Содержание
Введение
Бизнес-слой российского общества.
Особые черты наших бизнесменов
Образ наших бизнесменов
Кланы и группировки
Заключение
Список использованной литературы:
Введение
Существованиепредпринимателей и предпринимательства – объективная реальность сегодняшнегодня. Не вызывает сомнения, что предприниматели — это наиболее активная имобильная часть общества. Но можно ли говорить о предпринимателях как осформировавшейся, устоявшейся и достаточно однородной профессиональной группе?Реальные условия конкретного бизнеса, его размер создают свойсоциально-психологический тип предпринимателя, особенности егосоциально-профессиональных характеристик. Само становление профессиипредприниматель происходило на протяжении длительного времени, прежде чемприобрело современный облик.
В отечественной изарубежной литературе нет единства в трактовке современногопредпринимательства, мотивов деятельности предпринимателей, особенностям ихсоциально-психологических качеств. Споры, в основном, ведутся вокруготличительных и социально значимых черт предпринимателей. Наиболеераспространена точка зрения, согласно которой отличительным признакомпредпринимательства выступает его инновационный характер[1].
Бизнес-слой российского общества
По мнению Т.И.Заславской, необходимо различать предпринимательство в узком и широком смыслах;она предлагает к собственно предпринимателям (в узком смысле) относить ядрогруппы, отвечающее всем базовым признакам предпринимательства. Для определенияболее широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, онавводит новый термин «бизнес-слой» как родовое понятие, объединяющее всехроссиян, в той или иной степени занятых бизнесом, начиная с собственниковпредприятий, банков и фирм, кончая наёмными работниками. По данным исследования« Мониторинга экономических и социальных перемен в России», проведённого ВЦИОМи Интерцентром с марта по декабрь 1993г. и охватившего 2354 работника,бизнес-слой хотя и различен, не однороден, но достаточно многочислен – 11,5%всего работающего населения.[2]
Бизнес-слой можноопределить как совокупность объектов производительной, коммерческой илифинансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономнопринимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность. Этоширокий круг лиц, причастных к предпринимательской деятельности, узкий сегменткоторого, или «ядро», составляют предприниматели в собственном значении слова.
Так называемыйбизнес-слой неоднороден по своему составу и охватывает, по данным мониторингаВЦИОМ, 11,5%[3] экономически активногонаселения России. Он распадается на ряд групп:
— собственно предприниматели (11%)
— самозанятые (11%)
— бизнесмены – менеджеры (7%)
— менеджеры – совладельцы (7%)
— «классические менеджеры» (18%)
— полупредприниматели (46%)
Полупредприниматели,занимающиеся предпринимательством лишь часть времени, составляющие околополовины бизнес-слоя, а другую – работающие по найму работают 71% занятыхбизнесом. Большинство бизнес-слоя еще не выделилось из категории работников наемноготруда. А собственно предпринимательское ядро, отвечающее общепринятымпредставлениям, составляет всего 1 – 1, 5% экономически активного населения.
Конституирующимипризнаками предпринимательства выступают деятельность, направленная наполучение прибыли; свобода и автономность экономических решений;самостоятельный характер деятельности, выражающийся в личном риске и личнойответственности. Предприниматели как самостоятельная социальная группароссийского общества операционализируются по критериям социальной стратификации:политический потенциал группы (объем властных и управленческих функций),экономический потенциал (масштаб собственности), а также социокультурныйпотенциал (уровень образования, квалификации и т. д.).
Предприниматели – этособственники капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом.
Хотя менеджеры ипредприниматели из одной и той же породы людей, между ними есть различия,наложенные характером работы: первые трудятся в организации, а вторые – насвободном рынке. Оказалось, что поведение менеджеров – это чаще всего приспособлениек старому, а предпринимателей – его изменение.
Менеджер – это человек,вникающий во все детали, он изменяет окружение и делает его лучше такимобразом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил.Напротив, предприниматель, как всякий новатор, предпочитает вносить разнообразие.
