Реферат по предмету "Экономика"


Прибыль, рентабельность и цена

Реферат
 
ПРИБЫЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ЦЕНА
 

Содержание
§1. Прибыль и пути ее роста
§2. Рентабельность производства и пути ее повышения
§3. Цена и ценообразование как фактор эффективного функционированияотраслей промышленности

§1. ПРИБЫЛЬ И ПУТИ ЕЕ РОСТА
Целью предпринимательской, в том числе производственнойдеятельности, является прибыль. Таким образом, функционирование предприятий иотраслей преследует получение наибольшей прибыли путем производства иреализации востребованных рынком товаров (услуг, работ). Именно так внаибольшей степени удовлетворяются потребности населения.
Получение прибыли и ее наращивание является экономическим условиемуспешного функционирования предприятий промышленности. Только так можносвоевременно обновлять основные фонды, расширять масштабы производства, создатьпредпосылки для роста эффективности производства, повышенияконкурентоспособности.
С другой стороны, чем больше прибыли у предприятий отрасли, тембольше отчислений из этой прибыли на налоги, на формирование национальногодохода, бюджетов разного уровня. А это создаст экономические предпосылки дляроста заработной платы бюджетным работникам, пенсий, стипендий и других социальныхвыплат. Из большей прибыли и больше возможностей для расширенноговоспроизводства, внедрение мероприятий по улучшению качества продукции и,наконец, удешевления продукции. Все это в конечном счете способствует улучшениюжизни людей, укреплению экономического могущества страны, повышениюконкурентоспособности самого предприятия. Поэтому в росте прибылизаинтересованы все: персонал, предприятия, отрасли и государства в целом.
Прибыль — это часть чистого дохода общества, создаваемая напредприятии и совместно используемая предприятием и государственными имуниципальными органами.
Прибыль следует в отраслевой экономике рассматривать как разностьмежду денежными доходами (поступлениями) и расходами (затратами):
п = вд – з ,
где: П — прибыль, млн. руб.
ВД — валовой доход (выручка, поступления), млн. руб.
3 — затраты на производство и функционирование хозяйствующихсубъектов (расходы), млн. руб.
Валовой доход формируется из выручки от реализации продукции(услуг, работ), включая всю ее стоимость в текущих ценах — овеществленный иживой труд.
ВД = М + ФОТ + П,
где: М — овеществленный труд (материальные затраты, амортизация)
ФОТ — фонд оплаты труда (зарплата и др.)
П — прибыль.
Доход складывается из прибыли и оплаты труда (П + ФОТ). Общая(валовая, балансовая) прибыль на предприятии отрасли складывается из прибыли отреализации продукции основного производства, прочей реализации ивнереализационной прибыли:
/>
где: /> — общая (балансовая) прибыль, млн.руб.
/> - прибыль от реализации поосновной деятельности, млн.руб.
/> — прибыль от прочей реализации,млн. руб.
/> - внереализационная прибыль, млн.руб.
При нормально функционирующей экономике преобладающую долю (более90%) представляет прибыль от реализации по основной деятельности (в дальнейшемприбыль от реализации, Пр). Поэтому в отраслевой экономике правомерно этомууделяется основное внимание.
Прибыль от реализации — это совокупность разности цены исебестоимости различных товаров (услуг, работ) на объем их реализации в натуре:
/>
где: /> - объем от реализации, млн. руб.
Ц — цена единицы продукции, руб.
/> - объем реализованной продукции внатуре (т, шт.).
Объем реализации, как известно, определяется как:
/>
где: /> - остаток продукции на началогода
/> — объем произведенной продукции загод
/> — остаток продукции на конец года.Как видно из формулы прибыли от реализации основными факторами ее роста будутследующие.
1. Размер объема реализации.
2. Цена реализации.
3. Себестоимость единицы продукции с учетом транспортных расходов.
