализ ситуации и может строиться на основе прямой оценкиобъекта прогнозирования (метод индивидуального интервью, коллективных комиссийи т.д.) либо включать механизм обратной связи (групповые экспертные оценки,метод мозгового штурма и т.д.).
Формализованныеметодыпрогнозирования базируется на использовании преимущественно фактографическихисточников информации, однако в некоторых ситуациях возможно использование иэкспертной информации. По своему содержанию они представляют собой генераторыпрогнозной информации, построенные с помощью математических методов и моделей.
Комбинированныеметоды прогнозирования являются, по сути, специальными методиками (процедурами)проведения прогнозных исследований и реализуют с той или иной степеньюуспешности принцип системности прогноза (сценарный метод, метод анализаиерархий и т.д.). По своему существу, являясь гибридными, они могут объединятьв рамках единой методики, как интуитивные, так и формализованные методы,основанные как на фактографической, так и на экспертной информации[2, стр. 40].
Насегодняшний день наиболее распространенными инструментами обоснованиясоциально-экономических прогнозов с помощью методов математическогомоделирования можно назвать:
-     экономико-статистические(эконометрические) методы и модели;
-     математическиеметоды обработки экспертной информации.
-     методыпрогнозирования на основе дескриптивных моделей (статических и динамических).
Таблица 1.1
Сравнительные особенностибазовых методов прогнозирования.Характерные черты метода (подхода) Тип методов прогноза
Эконометрические методы и модели прогнозирования
Сценарный подход к прогнозированию Экспертное прогнозирование 1
2
3 4 Видение тенденций будущего
Фокусированное
Системное Фокусированное Основополагающая парадигма
Инерционность
Изменчивость, неопределенность Уникальность Тип переменных факторов Количественные, объективно оценённые, известные Количественные и качественные, субъективно и объективно оценённые, известные В большей степени качественные, чем количественные, субъективно оценённые, известные Взаимосвязи в рамках модели
Статические, фиксированной структуры
Динамические, развивающейся структуры Рассматриваются при необходимости Основание для объяснения будущего
Прошлое объясняет будущее
Будущее — причина действий в настоящем Будущее – субъективное представление опыта, знаний, интуиции эксперта Степень видения будущего
Однозначно и конкретно
Множественно и размыто Однозначно либо субъективно вероятностно заданно Характерные методы
Количественные, детерминированные
Структурно-целевой анализ, математическое моделирование Интуитивно-логический анализ Характер отношения к будущему
Пассивное или адаптивное (будущее происходит)
Активное и креативное (будущее осуществляется) Определяется формулировкой задачи Характерный период упреждения Краткосрочный, среднесрочный
Среднесрочный,
долгосрочный, дальнесрочный Краткосрочный, долгосрочный, дальнесрочный
.
Анализотраслей СЭС с помощью этих методов в совокупности дает представление о том,как развивается государство, насколько крепко экономическое положение каквнутри страны, так и на мировой арене. Социальный аспект также очень важен,т.к. он является основной характеристикой при анализе стабильности той или инойстраны, и неразрывно связан с экономическим аспектом. Поэтому анализ ипрогнозирование социально-экономического развития очень важно для дальнейшегоразвития страны.
1.2 Основные способы прогнозирования социально-экономическогоразвития в России и за рубежом
 
Прогнозирование взарубежных странах
В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)[4].
В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования – программирования – бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:
• как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;
• как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга[4].
С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.
В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.
Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.
В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.[4].
В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация:
1) на рынке отдельного товара;
2) в конкретном секторе экономики;
3) на мировом рынке.
В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.
Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:
а) макропланирование;
б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;
в) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей;
г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.
Зарубежная практика очень часто использует советский опыт планирования, но планы государств носят не директивный характер. Обращение к планированию в развитых странах во многом связано с тем, что в экономически развитых странах исчезла вера в совершенство и саморегулируемость рыночных механизмов. Среди специалистов стала преобладать точка зрения о наличии у рынка неустранимых дефектов, делающих экономическое равновесие труднодостижимым.
