Министерствообразования Российской Федерации
Российский государственныйгуманитарный университет.
Контрольная работа
по:
Экономической теории. Микроэкономике
на тему:
«Преимущества и недостатки рыночного механизма».
Выполнила: студенткаНовикова В.В.
специальность: мировая экономика
г. Тула 1год обучения (3 года)
Проверила: Каждан Г.С.
Тула 2003 г.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………стр. 3
Глава 1.Рынок………………………………………………………… стр. 4
§1. Историяразвития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификациярынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признакирынков…………………………………………………… стр. 7
Глава 2. Рыночныймеханизм………………………………………… стр. 9
§1.Общая характеристика и
преимуществарыночного механизма…………………………………… стр. 9
§2. Недостатки рыночногомеханизма………………………………… стр. 13
Глава 3. Современная рыночнаяэкономика…………………………… стр. 18
Заключение………………………………………………………………стр. 20
Библиография…………………………………………………………….стр.21
Введение.
Любоеобщество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается сизвечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рациональногоиспользования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходитсяделать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос,что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производитьи в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методоворганизации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов дастмаксимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следуетучитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, какбудет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в томчисле нетрудоспособные, малоимущие, безработные.
При этом каждое десятилетие выдвигает на первый пландоминирующую проблему[1].В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являласьогромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы-оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторамиэкономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы-замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокийуровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынужденонаправлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться свозникающими препятствиями
Решая эти сложные и многогранные проблемы, обществоставит пред собой цель- обеспечить экономический рост, полную занятость,стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода,социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.
И в своей работе я хотела бы рассмотреть, чтопредставляет собой рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества инедостатки, а так же то, насколько эффективно они способны решить поставленныйпроблемы.
Глава 1. Рынок.
§1. История развития.
Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественногоразделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение трудамежду земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, егодифференциация и специализация в конечном итоге привели не только к повышениюпроизводительности и эффективностиобщественного производства, но и кнеизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался отслучайного обмена продуктами трудапервобытных племен до современногорынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.
Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей,вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любоготовара[2]. Современныйамериканский экономист Ф.Котлер характеризует рынок как совокупность существующих ипотенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британскаяэнциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которыхосуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей ипродавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальныхпосредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек(1899—1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющеес наибольшейполнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленногомножества индивидуальных агентов.
Итак, рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятеленв своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара,можно действовать и по поручению.
Покупателями могутбыть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары дляпоследующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли), государственные учреждения.
Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляетих снижать издержки производства, увеличивать разнообразие продуктов, повышатьих качество. Для расширения рынков сбыта как традиционных, так и новых товаровфирмы-изготовители изучают потенциальных потребителей по доходам, образованию,возрасту, полу. Особенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителямитоваров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами,соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной,т.е. иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась отсходной продукции других конкурентов. На рынке побеждает тот товаропроизводитель,конкурентоспособность продукции которого выше.
Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, ибо новизнастала важнейшим свойством товаров и услуг, делающим их конкурентоспособными.Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты илимодификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции,обеспечивающие более высокую производительность, надежность и долговечность; вдизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления(менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерностирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии,информации,рабочей силы, капиталов и валют.
Роль рынка вэкономике определяется следующими моментами. Во-первых, рынок через механизмконкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определялконкуренцию как процедуру открытия таких факторов производства, которые безобращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми[3]. Во-вторых, рыноквлияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособномуспросу. В-третьих,рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособныхпредприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структурупотребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступаютносителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров,количестве и качестве, издержках их производства, полезности для потребителя.
§2. Классификация рынков.
Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции,территориальному признаку и др.
По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации,рынок капиталов и рынок рабочей силы.
Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих впроизводственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных дляличного потребления(рынок предметов потребления).
Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте.Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минеральногосырья; 2)сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3)объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-техническихзнаний.
Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства(ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимымиусловиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновлениепродукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокийспрос на машиныи оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставкикомплектного оборудования, а также отдельных узлов и деталей, торговля позаявкам покупателей,сдача изделий в аренду.
