Нижегородский Государственный Университет
им. Н.И. Лобачевского
Факультетуправления и предпринимательства
Курсоваяработа
на тему:
“Прибыльпредприятия. Направления ее использования.”
Выполнила: студентка
группы12342-07
Трущ Е.В.
Проверил: БогомоловС.В.
Нижний Новгород
2007
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Экономическая сущность прибыли………………………………..….5
1.1. Содержание прибыли, источники ееполучения……………………….….5
1.2. Виды и функции прибыли…………………………………………………10
1.3 Направления использования прибыли…………………………………….18
Глава 2. Анализ образования ииспользования прибыли ООО «Эверест +».
2.1. Характеристикафинансово-хозяйственной деятельности
2.2. Порядок определения прибыли
2.3. Распределение и использованиеприбыли предприятия
Глава 3. Резервы увеличения роста прибыли
Заключение
Список литературы
В В Е Д ЕН И Е
Рыночная экономикаопределяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Прибыль вусловиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации,которые обеспечивают экономический рост предприятия и егоконкурентоспособность. Необходимо более быстрое реагирование на изменениехозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния ипостоянного совершенствования производства в соответствии с изменениемконъюнктуры рынка. Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров,заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) своюдеятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса напроизводимую продукцию и необходимость обеспечения производственного исоциального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе другихстала прибыль.
Величинаприбыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовойдеятельности предприятия. Поэтому при новых условиях хозяйствования, переходапредприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателейоценки эффективности их деятельности является прибыль — обобщающий качественныйпоказатель эффективности хозяйствования.
Прибыль представляетсобой конечный финансовый результат, характеризующийпроизводственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то естьсоставляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаетфинансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляярасширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств передбюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становитсяважнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.
Получениеприбыли является обязательным условием функционирования предприятия. Прибылью(рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль — главныйисточник финансирования экономического и социального развития; прибыльностьслужит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизациитекущих затрат, расходов, финансовых вложений. Прибыль рассматривается каккритерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы —объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость — обладаетодним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного иэкстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производстваи естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементовсебестоимости: фонд оплаты труда (соответственно — начисления, идущие вовнебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету заресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы.
Прибыль – объективная экономическая категориятоварно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаровсопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономическойхарактеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль – реальная базаналогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.
Прибыль занимает одно из центральных мест в общейсистеме стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Этовыражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычагипрямо или косвенно связаны с прибылью.
В данной курсовой работе изучаетсясущность прибыли, ее роль в деятельности предприятия, а также порядок ееисчисления. При этом ставятся следующие задачи: изучение сущности, видов ифункций прибыли, направления использования прибыли, а также рассмотрениефакторов, влияющих на рост прибыли.
Глава 1. Сущностьприбыли.
1.1. Содержание прибыли, источники ее получения.
В условиях перехода крыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играетприбыль. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат,характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия,то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибылисоздает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия,осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется частьобязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом,прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовойдеятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности ифинансовое благополучие.
Прибыль имеет следующеезначение в деятельности предприятий:
• в обобщенной формеотражает результаты предпринимательской деятельности и является одним изпоказателей ее эффективности;
• используется в качествестимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительноститруда;
• выступает источникомфинансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовымресурсом предприятия
За счет отчислений отприбыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства,региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мерезависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумноженияобщественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровнянаселения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков,полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризуетконечный финансовый результат деятельности предприятий.
На основаниивышеизложенного, понятие прибыли может быть сформулировано таким образом:«Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя навложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществленияпредпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупнымдоходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».
Прибыльобразуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницеймежду доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) наее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с однойстороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а сдругой — от того, насколько уровень издержек производства соответствуетобщественно необходимым затратам.
Все этифакторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий.Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности осуществлениякоммерческой работы: от Умения создавать выгодные условия для реализации своейпродукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарнуюполитику и т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит отрациональности организации производства и труда, выбранной технологии,технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль напредприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видовдеятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории ина практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говоритсамо за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка отреализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) напроизводство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы поценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачиимущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты напроизводство, не давшее продукции, на содержание законсервированныхпроизводственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Прибыль балансовая определяется балансированиемобщей суммы всех прибылей и всех убытков.