Исследованиясвидетельствуют, что выходцы из семей бизнесменов имеют больше шансов открытьсобственное дело. И неважно, удачным или неудачным был бизнес родителей. Иневажно, удачным или неудачным был бизнес родителей. Главное – передать любовьк своему делу и первоначальные навыки. Правда, этим мир бизнеса не отличаетсяот других профессий, особенно интеллигентных, где преемственность поколений итрудовые династии также играют определяющую роль.
Исследование, проведенноеИнститутом социологии РАН в 1986 – 1993 гг., свидетельствует, что в качествесоциальной базы формирования прослойки предпринимателей выступают три группы.Первая – управленцы. Их переход в предприниматели логичен. И в советское время,и ныне управленцы являлись и являются одной из наиболее влиятельных социальныхгрупп. Именно они распоряжаются материальными и другими ресурсами российскогообщества. Не удивительно, что бюрократический класс оказался в выигрыше отнабирающего силу процесса приватизации. В их руках – не только материальныересурсы, но и ресурс, всегда являвшийся в России одним из самых значимых, аименно – полезные социальные связи. При отсутствии стабильных правовых норм иправоохранительного контроля эти связи становятся основным гарантом любойпредпринимательской деятельности, базой, на которой в значительной мереразвивается частный сектор. Вторая группа – специалисты. Их переход впредпринимательский класс обычно сопряжен с сокращением финансированиябюджетных организаций. Третьим источником пополнения предпринимателей стали те,кто окончил институт или техникум. Исследования показывают, что среди молодыхлюдей процесс социального расслоения нарастает быстрее, чем в обществе в целом.
Возвращаясь к попыткевыделить наш бизнес-слой, обратимся к самому очевидному его участнику — такназываемому директору предприятия, или говоря несоветским языком, топ — менеджеруили senior executive. Среди них также наблюдается значительное расслоение.Грубо очерчивая его границы, можно разделить директоров на 4 типа:
1. Оченьпредприимчивые господа, они поставили доставшиеся им в наследство от советскойсистемы предприятия на новые рельсы, модернизировали и сделали весьмаконкурентоспособными в новых рыночных условиях;
2. Те, что разбогатели,«утопив» свои предприятия и «слив» их основные активы в аффинированныеструктуры (родственники, друзья, партнеры). Как правило, сами предприятияфактически стоят, либо вообще объявлены банкротами и закрыты;
3. «Красныедиректора», которые и не обогатились, и не сумели поднять своипредприятия. Собственно их даже не совсем правомерно относить к бизнес-слою,ибо «красные» не входят ни в одно из наших понятий, кроме того, они — исчезающий вид в нашей экономике (слабые динозавры обречены, быть пожранными болеесильными — хищниками);
4. Особняком стоитнебольшая группа директоров предприятий-монополистов (часто,полугосударственных). Однако, если до последнего времени они жили вотносительном спокойствии (монопольное положение — особенно на местных рынках,взаимозачеты, бартер — просто «Клондайк» для обогащения), то впоследнее время их положение способно сильно поколебаться (как в связи с ростомконтроля государства, так и ростом конкуренции на многих прежде закрытыхрынках).
Другой возможный способприблизиться к бизнес-слою — разделить его представителей по сферамдеятельности: на товарную, торговую и финансовую сферы, и рассмотреть ихпортреты. Для реализации поставленной задачи обратимся к исследованиямР.В.Рывкиной, результаты которых приведены в ее книге «Драмаперемен».
1. Производственники. Они, безусловно, одни из пионеровроссийского бизнеса. Они начинали в тяжелейших условиях, но помня о тяготахсоветской экономики, сравнивали свое новое положение с эпохой СССР, виделимногие плюсы и искренне верили в успех своих начинаний, а испытываемыетрудности оценивали лишь как издержки перехода «на новые рельсы».Сейчас они чувствуют себя хозяевами своего дела — его собственниками,владельцами, тем более что очень часто они сами его и поднимали из руин советскогохозяйствования. Все они работают не на план, а ради личного жизненного успеха(правда, не обязательно совпадающего с успехом общественным), какэкономического, так и социального. Они — свободные люди, ориентированные науспех и добивающиеся его (нередко любой ценой). Многие из них ведут дела вмасштабах десятка стран, лоббируя свои интересы и за пределами нашегогосударства. Трудности работы в современных условиях подталкивают их натеневизацию отношений, но в последнее время наблюдается и обратный процесс.
