Реферат по предмету "Экономика"


Приватизация и разгосударствление в Республике Казахстан

План
Введение
Глава 1. Понятиеразгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрениюприватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы
1.2. Приватизация: цели, методы и принципы
1.3. Модели и сроки приватизации
       1.3.1. Бесплатная приватизация
       1.3.2. Платная приватизация
Глава 2. Приватизация в Казахстане
2.1 Этапы приватизации
2.2 Пути и формыразгосударствления и приватизации государственной    собственности.
2.3 Результаты разгосударствления и приватизации
Глава 3 Опытзарубежных стран
Заключение
Список использованнойлитературы
 

Введение.
РаспадСоветского Союза повлёк за собой крушение устоявшихся социальных,производственных, экономических и других систем, соединяющих страну в одноцелое. Разразившийся экономический кризис грозил нашей стране крупными потерямикак денежных, так и природных ресурсов. Страна не могла содержать многиепредприятия за свой счёт, и они могли просто потерять свою работоспособность.
Одной измер по решению главных экономических задач, — перехода к рыночной экономике ивыхода из финансового кризиса, — стало решение взять курс на приватизациюгосударственного имущества. Термин «приватизация» в официальных документахконкретных стран трактуется также по-разному. Например, в Румынии под«приватизацией» подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имуществапредприятия, в Англии «приватизация» означает сокращение участия государства вкапитале предприятия до уровня менее 50%, а в некоторых других странах(Малайзия, Турция  и т.д.) «приватизация» признается и при сохранениигосударством большей части активов в своей собственности. В Польше«приватизация» означает преобразование собственности государственныхпредприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формысобственности.
В целомобъективные условия экономической ситуации порождают большое разнообразиемоделей перехода от одной формы собственности к другой. Эти современныетенденции отражает широкая трактовка «приватизации». Наряду с общепринятымиформулировками определения «приватизации» в качестве дополнения нередкоиспользуются положения о том, что «приватизация» — это сдача государственногоимущества в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передачапроизводственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов вруках государства, а также и другие подобные определения. На самом деле приватизацияпредприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам правсобственности на имущество, а так же прав распоряжения и пользования имуществомпри одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия.[1]
Приватизациягосударственных предприятий, которые не являются в конкретный моментприоритетным в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечиваетрезкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведенияприватизации предприятий во многих странах оказывается необходимостьфинансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источниковпоступлений. Еще одной инициирующей приватизацию причиной может бытьнеобходимость выполнения правительствами условий по принятым долговым обязательствам.
Возникаеттакже возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизацииснизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическуюактивность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет можетосвободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду страдиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она такжеможет быть направлена на диверсификацию государственного капитала в болееприбыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступленийв бюджет.
Что жетакое приватизация и разгосударствление? Каковы их черты? Как они проводилась вКазахстане  и в зарубежных странах, каковы их итоги и уроки? Тема моей курсовойработы: «Проблемы разгосударствления и приватизация». В ней была сделана попыткаразобраться в механизме приватизации и ответить на выше поставленные вопросы.[3]

Глава1. Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрениюприватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
 
Всовременном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималосьхозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности вэкономике страны ведет к возникновению государственной монополии, котораяпагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайновыгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, чтогосударство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизнивыступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Гипертрофированноеогосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенениюпредпринимательских структур, препятствует функционированию рыночныхмеханизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.[2]/>1.1. Разгосударствление
 