Поэтому в настоящее время многие государства активно используют прогнозирование, бюджетирование, программирование, и контрактацию (госзакупки на контрактной основе).
В государственном секторе Китая в настоящее время сохранено директивное планирование, но его жесткость существенно ослаблена. В негосударственном секторе применяются планирование и рыночные регуляторы. Гибкое сочетание плана и рынка обеспечило в Китае феноменальные экономические результаты и существенное улучшение всех показателей развития.
В Южной Корее сегодня особое внимание в государственных планах уделяется поддержке крупных финансово-промышленных групп, что способствует их превращению в транснациональные корпорации («Хендэ», «Самсунг», «Деу» и др.).
В ЕС составляются кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовятся рекомендации для национальных экономик.
Страны мира в основном применяют индикативное, т.е. рекомендательное, планирование. За прошедшие три пятилетия в развитии индикативного планирования отмечено три этапа. На первом этапе планирование носило конъюнктурный, на втором – структурный и на третьем – стратегический характер.
В настоящее время экономически развитые страны имеют соответствующие службы, занимающиеся вопросами планирования на уровне государства. Во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Канаде – Экономический совет, в Японии – Экономический совет, в Нидерландах – Центральное плановое бюро.
В настоящее время прогнозирование и планирование опирается на развитый математико-статистический инструментарий, и насчитывают сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчетов. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций.
Прогнозирование в России
В России накоплен уникальный опыт государственного планирования социально-экономического развития. Планирование в СССР базировалось на принципах директивности, сочетания пропорциональности и выделения основного звена (приоритетов), интересов государства и предприятий, комплексности. При переходе к рынку одни принципы перестали действовать, другие подверглись модификации, а третьи пробивают себе дорогу, отражая специфику иных экономических условий.
Социально-экономические прогнозы целесообразно разделить на 2 группы: «социальные», «экономические».
«Социальные»:
— прогноз занятости населения;
— прогноз ЖКХ и быта;
— прогноз здравоохранения;
— прогноз образования;
— прогноз культуры и искусства;
«Экономические»:
— прогнозирование экономического роста;
— прогноз совокупного спроса;
— прогноз отраслевой структуры национальной экономики;
— прогноз уровня инфляции.
Все это в совокупности дает концепцию социально-экономического развития страны, что представляет собой пакет представлений о стратегических целях, задачах, приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений реализации намеченных целей[1, стр.70].
Прогнозные данные макроэкономических показателей, полученных в результате статистических разработок, используются в дальнейшем для разработки программ различной временной продолжительности. Затем разрабатываются способы реализации разных программ, выделяя основные препятствия, способные этому помешать.
Программно-целевое планирование является одним из методов государственного планирования. Оно применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого планирования обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и межрегиональных связей. Программно-целевой метод в современных условиях становится одним из основных методов планирования, а целевая комплексная программа – основным плановым документом, содержащим увязанный по ресурсам, срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач. В тесной взаимосвязи с балансовым и другими методами планирования он позволяет рационально сочетать интересы отраслей и территорий с целями развития всей социально-экономической системы.
Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную думу. Анализ выполнения среднесрочной программы является составной частью ежегодного послания Президента Федеральному собранию России. Главная цель среднесрочной программы состоит в преодолении кризисных явлений, обеспечении возможностей возобновления экономического роста, создании реальных условий для повышения благосостояния граждан[1, стр.78].
Краткосрочный (годовой) прогноз является наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных документов. Он представляется Федеральным Правительством в Государственную думу РФ одновременно с материалами, характеризующими итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, перечнем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, заданиями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.
При правильно спрогнозированнойтенденции развития социально-экономической системы, а также правильно выбранныхмероприятиях по стимулированию развития страны в целом, можно добитьсядолгосрочного роста всех основных экономических показателей, а так же улучшенияуровня и качества жизни ее населения.