2. Коммерсанты. Они сильнее всех связаны спотребителем, поэтому наиболее динамичны. По характеру своей деятельностикоммерсанты весьма неоднородны. В их состав входят и «челноки»,зарабатывающие на продаже привозимых товаров, и те, кто занимается болеелегальным торговым бизнесом, менеджеры фирм-посредников, совладельцы и т.п.Личные цели их деятельности сродни производственникам, однако они более гибки,ибо им приходится постоянно находить общий язык с «наезжающими»государственными и криминальными структурами. В последнее время криминальныйрэкет институализировался (цена спокойствия входит в арендную плату), агосударственный — нет (возможно, из-за чрезмерной жадности госструктур и простоих непомерного количества), поэтому конфликты продолжаются. Однако никто уже неделает тайны из необходимости платить взятки и договариваться с чиновником, както было первоначально.
3. Финансисты. В состав этой группы входят seniorexecutives банков, страховых компаний, инвестиционных и других, обеспечивающих «финансовыйпульс» экономики. Они начинали работать с нуля: заново вырабатываликритерии успеха, принципы взаимодействия с кредиторами и вкладчиками, спартнерами и госбанками, Минфином, МВД и преступными группировками. Донедавнего времени слой был самым опасным (в 1993 году более 30 банкиров погиблиот рук киллеров), пока в последнее время их не обогнали чиновники(представители финансовых организаций, а ля Служба налоговой полиций или та жеФСФО). Но они до сих пор испытывают серьезное давление со всех сторон. Можно совсей уверенностью констатировать излечение представителей этого слоя от«банковского инфантилизма» — представления о том, что финансами можнозаниматься «не марая рук» (многочисленные примеры переделасобственности и хищения госсредств это подтвердили — чего только стоит потеря вИнкомбанке многих миллиардов на восстановление Чечни). Опыт последнегодесятилетия продемонстрировал, что российские финансисты всегда оказываются вгуще войны за те или иные куски собственности, за места во власти, за западныезаказы, кредиты и т.п. Соответственно финансовая элита стала одной из самыхвлиятельных групп в системе социальной стратификации.
Особые черты наших бизнесменов
Теперь настало времяпоговорить и некоторых национальных чертах управления, что, безусловно, имеетпрямое отношение к рассматриваемой теме, ибо управление — одна из основныхфункций нашего бизнес-слоя.
Большинствоисследователей сходятся во мнении, что наиболее яркой и отличительной чертойпоявившихся в последнее время управленцев является творчество или креативность.Проявляется это в том, что в экстремальных ситуациях многие русские управленцымыслят гораздо позитивнее западных, которые стремятся избегать каких-либорадикальных преобразований. Другими словами, несмотря на весь негатив,существующий в социальном и экономическом пространстве, наши управленцы легконаходят конструктивные решения. Ряд специалистов, правда, считает, что мощныйзаряд креативности российским руководителям дает та исключительно жесткаясреда, в которой они работают. Соответственно, как только она нормализуется,творческая жилка должна ослабнуть. Вполне возможно, так оно и будет, но,во-первых, это случится по крайней мере нескоро, а во вторых, правильнее втакой ситуации стать не фаталистами, а профессионалами. Существует, кроме того,весьма аргументированная точка зрения, согласно которой наш управленец,чувствующий себя в нестандартных ситуациях «как рыба в воде»,совершенно скисает, погрузившись в повседневную текучку. Решение такой проблемыдавно существует на западе, где принятие решений day-to-day делегируется членамкоманды (к этому мы еще вернемся), что освобождает руководителя длястратегических решений.