Разгосударствление – это совокупностьмер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранениечрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствлениеозначает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления,передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальныххозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствлениене означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике.Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государствоостается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствленияне равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к однойприватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственнуюсобственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихсяв государственном секторе предприятий.
Основнымиспособами разгосударствления являются:
1)либерализация рынков;
2)коммерциализация;
3)стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий(государственно-частных);
4)денационализация.
Из этихспособов стоит отметить денационализацию государственной собственности, котораяв подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. Приэтом собственность государственных предприятий может переходить не только вчастные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способыразгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности исовершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. 1.2. Приватизация: цели, методы ипринципы.
Вэкономической теории и практике современный процесс разгосударствленияадекватен приватизации.
Приватизация – одно изнаправлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее вчастную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизациявыполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементомэкономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, –инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственнымицелями приватизации являются:
1)сокращение задолженности государственного сектора;
2)развитие рынка;
3)стимулирование предпринимательства;
4)формирование слоя мелких и средних собственников;
5)расширение индивидуальных свобод;
6)развитие народного капитализма;
7)ослабление профсоюзов.
Разгосударствлениеи приватизация могут осуществляться на основе:
1) бесплатнойпередачи собственности;
2)выкупа предприятий на льготных условиях;
3)продажи акций;
4) сдачипредприятий в аренду;
5)продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
Формы приватизациив развитых странах:
1)продажа предприятий непосредственно в частные руки;
2) выкупакций государственных предприятий менеджерами;
3)продажа акций работникам предприятий;
4)распространения акций предприятия среди населения;
5) сдачагосударственных предприятий в аренду;
6)заключение контракта на управление предприятием.
Продажагосударственных предприятий в частные руки осуществляется путем организацииаукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцемпредприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Спомощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительнокороткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же времяаукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как толькодействительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах.Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиямисо стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, какему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересамиобщества.
Преодолетьэтот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсныеторги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствиис требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсовувеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы(более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.
Выкупакций государственного предприятия менеджерами осуществляется нетолько за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов,средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы»выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имуществапредприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвойпокрывают взятые в кредит ссуды.
Приватизацияв форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочейакционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средствомповышения их заинтересованности в результатах своей работы, ростепроизводительности труда и прибыльности предприятий.
Одна изнаиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акцийнаселению, при которой государственное предприятие превращается вакционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется пофиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной ценевозможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной ценедостигается более точная оценка имущества государственных предприятий.Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главноепреимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.[3]
Приватизацияне всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередкогосударственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуясмешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические илиюридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование наопределенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможностьсамостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал,осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность захозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась длямалорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этихже случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта науправление предприятием. Подписание контракта представляет управляющимполный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочиядля эффективного управления предприятием.
Соглашениеоб аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами дляулучшения экономических показателей деятельности государственных предприятийили переходной ступенью к полной приватизации.
Припроведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнениюмонополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизмаценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценитьстоимость предприятия. Чтобы государственная собственность не досталаськриминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.[2]Принципы приватизации. Приватизация является тем звеномэкономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализациидругих направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях измененияполитической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулированияэкономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессомдеприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процессакак инструмента государственного регулирования.
Основнымпринципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «ненавреди!»
На основе опытаприватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать рядпринципов:
1.Приватизация не должна являться догмой, государственная собственностьнеобходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемыхпредприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественныхблаг.
2.Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданныхмонополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности дляболее широкого слоя населения.
3.Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы ненарушить установившиеся экономические связи.
4.Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции,совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости исоциального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.
5.Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.
6.Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народномуконтролю. 1.3. Модели и сроки приватизации
Можновыделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из нихопирается на определенные доводы и аргументы. 1.3.1. Бесплатная приватизация
Основныедоводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополиикаждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить изформального в реального собственника наделив его частью государственногоимущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, кэкономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практическиреализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками –«ваучерами».
Противникибесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенныхконтраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценитсялюдьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способныеэффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долюкаждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, какимобразом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы онипредлагают другую модель – платную приватизацию.1.3.2. Платнаяприватизация
В этомслучае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам.Основная идея этого процесса — продажа на аукционах за деньги. Предполагается,что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются нафондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появитсяэффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной частибюджета.
Однакопротивники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупагосударственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещёбольшему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости. 
Срокиприватизации. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки еёпроведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколькодесятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюсяв государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основнымпричинам:
1.Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности,накапливаются медленно.
2.Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночнуюстоимость предприятий.
3.Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать,прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.
Сторонникибыстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создатьновый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. Вконкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких исредних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используетсяв полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизацияс одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядромрадикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулированиядолговременного характера.[1]