Глава 2.Анализ социально-экономического развития страны
 
2.1 Анализсоциально-экономического развития России в 2000–2007 гг
С точки зрения официальных макроэкономических показателей 2004-2007 сталиодними из лучших периодов развития России за все время ее существования. Дажевысмеянный специалистами лозунг удвоения ВВП к 2010 году благодаряголовокружительному росту цен на нефть стал потенциально достижим, а о заведомонереальной цели снижения годовой инфляции до 3% российское общество прочнозабыло.
Конечно, показатели роста, скорее всего, завышались из-за вероятного инеуклонно растущего занижения роста цен, особенно с 2004 года. Другой факторстатистического улучшения показателей — неадекватный досчет результатов малогобизнеса и теневой сферы, не охватываемых официальной системой статистическогоучета (достаточно указать на то, что для достижения официального ростаинвестиций их увеличение в малом бизнесе должно было составить в 2007 году46%). Не вызывает сомнения и откровенно низкое качество инвестиционного роста(в него включаются заведомо спекулятивные инвестиции в недвижимость, ставшуюединственным общедоступным инвестиционным товаром, а также растущие расходы напередел собственности) и иностранных инвестиций, не менее 85% которых (в томчисле почти половина иностранных инвестиций, относимых официальной статистикойк прямым инвестициям) представляют собой кредиты[5].
Восстановление государственности, хотя и неэффективной, икоррумпированной, вызвало поддержку населения России и надежды на возрождениестраны.
Результатом этого стал мощный и устойчивый рост социального оптимизма.

Таблица 2.1
Динамика основных показателей социально-экономического развития РоссииПоказатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 (прогноз ИПРОГ) ВВП 10.0 5.1 4.7 7.3 7.2 6.4 7.4 8.1 7.0 Промышленность 11.9 4.9 3.1 8.9 7.3 4.0 6.3* 6.3 5.4 Сельхозпроизв-во 7.7 7.5 1.7 1.5 3.1 2.4 3.6 3.3 4.0 Инвестиции 17.4 10.0 2.8 12.5 10.9 10.7 13.7 21.1 17.5 Доходы населения 13.4 10.0 11.1 15.0 9.9 11.1 13.3 10.4 12.5 Розн. товарооборот 8.8 10.7 9.3 8.8 12.5 12.8 13.9 15.2 11.5 Экспорт товаров 39.0 -3.0 5.3 26.7 34.8 32.9 24.5 17.1 35 Импорт товаров 13.5 19.8 13.4 24.8 28.0 28.7 31.0 36.0 40 Инфляция, %% 20.2 18.6 15.1 12.0 11.7 10.9 9.0 11.9 9.8 Международн.резервы в 2,2 р 30.9 30.5 61.0 61.9 46.3 66.7 56.9 30 Проф.фед.бюдж,%%ВВП 2.4 2.9 1.4 1.7 4.1 7.5 7.4 5.5 6.5 Движение частного капитала, млрд.долл. -24.8 -15.0 -8.1 -1.9 -8.9 +0.1 +41.9 +81.2 +20
Цена Urals, долл/барр 27.5 23.0 23.9 27.3 34.4 50.6 61.1 69.3 90
*Показатель промышленного роста в 2006 году «в порядкеуточнения» повышен Росстатом с 3,9% до 6,3% в марте 2008 года.
Улучшение условий жизни, хотя и было, как правило, не очень существенным,коснулось большинства россиян. Так, доля населения, испытывающего нехваткуденег на покупку еды (то есть нищих) сократилась с 2002 по 2007 годы почтивдвое — с 21 до 12%, а доля населения, испытывающего нехватку средств напокупку товаров длительного пользования (то есть бедных) — с 93 до 84%. Доля жероссиян с уровнем потребления, характерного для «среднего класса», вырослаболее чем вдвое — с 7 до 15%[5].
