Реферат по предмету "Государство и право"


Государственный политический режим

Федеральноеагентство по образованию РФ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории иистории государства и права
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственныйполитический режим
Выполнила: студентка 1 курса
ЮФ гр. ЮР-12
Проверил: Анферов А.А.,
ассистент кафедры ТИГП Ситникова О.М.
АСТРАХАНЬ 2006

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
Глава1. Государственно-политический режим, понятие и признаки… 6
1.1.Понятие государственно-политического режима. 6
1.2.Виды государственно-политических режимов. 7
Глава2. Характеристика государственно-правовых режимов… 10
2.1.Авторитаризм… 10
2.2.Тоталитаризм… 12
2.3.Демократия. 14
Заключение… 18
Списоклитературы… 24
Введение
Государственно-правовой режим выражаетособенности функционирования государственного механизма. При выполнении своегофункционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом инаселением, используя определенные наборы средств и способов управленческоговоздействия.
Это настолько важная для всей политическойжизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонныотождествлять ее с формой государства вообще.
Государственный режим отражает уровень иформы развития демократии, политический климат в стране в определенный период.Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любойполитической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставятборьбу за обладание государственной властью.
Олицетворяя особую публичную власть,государство представляет общество и обеспечивает его политическую иэкономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческойдеятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовыеформы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в томчисле карательного) государственного механизма. Принятием правовых актовгосударство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничиватьдеятельность политических партий, организаций и движений.
В зависимости от характера используемых государственнойвластью средств и способов различают демократический и авторитарныйгосударственно-правовые режимы.
При демократическом режиме провозглашаютсяи обеспечиваются общедемократические права и свободы, населению предоставляетсяреальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание ихнаиболее значимых решений, гарантируется политический плюрализм и разделениевластей как основа формирования государственного аппарата.
Авторитарный режим связан с отстранениемнаселения от управления обществом и государством с существенным ограничениемего основных прав и свобод. Различают конституционно-авторитарные итоталитарные разновидности авторитарного режима.
При конституционно-авторитарном режимеограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции,которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободыграждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельностьоппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становитсяпридатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, аназначается.
Тоталитарный (фашистский, расистский)режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но ив личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей,возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило,запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускаетсязначительная часть населения.
Особо следует сказать о переходных ичрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носятвременный характер.
Переходные режимы формируются в результатепобеды радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями иотличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди нихсвоей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результатевоенных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местахпринадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-правовыережимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовыхбеспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающихжизни и безопасности граждан нормальному функционированию государственныхинститутов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они могутраспространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельныерегионы.
Введение режима чрезвычайного положениясвязано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободыпечати и других средств массовой информации, приостановлением деятельностинекоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлениемкомендантского часа и т.д.
Решение о введении особого режимапринимается высшими представительными органами государственной власти либовысшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительныхорганов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливаетсязаконом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентныхорганов государства.
В юридической литературе в качествесамостоятельной разновидности государственно-правовых режимов называют иногдалиберальный режим. Однако этот режим был достаточно распространен в XIX в.Сейчас же он относится к числу переходных и имеет место лишь в странах с низкимуровнем жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жителивследствие своей культурной отсталости не могут осознанно пользоватьсядемократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита,опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методынасильственного воздействия, чем при демократических режимах.
Целью данной работы является рассмотрениеи изучение государственно-политических режимов, понятия и признаков.
Глава 1. Государственно-политический режим, понятие ипризнаки1.1. Понятиегосударственно-политического режима
Появившись в научном обороте в 60-е гг. XXвека, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силусинтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формыгосударства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключениз состава формы государства, поскольку функционирование государствахарактеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периодадали начало широкому и узкому подходам в понимании политического(государственного) режима.
Широкий подход относит политический режимк явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий— делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку онконкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и формугосударственного устройства, а также формы и методы осуществления государствомсвоих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого иузкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политическихпроцессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной иобщественно-политической, а также характеру политической системы, включающей всебя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Всесоставные части политической системы: политические партии, общественныеорганизации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовыедвижения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности,характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует иобратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимаетвоздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияниераспространяется на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формыгосударства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова(совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широкомсвоем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политическихсвобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовыхформ политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовымосновам государственной и общественной жизни)[1].1.2. Видыгосударственно-политических режимов
Какие виды политических режимовсуществуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидностьполитического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и формагосударства, характер законодательства, фактические полномочия государственныхорганов и юридические формы их деятельности, соотношениеобщественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики,формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на видполитического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широкомсмысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаясяподчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез сдирективными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействиеи международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различныеполитические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того жевремени.
Так, периоду рабовладения присущидеспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархическиережимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характернымибыли режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии»,клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма».При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, иликонституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также«фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, атакже диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламскихстранах — клерикально-фундаменталистский.