Вбалансовую прибыль включают:
§ прибыль (убыток) от реализации товаров;
§ прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и другихактивов;
§ прибыль (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств;
§ доходы и потери от валютных курсовых разниц;
§ доходы от ценных бумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включаявложения в имущество других предприятий;
§ расходы и потери, связанные с финансовыми операциями;
§ внереализационные доходы (потери).
Избалансовой прибыли в соответствии с налоговым законодательством производятсяобязательные платежи.
Кроме того, выделяется валовая прибыль, котораяпредставляет собой балансовую прибыль за минусом финансового результата отопераций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и инымимуществом. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагаетсяналогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, котораяпредставляет собой валовую прибыль за вычетом доходов по видам деятельности,освобожденной от налогообложения.
Врезультате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике,остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляетналогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Изчистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налогии образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначенадля капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своемуэкономическому содержанию она является одной из форм резерва собственныхресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.
Многогранныйхарактер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход.Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования,взаимовлияния, распределения и использования.
1) В число образующихфакторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видовпредпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции,занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основныхсредств. Важная составляющая образующих факторов — доходы от долевого участия вдругих предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам,безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.
2) Взаимовлияющие факторывключают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в томчисле налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы исборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда,фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.
3) Факторы распределениясостоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, вбанковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включаяблаготворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств,создаваемые в предприятиях.
4) Факторыиспользования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях икоммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление,накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытиеубытков и прочих затрат.
В условиях рыночныхотношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источникаполучения прибыли.
Первый — это монопольноеположение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальностипродукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагаетпроведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такиепротиводействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущуюконкуренцию со стороны других предприятий.
Второй источник связан спроизводственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касаетсяпрактически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знанияконъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитиепроизводства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли вданном случае зависит:
· во-первых, отправильности выбора производственной направленности предприятия по выпускупродукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
· во-вторых, отсоздания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг(цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания ит.д.);
· в-третьих, отобъемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
· в-четвертых, отассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение прибылив условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно виситугроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теориии на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая посвоей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
По своему содержаниюпонятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовойдеятельности. Для определения риска используются два основных метода:статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемыматематической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклоненияпо показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателямиявляются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
Полностью избежатьриска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существуетсистема методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятсясамострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях,заключение фьючерсных сделок и т.д.
1.2. Виды и функцииприбыли
Основным показателемприбыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности,выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции,валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия (чистая прибыль).
Основными показателямиприбыли являются:
· общая прибыль(убыток) отчетного периода — балансовая прибыль (убыток);
· валовая прибыль;
· прибыль (убыток)от реализации продукции (работ, услуг);
· прибыль отфинансовой деятельности;
· прибыль (убыток)от прочих внереализационных операций;
· налогооблагаемаяприбыль;
· чистая прибыль.
На каждом предприятиеформируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине,экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетовслужит балансовая прибыль – основной финансовый показательпроизводственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целейналогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а наее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом.Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежейв бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризуетконечный финансовый результат деятельности предприятия. Формирование прибыливыглядит таким образом (таблица 1)Выручка Себестоимость (-)
/>/>/>/>/>
/>Прибыль от реализации
/>Прибыль от прочей реализации
/>Внереализационные доходы (убытки)
/>/>Балансовая прибыль Корректировка прибыли (-)
/>/>/>/>/>Налогооблагаемая прибыль Не облагаемая налогом прибыль Налог на прибыль (-)
/>/>/>/>/>/>
Чистая прибыль
/>
Таблица 1.
/>/>/>/>/>Прибыль на предприятии зависит не только от реализациипродукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либоуменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовуюприбыль».
Балансовая прибыль(убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции,финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций,уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Она состоит из прибыли отреализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налоговминус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюсвнереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия вдеятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минусвнереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, насодержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списаниядолгов).
Основными составнымиэлементами балансовой прибыли являются:
1. Прибыль от реализациитоварной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки отреализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат напроизводство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимостьпродукции.