4. Ассортиментные сдвиги в сторону увеличения доли болеерентабельных (прибыльных) видов изделий и соответственно сокращения менеерентабельных изделий.
Таким образом, чем больше объема реализации, цены реализации, прогрессивнееассортиментные сдвиги в смысле роста доли более рентабельных видов изделий, темвыше сумма прибыли. И чем ниже себестоимость единицы продукции, тем при прочихравных условиях будет выше масса прибыли.
Из факторов роста прибыли следуют и конкретные пути ее увеличения.
Пути роста прибыли в отраслях промышленности в самом общем видебудут следующие.
1. Всемерное увеличение объема реализации и производства продукциина основе хорошо поставленного маркетинга, максимального использования наличныхпроизводственных мощностей, а при необходимости ее расширения, рациональногоиспользования производственного потенциала и всех ресурсов.
2. Снижение себестоимости продукции по всем элементам затрат истатьям калькуляции.
3. Проведение грамотной, научно-обоснованной ценовой политики вусловиях рынка.
4. Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в сторонуувеличения доли более рентабельных, прибыльных видов продукции при наличииспроса на них и хорошо поставленном маркетинге.
Как было отмечено, преобладающая часть прибыли предприятия отраслипри нормально функционирующей экономике получается от реализации продукции отосновной деятельности. Однако общая прибыль в любом случае складывается изприбыли от реализации основной продукции, на которую специализируется отрасль,прибыли от прочей реализации и внереализационной прибыли. Поэтому, разрабатываямеры по увеличению прибыли как конечной цели предпринимательской деятельностиследует, безусловно, увеличивать все составляющие общей, балансовой прибыли.Необходимо как можно больше извлечь прибыли из общей реализации, действуяаналогично как с мерами по росту прибыли от основной деятельности сиспользованием тех же факторов и путей, а также рационально использовать всевозможности от получения прочей, внереализационной прибыли.
В современный период особенно важно эффективно и масштабнозаняться инвестиционной, финансовой и прочей деятельностью, памятуя, что деньгине пахнут, а должны служить благому делу -финансовой устойчивости отрасли и еепредприятий, государству, обществу, каждому работнику и жителю страны. Прибыль- это процветание.
Полученная на предприятиях отрасли прибыль распределяется междупредприятием, государством и муниципальными органами.
Из общей суммы, полученной на предприятии отрасли прибыли, выделяетсята ее часть, которая освобождена от налогов и сборов. Затем из оставшейся суммы(гораздо большей части) изымаются налоги и сборы в госбюджет, муниципальныебюджеты, целевые перечисления в соответствии с законодательством и решениямиместных органов власти. Оставшаяся часть прибыли называется чистой прибылью,направляемой в распоряжение самого предприятия. Предприятие в меруэкономической потребности и целесообразности само распределяет свою прибыль.Оптимальным считается такое распределение прибыли, когда устанавливаетсясоответственно оптимальная пропорция между фондом накопления (развития) ифондом потребления. Кроме этого, целесообразно создавать и приумножать длядобывающих и перерабатывающих предприятий фонд риска, резервный фонд. Вакционерных обществах в установленном порядке распределяются дивиденды средиакционеров. Снижение налогового бремени позволит значительно свободнее ицелесообразнее распределить полученную предприятием промышленности прибыль. Приэтом важно соблюдать приоритетность потребности, удовлетворяемую из прибыли.
§2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПУТИЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Как отмечено выше, прибыль является итоговым показателемдеятельности предприятий отрасли. Это также важнейший экономический показатель.Однако прибыль не показывает, не характеризует, какой ценой она достигнута,какими размерами средств. В прибыли не виден размер производственногопотенциала, с помощью которого она получена.
Для соизмерения размера прибыли и величины использованных средствдля ее достижения в отраслевой экономике используется показатель рентабельностипроизводства.