Опыт социализма свидетельствует овозможности проявления народно-демократических, общенародных политическихрежимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режимарабоче-крестьянской диктатуры.
Известная преемственность и наличиенекоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свестивсе многообразие политических режимов к двум большим разновидностям:демократическому и антидемократическому политическим режимам[2].
Демократический политический режим можетпредусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов(прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политическихрешений с помощью выборных представительных органов (парламентская, илипредставительная, демократия). Демократический политический режим означаетгарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность иправопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений.Демократический политический режим невозможен без многопартийности, бездостаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масснаселения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболееопасными организованными формами. Практика демократического развитиягосударственности различных исторических эпох дает самые различные примерыдемократических режимов.
Отличаются разнообразием иантидемократические политические режимы, однако их содержательная сторона вомногом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, аименно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной»идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация какихбы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения посословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономическийуровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение,агрессивность во внешней политике[3].
Между различными элементами формыгосударства существует известное соответствие. Так, монархическая формаправления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной,централизованной форме государственного устройства и автократическомуполитическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются вусловия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух-или многонационального состава населения могут определять федеративноегосударственное устройство.
Глава 2. Характеристика политических режимов2.1. Авторитаризм
Авторитаризм — политический режим власти,не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемойединоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделитьразличные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности,абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени,западноевропейские империи XIX века,военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XXв. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этотполитический режим совместим с различными по природе общественными иполитическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попыткамиопределения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчивоповторяющихся характеристик.
К числу общих черт авторитарных режимовотносят следующие:
—авторитарная власть имеет своимисточником насильственный захват власти. Она не формируется народом и неограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
— для нее характерно слияниезаконодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное,показное разделение;
— при авторитаризме власть опирается наадминистративный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится нанеприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
— авторитаризм предполагает жесткийцентрализм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
— в социальном плане авторитаризм пытаетсястать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, чтосопровождается социальной демагогией, популизмом;
— во внешней политике для него характерныагрессивные имперские установки.
Каковы условия возникновения режимаавторитарной власти?
1. Социальный и политический кризисобщества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такогокризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, историческогоуклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизнии совершается в течение одного-двух поколений.
2. С ломкой исторического уклада жизниобщества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходитмаргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей,«выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности ивидящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс навыживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическоеповедение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности,заряженной отрицательной энергией разрушительства.
3. В сфере социальной психологии иидеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к«восстановлению» социальной справедливости путем установления поголовногоравенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикойпроизводительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого влице какого-либо общественного института, социальной группы или нации.Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды напреодоление кризиса.
4. В большой степени возрастает рольисполнительных органов государственной власти и основной военной силы — армии,обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которойневозможно функционирование — более или менее успешное — исполнительной властив условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителемвласти, стоящей над обществом.
5. Наконец, решающим условиемвозникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом,признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного,мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случаенеизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.2.2. Тоталитаризм
При первом приближении тоталитаризмхарактеризуют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки: —тотальный государственный контроль над обществом;
— всеобщая монополизация и централизациявласти в руках государственной бюрократии;
— система жесткого полицейскоготеррористического контроля над всеми гражданами (исключение — только длявождя);
— политизация (в плане пропаганды) всейжизни и уничтожение политики как таковой;
— господство единственной правящеймассовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарногообщества. При этом подобная партия не является политической: она не способнадействовать без государственной власти, строго централизована и выступает вкачестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии —корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и моральногопревосходства над обществом. Ее функции: управление тоталитарным обществом иконтроль над ним; подготовка и выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она являетсябуфером между центральной властью и обществом и осуществляет репрессивныефункции к инакомыслящим;
— идеологизация общества и общественнойжизни на основе единой государственной идеологии;
— унификация и регламентация политической,общественной и духовной жизни (например, единый политдень и пр.);
— ставка на обновление общества на основеутопических глобальных идей;
— ставка на свою расу (может быть, вскрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единогосоветского народа»).
Тоталитарные политические режимы бываютправого (фашизм) и левого (коммунизм) толка. Между ними существуют определенныеразличия.
В нашей стране термины «тоталитаризм»,«тоталитарный» появились в послевоенный период и до последнего временииспользовались в пропагандистских целях для характеристики фашистских ипрофашистских режимов на Западе. Однако даже такое употребление этих терминовбыло весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам —«агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский». Даже вчетвертом издании Советского энциклопедического словаря (1986) вслед за беглымупоминанием о том, что «понятие тоталитаризм употреблялосьбуржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры»,следует основная характеристика этого понятия: «активно используетсяантикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам,которые клеветнически отождествляются с «тоталитарными» режимами ипротивопоставляются «демократическому «свободному» обществу».
Тоталитаризм (от лат. «тоталь» — всеобщий,всеобъемлющий) — это политический режим, при котором гражданин являетсяобъектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическимбесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режимзависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.