2. Прибыль (или убыток)от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяетсяаналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки)подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и другиххозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.
3.Прибыль (или убытки) отреализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разностьмежду выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) иостаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент,соответствующий индексу инфляции. Основной элемент балансовой прибылисоставляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказанияуслуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанныйс основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) попрочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видовимущества, числящегося на балансе предприятия.
4. Прибыль (или убытки)от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общейсуммой полученных и уплаченных:
-штрафов, пени и неустоеки других экономических санкций;
-процентов, полученных посуммам средств, числящихся на счетах предприятия;
-курсовых разниц повалютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
-прибылей и убытковпрошлых лет, выявленных в отчетном году;
-убытков от стихийныхбедствий;
-потерь от списаниядолгов и дебиторской задолженности;
-поступлений долгов,ранее списанных как безнадежные;
-прочих доходов, потерь ирасходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылейи убытков.
При этом суммы, внесенныев бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, аотносятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия после уплаты налога на прибыль.
Таким образом, балансоваяприбыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о,
где Пр – прибыль (убыток)от реализации продукции, выполнения работ и услуг;
Пи — прибыль (убыток) отреализации имущества предприятия;
Пв.о – доходы (убытки) отреализации внереализационных операций.
Кроме того, выделяетсяваловая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом илиплюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами),нематериальными активами и иным имуществом. Валовая прибыль — часть валовогодохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всехобязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции(работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов отвнереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Валовая прибыльпредприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:
1. Валоваяприбыль увеличивается для предприятий, осуществляющих прямой обмен илиреализацию продукции по ценам не выше себестоимости.
2. При осуществлениипрямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этихвидов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости сумма сделки определяетсяпо рыночной стоимости имущества за вычетом балансовой стоимости реализованногоили выбывшего имущества.
3. Выручка в валютепересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов дляналогообложения прибыли по этим операциям
4. Налогообложениюподлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий приотсутствии совместной деятельности.
5. По имуществу,полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, покоторой оно числится у передающего предприятия.
6. Валовая прибыльучитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней,перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).
Валовая прибыльуменьшается на следующие виды доходов (прибыли):
а) доход от долевогоучастия в деятельности других предприятий
б) доход от сдачи варенду и других видов использования имущества, а также от посредническихопераций и сделок.
в) доход юридических лицпо государственным облигациям и другим государственным, ценным бумагам, а такжедоходы от оказания услуг по их размещению
г) суммы прибыли, покоторым установлены налоговые льготы.
После всех перечисленныхкорректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которойуплачивается налог на прибыль. Во всех странах с рыночной экономикой прибыльоблагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемуюприбыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений врезервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения,отчислений на капиталовложения. Налогооблагаемая прибыль определяетсяспециальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
· отчислений врезервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотренозаконодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставногофонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
· рентных платежейв бюджет;
· доходов по ценнымбумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
· доходов от казино,видеосалонов и пр.;
· прибыли отстраховой деятельности;
· прибыли ототдельных банковских операций и сделок;
· курсовой разницы,образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемымЦентральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
· прибыли отпроизводства и реализации производственной сельскохозяйственной иохотохозяйственной продукции.
В результате напредприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается такназываемая чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в егораспоряжении. Она определяется как разность между балансовой прибылью и суммойналогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт, налога напревышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.
Из чистой прибылипредприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуютфонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытыйденьгами. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальноеразвитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплатев бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятиемдействующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым признакомрыночной экономики является появление консолидированной прибыли.Консолидированная прибыль — это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельностии финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированнаябухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и болеехозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических ифинансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидацииопределяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместоодной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридическисамостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может бытьполучена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением иограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степеньриска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых формвложения капитала и рынков сбыта.
Функцииприбыли. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд функций.
Во-первых,прибыль является критерием и показателем эффективности деятельностипредприятия. Сам факт получения прибыли свидетельствует об эффективнойдеятельности предприятия.
Во-вторых,прибыль выполняет стимулирующую функцию. Прибыль это основной источник приростасобственного капитала, основа инвестиционной, дивидентной и социальной политикипредприятия
В-третьих,прибыль характеризует эффективность реализации любого инвестиционного решенияна предприятии (например, внедрение прогрессивной технологии, разработка новойпродукции, совершенствование организации производства, результативность маркетинговыхисследований).