На рынке научно-технических знаний покупаются и продаютсянаучно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт.Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны,поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.
Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительскихтоваров длительного и краткосрочного пользования.
Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынкиобъединяются с рынком товаров. Рынок услуг — это купля-продажауслуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических и бытовых. Рынокинформации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Вначалепоставщиками информации выступали академические и научно-технические общества,государственные учреждения, учебные заведения, затем возникли коммерческиеорганизации. В 80-е годы объем продаж на мировом информационном рынке оценивался в 50 млрд. долл.и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке являются США, доля которых вмировом предложении информационных услуг составляет до 80%. Одновременно СШАвыступают главным покупателем на мировом рынке информации, потребляя 40%средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения — Япония потребляет 12—18% мировой информационной продукции, Западная Европа — 25—30%).
Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-продажи делится на рынокденег и рынок ценных бумаг (акции, облигации и др.). Акция ценнаябумага, выпускаемая корпорацией и делающая ее держателя собственником части капитала. Владелецакции получает часть дохода корпорации, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация— ценнаябумага, которая приносит ее собственнику доход в виде процента. Владелец облигациивыступает как кредитор, отдавая свои деньги заемщику капитала во временное пользованиеи взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальнымиорганами, корпорациями. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг — фондовые биржи.
По типу конкуренции различают: 1) рынок свободной (совершенной)конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; 2) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынкичистой монополии, олигополии имонополистической конкуренции.
По территориальному признаку выделяются местныерынки,обусловленные особенностями территориально-административного деления,национальные и мировые рынки.
§3. Признаки рынка.
Существует поменьшей мере пять признаков рынка, отличающихего от других типов организации экономической деятельности.
• Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход изнего, поэтому число участников рынканичем не ограничивается.Более того, чем больше таких участников, тем заметнее проявляются рыночныезаконы. Вступление в рынок и участиев нем можно осуществить разными
способами: открыть свое дело(мастерскую, магазин,
ателье и т.п.), обходясь собственнымисилами и силами своей
семьи или родственников; нанятьрабочих и создать предприятие
или фирму. Участвовать в рыночнойдеятельности можно и путем покупки
акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые
компании и другие финансовыеучреждения.
• Поскольку на рынке участвует значительное число
производителей товаров, постолькуцена, назначаемая каждым из них,оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену.Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать своюцену потребителю. Именно массовыйхарактер рынка, взаимодействие разныхпродавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
• На рынкепредполагается полная свобода в перемещении
материальных,финансовых и людских ресурсов. Почему
важноэто условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу,
увеличению своего дохода, адля этого надо переместить
ресурсы туда, где они дадут наибольшуюотдачу, где используются
новые мощности, осваиваются более передовые
технологии, лучше оплата труда, условияработы и т.п.
• Рынок долженобеспечить в принципе равные шансы для
всехего участников, поэтому признается право каждого на
полную информированность о предложении и спросе, о ценах,
спецификациитоваров и др.Это позволяет каждому участнику сделать наилучший выбор средиимеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности приходится говоритьдалеко не всегда, а выбор наилучшей возможности сталкивается с еще большимитрудностями.
• На свободном рынкеисключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные,например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаютсяабсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие невсегда соблюдается, ибопокупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно
разбираются в достоинствах товаров тех илииных компаний,
в частности производимых фирмами сустоявшейся хорошей
репутацией, и даже реклама здесь нетак важна.
Важно всегда помнить, что рынок, который мы охарактеризовали пятьюосновными признаками, является идеализированным, основанным на свободнойконкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, иотличается — порой значительно — от рынка реального.Глава 2. Рыночный механизм
§1. Общая характеристика и преимущества рыночногомеханизма.