В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж.Оруэлла «1984» тоталитарный строй описан как замкнутоерационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающееего в «винтик» на основе психофизической инженерии и уничтожения морали, любви,религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различныеконцепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской ихудожественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма.2.3. Демократия
Понятие демократии распространяется на все формы государства, в котором народу принадлежитверховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается,что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так ичерез представителей. В соответствии с этим демократия определяется, преждевсего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воленарода. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых»,«пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности.Следовательно, демократической идее одинаково противоречит всякое классовоегосподство, всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими былюдьми они ни были. Таким образом, классовая демократическая теория,воспринятая большевиками, являлась противоречием самой себе.
Выдвинув в качестве общего идеалагосударственного развития идеал правового государства, мы зачастуюрассматриваем демократию как одну из форм правового государства. С этой точкизрения демократия означает возможно полную свободу личности, свободу ееисканий, свободу состязания мнений и систем. Идее демократии соответствуетвозможно полное и свободное проявление человеческой индивидуальности,открытость для любых направлений и проявлений творчества и т.п.
Демократия, т.е. народовластие, составляетсердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия»обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в немпредставлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляютсязакрепленные законодательством широкие социально-экономические и политическиеправа граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния,образовательного уровня и вероисповедания.
Когда говорят о демократическомгосударстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права исвободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоватьсяэтими правами, как государство заботится о своих гражданах.
Теория права и правовая практика различаютпонятия  «права человека» и  «права гражданина». В первомслучае речь идет о правах, связанных с самым человеческим существом, егосуществованием и развитием. Человек как субъект прав и свобод здесь выступаетпреимущественно как физическое лицо. По Конституции Украины к этому виду правпринадлежат: право на жизнь, право на уважение к достоинству человека, право насвободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в личную исемейную жизнь, и тому подобное.
Что же касается прав гражданина, то ониобусловлены сферой отношений человека с обществом, государством, ихинституциями. Основу этого вида прав составляет принадлежность человека кгосударству, гражданином которого он является.
Демократизации процесса, связанного спровозглашением и защитой прав человека, в значительной степени содействовалопринятие ряда международных документов относительно закрепления, правовойрегламентации и разработки механизма международной защиты прав человека вгосударствах, которые подписали соответствующие международные документы.
Все права и свободы можно разделить на 3большие группы:
— гражданские права и свободы. Ониохватывают фундаментальные аспекты свободы человека, выражают основысуществования человечества. Это право на жизнь, на свободу и личнуюнеприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выборместа жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободумысли, слова и т.д.
— политические права и свободы. Это правона свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, правоучастия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.
— экономические, социальные и культурныеправа и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинскоеобслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальноеобеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование.Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться ираспоряжаться своим имуществом.
Кроме того, гражданин имеет право защищатьсвои права всеми способами, не противоречащими закону.
Но любое демократическое общество встаетперед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободыграждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные наобеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантиидолжны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это,прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством,устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по ихохране и защите, ответственность за их нарушения.
Государственные органы не должны обладатьчрезвычайно широкими полномочиями, что позволяло бы им вмешиваться вдеятельность людей.
Еще один важнейший принцип демократии — признание неотъемлемого права народа на выбор своей судьбы и формы государства,на народовластие. При этом в правовом государстве права человека не могутигнорироваться «во имя» интересов той или иной нации, класса или какой-либоидеи. Без свободы каждого нет свободы общества, нет свободы народа игосударства.
Органическое сочетание прав человека иправ народа, суверенитета личности и государства обеспечивается формированиемцивилизованного гражданского общества.
Характер взаимоотношений государства иличности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей иперспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современногочеловека без изучения многообразных отношений людей с государством.
Личность — это индивидуальноопределенная совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся вотношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельногочеловека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество — этоисторически развивающаяся система отношений между людьми, продуктвзаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество иличность — взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывномединстве.
Государство — это не только особым образоморганизованный разряд людей, систематически занимающийся управлением ипринуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особыйвид организации человеческого общества как целого, обеспечивающийтерриториальное, юридическое и политическое единение населения.
Гражданин — это личность в ее отношении кгосударству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой,характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве являетсяюридическим и морально-политическим основанием для личности исполнятьобязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленнымигосударством для своих граждан.
Заключение
Итак, режимы осуществления государственнойвласти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостьюкак от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарнаягосударственность тяготеют к более жестким, централизованным методамуправления, а парламентская республика и федеративное построение государства —к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и отиных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и историческиетрадиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размерыгосударства и т.д.
На основании изученного материала подведемкраткие итоги.