Рентабельность производства является наиболее обобщающим,качественным показателем экономической эффективности производства,эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производствакак раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств — основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Этииспользованные в производстве средства для получения известной прибыли являютсякак бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше затребованных средств притой же величине полученной прибыли, тем, разумеется, эффективнее производство,а предприятие функционирует с большим эффектом.
Рентабельность производства в самом общем виде в отраслевой экономикеопределяют как:
/>
где: Р — рентабельность производства, %
П — сумма прибыли, млн. руб.
ОФ — стоимость основных фондов, млн. руб.
ОС — стоимость оборотных средств, млн. руб. Периодфункционирования предприятия может быть разным -месяц,
квартал, год, а посему стоимость основных фондов и оборотныхсредств исчисляют в среднем значении. Рентабельность
производства можно вообще определить в любом диапазоне времени, влюбой период целевого функционирования, чтобы
знать эффективность проведенных производственных операций. Какправило, при стабильном функционировании она
исчисляется за квартал, а чаще за год.
В отраслевой экономике различают рентабельность производства общуюи расчетную. Общая рентабельность практически совпадает с ранее определеннойрентабельностью:
/>
Прибыль принимается в виде общей, балансовой суммы, а стоимостьоборотных средств до нормируемой ее части, что неверно. Надо принимать в расчетвсю использованную стоимость оборотных средств — собственных и заемных.
Расчетная рентабельность исчисляется как отношение расчетной(чистой) суммы прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотныхсредств за минусом льготных фондов (освобожденных от платы за имущество):
/>
Расчетная рентабельность как показатель эффективности потеряласмысл, и по существу не имеет какого-либо практического значения. Она можеттолько характеризовать, какой ценой, размерами каких средств получена прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия.
Гораздо больший интерес представляет показатель рентабельностипродукции, исчисленный как отношение прибыли к полной себестоимости продукции:
/>
где: Ри — рентабельность конкретного изделия, % П — прибыль отизделия, руб. Сп — полная себестоимость продукции, руб. Если изделие одно, тоформула принимает вид:
/>
где: Ц — цена единицы изделия
/> - полная себестоимость единицыданного изделия.
А рентабельность всей реализованной продукции исчисляется какотношение всей полученной прибыли от реализации продукции к полнойсебестоимости всей реализованной продукции.
Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегическихрешений. Указанный показатель в ходе анализа показывает рентабельность илиубыточность производимой продукции, степень их рентабельности и убыточности. Врынке, где цель предпринимательской деятельности — получение максимума прибыли,предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение — избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, с помощьюмаркетинга увеличить высокорентабельные виды продукции. Если же отрасльдотационная или отдельные изделия дотируются, то следует сделать определенныекорректировки.
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всейсовокупности ее, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимостипродукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующегоувеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значитулучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятийпромышленности.
Как видно из общей формулы рентабельности производства
/>
факторами роста будут:
1. Величина прибыли.
2. Стоимость и эффективность использования основных фондов.
3. Стоимость и эффективность использования оборотных средств.
Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов иоборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем вышерентабельность производства, а значит выше экономическая эффективностьфункционирования отрасли.
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют иосновные пути ее повышения.
В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям повышениярентабельности производства с учетом всего вышеизложенного будут следующие.
1. Все пути и мероприятия, повышающие сумму прибыли.
2. Все пути, улучшающие эффективность использования основных фондов.
3. Все пути, улучшающие эффективность использования оборотныхсредств, ускоряющие их оборачиваемость.
В экономической литературе, в том числе по финансам, экономикепредприятий, анализе хозяйственной деятельности и других используется множествоспецифических показателей рентабельности. Все они играют в экономикеопределенную роль. Однако для отраслевой экономики, для общего взгляда наэкономические процессы, изложенные здесь показатели вполне достаточны и верны.
При нормально функционирующей экономике уровень рентабельности впромышленности находится в пределах 20-25%, а в сельском хозяйстве — 40-50%.При регулировании цен государством используется фиксируемая рентабельность.