В-четвертых,прибыль является источником формирования доходов бюджетов всех уровней. Онапоступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций ииспользуется на различные цели, определенные расходной частью бюджетов.
1.3. Распределениеи использование прибыли
Прибыльраспределяется между государством, собственниками предприятия и самимпредприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуютна эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.
Взаимоотношенияпредприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложенияприбыли.
Для налогообложениябалансовая прибыль корректируется в соответствии с налоговым стандартами(Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, идругими.). Надо отметить, что понятие чистой прибыли в России не соответствуетпонятию чистой прибыли по международным стандартам, «наша» чистая прибыль поситу не является чистой, а включает в себя значительные расходы (фондыпотребления, социальной сферы и т.д.), что недопустимо по западным стандартам.
Из прибыли, остающейся враспоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством иучредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фондпотребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Эта прибыльнаправляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала;на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходысоциального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.
При этом под фондомнакопления понимаются средства, направленные на производственное развитиепредприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоениепроизводства новой продукции, на строительство и обновление основныхпроизводственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующихорганизациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительнымидокументами предприятия (на создание нового имущества предприятия).
За счет средств фондовнакопления финансируются главным образом капитальные вложения напроизводственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счетсобственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходитпреобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопленияуменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетногогода, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, невключенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основныхсредств.
Под фондами потребленияпонимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальномуразвитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллективапредприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории,единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, неприводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фонд потребленияскладывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социальногоразвития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видоввознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фондасоциального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий,частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищноестроительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели,предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Резервный фондпредназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временногоухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит длякомпенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства ипотребления продукции.
Для повышенияэффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли быладостигнута оптимальность в сумме отчислений.
Нормативы отчислений отприбыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием посогласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фондыпроизводятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибылипроисходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумманераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы. Этаприбыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотногокапитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал,на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.
Прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется надальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в томчисле государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистойприбыли предприятия. В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыльпредприятий направляется:
- на финансированиеНИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению навой техники;
- насовершенствование технологии и организации производства;
- на модернизациюоборудования;
- улучшениекачества продукции;
- техническоеперевооружение;
- реконструкциюдействующего производства.
Чистая прибыль являетсяисточником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляетсяна уплате процентов по кредитам, полученным на восполнение недостаткасобственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплатупроцентов по просроченным и отсроченным кредитам. За счет чистой прибылиуплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажуавтомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделокпо купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.
Обеспечиваяпроизводственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли,предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения междуфондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктурыи вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источникомфинансирования производственного и социального развития, а также материальногопоощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующегозаконодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибылиуплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды отзагрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен напродукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученнаяпредприятием прибыль.
В случаях утаиванияприбыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваютсяштрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль. Хозяйствующийсубъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иноене предусмотрено Уставом.
Глава 2.Анализ образования и использования прибыли ООО «Эверест +».
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности
Основным видомдеятельности ООО «Эверест +» является производство и реализацияпродукции из металла: двери, решетки, изготовление изделий по имеющимсяобразцам, так и по индивидуальным проектам заказчиков.
Целью деятельности ООО" Эверест +" является производство данной продукции и удовлетворениесуществующего спроса на нее на рынках Тулы и Тульской области и,соответственно, получение прибыли в процессе этой деятельности.
Производственная фирма "Эверест +" " является обществом с ограниченной ответственностью(ООО). В ООО " Эверест +" " создан уставный фонд, размеркоторого составляет 713 тыс. руб.
Высшим органом управленияООО «Эверест +» является собрание участников. В его компетенциинаходятся вопросы определения главных направлений предпринимательскойдеятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание иотзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплатытруда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытияубытков и др.
Исполнительным органомООО «Эверест +» является директор. В его компетенции находятсявопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, атакже организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжениеимуществом, найм и увольнение персонала.
В 2007году среднесписочная численность работников ООО «Эверест +» составила44 человека. В том числе:
- управленческийперсонал – 4 чел.