Глава 2.Приватизация в Казахстане
 
2.1 Этапыприватизации
Всоответствии с разработанной программой в республике осуществляетсяприватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их вчастные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.
Приватизациюосуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственномуимуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств иместных администраций.
Реформасобственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговлии сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовымколлективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малыхперешли в негосударственный сектор экономики.
При этомполностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление,преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания ибытового обслуживания.
Второйэтап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики взависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделенына четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способыприватизации.[9]
Направленияприватизации:
-продажамелких предприятий через местные аукционы
-массоваяприватизация средних и крупных   предприятий
-приватизацияочень крупных предприятий по индивидуальным проектам
-приватизацияв области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции
1.Малаяприватизация.
Этапрограмма предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до200 человек.  Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могуткупить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованныежилищные купоны.  Программа была изначально сконцентрирована  на предприятияхоптовой и розничной торговли и сферы услуг.
В рамкахмалой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всехобъектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными дляудовлетворения потребностей населения — в торговле, общественном питании и сфереуслуг — приватизировано 84% предприятий.
Малаяприватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около
14 000предприятий.
2.Массоваяприватизация
Программамассовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и началаосуществляться в ноябре 1993 году. Она основывается на распределенииприватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладыватькупоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали этикупоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовойприватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от200 до 5000 работающих). Кроме того, для предоставления равных возможностейнаселению были выданы приватизационные инвестиционные купоны. Основными отличиямиприменения казахстанской модели инвестиционных купонов являются:
1.)безвозмездное распределение приватизационных инвестиционных купонов;
2.)возможность использования приватизационных инвестиционных купонов только черезинвестиционные, приватизационные фонды;
3. Приватизацияпо индивидуальным проектам.
Крупныепредприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особогогосударственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, илиприродные монополии должны быть приватизированы на основе Программыприватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадаютоколо 170 предприятий.
Цельютакого подхода является принятие решений, максимально принимающих во вниманиеусловия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения долигосударственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программымассовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании,но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.
4.Приватизацияв области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.
Существуетоколо 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий попереработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятияколлективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.
Государственныепредприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервисатакже приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам,отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом ценыустанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупныхперерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации поиндивидуальным проектам.
В аграрно-промышленномкомплексе произошли:
— преобразования совхозов и других государственных сельскохозяйственныхпредприятий в фермерские и крестьянские хозяйства, малые предприятия и ихассоциации и другие негосударственные формы хозяйствования;
— образование акционерных обществ открытого и закрытого типов;
— преобразование птицефабрик и птицеводческих комплексов, тепличных комбинатов вакционерные, хозяйственные общества или товарищества;
— продажа имущества нерентабельных (убыточных) государственных сельскохозяйственныхпредприятий на аукционах юридическим и физическим лицам.  На 1 января 1997 г. Были реорганизованы все 2400 совхозов и колхозов, вместо них создано 47000 хозяйствующихсубъектов, в т.ч. 3200 крестьянских хозяйств.[4]
 