Говоря же остратегических способностях наших управленцев, следует отметить, что нашируководители вообще слабо ориентированы на будущее, то есть не создаютстратегических установок на пять-десять лет. Запад же в этом смысле болееконкурентоспособен, потому что там людей специально учат мыслить стратегически.Но, с другой стороны, принимая неопределенность как норму жизни, отечественныеуправленцы мобилизуют в своей деятельности годами накопленную привычку иметьнесколько стандартов поведения. Для русских вообще в порядке вещейодновременное действие неких правил и правил, как нарушать эти правила. Этоувеличивает способность к выживанию в самых неблагоприятных условиях.Собственно, умение жить не по инструкциям, действовать по ситуации и естьноваторство, или опять та же креативность. Американцам, например, гораздосложнее приспособиться к подобным условиям существования, они теряются, пытаясьопределить, по какому сценарию разворачивается ситуация, им, может быть, нуженспециальный тренинг — как выживать в ситуации полной неопределенности. Наш жечеловек умеет это делать благодаря национальному опыту — он просто имеет штукдесять сценариев развития действия в голове. Учитывая, что весь мир в силусоциальных, экономических, организационных и других причин неизбежно идет кснижению определенности, эта наша черта вполне возможно может стать серьезнымконкурентным преимуществом.
Две других немаловажныхчерты — это стремление к гармонии в коллективе, с одной стороны, и жесткая авторитарностьуправления, с другой. Очевидно, это две взаимоисключающих черты, неизвестнымобразом сочетающихся у русских руководителей. Многие специалисты доказывают,что стремление к гармонии вообще является стрежневой сущностью российскоймодели управления, с другой стороны большинство исследований подтверждаютналичие в той или иной степени авторитарности управления в большинствекомпаний. Многие руководители делают ставку на лояльность родственников изнакомых, но при этом не устают демонстрировать в компаниях насилие и нежеланиеиграть по каким-либо правилам. Поэтому топ-менеджмент избегает делегировать полномочияи ответственность второму эшелону в своих компаниях, предпочитая все сделатьсамим, все лично держать под контролем. Причин, как всегда, множество — недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но наиболеераспространенная — неумение эффективно замотивировать своих работников. В то жевремя неформальные отношения, процветающие во многих компаниях, зачастуюспособны до предела замотивировать сотрудников (САМ главный может придти настанок рабочего и сказать: «Мужик, выручай, надо, щас все только от тебязависит!» — после чего крепко пожмет руку, сунет бутылку — так рабочий навсе 200% выложится!).
Другая сторонаавторитарности — стремление к контролю за всем циклом своего бизнеса:подчинение сбыта (свой торговый дом), расчетов (карманный банк), поставок(вплоть до всех возможных комплектующих и всего сырья). Чем полнее вертикальнаяинтеграция, завершеннее набор сопряженных производств, тем уверенней чувствуетсебя новый бизнесмен, ведь все контролируется. В последнее время эта тенденцияактивно распространяется на власть — крупнейшие корпорации начали активнопроводить «своих ребят» на губернаторские и мэрские места.
Возвращаясь к внутреннемусостоянию российских компаний, нельзя не упомянуть еще несколько существенныхаспектов. Во-первых, существующая система принятия решений далека отсовершенства. В русском бизнесе давно прошла эпоха наивности и вера вмногочисленные собрания акционеров, советы директоров, напряженную работуправления и т.п., как это происходит на западе. Безусловно в толковых фирмахвсе эти структуры работают, но важнейшие решения принимаются не в них. Такиерешения принимаются вечером, ночью, в закрытой среде, без посторонних. Такиехозяйские тусовки в разных компаниях называют по-своему: «своиребята», «отцы-основатели», «ближний круг», «нашдиван» или даже «пацаны».
Наконец, еще один модныйв последнее время прием в российском бизнесе — разводка, все также истекающийиз авторитарности наших руководителей. Разводка — это интриганство, сталкиваниелбами, клевета, донос, шантаж. Это что-то типа «разделяй и властвуй»в русском прочтении (вспомнилась одна знаменательная фраза из Ю.Латыниной — «Император только тогда может чувствовать себя в безопасности, когда егослуги постоянно враждуют между собой, ибо, стоит им договориться, и они скинутего с престола»). Обычно разводят:
· своих коллег ипартнеров по бизнесу, усиливающих позиции внутри компании;
· сотрудниковкомпании, дабы не возникали влиятельные неформальные коалиции;
· усиливающихсяконкурентов, сталкивая их между собой и с властями;
· власти,стравливая ведомства, министерства, политические группировки.
Роль разводки становитсянастолько велика, что в руководстве многих компаний топ-менеджеров, отвечающихза PR, GR (government relations), IR (investors relations), безопасность,становится больше, чем занимающихся маркетингом, финансами, производством ит.п.
