Реферат по предмету "Экономика"


Прогнозирование и планирование

Содержание
Введение. 2
1. Классификация прогнозов и планов. 3
2. Методы прогнозирования. 7
2.1 Методы экспертных оценок. 12
2.2 Методы экстраполяции. 12
2.3 Методы моделирования и экономико-математические методы… 13
2.4 Метод экономического анализа. 13
2.5 Балансовый метод. 14
2.6 Нормативный метод. 15
3. Методы планирования и плановых расчетов. 17
3.1 Нормативный (нормализованный) метод. 18
3.2 При пофакторном методе. 19
3.3 Программно-целевой метод. 20
Список использованной литературы… 23
Введение
Чтобы эффективно управлятьнародным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать,какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
В странах с развитой рыночноймоделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшиминструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такойинструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническомпрогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономическихобластях.
В настоящее время следуетотметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.
Теория прогнозирования ипланирования экономики базируется на экономической теории. Если последняяизучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть,движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозированиеи планирование являются рабочим инструментом определения величин экономическихпоказателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулированиясоциально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают вкачестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования ипланирования отраслевых экономик
1. Классификация прогнозов и планов
Прогнозирование представляетсобой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научнообоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, обальтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактикиразвития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозывременного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексныепрогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основерезультатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегиисоциально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируетсямеханизм государственного регулирования экономики и определяются параметрыосновных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот,государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).
По масштабу прогнозированиявыделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные,прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональныепрогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельныхпроизводств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозыподразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – накаждый день, неделю, декаду).
Планирование – это процесснаучного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств ихдостижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. Планпредставляет собой документ, который содержит систему показателей и комплексразличных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нёмотражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки ихвыполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.
К планированию относятся:
общественно-политический надзорнад экономикой и контроль через различные политические учреждения(правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);
оценка состояния экономики наконкретный момент времени;
оценка спонтанных тенденцийразвития;
проецирование на будущеежелаемого экономического уровня, а также использование всех необходимыхсредств, для достижения намеченных целей.
Основной функцией планированияявляется формулирование курса действий над управляемой системой, с последующимформулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение всодержании плана.
План состоит из отдельныхразделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих передгосударством в области экономики в плановом периоде, определяются основныепоказатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны бытьобоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделеноособое внимание разделам по социальной политике государства.
Все вышеизложенное относится кмакроэкономическому планированию, которое можно определить как сознательноедействие. Цель макроэкономического планирования – привести по истечениюопределенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом.
Экономической наукой и практикойразработаны различные формы планирования.
Директивное илиадминистративно-командное планирование – собственником средств производстваявляется государство. Плановые задания доводятся до всех звеньев экономики иявляются обязательными для выполнения. Планы разрабатываются исходя изобщегосударственных интересов. Директивное планирование старается исключитьвоздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень решение всехмикроэкономических задач. Директивному планированию командно-административнойсистемы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровнихозяйствования в жесткую систему. Отсутствует самостоятельность предприятий,что исключает принятие решения, учета и анализ микроэкономических решений.
Как показал опыт развитияотечественного хозяйства, директивное планирование потеряло свои преимуществаперед другими методами, которые используют государства в рыночных условиях.
Индикативное планирование, здесьисходной базой планирования является смешанная экономика. Плановые документысодержат лишь общие прогнозы о желаемом развитии экономики, а также включаютрешение о государственных расходах, капиталовложениях и о текущих расходахгосударственных предприятий. Основной задачей плана выступает координацияиспользования государственных ресурсов, не претендующая на прямое определениерешений представителей частного сектора. Индикативное планирование оказываетвоздействие на частный сектор через спрос, через его ограничивающий илистимулирующий характер, здесь нет большого разделения между планом и рынком,так как план выполняет подчиненную роль при рынке.
Стратегическое планированиепредставляет собой процесс определения долгосрочных целей, обоснованиеприоритетов и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учётфакторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных,социальных, международных, рыночных, политических.