В основе этого «процветания» лежит повышение мировых цен на нефть(недаром их снижение в 2001-2002 годах «аукнулось» немедленным замедлениемэкономического роста) и другое экспортируемое Россией сырье, а также продукциюпервого передела. После 2001 года, когда позитивный эффект девальвации 1998года был исчерпан полностью, удорожание экспортного сырья стало главнымфактором роста. За годы 2004-2007 среднегодовая мировая цена российской нефтивыросла в 4 раза, а доля зависящего от нее товарного экспорта (нефть, газ инефтепродукты) — с 41,1% в 1999 году до 68,8% в I квартале 2008 года.
Официальные оценки, по которым высокие цены на экспортируемое Россиейсырье обеспечивало в отдельные годы лишь 30-40% роста, занижают нашузависимость от внешнего рынка в политических целях. Они ошибочны потому, чтоучитывают только прямой эффект от поступления в страну «нефтедолларов» (то естьих влияние на бюджет и экспортеров), в то время как «нефтедоллары» потехнологическим и коммерческим цепочкам расходятся по всей экономике,стимулируя развитие и ее неэкспортных секторов.
Помимо удорожания экспортного сырья, важным фактором экономического ростастала модернизация российского бизнеса, в первую очередь среднего. Глубокоеобновление систем управления прошли практически все компании и большинство втой или иной форме и степени обновило используемое оборудование[5].
Прямой вклад государства в экономический рост ограничился инвестициями вряд конкретных проектов (экспортная инфраструктура), а также повышением спросана ряд видов продукции железнодорожного и, в меньшей степени, энергетическогомашиностроения, вызванным реформой железнодорожного транспорта и, в меньшейстепени, электроэнергетики.
В ходе этих реформ было экспериментально подтверждено классическоеопределение естественной монополии как отрасли, в которой издержки отконкуренции по технологическим причинам превышают экономию от нее. В частности,выяснилось, что для перевоза одного и того же груза по одному и тому жемаршруту в условиях конкуренции независимых перевозчиков требуется большелокомотивов и вагонов, чем в условиях централизованно управляемой системы. Это,а также резкий рост спроса на цистерны (в которых в силу полной загруженноститрубопроводов стали экспортировать растущие объемы нефтепродуктов и сыройнефти) способствовал столь резкому и продолжительному росту производстважелезнодорожного машиностроения, что он стал заметным макроэкономическимфактором[5].
Вклад государства в экономический рост в основном ограничен политическойстабильностью. Широкое обсуждение разрушительных социальных реформ, начатоевесной 2004года, разрушило ее до апреля 2005 года, когда окончательно схлынулвал стихийных протестов, порожденных монетизацией льгот (за 2,5 месяца вполностью стихийных митингах и пикетах приняло участие 2,25 млн.чел.).
Прослеживается тенденция снижения среднегодовой численности постоянногонаселения, ежегодно убывающего на 0,6 млн. человек. Естественная убыльнаселения России будет замедляться с 5,4 до 5,1 промилле.
Одновременно наблюдается качественное изменение в составе населения,связанное с сокращением прироста населения в трудоспособном возрасте. Втрудоспособный вступают относительно малочисленные поколения 1990-х годоврождения, а выбывает из данной группы — многочисленная популяция послевоенныхлет рождения. В 2006 году число людей трудоспособного возраста уменьшается на30 тыс. человек, в 2007 году — на 370 тыс. человек. Вследствие постепенногостарения населения России требуются дополнительные финансовые расходыгосударства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальномуобеспечению.