Образ наших бизнесменов
В первую очередь стоитобратиться к результатам исследования западных ученых из проекта GLOBE, которыенарисовали такой общий для России образ руководителя: «Это — противоречивая личность с явно выраженным жестким автократичным стилемповедения. Обладает способностью принимать индивидуальные решения и приниматьна себя ответственность за эти решения. Он или она автономны, не пытаютсясохранить лицо, действуют открыто, быстро и достаточно компетентно внестабильной внешней среде. Лидер слабо нацелен на конечный результатдеятельности, он более ориентирован на сам процесс, будучи в то же время оченьвнимателен к статусу. Тем не менее агрессивный стиль поведения и отсутствиевидения будущего не позволяют ему стать сильным харизматическим лидером».Не самый обнадеживающий отчет, но в то же время весьма правдивый.
Если же говорить о новомбизнес-слое подробнее, то следует отметить некоторые важные тенденции последнихлет.
Капитаны новогороссийского бизнеса — люди преимущественно с отличным образованием и высокимуровнем культуры (нередки ученая степень, красный диплом, иностранные языки,почти профессиональные занятия поэзией, философией, музыкой, живописью).Большинство «предпринимателей-от-ПТУ» либо остались за бортомсовременной экономики, либо были вынуждены поднимать свой уровень, чтобыпродолжать держаться на плаву...
Рабочий день обычно изматывающий — более 12 часовв сутки (с раннего утра до часа-двух ночи), отсутствие выходных (вернее,выходные выпадают случайно) и короткие отпуска (порой до десяти дней в году).Плюс к этому частые поездки за рубеж, что вызывает постоянную проблемуакклиматизации и адаптации к резкой смене часовых поясов.
Среди ценностей этой группы на первый план выступили:личная независимость (Я — сам себе Ельцин!), умение бороться, иметь свое дело,твердо стоять на ногах и достойно жить независимо от прихотей судьбы, наконец,оставить что-то в наследство своим детям.
Бизнесмены женаты. Всемье один-два ребенка. Жены имеют высшее образование, но рано бросили работу,все свое внимание уделяя воспитанию детей и себе. К семейному бизнесу относятсянегативно, как к чему-то недостойному уважения. В зависимости от состоянияздоровья уделяют основное внимание активному отдыху, либо сохранению здоровья и«культурным программам» (посещение всех премьер, спектаклей столичных артистови др.).
Дети, получив образование(высшее техническое или среднее специальное), сразу же включились в бизнесотцов. В настоящее время (возраст 28-35 лет) они выступают в роли ведущихменеджеров в семейном бизнесе, реализуют тенденции развития. Молодое поколениевносит в бизнес новейшие достижения НТП, включая компьютеризацию,информационные технологии, новые методы организации труда персонала иуправления им.
Новая страта стремится кновым ценностям. Но для того, чтобы жить в соответствии с этими, новыми«новорусскими» ценностями, нужны существенные дополнительные условия, в той жестепени как нужна иная социокультурная среда для выбранного вида деятельности.Поэтому этим людям, как ни парадоксально, труднее остаться или стать самимсобой, чем тем людям, кому нечего (или мало что) терять. Именно поэтому новыйтип стремиться усилить свое Эго внешними атрибутами, имиджем и др.[4],т.е. «казаться, а не быть» (К.Прутков). Можно выделить два поведенческих этапа.Для первого этапа характерна скрытность (стремление «прибедняться»), длявторого этапа характерна броскость («пускать пыль в глаза»). Его атрибуты:дорогой сотовый телефон, престижный автомобиль («иномарка»), занятиеисключительно дорогими («модными») видами спорта.
Образ будущего прорисовываетсяслабо. У старшего поколения — ориентация на последующее свертывание бизнеса иуход «на покой». У младшего поколения (наследников) — большой удельный весзанимает гедонизмическая направленность. В то же время по мере увеличениявклада собственных усилий в организацию бизнеса возрастает заинтересованность вграмотном (профессиональном), высокоэффективном ведении дела. Прогноз успеховсвоего бизнеса в последнее время они связывают с собственным профессионализмом,и поэтому ориентируются на повышение своей квалификации (в области менеджмента,экономики, психологии, маркетинга услуг и т.д.)