Индивидуальныерешения участников рынка мотивированы собственнымчастным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию жевсех независимо принимаемых решений осуществляетрыночный механизм — сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решенийотдельных хозяйствующих субъектов друг другу,так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночныймеханизм сравнивают с непрерывным референдумом,в котором «суверенные» потребители «голосуют» своими экономическимирешениями в пользу определенного «кандидата»- того или иного товара[4]. Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном хаосе» прежде всегочерез цены. Цены выступают сигналом,дающим информацию об условиях нарынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которому хозяйствующие субъекты могут «сверять» свой выбор,преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируютсябесчисленные индивидуальные экономическиерешения. Цены рассматриваются в западной экономической литературе организующейсилой.
Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частныеинтересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров.Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно иэффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую дляпотребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаютсявозможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.
Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. Как увсякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.
К преимуществам рынка западные экономисты относят:
1) эффективноераспределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство необходимыхобществу товаров;
2) возможностьего успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации — достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемусяпроизводством молока, не нужно знать, сколько
потребляютмолока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколькоденег тратят на молоко,
а не насахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко
и накорма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочуюсилу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количествомолока, которое необходимо для потребителей;
3) гибкость,высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е годы резко повысилисьцены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии,внедрением ресурсосберегающих технологий,
введениемрежима жесткой экономии энергоресурсов;
4) оптимальное использование результатов НТР. Стремясь,
получитьмаксимально высокую прибыль, товаропроизводители
идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие
технологии, что позволяет им иметь временные преимущества
перед конкурентами;
5) свободувыбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своихрешений, заключении
различныхсделок, найме рабочей силы и т. п.;
6) способностьк удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров иуслуг, более быстрой корректировке неравновесия.
Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмыстремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т. д. Если жев отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев именьшеблузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственновыручка пойдет на увеличение выпуска блузок,а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилированиипроизводства на пошив блузок и наизменение фасона платьев.
Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется ориентациейпроизводителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств,сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других,пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структурыэкономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей
В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вмешательства извнеучастники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительныйразрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как этопротиворечит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночныймеханизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которымирасполагает данная страна).
Теперь рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основнымиэкономическими задачами: что производить, как производить и для когопроизводить.
На вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желаниемпотребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означаетоплаченныйспрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциальнобезгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературесравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченныйспрос, который информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию,производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия,пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижаютобъемы его производства.
В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара.Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственныхвозможностях, потребностях и вкусах покупателейи т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулык изысканию методов наиболееэкономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третьяфункция цены — обеспечить такоераспределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда,вложенного в производство товаров[5].Как справедливо подчеркивает американскийэкономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют ирегулируют экономическую деятельностьна рынке. Между тем существовали идо сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределениядохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогдаподрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам болеесовершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, крациональному ведению хозяйства.Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма вотрыве от рыночного распределения приводит,по сути дела, к отказу от рынка.
Таким образом,ценовой механизм через спрос регулирует производство.Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют другс другом, то рынок может бытьперенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Ноздесь снова вступает в действиемеханизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма ценрынок реагирует и координируетпроизводство и оплаченный спрос, аотнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможность производствавсегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также,что хотя производители товаров несогласовывают свои действия и дажепротиводействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить общейцели, учитывает и корректирует ихстремление и интересы. Не зря, поэтомуфункционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера[6], но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математическогообеспечения регулирует экономическиеотношения между огромным числомпроизводителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, егоспособность к коррекции икоординации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековойпрактикой, в процессе которой он возник исовершенствовался.
На вопрос: как производить — рынок также дает однозначный ответ. Речь,конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственноне касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтомуодерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержкипроизводства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец нарынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше.Но чтобы уменьшитьиздержки производства, необходимо поднять производительность труда, применитьновые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходыи т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее иэффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, нои максимизироватьсвои доходы.
Наконец, на вопрос: для кого производить — рынок недвусмысленно отвечает:для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Яснопоэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим«голосом» влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится краспределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всегонуждается. На эту социальнуюнесправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строилсядля реализации социальнойсправедливости в обществе. Его функция заключается в регулированиихозяйственной деятельности, организацииэффективного обмена товарами.