Миграционный прирост населения в страну приобретает устойчивую положительнуюдинамику и в определенной степени стабилизирует численность населения России.Если в 2004 году сальдо миграционного прироста составило 99 тыс. человек, то в2007 году ожидаемый чистый приток мигрантов составил около 158,6 тыс. человек.Таким образом, в увеличившийся положительный миграционный прирост более чем на20% компенсировал абсолютное сокращение численности населения из-заестественной убыли.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что российская экономика, а в частностиее социально-экономическая структура развиваются достаточно быстрыми темпами, впервую очередь за счет роста цен на энергоресурсы. Благодаря этому повышаетсяуровень жизни населения. Вся предоставленная информация дает возможностьсделать прогноз социально-экономического развития страны в ближайший периодвремени.
2.2 Анализ социально-экономического развития Беларуси в 2004-2007гг
Итоги работы народногохозяйства Республики Беларусь в первой половине 2007 года свидетельствуют осохранении высокой динамики социально-экономического развития.
Согласно рейтингуПрограммы развития ООН (UNDP), Беларусь: занимает 67-место в списке стран снаиболее благоприятными условиями для проживания человека, опережая по качествужизни многие страны СНГ; сохраняет свое лидерство среди стран СНГ в такихобластях, как образование и здравоохранение, опережая в этих сферах по рядупоказателей многие развитые страны.
Доклад Конференции ООН поторговле и развитию (ЮНКТАД) о мировых инвестициях 2006 относит РеспубликуБеларусь к группе государств с высоким потенциалом для привлечения иностранныхинвестиций, но не полностью его использующим. По индексу инвестиционногопотенциала, рассчитанного на основе 12 показателей, Беларусь среди 141 странподнялась с 65-го места в 2000 году на 50-е в 2006 году. В первом квартале 2007года в белорусскую экономику поступило более 1,2 млрд. долларов иностранныхинвестиций[6].
По данным «Отчета осостоянии народонаселения мира за 2007 год» Фонда ООН в областинародонаселения, Беларусь: имеет лучший показатель младенческой смертности вСНГ – 14 случаев на 1000 новорожденных. Украина — 15, Россия — 16, Молдова — 23, Армения — 29, Грузия – 39; является единственной на пространстве СНГстраной, где 100 % родов происходит с привлечением квалифицированной помощи.Для развитых стран этот показатель составляет 99 %; лидирует по показателюдоступа населения к качественной питьевой воде – 100 % населения; обладаетодним из самых низких в мире показателей уровня неграмотности – 0/1 (впроцентах муж./жен. от населения старше 15 лет). Мировой показатель – 13/23,вместе с Россией делит первое место в СНГ по показателю городского населения –73 %.
По данным Всемирнойорганизации здравоохранения, Республика Беларусь занимает пятое место в мире поколичеству врачей на 1000 человек, опережая все страны Западной Европы и США[6].
Согласно докладунеправительственной организации «Social Watch», посвященному проблематикесоциального развития в мире в 2006 году, Беларусь имеет наилучший показательсреди стран СНГ по уровню государственных расходов на здравоохранение;опережает Австрию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Францию, большинствогосударств СНГ по уровню расходов на образование; опережает Австрию, Австралию,Бельгию, Великобританию, Канаду, Италию, США, Финляндию, Францию по уронюиммунизации детей от дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори.
Численность населенияБеларуси на 1 апреля 2007 года составила 9 млн. 705,2 тыс. человек, сообщили вМинистерстве статистики и анализа.
С начала 2008 годачисленность населения республики уменьшилась на 9,3 тыс. человек. Этообусловлено тем, что число умерших на 11 тыс. человек превышает числородившихся. За первый квартал 2007 года в республике родились 24,5 тыс. детей(на 1,9 тыс. больше, чем за первый квартал 2006 года). В январе-марте умерли35,5 тыс. человек (на 1,8 тыс. меньше по сравнению с аналогичным прошлогоднимпериодом). При этом смертность детей в возрасте до 1 года уменьшилась с 6,1случая на 1000 родившихся за первый квартал 2006 года до 5,8 случая за первыйквартал 2007 года[7].