- специалисты – 5чел.
- производственныерабочие – 32 чел.
- обслуживающийперсонал – 3 чел.
Впредшествующем году (2006) численность персонала фирмы составляла 40 человек.
ООО«Эверест +» выпускает широкий ассортимент продукции из металла,содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ООО«Эверест +» аналогичны ценам конкурирующих фирм.
2.2.Порядок определения прибыли.
Основнымиисточниками информации для проведения анализа финансовых результатовдеятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовойотчетности: форма №1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1); форма №2«Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2).
Таблица2. Схема формирования прибыли (убытка) предприятия.Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., налоги и обязательные платежи - Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг - Валовая прибыль Коммерческие расходы - Управленческие расходы - Прибыль (убыток) от продаж Проценты к получению (+), проценты к уплате(-) +/- Доходы от участия в других организациях + Прочие операционные доходы + Прочие операционные расходы - Внереализационные доходы + Прибыль (убыток) до налогообложения Налог на прибыль и другие аналогичные платежи - Прибыль (убыток) от обычной деятельности Чрезвычайные доходы(+), чрезвычайные расходы(-) +/- Чистая прибыль
1)Рассчитываем валовую прибыль. От показателя выручки от реализации товаров,продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей)вычитается полная себестоимость реализованной продукции.
3603,10– 2517,82 = 1085,28 т.р.
2) Рассчитываемприбыль (убыток) от продаж. От показателя валовой прибыли вычитаютсякоммерческие и управленческие расходы.
1085,28– 301,28 – 391,34 = 392,66 т.р.
3)Рассчитываем прибыль (убыток) до налогообложения. От показателя прибыли(убытка) от продаж операционные расходы (проценты к уплате и прочиеоперационные расходы) и внереализационные расходы и прибавляются операционныедоходы (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочиеоперационные доходы) и внереализационные доходы.
392,66 –15,12 = 407,78 т.р.
4)Высчитываем сумму налога на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.Ставка налога на прибыль составляет 24%, общая ставка иных аналогичных платежейсоставляет 8%.
(407,78* 0,24) + (407,78 * 0,08) = 97,87 + 32,61 = 130,48 т.р.
5)Высчитываем показатель прибыли (убытка) от обычной деятельности. От показателяприбыли (убытка) до налогообложения вычитается сумма налога на прибыль и иныеаналогичные обязательные платежи.
407,78 –130,48 = 277,30 т.р.
6)Рассчитываем чистую прибыль. От показателя прибыли (убытка) от обычнойдеятельности вычитываются чрезвычайные расходы и прибавляются чрезвычайныедоходы. Чистая прибыль равна 277,30 т.р.
Основныепоказатели финансово-хозяйственной. деятельности представлены в таблице 3.
Таблица 3.Основные показатели ФХД ООО «Эверест +» за 2006-2007гг., тыс. руб. Показатели 2002 г. 2001 г. Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей) 3603,10 1923,46 Полная себестоимость реализованной продукции 2517,82 1511,48 Валовая прибыль 1085,28 411,98 Прибыль (убыток) от продаж 392,66 78,6 Внереализационные результаты 15,12 4,34 Прибыль отчетного периода (балансовая прибыль) 407,78 82,94 Налог на прибыль 97,87 19,91 Иные обязательные платежи 32,61 6,99 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 277,30 56,04 Чистая прибыль 277,30 56,04
По сравнению спредшествующим годом темп прироста балансовой прибыли составил 391,66%((407,78-82,96)*100/82,94). Но с учетом инфляции фактический темп приростасоставил 173,09%.
Наибольшуюдолю в структуре балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарнойпродукции – 96,29%.
Удельныйвес внереализационных результатов составил лишь 3,71% балансовой прибыли. Этоявляется отражением того, что предприятие занимается только основным видомдеятельности – производством и реализацией продукции деревообработки и незанимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участияв других предприятиях, не имеет ценных бумаг, не является арендодателем и т.п.
2.3.Распределение и использование прибыли предприятия
Механизмвоздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характерараспределительных отношений, конкретных форм и методов их организации, ихсоответствия уровню производительных сил производственных отношений. Ориентиромдля установления соотношения между накоплением и потреблением должны бытьсостояния производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции.В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельноопределить способ распределения чистой прибыли.