Первоначально критериемуспеха была возможность «кинуть понты» (высокие заработки), сейчас жеэто высокие заработки в совокупности с независимостью положения и егонадежностью.
Помимо этого, следуетотметить высокие риски, в которых вынуждены существовать новые бизнесмены, каксказал один специалист: «Во всем мире есть всего две зоны: зона закона ибеззакония. Нигде нет третьей зоны — зоны беспредела, но именно в ней исуществует наш бизнес...». В зоне беспредела кормятся сейчас икриминальные, и государственные структуры, поэтому получается как в анекдотепро то, что, если вы проснулись после тридцати, и у вас ничего не болит,значит, вы умерли. Аналогично, если российский собственник платит все налоги,соблюдает все законы, верит партнерам и не имеет «крыши», то онпокойник.
Кланы и группировки
Все было бы очень хорошо,даже если бы было так, как сказано выше, но на самом деле дело обстоит немногоиначе. Реальным действующим лицом в нынешней экономике России является небизнесмен-собственник, а деловой клан.
Когда говорят о кланах,обычно имеют в виду группы родственников, роды, состоящие из нескольких семей,находящихся друг с другом в родстве. Однако возникшие в России кланы состоят,прежде всего, не из родственников и даже не из друзей, хотя и те и другие могутв них входить. Они состоят из неформальных групп руководителей и связанных сними простых работников, заинтересованных в укреплении своего положения иконкурирующих с другими кланами за занятие определенной ниши на рынке, заполучение государственных и частных ресурсов. Главная задача клана — не простообеспечение дохода, а также захват определенных экономических ресурсов, политическихпостов или постов в силовых министерствах, от которых зависит положение клана иего место, позволяющее доминировать на каком-либо рынке или его секторе.Причина этого в том, что нужно иметь политическое и силовое прикрытие,страхующее от недобросовестной конкуренции, от действий чиновников, от наездовконкурентов и т.п.
Таким образом, кланы — это и не частные собственники, и не государственные организации. Это структуры,занимающие промежуточное положение между властью и бизнесом, это частные собственники,которые пользуются в своих целях покровительством отдельных чиновников и целыхгруппировок внутри госаппарата. Кланы — это мощные вертикально организованныенеформальные социальные группы руководителей разного ранга, которые возникливокруг бывших министерств, ведомств, местных органов власти и крупныхгоспредприятий.
Другая возможная задачаклана — социальная защита его членов. Поскольку новая система соцзащиты (как,например, в Швеции) в массовом порядке так и не сформировалась, постолькуспонтанно сформировалась неформальная система социальной защиты. Тот, ктовходит в клан, в ситуациях, когда это необходимо, не прибегает к услугамформальных организаций, а получает поддержку своего клана, который«выходит» на нужных людей в правоохранительных органах, прибегает куслугам страховых компаний и других организаций.
Во главе каждого кланастоят один или несколько лидеров, как правило, из числа деятелей прежнейноменклатуры. Они обычно занимают достаточно высокие должности, но, помимоэтого, имеют высокий личный престиж внутри клана. Положение каждого человека,входящего в клан, зависит, прежде всего, не от профессиональных качеств иделовых отношений, а от неформальных отношений с лидером: чем более тесныеотношения, тем больше благ он может получить. Особенность российского обществасостоит в том, что эта зависимость сильнее, чем от государства или его законов.
Российский капитализмсейчас возникает в ходе борьбы кланов за распределение и перераспределениелюбых интересных предприятий. В каждой отрасли, каждом регионе сформировалосьот нескольких до многих десятков кланов, конкурирующих между собой заэкономическую и политическую власть. Эта конкуренция скрыта отнепосредственного наблюдения, возникающие неформальные связи и коалиции невидны на поверхности.
Принято считать, чтонаиболее мощные кланы сформировались в сырьевых отраслях промышленности,связанных с газо- и нефтедобычей, с производством и реализацией цветных ичерных металлов. Именно эти группировки наиболее широко представлены сейчас ввысших эшелонах власти (в Москве, например, самый мощный клан — конгломераторганизаций, которым покровительствует мэр Лужков).