Наибольшее распространениеполучили директивное, индикативное, стратегическое планирование. Директивное ииндикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализацииидей, поставленных в стратегических планах (прогнозах).
Планирование в рыночнойэкономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основнымиэкономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.
2. Методы прогнозирования
Единого, универсального, методапрогнозирования не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемыхситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования (свыше 150). Нарис.1 представлен один из вариантов классификации методов прогнозирования,основанной на индуктивном и дедуктивном подходах.
Из рис.1 видно, что всясовокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами – взависимости от степени их однородности:
простые методы;
комплексные методы.
Группа простых методовобъединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методыпрогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).
Комплексные методы отражаютсовокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальнымипрогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система“Паттерн” и др.).
Кроме того все методыпрогнозирования поделены еще на три класса:
фактографические методы;
экспертные методы;
комбинированные методы.
В основу их выделения положенхарактер информации, на базе которой составляется прогноз:
1) фактографические методыбазируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящемразвитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковомпрогнозировании для эволюционных процессов;
/>
2) экспертные (интуитивные) методыоснованы на использовании знаний специалистов-экспертов об объектепрогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем.Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированиюскачкообразных процессов;
3) комбинированные методывключают методы со смешанной информационной основой, в которых в качествепервичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.
В свою очередь, каждый изперечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, средифактографических методов выделяются группы:
статистических (параметрических)методов;
опережающих методов.
Группа статистических методоввключает методы, основанные на построении и анализе динамических рядовхарактеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшеераспространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модельподобия), параметрический метод и др.
Группа опережающих методовсостоит из методов, основанных на использовании свойства научно-техническойинформации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методовэтой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамикипубликаций.
Среди экспертных методоввыделяют группы по следующим признакам:
по количеству привлеченныхэкспертов;
по наличию аналитической обработкиданных экспертизы (табл.1).
Таблица 1. Классификацияэкспертных методов прогнозирования Вид экспертизы Вид обработки мнений без аналитической обработки с аналитической обработкой Индивидуальная Интервью Экспертные Генерация идей Построение сценария Метод “дерева целей” Матричный метод Морфоло-гический анализ Коллективная Метод “мозгового штурма” Метод коллективных экспертных оценок Метод “Дельфи” /> /> /> /> /> /> /> />
Сущность метода экспертныхоценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализапроблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается как решениепроблемы (в данном случае — прогноз).
Центральным этапом экспертногопрогнозирования является проведение опроса экспертов. В зависимости от целей изадач экспертизы, существа и сложности анализируемой проблемы, времени,отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а такжеот подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:
индивидуальный или групповой(коллективный);
личный (очный) или заочный(путем пересылки анкет); устный или письменный;
открытый или скрытый.
Охарактеризуем наиболеепопулярные экспертные методы прогнозирования.
1. Метод интервью предполагает беседу организатора прогнознойдеятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и егосреды. Этот метод требует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом,давать качественные советы на поставленные вопросы.
2. Метод аналитических докладных записок (аналитическихэкспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, чтоэксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкойсостояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом длявыявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, методрангов.
3. Метод “мозговой атаки” (“мозгового штурма”). Данный методявляется наиболее известным и широко используемым методом коллективнойгенерации идей и творческого решения проблем. Он представляет собой свободный,неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленнойпроблеме, спонтанно предлагаемых участниками.
4. Метод “мозговой атаки наоборот”. “Мозговая атака наоборот”во многом напоминает обычную “мозговую атаку”, но при этом разрешаетсявысказывать критические замечания. Вернее, не столько даже разрешается, скольковесь метод построен на том, чтобы все участники группы выявили недостаткипредлагаемых идей
5. Метод “мысленного группового анализа реальной ситуации”. Этотметод применяется при достаточно большом составе группы (около 20 человек),когда вопрос касается всей ситуации (процесса), которой можно датьколичественную оценку на основе интуиции или здравого смысла, и когда требуетсягрупповое обсуждение или взаимодействие.