Распределениечистой прибыли ООО «Эверест +» осуществляется посредством образованияспециальных фондов; фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда.
Фонднакопления ООО «Техкомплект» используется на конструкторские итехнологические работы, разработку и освоение новых видов продукции,технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническимперевооружением и реконструкцией производства, проведением природоохранных мероприятий.Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов поним, уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимостьпродукции, финансирование прироста оборотных средств.
Фондпотребления анализируемого предприятия используется на социальное развитие исоциальные нужды. За счет него финансируется строительство объектовнепроизводственного назначения, осуществляется выплата премий за выполнениеособо важных производственных заданий, оказание материальной помощи и т.п.
Как видно из таблицы 4,более 50% чистой прибыли осталось нераспределенной. Доля отчислений в фонднакопления составляет 39,67% от чистой прибыли, это позволяет сделать вывод отом, что руководство ООО «Эверест +» планирует расширять производство,а именно, увеличивать основные и оборотные фонды, осваивать новые видыпродукции.
Таблица 4. Распределениеприбыли ООО «Эверест +».Показатель Сумма т.р. Балансовая прибыль 407,78 Налоговые отчисления 130,48 Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия 277,3 Экономические санкции ---- Отчисления в благотворительные фонды ---- Чистая прибыль 277,3
Распределение чистой прибыли: (т.р.,%)
В резервный фонд
В фонд накопления
В фонд потребления
Нераспределенная прибыль
10 – 3,6%
110 – 39,67%
16,4 – 5,92%
140,9–50,81%
Небольшаядоля (5,9%) отчислений в фонд, потребления показывает, что в планы руководстварассматриваемого предприятия в краткосрочном периоде не входит значительноеразвитие социальной сферы предприятия.
Глава 3.Факторы роста прибыли
Систематическое получениеприбыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любогопредприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия являетсямаксимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическоеувеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вотпочему для своего решения она требует системного подхода.
Из этогоследует, что максимизация прибыли связана с процессом приращенияпредпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетахтребуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельногодохода и предельных издержек.
Для того чтобы решитьвопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие вусловиях свободной конкуренции или монопольного рынка.
Для предприятиямаксимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции,при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализацииравнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доходравен рыночной цене.
На рассматриваемомпредприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:
- увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;
- снижение себестоимости выпускаемой продукции;
— повышение качества выпускаемойпродукции.
Для максимизации прибылирекомендуется осуществлять следующие конкретные мероприятия:
1.Строгое соблюдениезаключенных договоров на выполнение работ. Для предприятия особо важно найтизаказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ.
2.Проведение масштабной иэффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собойособую форму вложения капитала.
3.Повышение эффективностидеятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо большевнимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всехвидов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий отпроизводителя к потребителю.
4.Улучшать качествовыполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованностивыбора данного предприятия заказчиками работ.
5.Так же не последнююроль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет болееполного использования производственных мощностей предприятия.
6.Сокращение затрат на производствоза счет повышения уровня производительности труда, экономичного использованиясырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования
7.Сокращениенепроизводственных расходов и производственного брака.
8.Применение самых современныхмеханизированных и автоматизированных средств для выполнения работ.
9. Рассмотреть иустранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов науправленческие и коммерческие расходы.
10. Повысить в составе реализацииудельного веса мелкооптовой продукции.
11. Совершенствовать рекламнуюдеятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий.
12. Осуществлять эффективнуюценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориямпокупателей.
13. Осуществить мероприятия,направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечномитоге отразиться на повышении производительности труда.
14. Осуществлятьпостоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовойпродукции.
Выполнение этихпредложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии. Необходимо,чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация исбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайноиндивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре.Максимальное получение прибыли в основном связывается со снижениемпроизводственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратамипредприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена накаждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено ввозможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличенияприбыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественныххарактеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия. Современноепроизводство должно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладать большойгибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так какнеспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречетпредприятие на банкротство.
2. Технологияпроизводства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формыконтроля, организации и разделения труда.