Однако возникает вопрос:что плохого в том, что в России сформировался клановый капитализм? Может быть,он сможет обеспечить подъем экономики? Его порок в том, что не возниклиНАСТОЯЩИЕ собственники, а значит мы можем ожидать в лучшей степениэкстенсивного развития предприятий, а в худшем — отсутствие притока инвестицийи обновления технологий вообще. С учетом того, что кланы существуют в Россииуже не одно десятилетие (вспомним сращивание директоров заводом и партийнойноменклатуры), что их традиции передаются из поколения в поколение и что ониобладают высокой стабильностью, их исчезновение в ближайшей перспективемаловероятно.
Заключение
Таким образом, внастоящий момент можно зафиксировать два момента в становлении рассматриваемойгруппы. С одной стороны, имеет место проявление профессиональноймаргинальности, связанной с уходом от прежних профессий, образования, ставшегоневостребованным, прежних коллег и ценностей, по сути — отвержение своейпрошлой биографии (так называемая «дезидентификация» по Л.Г.Ионину [5]).
С другой стороны,формируется идентификация с новой социально-экономической стратой, и этаидентификация на первом этапе (что, пожалуй, характерно для рассматриваемойнами группы) протекает на внешнем уровне, на уровне инсценирования: внешниеатрибуты, манера поведения, стиль и круг общения, способы проведения свободноговремени и т.д. Далее — все более усваиваются глубинные категории: моральсоответствующего слоя, ценности, способы их реализации.
Перспективы на будущеедля рассматриваемой группы являются проблематичными, скорее пессимистичными,чем оптимистичными. Основанием для пессимистичного прогноза развитиярассматриваемой группы служат внешние (объективные) и внутренние(психологические) факторы. Внешние факторы таковы: «Топ-книга» (г.Новосибирск),являющийся основным оптовым книготорговым предприятием, обеспечивающимфункционирование рассматриваемых нами книжных магазинов, имеет тенденции кэкспансии. А при появлении в нашем городе конкурента в лице «Топ-книги» они(эти магазины, их 9-10 штук, плюс множество киосков) просто не выживут — чтопризнают сами владельцы магазинов.
Есть и психологическиеоснования для малооптимистичных прогнозов применительно к рассматриваемойгруппе: Прежде всего, это проявления «краткосрочной» ориентации субъектов наполучение выгоды «здесь и сейчас». Можно проследить связь с отсутствиемконструктивных долгосрочных жизненных ориентиров у слоя предпринимателей вцелом (в нашей стране), с которым пытается идентифицировать себя данная группа.Формальное объяснение — в непрогнозируемости социальной и экономическойполитики в стране, налоговых тяготах и т.д. И с эти трудно не согласиться. Темне менее, представляется, что приведенные объяснения являются чем-то вродепсихологической защиты (типа «рационализации» по З.Фрейду), скрывающихотсутствие внутреннего стержня, направленности на дело, которое требует усилий,упорного труда. Генри Форд отмечал, что «для предприятия неизменно вредно, еслиотпадает необходимость напрягаться»[6]. Это справедливо и дляпредприятия, и для каждого отдельного предпринимателя. Говоря словамиА.И.Герцена, «Привычка работать – дело нравственной гигиены» и дляпредпринимателя, и для любого человека.
Список использованной литературы:
1. Р.В. Рывкина“Драма перемен”, Москва, Дело, 2001;
2. В.В. Радаев“Экономическая социология”. Москва, Аспект-Пресс, 1997;
3. С.Б. Чернышев“Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету”. Москва, Молодаягвардия, 2001;
4. Т.И. Заславская“Бизнес-слой российского общества…”, Социологические исследования, №3, 1995;
5. В.В. Радаев“Предпринимательство как новый российский миф”, Знание-сила, № 4, 1996;
6. Абульханова К.А.Российская проблема свободы, одиночества и смирения //Психол. журн., 1999, том20, № 5.
7. Ионин Л.Г.Идентификация и инсценировка, Социол. исслед. 1995, № 3.
8. Форд Г. Мояжизнь, мои достижения. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 206 с.
9. Смольков В.Г.Предпринимательство как особый вид деятельности, Социол. исслед. 1994. № 2.