Итак, каждое государство имеет свойполитический режим. Политический режим означает совокупность приемов,методов, форм, способов осуществления политической государственной власти вобществе, характеризует степень политической свободы, правовое положениеличности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей встране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политическихрежимов — деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Демократический режим — характеризуетсявысокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением егоправ, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управлениеобществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается наширокую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народвыбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборыдолжны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под“соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов,свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, еслиодни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие еёлишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальныемеханизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машинапринадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другимпартиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации,стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени,что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическая выборность основныхорганов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный,ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводитьвыборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В ЛатинскойАмерике, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские странынаходятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещенияпрезидента — военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условиедемократического государства — лица, осуществляющие верховную власть,избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, сменаправительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоегогенерала.
3) Демократия защищает права отдельныхличностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путемна выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь ненедостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинствасоставляют один из основных принципов демократического государства. Если же вотношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становитсянедемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законноизбранного правительства.
4) Равенство прав граждан на участие вуправлении государством: свобода создания политических партий и другихобъединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и научастие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Недемократические режимы делятся на дватипа: тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарными являются режимы, прикоторых:
1) есть массовая партия (с жесткой,полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символамверы и их выразителям — вождям, руководству в целом), эта партия срастается сгосударством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
2) партия организована не демократическимспособом — она строится вокруг лидера. Власть идет вниз — от лидера, а не вверх- от масс.
3) доминирует роль идеологии. Тоталитарныйрежим — это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеологиярежима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Онв течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года,когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше неявляется врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложныедемократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась втечение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
4) тоталитаризм строится на монопольномконтроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех другихсфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
5) при тоталитаризме существуеттеррористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах,однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, чтоникто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
Тоталитаризм — исторически обреченныйстрой. Это общество — самоед, не способное к эффективному созиданию,рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом засчет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потреблениябольшинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное ксовременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывноизменяющегося мира.
Одним из наиболее распространенных вистории типов политической системы является авторитаризм. По своим характернымчертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом идемократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, неограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, нерегулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни,сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущиследующие черты:
1) Автократизм (самовластие) или небольшоечисло носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группалиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2) Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, ноих она принимает по своему усмотрению.
3) опора (реальная или потенциальная) насилу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям ипользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладаетдостаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрениюиспользовать силу и принудить граждан к повиновению.
4) Монополизация власти и политики,недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможносуществование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, нолишь при условии их подконтрольности властям.
5) Отказ от тотального контроля надобществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего вэкономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственнойбезопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она можетвлиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активнуюсоциальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
6) Рекрутирование политической элиты путемвведения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительныхвыборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм-политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в рукаходного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющуюавтономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполнесовместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полнаязависимость политики от позиции главы государства или группы высшихруководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политическихавантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественныхинтересов.
Достоинства авторитарного режима: высокаяспособность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолеватьсопротивление политических противников.
Одной из стран, находящихся на путиперехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому),является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономическойреализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемойшоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Западамноголетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры,советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальноймилитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, еёнеприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народномсознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения,отсутствием массовых демократических движений, способных сформироватьальтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мыпереживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела кполитической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкомуросту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для Россииоптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может бытьнайдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта,проведения активной и реалистической государственной политики в  целяхформирования более динамичного и гуманного общества.
Список литературы
1.  КонституцияРоссийской Федерации. М: Юридическая литература 1993.
2.  Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М.: Юрайт, 1999.
3.  Введениев политологию/Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993.
4.  Венгеров А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридическихвузов. — М.: Новый Юрист, 1998.
5.  Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. –М.: Инфра-М, 2001.
6.  Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. — М.: НовыйЮрист, 1998
7.  Ищенко А.В. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. //Свободная мысль. 2003 — № 8.
8.  КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000.
9.  Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996
10.      Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.:Юристъ,2000.
11.      Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. –СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993.
12.      Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Юрайт, 2000.
13.      Комаров С.А. Теория государства и права. — М., Инфра-М, 2001.
14.      Лазарев В.В. Общая теория государства и права — М., Инфра-М, 2000.
15.      Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимостьновых подходов//Советское государство и право.1990.N 10.
16.      Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права — М., Инфра-М,2002.
17.      Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//Государство и право, 1992, N 6
18.      Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-еизд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.
19.      Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый столюристов. 19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед.  –М.: Наука, 2005. – 95 с.
20.      Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М., Инфра-М, 2003.
21.      Теория государства и права. Курс лекций.Под ред. М.Н. Марченко. — М.:Зерцало, 2003.
22.      Теория государства и права.Под ред. А.И.Королева. СПб.: Юрист, 2000.
23.      Теория государства и права: Курс лекций в 2- х томах.Под ред. М.Н.Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2000.
24.      Теория права и государства. Учебник.Под ред. проф. В.В. Лазарева. — М.:Новый Юрист, 2000.
25.      Теория права и государства: Учебник для вузов.Под ред. профессора Г.Н.Манова – М.: БЕК, 2001.
26.      Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред. проф.Т.Н. Редько. — М.: Просвещение, 2001.
27.      Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений огосударстве//  Государство и право. 2003. N 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.