2.2Пути, методы и формы разгосударствления и приватизации государственнойсобственности в РК.
Всоответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации вреспублике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности первоначальноосуществлялся в два этапа.
Первыйэтап – 1991 – 1992 гг.
Второйэтап – 1993 – 1995 гг.
Третийэтап осуществлялся с 1996 по 1998 год.
Основнойцелью разгосударствления и приватизации собственности в республике Казахстанбыли:
— формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;
— создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;
— развитие мелкого и среднего бизнеса;
— формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частногобизнеса и привлечением иностранных государств;
— развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынкаценных бумаг.
Неподлежали приватизации объекты исключительной собственности РеспубликиКазахстан – земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный иживотный мир, исторические и культурные ценности страны.
В первые два этапа приватизация осуществлялась: в течение первого этапаосуществлялась приватизация жилья с использованием жилищных купонов, полученныхнаселением безвозмездно, и в течение второго этапа население безвозмезднополучило приватизационные купоны, которые можно было использовать только черезинвестиционные приватизационные фонды, которых насчитывалось около 120.
Кнедостаткам данного метода приватизации следует отнести то, что владелецприватизационного инвестиционного купона не имел права самостоятельно распоряжатьсяим, а только мог вложить его в инвестиционные фонды, что являлось существеннымпрепятствием к непосредственному участию человека в приватизации конкретногопредприятия.
Процессприватизации предполагал возможность выкупа предприятия работниками, созданиеакционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных обществ-хозяйств,в которых 51 % акций принадлежал государству.
Однакоучастие государства в акционерных обществах по типу холдинга не принесложелаемых результатов, не оживило слабые, обанкротившиеся предприятия,координационная, управленческая деятельность государства ограничилась тольконазначением руководителей предприятия, распределением произведённой продукции ииспользованием прибыли на нужды холдинга, что привело к потере оборотныхсредств и дальнейшему  банкротству предприятий.
Однако,как показала практика Казахстана, применение холдинговых акционерных обществ нерешает всех проблем приватизации.
Политикаразгосударствления и приватизации собственности в переходной экономикепреследует не только разрушение монопольного положения государственнойсобственности и придание экономике рыночного характера, но и стабилизациюэкономического развития, и достижение экономического роста;
— привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику;
— сокращение государственного долга за счёт прекращения субсидированиягосударственных и увеличение доходов частных предприятий и населения, в итоге,прежде всего на повышение уровня жизни населения;
— создание конкурентной рыночной среды.
Какпоказывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества,обуславливающие эффективность экономики, при наличии 30-40%  государственнойсобственности.  Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстанпредусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулированиепроцессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.
ВРеспублике Казахстан применялись следующие формы разгосударствления иприватизации объектов государственной собственности:
а) сдачаимущества государственного предприятия в аренду;
б) выкупимущества государственного предприятия, сданного в аренду;
в)передача объектов государственной собственности в концессию;
г)преобразование государственного предприятия в акционерное общество илитоварищество;
д) выкупимущества государственного предприятия членами трудового коллектива;
е)продажа имущества государственного предприятия юридическим лицам, имуществокоторых не является государственной собственностью, и гражданам по конкурсу илина аукционе.
С другойстороны, близкой к принятой в Республике Казахстан моделью, являетсяроссийская, которая также предусматривала бесплатную выдачу приватизационных   чеков – ваучеров.
Однако,владелец казахстанского инвесткупона не имел права непосредственнораспоряжаться им. Кроме того, инвесткупоны, в отличие от ваучера, не имелиноминальной цены. Последнее обстоятельство оказало сдерживающее влияние наформирование рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Существенными такжебыли дополнительные ограничения в деятельности инвестфондов,  В отличие отроссийских чековых инвестфондов каждый инвестфонд не имел права:
— аккумулировать более 5% инвесткупонов населения Республики Казахстан;
— наодном аукционе приобретать более 10% акций предприятия;
— вкладывать более 5 % собранных инвесткупонов в один приватизируемый объект.
Разгосударствлениеи приватизация собственности в Казахстане резко изменили структурусобственности. Сформировался класс частных собственников.[9
 