6. Метод составления сценариев — наиболее популярный запоследние десятилетия метод экспертных оценок. Данный прогноз обычно включает всебя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический,пессимистический и средний — наиболее вероятный, ожидаемый.
7. Метод дерева целей — широко применяется для прогнозированиявозможных направлений развития науки, техники, технологий. Так называемоедерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачина каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершинедерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), спомощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.
8. Матричный метод — широко используется в планировании ипрогнозировании. Например, в практике маркетинга матричный метод применяетсякак метод оценки позиции предприятия на рынке, что позволяет принять решение овыборе одной из возможных стратегий:
стратегии атаки приблагоприятной позиции;
стратегии обороны при средней, неопределеннойпозиции;
стратегии отступления принеблагоприятной позиции.
9. Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методовэкспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическомпрогнозировании, данные которого используются затем в планировании производстваи сбыта продукции. Это групповой метод. при котором проводится индивидуальныйопрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях вразличных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.
Рассмотрим методы, получившиеширокое распространение в мировой практике.
2.1 Методы экспертных оценок
Основная идея прогнозирования наоснове экспертных оценок заключается в построении рациональной процедурыинтуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методамиоценки и обработки получаемых результатов.
Сущность методов экспертныхоценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнениеспециалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном,научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективныеэкспертные оценки. 2.2 Методы экстраполяции
В методическом плане основныминструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущностьэкстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящемустойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.
Различают формальную ипрогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении вбудущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнознойфактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процессас учетом” изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить,что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапепрогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.
2.3 Методы моделирования и экономико-математическиеметоды
Моделирование предполагаетконструирование модели на основе предварительного изучения объекта илипроцесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозированиеэкономических и социальных процессов с использованием моделей включаетразработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатовпрогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объектаили процесса, корректировку и уточнение модели.
В зависимости от уровняуправления экономическими и социальными процессами различаютмакроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные моделии модели микроуровня (модели развития фирмы).
По аспектам развития экономикивыделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовыхресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной,факторный, транспортный, производственный.
В современных условиях вреспублике развитию моделирования и практическому применению моделей сталапридаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходомк индикативному планированию. 2.4 Метод экономического анализа
Экономический анализ являетсянеотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования ипланирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- имикроуровнях.
При проведении экономическогоанализа следует использовать системный подход. В качестве системырассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части:сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен бытькомплексным, т.е. всесторонним.
Сущность метода экономическогоанализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяетсяна составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на другаи на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такогопроцесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде,всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.
Процесс экономического анализаподразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей икритериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическуюобработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решенияпроблемы и достижения целей; оформление результатов анализа. 2.5 Балансовый метод
С помощью балансового методареализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется приразработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязкепотребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых ифинансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источникамиресурсов.
Балансовый метод предполагаетразработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одначасть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой,показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Впереходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов,разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходовгосударства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного балансатрудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовыхрасчетов служат основой при формировании структурной, социальной,финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости ивнешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявлениядиспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснованияновых пропорций.
Система балансов, используемых впрогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. Вкаждую из указанных групп входит ряд балансов. 2.6 Нормативный метод
Нормативный метод является однимиз основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях емустало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм инормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного методазаключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ сиспользованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребностив ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативовобосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства инепроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.
Норма характеризует научнообоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятыхединицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделийсогласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того илииного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания.
Например, рекомендуемая нормапотребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека — 82 кг. Внепроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размеробщей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.
Нормативы, как правило,разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использованияресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расходресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.