Таблица 2.2
Численность иестественный прирост населения
Показатели
2004
2005
2006 Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек 9800 9751 9714 в том числе: мужчины 4583 4556 4535 женщины 5217 5195 5179 Удельный вес в общей численности населения, процентов городского 72,0 72,4 72,8 сельского 28,0 27,6 27,2 Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек -51,1 -51,4 -41,7
Таблица 2.3
Основныесоциально-экономические показатели
Показатели
2003
2004
2005
2006 1 2 3 4 5 Численность населения (на конец года), тыс. человек 9849 9800 9751 9714 на 1000 населения, человек -5,5 -5,2 -5,2 -4,3 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 4339 4316 4350 4402 Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости (на конец года), тыс. человек 136,1 83,0 67,9 52,0 Денежные доходы населения, млрд. руб. 22795 29565 38622 48685 Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 103,9 109,8 118,4 117,8 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике, тыс. руб. 250,7 347,5 463,7 582,2 Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году 103,2 117,4 120,9 117,3 Валовой внутренний продукт млрд. руб. 36565 49992 65067 79231 в процентах к предыдущему году 107,0 111,4 109,4 109,9 Продукция промышленности млрд. руб. 33387 48530 62545 77267 в процентах к предыдущему году 107,1 115,9 110,5 111,43)
  Производство потребительских товаров млрд. руб. 10329 13651 16155 19241
  в процентах к предыдущему году 107,8 113,2 111,2 111,5
  Продукция сельского хозяйства млрд. руб. 7814 10545 12826 15544
  в процентах к предыдущему году 106,6 112,6 101,7 106,0
  Инвестиции в основной капитал млрд. руб. 7131,2 10783,4 15095,8 20374,1
  в процентах к предыдущему году 120,8 120,9 120,0 132,2
  /> /> /> /> /> /> />
Как видно из табл. 2.2 и2.3 численность населения уменьшается с каждым годом, но численность занятых вэкономике постоянно растет. Также прослеживается постоянный рост ВВП и ростинвестиций в экономику страны. Преобладает производство промышленных товаров, атакже достаточно хорошо развито сельское хозяйство.
Главной проблемойсоциально-экономического развития Беларуси является демографическая ситуация, аименно спад численности населения. Целесообразно сделать прогноз роста/спадачисленности населения в ближайший период.

Глава 3.Прогнозирование социально-экономического развития страны
 
3.1 Прогнозированиединамики ВРП России методом разработки сценария
Разработка прогнозасоциально-экономического развития и параметров прогноза на период до 2009 годапроведена по двум основным вариантам 1 и 2, основывающимся на гипотезе о единыхценах на нефть. В обоих вариантах предусмотрена реализации комплекса мер,содержащихся в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации исистеме национальных проектов. Различия по вариантам объясняются, прежде всего,изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса, а такжемасштабами и интенсивностью реализации правительственного пакета мер иинвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста.Уровень цен на нефть Urals, заложенных при расчете основных вариантов прогноза,составляет 65 доллара США за баррель в 2006 году, 61 доллар – в 2007 году соснижением до 54 и 48 долларов за баррель в 2008-2009 годах.
Вариант 1 (инерционный)отражает развитие российской экономики в условиях стабилизации объемов экспортауглеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособностиотечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП в условияхданного варианта снижаются с 6,6 % в 2006 году до 4,8-5,0 процентов в 2008-2009годах.
Вариант 2 (умереннооптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособностироссийского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализациикомплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первомварианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП составятв 2007-2009 годах 5,8-6,0 процентов[8].
В соответствии с решениемПравительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года за основу для разработкифедерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана на2007-2009 годы принят вариант 2.
Для оценки влиянияизменения цен на энергоносители на макроэкономические показатели дополнительнопроработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации намировом рынке нефти.
Вариант 2а оцениваетперспективы развития отечественной экономики в условиях снижения нефтяных цен с65 долларов за баррель в 2006 году до 45 долларов за баррель в 2007 году спродолжением снижения до 39 и 35 долларов США за баррель в 2008-2009 годах,соответственно. В этом случае темпы роста ВВП не превысят 5,0-5,3 процента.Этот вариант в целом рассматривается как маловероятный, хотя в 2008-2009 годахугроза значительного снижения мировых цен повышается.