Что касаетсясоциальной справедливости, то она наилучшимобразом может быть достигнута государством и органами его управления.Налагая определенные обязательства награждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрывмежду доходами различных группнаселения и тем самым способствоватьутверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, преждевсего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использованиеограниченных ресурсов общества путем созданиястимулов для умелых и инициативныхработников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.
Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе смеханизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренциитребуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый изэтих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Инымисловами, свободный рынок долженисключить господство монополий и максимальноспособствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной илисвободной, хотя на реальном рынке она вдействительности нигде не наблюдается.
На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремит продатьподороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынкевозникнуть не может. Ведьникакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либоизбыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество,многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели иинтересы, тем не менее, силойобстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой[7]. Этот результатдействия конкуренции А.Смитсравнивал с действием «невидимой руки» по регулированию рыночныхцен.По его мнению,конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которымиони могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченныхресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрациизнаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованыдля производстватоваров.
§2. Недостатки рыночного механизма.
Говоря о достоинствах рынка, не следует забывать об его негативныхсторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.
Рыночнаяконкуренция но самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Измассы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятсяполностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка,необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессомцеленаправленный контроль.
Монополизм порожден рынком[8]. О его существовании можно судить по разрушению рыночныхмеханизмов, торможению научно-техническогопрогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополиейлюбое крупное предприятие в производстве,торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бываютмелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциалмонополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своегоположения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком,рассматривая это как один из эффективныхвариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.
Разрушениерынков монополиями не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя стимулы ктехнологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной,развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекаютее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательноосваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточноустановить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и стем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качествоснизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей испроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству.В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, безнеобходимых им товаров и услуг.
Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгихлет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальнойсилой, котораяпрепятствовала тотальной монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать,распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыбкое равновесие, когдамонополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы.Там, где рынокразрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное хозяйство.
Механизм «невидимой руки» рынка также не улавливает проблему долгосрочного развития экономики[9]. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренногороста чередуются с периодами застоя. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебаниябыли максимально сглажены. Болеетого, в современных условиях быстрыйэкономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным.Для ускорения нововведений нужны солидные ассигнования как на долгосрочныенаучные исследования, так и на практическуюреализацию их результатов. Поскольку рыночная саморегуляция но самойсвоей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленностиэкономического роста.
Чистаярыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь заднимчислом сигнанализирует о сложившихсядиспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше,чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишнейпродукции. Циклическое развитие производства сопровождаетсянедоиспользованием ресурсов, включая итрудовые.
Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может уловитьте общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребностиудовлетворяются в форме так называемых общественных благ (развитиекультуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).
Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производстваведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто неявляется ни продавцом, ни покупателемданного товара
Социальная ограниченность рынказаключается в том, что он не может реализоватьпринцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решаетсяв пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары иуслуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современнаягуманистическая культуратребует обеспечить всем людям определенный жизненный стандарт независимо оттрудового вклада Рыночный механизм«невидимой руки» в принципе не предназначен для решения этой задачи.
Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человекуприемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства иитогов экономической деятельности. В этом состоит некаясоциальная«несправедливость» рынка.
Рыночноераспределение доходов социально «несправедливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным,не желающим трудиться. Государство организует перераспределение доходов, которое должноосуществлятьсяв определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране,текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования. Максимальная
границаобусловлена допустимыми размерами социальных
выплат иналогов, а также негативными эффектами, которые
могутдеформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
Рыночный механизм также не в состоянии решить проблему инфляции.
Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в20-21 вв[10]. Ее грозные симптомызафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынкаразрушен административно-командной системой.
Инфляция — обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономикеих становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнятьсвои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п.Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, араспространяется дальше, поражая производство и потребление.
Инфляция в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная посвоему устройству.Антиинфляционное регулирование — бессрочная, постоянная функция государства. Причиныинфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным дефицитом независимо от способа егоустранения; инфляционнымиэффектами милитаризации экономики; монополизацией
рынков, влияющей наинтенсивность инфляционного процесса; внешнеэкономическими факторами.
Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она
деформирует, но не разрушает механизмрынка. Адаптивные
инфляционные ожидания связаны сдеформацией психологии потребителейи производителей в условиях инфляции.
В основе инфляции издержек лежитвзаимосвязь издержек и
цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованиемфакторов производства, особенно труда. Неверные действия государства всфере налогообложения
могут привести к налоговой инфляции. Стремяськомпенсировать будущие убытки,предприниматели провоцируют инфляциюценовой накидки.
Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен состороны государства она выражается вповсеместном дефиците товаров. Подавленнаяинфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложениятоваров.
Социальныепоследствия инфляции для потребителей
связаны спадением реальной ценности личных сбережений,
снижениемтекущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и углубление имущественногонеравенства населения.
Для производителей социальные последствия инфляции сказываются в утрате работниками стимуловк труду при
подавленной инфляции; в отраслевых ирегиональных диспропорциях; вотрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономическогоразвития.
Цельантиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией иподдержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следует перевести воткрытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должнывоздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков либо намеханизмыинфляции.
Глава 3. Современнаярыночная экономика.
Современная рыночная экономика промышленно развитых странхарактеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью наудовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивноепроизводство, способное отвечать самымсложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателейпривела к изготовлению, например, такназываемых камкордеров (видеокамер, смонтированных вместе с видеомагнитофономв одном портативном корпусе), дисковойаппаратуры, автомобилей с пониженным расходомгорючего и т. д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей имодификаций. В третьих, меняютсяцелевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнемуслужит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы дляподдержания конкурентоспособностизаинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижениизатрат.
В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности.Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночнойэкономике ведущихстран стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой,мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимостьвнедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческогопотенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду скрупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например,составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секторе. По мнению бывшего председателядемократической партии штата Кентукки Р.Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уложенному на железнодорожноеполотно для поглощения грохота проходящихпоездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций припотенциально катастрофических потрясениях внестабильные времена и повышению их эффективности в более здоровыепериоды»[11].
В последнее время крупные корпорации идут на разукрупнение, созданиесубфирм, «центров прибыли», которые функционируют достаточно самостоятельно, быстрореагируют на меняющуюсяситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализации какой-либоцеленаправленной идеи.
В-пятых, всовременных условиях конкуренция становится регулируемой.Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственныхсубъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.
В-шестых, в современной рыночной экономике идет становление нового типатрудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и всобственности фирмы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики«экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капиталреализуется путем предоставления внутренних акций, причем, какправило,по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного роданалоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость,повышается мотивация и производительность труда, снижается текучестькадров, возрастает объем продаж. В 80-е годыотдельные компании полностью перешлив собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. Американские специалисты считают, что в 2000-х годах свыше20% фирм будут находиться всобственности наемных работников.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные отношенияхарактеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором междупроизводителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих,планирующих или другихадминистративных учреждений, регулирующихдеятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынкуявляется командно-административная система. Она внедряется как раз междупотребителем и производителем,диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив.Непосредственно эти команды относятсяк производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается самсобой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязатьжесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями ипотребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средствомстимулирования личной инициативы,предприимчивости и производительности общественного труда.Конкуренция является важнейшимэлементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. По крайней мере, рыночная экономика,опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другимиальтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующиееё недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.
Библиография:
1. Введение в рыночную экономику.\Под. Ред. Лившица А.Я., Никулиной И.Н. М.,1994. 447 с.
2. Иохин В.Я. Экономическая теория.М., 2000. 861 с.
3. Рузавин Г.И. Основы рыночнойэкономики. М.,1996. 423 с.
4. Рыночная экономика.\ МаксимоваВ.Ф., М. 1992. 168 с.
5. Смит А. Исследование о природе ипричинах богатства народов. М.,1962. 482 с.
6. Экономическая теория. Учебное пособие.\ Под. Ред. Косовой Р.А.,Латовой Ю.В. Т., 1996. 304 с.