§3. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГОФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Как известно, цена — это денежное выражение стоимости товара. Цена- сложнейшая экономическая категория. Она изучается в специальной дисциплине.Для отраслевой экономики цена изучается с точки зрения ее влияния наэффективность производства, сопряженные с ней показатели — прибыль,рентабельность, себестоимость продукции через затраты на средства производства,а также эффективность функционирования промышленности.
В экономике переходного периода действует несколько видов цен, азначит и ценообразования. Однако наиболее распространенной является свободнаярыночная цена, та, что устанавливается на рынке на основе спроса и предложения.Как бы то ни было, несмотря на кажущуюся внешне стихийность, все же имеетсянижний, убыточный уровень, за пределами которого в нормальной экономике неможет быть массовой реализации товаров (услуг, работ).
К ценообразующим составляющим относятся следующие.
1. Среднеотраслевая себестоимость продукции.
2. Прибыль.
3. Акциз.
4. Налог на добавленную стоимость.
5. Снабженческо-сбытовая наценка.
6. Торговая надбавка.
В розничной цене присутствуют эти составляющие. В зависимости жеот того, что включает цена, она бывает оптовой ценой предприятия без акциза иНДС, оптово-отпускной, заготовительной, розничной и т.д.
Чему должна удовлетворять разумная цена реализации? Ценареализации должна дать возможность хозяйствующему субъекту покрыть все затратыпо себестоимости продукции и получить прибыль, достаточную для расчетов по всемплатежам и обеспечить нормально работающему предприятию расширенноевоспроизводство, а работникам приемлемые условия жизни, удерживающие их наданном предприятии промышленности.
При нынешней системе ценообразования — без наличия акциза — конечная розничная цена более чем удваивается, а при наличии акциза и НДС вполном размере — еще более. При этом совокупный доход — разность между конечнойценой и себестоимостью — распределяется крайне неравномерно. Предприятиюдостается не более 10%, 20% — торговле, более половины — бюджетам разныхуровней, даже посредник получает больше производителя. Поэтому ценообразованиедолжно улучшаться на основе радикальной перестройки налогообложения исовершенствования организации торговли в пользу производителя.
Совершенно необходимо существенно сократить посреднические услуги,звенность торговой цепи, доведя до уровня «завод — магазин» или прямоиметь торговую точку на предприятии. Посреднические услуги следует сократить внесколько раз. НДС и акцизы необходимо снизить в рамках налоговой реформы.
Ценовая политика — сложная система и изучается шире и глубже вспециальном курсе, но она даже с позиции отраслевой экономики должна бытьдостаточно гибкой, стимулирующей как производителя, так и потребителя,ускоряющей кругооборот средств, эффективное использование производственного потенциалана основе интенсификации. В целом необходимо создание экономической системы,неизбежно влияющей на поведение цен в сторону разумного регулирования, а нестихийных взлетов и падений, отрицательно влияющих на общество и отраслинациональной экономики.
Цена и ценообразование, как видно, являются важнейшим факторомэффективного функционирования отраслей промышленности, конкурентоспособнойработы предприятий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системы радиосвязи
Реферат Международные нормы и стандарты по обеспечению прав и свобод человека
Реферат 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»)
Реферат Перестройка случайность или закономерность
Реферат Система Тракт и система телеуправления малодеятельными станциями ТУМС
Реферат История Российской культуры в XIX веке.
Реферат Сервісні можливості
Реферат Структурированная кабельная система на 292 порта зданий гимназии
Реферат Структурная надежность радиотехнических систем
Реферат Синтез управляющего устройства процессора в форме Автомата Мили
Реферат Структурный синтез активных фильтров ВЧ и СВЧ диапазонов
Реферат Принцип построения и опыт практической реализации экологических информационных систем
Реферат Оценка кредитоспособности заемщика на примере СПК Колхоз Восход
Реферат Система отображения и регистрации информации
Реферат Системи і датчики для контролю параметрів зовнішнього середовища