3. Методы планирования и плановых расчетов
Методы планирования динамичны всвоем развитии и позволяют сформулировать, уточнить и развить принципыпланирования. Однако — не заменяют последних. Зная принципы, возможно,обосновать новые методы для той или иной конкретной ситуации. И, наоборот, безусвоения принципов, знания традиционных методов превращаются догму, тормозящуюразвитие производства. Тем самым, на основе принципов существующие методыподлежат улучшению в конкретных условиях работы. Принципы образуют теорию, аметоды имеют прикладное значение. В этой связи, принципы на каждом этаперазвития предприятия сохраняют силу, а методы сменяют друг друга.
Принципы и методы планированиявыражают подход к обоснованию на ближайшую и отдаленную (3-5 и более лет) перспективуплановых показателей в потребностях и возможностях предприятия. Подход можетбыть объективным (ближе к истине) и недостаточно объективным. Объективныйподход обеспечивается с помощью научно-обоснованных принципов и методовпланирования. Эти принципы и методы характеризуются расчетом плановых показателейв соответствии с экономической теорией по данным достоверной хозяйственнойинформации.
Расчет плановых показателейявляется математической стороной планирования. Применение математики длярасчета образует методику планирования, которая предусматриваетпоследовательность математических действий по превращению исходных данных всистему плановых показателей экономики развития (роста или спада) производства,качества работы предприятия и результатов его деятельности. Этапоследовательность оформляется в виде расчетных таблиц (матриц) с минимальнымпояснительным текстом. Для каждого основного показателя составляется обычноотдельная таблица, называемая формой плановой документации. Формы разнообразныи изменяются под влиянием развития производства и совершенствования методикиплановых расчетов. Зная содержание форм, возможно ежедневно (ежемесячно,ежегодно) теоретически изменять их применительно к конкретной обстановкепланирования.
В целом, методика планирования(методика плановых расчетов) совершенствуется в направлении разработкиалгоритмов для отдельно взятого основного показателя и для каждого разделаплана. Однако, как показывает практика, алгоритмизация отдельных показателей иразделов не дает достаточного улучшения планирования, так как не обеспечиваетсякомплексность плановых расчетов. Алгоритмизация ускоряет и машинизирует счет. Нарядус этим, при планировании требуется осуществление многовариантного планирования(решения поставленной задачи) и выбор оптимального научно-обоснованноговарианта плана. Последнее требует составления математической модели плана вцелом. При ее наличии составляется столько вариантов плана, сколько возможныхкомбинаций исходных данных можно обеспечить. В результате чего, выбираетсявариант с наибольшей эффективностью производства и сбыта продукции (услуг). 3.1 Нормативный (нормализованный) метод
Заключается в обоснованииплановых показателей по технически обоснованным нормам, применительно кконкретным условиям работы (внутренней и внешней среде). Однако этот методпланирования предусматривает наличие технически обоснованных норм по каждомувиду работ с учетом детально складывающихся ситуаций по производству и сбытупродукции (услуг). Это, в большинстве случаев, создает нереальную обстановку напредприятии, т.к учесть ежедневные (квартальные, месячные и т.п.) изменения вусловиях работы практически невозможно. В этой связи, качество норм может бытьнедостаточным для улучшения планирования. В конечном счете, этот методпланирования не гарантирует совпадения на рынке интересов производителейпродукции и интересов ее потребителей.
Однако достоинство методазаключается в учете местных условий (внутренних и, отчасти, внешних факторов). Этодостоинство в сочетании с планированием от достигнутого уровня производства сучетом выявленных значений по спросу на конкретный вид продукции (услуг) предприятияпозволяет применить пофакторный метод планирования, являющийся наиболеесовершенным, так как он сочетает точное отражение действительности с увязкойинтересов предприятий-потребителей (рынка). 3.2 При пофакторном методе
Плановый показатель равендостигнутому, скорректированному на выявление изменения условий работ впланируемом периоде по сравнению с предшествующим периодом. Плановый показательувеличивается под влиянием повышающих и, уменьшается под влияниям понижающихфакторов. Таким образом, планируется такая совокупность тех и других факторов,при которой обеспечивается наибольшее (оптимальное) улучшение плановогопоказателя по сравнению с достигнутым. В этой ситуации планирования учитываетсяуникальность и предприимчивость работы маркетинговой службы предприятия. Главным,при пофакторном методе, является расчет изменений в показателях под влияниемсоответствующих факторов, что должно найти отражение в соответствующих формахплана и широких исследованиях внутренней и внешней среды, рисков и чрезвычайныхситуаций, неожиданностей со стороны потребителей, поставщиков и конкурентов нарынке сбыта продукции.