Вариант 2b прогнозируетэкономическое развитие России в условиях продолжающегося повышения мировых ценна нефть Urals в 2008-2009 годах до 77-80 долларов за баррель. Реализация данногосценария развития добавляет к ВВП, рассчитанному для 2 варианта, около 0,4-0,3п.п. прироста ВВП в год, однако, при этом, усложняется задача выхода на целевыепараметры инфляции[8].
В территориальномэкономическом развитии Российской Федерации в 2006-2009 годах больше половиныдобавленной стоимости будет производиться в 13 субъектах Российской Федерации свысоким уровнем социально-экономического развития. Доля этой группы регионов всовокупном ВРП страны в прогнозируемом периоде несколько увеличится — с 52,5% в2005 году до 54,6% к 2009 году. Почти 70% совокупного ВРП этой группы будет производитьсяв следующих регионах: г. Москва (36,8% от объема ВРП этой группы в 2007 году),Московская область (7,1%), г. Санкт-Петербург (6,3%) и Ханты-Мансийский автономныйокруг (19,5 процента).
/>
Рис.3.1 Динамикаструктуры совокупного ВРП по группам регионов с разным уровнемсоциально-экономического развития, 2005-2009 годы.
При инновационномсценарии развития в группе регионов с высоким уровнем развития в 2007-2009годах заметно увеличится доля в совокупном ВРП этой группы: г. Москвы – на1,4%, Московской области – на 1,1 процента. При этом если к концу 2007 года прогнозируетсязначительное увеличение доли в ВРП этой группы добывающих регионов — таких, какХанты-Мансийский автономный округ (на 2,8%), то в дальнейшем, к 2009 году будетнаблюдаться снижение его роли – на 1,9 процента. Остальные регионы этой группысвою долю существенно не изменят.
В группе с уровнемразвития выше среднего за прогнозируемый период возрастет доля областей,динамично развивающихся в последние годы: Сахалинской – на 1,3%, Томской – на1,2% и Калининградской – 1,1 процента. Значительное падение доли в группепрогнозируется у Вологодской области – на 2,7% от совокупного ВРП группы[8].
В группе со среднимуровнем развития возрастет роль в производстве добавленной стоимостиАстраханской (на 1,4%), Новосибирской (на 0,8%) и Ростовской областей (на 1,3%)при одновременном снижении роли Республики Саха (Якутия) (на 1,1%), Мурманскойобласти (на 0,9%) и Красноярского края (на 0,9 процента).
В группе регионов суровнем развития ниже среднего не прогнозируется значительного изменения вкладасоставляющих ее регионов в производство совокупного ВРП.
Ставропольский край иРеспублика Дагестан значительно увеличат свою долю в совокупном ВРП группырегионов с низким уровнем развития (на 1,5% и 4,0% соответственно), принезначительном снижении доли остальных регионов этой группы.
Среди регионов с крайненизким уровнем развития необходимо отметить Республику Бурятия – единственныйрегион из группы, который увеличит свою долю в производстве ВРП (на 10процентов).
Наибольшая положительнаядинамика объемов ВРП в 2008-2009 годах прогнозируется в группах регионов снизким и средним уровнем развития.
В наиболее развитыхрегионах России, в которых концентрируется основной экономический потенциал,будет наблюдаться стабилизация темпов роста ВРП.
/>
Рис. 3.2 Объемы и темпыроста совокупного ВРП(объемы в млн. руб., темпы роста в %).

Динамика ВРП на душунаселения показывает снижение дифференциации между группами от регионов свысоким уровнем развития до регионов с низким уровнем развития врассматриваемом периоде. Регионы с крайне низким уровнем развития еще большебудут отставать от остальных регионов.