3. Требования к качествуне просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошоработы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлениипотребителям дополнительных фирменных услуг.
4.Резко измениласьструктура издержек производства. Одновременно все более возрастает доляиздержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиальноновых подходов к управлению и организации производства, непосредственнокасается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место вразработке управления ею в рамках предприятия в целом.
5.Особой проблемойявляется и повышение эффективности деятельности предприятия по поискузаказчика. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скоростидвижения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиватьсямаксимально быстрого выполнения работ. Осуществляя тактику постоянных улучшенийдаже в давно известных услугах и работ, можно обеспечить себе неуклонный ростдоли рынка, объемов предлагаемых работ и доходов.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е Экономическая ситуация,сложившаяся в нашей стране в последнее десятилетие, требует от предприятийповышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услугна основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных формхозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности иактивизации предпринимательства.Предприниматели стремятся получать всёбольший доход, предельно экономно использовать естественные, трудовые иинвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, каксвои творческие и организационные (предпринимательские) способности в избраннойими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствованияпроизводства, раскрывает созидательные возможности частной собственности. Заинтересованность предприятий впроизводстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынкепродукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условияхнаходится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Прибыль — наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики.Её простота определяется тем, что она является стержнем и главной движущейсилой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельностипредпринимателей в экономике.
Прибыль является основнымисточником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматриваетсякак результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития. Для страны прибыльфирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решениясоциальных проблем страны или региона.
Каждое предприятие, фирмапрежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какойдоход она сможет получить.
Прибыль предприятия(фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на еепроизводство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса ипредложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условияхсвободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желаниюпроизводителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело –затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастатьили снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальныхресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат,которые он может привести в действие при умелом руководстве.
Извлечение максимальнойприбыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Процветающеепредприятие то, которое получает устойчивую прибыль от своей деятельности(производство и реализация продукции, сдача в аренду основных фондов и др.).Финансовые результаты деятельности фирмы характеризуются суммой полученнойприбыли и уровнем рентабельности. В условиях рыночных отношений предприятиедолжно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и крациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволитне только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитиеего производства в условиях жёсткой конкуренции.
Поискрезервов для повышения эффективности использования всех видов имеющихсяресурсов — одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практическииспользовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансовогоэкономического анализа. Существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности.К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции,снижение удельной себестоимости продукции и повышение качества продукции.
Списоклитературы
1. Анализ финансовойотчётности. /Беркстайн Л. А. Москва, Финансы и статистика, 2000 год.
2. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия./ Савицкая Г.В. Минск, ООО «Новое знание», 2001 год.
3. Анализхозяйственной деятельности в промышленности /под редакцией Стражева В.И. Минск,1998 год.
4. Бухгалтерскийучёт: учебное пособие./ Кондраков Н.П Москва, ИНФРА-М, 2002год.
5. «Ваша прибыль вусловиях рынка»./Кодацкий В.П. Москва, «Финансы и статистика», 2003 год.
6. Методикафинансового анализа предприятия./ Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Москва, ИНФРА-М,1999 год.
7. Налоги./ Подредакцией Черника Д.Г. Москва, Финансы и статистика, 2000 год.
8. Финансово-экономическоесостояние предприятия. /Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие.Москва. Изд-во «Приор», 2000 год.
9. Финансовыйанализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. /КовалёвВ.В. Москва, Финансы и статистика, 2000 год.
10. Финансы. /Подредакцией Дробозиной Л.А. Москва, издательство «Финансы» ЮНИТИ, 2000 год.
11. Финансыпредприятий. / Павлова Л.Н., Москва, “ЮНИТИ”, 1998
12. Финансыпредприятий./ Под редакцией Романовского М.В., Москва, «Бизнес-пресса»,2000год.
13. Финансыпредприятий./ Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С., Москва, ИНФРА-М, 2000 год.
14. Финансыпредприятий./ Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И., ПИТЕР, 2002 год.
15. «Экономикапредприятия»/Сергеев И.В. Москва, «Финансы и статистика» 2002 год.
16. Экономическаятеория /Под редакцией Добрынина А.И., Тарассвича Л.С. Санкт-Петербург,издательство СПбГУЭФ, изд. «Питер», 2002 год.