2.3 Результатыразгосударствления и приватизации.
Процессразгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийсяв 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую,многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночнойэкономики.
Напервом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в РеспубликеКазахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .
Навтором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизациясредних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500средних и крупных предприятий.
К концутретьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в РеспубликеКазахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых –81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.
Долягосударственной собственности в общем количестве 111885 предприятий посостоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а долячастного сектора составила – 79,3 %.
Всельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647,средних 1685 и 951 крупных предприятий.  Из общего числа 9469 предприятийсельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частнаясобственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских)хозяйств.
Толькоза три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в трираза и составила  на  начало  2000 года   318378 человек. Валовой внутреннийпродукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с64 тысяч до 116 тысяч тенге.
Поданным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла посравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяччеловек.  В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработныхвозросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.
Всё этообусловлено тем, что одни новые собственники предприятий в условияхэкономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средствдля оживления предприятий, другие – столкнулись с собственной несостоятельностью,неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятиястановятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.
Ещё однапричина пополнения численности безработных.  На предприятиях, переданных подиностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условийзаключённых контрактов – это сохранение рабочих мест.  В частности, в 2000 годув объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстануволенные были восстановлены на свою работу.
Негативныепоследствия разгосударствления и приватизации учёные – аналитики РеспубликиКазахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в рукахновых владельцев к рыночным условиям.
При этомвыделяются три этапа.
Первыйэтап охватывает 199 – 1992 гг., который характеризуется резким спадомпроизводства, нарастанием гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%,попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиямивыйти из экономического кризиса.
Данныйэтап в последствии назван либеральной стратегии, этапом «экономическогороманизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынкуосуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первойпрограммы перехода к рынку Казахской ССР,  принятой Верховным Советом КазахскойССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынкувсего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют,что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведенабез какой-либо концептуальной и практической подготовки.
Навтором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и среднихпредприятий стало ощущаться государственное вмешательство в процесс переливафинансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развитияпредпринимательства.
В ходетретьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизмвывода предприятий и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. Ав результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий ихструктурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям,повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическаястабилизация.  Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленнойпродукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0%. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия дляэкономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.
Дляпродолжения поступательного движения экономики и реализации последующих реформправительству поручено разработать десятилетний стратегический Плансоциально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационногоРазвития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]
Правовыеаспекты.
Казахстанимеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Онавключает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую“Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности вРеспублике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а такжебольшое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров,Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом иГосударственным Комитетом по приватизации.
Одним изосновных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизациив Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии сКазахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, каки казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и спомощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях”(принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов противнационализации (ст. 7); а также против изменений  законодательства иполитической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9).Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованиеммеждународного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранныхинвестициях”.
Впроцессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов иконсультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делаетпроцесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов.[7].
 
Завершение приватизации:
 
  Всвоей работе наш президент Н.А.Назарбаев пишет:
«Приватизацияпредприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка»,прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентацияпроцесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятияхстратегического характера будут разумно использоваться.»[6].