В целом, используются неординарныеприемы, принципы и методы. Анализ практики планирования показывает, чтонаибольшее распространение имеет матричная система, учитывающая изученныефакторы и требования оптимальности и эффективности управления различнымифакторами, функциями, товарами и сбытовыми территориями (рынками) и т.д. 3.3 Программно-целевой метод
Программно-целевой метод (ПЦМ) тесносвязан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами ипредполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходяиз целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективныхпутей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого методареализуется принцип приоритетности планирования.
Сущность ПЦМ заключается вотборе основных целей социального, экономического и научно-техническогоразвития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченныесроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного ихиспользования.
ПЦМ применяется при разработкецелевых комплексных программ, представляющих собой документ, в которомотражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных,организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий,увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Разработка целевых комплексныхпрограмм осуществляется по этапам. На первом этапе формируется переченьважнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующиепервоочередного решения. На втором этапе выдается задание на разработкупрограммы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы,лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапеконкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяютсязадачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется наподцели. На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимыедля успешной реализации программы. Состав основных заданий программыустанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданиюразрабатываются стадии его выполнения. Четвертый этап предполагает расчетосновных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затратыматериальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации,формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей.На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. Пятыйэтап является заключительным. Он связан с формированием программных документов,согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
По содержанию целевыекомплексные программы подразделяются на социально-экономические,научно-технические, производственно-экономические, территориальные,организационно-хозяйственные и экологические. Социально-экономические программыпредусматривают решение проблем социального характера и повышение материальногоуровня жизни народа. Научно-технические программы направлены на решение научныхи технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки итехники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект(экономический, социальный и экологический). Перечень научно-техническихпрограмм формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики. Производственно-экономическиепрограммы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в областипроизводства, способствующих повышению его эффективности и развитию новыхпроизводств. Территориальные программы направлены на преобразование регионов,комплексное освоение новых территорий и решение других задач. Экологическиепрограммы представляют собой комплекс мероприятий природоохранного иприродопреобразующего характера. Организационно-хозяйственные программынаправлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду спрограммами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельныхотраслях, регионах, на предприятиях разрабатываются программы международногоэкономического сотрудничества.
Целевые комплексные программымогут разрабатываться на долго — (10-15 лет), средне-(3-5 лет) и краткосрочные(квартал, год) периоды.
Список использованной литературы
1.  В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование ипланирование экономики: Практикум: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Кандауровой.Мн.: УП «Экоперспектива», 2004г.
2.  В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование ипланирование экономики: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Г.А. Кандауровой.Мн., 2004г.
3.  Л.П. Владимирова. Прогнозирование и планирование в условиях рынка, учебноепособие (второе издание). М.: 2007 г.
4.  Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич,Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. Г.А. Кандауровой. Мн.: БГЭУ,2005 (Система дистанционного обучения)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Творчество Филиппо Липпи
Реферат Продолговатый мозг
Реферат Hurricanes Essay Research Paper HurricanesSummer is over
Реферат Особливості психічних порушень у дітей з хронічною тонзилогенною інтоксикацією
Реферат ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Реферат Характер и стили взаимодействия в ученическом коллективе
Реферат Защита информации в глобальной сети
Реферат Альпийская саламандра
Реферат Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Реферат English Theatre Essay Research Paper How different
Реферат Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Реферат Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры
Реферат Психологическая готовность реб нка к школе
Реферат Непальский календарь
Реферат Hand Guns Must Go Essay Research Paper