/>
Рис. 3.3 Темпы роста ВРПна душу населения.
Среди всех регионовмаксимальные темпы роста ВРП на душу населения в 2007 году будут в добывающихрегионах – в Сахалинской (126,4%) и в Астраханской (118,0%) областях.
По объему ВРП на душунаселения существенная межрегиональная дифференциация сохранится к 2009 году.На протяжении всего прогнозируемого периода будут лидировать добывающие регионы- Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа – с объемамиВРП около 1 млн. руб. на душу населения, тогда как минимальный ВРП на душунаселения за весь период будет наблюдаться в Республике Ингушетия – с 12,6 тыс.руб. на душу населения в 2005 году до 13,0 тыс. руб. на душу населения к 2009году.

3.2 Прогнозированиединамики численности населения Беларуси в 2008-2009гг. методом экстраполяции
Экстраполяция – методпрогнозирования, в котором на основе имеющихся данных устанавливается тенденция,и по ней делается прогноз на будущие периоды.
1). Установим тенденцию:
x– года, y – численность населения, n –количество лет.
Аппроксимирующая функция- линейная:
y=a+bx;
an +b∑x=∑y;
a∑x+b∑x2=∑xy.
Таблица 3.1
Сводная таблица динамикичисленности населения Беларуси с 2004-2007гг.года с 2004-2007 (х) численность населения (у), (млн.чел.) ху
х2 1 9800 9800 1 2 9751 19502 4 3 9714 29142 9 4 9705 38820 16 Сумма 38970 97264 30
4a+10b=38970
10a+30b=97264;
Сократим оба уравнениясистемы на 2:
2a+5b=19485
5a+15b=48632;
Выразим a из первого уравнения системы:
a=(19485-5b)/2;
Подставим значение а вовторое уравнение системы:
5(19485-5b)/2+15b=48623;
Решив уравнение, получим:
b=-32,2;
Имея значение b, найдем значение a:
a=(19485-5(-32,2))/2=9823;
2) Подставим значения а иb в аппроксимирующую функцию, получим:
y=9823-32,2х;
Найдем численностьнаселения Беларуси на 2008-2009гг. (х=5,6).
y5=9823-32,2*5=9662;
y6=9823-32,2*6=9629,8;
3) Построимаппроксимирующую функцию:

/>
Рис.3.4 Прогноз динамикичисленности населения Беларуси с 2004-2009гг.
Как видно из рис.3.4будет происходить и дальнейший спад численности населения Беларуси, учитываято, что в этой области социально-экономического развития не будут проводитьсяреформы. Напротив, если же будет произведена реформа, либо на демографическуюситуацию повлияют какие-либо другие факторы, то возможно изменение тенденции всторону увеличения численности населения этой страны.

Заключение
По итогам проделаннойработы, можно сделать вывод о том, что прогнозирование социально-экономическогоразвития очень важно для нормального функционирования всей системы социально-экономическойсистемы, т.к. она включает в себя и материальные (экономические) факторы, так иморальные (социальные).
В ходе работы былпредставлен анализ развития двух стран: России и Беларуси, благодаря чему былсделан прогноз социально-экономического развития на 2008-2009 гг.
По итогам этого прогноза можносделать вывод о направлениях развития экономик и социальной поддержки обеихстран, и приступить к разработке мероприятий по достижению стабильного роста иувеличения основных социально-экономических показателей.

Списокиспользованной литературы
1 Парсаданов Г.А. «Прогнозирование национальной экономики». –М.: Высш.шк., 2002г., — 304с.
2 Писарева О.М. Методы социально-экономическогопрогнозирования: Учебник/ГУУ — НФПК, М.,2003, — 365с.
3 Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.Пособие для вузов/ Под.ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. -318с.
4 www.edu.ru
5 www.apn.ru/
6 www.belarus-china.metolit.by
7 www.belstat.gov.by
8 www.budgetrf.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.