 Глава 3  Опыт зарубежных стран.
Для примера я решил взять опыт стран Восточной Европы,так называемых «постсоциалистических» стран. Их опыт ближе России, так как вних приватизация не всегда проходила гладко и по плану, как во многих странахЗападной Европы.
Опытваучерной приватизации.
Приватиза­цияв постсоциалистических странах не была равномерным посту­пательным процессомсмены титула собственности предприятий с государственного на частный илисмешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственностиотвечаю­щей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедления­ми,отступлениями и корректировками первоначальных программ­ных установок.Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации постандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственнымипрограммами предше­ствовал этап так называемой спонтанной приватизации. Еслипередача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду,продажу и рес­титуцию (возвращение бывшим владельцам собственности, нацио­нализированнойпосле второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая»приватизация столкнулась с суще­ственными трудностями. В Болгарии, Польше, Румы­ниии Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемыприватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись напрактике вплоть до середины 90-х го­дов, когда в этих странах уже возниклирыночная банковская сис­тема и фондовый рынок. В эти годы различныепредставители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственнойсобственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучернойприватизации попали те предприятия, которые государст­во не могло продатьчастным лицам или организациям. В это вре­мя ваучерная приватизация ужеполностью потеряла привлекатель­ность для населения. Примечательно, что нареферендуме, состояв­шемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан выска­зались в поддержку платной приватизации.
Единственнымпримером быстрой и успешной ваучерной при­ватизации в Восточной Европе являетсяприватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многоманалогич­на схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакииполучали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акцииинвестиционных фондов. Однако, в от­личие от России, чешские и словацкиеинвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации,а пре­вратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не вовсех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумелиналадить эффективное управление привати­зированными предприятиями.
Практикавосточноевропейских стран, особенно Болгарии и Ру­мынии, выявила крайненегативные последствия затягивания сроков приватизации. В условияхэкономической либерализации государст­во во многом теряет возможностьконтролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца,становится объек­том злоупотреблений.
Опытплатной приватизации.
Всередине 90-х годов возник­ла новая волна интереса к платной приватизации. Наэтот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим поч­та всевосточноевропейские страны.
Причинакризиса—в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокиеобязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база иорганизация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственныерасходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляциипервой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровнясобираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов,включая НДС, прямо пропорциональна инфляции), то при переходе экономики внизкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». На­конец, по мереразвития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов,которых раньше в постсо­циалистических странах не было (например, выплатапособий по безработице).
В1995—1996 гг. проблема финансирования бюджета с наи­большей остротой всталаперед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии.Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектовэнерге­тики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит втом, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, ко­торые обычно отличаютсяхронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшимоборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те жеэнергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торгипять-шесть раз.
В числеобъектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,— электростанции, сетиэнерго- и газоснабжения в Венг­рии, Польше и Чехии, нефтепромыслы,нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии,нацио­нальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия,ранее составлявшие сердцевину индустриального ком­плекса. Из-за высокойстоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранномукапиталу.
Длянекоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продатьгоспредприятия дешевле, но как можно быст­рее. Это объясняется необходимостьюсрочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупныеплатежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из странВосточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди»(названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматриваетпродажу государствен­ной собственности зарубежным инвесторам и проведениеэкологи­ческих мероприятий международного значения в зачет погашения внешнегодолга.
Впроцессе приватизации государство поощряет формирование крупныхпромышленно-финансовых структур (аналогичных россий­ским). Такие структурывозникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акцийкрупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобныеобъединения финансового и производ­ственного капитала ведут к монополизациирынка, восточноевро­пейские страны видят в них возможность добиться роста произ­водстваза счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержанияконкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения»,с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объ­емапродаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия анти­монопольного законабыли выведены многие предприятия энерге­тики, транспорта и телекоммуникаций, тоесть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации иприватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объеди­нениягосударственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтическойи других отраслях. Органы анти­монополистического регулирования в Польше (как ив других вос­точноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком покритерию не столько доли компании в отраслевом производст­ве или сбыте, сколько«монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижениякачества продукции, неза­конного препятствования вступлению новых конкурентовна рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тен­денциямантимонопольного регулирования.
Приватизация идругие институциональные преобразования в Восточной Европе создали ту среду,которая благоприятствует эко­номической активности и помогла быстро преодолетьглубокий кризис.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, можно сделать вывод, что приватизация оказывает прямое положительноевлияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессовприватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции какбезработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация являетсяодним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукциина предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации инормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательноевоздействие на экономику, и общество в целом.[4]
 Итак,разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальномумногообразию форм собственности, метод оптимизации структурыпредпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.
Кэффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление иприватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляетконкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основуформирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому ониявляются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и ростаблагосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.
Насовременном этапе развития процессы приватизации прошли/проходят во всехстранах мира, что является одним из основных условий создания рыночнойэкономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальнойзаконодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью ихрегулирования и уменьшения негативных последствий. [8] 

Списокиспользованной литературы:
1.        СажинаМ.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» учебник – Москва: «Норма-Инфра-М», 1998 г.
2.        БорисовЕ.Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений»- Москва: Общество «Знание» России, 1997 г.
3.        КаспинВ.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. –М.: Финансы и статистика, 1992 г.
4.        Подред. Карибжановой Ж.С. «Приватизация» Т.2, Т.3 1993г.
5.         «Столица»27июня 1995 г.
6.        Казахстан- 2030 /«Казахстанская правда» 11 октября 1997 г.
7.        Законодательные и нормативно- методические документы по проблемам рыночной экономики, Закон «О приватизации»
8.        ПодредакциейРайзберга Б.А. «Курс экономики» 1997 г.
9.        ШеденовУ.К. «Общая экономическая теория» Актобе – 2004 г.
10.     Экономика.Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.:Проспект, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.